Реферат скачан с сайта allreferat wow ua




Скачать 322.27 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Дата публикации30.06.2013
Размер322.27 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Право > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Криминалистическая характеристика и особенности расследования легализации денежных средств или иного имущества, добытого заведомо преступным путем

Министерство Образования и Науки Украины Национальная Юридическая Академия Украины им.Я.Мудрого Кафедра Криминалистики Научный Доклад на тему: “Криминалистическая характеристика и особенности расследования легализации денежных средств или иного имущества, добытого заведомо преступным путем” Выполнил: студ. 4-го курса 40 групы 5-го фак-та Волошин Сергей Владимирович Проверил: Мусиенко Олег Леонидович г.Харьков 2003р. П Л А НВСТУПЛЕНИЕ1. Понятие, сущность и криминалистическая характеристика «легализацииденежных средств или иного имущества, добытого заведомо преступным путем»2. Международное право в борьбе с отмыванием денег3. Квалификация легализации по украинскому законодательству4. Проблемы, которые возникают при расследовании легализации, способы ихрешенияВЫВОДСписок использованной литературы Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенногонезаконным путем, - одно из преступлений, совершаемых в сфере экономики,которые породили коррупцию, стяжательство как средство накопленияпервичного капитала. Процесс разгосударствления и приватизации в состояниинедостаточного праворегулирования в переходный период к рыночной экономикесоздал условия для незаконного накопления капитала в руках физических либоюридических лиц, получившего название «теневого» капитала, обращениекоторого стали называть «теневой» экономикой. «Теневой» капитал – это денежные средства, нажитые преступным путеми скрываемые от налогообложения. В прошлом их называли «ворованные деньги»,добытые в результате краж, мошенничества, грабежа, фальшивомонетничества,т.е. преступным путем. Это деньги или имущество, фактически исключенные иззаконного товарооборота в государственной экономической деятельности.Нельзя такие средства положить в банк, приобрести на них недвижимость,официально пустить в оборот для получения прибыли, чтобы не «засветить» ихв различных формах государственных учетов. Поэтому движение не учтенныхналогообложением средств происходит скрытно, в обход законной экономическойдеятельности. Колоссальные средства, полученные от торговли оружием, незаконногоигорного и наркобизнеса, контрабанды, хищений, другой противоправнойдеятельности, преступники стремятся легализовать, придать им видимостьзаконных, пустить в оборот. Таким образом, «теневой капитал» - это подпольные, неучтенныесредства государственных предприятий, организаций с любой формойсобственности, а также физических лиц, нажитые незаконно: путем хищения,присвоения, мошенничества, кражи, грабежа, игрового и наркобизнеса и т.п.. 1. Один из руководителей Группы международных финансовых действий(GAFI) Э.Янг, выступая на конференции стран – членов Совета Европы попроблеме отмывания денег в странах с переходной экономикой (Страсбург, 29ноября – 1 декабря 1994г.) отметила следующие негативные последствияотмывания денег: - у преступников создается ощущение безнаказанности. Это делаетпреступление привлекательным занятием, а высокий уровень преступности,прежде всего организованной, подрывает устои общества и угрожает правовымнормам; - преступные организации получают возможность финансировать своюдальнейшую деятельность; - неконтролируемое использование преступными организациями отдельныхфинансовых учреждений в конечном итоге причиняет вред всей финансовойсистеме, особенно в странах с развивающейся экономикой; - сосредоточение экономической и финансовой власти в рукахпреступных организаций в конечном счете может подорвать национальнуюэкономику этих стран и демократические системы их власти и управления. В самом общем виде «отмывание грязных денег» можно определить как«перевод незаконно полученных наличных денег в другой актив, сокрытиеистинного источника или собственности, от которых незаконным образомполучены деньги, и создание характера законности для источника исобственности». Легализация по своей сути – преступная деятельность по выведениюденежных средств («грязных» денег) из сферы «теневого» капитала и введениеих в сферу законного обращения, т.е. придание денежным средствам или какому-либо имуществу статуса законной собственности определенного юридическогоили физического лица. Следовательно, приобретенное незаконным путем становится фактическизаконной собственностью. Процесс легализации еще в 20-х годах прошлогостолетия с легкой руки «крестного отца» чикагской мафии Аль Капоне получилназвание «отмывание». Легализация имеет две формы: простую и сложную. Простая форма посвоей структуре является всего лишь стадией сложной легализации,представляющей собой многоходовую мошенническую финансовую операцию, вкоторой участвуют легальные коммерческие финансово-банковские структуры. ВУкраине по оценкам некоторых экономистов «теневой» капитал составляет около60% всего оборота. Отсутствие легальных источников дохода у физических лиц либо явноенесоответствие их операциям с большими денежными суммами, приобретениенедвижимости, совершение иных сделок на суммы, значительно превышающиедоходы юридического либо физического лица, - все это признаки легализации. Предметом непосредственного посягательства этого преступленияявляются денежные средства или имущество. Под денежными средствамиподразумевают не только деньги и валюту, но и банковские и дорожные чеки,денежные переводы, инвестиционные ценные бумаги, облигации, сертификаты,товарораспорядительные документы, предъявление которых является достаточнымдля вступления в права, договора купли-продажи, займа, документыкредитования. Имущество – это недвижимость, а также транспортные средства,драгоценности, благородные и редкие металлы. По способу совершения легализация как действие по выведениюденежных средств из незаконных доходов, из «теневой» экономики и приданиеим законного статуса осуществляется посредством: 1.