конспект
урока по математике в 1 Б классе
Тема: «Нахождение неизвестной части по целому и известной части»
учитель:Семенцова С.В.
Тема. Нахождение неизвестной части по целому и известной части.
Цели урока.
Выделить и зафиксировать неизвестную величину.
Сконструировать способ нахождения части по известному целому и другой части.
Обучать учащихся составлению моделей различных видов.
Тип урока. Моделирование выделенного отношения в предметной, графической и знаковой формах.
І. Создание учебной ситуации
| Уч.: вы умеете работать с частями и целым?
Задание № 1.
Соберите из частей целое.
У всех у вас получились одинаковые величины?
Д.: Да. Нет.
Уч. : Почему разные мнения?
Д.: У нас получились величины, одинаковые по количеству частей, по площади.
Уч.: Кто может рассказать о том, что вы делали с помощью схемы?

      
А А
   Е
В
С Д
Уч. : Кто прав ( схем разные, но обе
верны),кто напишет формулу к данной схеме?
| На столах по одному набору из четырёх частей. Работа в парах.
Двое детей у доски.
Обсудим варианты других схем.
Рассмотрим два варианта.
А=С+Д+Е+В и
С+Д+В= А
|
ІІ. Постановка учебной задачи.
| Уч.: Соберите из частей целое.
Задание 2.
На доске формула А+С=Д
Уч.: Я даю вам части – вы показываете целое.
   
 
Дети складывают части, но появляются вопросы (они показывают их на карточках).
Уч.: умеем, но сейчас мы не можем сложить целое по вашей формуле. Нам не хватает одной части.
Уч.: какую часть я вам должна дать?
Д.: любую.
Уч.: и у вас получиться такое же целое, какое есть у меня?
Д.: покажите своё целое.
Учитель показывает целое (круг) с вопросом: так любую часть?
Д.: нет. Нам нужна ваша фигура.
Дети ищут третью часть, накладывая части на фигуру (целое). Учитель предлагает закрасить найденную (недостающую) часть карандашом.
У большинства получилось:
  
   
и только у одной пары:
    
   
ученик объясняет: получилась бабочка.
Дети спорят с этой парой:
Нужно было найти ещё одну часть. У вас получилось, что целое состоит из четырёх частей, а не из трёх как в формуле. Два варианта хода обсуждения:
Реальный. Учитель предлагает отрезать закрашенную часть. Делает это сам. Дети собирают целое и сверяют с образцом.
Желательный. Ребята демонстрируют своё целое. Для этого они сами отрезают закрашенное и сравнивают количество частей в формуле и у них.
А + В + С = Д ?
(             1)
 
  
или
          (2)

       
И теперь составляем целое.
| Учитель раздаёт каждой паре по две части.
Нужно получить целое по формуле и образцу.
Кто согласен с этой парой? Если решение ошибочное, то выясняем, кто ещё допустил ошибку.
Лучше прямо накладывать часть на букву в формуле, написанной на доске. Теперь мы можем судить о верности ответа ученика.
| ІІІ. Моделирование способа
| Уч.: как вы нашли часть, которой у вас не было?
Д.: приложили к целому части, которые были. Закрасили то, что осталось, отрезали лишнее.
Задание 3.
Уч.: расскажите о том, что вы делали на языке математики? Покажите как вы действовали на схеме.
Как будем строить схему?
Ч ертят, комментируя:
  
Это целое;
Д

   
  
А В
Наложили части

         
  
А В С Отрезали
   
С получили третью часть
Уч.: рассказывает ли эта схема о задачи, которую мы решили? Какая была задача? (Были две части. Нужно было сделать целое по формуле. Не хватало одной части).
Видно ли на нашей схеме, что эта часть была неизвестной?
Д.: нет.
Уч.: как это показать?
Д.: значком. Можно вопросом.
Задание 4.
Уч.: можете ли вы о нашем способе нахождения неизвестной части рассказать по формуле?
На уроке к схеме:

         
   А В С
Ребята составили такие формулы:
Д – А – В = ?
? = Д – А – В
Д = А + В + ?
Уч.: как вы действовали составляя формулу?
|
^
Графическое моделирование
Молча.
Комментируя.
Нужен знак, который все бы понимали. Это - ? Знаковое моделирование
Формула составляется по схеме.
Как находили часть?
Что было известно?
Что делали?
Что нашли?
| IV. Итоговая рефлексия
| - как бы вы назвали этот урок?
-что нового изучили? Трудно? Легко?
- как бы вы оценили свою работу на уроке? А работу своей пары?
|
| |