Программа семинарских занятий по курсу Государственное регулирование и планирование российской экономики




Скачать 420.35 Kb.
НазваниеПрограмма семинарских занятий по курсу Государственное регулирование и планирование российской экономики
страница1/3
Дата публикации22.02.2013
Размер420.35 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
Константин Ремчуков
Программа семинарских занятий

по курсу Государственное регулирование и планирование российской экономики для балакалавров. 7 семестр. 19 недель

Тема 1. Предпосылки демонтажа системы централизованного планированиия в России. 2 часа

  1. теоретические основы централизованного планирования;

  2. практика пятилетнего планирования;

  3. недостатки плановых оценочных показателей;

  4. технология планового процесса;

  5. перепроизводство в плановой экономике;

  6. невосприимчивость плановой экономики к нововведениям.


Тема 2. Реформирование советской экономики в 1985-1991 гг. 2 часа

  1. совершенствование хозяйственного механизма;

  2. обеспечение нового качества экономического роста;

  3. структурная перестройка экономики;

  4. реформирование банковской сиситемы;

  5. проведение крупномасштабного экономического эксперимента;

  6. реформирование АПК.

  7. программа "500 дней" Шаталина-Явлинского


Тема 3. Макроэкономическая политика в целом: основные модели. 2 часа

  1. кейнсианская модель: соединение рыночного механизма и государственного регулирования на основе упраления спросом;

  2. роль кредитно-денежной и бюджетно-финансовой политики стимулирования роста инвестиций и занятости;

  3. неоконсервативная модель государственного регулирования: обеспечение регулирующих функций рынка на основе стимулирования предложения;

  4. воздействие денежных факторов на хозяйственную конъюнктуру;

  5. принцип рациональных ожиданий.


Тема 4. Выбор рыночной модели для России. 4 часа

  1. общие черты рыночных институтов;

  2. основные отличительные особенности рыночных систем;

  3. различные подходы к промышленной политике;

  4. сближение экономических систем;

  5. крупнейшие экономические трансформации в истории:

  1. революция в России;

  2. реставрация Мейдзи;

  3. послевоенная Германия;

  4. Латинская Америка;

  5. новые индустриальные страны;

  6. Восточная Европа.


Тема 5. Последовательность перехода к рыночной экономике. 2 часа

  1. шоковая терапия - быстрый переход;

  2. степень и сроки сокращения ценового регулирования;

  3. свобода предпринимательской деятельности;

  4. либерализация внешней торговли;

  5. валютное регулирование;

  6. возникновение проблемы неплатежей.


Тема 6. Инфляция и финансовая система. 2 часа

  1. денежная масса и инфляция;

  2. спрос на деньги и равновесные цены;

  3. предложение денег, дефицит бюджета и инфляция;

  4. влияние безработицы на инфляцию;

  5. выпуск продукции и инфляция: изменение спроса и предлжения;

  6. инфляционный налаог.


Тема 7. Макроэкономическая стабилизация. 4 часа

  1. денежная реформа;

  2. монетарная политика;

  3. финансовая политика;

  4. сокращение бюджетного дефицита;

  5. контроль над правительственными расходами;

  6. бюджетный федерализм.


Тема 8. Рыночная либерализация. 2 часа

  1. реакция предприятий на потребности рынка;

  2. либерализация и монополии;

  3. либерализация и развитие экспорта;

  4. внутренняя реорганизация предприятий;

  5. опыт либерализации стран Восточной Европы;

  6. препятствия на пути либерализации.


Тема 9. Система прав собственности и приватизация. 2 часа

  1. собственность в условиях рынка;

  2. собственность финансовых посредников;

  3. общие принципы и темпы приватизации;

  4. три основные модели приватизации;

  5. "малая приватизация";

  6. приватизация крупных предприятий госсектора.


Тема 10. Корпорации в рыночной экономике. 2 часа

  1. история развития корпораций;

  2. основы устройства корпораций;

  3. фондовая биржа и функции фондового рынка;

  4. банкротство.


Тема 11. Роль правительства в рыночной экономике. 4 часа

  1. правительство как регулятор рынка;

  2. недостатки рыночной системы;

  3. прераспределение дохода;

  4. промышленная политика;

  5. региональная политика;

  6. аграрная политика;

  7. просчеты правительства.


Тема 12. Государственное регулирование безработицы и рынка труда. 2 часа

  1. измерение уровня безработицы в условиях рынка;

  2. характер безработицы: структурная, цикличная;

  3. основы теории занятости;

  4. взаимосвязь между ростом зарплаты и уровнем безработицы;

  5. прочие факторы безработицы;

  6. стратегия борьбы с высокой безработицей.


Тема 13. Государство и ситсема социальной защиты. 2 часа

  1. социальная поддержка в плановой и рыночной экономике;

  2. государство всеобщего благосостояния;

  3. кризис западно-европейской системы социального обеспечения;

  4. стимулирующий эффект социальных гарантий;

  5. социальные программы и рыночные реформы в Восточной Европе;

  6. принципы эффективной системы социального обеспечения;

  7. социальные проблемы переходного периода.


Тема 14. Россия и международные финансы. 2 часа

  1. займы и кредиты на мировом рынке;

  2. движение международного капитала;

  3. выгоды прямых иностранных инвестиций;

  4. пути выхода из долгового кризиса;

  5. роль международной помощи в оздоровлении российской экономики;

  6. роль кредитов МВФ в обеспечении бездефицитности российского бюджета;

  7. отток капитала из России;

  8. иностранная валюта во внутренней экономике страны;

  9. соотношение динамики внутренних цен и динамики валютного курса.


Тема 15. Платежный баланс и системы обменных курсов валют. 2 часа

  1. национальные счета;

  2. платежный баланс;

  3. рынок капитала;

  4. режимы обменного курса: плавающий и фиксированный;

  5. денежная масса и обменный курс;

  6. паритет покупательной способности;

  7. мобильность капитала.


Тема 16. Государственная среднесрочная программа развития российской экономики на 1995-1997 гг. 2 часа

  1. цели экономической политики;

  2. цели социальной политики;

  3. возрождение инвестиционной политики;

  4. финансовая стабилизация и стратегия банковской деятельности;

  5. институциональные преобразования;

  6. отношения "центр-регионы".


Политическая экономия труда

Попытка рассмотреть капиталистическое богатство с позиций пролетариата была впервые предпринята социалистами-рикардианцами (Т.Годскин, У.Томпсон и др.) и более последовательно воплоще­на в жизнь К. Марксом и Ф.Энгельсом (учение о двойственном характере труда, теория прибавочной стоимости).

Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) первона­чально разделяли идеи революционного романтизма. Движение от роман­тического дуализма к историческому монизму началось у Маркса с критики государства и права. Лишь постепенно К. Маркс и Ф. Энгельс переходят от критики буржуазной и мелкобуржуазной идее-тощи к критике "гражданс­кого общества", порождавшего эту идеологию.

Успеху исследований К. Маркса в немаловажной степени способство­вала совершенная им революция в методе исследования. Используя дости­жения немецкой классической философии, К. Маркс впервые успешно при­меняет метод материалистической диалектики к анализу социально-эконо­мических явлений. Это позволяет ему не только развернуть критику пред­шествовавшей политичсской экономии, но и поставить перед собой задачу рассмотреть систему категорий и законов капиталистического способа про­изводства с позиций рабочего класса.

К.Маркс и Ф.Энгельс не ограничивались исследованием капитализма. Они изучали докапиталистические снос-абы производства, высказали ряд интересных мыс-чей о будущей коммунистической формации и тем самым заложили основы политической экономии в широком смысле слова. Поли­тическая экономия стала рассматриваться как наука, изучающая производ­ственные отношения последовательно сменяющих друг друга обществен­ных формаций.

Важную роль в дальнейшем развити ортодоксальной марксистской политической экономии сыграли исследования Владимира Ильича Ульянова (Ленина) (1870-1924). Центральное место в работах В.И.Ленила 90-х годов занимает теория товарного производства. Это связано с анализом теоретиче­ских концепций экономистов - либеральных народников по вопросу о роли рынка в развитии капитализма. Ленинский анализ имел большое значение для исследования становления рыночной экономики на периферии капитали­стического мира. В трактовке В. И. -'lemma политическая экономия изучает не только отношения, складывающиеся в наиболее развитых странах, но и отношения, складывающиеся в процессе перехода от одного способа произ­водства к другому, и даже различные варианты (модели) такого перехода.

Обобщая обширную экономическую литературу и опираясь прежде всего на работы Дж. А. Гобсона. Р.Гильфердинга и Н.И.Бухарина, Ленин охарактеризовал основные признаки монополистического капитализма, выявил тенденции его персрастания в государственно-монополистический капитализм. Ленинская теория империализма хотя и преувеличивала сте­пень кризиса капиталистической экономики, но помогла более глубоко ос­мыслить всемирное хозяйство как предмет экономической теории, дала ключ к исследованию различных аспектов интернационализации хозяйственной жизни как органических составных частей, как взаимосвязанных сторон единого целого.

Ленин работал и над конкретизацией представлений К.Маркса и Ф.Эн- гельса о коммунистической формации, однако попытка реализовать эти идеи в крестьянской России не увенчалась успехом и привела к искажению пер­воначальных положений марксизма.

Освоение марксизма в СССР в 20-е годы вылилось в серию дискуссий по узловым проблемам экономической теории (о предмете политэкономии, об азиатском способе производства, о двойственном характере труда, о за­коне-регуляторе социалистической экономики и т.д.). По мере становления и укрепления культа личности И.В. Сталина "большие дискуссии" прекра­щаются. Им на смену приходит слепое подчинение авторитету. Происходит искусственное сужение источников марксизма вследствие отрыва от луч­ших достижений западной экономической мысли и репрессий против отече­ственных " немарксистов " .

Самоизоляция сталинизированного марксизма прикрывалась тезисом о нарастающей вульгаризации немарксистской политической экономии. Неудивительно, что в этих условиях на первый план выдвигались идеоло­гические аспекты политэкономии в ущерб всем остальным. По мере углуб­ления экономических противоречий происходили "закрытие" острых тем и сужение эмпирической, статистической базы исследований, что вело в ко­нечном счете к вырождению практической функции политической эконо­мии и упадку ее научного авторитета. Если марксизм претендует на роль одного из ведущих течений современности, он должен более глубоко и ши­роко использовать достижения зарубежной и отечественной немарксистской мысли.

14.1.3. Экономикс современная экономическая теория

Неоклассическое направление

Во второй половине XIX в. складыва­ются предпосылки для смены общей па­радигмы экономической науки. Капитализм прочно утверждается в развитых странах. Разработка общих принци­пов политической экономии заменяется исследованием различных проблем экономической практики, качественный анализ вытесняется количественным. Авторы все чаще стремятся найти пути оптимизации использования ограни­ченных ресурсов, широко применяя для этого теорию предельных величин, дифференциальное и интегральное исчисление. Страницы экономических сочинений заполняются математическими формулами и графиками, иллюс­трирующими различные рыночные ситуации. Новые веяния находят отра­жение и в изменении названия самой науки. Понятие "политическая эконо­мия" (political economy) вытесняется понятием "Экономикс" (econo­mics). Под "Экономикс" понимается аналитическая наука об использовании людьми ограниченных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательс­кие способности) для производства различных товаров и услуг, их распре­деления и обмена между членами общества в целях потребления.

Рождение нового термина связано с именем одного из основоположников неоклассического направления английского экономиста Альфреда Мар­шалла (1842-1924). В 1890 г. выходят его "Принципы экономики" (Principles of Economics), главным предметом анализа которых является уже не теория стоимости, а теория цены. Механизм ценообразования рассматривается с точки зрения соотношения спроса и предложения. В основу теории спроса А. Маршалл положил маржинализм - учение о предельной полезности, разви­тое в работах У. Джевонса, К. Менгера, Э. Бем-Баверка, Ф. Визера, Л. Вальраса и других; в основу теории предложения - концепцию факторов производства, дополненную позднее теорией предельной производительно­сти Дж. Б. Кларка. Если классики буржуазной политэкономии стремились к выявлению прежде всего объективных закономерностей, то А. Маршалл исходит из субъективных оценок хозяйствующих субъектов ("свобода выбора" ) .

' Под политической экономией в XX в. на Западе начинают понимать не экономическую теорию в целом, а экономическую политику как самостоятельную отрасль экономической науки.

Теория маржиналиетов и А. Маршалла отличалась статичностью пост­роения, преодолеть которую стремился первоначально лишь Йозеф Шумпетер (1883-1950). Уже в начале века он предпринял попытку динамичес­кого моделирования развития капитализма, стремясь показать влияние ин­новационного процесса на изменение таких важных показателей, как пред­принимательская прибыль, капитал и процент ("Теория экономического раз­вития", 1911). Продолжением этой работы стала монография "Экономи­ческие циклы" (1939), посвященная теоретическому, историческому и статистическому анализу процесса циклического развития капитализма. В этой работе и. Шумпетер показывает взаимосвязь между тремя вида­ми колебаний: короткими "циклами Китчина" (2 года 4 месяца), средни­ми "циклами Жуглара" (10 лет) и длинными "циклами Кондратьева" (55 лет).

Кейнсианство

Теория Маршалла фактически абстрагиро­валась от деятельности монополий. Одна­ко после кризисов 20-ЗО-х годов и особенно Великой депрессии 1929-1933 гг. не заметить влияния монополий на ценообразование было уже нельзя. В 1933 г. выходят "Теория монополистической конкуренции" Э. Чемберлина и "Экономика несовершенной конкуренции" Дж. Робинсон, в которых ис­следуется механизм монополистического ценообразования.

Однако подлинную революцию в экономической теории произвела опубликованная в 1936 г. "Общая теория занятости, процента и денег" Джона Мейнарда Кейиса (1883-1946). С его именем связано рождение нового на­правления западной экономической мысли кейнснаиства, поставившего в центр проблемы макроанализа. Такой подход не только способствовал бо­лее глубокому отражению объективной реальности в экономической тео­рии, но и в значительной степени поставил нормативный аспект в зависи­мость от позитивного. Койне отказывается от некоторых основных постула­тов неоклассического учения, в частности, от рассмотрения рынка как иде­ального саморегулирующегося механизма. Рынок, с точки зрения Кейнса, не может обеспечить "эффективный спрос", поэтому государство должно его стимулировать посредством денежно-кредитной и бюджетной политики. Эта политика должна поощрять частные инвестиции и рост потребительс­ких расходов таким образом, чтобы способствовать наиболее быстрому ро­сту национального дохода. Практическая направленность теории Кейнса обеспечила ей широкую популярность в послевоенные годы. Кейнсианские рецепты стали идеологической программой смешанной экономики и теории "государства всеобщего благоденствия".

С начала 50-х годов неокейнсианцы (Р.Харрод, Е.Домар, Э.Хансен и др.) активно разрабатывают проблемы экономической динамики и прежде всего темпов и факторов роста, стремятся найти оптимальное соотношение между занятостью и инфляцией. На это же направлена концепция "нео­классического синтеза" П.Э.Самуэльсона, пытавшегося органически соеди­нить методы рыночного и государственного регулирования. Посткейнсианцы (Дж.Робинсон, П.Сраффа, Н.Калдор и др.) в 60-70-е годы сделали попытку дополнить кейнсианство идеями Д.Рикардо. Неорикардианцы вы­ступают за более уравнительное распределение доходов, ограничение ры­ночной конкуренции, проведение системы мер для эффективной борьбы с инфляцией.

Однако 70-е годы стали периодом разочарования в кейнсианстве. Пред­лагаемые рецепты оказались недостаточно эффективными, чтобы остано­вить рост инфляции, падение производства и увеличение безработицы.

Кейнсианская парадигма не сумела полностью вытеснить неокласси­ческую. Попытка объединить обе парадигмы в форме неоклассического син­теза не увенчалась успехом, так как не отличалась цельностью; при анализе макроэкономических процессов отрицалось то, что служило базой для мик­роэкономического анализа. Более того, в 70-80-е годы новые направления неоклассики (монетаризм, новая классическая экономика, теория обществен­ного выбора) заметно теснят кейнсианство (см. рис. 14-1).




Монетаризм

Первыми наступление начали монетаристы. Монетаризм, как и классический либерализм в целом, рассматривает рынок в качестве саморегулирующейся системы и выступает против чрезмерного вмешательства государства в экономику. Это направление характеризуется пристальным вниманием к денежной массе, находящейся в обращении, которую монетаристы считают определяющим фактором развития экономики. Главным пунктом критики стали вопросы экономической политики (проблемы инфляции, политики занятости и т.д.). Исходные предпосылки этой критики были сформулированы Милтоном Фридменом в его работах "Очерки позитивной экономики" (1953), "Капи­тализм и свобода" (1962) и позднее в написанной совместно с Розой Фридмен книге "Свобода выбора" (1979).

Его методологией является неопозитивизм, пытающийся примирить рационализм и эмпиризм. В основе теории лежит, по мнению М. Фридмена, возникшая в результате соглашения исследователей абстрактная гипоте­за, из которой выводятся эмпирически проверяемые следствия (прогнозы). Если они подтверждаются практикой, то теория считается истинной, если нет, то она отвергается. Поскольку практические предложения кейнсианцев потерпели фиаско, то должна быть отвергнута и их теория. Однако подоб­ная участь может постичь и монетаризм, так как и его теория напрямую ставится в зависимость от бесконечного числа подтверждений и всегда мож­но найти противоречащие ей факты. Это тем более нетрудно сделать, так как многие предпосылки монетаристов явно далеки от реальности (совершенная конкуренция, гибкость цен, полнота экономической информации, зависимость роста национального дохода от темпов роста денежной массы и т.п.). Методологическая уязвимость теории монетаристов обусловила ее критику со стороны не только кейнсианцев, но и более последовательных представителей классического либерализма.

Новая классическая экономика

Если в центре внимания кейнсианцев находится эффективный спрос, то их критики акцентируют основное внима­ние на предложении товаров и услуг. В 70-е годы сложилось даже особое направление- "экономика предложения" (А.Лаффер, Дж.Гилдер, М. Эванс, М.Фелдстайн и др.). Для оздоровления экономики, считают они, необхо­димы снижение налогов и предоставление льгот корпорациям. Сокращение дефицита государственного бюджета будет в таких условиях способство­вать оздоровлению экономики.

Представители ведущего направления новой классической экономи­ки (Дж. Мут, Р.Лукас, Т.Сарджент, Н.Уоллес, Р.Барро и др.) попыта­лись построить более цельную теорию путем подведения единого микро­экономического основания под анализ макропроблем. В центре их внима­ния оказались экономические агенты, способные быстро адаптировать­ся к меняющейся хозяйственной конъюнктуре благодаря рационально­му использованию получаемой информации (теория рациональных ожида­ний). Поскольку каждый индивид способен правильно адаптироваться в меняющемся мире, отпадает необходимость вмешательства государства в экономику.

Последовательно отстаивая неоклассические постулаты, сторонники теории рациональных ожиданий возрождают идеальную рыночную модель. Возвращая нас в XIX в., они абстрагируются от явлений, типичных для смешанной экономики второй половины XX в. (несовершенной конкурен­ции и государственного сектора, безработицы и инфляции, кризисов и ан­тикризисной политики и т.д.). К тому же "новые классики" недооценивают фактор времени, необходимого на сбор и обработку информации, а также различные возможности получения информации, которыми обладают раз­ные субъекты. В результате домохозяйка в их теориях оказывается более способной к преодолению фактора неопределенности и к обработке эконо­мической информации, чем профессиональные экономисты и специализи­рованные государственные учреждения.

Теория общественного выбора

Этот недостаток пытались преодолеть сторонники сформировавшей­ся в 50-бО-е годы теории общест­венного выбора (Дж.Бьюкенен, Г.Таллок, М.Олсон, Д.Мюллер, Р.Толлинсон, У.Несканен и др.). Говоря о неэффективности государственного регу­лирования, сторонники теории общественного выбора перенесли анализ с влияния денежно-кредитных и финансовых мер на экономику на сам про­цесс принятия правительственных решений.

Главный тезис этой теории люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы, а бизнес и политика тесно взаимосвяза­ны. Теория общественного выбора базируется на принципах индивидуализ­ма. Ее сторонники считают, что люди руководствуются такими принципами не только в коммерческой деятельности, но и будучи на службе у государ­ства.

Однако и теория общественного выбора не сумела преодолеть извест­ную абстрактность неоклассической парадигмы в целом и прежде всего ее внеисторического характера, абсолютизации рыночной стадии развития мировой цивилизации.

Институционализм

Обострение внутренних противоре­чий рыночной экономики способ­ствовало зарождению институционально-социологического направления. Его истоки восходят к идеям исторической школы в Германии (Ф.Лист, К.Книс, Б.Гильденбрандт, В.Рошер, Г.Шмолер, В.Зомбарт, М.Вебер). Новая историческая школа критиковала экономистов (марксистов, маржиналистов и др.) за чрезмерное увлечение голыми абстракциями, пропагандируя необходимость эмпирических исследований, основанных на богатом исто­рическом материале. Представители исторической школы определяли наци­ональную (политическую) экономию как науку о повседневной деловой жиз­ни и деятельности людей, извлечении ими средств к существованию и ис­пользовании этих средств.

Классический институционализм, возникший в Америке в конце XIX в., окончательно оформляется как самостоятельное течение в 20-ЗО-е годы. Его основоположником считают Торстейна Вселена (1857-1929). Представите­ли этого течения (Дж.Р. Коммонс, У.К. Митчелл, Дж. Гэлбрейт, Г. Мюрдаль и др.) широко используют в своем анализе понятие "институты" (от лат. institutum - установление, учреждение), под которыми понимают кор­порации, профсоюзы, государство, а также различные психологические, этические, правовые, технические и т.п. социальные явления.

До развертывания НТР это течение не пользовалось на Западе замет­ным влиянием; взрыв его популярности в 70-80-е годы был связан с концеп­циями "постиндустриального", "информационного", "сервисного" общества, теориями конвергенции различных социально-экономических систем.

Институциональный анализ более трезво оценивает объективную ре­альность. Он исходит из того, что современное общество отнюдь не венец совершенства: люди, как правило, нерациональны, а экономика далека от состояния равновесия. Неоклассическая концепция, с их точки зрения, явно идеализирует действительность, выполняя, скорее, апологетическую, чем познавательную, функцию. Реальная действительность гораздо сложнее и уже давно не укладывается в маржинальные предпосылки анализа. Объек­том исследования должен быть не экономический человек, а всесторонне развитая личность. Понять ее и правильно оценить тенденции развития об­щества можно лишь на путях междисциплинарного анализа, который, кро­ме экономики, должен включать социальную психологию, социологию, право, политологию и другие гуманитарные науки.

На базе институционализма в конце 60-х годов возникла "радикаль­ная политэкономия" , представители которой (Г.Шерман, Т.Вайскопф, Э.Хант и др.) в своей критике капитализма используют ряд теоретических положе­ний К.Маркса.

На вызов традиционного институционализма представители неоклас­сической теории (основного течения современной экономической науки) от­ветили расширением сферы неоинституциональных исследований. Неоинституционализм опирается на традиции австрийской школы примени­тельно к анализу социальных институтов. При этом сами институты рас­сматриваются с позиции методологического индивидуализма. К этому на­правлению относятся теория прав собственности, теория общественного выбора и др.

Классификация современных экономических теорий

Палитру современных подходов хорошо отражает классификация, предложенная Б.Кларком (см. рис. 14-1). Она позволяет не только показать многообразие современных подхо­дов, но и отметить точки их соприкосновения и взаимного перехода: от консервативного направления - через классический и современный либера­лизм - к радикальным течениям.

Сильно упрощая все богатство идей современных школ, их можно по­местить в двумерной системе координат (см. рис. 14-2). Несмотря на огра­ниченность такого подхода, он выделяет главное, намечая возможные точ­ки соприкосновения различных, нередко противоположных концепций.



Такое знание чрезвычайно полезно, поскольку помогает понять причи­ны вероятных объединений и временных компромиссов между привержен­цами различных течений как в процессе борьбы за власть, так и при форми­ровании новой экономической парадигмы.

Подведем итоги. В ходе развития экономической теории ее предмет определялся по-разному. Меркантилисты считали ее предметом деятель­ность, связанную с внешней торговлей и притоком денег в страну. Классики политэкономии рассматривали ее как науку о богатстве, представители ис­торической школы определяли как учение о повседневной деятельности людей. Маржиналисты и неоклассики связали такую деятельность с исполь­зованием редких (ограниченных) ресурсов в условиях рыночного хозяй­ства. Кейнсианцы добавили к этому необходимость изучения и формирова­ния экономической политики государства; институционалисты обратили вни­мание на социальные аспекты данной политики. Марксисты, исследуя об­щественное производство, диалектику производительных сил и производ­ственных отношений, пришли к выводу, что политическая экономия изуча­ет законы, управляющие производством, распределением, обменом и по­треблением жизненных благ на различных ступенях развития человеческо­го общества, экономические закономерности исторического развития. Тем самым экономическая теория позволяет выявить исторические особенности систем, понять закономерности развития мировой цивилизации.

14.2. Метод экономической теории

Экономическая теория, как и любая другая наука, обладает не только специфическим предметом, но и особым методом исследования. Слово "ме­тод" происходит от греческого "methodos", что буквально означает "путь к чему-либо". Поэтому метод в самом широком смысле можно определить как деятельность, направленную на достижение какой-либо цели. Метод науки, с одной стороны, отражает уже познанные законы исследуемой сфе­ры окружающего мира, а с другой - выступает как средство последующего познания. Таким образом, метод одновременно является и результатом про­цесса исследования, и его предпосылкой. Сохраняя свойства и законы изу­чаемого объекта, он в то же время несет на себе отпечаток целесообразной деятельности познающего его субъекта. Объективное переходит в субъек­тивное, и наоборрт.

Тема 3. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ЦЕЛОМ: ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ

С точки зрения концептуальных основ, лежащих в основе системы мер государственного регулирования, а также в зависимости от приоритетов, текущих целей и совокупности инструментов, используе­мых для их достижения, можно выделить две модели госу­дарственного регулирования: кейнсианскую и неоконсервативную.

Имя Дж.М.Кейнса неоднократно упоминалось при ана­лизе тех или иных сторон макроэкономического регули­рования. В этой темее кейнсианская теория будет рассмот­рена в целом как концептуальная основа вмешательства государства к экономическую жизнь общества.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа семинарских занятий по курсу Государственное регулирование и планирование российской экономики iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Государственное регулирование...

Программа семинарских занятий по курсу Государственное регулирование и планирование российской экономики iconРасписание занятий
Государственное регулирование экономики консультация доц. Боровский В. аудитория

Программа семинарских занятий по курсу Государственное регулирование и планирование российской экономики iconМетодические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу “ Этика” для очного отделения
Методические указания и планы семинарских занятий по курсу «Этика»: для студентов направления подготовки 020301 «Философия» заочной...

Программа семинарских занятий по курсу Государственное регулирование и планирование российской экономики iconИ планы семинарских занятий по курсу: русская философия
Русская философия: Методические указания и планы семинарских занятий к курсу для студентов направления подготовки «Философия» (очной...

Программа семинарских занятий по курсу Государственное регулирование и планирование российской экономики iconРуководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу...
Ахвердова О. А., Гюлушанян К. С., Козлитина О. Н. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология...

Программа семинарских занятий по курсу Государственное регулирование и планирование российской экономики iconРуководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу...
Ахвердова О. А., Гюлушанян К. С., Козлитина О. Н. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология...

Программа семинарских занятий по курсу Государственное регулирование и планирование российской экономики icon“Государственное регулирование экономики
Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных...

Программа семинарских занятий по курсу Государственное регулирование и планирование российской экономики iconВопросы к экзамену по дисциплине «Государственное регулирование экономики»
Сущность государственного регулирования экономики и государственной экономической политики. «Провалы» государства

Программа семинарских занятий по курсу Государственное регулирование и планирование российской экономики iconГосударственное регулирование экономики

Программа семинарских занятий по курсу Государственное регулирование и планирование российской экономики iconГосударственное регулирование экономики

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<