Методическое пособие составлено методистом Тутариновой Л. В. Рекомендовано Методическим Советом колледжа в качестве методического пособия для преподавателей при подготовке открытого урока, а также студентам специальности при изучении дисциплин «Педагогика»




Скачать 377.3 Kb.
НазваниеМетодическое пособие составлено методистом Тутариновой Л. В. Рекомендовано Методическим Советом колледжа в качестве методического пособия для преподавателей при подготовке открытого урока, а также студентам специальности при изучении дисциплин «Педагогика»
страница1/4
Дата публикации08.11.2013
Размер377.3 Kb.
ТипМетодическое пособие
uchebilka.ru > Математика > Методическое пособие
  1   2   3   4
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Астраханский государственный колледж профессиональных технологий»

Серия «В помощь преподавателю»

Методическое пособие для преподавателей

Как подготовить открытый урок

2009 г.

Методическое пособие составлено методистом Тутариновой Л.В.

Рекомендовано Методическим Советом колледжа в качестве методического пособия для преподавателей при подготовке открытого урока, а также студентам специальности при изучении дисциплин «Педагогика», «Психология»
Содержание

Пояснительная записка.______________________________________
Планирование открытых занятий.______________________________
Требование к открытому занятию

(типы и виды занятий, формы и методы, цели урока)_____________
Подготовка открытого занятия._________________________________
Методическое обеспечение открытого занятия.___________________
Проведение открытого занятия._________________________________
Обсуждение и анализ открытого учебного занятия ________________

( анализ и самоанализ урока)


Приложение:

  1. Схема плана урока

  2. Схема самоанализа урока

  3. Образец титульного листа методической разработки урока

Пояснительная записка.

При организации современных педагогических технологий особую значимость приобретает нестандартные, нетрадиционные уроки. В данном методическом пособии, предназначенном для преподавателей, разрабатывающих открытое мероприятие или урок, даны краткие сведения об организации открытого урока. Раскрыты основные требования, предъявляемые к современному уроку. В пособие включена в качестве иллюстрации методическая разработка открытого урока.

Краткий обзор форм организации учебных занятий поможет сориентироваться в их многообразии при подготовке к уроку, а схема самоанализа даст возможность преподавателю дать более объективную оценку своему уроку.

Не следует пользоваться пособием, как шаблоном. Подготовка к уроку - это творчество, направленное не на идею развлечения на уроке, а на идею познания в наиболее приятной и легкой форме.

Открытое учебное занятие является формой распространения и пропаганды передового опыта, элементом методической работы преподавателя, действенным элементом учебного и воспитательного процесса.

Целью открытого учебного занятия является показ передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения и применения ЭВМ, обобщение приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.

Задачей преподавателя, готовящего открытое занятие, является оценка эффективности применяемых методов; совершенствование отдельных приемов, педагогических находок; создание своей системы учебно-воспитательной работы.

Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения. Проведение открытого урока рекомендуется ограничить временными рамками (45 минут). За это время предоставляется возможность продемонстрировать не только структурные элементы урока, но и педагогические находки преподавателя.

В начале учебного года составляются графики проведения открытых занятий (предметной недели) в каждой методической комиссии, на основании которых составляется единый график проведения открытых занятий в колледже. Открытые занятия проводят все сотрудники имеющую педагогическую нагрузку.

Основными критериями для оценки эффективности открытого занятия должны быть качество знания, умений и навыков, приобретенных студентами под руководством преподавателя.

Открытые занятия для всех преподавателей колледжа направлены на оказание им помощи в решении задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
^ Планирование открытых занятий.

На заседании методической комиссии в конце учебного года проводится анализ взаимопосещений занятий преподавателями, на основании, которого определяется опыт, который оправдал себя на практике и может быть показан в данном учебном году. Как правило, открытые уроки планируются на проведение недели специальности. На основании обсуждения творческого опыта преподавателей, составляется план проведение открытых занятий.

При составлении плана проведения открытых занятий целесообразно поручать их проведение, в первую очередь, опытным, творчески работающим преподавателям. Могут привлекаться к проведению открытых занятий и начинающие (молодые) преподаватели, если у них есть интересные педагогические находки. Проведение открытого урока так же может планироваться по индивидуальному графику аттестации преподавателя.

