Скачать 121.36 Kb.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() интегрированный урок математики, физики, биологии, музыки, живописи Разработка урока Купцовой Ирины Николаевны, учителя математики, специалиста высшей квалификационной категории, имеющего звание «Старший учитель» Артемовской специализированной школыI-IIIступеней № 8 Перевальского районного совета Луганской области Артемовск, 2011 Цель урока: повторить определение пропорции, основное свойство пропорции, отработать навыки составления и чтения пропорции; обобщить умение решать задачи и уравнения при помощи основного свойства пропорции, развивать навыки устного счета, культуру математической речи, способствовать воспитанию экономической культуры учащегося, развивать желание узнавать новое; прививать любовь к математике, показать применение пропорции в природе, архитектуре, искусстве, в различных областях науки, воспитывать умение видеть и воспринимать прекрасное. Оборудование: плакаты, иллюстрации, репродукции картин, видеоматериалы, слайды, аудиозаписи. ^ урок обобщения и систематизации знаний Форма проведения: применение инновационных технологий (работа в группах, парах, « мозговой штурм», применение программного педагогического средства, защита мини-проектов). ^ - мини-проект мотивация обучения; - «мозговой штурм» актуализация знаний; информационно-коммуникационные технологии -работа в парах, работа в группах обобщение, систематизация знаний и умений; - дифференциация домашнее задание; ^ Класс разбит на 4 творческие группы: историки, архитекторы, биологи и музыканты. 2 І .Организация класса (психологический настрой) Добрый день ! Сели ровно, потянулись Друг другу улыбнулись И в работу окунулись. ІІ. Мотивация учебной деятельности На фоне тихой музыки ^ «Мы сами обретаем вечность пред этой вечной красотой» (слайд № 1) (Одновременно демонстрируются слайды, на которых изображены исторические памятники архитектуры, репродукции картин, скульптуры, красивое в природе – цветы, животные и т.д.) (слайд №2,3) Учитель: - Сегодня мы проводим необычное занятие, посвященное Ее Величеству Пропорции. Поговорим о том, что связывает воедино такие разные понятия как музыка и математика; архитектура и теория стихосложения; живопись и биология. Эту связь можно назвать красивым словом гармония, что в переводе с греческого означает: стройная согласованность частей единого целого. Большое видится на расстоянии. Но такое большое, как природа, может видится на расстоянии времени глазами знания, развития, разума. И сегодня мы ставим целью познакомить вас с математическим объяснением красоты человека, стройности композиций архитектурных сооружений – памятников, которые связывают нас сегодня с временами тысячелетней давности. Эти слова посвящаются ее величеству божественной пропорции, или как ее еще называют золотому сечению. Заранее класс разделился на 4 творческие группы (по желанию), которым было дано задание подготовить мини - проект по таким вопросам: 3 (слайд №4)
3. Наблюдения золотого сечения в биологии. 4. Золотое сечение и музыка. В нашей работе также принимают участие консультанты (учащиеся 10 класса) и учитель физики, которые будут помогать и оценивать ваши ответы. Все выступления учащихся сопровождаются демонстрацией слайдов. Учащимся дается задание: в процессе выступления творческих групп выделить главное в каждом выступлении и в конце урока высказать свое мнение. Итак, начнем с истории понятия золотого сечения. Слово предоставляется историкам
^
4 Пентаграмм всегда привлекал внимание совершенством форм. Пифагорейцы считали его символом своего союза. Он также считался амулетом здоровья. И в наше время пентаграммная звезда встречается на флагах и гербах многих стран мира: Китая, США, Сингапура, Вьетнама, Пакистана, Турции.