финансовых операций; 2.сделок купли-продажи, займа, кредитования; 3.предпринимательской деятельности; 4.подставной экономической деятельности (открытие фиктивных фирм,предприятий). Способы легализации непосредственно связаны с совершением другихпреступлений, например, взяточничество, злоупотребление служебнымположением, коррупция, вымогательство, захватом заложником (примерБерезовского), финансовым мошенничеством, терроризмом. Приведем некоторыеиз них по классификации В.И.Куликова: - участие должностных лиц государственных учреждений в коммерческой деятельности для извлечения личной или корпоративной прибыли; - «перекачка» государственных средств в коммерческие структуры и «обналичивание» денег; - предоставление льгот для своей корпоративной группы (политической, религиозной, национальной) с отвлечением государственных ресурсов; - воздействия на средства массовой информации для получения личной или корпоративной прибыли; - использование государственными служащими подставных фирм, чаще всего оформленных на родственников, в коммерческих структурах; - использование служебного положения для манипулирования информацией )искажение, затягивание сроков выдачи и т.п.) с целью извлечения личной выгоды; - бюрократический «рэкет», выражающийся в вымогательстве материальных средств для их «переброски» в другие коммерческие структуры, политические партии, благотворительные фонды с прямой личной выгодой; - лоббизм при принятии нормативных актов в интересах определенных групп; - представление государственных финансовых ресурсов в избирательные фонды отдельных претендентов. Необходимо добавить также такие способы как: - создание благотворительных фондов лицами, имеющих цель скрыть источник своих доходов, и анонимное « пожертвование» этих денег в свои же фонды; - неконтролируемое введение в коммерческий оборот денежных средств с помощью образования легальных хозяйственных структур на территории Украины; - участие в приватизации; - создание предпринимательской оболочки, видимости высокой рентабельности предприятия для прикрытия осуществляемых операций; - приобретение ценных бумаг через подложные счета; - использование банковских механизмов, усложненных схем финансовых отношений и движения денежных средств; - перечисление средств на ЛОРО-счета нерезидентов; - инвестиционная деятельность; - обналичивание с использованием оффшорных фирм и др. Нередко самым сложным в расследовании легализации становитсяустановлении личности преступника. Это лица так или иначе участвующие вполитической, экономической и общественной деятельности, среди которых –депутаты, работники министерств и иных государственных учреждений,директора, экономисты, бухгалтера предприятий с государственной либоколлективной формой собственности, руководители предпринимательскихструктур, работники таможни, банков, налоговой службы и т.п. В настоящее время по вопросу субъекта данного преступления имеютсядве точки зрения. Согласно первой – субъектом этого преступления может бытьлюбое лицо, в том числе и совершившее первичное преступление, согласновторой – субъектом может быть только лицо, которое не совершило первичноепреступление. Для решения данного вопроса необходимо обратиться к п.2ст.6Страсбурской конвенции 1990г., предусмотривающему возможность, но необязательность, указания в национальном законодательстве на то, чтоответственность за легализацию доходов не распространяется на лиц,совершивших основное правонарушение (преступление). Поскольку принятиеокончательного решения по данному вопросу является прерогативойнационального законодателя, а в ст.209 УК Украины указание на специальныйсубъект отсутствует, то субъектом данного преступления может быть любоелицо, то есть как лицо, совершившее первичное (основное) преступление, таки лицо, которое не совершало первичное преступление. Соответственно, лицо,которое совершило первичное преступление, а затем легализовало средства,полученные от совершения этого преступления, подлежит уголовнойответственности по правилам реальной совокупности. 2. В настоящее время операции по легализации преступных доходов, какправило, носят международный характер. Профессиональные преступникидействуют на международном уровне не только потому, что стремятся завладетьвсе более масштабными рынками. Риск быть пойманными уменьшается из-засерьезных проблем между правоохранительными органами многих стран и из-заотсутствия правовой базы. Поэтому национальные границы являются элементом,скорее способствующим, чем препятствующим безнаказанному отмыванию денег.Используя пробелы в международном законодательстве, отдельные преступники икриминальные группы (число тех и других постоянно растет) осуществляютнезаконную деятельность на глобальных рынках и вовлекаются в международноеотмывание денег. Для легализации криминальной прибыли они выбирают самоеслабое звено в цепи, т.е. страну, где соблюдение банковской тайны наиболеестрогое, а надзор правоохранительными органами за банковской деятельностьюнаименее эффективен или вообще отсутствует. Как правило, правительствауказанных стран, заинтересованные в международном сотрудничестве иинвестициях, не проявляют внимания к происхождению капитала, вливающегося вих финансовую систему. Таким образом, "отмытые" деньги проникают намеждународные финансовые рынки. "Грязные" наличные нередко смешиваются слегальными доходами, полученными в результате обычной деловой активности, идекларируются как "чистые" деньги. В подобных случаях преступники частоуправляют предприятиями, торгующими или оказывающими услуги за наличные(например, рестораны или универмаги). Доход, полученный от такихпредприятий, смешивается с "грязными" деньгами и депозитируется набанковские счета без каких-либо подозрений. В условиях расширения международного финансового рынка в начале 80-х годов развитые страны начали включаться в борьбу с отмыванием денег.