Эмоциональная сфера дошкольника. Общая характеристика эмоциональной сферы




Скачать 28.24 Kb.
НазваниеЭмоциональная сфера дошкольника. Общая характеристика эмоциональной сферы
Дата публикации21.05.2013
Размер28.24 Kb.
ТипДокументы
Эмоциональная сфера дошкольника.

Общая характеристика эмоциональной сферы. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам.

В раннем детстве течение эмоциональной жизни ребенка обусловливали особенности той конкретной ситуации, в которую он был включен: обладает он привлекательным предметом или не может его получить, успешно он действует с игрушками или у него ничего не получается, помогает ему взрослый или нет и т.д.

В дошкольном возрасте происходит переход от желаний, направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами. Действия ребенка уже не связаны прямо с привлекательным предметом, а строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем.

Появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро.

Вся деятельность дошкольника является эмоционально насыщенной. Все, во что включается ребенок — игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., — должно иметь эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.

Расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций как сочувствие другому, сопереживание, — без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.

^ Механизм возникновения эмоциональных состояний. Эмоции, связанные с представлением, возникают на основе механизма эмоционального предвосхищения. Еще до того как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых.

Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность — эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Эмоциональный образ становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоциональной предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.

^ Контроль эмоциональных состояний. Сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей. Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития плана представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле: образ другого человека помогает ему регулировать свое поведение.

^ Структура эмоциональных процессов. Изменяется в этот период и структура эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции: переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым, в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.

Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоций становится у детей более сдержанным. В структуру эмоциональных процессов, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эмоциональная сфера дошкольника. Общая характеристика эмоциональной сферы iconМотивационная сфера дошкольника. Общая характеристика мотивационной сферы
Общая характеристика мотивационной сферы. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение...

Эмоциональная сфера дошкольника. Общая характеристика эмоциональной сферы icon2. исследование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и формы их проявления

Эмоциональная сфера дошкольника. Общая характеристика эмоциональной сферы icon—3 являются концами одного из диаметров сферы; 6 центром сферы является...
В декартовых прямоугольных координатах сфера, имеющая центр с (α, β, γ) и радиус r, определяется уравнением (х—α)2+(у—β)2 + (z—γ)2=...

Эмоциональная сфера дошкольника. Общая характеристика эмоциональной сферы iconВыводы по первой главе 26 Глава Экспериментальное изучение проблемы...
Краткая характеристика развития воображения дошкольника в изобразительной деятельности на основе исполнения технологии триз 7

Эмоциональная сфера дошкольника. Общая характеристика эмоциональной сферы iconЛекция на тему: «Общая характеристика психогенных расстройств и их...
Психогении психические расстройства, возникающие в связи с переживанием неблагоприятных ситуаций и обстоятельств (неприятности)

Эмоциональная сфера дошкольника. Общая характеристика эмоциональной сферы iconЭмоциональная сфера ребенка и воспитание чувства прекрасного
Подростку можно дать представление об эстетических категориях, но вкус и чувство красоты уже не привьешь

Эмоциональная сфера дошкольника. Общая характеристика эмоциональной сферы iconЛошадь: эмоциональная сфера и общение
По китайскому календарю новый 2014 год наступит 31 января и пройдет под покровительством зеленой деревянной Лошади

Эмоциональная сфера дошкольника. Общая характеристика эмоциональной сферы iconОсобенности нарушений когнитивных функций и эмоциональной сферы при...

Эмоциональная сфера дошкольника. Общая характеристика эмоциональной сферы iconВведение 3
Теоретические аспекты особенностей эмоциональной сферы воспитанников детского дома младшего школьного возраста 8

Эмоциональная сфера дошкольника. Общая характеристика эмоциональной сферы iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Общая характеристика стратегического...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<