^ (слайд №5)
5
(слайд № 6,7) « Не у камней учись бессмертию, а у цветов и у травы, - сказал мыслитель, всматриваясь в развалины древних строений ( демонстрируются слайды) Пожалуйста, биологи. (слайд №8,9)
6 размеры. У человека, лицо которого кажется особенно пропорциональным, рот делит нижнюю часть лица, а дуги бровей – все лицо в золотом сечении. Звучит музыка (струнные инструменты). Слово предоставляется музыкантам. (слайд №10)
(слайд №11)
Прима 1:1=1,00000 Секунда 8:9=0,88888 Малая терция 5:6=0,83333 Большая терция 4:5=0,8000 Кварта 3:4=0,7500 Квинта 2:3=0,66066 Малая секста 5:8=0,6250 Большая секста 3:5=0,6000 Септима 8:15=0,53333 Октава 1:2=0,50000. Все эти значения близки к числу 0,618, которое выражает золотое отношение. Славные итальянские мастера смычковых инструментов Н. Амати и А.Страдивари сознательно применили золотую пропорцию, чтобы придавать своим инструментам приятный внешний вид. Консультанты оценивают ответы учащихся. ^ Учитель математики. Мы прослушали защиту мини-проектов о золотом сечении и его применении в различных областях науки и искусства, но математика – царица всех наук, поэтому давайте вспомним определение пропорции, название членов пропорции, основное свойство пропорции и применение пропорции при решении задач и уравнений. 7 ^ « Мозговой штурм»
( 3х+5х=8х ; 10:2=15:3; 18/6 = 21/7 )
назвать крайние и средние члены пропорции
21:7=15:5 (3:4=9:12) Внимание тест на наблюдательность! 4. В пропорции найти неизвестный член: х/16=2/4; 8/х=2/4; 8/16=х/4; 8/16=2/х 5. Составить верную пропорцию из чисел : 100; 80; 4; 5. Найти произведение крайних и средних ее членов (творческое задание) (100:5=80:4; 5:100=4:80; 100:80=5:4; 80:100=4:5) ^ Учитель математики Решим уравнения, имеющие вид пропорции. Выбери сам: 2 человека решают уравнения у доски, остальные работа в парах по карточкам (взаимопроверка). Консультанты собирают листочки с решенными уравнениями и оценивают их. ^ Пропорция « назначает вам свидание» на уроках алгебры, геометрии, физики, химии, географии, биологии. При помощи пропорций можно решать задачи по этим предметам. 8 Представители творческих групп – выберите задания (берутся конверты) . В них задачи : 1. На меньшее плечо рычага действует сила 300Н. Длина меньшего плеча 5 см. Определить силу, действующую на большее плечо, длина которого 75 см. Дано: Решение F1= 300H Условие равновесия рычага: d1= 5см F1 = d2 , отсюда d2= 75см F2 d1 F2= F1 d1 ; F2 - ? d2 F2= 300Н · 5см = 20Н 75см Ответ: 20Н. 2.На концах рычага действуют силы 40 Н и 240 Н, расстояние от точки опоры до меньшей силы 6 см. Определить длину рычага, если рычаг находится в равновесии. Дано: Решение F1=40Н 1.Условие равновесия рычага F2=240Н F1 = d2 , отсюда d1=6см F2 d1 d2= F1 d1 d2-? F2 d2= 40H · 6см = 1см 240Н 2.Длина рычага: d= d1+ d2 d= 6см + 1см = 7см Ответ: 7см 3. Сплав содержит 36% железа. Сколько килограммов железа содержится в 970 кг сплава? Решение: 940 кг сплава – 100% х кг железа – 30% железа х = 970 · 30 = 349,2 (кг) 100 Ответ: 349,2 кг 9
Решение: 2т макулатуры – 1,5т чистой бумаги 28т макулатуры – х т чистой бумаги х = 28 · 1,5 = 21 (т) 2 Ответ: 21т ^ Физика – одна из наук о природе, когда физики придают законам природы математический вид, пропорция позволяет легко и просто отразить закономерности физических процессов и объяснить суть физических явлений. Уместно заметить, что рассчитанные при помощи пропорции технические устройства и электрические цепи успешно работают на практике. Вы изучили в курсе физики 8 класса рычаг и его правило в виде пропорции и неоднократно встретитесь с пропорциональной зависимостью величины при дальнейшем изучении различных разделов физики в последующих классах. У какой группы задача физическая? Пожалуйста, ее решение. ^ Охрана окружающей среды – дело всех и каждого. Посильный вклад в дело окружающей среды-сбор макулатуры. 