Выработка рекомендаций по борьбе с отмыванием денег была начата намеждународном уровне Комитетом по правилам и методам контроля забанковскими операциями («Базельским комитетом»), в который входятпредставители центральных банков Бельгии, Великобритании, Германии, Италии,Канады, США, Франции, Швейцарии, Швеции и Японии. В декабре 1988 г. Комитетпринял декларацию «О предотвращении использования банковской системы вцелях отмывания денег, полученных преступным путем». Международные усилия по предотвращению отмывания денег такжевключают в себя: . Конвенцию ООН "О борьбе с незаконной перевозкой наркотиков и психотропных средств" 1988 г., . Рекомендации группы старших экспертов по транснациональной организованной преступности совещания министров "восьмерки" (Париж, 12 апреля 1996 г.), . Конвенцию Совета Европы "Об "отмывании", расследовании и конфискации преступных доходов" 1990 г. . и другие документы. Международный интерес к проблеме отмывания денег первоначальновозник в связи с торговлей наркотиками, поскольку движение денег черезграницу является характерной чертой операций, связанных с отмыванием денег,полученных от наркобизнеса. Среди международных документов в области борьбы с отмыванием денег,в первую очередь, следует назвать Конвенцию Организации Объединенных Нацийо борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропныхвеществ, заключенную в Вене в декабре 1988 г. (Венская Конвенция),ратифицированную более чем ста странами. Наряду с требованием от государств-участников предусмотреть в национальных законодательствах ответственностьза преступления, связанные с производством, распределением, продажейнаркотиков, организацией, управлением или финансированием незаконныхопераций с наркотиками, Конвенция потребовала определить как преступлениеотмывание связанных с наркотиками денег. Участники Конвенции с учетом конституционных принципов и основныхположений правовых систем своих стран обязывались определять какпреступления приобретение собственности, владение собственностью илииспользование собственности, если во время получения собственности былоизвестно, что она приобретена преступным путем в результате совершенияпреступлений, связанных с наркотиками. В Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии иконфискации доходов от преступной деятельности, принятой в Страсбурге 8ноября 1990 г., отмечается, что лишение преступника доходов, добытыхпреступным путем, является одним из эффективных и современных методовборьбы против опасных форм преступности. Государства, подписавшие данную Конвенцию, взяли обязательствоквалифицировать как уголовное правонарушение следующие виды умышленныхдействий: 1) конверсию или передачу материальных ценностей, о которых тот,кто этим занимается, знает, что эти материальные ценности составляют доходот преступления, с целью скрыть незаконное происхождение такихматериальных ценностей или помочь любому лицу, замешанному в совершенииосновного правонарушения, избежать юридических последствий этих деяний; 2) утаивание или искажение природы, происхождения, местонахождения,размещения, движения или действительной принадлежности материальныхценностей или соотносимых с ними прав, когда нарушителю известно, что этиценности представляют собой полученное преступным путем; 3) приобретение, владение или использование материальных ценностей,о которых тот, кто их приобретает, или владеет, или пользуется, знает вмомент их получения, что они являются доходами, добытыми преступным путем; 4) участие в одном из названных выше правонарушений или в любойассоциации, союзе, покушении или соучастии путем оказания содействия,помощи или совета с целью его совершения. Необходимость координации действий национальных правоохранительныхорганов на международном уровне послужила причиной создания в соответствиис решением саммита «большой семерки» в Париже в 1989 году специальноймеждународной комиссии по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ). ФАТФ - межправительственная организация, цель которой разработка иреализация политики, направленной на борьбу с отмыванием денег. В ФАТФвходят 29 стран и две международные организации - все страны-члены ОЭСР,Гонконг, Сингапур, страны Латинской Америки, Австралия, Советсотрудничества стран Персидского залива, Еврокомиссия. Одним из основных направлений работы ФАТФ является разработка 40рекомендаций по борьбе с легализацией преступных доходов - системы мер,рекомендуемых комиссией к принятию во всех странах и обязательных для стран-членов ФАТФ. Данные рекомендации были впервые подготовлены в 1990 году и в1996 году был осуществлен их пересмотр с учетом накопленного опыта зашестилетний период и изменений, произошедших в сфере легализациикриминальных доходов. Рекомендации предлагаются лишь в качестве базовыхуниверсальных принципов организации борьбы с отмыванием денег, которыекаждая страна должна внедрять в соответствии с конкретной ситуацией иособенностями национальной конституционной системы. Рекомендации состоят из трех основных разделов: рекомендаций посовершенствованию национальной законодательной системы, мер в финансовойсфере, а именно роли кредитно-финансовых учреждений в борьбе с отмываниемденег, и мер по активизации международного сотрудничества в сферепротиводействия отмыванию капиталов. В частности, в рекомендациях указано, что каждая страна должнапредпринять необходимые меры, в том числе на законодательном уровне, чтобыопределить отмывание денег как уголовное преступление в соответствии сВенской Конвенцией 1988 г.; каждая страна должна распространить действиепреступления по отмыванию денег, полученных от торговли наркотиками, напреступления, связанные с серьезными правонарушениями; каждая страна самаопределяет, какие тяжкие преступления должны быть установлены какобоснование преступления по отмыванию денег; уголовную ответственностьдолжны нести не только служащие, но по возможности и сами корпорации;законы