Скачать 91.06 Kb.
|
Урок в 6 классе Тема Имя прилагательное как часть речи. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные Концептуальная цель: развитие речевой грамотности Цели и задачи:
Проблемный вопрос: Что знаем об имени прилагательном? Варианты решения:
Оптимальный вариант: имя прилагательное часть речи, которая отвечает на вопросы какой?, какая?, чей?, каков? и другие. Изменяется по числам, родам (только в единственном числе), падежам. Согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже. В предложении имена прилагательные являются определениями или сказуемыми. Кроме этого имена прилагательные делают нашу речь более точной, образной, ясной – в этом и заключается их значение в речи. Тезис: Имя прилагательное - часть речи увлекательная! О предмете знает все – чей? какой? каков, еще! Уточняет, украшает, образ всем нам создает! Веселится и ликует Морфологии народ! 1. ОРГМОМЕНТ. ^ Подводящий диалог. -По какой стране мы путешествуем? -Кто живет в ней? -Почему одни части речи самостоятельные, а другие служебные? -Сегодня нас ждет встреча со следующей частью речи. Но сначала нужно определить тему урока, поставить цель, назвать варианты решения. 3.Мотивация Инсценировка из «Недоросля »Д.И.Фонвизина 4. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ Итак, наша цель помочь Митрофану разобраться в прилагательном и научиться его отличать от других частей речи .II Новый материал ^ -Жизнь прекрасна и уд…вительна! Окружающий нас мир полон красок, эмоций, запахов, состояний. Он, (какой?)то грус…ный, то веселый, то красный, то голубой. Он может быть толстым и тонким, кислым и сладким! Он такой разный, но такой прекрасный и любимый! -Какая часть речи, по-вашему, более точно может описать окружающий нас мир? Тема урока: имя прилагательное -Какой проблемный вопрос вы бы поставили на сегодняшний урок? ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИМЕНИ прилагательном . II Новый материал Блиц-опрос Слайд Ответы ББВ 2-Ребята, Митрофанушка отчасти прав. Прилагательное действительно прилагается к чему-то. К какой части речи? Почему к существительному?(Сущ-предмет, а прил.- признак этого предмета) Ребята, я получила записку,а не могу ее прочитать Внимание на экран.Слайд МилЫЙ мама, дарю тебе меднАЯ браслет и новЫЙ платье. Жду в ответ крепкАЯ поцелуя» -В чем ошибка? - Определить морфологические признаки прилагательных и существительных (р, ч, п.) Вывод: согласование 3Работа с текстом (Доска) Июльские сумерки в лесу удивительны. (синтаксический разбор) Все неспешно готовится отойти ко сну. Смолкали одна за одной непоседливые лесные птицы, хотя изредка раздавался сорочий стрекот. Замирали огромные елки. Затвердевала смола. Ее запах мешался с запахом сухой, ароматной хвои. -Тема текста? Подобрать заголовок -Синтаксический разбор( доска) -Морфологический разбор сущ Запахом ( повторение) -Выпишите прилагательные вместе с существительными^ -Обратите внимание на написание падежных окончаний прилагательных Как можно проверить их? По вопросу каким? Какой? Сухая хвоя лесные птицы сорочий стрекот 4-Сделаем морфемный разбор Ароматная. Если усечем окончание, получим прилагательное в краткой форме Устно великий-велик; зеленый-зелен; прекрасный –прекрасен Все ли прилагательные имеют краткую форму? Обращаемся к тексту 5-Какое из прилагательных обозначает признак в большей или меньшей степени? Привести свои примеры. Это качественные прилагательные. Слайд кластера -Какое прилагательное не может обозначать признак в большей или меньшей степени? Примеры относительных прилагательных На что указывает прилагательные сорочий, отцов, мамина…? С помощью каких суффиксов образованы притяжательные прилагательные? Работа с учебником стр.77 ^ Чей хвост? Корова – коровий Лошадь – Коза – Еж – Белка – Бык – Кто быстрее просклоняет прилагательное с существительным? (Даются словосочетания: красивый олень, хитрая лиса.) ФИЗМИНУТКА. Пришло время физкультминутки. 