Приказ от 4 мая 1990 года об утверждении положения о санаторном детском дошкольном учреждении (группе) для ослабленных и часто болеющих детей и типовых штатов




Скачать 242.26 Kb.
НазваниеПриказ от 4 мая 1990 года об утверждении положения о санаторном детском дошкольном учреждении (группе) для ослабленных и часто болеющих детей и типовых штатов
Дата публикации08.09.2013
Размер242.26 Kb.
ТипДокументы

  • ПРИКАЗ ГОСОБРАЗОВАНИЯ СССР N 306, МИНЗДРАВА СССР N 185, ГОСКОМТРУДА СССР N 33 ОТ 04.05.1990 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О САНАТОРНОМ ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (ГРУППЕ) ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ И ТИПОВЫХ ШТАТОВ САНАТОРНЫХ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

(по состоянию на 7 октября 2006 года)

<<< Назад


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

N 306

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

N 185

^ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТРУДУ

И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

N 33

ПРИКАЗ

от 4 мая 1990 года

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

О САНАТОРНОМ ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (ГРУППЕ)

^ ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ И ТИПОВЫХ ШТАТОВ

САНАТОРНЫХ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ

И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров

СССР от 20 июня 1988 г. N 764 "О мерах по дальнейшему улучшению

охраны здоровья населения и укреплению материально - технической

базы здравоохранения" в целях укрепления здоровья и снижения

заболеваемости ослабленных и часто болеющих детей, находящихся в

детских дошкольных учреждениях, приказываем:

1. Утвердить согласованное с Министерством финансов СССР и

ВЦСПС Положение о санаторном детском дошкольном учреждении

(группе) для ослабленных и часто болеющих детей и Типовые штаты

санаторного детского дошкольного учреждения для ослабленных и

часто болеющих детей (Приложения 1, 2). Ввести их в действие с 1

января 1991 года.

2. Руководителям органов и учреждений здравоохранения вводить

дополнительные должности среднего медицинского персонала, врачей -

педиатров в штаты лечебно - профилактических учреждений,

обслуживающих детские дошкольные учреждения, в пределах выделенных

для этих целей ассигнований. При этом рекомендуется устанавливать

должности инструктора ЛФК (медицинской сестры по массажу) и

медицинской сестры по физиотерапии из расчета по 0,25 ставки на

каждую группу, врачей - педиатров соответственно штатным

нормативам детских санаториев системы здравоохранения.

Председатель

Государственного комитета СССР

по народному образованию

Г.А.ЯГОДИН

Министр здравоохранения СССР

И.Н.ДЕНИСОВ

Заместитель председателя

Государственного комитета СССР

по труду и социальным вопросам

М.М.КРАВЧЕНКО

Приложение 1

Согласовано

Министерство финансов СССР

В.Е.ОРЛОВ

ВЦСПС

Г.Ф.СУХОРУЧЕНКОВА

ПОЛОЖЕНИЕ

^ О САНАТОРНОМ ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (ГРУППЕ)

ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

I. Общие положения

1. Санаторное детское дошкольное учреждение (группа) для

ослабленных и часто болеющих детей <*> имеет своей целью

проведение лечебно - оздоровительных мероприятий, направленных на

укрепление здоровья и снижение заболеваемости детей,

воспитывающихся в детских дошкольных учреждениях общего

назначения. Наряду с лечебно - оздоровительными мероприятиями

санаторное дошкольное учреждение (группа) проводит воспитательно -

образовательную работу с детьми в соответствии со

скорректированной Программой воспитания и обучения в детском саду.

--------------------------------

<*> Далее - санаторные дошкольные учреждения (группы).

2. Санаторные дошкольные учреждения (группы) организуются

органами исполнительной власти, а также с их разрешения

государственными предприятиями, учреждениями, организациями,

колхозами, иными кооперативными и другими общественными

организациями с ведома органов здравоохранения.