финансовых институтов о тайне должны разрабатываться так, чтобы непрепятствовать действиям против отмывания денег; финансовые учреждениядолжны обращать особое внимание на все запутанные операции на большие суммыи все необычные схемы операций, не имеющие очевидной экономической цели илиочевидного законного характера; в случае, когда финансовые учрежденияподозревают о преступном характере происхождения средств, они обязанысвоевременно сообщить о своих подозрениях компетентным органам. ФАТФ постоянно отслеживает соблюдение членами комиссии указанныхрекомендаций. Помимо этого страны-члены организации обязаны осуществлятьвзаимный контроль об исполнении требований комиссии. В ходе деятельностикомиссии стало очевидно, что по мере укрепления систем противодействияотмыванию денег отдельными государствами, криминальные структуры начиналиискать пробелы в законодательствах стран, не предпринимающих адекватных мерв борьбе с отмыванием капиталов и не сотрудничающих в этой сфере с мировымсообществом. Данная ситуация обусловила необходимость активизации работы комиссии сданными государствами. ФАТФ был подготовлен специальный отчет по проблемеуказанных государств, в котором были даны критерии определения государств,не принимающих адекватных мер по борьбе с отмыванием денег, и перечисленыданные страны. Комиссией предлагалась система мер в отношении данных стран,рекомендуемая при проведении операций с ними. В июле 2000 г. власти США инструктировали финансовые институты страныо необходимости контроля об осуществлении операций с 15 государствами, непредпринимающими адекватных мер по борьбе с отмыванием капитала и несотрудничающих в этой сфере с мировым сообществом. В этой связи Управлениемпо борьбе с финансовыми преступлениями Министерства Финансов США (FinancialCrimes Enforcement Network - FinCEN) был разослан циркуляр (Advisory) осистеме мер, необходимых к принятию финансовыми институтами при проведенииопераций с кредитно-финансовыми учреждениями стран, попавших в «чёрныйсписок». По мнению FmCEN и ФАТФ система борьбы с отмыванием денег в ряде этихстран имеет ряд серьезных недостатков: 1. Отсутствует соответствующая международным нормам законодательнаябаза по борьбе с легализацией преступных доходов. 2. Статьи Уголовного Кодекса, касающиеся отмывания денег, не имеютпрактического применения и малоэффективны. 3. Также отсутствует система идентификации клиентов при проведениибольшого числа финансовых операций. 4. Финансовые институты не обязаны информировать правоохранительныеорганы о подозрительных сделках. 5. Не существует эффективной системы контроля за деятельностьюфинансовых институтов. 6. Не существует эффективной системы предоставления информацииправоохранительным органам других стран в рамках двусторонних международныхсоглашений для доказательства фактов отмывания денег. В этой связи всем банковским учреждениям США настоятельнорекомендуется усилить контроль за коммерческими и инвестиционнымиоперациями, имеющими отношение к кредитно-финансовым учреждениямнеблагонадёжных стран, которые осуществляются по нестандартным,неидентифицируемым и непонятным схемам, а также за операциями, которыевыполняются из этих государств через третьи страны, если их выполнение повнешним признакам не обусловлено коммерческой необходимостью. В целях защиты международной финансовой системы от возможных рисков,связанных с проведением операций со странами, которые не осуществляютдолжного сотрудничества в области борьбы с отмыванием капитала, организацииFAFT и FinCEN рекомендуют странам-членам комиссии к принятию в отношениивышеуказанных стран меры следующего характера: - открытие счета в финансовом учреждении возможно только при условиипредоставления данному учреждению заявителем подлинной информации овладельце счета; - со стороны финансовых учреждений особое внимание должно уделятьсялюбым операциям, связанным со странами, не желающими сотрудничать в сфереборьбы с отмыванием денег. В частности, финансовым учреждениямрекомендуется на регулярной основе предоставлять правоохранительным органамсведения об операциях, превышающих определенную сумму и произведенных сучастием физических или юридических лиц вышеуказанных стран. - при определенных обстоятельствах не должна исключаться возможностьограничения проведения операций с соответствующими странами или даже ихполного прекращения. Данные меры не являются обязательными к применению и принятие решенияпо их использованию остается на усмотрение конкретного финансовогоучреждения. Включение любого государства в число стран, не предпринимающихадекватных мер по борьбе с отмыванием денег и не сотрудничающих в этойсфере с правоохранительными органами других стран, скажется наинвестиционной привлекательности государства. Фактическое признаниемеждународной комиссией по борьбе с отмыванием денег страны«коррумпированным» означает то, что развитые страны считают крайнерискованным развивать там свой бизнес. Помимо этого, такая ситуация оказывает негативное влияние на работуфинансовых учреждений и компаний, которые подвергаются на территории стран-членов ФАТФ (большинство развитых стран) повышенному вниманию и контролю, икоторым приходится постоянно доказывать то, что они не имеют отношения кпреступному сообществу и не занимаются отмыванием денег. Еще одним важным документом международного характера являетсяразработанный Организацией Объединенных Наций в ноябре 1993 г. Типовойзакон об отмывании денег, полученных от наркотиков. Типовой закон,основываясь на новейшем законодательстве различных стран, содержитрекомендации по предотвращению отмывания денег, выявлению подобных действийи установлению за них санкций. Как и в Венской Конвенции 1988 г. в Типовом законе даются формулировкидвух основных составов правонарушений, связанных с отмыванием денег,полученных от незаконного оборота наркотиков (ст.20). Наказываются: 1) лица, которые (умышленно) конвертируют или переводятсредства или собственность, полученные, прямо или