Внедрение в преподавание рабочей учебной программы по высшей математике в техникуме: экспериментальное исследование постановка проблемы




Скачать 223.16 Kb.
НазваниеВнедрение в преподавание рабочей учебной программы по высшей математике в техникуме: экспериментальное исследование постановка проблемы
Дата публикации18.06.2013
Размер223.16 Kb.
ТипИсследование
uchebilka.ru > Математика > Исследование
УДК 37:51(075.3/4)
© Симкина И.М.
ВНЕДРЕНИЕ В ПРЕПОДАВАНИЕ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ В ТЕХНИКУМЕ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Постановка проблемы. Общество перед высшим образованием ставит задачи соответствия современному уровню развития науки, техники, технологии и культуры, тенденциям усиления взаимосвязи наук, их интеграции с производственными процессами. Знания, умения и навыки, которыми должны овладеть студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях, определяются конкретными задачами подготовки кадров соответствующей квалификации. Решение поставленных задач вызывает необходимость дальнейшего совершенствования содержания образования и повышения качества учебно-воспитательного процесса.

^ Анализ исследований и публикаций. Структурные элементы содержания образования объединяют элементы различных отраслей наук и опыта производства, что демонстрирует их комплексный характер. Б.С. Гершунский, рассматривая сложность проблемы формирования содержания обучения, утверждает, что данная проблема «обусловлена многочисленностью и своеобразием факторов, влияющих на критерии его отбора и классификацию» [2, с.15]. Он рекомендует провести прогностическую оценку дидактической целесообразности включения того или иного материала в учебный предмет, определить уровень усвоения необходимого материала для дальнейшего выбора методов обучения, критериев оценки знаний, умений и навыков учащихся и эффективности всего процесса в целом. При этом предполагается, что «об эффективности обучения следует судить по степени совпадения достигнутого и требуемого уровней усвоения учебного материала. Именно в этом соответствии целей и результата и состоит основной критерий эффективности обучения, именно таким путем можно в конечном итоге верифицировать результаты дидактического прогнозирования, то есть проверить его достоверность и научную обоснованность» [2, с.21].

Особенности содержания образования в техникумах проявляются не только в комплексности специальных предметов, но и в комплексности фундаментальных предметов. Предметы циклов профессионально-ориентированных и специальных дисциплин опираются на основы фундаментальных и общетехнических дисциплин. В зависимости от специфики конкретной специальности изучаемой в техникумах необходимо профилировать фундаментальные предметы путем обогащения общенаучных знаний профессиональными знаниями.

В индустриальном техникуме ПГТУ с 1998 по 2004г.г. был проведен формирующий педагогический эксперимент, цель которого было определение эффективности разработанной программы курса «Высшая математика» для специальности 5.090609 «Монтаж и эксплуатация электрооборудования предприятий и гражданских сооружений». Проблему разработки рабочей учебной программы изложено автором в публикации [4].

^ Целью работы является обоснование и статистическая обработка результатов эксперимента по внедрению в преподавание рабочей учебной программы по высшей математике для студентов электротехнического профиля в техникуме.

Для решения поставленной задачи необходимо определить показатели, которые характеризуют эффективность разработанной учебной программы. Как показал проведенный анализ источников:

    1. В содержании профессионального образования существуют комплексные межпредметные связи, которые проявляются в том, что общенаучные и общетехнические знания, умения и навыки являются базой формирования профессиональных знаний, умений и навыков.

    2. Реализация различных видов межпредметных связей между фундаментальными, профессионально-ориентированными и специальными дисциплинам позволяет осуществить органическую взаимосвязь учебных предметов и обеспечить структурирование содержания обучения по предмету, а, следовательно, и обозначить оптимальный подход к разработке рабочей учебной программы по предмету.

Если использовать эти положения, то в качестве показателя эффективности разработанной рабочей учебной программы по высшей математике были приняты результаты сдачи экзаменов по дисциплинам профессионально-ориентированных и специальных циклов, отобранных на основании межпредметных связей высшей математики с данными дисциплинами. Результативность разработанной программы была проверена на основе оценки продуктивности введенных разделов высшей математики, которые определяются уровнем усвоения специализированного учебного материала студентами, а также их заинтересованностью в работе, активностью, пониманием учебного материала.

Проверка эффективности разработанной программы осуществлялась путем сравнения различными статистическими методами успеваемости студентов по профессионально-ориентированным и специальным дисциплинам, обучающихся высшей математике по традиционной и вновь разработанной рабочей программе курса. Данные программы представлены в таблице 1. В эксперименте участвовало 156 студентов специальности 5.090609 «Монтаж и эксплуатация электрооборудования предприятий и гражданских сооружений», которые обучались в техникуме в 1998 – 2002 г.г., 1999 – 2003 г.г. и 2000 – 2004 г.г.

Сравнительный эксперимент проводился по методике, позволяющей всесторонне учесть факторы, влияющие на валидность, надежность и достоверность экспериментальных данных.

Таблица 1

Традиционная и экспериментальная программы курса «Высшая математика»



п/п

Экспериментальная программа курса «Высшая математика»

Традиционная программа курса «Высшая математика»



Системы линейных уравнений.

Раздел не изучался.



Функции, их свойства и графики.

Функции, их свойства и графики.



Преобразования графиков функций.

Преобразования графиков функций.



Дифференциальное и интегральное исчисления.

Дифференциальное и интегральное исчисления.



Дифференциальные уравнения.

Дифференциальные уравнения.



Комплексные числа.

Комплексные числа.



Элементы операционного исчисления.

Раздел не изучался.



Элементы математической логики.

Раздел не изучался.

На основании межпредметных связей были отобраны предметы из профессионально-ориентированных и специальных циклов, на изучение которых оказывают наибольшее влияние разделы «Элементы операционного исчисления», «Элементы математической логики» и «Системы линейных уравнений», которые изучаются студентами техникума. Это следующие дисциплины: «Основы промышленной электроники» (изучаются логические элементы и триггеры), «Электрические аппараты» (изучаются бесконтактные элементы схем автоматики), «Автоматика» (изучаются системы автоматического регулирования и алгебраические и арифметические основы автоматики, бесконтактные системы), «Системы управления электроприводом» (изучаются элементы систем управления электроприводом, элементы систем управления электроприводом, системы на логичных и релейно-контакторных элементах), «Наладка электрооборудования» (изучаются наладка систем автоматизированного регулирования, наладка бесконтактных логичных систем), «Теоретические основы электротехники» (решение задач на разветвленные цепи постоянного и переменного тока).

В данной статье сравним результаты сдачи экзаменов по высшей математике и предметов профессионально-ориентированного и специального циклов экспериментальной и контрольной групп, обучающихся в техникуме с 1999 по 2003г.г.

Для проверки статистической значимости расхождения между выборками оценок студентов экспериментальной и контрольной групп по профессионально-ориентированным и специальным дисциплинам был использован критерий Пирсона (). Были рассмотрены дисциплины: «Теоретические основы электротехники», «Основы промышленной электроники», «Электрические аппараты», «Автоматика», «Системы управления электроприводом» и «Наладка электрооборудования». Нулевая гипотеза в этом случае имеет следующую формулировку: между двумя эмпирическими распределениями нет различий.

Для вычисления использовалась формула [3, с.143]:

,

где n1 – сумма всех оценок первой выборки, n2 – сумма всех оценок второй выборки.

В нашем случае n1 – сумма всех оценок студентов экспериментальной группы, n2 – сумма всех оценок студентов контрольной группы.

Число степеней свободы было найдено по формуле [3, с.142]: = (k – 1)(c – 1),

где k – количество исследуемых выборок;

с – количество градаций в исследуемых выборках.

В данной статье исследование проведено для групп МЭПЗ-99-1,2/9 (таблица 2):

Таблица 2

Суммарные оценки по профессионально-ориентированным и специальным дисциплинам групп МЭПЗ-99-1,2/9

Группы 1999-2003гг обучения

Оценки

Суммы

«2»

«3»

«4»

«5»

экспериментальная

Q11 = 10

Q12 = 52

Q13 = 40

Q14 = 31

133

контрольная

Q21 = 6

Q22 = 53

Q23 = 48

Q24 = 10

117

Суммы

Q11+Q21=16

Q12+Q22=105

Q13+Q23 =88

Q14+Q24 =41

250

В результате расчета по таблице 1 и применения указанной формулы, было получено: =11,52. По таблице критических значений критерия находим, что =11,345 (=0,01, =3).

В результате было получено, что > , следовательно, нулевая гипотеза отвергается. Различия в суммарном распределении оценок в эмпирической и контрольной группах статистически значимы. Следовательно, существуют различия между влиянием экспериментальной и традиционной программ по высшей математике на дальнейшее обучение и успеваемость студентов техникума. Однако данное исследование не показало эффективности влияния экспериментальной программы на дальнейшее обучение и успеваемость студентов.

Для определения эффективности влияния на дальнейшее обучение экспериментальной программы по высшей математике были проведены дальнейшие исследования. По каждому предмету для их сравнения вычислялись средняя арифметическая, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации. Результаты вычислений записаны в таблице 3.

1) Средняя арифметическая найдена по формуле [5, с.59]

,

где xi – вариант, то есть оценка по предмету;

mi – частота варианта, то есть количество одинаковых оценок по одному предмету.

Результаты вычислений записаны в первом столбце таблицы 3;

2) Среднее квадратическое отклонение вычислялось по формуле [5, с.93]

.

Результаты вычислений записаны во втором столбце таблицы 3.

3) Для оценки меры вариации и ее значимости был вычислен квадратичный коэффициент вариации V, который дает относительную оценку вариации и вычисляется по формуле [5, с.94]:

.

Этот показатель используется для оценки однородности совокупности, то есть насколько среднее арифметическое полно представляет вариационный ряд. Считается, что совокупность является однородной, а средняя – представительной, если коэффициент не превышает 33 %. Результаты вычислений записаны в третьем столбце таблицы 3.

Анализ таблицы 3 показал, что коэффициент вариации V, в основном, находится в пределах от 10 % до 30 %, что соответствует средним колебаниям индивидуальных значений оценок студентов относительно средней арифметической по каждому предмету. Представленные совокупности в виде оценок экспериментальной группы МЭПЗ-99-1/9 и контрольной группы МЭПЗ-99-2/9 являются однородными, а полученные средние арифметические – представительны, то есть свидетельствуют об однородности результатов оценок знаний студентов относительно указанных средних, так как коэффициент вариации по каждому предмету меньше 33 %. Вся совокупность в общем однородна, а средние арифметические представительны, так как общий коэффициент вариации меньше 20 %. Необходимо отметить, что коэффициент вариации экспериментальной группы показывает незначительные колебания общей средней по сравнению с колебаниями общей средней контрольной группы, что свидетельствует о более ровном распределении оценок у студентов экспериментальной группы по сравнению с оценками студентов контрольной группы.

Таблица 3

Результаты вычислений данных экспериментальной группы МЭПЗ-99-1/9 и контрольной группы МЭПЗ-99-2/9