3. Основным типом санаторного дошкольного учреждения является

ясли - сад на 6 - 12 групп. При необходимости группы санаторного

типа могут открываться на базе действующих и вновь вводимых

детских дошкольных учреждений общего назначения (яслей, детских

садов, яслей - садов).

4. Санаторные дошкольные учреждения (группы) открываются в

зданиях, отвечающих санаторно - гигиеническим нормам и правилам

пожарной безопасности, при наличии необходимого набора помещений,

оснащенных необходимым медицинским оборудованием для проведения

восстановительного лечения и оздоровления детей.

При каждом учреждении должен быть огороженный озелененный

участок, оснащенный игровым и спортивным оборудованием

соответственно возрасту детей.

Санаторное дошкольное учреждение должно размещаться с учетом

экологической обстановки в данной территории и преимущественно в

зеленой зоне.

5. Санаторные дошкольные учреждения оснащаются необходимым

мягким и жестким инвентарем, учебно - наглядными пособиями,

игрушками, спортивным оборудованием и т.д. в соответствии с

нормативами детских дошкольных учреждений общего назначения.

6. В своей работе санаторные дошкольные учреждения (группы)

руководствуются настоящим Положением, Положением о детском

дошкольном учреждении, программно - методическими и нормативными

документами, утвержденными Госкомитетом СССР по народному

образованию, Министерством здравоохранения СССР, органами

управления народного образования и здравоохранения республик, а

также министерствами и ведомствами, в подчинении которых они

находятся.

7. Питание детей в санаторных дошкольных учреждениях (группах)

для ослабленных и часто болеющих детей осуществляется по нормам,

установленным подпунктом "а" п. 6 Постановления Совета Министров

СССР от 12 апреля 1984 г. N 317 для санаторных дошкольных

учреждений.

8. Плата за содержание детей в санаторных дошкольных

учреждениях (группах) взимается с родителей в размерах,

установленных Постановлением Совета Министров СССР от 13 января

1990 г. N 47 (см.: Бюллетень, 1990, N 4, с. 30 - 31; N 5, с. 27 -

33).

9. Оплата труда и продолжительность ежегодных отпусков

работников санаторных дошкольных учреждений (групп)

устанавливается в соответствии с нормативами, предусмотренными для

персонала детских дошкольных учреждений общего назначения.

II. Порядок работы и структура санаторных дошкольных

учреждений (групп)

1. Санаторные дошкольные учреждения (группы) работают 5 - 6

дней в неделю с круглосуточным и продленным (с организацией ужина)

пребыванием детей, в необходимых случаях - без перерыва на

выходные и праздничные дни.

2. Комплектование детьми санаторных дошкольных учреждений

(групп) проводится по возрастному принципу.

Количество детей в группах устанавливается:

в возрасте 2 лет - 10 детей;

от 2 до 3 лет - 15 детей;

старше 3 лет - 20 детей в группе.

3. Длительность пребывания детей в санаторных дошкольных

учреждениях (группах) устанавливается до одного года.

4. На время нахождения ребенка в санаторном дошкольном

учреждении (группе) за ним сохраняется место в детском дошкольном

учреждении общего назначения без учета его в списочном составе

этого учреждения.

III. Порядок направления и приема в санаторные

дошкольные учреждения (группы)

1. Отбор детей в санаторные дошкольные учреждения (группы)

проводится санаторно - курортной отборочной комиссией. Дети

направляются на комиссию по совместному решению врача,

закрепленного за детским дошкольным учреждением общего назначения,

участкового педиатра и заведующего дошкольно - школьным отделением

поликлиники (главного врача или заведующего поликлиникой).

2. В санаторные дошкольные учреждения (группы) направляются:

дети ослабленные, часто болеющие острыми респираторными

заболеваниями;

дети с рецидивирующими бронхитами, пневмонией в период

реконвалесценции, бронхиальной астмой вне обострения.

