Скачать 73.98 Kb.
|
Урок русского языка в 7 классе Тема: Глагол как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Цель: сформировать представление о значении глагола как части речи, представление о морфологических признаках глагола и его синтаксической роли; формировать умение находить глаголы в тексте, определять их морфологические признаки; развивать речь учащихся; воспитывать уважение к культуре других народов. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Ожидаемые результаты: учащиеся находят глаголы в тексте, определяют их синтаксическую функцию; знают морфологические признаки глагола и определяют их; формулируют собственные высказывания по теме; мотивируют свою деятельность. Оборудование: раздаточный материал на карточках, составляющие элементы ромашки. Примечание: учащиеся, входя в класс, брали цветные карточки (зелёные, синие, жёлтые, красные, фиолетовые и объединялись в группы по цвету). Содержание урока ^ Подготовка к восприятию новой темы. Слово учителя: - Ребята, скажите, а вы любите ходить в гости? Сегодня предлагаю кое-кого навестить. А кого, вам предстоит угадать. Послушайте внимательно. ^ В любые дела ухожу с головой. Задачи решаю, на скрипке играю, Сынишку соседки в коляске катаю. Я пряжу мотаю и хлеб покупаю, И на стадионе голы забиваю. Укроп поливаю, кусты подстригаю И чисто-пречисто весь двор подметаю. Дорожки песком я в саду посыпаю, А после работы в тени отдыхаю. (Такое неожиданное начало дает возможность нейтрализовать воспоминания о прошлых неудачах) - Скажите, вы догадались к какой «деловой « части речи мы отправляемся в гости? (ответы учеников) - Предлагаю сформулировать тему нашего урока. (Учащиеся формулируют тему урока, учитель конкретизирует её). ^ - Ребята, а разве принято ходить в гости к незнакомым? Поэтому, давайте запасёмся необходимыми сведениями о «деловом» дядюшке Глаголе, разберёмся как его найти, с кем он дружит, что любит, что мы о нём уже знаем, а что нужно узнать. По ходу изучения материала мы приготовим маленький подарок для гостеприимного хозяина. (По ходу изучения материала составляется ромашка, на лепестках которой записаны морфологические признаки глагола) ^ Изучение нового материала Слово учителя: - Пересмешники говорят о дядюшке, что это часть речи, которая упала с печи, ударилась об пол и назвалась …(глагол). - Какая полезная информация есть в этой шутке? (глагол обозначает действие) Давайте попробуем дать определение глагола. (учащиеся дают оределение глагола) ^ Учитель раздаёт листы с текстом. Мэри Поппинс искала дом номер 17 на Вишневой улице. Джейн и Майкл тем временем сидели в Детской, глазели в окно, представляли, кто к ним придет. На улице гудел Восточный ветер, голые ветки вишен трепетали. Дети увидели, что в ворота вошла женщина. Одной рукой она придерживала шляпку, а в другой несла саквояж. Вдруг ветер подхватил ее, поднял в воздух и понес от ворот прямо к парадной двери дома. - Прочитайте текст. Найдите глаголы. На какие вопросы они отвечают? Выпишите в одну колонку глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?, в другую – глаголы которые отвечают на вопрос что сделать? (Для создания соревновательного момента задание выполняется на скорость). Группа, которая первой справилась с заданием читает выписанные глаголы, объясняет, на какие вопросы они отвечают. Остальные дополняют, исправляют ошибки. - А теперь найдите в учебнике, как называются глаголы в первой и второй колонках и какой морфологический признак их объединяет (учащиеся определяют, что это глаголы совершенного и несовершенного вида, а значит один из морфологических признаков глагола есть вид и цепляют к ромашке лепесток со словом «ВИД») ^ - Глаголы употребляются в форме трёх наклонений: изъявительного (читаю), повелительного (читай), условного (читал бы) Задание на скорость. От записанных учителем на доске глаголов образовать наклонения (бежать, звонить, мечтать, терпеть). Группа, которая первой справится с заданием, озвучивает его, остальные контролируют и исправляют. После этого к ромашке прикрепляется лепесток со словом «НАКЛОНЕНИЕ» ^ Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времениглаголы изменяются по лицам и числам. Например: я пишу, напишу (1-е лицо ед. числа); ты пишешь, напишешь (2-е лицо ед. числа) и т.д. В прошедшем времени глаголы изменяются по числам, например: он читал – они читали. В единственном числе прошедшего времени глаголы изменяются по родам, например: он читал, она читала, оно читало. ^ Распределите глаголы в три столбика. В первый – глаголы прошедшего времени, во второй – настоящего, в третий – будущего. Перед каждым столбиком запишите вопросы, на которые отвечают глаголы соответствующего времени. Написал, читаю, приготовлю, могу, думаю, отдохну, выполнила, спала, открою, танцую, спою, воскликнул, придумаю, леплю. После выполнения задания к ромашке прикрепляется лепестки со словами «ВРЕМЯ», «ЛИЦО», «ЧИСЛО». ^ Ёщё одна черта Глагола – это возвратность. Глаголы, оканчивающиеся на –СЬ, -СЯ называются возвратными. Например: умылась, рассмеялся. Приведите свои примеры (ученики приводят примеры возвратных глаголов). К ромашке прикрепляется лепесток со словом «ВОЗВРАТНОСТЬ». ^ 2 учащихся (по желанию) записывают на доске предложения Над спящим озером лес шумит листвой. В ночь погода зашумела, взволновалася река… Найти глаголы, подчеркнуть как член предложения. - Каким членом предложения глагол бывает чаще всего? (Ученики самостоятельно формулируют вывод о синтаксической роли глагола) ^ Прочитать теорию на странице 21. -Найдите новую информацию. Физкультминутка. Игра на внимание Сыграем в игру, которая называется ремонт. Условия такие. Водящий читает список слов. Большая часть из них – глаголы. Это действия, которые выполняются при ремонте. Но встречаются и существительные. Так вот, когда водящий называет глагол, вы должны хлопнуть в ладоши, а если он называет существительные, хлопать нельзя. Ошибся – выходи из игры. Победил тот, кто остался. Итак, приготовились! Дядюшка Глагол при ремонте ВЫТИРАЛ, ПОДМЕТАЛ, ЗАШИВАЛ, ПОЛИВАЛ, САМОСВАЛ, НОСИЛ, ЛЕПИЛ, ЗАПЛАТИЛ, УГОДИЛ, ПОВРЕДИЛ, КРОКОДИЛ, ВЫЛИЛ, ВЫМПЕЛ, ЗАЖЕГ, ФЛАЖОК, ДРУЖОК. - Молодцы! Вы очень внимательные. ^ Теперь мы должны получить пропуск к глаголу. А получить мы его сможем только при условии, что каждая группа правильно выполнит своё задание. 1 группа Выписать глаголы, определить лицо и число. Облака над лугом пролетают, держат путь за тридевять земель. Тенью разнотрвье накрывают, где упрямо роет норку шмель. Липовым дышу я ароматом, средь ромашек и цветущих трав. В лес входя, я радуюсь опятам, птичьим пеньем наслаждаюсь там. Стрекоза синеет на ромашке. Всё свистит, стрекочет и жужжит. Не допустит летний день промашки: каждому цветку наряд им сшит. 2 группа Записать предложения. Указать в каждом из них подлежащее и сказуемое. Укажите время каждого глагола. Цветут ландыши, потом зацветает шиповник. Липа в этом году запаздывает, но она скоро порадует нас своим тягучим ароматом. Мотыльки кружили над ромашками. Их прогнал ворчливый шмель, который немного покружил над цветком и улетел. Летает где-то, а потом найдёт ромашку и снова прогонит того, кто на ней отдыхает. 3 группа Дописать окончания глаголов- сказуемых, согласуя их с подлежащим. Указать время, число, лицо или род. Тихо ве… ветерок. Мы сид… с удочками на берегу озера. Облако закры… солнце. Скро пойд… дождь. Издали донос…ся гул грома. Высоко над нами пролете… утка. Ветер под… сильнее. Озеро взволнова… 4 группа Образовать глаголы изъявительного, повелительного и условного наклонений. Составить с ними предложения. Искать, наклоняться, прятаться, собирать, радоваться, делиться. 5 группа Описать своё утро, используя только глаголы. Определить их вид и возвратность. На выполнение задания отводиться 5 – 7 минут. Затем группы представляют свои задания. -Вы замечательно поработали и можете познакомиться с дядюшкой Глаголом. (В роли Глагола выступает кукла в чёрном фраке со множеством различных инструментов в руках). ^ Слово учителя. - Дядюшка Глагол рад вас видетьв своём доме. Он очень трудолюбивый и любознательный. Сейчас Глагол будет отрывать по одному лепестку от ромашки и передавать его представителю группы. Ученик должен рассказать о том признаке, который написан на лепестке и привести пример. Если ученик не может ответить, он обращается за помощью к группе. Самооценивание. Ученики в тетради выставляют себе балл за работу на уроке. Комментари иучеников. Комментарии учителя. 5. Домашнее задание. Занятие 3. Упражнение 24, 32(обязательно) (По желанию) Нарисовать, каким вы представляете Глагол; составить сказку о Глаголе или стране Глаголии. (Индивидуальное) 2 ученика (с низким уровнем мотивации или с низкой успеваемостью, или те, кто не всегда выполняют д/з) будут проводить опрос на следующем уроке. Поэтому должны составить 4-5 вопросов по теории и до урока проверить с учителем своё д/з. |
![]() | Обучающая: дать понятие о глаголе как части речи, формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи,... | ![]() | Научить учащихся выделять имя прилагательное среди самостоятельных частей речи, владея знаниями о его значении, признаках, синтаксической... |
![]() | Формировать у учащихся умение определять в речи имена существительные, дать общее представление о том, на основе каких признаков... | ![]() | Пархоменко Л. В. Учитель русского языка и литературы оош №18, г. Сумы, Сумской области. Урок русского языка в 10 классе |
![]() | Тема урока. Имя прилагательное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Качественные, относительные и притяжательные... | ![]() | Приходя на уроки языка, необходимо понимать практическое значение изучаемого материала |
![]() | «Частотного словаря русского языка», из 9 тысяч наиболее частотных слов существительных – 4 тысячи,что составляют 44 %, следовательно,... | ![]() | Тема. Урок развития речи. Изложение-повествование с элементами сочинения на морально – этическую тему по миниатюре В. А. Сухомлинского... |
![]() | ... | ![]() | Тема. Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки, род, число, падежи существительных. Три склонения, разносклоняемые... |