косвенно, от незаконногооборота наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, сцелью сокрытия или утаивания незаконного источника этой собственности илисредств, либо оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении одногоиз правонарушений, с тем, чтобы оно могло уклониться от юридическойответственности за свои деяния; 2) лица, которые (умышленно) оказываютсодействие сокрытию или утаиванию характера, источника, местонахождения,способа распоряжения, перемещения или подлинных прав в отношении средств,собственности или связанных с ними прав, полученных, прямо или косвенно, отнезаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ илипрекурсоров. Кроме того, в Типовом Законе говорится об ответственности за покушениена эти правонарушения, причастность или сговор с целью совершенияправонарушений, а также за пособничество. В исследовании, посвященном проблеме отмывания денег, Х.-Х.Кернердает четкий ответ по достаточно дискуссионному вопросу: насколько точно иконкретно должно быть установлено и доказано деяние, явившееся источникомпроисхождения «грязных» денег? Х.-Х.Кернер полагает: «Чтобы доказатьналичие исходного уголовно наказуемого деяния, недостаточно однойвозможности преступного происхождения арестованных денег или обнаруженныхбанковских активов. Гораздо важнее, чтобы из находящихся в деледоказательств следовало, что деньги проистекают из конкретногопреступления. Если существует только подозрение относительно преступногопроисхождения имущества или же оно может проистекать и из проступка(обмана, злоупотребления доверием, злостного неплатежа налогов), то это –не доказательство». 3. Украина уже ввела определенные меры для создания системы борьбы сотмыванием денег, которая соответствовала бы международным стандартам, хотянеобходимо реализовать еще дополнительные меры. Важным шагом на этом пути стало введение уголовной ответственностиза отмывание денег в новом Уголовном кодексе Украины. Его статья 209 «Легалізація (відмивання) грошових коштів та іншогомайна, здобутих злочинним шляхом» передбачає кримінальну відповідальністьза 1. Вчинення фінансових операцій та інших угод з грошовими коштамита іншим майном, здобутих завідомо злочинним шляхом,а також використання зазначених коштів та іншого майна для здійснення підприємницької абоіншої господарської діяльності,а також створення організованих груп вУкраїні чи за її межами для легалізації (відмивання) грошових коштів таіншого майна, здобутих завідомо злочинним шляхом, - караються штрафом від п'ятисот до трьох тисячнеоподатковуваних мінімумів доходів громадян або обмеженням волі на строквід трьох до п'яти років, або позбавленням волі на строк до трьох років, з конфіскацією грошових коштів та іншого майна, здобутих завідомозлочинним шляхом. 2. Ті самі дії, вчинені повторно або за попередньою змовою групоюосіб, - караються позбавленням волі на строк від п'яти до дванадцяти років зконфіскацією грошових коштів та іншого майна, здобутих завідомозлочинним шляхом, та з конфіскацією майна. Как видно, состав преступления, описанный в ст.209 УК, предполагаетсовершение первичного (основного) преступления, то есть такого, котороеявляется источником легализуемых доходов. Украина также приняла новые Законы “О банках и банковскойдеятельности”(от 7 декабря 2000г.) и “О финансовых услугах и регулированиирынка финансовых услуг”(введен в действие 12 июля 2001г.),которые содержатважные положения о борьбе с отмыванием денег. В Законе “О банках ибанковской деятельности” есть отдельный раздел о предотвращении легализациидоходов, добытых преступным путем (ст.63-65). Он содержит определениелегализации денег через банковскую систему, устанавливает обязанностьбанков об идентификации своих клиентов и информировании соответствующихправоохранительных органов о подозрительных операциях. Конечно, на практикебанки и другие комерческие структуры, не просто не информируют МВД, СБУ идругие правоохранительные органы о таких операциях, а и даже на запросыэтих органов о предоставлении информации не предоставляют ее, тем самымзатягивая досудебное следствие и мешая получению достоверной информации внеобходимый срок. Закон “О финансовых услугах и регулировании рынкафинансовых услуг” также содержит положения о противодействии отмываниюденег (ст.18) через небанковские финансовые учреждения. Кроме того,предусмотрена ответственность работников таких учреждений занеинформирование правоохранительных органов о подозрительных операциях.Соответствующая реализация этих законов важна для обеспечения еффективнойборьбы с отмыванием денег. В 1995 г. Украина присоединилась к Конвенции Совета Европы оботмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступнымпутем (Страсбург, 08.11.90) (ратифицирована Законом Украины от 17 декабря1997 года). Конвенция закрепляет основные положения международногосотрудничества в борьбе с отмыванием преступных доходов, помощи впроведении расследования, принятия прелимитарных (предварительных) мер(замораживание или наложение ареста на имущество с целью пресечения любогоиспользования, передачи или распоряжения собственностью, котораявпоследствии может быть предметом ходатайства о конфискации или котораяможет соответствовать требованиям ходатайства), процедуры их выполнения,конфискации преступных доходов. Кроме этого, в Украине действует постановление Кабинета МинистровУкраины и Национального Банка Украины «О сорока рекомендациях группы поразработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF)» от 28 августа2001 г. №1124, которое обязывает органы исполнительной власти, банковские ииные финансовые учреждения руководствоваться в своей деятельностипредложенными рекомендациями. 4. В Украине сегодня отсутствует достаточный опыт борьбы с даннымвидом преступной деятельности. Практика правоохранительных и судебныхорганов свидетельствует о достаточно низких показателях относительновозбужденных и рассмотренных судами уголовных дел по ст.209 УКУ.