1 т макулатуры сохраняет от вырубки 0,03 га леса, экономит 5 м3 древесины, при переработке дает 750 кг чистой бумаги. При производстве бумаги из макулатуры, по сравнению с производством бумаги из первичного сырья, загрязненность атмосферы уменьшается на 73%, воды- на 25%, количество твердых отходов – на 39%. ^ Учитель математики 10 Всем спасибо! Итак, сегодня на уроке мы убедились в том, что знания о пропорции необходимы в различных сферах нашей жизни. Давайте подведем итог урока: (Рефлексия устная): Продолжите фразу: На уроке я: - узнал о применении золотого сечения в строительстве, биологии, музыке. - понял, что математика- важнейший из предметов, изучаемых в школе - научился решать задачи, имеющие вид пропорции. - наибольший мой успех – это выступление перед аудиторией такого уровня - наибольшие трудности я ощутил при решении задачи по физике - я не умел, а теперь умею решать уравнения, имеющие вид пропорции - я изменил своё отношение к математике - на следующем уроке я хочу научиться решать более сложные задачи. Оценивание ответов учащихся (слайд №12) ^ Тренировочный – П уровень Творческое задание – ІІІ уровень О красивых вещах говорят, что они пропорциональны, гармоничны. А почему Алексей Толстой, автор известной сказки «Буратино» нарушил пропорцию тела главного героя, наделив его необычно длинным носом. Написать об этом небольшое сочинение – рассуждение. ^ И в завершении нашего путешествия я хочу вернуться к его началу: «Числа руководят миром»,-говорили пифагорейцы. «Это, конечно, мистика, но числа дают возможность людям руководить миром…». Мы познакомились с мерами, 11 запечатленными в формах древних произведений, они как раз исполняют роль своеобразной письменности, и мы через вереницу веков можем прочесть и « поэму из камня» и « язык таинственных узоров» на черепках глиняных сосудов, найденных в курганах. И хочется сегодняшнее путешествие закончить словами, а может, не закончить, а снова начать его: « Как чистый и неиссякаемый ручей, орнамент пробивается через века и тысячелетия, неся живительную влагу в своих прозрачных водах свет современности. Цветочный хоровод, словно в танце движется, соблюдая соразмерность математически точное и регулярное чередование. Орнамент неисчерпаем, как прошлое и современное, как история и жизнь». Поэтому путешествие наше будет продолжаться, как с каждым новым поколением продолжается жизнь. Урок окончен! (слайд № 13) 12 |
![]() | «Производная в физике». Урок проводился в 11 классе учителями физики и математики. Продолжительность урока 45 минут. Это урок систематизации... | ![]() | Хорошо, если учитель математики будет принимать активное участие в обсуждении решения физических задач (в том числе и при численных... |
![]() | Цель урока: Дать представление о неразрывной связи двух искусств музыки и живописи | ![]() | Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в работе II международной научно-технической конференции «Современные проблемы... |
![]() | Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в работе II международной научно-технической конференции «Современные проблемы... | ![]() | В школе каждый день в рамках недели физики и математики проводились различные мероприятия: в понедельник – конкурс газет, во вторник... |
![]() | Учитель музыки: Здравствуйте, ребята. Сегодня нас на урок собрала эта волшебная музыка. Кто-то из вас узнал её? Откуда она? | ![]() | Земле, технических наук, компьютерных наук, математики, физики и астрономии, экономики, химии и биологии, экологии и аграрных наук,... |
![]() | Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в работе I международной научно-технической конференции «Современные проблемы физики,... | ![]() | ... |