Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени основного общего образования моу газимуро-Заводская сош




НазваниеПрограмма учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени основного общего образования моу газимуро-Заводская сош
страница1/4
Дата публикации29.04.2013
Размер0.49 Mb.
ТипПрограмма
uchebilka.ru > Математика > Программа
  1   2   3   4
Программа

учебно-исследовательской и проектной деятельности

на ступени основного общего образования

МОУ Газимуро-Заводская СОШ

__________________________________________________________________
За основу деятельности использована программа учебно-исследовательской деятельности, проект ФГОС, авторский коллектив инновационная образовательная сеть «Эврика» http://www.eurekanet.ru/ewww/info/library.html. Содержание данной программы изложено ниже с целью обеспечения информационной компетентности всех участников образовательного процесса о предполагаемых изменениях.

Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности.

Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования предусматривает выбор, разработку, реализацию и общественную презентацию предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение личностно и социально-значимой проблемы.

Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования согласовывается с программами социализации и профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования.

Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования содержит следующие разделы:

пояснительную записку, включающую  цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования, перечень принципов организации образовательного процесса на ступени основного общего образования на учебно-исследовательской и проектной основе;

описание основных направлений проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся;

примерные формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, включая формирование социальных компетенций;

критерии оценки выполнения проектных и учебно-исследовательских работ.
^ Пояснительная записка
Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности. Данная программа согласуются с программами социализации и профессиональной ориентации обучающихся на ступени общего образования.

Основная цель программы – способствовать становлению индивидуальной образовательной траектории учащихся через включения в образовательный процесс учебно-исследовательской и проектной деятельности в связи с друг с другом и с содержанием учебных предметов как на уроках, так и во внеурочной среде.

Для достижения этой цели при реализации данной программы необходимо будет решить следующие задачи:

  • описать специфику учебно-исследовательской и проектной деятельности на этапе основного образования;

  • построить этапы введения учебно-исследовательской и проектной деятельности в образовательную среду подростковой школы;

  • построить и описать технологию реализации данных видов деятельности в образовательном процессе подростковой школы;

  • создать систему оценивания результатов образования с использованием таких видов деятельности как учебно-исследовательская и проектная;

  • описать образовательные результаты, которые могут быть получены в ходе реализации данных видов деятельности.

Необходимо отметить, что проектная и исследовательская деятельность коренным образом отличается от учебной (если под учебной деятельностью понимать не все ситуации учения, а лишь те, которые обеспечивают формирование понятийного мышления). Главное отличительное качество учебной деятельности состоит в том, что логика учебной деятельности задается логикой развертывания учебного содержания. Проектная же деятельность строится «от результата», т.е. по структуре, и по последовательности отдельных действий выстраивается применительно к конкретной задаче.

Учебно – исследовательская деятельность деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы»

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его достижения.

Эти виды деятельности могут дать образовательные эффекты, если будут использоваться оба в образовательной практике.

Если не задавать возможности учебно-исследовательской деятельности учащихся основной школы, а приоритетной и единственной считать только проектную деятельность, то в силу своего содержания у учащихся может, во-первых, сложится «завышенное», ложное представление о собственном опыте, знаниях из-за отсутствия «запроса на истину» и «привычки» достигать конечного результата; во-вторых, отрицательное отношение учащихся к исследовательской, творческой работе с заранее неизвестным результатом, требующей напряжения и активной, глубокой работы, может повлечь потерю интереса к учению и препятствовать формированию «исследовательского поведения», «поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации».

Если не задавать возможности для проектной деятельности учащихся основной школы, а приоритетной и единственной считать только учебно-исследовательскую деятельность, то в силу содержания учебно-исследовательской деятельности у учащихся может, во-первых, не хватить ресурса двигаться в режиме постоянного поиска, учитывая специфику их возраста и несформированность определенных способов деятельности, во-вторых, есть опасность из-за режима постоянного экспериментирования не дойти до оформления результатов, что чревато отсутствием у учащихся определенной базы знаний и умений, которой они могут свободно и уверенно пользоваться.