Способствует такой статистике целый ряд неблагоприятных причин. Во-первых, легализация – это новый вид преступления для Украины,поэтому не сложилась необходимая практика правоприменительной деятельности,отсутствует надлежащий опыт у оперативно-розыскных работников иследователей, относящийся к выявлению, раскрытию, расследованию ипрофилактике данного вида преступной деятельности. Во-вторых, существуют определенные сложности процесса доказыванияпротивоправной деятельности, собирания доказательств. В-третьих, криминальный опыт все более совершенствуется,приспосабливается к новым условиям. В этом плане И.А.Николайчук справедливоуказывает, что преступники изыскивают все новые средства и методылегализации доходов, адаптируясь к применяемым контрмерам. Деятельность полегализации денежных доходов стала более профессиональной: появилась своегорода «гильдия» специалистов в области легализации преступных доходов,состоящая из профессиональных банкиров, бухгалтеров, юристов, не связанныхс криминальным миром, но выполняющим за определенные вознаграждения функциипо сокрытию источников доходов и последующего вложения их в легальныйбизнес. В-четвертых, процесс легализации приобрел чертыинтернационализации, которая обусловлена интеграцией финансовых рынков истремлением преступников избежать выявления своей незаконной деятельностиза счет концентрации ее в странах, где финансовый контроль отсутствует либоослаблен за счет несовершенства законодательной базы. Существует мнение, что ошибочно указание в ст.209 именно напреступность происхождения средств или имущества, которое легализуется.Полагают, что было бы правильней в наших условиях заменить слово«преступный» на «незаконный». В качестве примера можно привести ст.174 УКРФ. Текст этой статьи, в целом, совпадает с текстом ст.209 УК Украины. Впервоначальных проектах УК РФ предполагалось установить ответственность залегализацию имущества, приобретенного именно преступным путем. Однаконекоторые специалисты полагали, что такая формулировка потребует точногоустановления всех признаков и обстоятельств преступления, в результатекоторого были получены отмываемые деньги или иное имущество, что усложнитборьбу с отмыванием «грязных» денег. Редакция «приобретенных незаконнымпутем» допускает, что предметом данного преступления может быть имущество,полученное в результате административного нарушения или гражданско-правового деликта (например, путем совершения недействительной сделки, несоответствующей закону или иным правовым актам, совершенной с цельюпротивной основам правопорядка и нравственности, и т.д.). Однако такоепонимание незаконности нуждается в ограничительном толковании, иначеприменение статьи будет незаконным ввиду отсутствия общественной опасностидеяния в соответствии п.2 ст.11. К тому же многие видные европейские ученыене согласны с такой точкой зрения. Например, Х.-Х.Кернер (см. выше)считает, что деньги или имущество, которое легализуется, должно непременнобыть добыто в результате преступления. Согласно закону легализация может быть осуществлена тремяспособами: 1) посредством совершения с денежными средствами или имуществомфинансовых операций, 2) посредством совершения с ними других сделок, 3) врезультате использования этих средств для осуществления предпринимательскойили иной экономической деятельности. Понятие «финансовые операции» не имеет общепризнанного содержания.Однако следует заметить, что закон называет финансовые операции какразновидность сделок. Поэтому правильным представляется мнение, чтосовершение финансовых операций образуют такие действия, как размещение насчетах в банках по договору банковских вкладов; приобретение на этисредства акций, облигаций и других ценных бумаг, выпускаемых коммерческимиорганизациями; обмен таких средств на иностранную валюту и т.п. В следственной практике наметилась тенденция квалифицировать каклегализацию факты продажи или иного отчуждения третьим лицам имущества,добытого преступным путем, либо факты покупки дорогостоящих вещей наденьги, полученные преступным путем. В такой ситуации доказываниевиновности обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст.209УК, ограничивается фиксацией самого факта продажи, отчуждения имущества,добытого преступным путем, или факта покупки на деньги, добытые преступнымпутем, без конкретизации обстоятельств, свидетельствующих о приданииимуществу легального статуса. Как легализация оцениваются практикой идействия по реализации предмета незаконного предпринимательства(например,реализация незаконно изготовленных спиртных напитков),использование полученных от незаконной предпринимательской деятельностисредств в дальнейшей незаконной предпринимательской деятельности. Такаятенденция обусловлена тем, что в ст.209 УК формально не отражен главныйсубъективно-сущностный признак этого преступления – совершение описанных вст.209 УК действий в целях сокрытия или утаивания (искажения)действительного источника происхождения соответствующих средств. Ведь цельлюбой операции по легализации (отмыванию) средств заключается в том, чтобывыдать наживу от преступной деятельности за легальные доходы и получитьвозможность использовать такие средства, не вызывая подозрений управоохранительных органов и не раскрывая их подлинного источника. Применяяст.209 УК, судебная практика должна исходить из того, что обязательнымпризнаком субъективной стороны этого преступления является специальная цель– стремление к сокрытию, утаиванию действительного источника происхождениясредств и введению их в легальный оборот. Отсутствие такой цели исключаетналичие состава этого преступления. Одной из проблем, которая усложняет, а в некоторых случаяхисключает совсем выявление правоохранительными органами потоков “грязных”денег и иного имущества, добытых преступным путем, является противодействиесо стороны коммерческих банков и других коммерческих структур, которые непредоставляют правоохранительным органам необходимой информации о движенииденежных средств и проведение финансовых операций, мотивируя этособлюдением банковской и коммерческой тайны. Кроме того, в соответствии со ст.59 Закона Украины “О банках ибанковской деятельности” аррест на денежные средства, которые находятся насчетах банков, можно наложить исключительно с санкции прокурора или порешению суда. Это осложняет работу правоохранительных органов пообеспечению возмещения причиненного преступлением материального вреда.