3. Списки детей, отобранных санаторно - курортной отборочной

комиссией, с обязательным указанием домашнего адреса ребенка и

места работы родителей направляются в районный (городской) отдел

(управление) народного образования или администрации и профсоюзной

организации предприятия, в ведении которого находится санаторное

дошкольное учреждение (группа).

4. Зачисление детей в санаторное дошкольное учреждение

(группу) производится при наличии следующих документов: путевки

соответствующего районного (городского) отдела (управления)

народного образования или путевки предприятия, учреждения,

организации, выписки из истории развития ребенка с заключением

санаторно - курортной отборочной комиссии, справки об отсутствии

контактов с инфекционными больными.

5. Дети из санаторных дошкольных учреждений (групп)

переводятся в дошкольные учреждения общего назначения, ранее

посещаемые ими, на основании заключения санаторно - курортной

отборочной комиссии. Сведения о проведенном оздоровлении детей

передаются в детские дошкольные учреждения общего назначения, а

также в поликлинику по месту их наблюдения.

6. Санаторные дошкольные учреждения и группы для детей,

обучающихся по программе первого класса, не организуются.

IV. Создание условий для проведения лечебно -

оздоровительной работы в санаторном дошкольном

учреждении (группе)

1. В состав лечебно - оздоровительной базы должны включаться:

физиотерапевтический, стоматологический кабинеты, кабинеты для

проведения массажа, ингаляций, лечебной физкультуры, бассейн,

помещение для хранения медицинского кислорода.

2. Лечебные кабинеты оснащаются в соответствии с их

назначением физиотерапевтической аппаратурой (тубусный и маячный

кварц, аппарат УВЧ, гальванический аппарат, лампа "Соллюкс",

ингаляторы аэрозольный и паровой, аппарат "Здоровье" для

приготовления кислородных коктейлей и т.д.), необходимым

оборудованием и инвентарем для проведения массажа, занятий

лечебной физкультурой, обучения плаванию. Оснащение, монтаж и

установка медицинского оборудования, контроль за эксплуатацией и

его ремонт проводятся территориальными управлениями "Медтехники"

по заявкам предприятий, учреждений и организаций, в ведении

которых находится санаторное дошкольное учреждение.

V. Руководство и штаты санаторного дошкольного

учреждения (группы)

1. Штаты санаторного дошкольного учреждения (группы)

независимо от ведомственной подчиненности учреждения

устанавливаются в соответствии с Типовыми штатами,

предусмотренными для указанных учреждений.

Штаты медицинского персонала для проведения лечебно -

оздоровительной работы с детьми в указанных дошкольных учреждениях

(группах) устанавливаются органами здравоохранения в соответствии

с нормативами для санаторных дошкольных учреждений (групп).

2. Территориальные лечебно - профилактические учреждения

организуют лечебно - оздоровительную работу с детьми, оказывают

необходимую помощь в проведении консультаций врачей -

специалистов, лабораторных исследований, консультативно -

методической помощи институтов, республиканских, краевых и

областных детских больниц.

3. Медицинский и педагогический персонал проводит комплексное

оздоровление детей с учетом состояния их здоровья, включающее:

щадящий режим, рациональное питание, лечебную физкультуру, массаж,

санацию хронических очагов инфекции, физиотерапевтическую и

медикаментозную терапию и контроль за проведением специальных

закаливающих процедур и прогулок.

4. Руководители территориальных лечебно - профилактических

учреждений осуществляют систематический контроль и несут

персональную ответственность за правильную организацию и

проведение всего комплекса лечебно - оздоровительных мероприятий,

направленных на коррекцию отклонений в состоянии здоровья детей,

внедрение современных методов лечения, повышение квалификации

медицинских работников санаторных дошкольных учреждений (групп),

проводят анализ эффективности работы санаторного дошкольного

учреждения (групп) по оздоровлению детей.