1 мин Раз - поднялись, потянулись Два - согнулись, разогнулись Три - руками три хлопка, головою три кивка На четыре - ноги шире, Пять - руками помахать, Шесть – тихонько всем присесть. III Закрепление матераиала. ^ Инструкция на группу Инструкция: Дорогой друг! Ты приступаешь к выполнению лабораторной работы по русскому языку. Твоя задача – выделить( добавить или удалить) в тексте прилагательные и высказать свое собственное мнение, как изменился текст в устной и письменной форме Она требует от тебя, прежде всего, четких знаний таких понятий как: текст, имя прилагательное, морфологические признаки имени прилагательного. При выполнении работы следуй этой инструкции: 1. Предположи, какой вывод может последовать у тебя после добавления( удаления) в текст имен прилагательных. Это твоя гипотеза. Запомни, с гипотезы начинается любое исследование. 2. Запиши эту гипотезу, чтобы не забыть. 3 Выполни задания, которые предложены твоей группе 4. Сделай свой вывод. Соответствует ли твой вывод гипотезе, которую ты записал? 5. Устно познакомь товарищей со своим исследованием. 6. Оцени себя по следующим критериям: Сформулировал гипотезу Письм – 2 балла вставил( или убрал) в текст походящие по смыслу прилагательные -2 балла Сделал вывод и сопоставил с гипотезой Письм – 1 балл Работа в группе Работал , но не выступал-2 балл Выступил перед товарищами в классе - 3 балла
Всего – 12 баллов Класс делится на 2 группы ^ слайд
Задание 1 группа 1 Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, (… ) мои папа и мама, жизнь у меня была (…), полная лишений и выгоняний. Но сейчас и колбаса у меня есть, и молоко (…) стоит в мисочке на полу. А на днях я линять начал. ( …) шерсть с меня сыплется – хоть в дом не заходи. Зато (…) растет – ( …) и (...) . Просто каракуль. (Слова для вставки дорогие, сложная, парное, старая, новая, чистая, шелковистая, ) 2 Соберите и сгруппируйте имена прилагательные притяжательные вместе с существительными – на тему «Одежда». 3Заполните таблицу.
Большой, сегодняшний, сельский, медвежья, широкий, волчий, серебряное, серебристая, тяжелый. (– ^ Задание 2 группа Влажный голосок кукушки будит представление о далеком детстве. Мы вспоминаем роднич…к под деревянным мостиком, теплые лужи и долгие зимние вечера. А если запоет в голубом небе жаворонок, то его нехитрая песня делает человека счастливым. 1Найдите и уберите прилагательные из текста. Изменится ли текст? 2 Образуйте прилагательные от слов кукушка, детство, вечер Какие у вас получились прилагательные ( качественные, относительные, притяжательные)Каким способом вы образовали прилагательные 3 Подберите антонимы к прилагательным Спокойна счастливый главный неопределенные( В художественной речи много качественных прилагательных. Они выступают в качестве эпитетов, метафор. А относительные прилагательные дают информацию. Делают речь выразительнее). 2.Работа с классом Колдунья” ^ (работа по вариантам). (Класс делится на 2 группы – можно по вариантам.) Фея расскажет, какими бы она хотела увидеть всех детей на свете: славными, добрыми,… Колдунья же хочет видеть детей злобными, жадными,… ^ (Проверка). – А теперь каждый из вас подумает и даст определение самому себе: !Я какой???” Учитель: ^ Кач. Отн. Притяжат. 