Поскольку для наложения арреста на банковский счет необходимо пройтинесколько инстанций, теряется время и довольно часто получается так, чтоденежные средства, которые имеют сомнительное происхождение, на моментналожения арреста на счет уже переведены на другой счет или снятыпреступниками наличными. Проблема состоит в том, что должностные лицабанков да и сами банки не несут реальной ответственности за указанныедействия. Давая в целом оценку действующей уголовно-правовой норме обответственности за легализацию доходов, полученных преступным путем,следует отметить, что недостаточно четкая ее формулировка вызываеттрудности в применении. Целесообразно обратиться к аналогичной нормемодельного уголовного кодекса для государств – участников СНГ, одобренногоМежпарламентской Ассамблеей 17 февраля 1996г. Данная норма разработана сучетом рекомендаций Конвенции Совета Европы об «отмывании», выявлении,изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990г. и легализацию доходов, полученных противозаконным путем, определяет каксокрытие или искажение незаконных источников и природы происхождения,местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежностиденежных средств или иного имущества либо прав на имущество, заведомополученных незаконным путем, а равно использование таких денежных средствили иного имущества для занятия предпринимательской или иной экономическойдеятельностью. Возникает вопрос, можно ли сегодня говорить о состоянии борьбы сотмыванием денег, об уголовном преследовании, об особенностяхрасследования, о технологиях выявления признаков легализации преступныхдоходов. С криминалистической точки зрения ответ должен быть положительнымпо следующим соображениям: 1) легализацию денежных средств и иного имущества нельзя рассматривать абстрактно, изолированно от той преступной деятельности, которая приносит прибыль. Отмывание денег – это только цепочка, вторичный элемент преступного бизнеса; 2) легализация является закономерным спутником теневого и криминального бизнеса. Легализация предполагает выполнение различных действий (финансовых операций, иных сделок) с целью скрыть наличие и (или) происхождение денег или имущества с тем, чтобы затем извлекать новые доходы. Легализация представляет собой деяние, состоящее в умышленном придании правомерного вида пользованию, владению или распоряжению денежными средствами, иным имуществом; 3) легализация «грязных» денег является признаком совершения иных преступлений. По мнению Б.В.Волженкина, предметом легализации, прежде всего является имущество, полученное в результате совершения таких преступлений, как хищение, контрабанда, вымогательство, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, оружия, незаконное предпринимательство и банковская деятельность, организация или содержание притонов для занятия проституцией, незаконное распространение порнографических материалов или предметов, получение взятки, уклонение от уплаты налогов и ряд других; 4) легализация связана с банковскими преступлениями, с переводом «грязных» денег зарубеж. В.Д.Ларичев отмечает, что непосредственная связь банков с преступным миром позволяет преступникам легализовать доходы от своей преступной деятельности, подкрепляет их намерение продолжать совершение преступлений. Тем самым создается общий криминальный фон, в орбиту которого вовлекается все большее количество людей; 5) легализация – это транснациональная проблема. Характер преступной деятельности требует активного сотрудничества с правоохранительными органами различных стран. Об этом свидетельствуют международно-правовые нормативные акты, регламентирующие вопросы розыска, ареста и обеспечения конфискации имущества, добытого преступным путем. Для создания эффективной законодательной базы для борьбы слегализацией сегодня необходимо уделить особое внимание принятиюспециального закона «О борьбе с легализацией денежных средств и иногоимущества, добытого преступным путем», который бы регламентировал всеположения, касающиеся борьбы с отмыванием денег и в котором необходимо,прежде всего, дать определение финансовым операциям; перечислить наиболеераспространенные виды финансовых операций; обязать банковские икоммерческие структуры в соответствующих случаях регистрировать операции сденежными средствами, т.е. документально фиксировать их с указаниемсведений о клиентах; предоставлять правоохранительным органам при наличииданных или разумных оснований, указывающих на совершение подозрительныхопераций или операций, подлежащих обязательному контролю, информацию обэтих операциях, а также реестры, содержащие сведения о личности клиентов,архив счетов, первичные документы по валютным операциям, документы повалютным сделкам в течение установленного срока и др.; не разглашать данныео передаче сведений суду, правоохранительным органам; установить уголовнуюответственность за не предоставление или несвоевременное предоставлениетакой информации, определить размеры совершаемых легализаций, с тем, чтобыисключить уголовную ответственность по малозначительным эпизодам;определить основания и порядок передачи сведений, составляющих банковскуюили коммерческую тайну; внести соответствующие изменения и дополнения вуголовный кодекс. В Федеральном законе Российской Федерации «О противодействиилегализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем», содержаниепонятия «операция с денежными средствами или иным имуществом» охватываеткак финансовые операции, так и иные сделки с имуществом, включая: банковские операции и другие сделки кредитных организаций и ихфилиалов, связанные