Средняя арифметическая

Среднее квадратическое отклонение

Коэффициент вариации V

99-1/9

99-2/9

99-1/9

99-2/9

99-1/9

99-2/9

Высшая математика

3,16

3,22

0,94

0,41

29,75

12,73

Теоретические основы электротехники

3,31

3,17

0,95

0,75

28,70

23,66

Основы промышленной электроники

3,58

3,42

0,74

0,57

20,67

16,67

Электрические аппараты

3,74

3,72

0,74

0,73

19,66

19,62

Автоматика

3,91

3,87

0,79

0,81

20,20

20,93

Системы управления электроприводом

3,89

3,44

0,81

0,50

20,82

14,53

Наладка эл. оборудования

3,89

3,78

1,24

0,71

32,29

18,78

Общая

3,64

3,52

0,28

0,69

7,71

19,60


Измерение результатов сдачи экзаменов студентами экспериментальной и контрольной групп происходит во времени – в течение 5 семестров. Поэтому для составления и статистической обработки результатов необходимо воспользоваться рядами динамики. Ряды динамики представляют собой числовые значения определенного статистического показателя в последовательные моменты или периоды времени.

Для составления рядов динамики использовались средние арифметические результатов сдачи экзаменов по каждой дисциплине экспериментальной и контрольной группы студентов 1999 – 2003г.г. обучения. Выбранные числовые значения полно представляют каждый показатель вариации, как показано выше коэффициентом вариации.

Анализ приведенных рядов средних значений проведен в таблице 4, в которой вычислены такие показатели, как: абсолютные приросты (изменения) уровней средней, темпы роста и темпы прироста (снижения) уровней средней.

Абсолютный прирост уровней рассчитывается как разность между двумя уровнями ряда. Он показывает на сколько (в единицах измерения показателей ряда) уровень одного периода больше или меньше уровня какого-либо предшествующего периода, и, следовательно, имеет знак «+» при увеличении уровня или «-» при уменьшении уровня.

Согласно формуле [5, с.273], вычли из каждого уровня ряда уi начальный уровень у0:

.

В результате получили накопленные итоги прироста (изменения) показателя с начала изучаемого периода. Необходимо было решить вопрос: какой уровень считать начальным? Так как эксперимент проводился над курсом высшей математики, внедрением в него специальных разделов необходимых для изучения профессионально-ориентированных и специальных дисциплин, что повлияло на дальнейшее изучение указанных предметов, то за начальный уровень был принят средний балл сдачи экзамена по высшей математике.

Темп роста (изменения) Тр рассчитан как отношение двух уровней ряда. Все уровни уi сопоставляются с уровнем одного какого-то периода у0, принятого за базу сравнения (высшая математика) [5, с.273]:

.

Темпы роста показывают, сколько процентов составляет уровень данного значения по сравнению с уровнем базы сравнения.

Темпы прироста (снижения) Тпр – относительный показатель, показывающий разницу (в процентах) между данным уровнем и уровнем, принимаемым за базу сравнения. Для вычисления Тпр использовалась формула [5, с.274]:

Тпр = Тр – 100 %.

Все полученные данные представлены в таблице 4.

Таблица 4

Сравнительный анализ успеваемости студентов 1999 – 2003 годов обучения

N п/п




Экспериментальная группа
^

Контрольная группа






Тр (%)

Тпр (%)





Тр (%)

Тпр (%)

1.

Высшая математика

3,16

-

100

-

3,22

-

100

-

2.

Теоретические основы электротехники

3,31

0,15

104,75

4,75

3,17

-0,05

98,45

-1,55

3.

Основы промышленной электроники

3,58

0,42

113,29

13,29

3,42

0,20

106,21

6,21

4.

Электрические аппараты

3,74

0,58

118,35

18,35

3,72

0,50

115,53

15,53

5.

Автоматика

3,91

0,75

123,73

23,73

3,87

0,65

120,19

20,19

6.

Системы управления электроприводом

3,89

0,73

123,10

23,10

3,44

0,22

106,83

6,83

7.

Наладка эл. оборудования

3,89

0,73

123,10

23,10

3,78

0,56

117,39

17,39

Сравнительный анализ таблицы 4 показал, что средняя успеваемость студентов экспериментальной группы выше успеваемости контрольной группы, что показывают абсолютный прирост, коэффициенты роста и прироста средней успеваемости. Полученные данные подтверждают эффективность введенной экспериментальной программы курса «Высшая математика» по сравнению с традиционной программой курса.

