Скачать 164.72 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ Донбасская государственная машиностроительная академия МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к курсовому проектированию по дисциплине «Основы конструирования и детали машин» ТИПОВЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СТУДЕНТАМИ РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ
Перезатверджено на засіданні методичної ради факультету ПіМОТ Протокол №6 від 22.02.2012 Краматорск 2006 УДК 621.81(07) Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Основы конструирования и детали машин». Типовые ошибки при выполнении студентами расчетно-графических работ /Сост. Л.П. Филимошкина. – Краматорск: ДГМА, 2006. – 20 с. Приведены типовые ошибки, допускаемые студентами при выполнении расчетно-графических работ. Дан их анализ и способы устранения. Составитель: Л.П. Филимошкина, ассист. Отв. за выпуск С.Г. Карнаух, доц. Содержание 1 Типовые ошибки, общие для всех расчетно-графических работ 4 2 Выбор электродвигателя и кинематический расчет 5 3 Расчет зубчатых передач 6 4 Расчет червячных передач 9 5 Расчет цепных передач приводной роликовой цепью 10 6 Расчет плоскоременных передач 11 7 Расчет передач клиновыми и поликлиновыми ремнями 12 Перечень ссылок 13 ^ 1.1 Оформление работы не соответствует требованиям ЕСКД. Правила оформления текстовой документации см. в работе [1, с.12…14]. 1.2 Неправильные вычисления, допущенные при выполнении расчетов. Следует внимательно относиться к вычислениям, помня о том, что допущенные ошибки приводят к серьезным осложнениям, так как ответы предыдущих расчетов, как правило, являются исходными данными для последующих. 1.3 Несоразмерность единиц. Все расчеты выполняются в единицах СИ. При этом для удобства расчетов используют производные единицы длины (мм) и напряжений (Н/мм2, МПа). Точность расчетов зависит от определяемых величин и, как правило, не превышает одного-двух знаков после запятой. Точность выполнения некоторых расчетов указывается отдельно, см. «Примеры расчетов косозубых цилиндрических и конических передач» [2]. 1.4 Формулу, используемую в расчетах, следует записывать в буквенных обозначениях и через знак равенства повторить в числовых значениях входящих в нее величин в той же последовательности. 1.5 Неумение интерполировать при пользовании таблицами. 1.6 При выполнении расчетов неверно приведены (или вообще не приведены) исходные данные. Исходные данные следует назначать из таблицы результатов кинематического расчета с учетом данных задания на проектирование и общих соображений эксплуатации конкретного привода. 1.7 Неверно назначен коэффициент перегрузки ![]() При наличии настраиваемого предохранительного звена в кинематической цепи механизма (фрикционной муфты) ![]() ![]() Принимается одинаковым во всех расчетах элементов привода. 1.8 Учебное пособие «Расчеты механических передач» [2], которым пользуются студенты при выполнении РГР, содержит как рекомендуемый порядок, так и пример расчета. Начинать работу надо с первого, а пример рассматривать только как пример оформления. ^ 2.1 Ознакомиться с типовыми ошибками, общими для всех расчетно-графических работ (см. разд.1). 2.2 Неправильно определен суммарный КПД привода. 2.3 Неверно выбран электродвигатель. Электродвигатель выбирается по потребной мощности ![]() ![]() Расчет потребной мощности электродвигателя в приводах с коробками скоростей производится по той же схеме, что и в приводах с редукторами. При этом необходимо учитывать, что максимальному значению момента на выходном валу соответствует минимальное значение частоты вращения. 2.4 Не приведен эскиз электродвигателя, на котором следует указать габаритные размеры, диаметр отверстий под болты крепления в основании и расстояния между ними, диаметр вала и форму его исполнения и т.д. [2, с. 20, рис.1]. 2.5 Плохо усвоена кинематическая схема привода в целом и передаточного механизма (коробки передач или редуктора) в частности, что приводит к неправильному определению суммарного передаточного числа механизма. 2.6 Неверно выбрана разбивка суммарного передаточного числа механизма по ступеням. Выбор способа разбивки ![]() Передаточные числа отдельных передач определяют возможность сборки – разборки, наличие смазки, конструкцию корпуса механизма и др. Рекомендации по назначению передаточных чисел отдельных простых передач приведены в пособии [2, с. 32…35, табл. 11, 12]. 