При планировании открытых занятий необходимо сразу определить конкретную методическую цель каждого из занятий.

Выбор темы открытого занятия предоставляется преподавателю, который проводит занятия. При прочих равных условиях, преимущества должно быть отдано сложным темам программы, которые важны для осуществления межпредметных связей, недостаточно освещены в методической литературе, требуют серьезных изменений в методике их изложения.

При планировании открытых учебных занятий следует равномерно распределять их по учебным группам. Нецелесообразно планировать их на сентябрь (время организационных мероприятий), январь, июнь (время сессии).
^ Требования к открытому занятию.

Уровень занятий должен отражать научность и точность фактического материала, использование последних достижений науки в рассматриваемом вопросе, реализацию учебных, воспитательных и развивающих задач.

Методическая оптимальность занятий должна определить правильность избранного ею вида использования наглядности, ТСО, новых методов в обучении, правильное распределение времени на структурные элементы занятия.

Применение новых педагогических технологий, приемов и методов преподавания, при помощи которых реализуются цели занятия, формирование знаний, умений и навыков на основе самостоятельной познавательной деятельности студентов, являются основными требованиями к открытому занятию.

Открытое занятие должно служить иллюстрацией выводов, к которым пришел преподаватель в результате педагогического эксперимента, работы над педагогической темой, результата работы по педагогической технологии или на основании многолетнего опыта работы. До проведения открытого занятия целесообразно доложить на заседании методической комиссии о проделанной работе и своих наблюдениях.
В плане урока необходимо указать тип и вид учебного занятия. В колледже обозначены следующие виды занятий – теоретическое и практическое. Это продиктовано удобством заполнения журнала, странички которого делятся на теоретическое и практическое обучение, и отражено в календарно-тематическом плане дисциплины. Форму организации по данному виду занятия преподаватель выбирает самостоятельно. Это может быть лекция, семинар, лабораторная работы, экскурсия и т.д.
Тип учебного занятия определяется его содержанием и учебными целями.

Комбинированный урок

Данный тип урока имеет наиболее сложную структуру, включающую в себя следующие элементы: организационную часть; проверку знаний ранее изученного материала и выполнения домашнего задания; изложение нового материала; первичное закрепление новых знаний, применение их на практике и инструктаж по домашнему заданию.

Организационная часть заключается в проверке наличия учащихся на уроке, готовности учебного кабинета к занятию. На первых уроках преподавателя в организационную часть входит знакомство с учащимися.

Проверка знаний заключается в выявлении и оценке путем опроса уровня знаний пройденного ранее материала, умений и навыков учащихся; выполнения ими домашнего задания; подготовке студентов к восприятию нового материала.

При проверке и оценке знаний применяют:

  • индивидуальный устный опрос;

  • опрос по карточкам;

  • письменный опрос;

  • опрос у доски;

  • решение задач и другие способы опроса.

Для вовлечения большего числа учащихся в опрос часто письменный опрос сочетают с индивидуальным устным. При опросе преподавателю целесообразно активизировать внимание класса путем рецензирования, исправления и дополнения ответов, продолжения их, приведения примеров, а также давать возможность учащимся задавать вопросы преподавателю и отвечающим. Это позволит вовлечь большее число учащихся в проверку знаний и способствует активному повторению материала.

Если на уроке ставится цель подготовить учащихся к восприятию нового материала, преподаватель проводит фронтальный (беглый) опрос, задавая учащимся вопросы по материалу предыдущего урока. На основе такой проверки вносятся коррективы в намеченный план изучения нового материала.

Изложение нового материала начинается с объяснения содержания новой темы, увязки ее с ранее пройденным. При изложении нового материала на комбинированном уроке применяются такие методы, как рассказ, беседа, объяснение и значительно реже - лекция. Обычно один метод является ведущим, а другие привлекаются для активизации процесса обучения. Возможно использование различных дидактических приемов: информирование о плане сообщения нового материала; интересное, нестандартное его изложение; создание проблемных ситуаций; обращение к жизненному опыту учащихся; демонстрация фрагментов диафильмов; запись материала на доске или использование наглядных пособий.