Приложение 2

^ ТИПОВЫЕ ШТАТЫ

САНАТОРНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ

И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

-----------------------------------T-----------------------------¬

¦ Наименование должностей ¦ ¦

¦ +----T----T---T---T---T---T---+

¦ ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦10 ¦11 ¦12 ¦

+----------------------------------+----+----+---+---+---+---+---+

¦1. Заведующий ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦

¦2. Старший воспитатель ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1,5¦

¦3. Старшая медицинская сестра ¦1 ¦1 ¦1,5¦1,5¦1,5¦1,5¦1,5¦

¦4. Помощник заведующего по ¦ ¦ ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦

¦хозяйственной работе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦5. Заведующий хозяйством ¦1 ¦1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦6. Старший бухгалтер ¦ ¦ ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦

¦7. Бухгалтер ¦1 ¦1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦8. Секретарь - машинистка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1 ¦

¦(делопроизводитель) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦9. Шеф - повар ¦ ¦ ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦

¦10. Повар ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦3 ¦

¦11. Подсобный рабочий ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦

¦12. Грузчик ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1 ¦1 ¦1 ¦

¦13. Кладовщик ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1 ¦1 ¦1 ¦

¦14. Кастелянша ¦0,5 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦

¦15. Рабочий по обслуживанию и ¦0,5 ¦0,5 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦

¦текущему ремонту зданий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦сооружений и оборудования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦16. Машинист по стирке и ремонту ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦спецодежды (белья): ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ в учреждениях, имеющих группы с ¦2 ¦2 ¦2,5¦2,5¦3 ¦3 ¦4 ¦

¦ круглосуточным пребыванием детей;¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ в учреждениях, не имеющих групп с¦1,75¦1,75¦2 ¦2 ¦2,5¦2,5¦3 ¦

¦ круглосуточным пребыванием детей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L----------------------------------+----+----+---+---+---+---+----

Примечания. 1. Штат воспитателей установлен из расчета их

работы в дошкольных группах в течение 14 ч, в ясельных группах в

течение 24 ч.

2. В учреждениях с 7-дневным пребыванием детей устанавливается

дополнительно по 0,3 единицы должности повара, подсобного

рабочего, машиниста по стирке одежды, белья, старшей медицинской

сестры.

3. В учреждениях, имеющих крытые малоразмерные бассейны для

обучения детей плаванию, устанавливается должность инструктора по

физической культуре из расчета 0,25 единицы должности на каждые 2

группы, с которыми проводятся занятия по обучению плаванию детей

дошкольного возраста.

Кроме того, при наличии в учреждении до 8 таких групп

устанавливается по 0,5 единицы должности рабочего по обслуживанию

и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования, уборщика

служебных помещений и оператора хлораторной установки (при наличии

хлораторной установки), а при наличии 9 и более групп - по одной

вышеуказанной должности.

4. В учреждениях, где имеется не менее 12 детей с нарушениями

речи, устанавливается должность учителя - логопеда.

5. В учреждениях, имеющих группы для ослабленных и часто

болеющих детей, дополнительно устанавливается должность машиниста

по стирке и ремонту спецодежды (белья): при наличии 2 - 3 таких

групп - 0,25 единицы должности, 4 - 5 - 0,5 единицы должности, 6 и

более - одна единица должности. Должности машинистов по стирке и

ремонту спецодежды (белья) устанавливаются, когда нет возможности

пользоваться коммунальными прачечными.

6. В учреждениях, имеющих нечетное число групп, дополнительно

устанавливается 0,5 единицы должности ночной няни.

7. В учреждениях, обслуживаемых централизованными

бухгалтериями, должности старшего бухгалтера не устанавливаются.

8. В учреждениях, расположенных в самостоятельных зданиях,

устанавливается должность дворника в соответствии с нормами по

уборке площади, утвержденными органами исполнительной власти.

В необходимых случаях может быть установлена должность сторожа

в пределах лимита сторожевой охраны, установленного министерству

(госкомитету) народного образования республики.

Дополнено в расчете на одну группу

--------------------T--------------T--------------T--------------¬

¦ Наименование ¦При 5-дневной ¦При 6-дневной ¦При 7-дневной ¦

¦ должностей ¦рабочей неделе¦рабочей неделе¦рабочей неделе¦

¦ ¦с пребыванием ¦с пребыванием ¦с пребыванием ¦

¦ ¦детей в тече- ¦детей в тече- ¦детей в тече- ¦

¦ ¦ние, час. ¦ние, час. ¦ние, час. ¦

¦ +------T-------+------T-------+--------------+

¦ ¦ 12 ¦ 24 ¦ 12 ¦ 24 ¦ 24 ¦

+-------------------+------+-------+------+-------+--------------+

¦Дошкольные группы: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Воспитатель ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2,2 ¦ 2,8 ¦

¦Помощник воспитате-¦ 1,25 ¦ 1,5 ¦ 1,5 ¦ 1,5 ¦ 2,1 ¦

¦ля ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Ясельные группы: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Воспитатель ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 3,6 ¦ 4,3 ¦

¦Санитарка - няня ¦ 1,5 ¦ 2,5 ¦ 1,75¦ 2,75 ¦ 3,5 ¦

L-------------------+------+-------+------+-------+---------------

9. В учреждениях, имеющих фруктовый сад или земельный участок

с декоративными насаждениями, вместо должности дворника может быть

установлена должность садовника.

10. Должность уборщика служебных помещений устанавливается из

расчета 0,5 единицы должности на каждые 250 кв. м убираемой

площади. При расчете количества убираемой площади не учитывается

площадь групповых помещений (за исключением санитарной комнаты),

уборка которых производится групповым персоналом.

11. В учреждениях, имеющих изолятор, устанавливается

дополнительно 3,2 единицы при шестидневной рабочей неделе и 2,6

единицы при пятидневной рабочей неделе должности санитарки - няни

для работы в изоляторе.

12. В учреждениях, имеющих грузовой автомобиль или мотороллер,

обслуживающие данное учреждение или несколько дошкольных

учреждений, устанавливается должность водителя грузового

автомобиля, мотороллера.

При наличии гужевого транспорта устанавливается должность

возчика.

13. В учреждениях, имеющих самостоятельные здания, на

отопительный сезон устанавливается должность истопника или

кочегара из расчета: один кочегар на каждые 10 печей, а при

наличии 5 - 9 печей - 0,5 единицы по этой должности;

при наличии центрального отопления - один кочегар в смену в

каждой котельной, а в котельных, применяющих твердые виды топлива

(торф, каменный уголь), с поверхностью нагрева котлов более 75 кв.

м - 2 кочегара в смену;

при газовом отоплении вводится должность кочегара из расчета

один кочегар в смену, а в котельных, не имеющих автоматики

безопасности, - два кочегара в смену;

при централизованном теплоснабжении (ТЭЦ) в дошкольных

учреждениях, имеющих тепловой пункт или элеватор, вводится

должность рабочего по обслуживанию и текущему ремонту зданий,

сооружений и оборудования, а при наличии бойлеров, насосов -

должность дежурного рабочего в смену.

Из общего числа указанных в настоящем пункте должностей одна

должность (0,5 единицы истопника) устанавливается на круглый год.

14. Должности ночных нянь устанавливаются из расчета две

единицы на каждые две дошкольные группы при шестидневной рабочей

неделе и 1,3 единицы на каждые две дошкольные группы при

пятидневной рабочей неделе.

В учреждениях, имеющих изолированные входы с улицы, а также

имеющих нечетное число дошкольных групп, должности ночных нянь

устанавливаются из расчета соответственно 2 единицы или 1,3

единицы на одну группу.

