Скачать 78.69 Kb.
|
![]() Профильный уровень. Цель урока:
Обеспечение:
Тип урока: Форма урока: урок – семинар Ход урока.
Учитель. Часто в процессе решения уравнений невозможно или нецелесообразно пользоваться стандартными методами. Тогда можно воспользоваться нестандартными приемами исследовательского характера. Часто при этом используют свойства функций. Так как мы сегодня будем решать показательные уравнения, то полезно повторить определение и свойства показательной функции:
Иногда нестандартный подход приводит к неожиданно простому и оригинальному и, естественно, более рациональному способу решения. Работая в группах по определенной теме, вы познакомитесь с некоторыми нестандартными приемами решения показательных уравнений. Как показала подготовка к уроку, работа вызвала у многих из вас интерес к математическим исследованиям, расширила ваши познания в решении показательных уравнений. Каждая группа подготовила отчет о проделанной работе и сейчас мы выслушаем сообщения учащихся, обменяемся приобретенным опытом.
Рассмотрим уравнение вида ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Аналогично для ![]() ![]() Пример 1. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Пример 2. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Следовательно ![]() 2. Использование свойств монотонных функций. Если функция ![]() ![]() ![]() Пример 1. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Проверкой убеждаемся, что это 2: ![]() ![]() ![]() ![]() Пример 2. Решить уравнение ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Значит, уравнение имеет 1 корень. ![]() ![]() ![]() ![]() 3. Решение уравнений, содержащих четные функции Чтобы найти решения уравнения ![]() ![]() Пример 1. ![]() ![]() ![]() ![]() Решим это уравнение при ![]() ![]() Имеем: ![]() ![]() 0 – корнем уравнения не является. Присоединим противоположные числа: ![]() ![]() Ответ: ![]() ![]() ![]() Пример 2. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Найдем корни при ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() По теореме Виета ![]() ![]() ![]() ![]() 1) ![]() ![]() ![]() ![]() Учитывая четность функций ![]() ![]() Ответ: ![]() ![]() 4. Использование ограниченности функций. Ограниченность функций ![]() ![]() ![]() Решения системы будут решениями уравнения ![]() ![]() Пример 1. ![]() ![]() ![]() Следовательно, данное уравнение равносильно системе ![]() ![]() ![]() Проверкой убеждаемся, что ![]() ![]() ![]() Ответ: ![]() Пример 2. Решить уравнение ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 5. Решение показательных уравнений, содержащих взаимные функции. Это уравнение вида ![]() ![]() ![]() При решении иногда необходимо помнить ![]() ![]() Тогда легко сделать вывод относительно уравнений: ![]() ![]() Очевидно, что корней они не имеют. Особый интерес представляют уравнения, которые содержат показательные функций с сопряженными иррациональными основаниями: ![]() Рассмотрим примеры: № 1. ![]() № 2. ![]() № 3. ![]() № 4. ![]() № 5. ![]() Легко заметить, что основания показательных функций, входящих в уравнения, являются обратными числами. Поэтому, заменив первое слагаемое на t, а второе на ![]() Пример 1. ![]() Решение. ![]() Пусть ![]() ![]() Имеем ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Ответ: ![]() 6. Решение однородных показательных уравнений. Уравнения вида ![]() ![]() № 1. ![]() № 2. ![]() № 3. ![]() Пример 1. ![]() ![]() Пример 2. ![]() ![]() ![]() Т.к. ![]() то ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 1. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Ответ: ![]() Пример 3. Корней нет, т.к. ![]()
Вы прослушали выступление одноклассников. Познакомились с довольно интересным и необычным подходом к решению показательных уравнений; более того, сами проявили активное участие в решении уравнений. Сейчас мы с вами оценим выступления каждого отвечающего тайным голосованием. У вас список выступавших. Ваша задача оценить каждого. Кроме того в этот список можно внести фамилии самых активных, на ваш взгляд участников семинара. Предварительные (мои) оценки участников семинара таковы… Окончательная оценка будет выставлена с учетом ваших поправок и пожеланий. Следующий урок это урок – практикум по данной теме. Желающие углубить свои знания по математике, могут подготовиться к нему, решив следующие задания. |
![]() | Цель : рассмотреть способы решения показательных уравнений, неравенств и их систем | ![]() | Цель: Освоить графический метод для решения уравнений и систем уравнений, научиться решать уравнения с одним неизвестным с помощью... |
![]() | Методы решения нелинейных уравнений. Метод бисекции (деления отрезка пополам) (л1) | ![]() | Можно выделить три метода решения обыкновенных дифференциальных уравнений: точные, приближенные и численные |
![]() | Образовательные: – повторение понятий: функция, график функции, решение системы уравнений с двумя переменными, закрепление и усовершенствование... | ![]() | Пакет оптимизации (Optimization Toolbox) — это библиотека функций, расширяющих возможности системы matlab по численным вычислениям... |
![]() | Слайд 1 Показательная функция. “Функционально графические методы решения уравнений и неравенств” | ![]() | Система линейных уравнений. Определитель решения системы. Исследование линейной системы 2-ух уравнений с 2-мя неизвестными |
![]() | Рассмотрены алгоритмы решения некоторых типов неоднородных линейных дифференциальных уравнений в коммутативных гиперкомплексных числовых... | ![]() | Здесь описан алгоритм решения системы линейных уравнений с помощью так называемого метода Гаусса. Программу вы можете скачать разделе... |