1белый 3 осенний 2 ежовый 5 новый 4 медный 6сестрин 7 горячий 8 дневной 2Третье лишнее Слайд Парная работа А)новый, добрый, весенний б)птичий ,медвежий, вчерашний в) бальное, белое, атласное Г)злой, жестокий, соловьиный 3Загадочная пауза. Часто прилагательные встречаются в загадках. Ведь они не называют предмет, упоминают только его признаки. Попробуйте по прилагательным определить предмет, о котором идет речь. Летом - серый Сам алый, сахарный, Зимой -белый Кафтан зеленый, бархатный (Заяц) Земля беленькая, А птички на ней черненькие. (Книга, буква) 4 Исследователи сообщение Мы пришли к выводу , что прилагательные входят в состав терминов, научных понятий География моря Белое Черное Красное Желтое горы Уральские Океан Тихий Математика квадратное уравнение Химия –соляная кислота. Молекулярная масса Физика квантовая поле электромагнитное Биология кольчатые черви Литература Лирический герой IV ^ 5Резерв Упражнение на развитие мышления + творческое продолжение Слуховой диктант. На основании признаков определите, о каком предмете идет речь 1. Серое, пасмурное (утро). 2. Ясная, холодная (погода). 1. Серый, хищный, жадный (волк). 2. Рыжая, хитрая, ловкая (лиса). Рефлексия Прилагательные, Полные и краткие, украшают, уточняют,усложняют определения ^ Домашнее задание по выбору 1 П.24 упр.179 2 Задание для группы – высокий уровень. Это задание для модниц. Думаю, оно больше понравится девочкам. Опишите, во что бы вы хотели быть одетыми на Новогоднем карнавале. Используйте как можно больше прилагательных. Задание 1 группа 1 Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, (… ) мои папа и мама, жизнь у меня была (…), полная лишений и выгоняний. Но сейчас и колбаса у меня есть, и молоко (…) стоит в мисочке на полу. А на днях я линять начал. ( …) шерсть с меня сыплется – хоть в дом не заходи. Зато (…) растет – ( …) и (...) . Просто каракуль. (Слова для вставки дорогие, сложная, парное, старая, новая, чистая, шелковистая, ) 2 Соберите и сгруппируйте имена прилагательные притяжательные вместе с существительными – на тему «Одежда». 3Заполните таблицу.
Большой, сегодняшний, сельский, медвежья, широкий, волчий, серебряное, серебристая, тяжелый. 4подберите синонимы к прилагательным Главный Красный Замечательный дряхлый (– ^ Задание 2 группа Влажный голосок кукушки будит представление о д…леком детстве. Мы вспоминаем роднич…к под деревянным мостиком, теплые лужи и долгие зимние вечера. А если запоет в голубом небе жаворонок, то его нехитрая песня делает человека счас…ливым. 1Найдите и уберите прилагательные из текста. Изменится ли текст? 2 Образуйте прилагательные от слов кукушка, детство, вечер Какие у вас получились прилагательные ( качественные, относительные, притяжательные)Каким способом вы образовали прилагательные 3 Подберите антонимы к прилагательным Спокойна счастливый главный неопределенные( В художественной речи много качественных прилагательных. Они выступают в качестве эпитетов, метафор. А относительные прилагательные дают информацию. Делают речь выразительнее). 4Какие орфограммы наблюдаем в словах с пропущенными буквами |
![]() | Тема урока. Имя прилагательное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Качественные, относительные и притяжательные... | ![]() | Имя прилагательное — часть речи, которая включает слова, обозначающие признак предмета, его качество и отвечающие на вопросы какой?... |
![]() | Формировать у учащихся умение определять в речи имена существительные, дать общее представление о том, на основе каких признаков... | ![]() | Научить учащихся выделять имя прилагательное среди самостоятельных частей речи, владея знаниями о его значении, признаках, синтаксической... |
![]() | Цель: закрепление и обобщение знаний об имени прилагательном, расширение словарного запаса учащихся | ![]() | Вы головой качая? (А. К. Толстой.) С какой стороны мы подошли, где именно охотничья избушка (М. Пришвин.) Под... |
![]() | Тема. Повторение темы «Имя прилагательное». Подготовка к тематическому оцениванию №3 | ![]() | Речи, синтаксическую роль, использовать прилагательные в собственной речи; развивать навыки связной, выразительной, точной речи,... |
![]() | Имя существительное" и "Имя прилагательное"; заинтересовать программным материалом по русскому языку | ![]() | Тема: Глагол как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль |