Урока: систематизировать и обобщить знания по теме «Синтаксис. Пунктуация»




Скачать 57.84 Kb.
НазваниеУрока: систематизировать и обобщить знания по теме «Синтаксис. Пунктуация»
Дата публикации20.11.2013
Размер57.84 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Математика > Урок
Повторение и обобщение знаний

и навыков по теме

«Синтаксис. Пунктуация»

5 класс

Урок подготовила

Попова Алина Ивановна,

учитель высшей категории

Новоанновской ОШ І-ІІІ ст.

Краснодонского района

Луганской области

Повторение и обобщение знаний и навыков по теме «Синтаксис. Пунктуация».

Цели урока: систематизировать и обобщить знания по теме «Синтаксис. Пунктуация», продолжить работу над расширением языкового кругозора учащихся; развивать орфографические и пунктуационные навыки, умение целостно воспринимать текст при чтении, учить строить диалогические и монологические высказывания в соответствии с орфографическими, лексическими, грамматическими нормами русского языка; воспитывать уважение к людям, умение дружить, формировать высоконравственную личность.

Оборудование: текст В.А.Сухомлинского, составные части робота (пунктограммы), портрет педагога, книжная выставка, орфографические и толковые словари, высказывание Толстого.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

2. Мотивирование учебно-воспитательной деятельности.

3. Слово учителя о великом педагоге Василии Александровиче Сухомлинском, который поставил личность ребёнка в центр воспитательного процесса, а самовоспитание строил прежде всего на доверии и уважении к личности и главным инструментом воспитания считал добро.

(На доске портрет, выставка книг).

* Чтение учителем рассказа из «Хрестоматии по этике» В.А.Сухомлинского «Конь убежал».

* Словарная работа (слова на доске).

^ Этика, воцарилась, время от времени, огнегривый. Обращаем внимание на орфограммы, объясняем написание слов, составляем с этими словами словосочетания (работа парами).

^ 4. Тесты для проверки восприятия текста.

1. Какую работу выполняли дети на уроке?

а) читали, б) учили правила, в) решали задачи.

2. Что раньше просил Петрик у Вити?

а) списать, б) коньки, в) книгу.

3. По словам учителя, записка – это…

а) тайна, б) нарушение дисциплины, в) баловство.

4. Как отнёсся класс к поступку Вити?

а) удивились и возмутились, б) согласились с Витей, в) дети остались равнодушными, продолжали решать задачи.

5. Кого или что потерял Витя?

а) коньки, б) огнегривого коня, в) друга.

Ответы детей сравниваем с ответами на доске.

1в 2б 3а 4а 5в

Дети получают отпечатанные тексты.

5. Беседа

*Сейчас мы с вами прослушали … (текст).

* Докажите, что это текст. (Учебник стр. 235)

* Какая тема этого текста?

*Сформулируйте основную мысль текста.

* К какому типу речи относится данный текст?

* Можно ли определить начало, основную часть и заключение этого текста?

* Из чего состоит текст? (из предложений)

* А предложение? (из словосочетаний)

Словосочетание

Определение, схема разбора. (Начинаем на доске строить робота).

Из первого абзаца выписать два словосочетания, определить главные и зависимые слова.

* Подлежащее и сказуемое – словосочетание?

Предложение

* Что такое предложение? Какими бывают предложения по цели высказывания?

* Выбрать из текста примеры повествовательного, вопросительного, побудительного предложений, зачитать.

* Выбрать из текста слова с пропущенными буквами, вставить буквы, назвать орфограммы, если есть необходимость – использовать словарь.

К…ньки, (не)льзя, ра…казывать, нех…р…шо, извес…на, ра…крываеш…, уд…вление , хочеш…, подош…л.

* Без чего не может жить человек? Без …, …, … ( родины, друзей, родных). Это является его основой. А что является основой предложения?

*Подлежащее – определение;

* сказуемое – определение.

* Как называется предложение, где только подлежащее и сказуемое? (нераспространённое). Продолжаем строить робота.

* Найдите в тексте, запишите пример нераспространённого предложения.

^ Витя покраснел.

* Что должно быть в предложении, чтобы оно стало распространённым?

* определение; * дополнение; * обстоятельство. Даём определения, продолжаем строить робота.

Выписать из текста предложение и подчеркнуть главные и второ-степенные члены.

^ На перемене Витя подошёл к Петрику.

Докажите, что это предложение простое. (Одна грамматическая основа). Витя подошёл.

* А какое предложение называется сложным?

* Определение, пунктограмма. (Строим робота)

* Найдите в тексте сложное предложение, составьте схему этого предложения. ^ Он заканчивал решать задачу, как вдруг ему на парту упала записка.

* Выписать из текста второе предложение, сделать синтаксический разбор.

Все склонились над тетрадками и сосредоточенно писали. (повеств., невоскл., простое, распростр., двусост., осложн. однородн. сказуемыми).

* Что вы знаете об однородных членах предложения?

Блок на доске, определение.

* Что посоветовал Вите учитель?

^ Возьми записку, спрячь, на перемене прочитаешь.

* Объясните знаки препинания в этом предложении. А что бы вы посоветовали Вите?

Физкультминутка.