Первичное закрепление знаний является, как правило, обязательной частью большинства комбинированных уроков. Формы и методы закрепления материала могут быть разнообразными, но они должны стимулировать мыслительную деятельность учащихся. Закрепление материала возможно в форме беседы (преподаватель задает вопросы практического характера, интересно формулирует их, дает задание заметить и исправить ошибку отвечающего, продолжить ответ, привести свой пример, задать вопрос отвечающему, прокомментировать ответ), а также в форме самостоятельной работы учащихся под руководством преподавателя (решение задач, чтение таблиц, диаграмм, составление технологических карт, работа с карточками-заданиями, со справочной и нормативной литературой, изучение и комментирование иллюстраций в учебниках и других учебных пособиях). При закреплении материала преподаватель выясняет, насколько правильно студенты поняли новый материал, выявляет ошибки в его понимании и исправляет их. При закреплении знаний нового материала можно использовать фрагменты диафильмов.

Как правило, закрепление нового материала проводится в конце урока, но можно проводить его и параллельно с сообщением новых знаний (после каждого фрагмента нового материала) в зависимости от содержания сложности и важности учебного материала.

Домашнее задание дается устно или пишется на доске. Цель его - закрепить знания учащихся путем самостоятельной работы во внеурочное время. Преподаватель должен объяснить учащимся способы выполнения домашнего задания и определить материал для конспектирования по учебнику или дополнительной литературе (если это необходимо).
Урок сообщения и усвоения новых знаний

Основная цель данного типа урока - дать учащимся знания по новому разделу предмета. Он состоит из организационной части, изложения нового материала, закрепления его и инструкции по выполнению домашнего задания.

Изложение нового материала - основная часть этого типа урока - проводится методом объяснения, рассказа или лекции. Начинают изложение материала с постановки изучаемых вопросов, т.е. с раскрытия плана изучения нового материала и увязки его с предыдущими темами. Для активизации познавательной деятельности учащихся объяснение или лекцию целесообразно сочетать с беседой, основывающейся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на их жизненном опыте. Для повышения эффективности учебного процесса необходимо использовать создание проблемных ситуаций, широкое применение диафильмов, слайдов и плакатов.

Закрепление нового материала проводится чаще всего путем беседы в форме опроса. Вопросы для беседы не должны повторять вопросов плана изложения нового материала. Целесообразно, чтобы они были более простыми и предполагали достаточно короткие ответы.
Урок повторения и обобщения полученных знаний

Урок такого типа проводится после изучения темы или раздела предмета. Его элементами являются: постановка проблем и выдача заданий, выполнение учащимися заданий и решение задач; анализ ответов и оценка результатов работы; исправление ошибок; подведение итогов; инструктаж по выполнению домашнего задания.
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Данный тип урока включает организационную часть, определение и разъяснение цели занятия, воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы; сообщение содержания задания и инструктаж о его выполнении; самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством преподавателя; обобщение и оценка выполненной работы; инструктаж по выполнению домашнего задания.

Основным методом обучения на таком уроке является самостоятельная работа учащихся, труд. Студенты решают задачи, выполняют расчеты, самостоятельно работают с книгой и другими материалами.
Урок применения знаний, умений и навыков

Данный тип урока отличается от предыдущих своей структурой и методами обучения. Урок этого типа включает организационную часть, определение и разъяснение целей занятия, установление связи с ранее изученным материалом, инструктаж по выполнению работы, самостоятельную работу учащихся, оценку ее результатов, инструктаж по выполнению домашнего задания.

Основной метод обучения на уроке - самостоятельная работа учащихся. Урок применения знаний, умений и навыков проводится при завершении изучения темы или разделов предмета. На нем, как правило, не проводится проверка знаний теоретического материала и навыков практической работы, как это уже делалось на предшествующих занятиях.
Краткий перечень методов обучения

Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.

Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
^ Словесные методы. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

 

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований:

- рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;

- содержать только достоверные и научно проверенные факты;

- включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

- иметь четкую логику изложения;

- быть эмоциональным;

- излагаться простым и доступным языком;

- отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

 
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие составлено методистом Тутариновой Л. В. Рекомендовано Методическим Советом колледжа в качестве методического пособия для преподавателей при подготовке открытого урока, а также студентам специальности при изучении дисциплин «Педагогика» iconУчебное пособие для вузов под ред. В. М. Мапельман и Е. М. Пенькова...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов и всех интере­сующихся философской проблематикой

Методическое пособие составлено методистом Тутариновой Л. В. Рекомендовано Методическим Советом колледжа в качестве методического пособия для преподавателей при подготовке открытого урока, а также студентам специальности при изучении дисциплин «Педагогика» iconУчебное пособие Рекомендовано Редакционно-издателъским советом Российской...
М 61 Педагогическая психология: учебное пособие /В. М. Минияров — М.: Ноу впо московский психолого-социальный институт, 2008. 288...

Методическое пособие составлено методистом Тутариновой Л. В. Рекомендовано Методическим Советом колледжа в качестве методического пособия для преподавателей при подготовке открытого урока, а также студентам специальности при изучении дисциплин «Педагогика» iconОрлов А. И. Теория принятия решений. Учебное пособие / А. И. Орлов
Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия...

Методическое пособие составлено методистом Тутариновой Л. В. Рекомендовано Методическим Советом колледжа в качестве методического пособия для преподавателей при подготовке открытого урока, а также студентам специальности при изучении дисциплин «Педагогика» iconМетодическое пособие Рекомендовано научно-методическим советом Центра...
Рекомендовано научно-методическим советом Центра переподготовки и повышения квалификации работников органов государственной власти,...

Методическое пособие составлено методистом Тутариновой Л. В. Рекомендовано Методическим Советом колледжа в качестве методического пособия для преподавателей при подготовке открытого урока, а также студентам специальности при изучении дисциплин «Педагогика» iconИ сравнительная психология
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов-психологов специальности 020400 при изучении учебной дисциплины "Зоопсихология...

Методическое пособие составлено методистом Тутариновой Л. В. Рекомендовано Методическим Советом колледжа в качестве методического пособия для преподавателей при подготовке открытого урока, а также студентам специальности при изучении дисциплин «Педагогика» iconАрсенов В. В. Инновационная деятельность предприятия Учебно-методическое пособие
Рекомендовано редакционно-издательским советом Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Методическое пособие составлено методистом Тутариновой Л. В. Рекомендовано Методическим Советом колледжа в качестве методического пособия для преподавателей при подготовке открытого урока, а также студентам специальности при изучении дисциплин «Педагогика» iconМетодическое пособие по курсу «спортивная метрология»
Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Спортивный менеджмент», преподавателей, аспирантов. В пособии рассматривается...

Методическое пособие составлено методистом Тутариновой Л. В. Рекомендовано Методическим Советом колледжа в качестве методического пособия для преподавателей при подготовке открытого урока, а также студентам специальности при изучении дисциплин «Педагогика» iconУчебное пособие «Управление объектами интеллектуальной собственности»
Может быть рекомендовано студентам экономических, технических и гуманитарных специальностей при изучении курсов по менеджменту интеллектуальной...

Методическое пособие составлено методистом Тутариновой Л. В. Рекомендовано Методическим Советом колледжа в качестве методического пособия для преподавателей при подготовке открытого урока, а также студентам специальности при изучении дисциплин «Педагогика» iconОтдел образования, молодёжи и спорта
Рекомендовано методическим советом Деражнянского районного методического кабинета (протокол №2 от 27 февраля 2013 г.)

Методическое пособие составлено методистом Тутариновой Л. В. Рекомендовано Методическим Советом колледжа в качестве методического пособия для преподавателей при подготовке открытого урока, а также студентам специальности при изучении дисциплин «Педагогика» iconУчебное пособие для иностранных студентов Утверждено Ученым Советом хнму
Учебное пособие предназначено для иностранных студентов, изучающих курс «История Украины». Его цель оказание методической помощи...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<