КРАТКО О МАРКЕТИНГЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ДЛЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
|
Что такое маркетинг?
Во многих новых предприятиях их владельцы и руководители тесно связаны с производственной деятельностью, потому что являются специалистами именно в этой области. Некоторые из них знают о маркетинге очень мало либо вообще не представляют себе, что это такое, тогда как маркетинг (при условии его правильного проведения и эффективного использования результатов) может стать тем фактором, который превратит убыточное предприятие в процветающее. Многих владельцев и руководителей малых предприятий термин “маркетинг” ставит в тупик. Некоторые из них считают, что маркетинг – это то же самое, что и сбыт.
^
Сбыт - это реализация имеющихся у Вас товаров или услуг. Маркетинг - это процесс:
• поиска покупателей
• удовлетворения покупателей
• сохранения покупателей
^
Основная задача маркетинга - УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЯ. Малые предприятия, которые ОРИЕНТИРОВАНЫ НА РЫНОК, смотрят на вещи с точки зрения покупателя. Они стараются делать все для того, чтобы покупатели были счастливы, ибо понимают, что если те не придут к ним вновь, успехов в бизнесе не будет. Это не значит, что для проведения маркетинга нужно обладать обширными академическими знаниями по принципам и методам маркетинга. Конечно, такие знания полезны, но первоосновой успешного маркетинга является следующее правило: хорошо делать простые вещи и считать своей целью счастье покупателя.
2. Ориентированы ли Вы на рынок?
Что о Вас думают Ваши покупатели? Сказали бы они, что Ваша фирма ориентирована на рынок?
^
На что я ориентируюсь - на товар или на рынок?
а) При ориентации на товар:
• Вы фокусируете внимание на внутрифирменной деятельности • Вы сосредотачиваетесь на производстве хороших изделий с минимально
возможными затратами
• Вы ищете, кому эти изделия можно продать
б) При ориентации на рынок:
• Вы фокусируете внимание на внешне фирменной деятельности • Вы сосредотачиваетесь на определении потребностей и нужд покупателей • Вы собираетесь поставлять изделие, которое удовлетворяет НУЖДЫ • покупателей лучше, чем любая из существующих альтернатив
Ориентация на рынок предполагает прежде всего проведение его исследования.
^
Структура маркетинга включает в себя четыре элемента, по которым Вы должны принять ряд решений. Это сочетание элементов маркетинга называют “четыре пи”(по первым буквам их английских названий): 1. Товар (Product) - производство изделий и предоставление услуг, необходимых потребителям.
2. Распределение (Place) - выбор каналов и методов сбыта. 3. Продвижение (Promotion) - информирование потребителей о
предлагаемых товарах и услугах.
4. Цена (Price) - разработка правильной стратегии ценообразования. Огромное количество решений, которые Вам придется принимать в маркетинге, касается этих “четырех пи”. Тщательная проработка этих элементов структуры маркетинга является основой формирования плана маркетинга Вашей фирмы.
^
1. Внимательно относитесь к нуждам покупателей. 2. Никогда не делайте никаких предположений о своем рынке – собирайте только факты.
3. Всегда работайте по плану маркетинга, не оставляя ничего на волю случая. 4. Постоянно обновляйте информацию о своем рынке и о своих конкурентах. 5. Не выпускайте на рынок новые товары и услуги без тщательного исследования и планирования рынка.
6. Остерегайтесь увеличивать объем продаж без достаточного оборотного капитала. 7. Все измеряйте - всегда сравнивайте затраты с результатами.
^
Исследование рынка, сбор, анализ и использование информации необходимо в процессе принятия решений по планированию бизнеса и определению осуществимости планируемой деятельности. Ввиду сложности рынков сбор информации необходимо осуществлять по определенному плану. Рассматривая тот или иной рынок, следует ответить на ряд вопросов, а затем принимать решения относительно структуры маркетинга.
Цель любой исследовательской программы состоит в получении информации, которая позволит быстрее, проще и надежнее сформулировать ответы на следующие вопросы:
• Что покупает рынок?- объекты покупки
• Почему он покупает?- цели покупки
• Кто покупает?- покупающая организация
• Как покупает?- методы покупки
• Когда покупает?- время покупки
• Где покупает?- пункты покупки
• Сколько покупает?- общий размер рынка • Сколько будет покупать?- тенденции развития рынка
• Где еще будет покупать?- конкуренты
Существует структурированный подход к любой исследовательской программе. Ниже перечислены 13 шагов, соответствующих основным этапам реализации программы.
1. Определите, какая информация требуется.
2. В какой форме информация будет наиболее полезной? 3. Существует ли информация в настоящее время? 4. Если да, то где и в какой форме?
5. Как можно ее получить?
6. Если получить ее в готовом виде нельзя, как лучше ее собрать? 7. Как выглядит график сбора информации?
8. Какие ресурсы - финансовые и людские - имеются в наличии?
9. Реализация программы теоретических исследований.
10.Анализ данных теоретических исследований.
11.Реализация программы практических исследований.
12.Анализ и проверка результатов практических исследований.
13.Составление отчета по программе исследований.
Обсуждение темы, дополнительные материалы, поддержка обучения
Обсудить тему можно с преподавателями Программы дистанционного обучения предпринимателей, отправив письменное решение задания на адрес: 3s3w@i.ua Материал подготовил Троян И.И., член координационного совета по вопросам развития предпринимательства в городе Днепропетровске, глава отраслевой группы по вопросам информационно-аналитического обеспечения.
| |