15. В сметах учреждений предусматриваются ассигнования:

а) на оплату труда музыкальных руководителей из расчета 0,25

ставки заработной платы на каждую группу детей в возрасте двух лет

и старше;

б) на оплату труда лиц, заменяющих уходящих в отпуск

заведующих, старших медицинских сестер, воспитателей, помощников

воспитателей, шеф - поваров, поваров, подсобных рабочих,

машинистов по стирке и ремонту спецодежды (белья), рабочих по

обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования,

уборщиков служебных помещений.

В пределах ассигнований, предусмотренных на оплату труда лиц,

заменяющих уходящих в отпуск воспитателей, в учреждениях могут

быть установлены дополнительно должности воспитателей.

^ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИЕМУ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ГРУППЫ

СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Приему в дошкольные учреждения и группы для детей с задержкой

психического развития (ЗПР) подлежат дети с выраженным диагнозом

"задержка психического развития" вследствие ослабленности нервной

системы, обусловленной инфекцией, хроническими соматическими

заболеваниями, интоксикацией, травмой головного мозга,

перенесенными внутриутробно, при родах или в раннем детстве, и

нарушениями эндокринной системы. Кроме того, приему в детский сад

подлежат дети с ЗПР, замедление темпа психического развития

которых может быть также следствием педагогической запущенности

при неблагоприятных условиях воспитания.

Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности

интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения

познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально -

волевой сферы, пониженной работоспособностью, недостаточностью

ряда высших психический функций. Нарушения эмоционально - волевой

сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок,

эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной

возбудимости, двигательной расторможенности либо, наоборот,

вялости, апатичности.

Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается

с незрелостью высших психических функций, нарушениями внимания,

памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового

восприятия, плохой координацией движений. Неглубокое недоразвитие

речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и

недостаточной дифференцированности словаря, трудности усвоения

логико - грамматических конструкций. У значительной части детей

наблюдается недостаточность фонетико - фонематического восприятия,

снижение слухово - речевой памяти.

Даже при внешнем благополучии устной речи нередко отмечается

многословность или, наоборот, недостаточная развернутость

высказывания.

Снижение познавательной активности проявляется в

ограниченности знаний об окружающем мире и практических навыков,

соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в

школе. Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности

формирования сложных серийных движений и действий отрицательно

отражаются на продуктивной деятельности (лепка, рисование,

конструирование).

Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном

формировании соответствующих возрасту элементов учебной

деятельности.

Ребенок принимает и понимает задание, но нуждается в помощи

взрослого для усвоения способа действия и осуществления переноса

усвоенного на другие предметы и действия при выполнении

последующих заданий.

Способность принимать помощь, усваивать принцип действия и

переносить его на аналогичные задания существенно отличает детей с

ЗПР от олигофренов, обнаруживает более высокие потенциальные

возможности их психического развития.

Дети 7-го года жизни с задержкой психического развития владеют

некоторыми математическими представлениями и умениями: правильно

указывают большую или меньшую группу предметов, воспроизводят

числовой ряд в пределах пяти (далее часто ошибаются), в обратном

счете затрудняются; пересчитывают небольшое количество предметов

(в пределах пяти), но нередко не могут назвать результаты. В целом

решение соответствующих возрасту мыслительных задач на наглядно -

практическом уровне детям доступно, однако они порой затрудняются

в объяснении причинно - следственных связей.

Несложные небольшие рассказы, сказки слушают с вниманием,

пересказывают с помощью вопросов, но скоро забывают; общий смысл

прочитанного понимают.

Для игровой деятельности детей характерно неумение без помощи

взрослого развернуть совместную игру в соответствии с общим

замыслом, при этом они не учитывают общие интересы, не способны

контролировать свое поведение. Они обычно предпочитают подвижную

игру без правил.

При значительной неоднородности клинико - психологической

структуры у детей с задержкой психического развития в дошкольном

возрасте наряду с более незрелыми психическими функциями имеются

сохранные психические функции, на которые можно опереться при

планировании коррекционных мероприятий.