Таким образом, только во взаимосвязи и взаимодополнении учебно-исследовательская и проектная деятельности учащихся основной школы создают условия для становления индивидуальной образовательной траектории учащихся основной школы. Поэтому данная программа обязана удерживать баланс между этими видами деятельности.

Кроме этого, важно взаимопроникновение этих видов деятельности в учебную деятельностью. Включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность есть один из путей повышения мотивации и эффективности самой учебной деятельности в основной школе и имеют следующие важные особенности, которые должны быть отражены в данной программе:

  1. цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

  2. учебно-исследовательская и проектная деятельности должны быть организованы таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

  3. организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Эти виды деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.




  1. ^ Содержание, способы и формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени основного общего образования


Необходимо выделить специфику данных видов деятельности. Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеет как общие, так и специфические черты.

К общим характеристикам следует отнести:

  • практически значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности;

  • структуру проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде;

  • компетенцию в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокую мотивацию;

  • итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

^ Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности указаны в сравнительной таблице 1:

Таблица 1

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования.

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат.

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.


Этапы учебно-исследовательской деятельности и возможные направления работы с учащимися на каждом из них. Реализация каждого из компонентов в исследовании предполагает владения учащимися определенными умениями (таблица 2).
Таблица 2

Этапы учебно-исследовательской деятельности

Ведущие умения учащихся

  1. Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы

^ Умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств;

^ Умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему;

Умение выдвигать гипотезы - это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования;

^ Умение структурировать тексты является частью умения работать с текстом, которые включают достаточно большой набор операций;

Умение давать определение понятиям – это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина.

2. Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования.

Для формулировки гипотезы необходимо проведение предварительного анализа имеющейся информации.

3. Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария

^ Выделение материала, который будет использован в исследовании;

Параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные);

Вопросы, предлагаемые для обсуждения и пр.

4. Поиск решения проблемы, проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов включают:

Умение наблюдать, умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; использование разных источников информации; обсуждение и оценку полученных результатов и применение их к новым ситуациям; умение делать выводы и заключения; умение классифицировать.

5.Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания включают.

Умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени основного общего образования моу газимуро-Заводская сош iconПрограмма учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени...
Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования содержит следующие...

Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени основного общего образования моу газимуро-Заводская сош iconОсновная образовательная программа основного общего образования моу...
Ооп основного общего образования моу газимуро-Заводская сош разработана в соответствии с возрастными возможностями подросткового...

Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени основного общего образования моу газимуро-Заводская сош iconПрограмма социализации обучающихся на ступени основного общего образования...
За основу деятельности по обеспечению социализации учащихся использована программа социализации обучающихся, проект фгос, авторский...

Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени основного общего образования моу газимуро-Заводская сош iconПроект. Порядок и формы проведения государственной (итоговой) аттестации...
Настоящий документ разработан в соответствии с приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края...

Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени основного общего образования моу газимуро-Заводская сош iconОтчет о промежуточных результатах экспериментальной деятельности...
«Переход начальной ступени на обучение на основе стандартов второго поколения (фгос)» за 2009-2010 учебный год

Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени основного общего образования моу газимуро-Заводская сош iconПримерное положение об оплате труда работников моу газимуро-заводская сош
Настоящее Положение регулирует порядок и правила оплаты труда работников моу газимуро-Заводская сош

Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени основного общего образования моу газимуро-Заводская сош iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу яровская сош №30
Ноо) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени основного общего образования моу газимуро-Заводская сош iconПоложение о стимулирования работников мбоу газимуро-Заводская сош общие положения
Минобрнауки России по разработке показателей эффективности деятельности от 18 июня 2013г, положением о рейтинговой оценке деятельности...

Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени основного общего образования моу газимуро-Заводская сош iconПоложение о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации...
Истеме оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся разработано на основании п. 3 ст. 15 Закона РФ «Об образовании»,...

Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени основного общего образования моу газимуро-Заводская сош iconПоложение об использовании сети Интернет в моу газимуро-Заводская сош общие положения
Использование сети Интернет в образовательном учреждении направлено на решение задач учебно-воспитательного процесса

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<