2.7 Передаточные числа отдельных простых передач не соответствуют стандартным значениям [2, с. 30, 31, табл.9, 10]. 2.8 Следует иметь в виду, что кинематический расчет считается выполненным удовлетворительно, если процент отклонения фактического суммарного передаточного числа механизма относительно номинального не превышает допустимых значений [2, с. 36, формула (13)]: ![]() В противном случае надо пересмотреть назначение передаточных чисел, используя в том числе и значения второго ряда. 2.9 В коробках передач при наличии нескольких кинематических цепей суммарную кинематическую погрешность ![]() 2.10 При определении силовых и кинематических параметров (P, n и Т) на отдельных элементах привода неверно назначены ![]() ![]() Следует исходить из потребной (расчетной) мощности электродвигателя ![]() ![]() 2.11 При определении P, n и Т неправильно выбрана последовательность соединения элементов привода. 2.12 Не приведена или неправильно и не полностью заполнена таблица результатов кинематического расчета. Таблица дает наглядность и упрощает использование результатов кинематического расчета при назначении исходных данных в расчетах всех видов передач. Она должна содержать сведения не только об элементах зубчатых передач, но и по электродвигателю и ременной и цепной передачам, если таковые есть в схеме привода. 2.13 Наличие в схеме механизма двухвенцовых и трехвенцовых блоков шестерен, кулачковых муфт, фрикционных муфт двухстороннего действия позволяет иметь на последующих валах и элементах передач несколько значений частоты вращения и соответствующих им вращающих моментов. Это обстоятельство должно быть отражено в кинематическом расчете, и численные значения указанных параметров занесены в таблицу. ^ 3.1 Ознакомиться с типовыми ошибками, общими для всех расчетно-графических работ (см. разд. 1). 3.2 При наличии в кинематической цепи механизма нескольких передач следует рассчитывать каждую, рекомендуемый порядок и пример расчета всех видов передач см. в пособии [2]. Исключение составляют соосные передачи (имеющие одинаковое ![]() В коробках передач при наличии блочных пар, кулачковых муфт, фрикционных муфт двухстороннего действия расчет следует вести по передаче с большим передаточным числом, в редукторах, как более нагруженных, т.е. требующих большего ![]() Для других передач принимают то же ![]() 3.3 Неверно или нецелесообразно назначены материалы в зубчатой передаче. Следует иметь в виду, что возможность получения той или иной твердости заготовки (зубчатого колеса) при термической обработке зависит от ее размера или формы, а термообработка - от серийности производства [2, с. 84…87, табл. 26, 27]. 3.4 Неверно назначена разница в твердости материалов шестерни и колеса. Твердость шестерни должна быть на 30…35 единиц НВ больше твердости сопряженного колеса. Для косозубых и шевронных колес рекомендуется разницу в твердости иметь до 70…100 единиц НВ. Это позволит увеличить допускаемые контактные напряжения [2, с. 84, 85, 89]. 3.5 Неверно рассчитаны эквивалентные числа циклов перемен напряжений ![]() ![]() ![]() ![]() 3.6 При определении межосевого расстояния ![]() ![]() Для прямозубых передач при различной твердости зубьев шестерни и колеса за расчетное ![]() Для косозубых и шевронных зубчатых колес при разнице в твердости до 70…100 единиц НВ расчет ![]() 3.7 В коробках передач рекомендуют для зубчатых колес назначать закаленные стали (НВ350). Однако применение химико-термического упрочнения в виде цементации, нитроцементации с закалкой и азотирования приводит к значительному увеличению допускаемых контактных напряжений. Следствием этого является уменьшение размеров передач, в частности блоков зубчатых колес, настолько, что их невозможно сделать съемными, а по условиям работы они должны перемещаться по валу. 3.8 В коробках передач неверно назначен коэффициент ширины зуба по межосевому расстоянию ![]() С целью уменьшения осевых габаритов коробок передач для блочных пар рекомендуют назначать ![]() ![]() 3.9 В косозубых и шевронных передачах неверно назначен угол наклона зуба ![]() В косозубых передачах следует принимать ![]() ![]() 3.10 Нередки ошибки при назначении модуля в передачах. Принципы назначения модуля приведены в пособии [2, с. 67, 68]. Нежелательно иметь модуль менее 2 мм. При принятых стандартных значениях ![]() ![]() В косозубых цилиндрических передачах, получив сумму чисел зубьев дробным числом, округляют ее до ближайшего целого числа и уточняют угол ![]() В конических передачах желательно иметь модуль, обеспечивающий при принятом стандартном диаметре колеса ![]() ![]() 3.11 Получив малое число зубьев на шестерне, следует проверить ее на отсутствие подреза. Минимальное число зубьев прямозубой шестерни без подреза ![]() ![]() ![]() 3.12 После назначения чисел зубьев в передаче рассчитывается фактическое передаточное число, сравнивается со стандартным и оценивается погрешность. Должно выполняться условие ![]() При невыполнении его следует пересмотреть назначение чисел зубьев. Как правило, числа зубьев шестерен в первоначальном варианте получаются дробными. Округлять их надо в ближайшую сторону до целого числа. 3.13 Неверно назначена ширина зубчатого колеса ![]() Полученное расчетом значение ![]() ![]() 3.14 В косозубых цилиндрических передачах не обеспечивается проверка принятой ширины колеса ![]() Увеличить ширину зубчатого венца ![]() ![]() 3.15 В конических передачах при определении контактных напряжений с использованием формулы, записанной для колес (параметры имеют индекс «2»), вместо ![]() ![]() 3.16 В проверочных расчетах зубчатых передач рекомендуется коэффициенты ![]() ![]() 3.17 При сравнении расчетных контактных и изгибных напряжений ![]() ![]() ![]() ![]()
Если эта мера не дает должного результата, то надо либо увеличить межосевое расстояние ![]() ![]() Однако, если ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
Если ![]() ![]() ^ 4.1 Ознакомиться с типовыми ошибками, общими для всех расчетно-графических работ (см. разд.1). 4.2 Неверно назначены материалы червяка и червячного колеса. Расчету подлежит зуб колеса. Выбор материала зубьев колеса производится в зависимости от величины скорости скольжения ![]() Отклонения допускаются только в сторону улучшения материала колеса при данной скорости скольжения (для улучшения условий работы зацепления). 4.3 Неверно рассчитаны и приняты коэффициенты долговечности ![]() ![]() 4.4 Некоторую трудность вызывает расчет межосевого расстояния ![]() Существует ГОСТ 2144-76 на параметры червячных цилиндрических передач в редукторном исполнении [2, табл.52], согласно которому червячную передачу со стандартным передаточным числом и стандартным межосевым расстоянием можно осуществить только при определенном сочетании параметров ![]() ![]() Значением ![]() ![]() Анализируя таблицу, можно достаточно обоснованно выбрать значение ![]() Более подробно см. пособие [2, с. 190…194]. 4.5 В проверочном расчете необходимо уточнить исходные данные: ![]() Уточнив фактическую скорость скольжения ![]() Рассчитав КПД червячного зацепления, который при выборе электродвигателя привода был назначен ориентировочно, убедиться, что двигатель выбран верно. 4.6 При сравнении расчетных контактных напряжений ![]() ![]() ![]() Если условие прочности не выполняется, следует увеличить ![]() 4.7 В проверочном расчете расчетные изгибные напряжения ![]() ![]() Допустимо, так как нагрузочная способность червячных передач ограничивается контактной прочностью зубьев червячного колеса. 4.8 Отсутствует расчет на теплостойкость [2, с. 186]. ^ 5.1 Ознакомиться с типовыми ошибками, общими для всех расчетно-графических работ (см. разд. 1). 5.2 В коробках передач при определении шага цепи ![]() ![]() Цепная передача обычно стоит на выходе в кинематической цепи привода. Если передаточный механизм имеет несколько значений частоты вращения выходного вала, то при определении шага цепи следует принимать минимальное. 5.3 Для уменьшения габаритов передачи целесообразно выбирать цепь с минимально допустимым для действующей нагрузки шагом. Шаг цепи можно уменьшить, увеличивая числа зубьев звездочек или количество рядов цепи. 5.4 Неверно рассчитан ![]() ![]() ![]() ![]() 5.5 В коробках передач неправильно определен коэффициент ![]() Расчет следует вести по большему из нескольких возможных значений ![]() Это будет соответствовать меньшему значению допускаемых давлений ![]() ![]() 5.6 Основными критериями работоспособности цепных передач являются:
При невыполнении хотя бы одного из приведенных выше условий следует увеличить шаг цепи ![]() 5.7 Геометрические параметры цепной передачи [2, табл.64] следует рассчитывать после выполнения всех проверочных расчетов. 5.8 Число звеньев цепи ![]() 5.9 Диаметры делительных окружностей звездочек ![]() ![]() 5.10 При расчете цепи на статическую прочность неверно рассчитан коэффициент безопасности S [2, формула (85)]. ![]() ![]() ^ 6.1 Ознакомиться с типовыми ошибками, общими для всех расчетно-графических работ (см. разд. 1). 6.2 При определении ориентировочного диаметра меньшего (ведущего) шкива [2, формула (87)] неправильно назначена частота его вращения ![]() Ременная передача может быть расположена в начале кинематической цепи привода, передавая момент с вала электродвигателя на входной вал механизма, или в конце. В первом случае ![]() ![]() ![]() Если ![]() 6.3 Неверно назначены параметры ремня: ![]() ![]() ![]() Размеры ремня назначают в зависимости от принятого диаметра ведущего шкива ![]() 6.4 Не приведен эскиз сечения ремня. 6.5 При расчете ременной передачи для обеспечения долговечности ремня необходимо выполнить ряд ограничивающих условий: 6.5.1 Отношение ![]() Назначить другое значение диаметра ![]() 6.5.2 Не выполняется условие: угол охвата ремнем меньшего шкива ![]() Увеличить межосевое расстояние ![]() 6.5.3 Число пробегов ремня по контуру в единицу времени должно быть меньше допускаемого: ![]() Увеличить межосевое расстояние ![]() ![]() 6.6 При определении допускаемого удельного окружного усилия ![]() ![]() 6.7 При расчете силы, действующей на валы ременной передачи, неверно рассчитано усилие предварительного натяжения ![]() Усилие предварительного натяжения ![]() 6.8 Назначенная ширина ремня ![]() ![]() ^ 7.1 Ознакомиться с типовыми ошибками, общими для всех расчетно-графических работ (см. разд.1). 7.2 Нецелесообразно выбран диаметр ведущего шкива ![]() Не рекомендуется без крайней необходимости назначать минимально допустимый диаметр шкива – это приведет к резкому снижению долговечности ремня. Лучше выбрать стандартное значение ![]() 7.3 Назначенные межосевое расстояние ![]() ![]() ![]() ![]() 7.3.1 Угол охвата ремнем меньшего шкива ![]() 7.3.2 Число пробегов ремня по контуру в единицу времени ![]() При невыполнении приведенных выше условий следует увеличить межосевое расстояние ![]() 7.4 Неверно назначены мощность ![]() ![]() Указанные величины выбираются по [2, табл. 83, 84, 89] в зависимости от принятого сечения ремня (профиля), диаметра меньшего шкива ![]() ![]() 7.5 Неправильно назначено количество ремней (число клиньев) ![]() Полученное при расчете число ![]() Число ремней в клиноременной передаче не должно быть более 8. Рекомендуемое число клиновых выступов поликлиновых ремней для сечений: К – 2…36, Л – 4…20, М – 2…20. При необходимости уменьшить ![]() ![]() 7.6 Не приведен эскиз сечения ремня. ^ 1 Карнаух С.Г. Методические указания по содержанию и оформлению пояснительной записки к курсовому проекту по дисциплине «Основы конструирования и детали машин». – Краматорск: ДГМА, 2003. – 20 с. 2 Карнаух С.Г. Расчеты механических передач: Учеб. пособие к курсовому и дипломному проектированию для студентов механических специальностей. – Краматорск: ДГМА, 2003. – 292 с. ^ к курсовому проектированию по дисциплине «Основы конструирования и детали машин» ТИПОВЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СТУДЕНТАМИ РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ Составитель Луиза Павловна Филимошкина Редактор Нелли Александровна Хахина Подп. в печ._________ Формат ![]() Ризограф. печать. Усл. печ. л. 1,25. Уч.-изд. л. 0,91. Тираж 100 экз. № заказа______ Д ![]() ![]() |
![]() | Методические указания по курсовому проектированию по курсу «Детали машин и основы проектирования» / составители С. О. Шарапов, Ю.... | ![]() | Методические указания по содержанию и оформлению пояснительной записки к курсовому проекту по дисциплине «Основы конструирования... |
![]() | Соединения с подшипниками качения. Точность, посадки, основы сборки. Методические указания к курсовому и дипломному проектированию... | ![]() | Наука «Теория механизмов и машин». Основные положения. Вопросы, решаемые наукой «Теория механизмов и машин» |
![]() | Наука «Теория механизмов и машин». Основные положения. Вопросы, решаемые наукой «Теория механизмов и машин» | ![]() | Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Детали машин» содержит: 55 страниц, 12 таблиц, 11 рисунка, 6 источников |
![]() | ... | ![]() | Методические указания к курсовому проектированию по курсу «Математическая статистика» |
![]() | Методические указания по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины “Основы конструирования и детали машин... | ![]() | Методические указания. Перечень вопросов для проведения защит курсовых проектов по дисциплине «Детали машин и основы взаимозаменяемости»... |