Нужны ли нам друзья? Постройте своё рассуждение, используя вводные слова: по-моему, во-первых, во-вторых, конечно, безусловно, бесспорно, вероятно.

* Что вносят вводные слова в предложение?

* Как выделяются на письме?

* С какой пунктограммой мы можем сравнить эту пунктограмму?

Обращение.

* Найдите в тексте обращения. Иван Петрович, Витя. А как можно обратиться ко взрослому человеку, доктору, однокласснице, бабушке-соседке, повару в школьной столовой? Приведите примеры.

* Вспомните из сказки Пушкина, как царица обращается к зеркалу? Как изменяется характер обращений к одному и тому же предмету в зависимости от настроения говорящего?

«Свет мой зеркальце, скажи…»

«Ах ты мерзкое стекло, …»

Как Вите надо обратиться к Петрику? Какие вежливые слова надо использовать?

Записываем на доске.

«Петрик, извини меня, пожалуйста», - сказал Витя.

Что такое прямая речь?

Определение. Оформление прямой речи.

* Найдите в тексте предложение с прямой речью, прочитайте его выразительно. Запишите пунктограмму.

Выразительное чтение вслух.

«Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их … Берегись такого слова, которое разъединяет людей».

Л.Н.Толстой

* Как записать это прямой речью? А косвенной?

(Устно).

* Какую пунктограмму вы увидели в первом предложении?

Используя эту пунктограмму, ответьте на вопрос:

^ Так что же такое дружба?

Дружба – это верность, взаимопонимание, общие увлечения, готовность прийти на помощь, взаимоподдержка, взаимовыручка …

* Какой ещё способ передачи чужой речи вам известен?

Диалог.

* Работа парами. Выразительное чтение диалога.

* Чем отличается оформление диалога от прямой речи?

Представьте себе такую речевую ситуацию. Вы нечаянно обидели своего товарища (нагрубили, потеряли его любимую книгу, пообещали и не пришли). Подойдите, протяните ему руку, извинитесь и обязательно … Правильно! Помиритесь.

Прослушивание диалогов.

Я уверена, что если в вашей жизни и возникнет похожая ситуация, вы найдёте правильное решение и не потеряете друга.

* Так как же мы будем оформлять диалог?

Итог урока.

А кто же к нам пришёл? Это наш с вами новый друг – робот Пунктик. Он вам нравится? Я уверена, что нравится, ведь это результат нашей с вами работы. Мы сегодня хорошо потрудились, принимали активное участие в создании робота. Думаю, что будем дружить с Пунктиком, станем грамотными.

Оценки за урок выставляются всем учащимся.

Домашнее задание.

Подготовиться к контрольной работе.

Пунктик принёс нам книги о дружбе. Давайте с вами познакомимся на уроках внеклассного чтения или на классном часе с этими книгами.

* В. Драгунский «Друг детства»,

* А.Волков «Волшебник Изумрудного города»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: систематизировать и обобщить знания по теме «Синтаксис. Пунктуация» iconУрока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»
Цель урока: проверить и закрепить теоретические и практические навыки по теме «Синтаксис и пунктуация»; углубить знания о предложении,...

Урока: систематизировать и обобщить знания по теме «Синтаксис. Пунктуация» iconУрока: систематизировать и обобщить знания, умения и навыки по теме «Интеграл»
Цель урока: систематизировать и обобщить знания, умения и навыки по теме «Интеграл»; готовить учащихся к участию в вно; развивать...

Урока: систематизировать и обобщить знания по теме «Синтаксис. Пунктуация» iconУрока: закрепить и обобщить знания учащихся по теме: «Синтаксис и пунктуация»
И сегодня мы совершим сказочное путешествие в страну Пунктуацию, пройдем долгую дорогу к столице Синтаксису. Цель нашего путешествия...

Урока: систематизировать и обобщить знания по теме «Синтаксис. Пунктуация» iconУрока: Закрепить и усовершенствовать знания по теме «Цитоплазма»
Образовательная: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о строении эукариотической клетки

Урока: систематизировать и обобщить знания по теме «Синтаксис. Пунктуация» iconУрок обобщения и систематизации знаний. Форма урока: урок дорога Ход урока «Круг радости»
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме: «Виды придаточных предложений»

Урока: систематизировать и обобщить знания по теме «Синтаксис. Пунктуация» iconМетодическая разработка урока по предмету «История Украины»
Образовательная – обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Украинская государственность в 1917-1920 г»

Урока: систематизировать и обобщить знания по теме «Синтаксис. Пунктуация» iconУрока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Древняя Греция»
Выявить и осмыслить причины, сущность, значение событий по истории Древней Греции

Урока: систематизировать и обобщить знания по теме «Синтаксис. Пунктуация» iconУрока обобщить и систематизировать знания и умения по грамматической теме
Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения. Обращение, вводные слова в предложении

Урока: систематизировать и обобщить знания по теме «Синтаксис. Пунктуация» iconУрок по теме: «Параллельные прямые»
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме; повторить алгоритмы решения типичных задач на применение выученной теории;...

Урока: систематизировать и обобщить знания по теме «Синтаксис. Пунктуация» iconУрока: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Устное народное творчество»
Оборудование: костюмы сказочных героев, иллюстрации к сказкам, изображения сказочных предметов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<