Аналогичные исследования были проведены с результатами обучения студентов 1998 – 2002 и 2000 – 2004 г.г. обучения.

Для сравнения интенсивности роста средней успеваемости по каждому предмету в отдельности в экспериментальных и контрольных группах был использован коэффициент опережения, который вычисляется по формуле [1, с.183]:

,

где Тр2 – темп роста второго ряда; Тр1 – темп роста первого ряда.
В нашем случае использовалась следующая формула

,

где Трэ - темпы роста экспериментальной группы, Трк – темпы роста контрольной группы.

Вычисления коэффициента опережения проведем в таблице 5.

Таблица 5

Результаты исследования интенсивность роста средней успеваемости студентов экспериментальной и контрольной групп

N п/п




1998 – 2002 г.г.

1999 – 2003 г.г.

2000 – 2004 г.г.

Трэ (%)

Трк (%)

К

Трэ (%)

Трк (%)

К

Трэ (%)

Трк (%)

К

1.

Высшая математика

100

100

1,00

100

100

1,00

100

100

11,00

2.

Теоретические основы электротехники

111,41

104,95

1,06

104,75

98,45


1,06

105,36

93,10

1,13

3.

Основы промышленной электроники

112,91

111,76

1,01

113,29

106,21

1,07

119,87

97,41

1,23

4.

Электрические аппараты

121,32

118,58

1,02

118,35

115,53

1,02

126,18

101,72

1,24

5.

Автоматика

131,53

114,86

1,15

123,73

120,19

1,03

138,17

106,90

1,29

6.

Системы управления электроприводом

127,93

128,17

1,00

123,10

106,83

1,15

131,55

106,32

1,24

7.

Наладка эл. Оборудования

123,12

122,60

1,01

123,10

117,39

1,05

127,44

105,75

1,21


Полученные коэффициенты опережения изображены на рисунке 1.

Выводы. В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что скорость изменения средней успеваемости в исследуемые годы обучения по профессионально-ориенированным и специальным предметам выше в экспериментальных группах, как показывает коэффициент опережения в таблице 5.

Рис.1 – Интенсивность роста средней успеваемости студентов экспериментальных и контрольных групп
Полученные экспериментальные результаты исследования соответствуют теоретическим выводам исследования, приведенным автором в [4, с.103]:

  • повысилась успеваемость и качество знаний студентов при изучении профессионально-ориентированных и специальных дисциплин;

  • повысилась заинтересованность студентов при изучении предметов будущей профессии;

  • у преподавателей специальных предметов появилась возможность расширить изучаемый теоретический материал, количество задач и увеличить их уровень сложности и направленность.



Литература


  1. Бек В.Л. Теорія статистики: Курс лекцій. Навчальний посібник. – Київ: ЦУЛ, 2002. – 288 с.

  2. Гершунский Б.С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах. Учебно-метод. пособие. – М.: Высш. школа, 1980. – 144 с.

  3. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник/ О.Ю. Ермолаев. – 2-е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 336 с. – (Библиотека психолога).

  4. Сімкіна І.М. Реалізація міжпредметних зв’язків при розробці робочої навчальної програми з вищої математики у технікумі // Педагогіка і психологія професійної освіти: Науково-методичний журнал. – 2003. - № 4 – с. 95 – 105.

  5. Теория статистики: Учебник/ Под ред. Г.Л. Громыко. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 414 с. – (Серия «Высшее образование»).


Симкина И.М.

Внедрение в преподавание рабочей учебной программы по высшей математике в техникуме: экспериментальное исследование

В статье описан один из вариантов проверки эффективности разработанной автором рабочей учебной программы по высшей математике в техникуме для специальности 5.090609 «Монтаж и эксплуатация электрооборудования предприятий и гражданских сооружений».