Дети с ЗПР направляются специалистами детских лечебных и

лечебно - профилактических учреждений на медико - педагогические

комиссии (МПК) с целью решения вопроса об определении их в

соответствующее детское учреждение для коррекции психического

развития и восстановительного лечения.

Решение о направлении или отказе в направлении ребенка в

дошкольное учреждение или группу выносится МПК на основании

представленных документов, беседы с родителями и обследования

ребенка.

Основными медицинскими показателями к приему в дошкольные

учреждения и группы для детей с ЗПР являются:

ЗПР церебрально - органического генеза;

ЗПР по типу конституционального (гармоничного) психического и

психофизического инфантилизма;

ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой

соматической астении и соматогенной инфантилизацией;

ЗПР психогенного происхождения (патологическое развитие

личности по невротическому типу), психогенная инфантилизация;

ЗПР вследствие иных причин.

Другим показанием к приему в дошкольные учреждения является

педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных

микросоциальных условий воспитания.

При равных условиях в учреждения указанного типа в первую

очередь должны направляться дети с более тяжелыми формами ЗПР -

церебрально - органического происхождения и прочими клиническими

формами, осложненными энцефалопатической симптоматикой.

В тех случаях, когда окончательный диагноз ребенку можно

установить только в процессе длительного наблюдения за ним,

ребенок принимается в дошкольное учреждение условно на 6 - 9 мес.

При необходимости этот срок может быть продлен МПК.

Не подлежат приему в дошкольные учреждения или группы

указанного типа дети при наличии у них следующих клинических форм

и состояний:

олигофрения; органическое, эпилептическое, шизофреническое

слабоумие;

выраженные нарушения слуха, зрения, опорно - двигательного

аппарата;

выраженные нарушения речи (алалия, афазия, ринолалия,

дизартрия, заикание);

шизофрения с выраженным расстройством эмоционально - волевой

сферы;

выраженные формы психопатий и психопатоподобных состояний

различной природы;

частные судорожные пароксизмы, требующие систематического

наблюдения и лечения у психоневролога;

стойкий энурез, энкопрез;

хронические заболевания сердечно - сосудистой системы, органов

дыхания, органов пищеварения и др. в стадии обострения и

декомпенсации.

Примечание. Дети, не подлежащие воспитанию в дошкольных

учреждениях указанного типа, направляются в соответствующие

учреждения системы народного образования либо в учреждения системы

здравоохранения или социального обеспечения. Если в период

пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с

ЗПР выявятся вышеперечисленные дефекты, то ребенок подлежит

отчислению или переводу в учреждение соответствующего профиля.

Вопрос об отчислении или переводе ребенка решается МПК.

После пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе

для детей с ЗПР, с учетом уточненного диагноза и на основании

решения педагогического совета дошкольного учреждения, оформляются

документы о переводе его в школу (класс) для детей с ЗПР или в

общеобразовательную школу (в отдельных случаях - о направлении в

специальную школу соответствующего типа).

Готовность ребенка к обучению в общеобразовательной или

специальной школе определяется педагогическим коллективом

совместно с медицинским персоналом дошкольного учреждения.

Для детей с ЗПР организуются:

детские сады с дневным, круглосуточным или интернатным

пребыванием с количеством групп в зависимости от существующей

потребности;

дошкольные группы при детских садах, детских домах общего

типа;

дошкольные группы при школах - интернатах для детей с ЗПР;

консультативные группы при детских садах для детей с ЗПР или

при дошкольных учреждениях общего типа, где имеются группы для

детей с ЗПР.

Группы комплектуются с учетом возраста детей, старшая группа -

дети в возрасте от 5 до 6 лет; подготовительная группа - дети в

возрасте от 6 до 7 лет. При необходимости допускается

комплектование групп детьми разных возрастов.

