Скачать 0.65 Mb.
|
КАЛИНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ![]() Рефератна тему: ![]() Исполнитель: учитель математики высшей категории ДЭЭГ № 11 Супрун Алла Владимировна Донецк -2012 Оглавление.
2.1. Как можно начинать урок. 2.1.1. Вход в урок. 2.1.2. Начало урока. 2.2. Новизна содержания материала. 2.3. Приём подачи домашнего задания – необычная обычность. 2.4. Элементы интерактивных методов 2.4.1. Коллективная учебная деятельность, как форма успеха. 2.4.2. Мозговой штурм. 2.5. Использование элементов метода проектов на уроках математики и во внеурочной деятельности. 2.6. Игровая учебная деятельность.
Сегодня в концепцию математического образования заложена идея обеспечения такого преподавания математики, которое соответствовало бы нуждам учащихся, как по уровню, так и по скорости продвижения, что позволило бы им развить полностью свои математические умения, обеспечить понимание, положительную мотивацию и уверенность в возможности применять свои знания на практике. Следует отметить, что переломный период в образовании не закончился с изменениями в политическом устройстве украинского общества, поэтому уместно говорить о новой парадигме образования, а также параллельном преобразовании идеологии населения. Украина уже вступила на путь отказа от «советского» образования, которое, не смотря на свою фундаментальность и обширность, предлагало не подлежащие сомнению и пересмотру истины. Теперь современное украинское образование пытается воспитывать демократичных, свободных профессионалов, проявляющих творческую самостоятельность, способных отстаивать свои интересы, при этом, не нанося ущерб себе и другим. Концепция модернизации образования ориентирована на реализацию компетентностного подхода в образовании, на формирование ключевых (базовых, универсальных) компетентностей, т.е. готовности обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Роль образования в информационном обществе значительно повышается. Развитие новых технологий и информационных средств делают возможным непрерывное образование, дистанционное образование. Сегодня всё чаще говорят о сдвиге ведущей роли в образовательном процессе с преподавателя на ученика. Акцент образования переносится на развитие самостоятельности учащихся, умение получать необходимую информацию, как в процессе обучения, так и после окончания учебного заведения. В связи с этим меняется роль преподавателя, которая заключается не просто в передаче определённых знаний ученикам, а в «стимулировании их самостоятельной познавательной активности», формировании постоянной необходимости самосовершенствования и развития научно-исследовательских умений [4, с. 173]. Преподаватель приобретает статус консультанта, который планирует, оценивает и контролирует самостоятельную деятельность учащихся. Сегодня обучение основывается на следующих педагогических принципах:
Одной из основных задач, которую в первую очередь должен решать учитель математики, является создание на уроке образовательной среды, адаптивной возможностям и способностям учащихся, для формирования устойчивых знаний, практического опыта самостоятельной деятельности в соответствии с запросами общества. Изменение целей образования привело не только к изменению всей методической системы, но и заставило пересмотреть взгляды на показатели результативности педагогического процесса. Сегодня это:
Обновленные цели и содержание образования требуют обновления используемых педагогических технологий. Для достижения выше сказанного учителями применяются на уроках различные методы и формы обучения, современные технологии: это и обучение в сотрудничестве, и проблемное обучение, игровые технологии, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии, технологии развивающего обучения, технология модульного обучения, технология проектного обучения, технология развития критического мышления учащихся и другие. В своей работе мне бы хотелось остановиться на некоторых практических аспектах применения вышеуказанных новых методов и форм обучения. 2. Основная часть. 2.1. Как можно начать урок. 2.1.1. Вход в урок. «Атлет, придя на тренировку, не хватается за штангу без разминки. Каратисты начинают занятия с медитации. Нужен настрой на определённый тип работы, деятельности. Для этого существует процедура «входа в урок». Сама процедура может быть разной. В зависимости от возраста, учебного предмета, других условий. Некоторое количество лет назад распространённым входом в урок был такой: все встали, замерли, посмотрели в глаза учителю, по команде сели. Не хочу сказать, что он плох, - всё хорошо или плохо только в зависимости от конкретных условий. Скажу, что он не единственный и недостаточный. Формула: учитель начинает урок с «настройки». Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Предположим, так: «Сначала мы вместе восхитимся глубокими познаниями, – а для этого проведём маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос …(звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги – порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное…(называется тема повторения)». Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза. Она может быть мажорно-возбуждающей, как «Танец с саблями» А. Хачатуряна или минорно успокаивающей, как романс Глинки.»[1, с. 22]. ^ Как правило, удачно выбранный вид деятельности учащихся в начале урока настраивает их на плодотворную работу на протяжении всех 45 минут. На этом этапе можно начать с традиционного разбора домашнего задания. С интеллектуальной разминки: два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса – простого опроса, ибо основная его цель – настроить ребёнка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой. «Планируя способ включения учеников в урок, нужно думать о создании мотивационной основы их работы. Известно же, что именно творческие, причём посильные, задания наиболее цепко держат внимание ребят. При этом опора на интерес и радость, которую получают дети от сделанных на уроке открытий и, главное, открытий своих возможностей, способностей, поможет создать мотивационную основу для истоков творческой, созидательной деятельности. Помогает в поиске построения начала урока осознание того, что сложность, доступная для ребят, и новизна – основные причины интереса.»[5, с. 31]. Известно, что на практических, лабораторных работах внимание и интерес гарантирован. Нет проблем в организации мотивационного момента и на уроках повторения, когда ребята работают парами или небольшими группами, и на уроках устной контрольной работы, и на уроках-«бенефисах», когда два ученика рассказывают решение творческой задачи, предложенной только им для домашнего анализа. На всех этих занятиях новизна связана с необычной формой подачи информации. Перечислим некоторые способы организации начала урока: «1. Предлагается задача, которая решается только с опорой на жизненный опыт ребят, на их смекалку. 2. Даётся задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному школьниками.
Далее рассмотрим некоторые примеры организации работы учащихся в начале урока. 9 ![]() На доске написаны решения неравенств: 1) ![]() 2<8у; 3х>5х – 3; 25 Z>1; х> -0,2 у>0,25; -2х<1,5; Z>0,04; х<-0,75; ^ В этих решениях допущены самые распространённые ошибки учеников. Приводимые во время урока обоснования неверности этих решений помогают осознавать, почему они не ведут к истинному равенству. Итог: учащиеся редко проверяют своё решение. В нашем случае им предоставляется возможность выступить в роли проверяющего. Сообщение учителя, что это его собственное решение и что здесь возможна ошибка, заинтриговывает учащихся. По его просьбе оценить все преобразования дети мгновенно включаются в работу. ![]() 9 класс. Урок повторения курса геометрии. На доске изображен равносторонний треугольник. ![]() Рисунок 2.1.1. Привлекая внимание к чертежу, учитель читает задачу: Треугольник АВС равносторонний. Из точки А проведён луч и на нём взята точка М так, что BMA20, AMC30. Найдите угол ВАМ. Условие необходимо повторить несколько раз, чтобы ни одно из данных не ускользнуло. Для создания атмосферы успеха необходимо убедить учащихся, что эта задача их классу доступна, что решение её простое и красивое. Для этого следует предложить ребятам называть любые зависимости между данными и исходными, которые удалось подметить. Отбираются те, которые быстрее приведут к цели. А решение действительно простое и красивое. Достаточно догадаться провести окружность с центром в точке В и радиусом АВ, а затем доказать, что точка М лежит на ней. Тогда становится ясно, что BAM20. Моменты, которые способствовали быстрому включению ребят в работу:
Итог: в самом начале урока, когда ученики обычно не ждут от учителя особо сложных упражнений, была дана серьёзная задача. Коллективное обсуждение её снимает страх, что позволяет быстро найти решение. А это создаёт положительный настрой на всю дальнейшую работу. Удачное применение этого способа помогает ученику, испытывающему страх перед задачей, одержать психологическую победу над собой. Когда он видит как просто и красиво решается эта задача, когда он к тому же узнает, что она давалась на экзаменах в одном из вузов, он чувствует уверенность в своих силах и появляется надежда, что в дальнейшем он справится с подобной задачей. Однако, роль учителя в этом эпизоде урока значительна: правильно реагировать на все предложения учеников, обоснованно отвергать те, которые уводят от решения. Важно, чтобы решение появлялось быстро. Идея дополнительного построения возникает сразу после того, как кто-нибудь из ребят обратит внимание на то, что отрезок АС из точки М виден под углом в два раза меньшим, чем из точки В. Помня слова К. Гаусса «математика – наука для глаз, а не для ушей», приведу пример новизны подачи материала с помощью кодопозитивов или компьютерных презентаций:
Первые 5-7 минут урока по теме «Относительная погрешность» в 9-м классе посвящаются выполнению лабораторной работы «Относительная погрешность при определении скорости света в разное время различными авторами» с последующей проверкой на кодоскопе и оценкой удачных работ. Используя способы организации первых минут урока, содержащих в качестве элемента новизны необычную форму подачи материала, учитель стимулирует познавательную активность у школьников. «Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ученика в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде.»[9, с.81]. Общим во всех приведённых примерах является стремление вызвать противоречие между теми установками, шаблонами, которые у школьника сформировались в процессе обучения, и той ситуацией, рассмотреть которую ему предлагалось. ^ Формула: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Помимо новизны формы подачи учебного материала созданию условий для положительной мотивации способствует новизна содержания материала. Математика имеет множество великолепных приложений к различным самым неожиданным аспектам человеческой деятельности, а в школьном учебнике лишь вскользь упоминается о некоторых из этих приложений. В результате, по словам профессора Александра Яковлевича Хинчина, в сознании учеников со стихийной неизбежностью возникает представление о «сухости», формальном характере математики, оторванности её от жизни и практики. Поэтому именно учитель математики должен навести мосты, соединяющие математику с окружающим миром. Учитель математики должен на уроках показать взаимосвязь естественно-математического цикла с гуманитарным циклом, наполнив уроки конкретными фактами, яркими образами и сделав их содержательнее, разнообразнее, занимательнее. Некоторые примеры:
![]() Рисунок 2.2.1.
для всего найдётся место на уроке математики! А как красят уроки элементы литературы: По праву достойна в стихах быть воспета О свойствах корней теорема Виета! Лингвистика: сколько значений имеет в русском языке слово «корень»? А сколько значений оно имеет в математическом языке? И почему? Только учитель математики даст ответы на эти и подобные вопросы. Известный математик Н. Я. Виленкин, разъясняя роль дидактических принципов в преподавании математики, рекомендовал изложение нового теоретического материала начинать с прикладных задач, приводящих к постановке рассматриваемых вопросов, и указанием различных возможностей приложения изучаемого материала. Следует добавить, что внешнее и мало существенное применение производственной математики не пробуждает, а скорее притупляет интерес к математике. Следует также остановиться на проблеме историзма в преподавании математики. По мнению профессора Н. М. Бескина, учителю, чтобы заинтересовать учеников, надо в свои рассказы вводить биографические и исторические эпизоды, никак не связанные с математикой и лишённые всякой поучительности. Интерес к математике должен возбуждаться содержанием самой математики, её красотой, красотой её идей и методов, а не рассказами о том, как Ньютон варил часы вместо яйца, а студент Лобачевский въехал в вестибюль университета верхом на корове. Подобные рассказы, быть может, и допустимы в виде приправы, но не как основное блюдо. Анекдоты развлекут учащихся, но не пробудят в них интереса к самой математике, не улучшают понимания. Однако Элементы истории математики очень полезны. Подавляющее большинство школьников не имеет ни малейшего представления о развитии математики и им полезно узнать, что Евклид не пользовался формулами (геометрическое доказательство тождеств); что в средние века правила для решения квадратных уравнений были гораздо сложнее, чем сейчас, и выражались не формулами, а латинскими стихами (иллюстрация к решению квадратного уравнения (х*2)+6х=91, предложенная Дж. Карданом в 1545г.); ![]() |
![]() | О. В. Рожнова, учитель математики, специалист высшей категории, педагогическое звание «Старший учитель», Константиновская общеобразовательная... | ![]() | Кутателадзе Елена Вячеславовна, учитель высшей категории, учитель-методист, учитель математики и физики частной общеобразовательной... |
![]() | Руководитель кружка -учитель математики высшей категории, учитель-методист Барановская Светлана Александровна | ![]() | Руководитель кружка учитель математики высшей категории, учитель-методист Барановская Светлана Александровна |
![]() | Подготовила Киосова гн учитель высшей категории, старший учитель гимназии №3 «Сузір'я» г. Бердянска | ![]() | Авторы программы: к м н., преподаватель математики Бердянского пединститута Вержиковский В. П., учитель информатики учебного комплекса... |
![]() | Автор: Николаенко Виктория Викторовна, учитель биологии, специалист высшей категории, старший учитель Мартыновской ош джанкойского... | ![]() | Психолого-педагогическая поддержка – это сложный процесс, когда учитель выделяет позитивные явления и преимущества учащегося |
![]() | Заморий Л. В., учитель французского языка, учитель высшей категории, старший учитель | ![]() | ... |