С помощью математической статистики показано влияние умений и навыков по высшей математике на успеваемость студентов по дисциплинам профессионально-ориентированным и специальным предметам.
Сімкіна І.М.

Впровадження у викладання робочої навчальної програми з вищої математики в технікумі: експериментальне дослідження

У статті описаний один з варіантів перевірки ефективності розробленої автором робочої навчальної програми з вищої математики в технікумі для спеціальності 5.090609 «Монтаж і експлуатація електроустаткування підприємств і цивільних споруд».

За допомогою математичної статистики показаний вплив умінь і навичок з вищої математики на успішність студентів з професійно-орієнтованих дисциплін і спеціальних предметів.
I.M. Simkina

Introduction into teaching of working teaching programme in High Mathematics in technical college: experimental investigation

The article describes one of the variants of checking the efficiency of the working teaching in High Mathematics in technical college that is developed by the author for the speciality 5.090609 «Creation and Operation of the Electrical Equipment of Enterprises and Civil Buildings» (as an efficiency index).

With the help of the mathematical statistics the influence o the skills and experiences in High Mathematics on the progress of students in learning of the professional and special subjects is shown in the article.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Внедрение в преподавание рабочей учебной программы по высшей математике в техникуме: экспериментальное исследование постановка проблемы icon© 2005 Резниченко Н. К., Дубовец А. Н., Лях Б. Г. К вопросу о совершенствовании...
Постановка проблемы. Процесс обучения является целенаправленной передачей учебной информации от ее источника – носителя к обучаемому,...

Внедрение в преподавание рабочей учебной программы по высшей математике в техникуме: экспериментальное исследование постановка проблемы iconЭкспериментальное исследование процесса формирования рабочей струи пара в термокомпрессоре

Внедрение в преподавание рабочей учебной программы по высшей математике в техникуме: экспериментальное исследование постановка проблемы iconПроблемы формирования содержания обучения техническому творчеству...
Постановка проблемы. Интеграция Украины в Европейское сообщество требует приведения как учебной документации, так и учебного процесса...

Внедрение в преподавание рабочей учебной программы по высшей математике в техникуме: экспериментальное исследование постановка проблемы iconИсследование выпрямительных диодов
Экспериментальное исследование и определение основных параметров схемы однополупериодного выпрямления

Внедрение в преподавание рабочей учебной программы по высшей математике в техникуме: экспериментальное исследование постановка проблемы iconПроблемы построения структуры содержания сельскохозяйственного образования...
Постановка проблемы. Сельское хозяйство – является важнейшей отраслью экономики, и проблема подготовки сельскохозяйственных кадров...

Внедрение в преподавание рабочей учебной программы по высшей математике в техникуме: экспериментальное исследование постановка проблемы iconКурсовая работа По дисциплине «Психология деятельности» На тему:...
Экспериментальное исследование особенностей психических состояний специалистов Бухгалтерский учет и аудит студентов 3 курса

Внедрение в преподавание рабочей учебной программы по высшей математике в техникуме: экспериментальное исследование постановка проблемы iconПреподавание математики с использованием икт
Внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса

Внедрение в преподавание рабочей учебной программы по высшей математике в техникуме: экспериментальное исследование постановка проблемы iconИсследование параметров рабочей точки биполярного транзистора в схеме с общим эмиттером
...

Внедрение в преподавание рабочей учебной программы по высшей математике в техникуме: экспериментальное исследование постановка проблемы iconПроблемы разработки программ двойных дипломов
Постановка проблемы. После присоединения Украины к Болонской декларации появилась возможность за один период обучения получить два...

Внедрение в преподавание рабочей учебной программы по высшей математике в техникуме: экспериментальное исследование постановка проблемы iconРазвитие инженерно-педагогического мышления
Постановка проблемы. Перестройка учебного процесса в системе высшей школы, вызванная заметным усилением требований социального заказа...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<