Заведующий (директор) дошкольного учреждения несет личную

ответственность за своевременное комплектование групп в

соответствии с решением МПК.

Дошкольные учреждения и группы для детей с ЗПР в своей

деятельности руководствуются Положением о дошкольном учреждении.

Начальник Главного управления

охраны материнства и детства

Минздрава СССР

И.А.ЛЕШКЕВИЧ

Начальник Управления

дошкольного воспитания

Гособразования СССР

А.С.АЛЕКСЕЕВА

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приказ от 4 мая 1990 года об утверждении положения о санаторном детском дошкольном учреждении (группе) для ослабленных и часто болеющих детей и типовых штатов iconПрофилактика острых респираторных вирусных инфекций у детей
Для профилактики орви у часто болеющих детей (перенесших орви 4 раза и более в течение последнего календарного года) необходимо выполнять...

Приказ от 4 мая 1990 года об утверждении положения о санаторном детском дошкольном учреждении (группе) для ослабленных и часто болеющих детей и типовых штатов iconОрганизационные, профилактические и лечебные принципы оздоровления...
Организационные, профилактические и лечебные принципы оздоровления часто болеющих детей (методические рекомендации) (утв. Минздравом...

Приказ от 4 мая 1990 года об утверждении положения о санаторном детском дошкольном учреждении (группе) для ослабленных и часто болеющих детей и типовых штатов iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Особенности подготовки и проведения праздников в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушением слуха

Приказ от 4 мая 1990 года об утверждении положения о санаторном детском дошкольном учреждении (группе) для ослабленных и часто болеющих детей и типовых штатов iconОстрые респираторные заболевания у часто и длительно болеющих детей...
Будь особо внимательным при перемене погоды, в этот период избегай кровопусканий, прижиганий и не берись за скальпель

Приказ от 4 мая 1990 года об утверждении положения о санаторном детском дошкольном учреждении (группе) для ослабленных и часто болеющих детей и типовых штатов iconПриказ ом Минтранса РФ от 8 мая 2001 г. N 78 ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ...
Об утверждении и введении в действие "федеральных авиационных правил обязательной сертификации организаций, осуществляющих поставку...

Приказ от 4 мая 1990 года об утверждении положения о санаторном детском дошкольном учреждении (группе) для ослабленных и часто болеющих детей и типовых штатов iconВлияние иммуномодулятора «протефлазид» на иммунный статус детей, часто болеющих ангинами

Приказ от 4 мая 1990 года об утверждении положения о санаторном детском дошкольном учреждении (группе) для ослабленных и часто болеющих детей и типовых штатов iconТемы контрольных работ для заочного отделения по основам природоведения...
Методика преподавания основ природоведения в дошкольном учебном учреждении как наука

Приказ от 4 мая 1990 года об утверждении положения о санаторном детском дошкольном учреждении (группе) для ослабленных и часто болеющих детей и типовых штатов iconПриказ гтк РФ от 24 мая 1999 г. N 312 Об утверждении Положения о порядке выдачи беспроцентных
В целях обеспечения социальной защищенности сотрудников таможенных органов и в соответствии со ст. 434 Таможенного кодекса Российской...

Приказ от 4 мая 1990 года об утверждении положения о санаторном детском дошкольном учреждении (группе) для ослабленных и часто болеющих детей и типовых штатов iconВлияние агентов социализации на развитие ребенка
Работа посвящена состоянию психического здоровья детей старшего дошкольного возраста зависящего от типов воспитания в семье и дошкольном...

Приказ от 4 мая 1990 года об утверждении положения о санаторном детском дошкольном учреждении (группе) для ослабленных и часто болеющих детей и типовых штатов iconОдесское специальное дошкольное учреждение «Ясли-сад» №193 компенсирующего...
С 28 октября по 01 ноября в дошкольном учреждении будет проведена «Неделя знаний по безопасности жизнедеятельности детей»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<