с денежными средствами, ценными бумагами, драгоценнымиметаллами, драгоценными камнями и иными ценностями, предусмотренныезаконом; сделки с ценными бумагами, влекущие за собой переход правасобственности или иных имущественных прав на эти ценные бумаги; почтовые и телеграфные переводы денежных средств, почтовыеотправления с денежными вложениями; получение выигрыша в казино, лотерее, тотализаторе, системной(электронной) игре и других основанных на риске играх; перемещение через таможенную границу РФ иностранной валюты,валютных ценностей, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, товаров,транспортных средств и другого движимого имущества; передача в ломбард на хранение ценных бумаг, драгоценных металлов икамней, иных драгоценных вещей и ценностей; внесение страхователем денежных средств (страхового взноса)страховщику по договору имущественного или личного страхования, а такжеполучение страхового возмещения либо страховой суммы по этим договорам; вклад денег, ценных бумаг, другого имущества или имущественныхправ, имеющих денежную оценку, в уставный капитал либо внесение паев(приобретение долей) при создании (реорганизации) организации, а равно приувеличении уставного капитала организации. Такой же перечень финансовых операций можно внести в проект ЗаконаУкраины, а также указать, что он не является исчерпывающим. Легализация денежных средств и иного имущества, полученныхпреступным путем, предполагает использование не только отдельных способовсовершения, но и определенных преступных технологий. Довольно часто впреступные схемы по отмыванию денег вовлекаются транснациональныекорпорации, создаются оффшорные фирмы. Но довольно часто, и в последнеевремя правоохранительные органы с этим столкнулись, отмывание происходит«тихо» с минимальным привлечением посредников, что редко вызываетподозрения. Совершаемые правонарушения достаточно трудно квалифицировать, таккак они соответствуют диспозиции ст.209 УКУ, но иногда у них отсутствуеттакой важный субъективный признак (не закрепленный в законе), какстремление скрыть источник дохода. Оперативные работники и следователидословно понимают диспозицию статьи и не часто вникают в суть данногоявления. Возможно, и этим можно объяснить такое несоответствие междувозбужденными уголовными делами по легализации и реально доведенными довынесения приговора судом без изменения квалификации. Одним из распространенных способов легализации средств, добытыхпреступным путем, является вложение их в уже существующиепредпринимательские структуры или использование при создании новыхкоммерческих организаций, благотворительных фондов и т.п. Отрабатывая практику в подразделении СБУ, при моём участии былозаведено дело с классификацией «Легализация денежных средств и иногоимущества, добытого заведомо преступным путем» по материалам проверкиинформации о том, что якобы предприятие, чье имущество находится вналоговом залоге, провело собрание акционеров, на котором приняло решение осоздании закрытых акционерных обществ и о передаче в эти юридические лицачасти имущества предприятия. При этом не было получено разрешение налоговойинспекции, т.к. предприятия не смогли бы оплатить это имущество. В течениеопределенного времени эти предприятия осуществляли предпринимательскуюдеятельность и получали прибыль. В этом случае имеется предмет – имуществопредприятия, находящееся в налоговом залоге (оно не может быть отчужденобез разрешения налоговой инспекции), личность преступника – директорпредприятия, способ совершения – создание юридического лица и участие внем. Не имея денежных средств для погашения задолженности предприятия,невозможно создавать новые юридические лица с участием своего имущества.Конечно, за свое имущество участник получил определенное количество акций.Но надо принимать во внимание, что остальные участники новых юридическихлиц свои доли вносили акциями этого же предприятия. Таким образом, доля егоснизилась со 100% до 40-50%%. А через некоторое время оно и вовсе продаетсвои акции по смешной цене, но теперь уже разрешение налоговой былополучено, чтобы не возникло подозрений, и несколько тысяч гривен все-такипошли на погашение задолженности предприятия. Но что такое 2-3 тыс. гривенпо сравнению полумиллионным долгом предприятия и стоимостью имущества в 400тыс. гривен. Это классический сговор группы лиц, которые пытаются обойтизаконодательство, обмануть налоговую инспекцию и другие правоохранительныеорганы с целью выведения имущества из налогового залога (в таком случаеуменьшается степень обеспеченности поступлений в бюджет в случае признаниябанкротом) и придания ему статуса легального. Умысел соучастников очевиден.Все они получили крупные доли в новых юридических лицах. Но в то же времядля квалификации этого деяния по ст.209 УК необходимо установить, скрывался(утаивался) ли источник доходов, было ли стремление руководителяпредприятия выдать процесс отчуждения имущества и переход его в другиепредприятия как законные и получать впоследствии легальный доход уже отзаконной предпринимательской деятельности. Для этого необходимо вспомнить,что процесс передачи имущества в юридические лица проходил на собранииакционеров, которое было созвано по не вызывающим подозрения основаниям.Было принято решение, которое находилось в компетенции собрания акционеров.Тем самым у правоохранительных органов не возникло подозрений. Основнымипреступлениями, совершенными руководителем предприятия является уклонениеот уплаты налогов и злоупотребление служебным положением. Однако первоепреступление является следствием второго. То есть уклонение от уплатыналогов должно быть предикатом легализации при квалификации. Но некоторыеученые не согласны с тем, что основным преступлением при легализации можетбыть уклонение от уплаты налогов в классическом виде. В нашем же случае этоне классическое уклонение, по закону за любое использование имущества,находящегося в налоговом залоге, наступает ответственность как за уклонениеот уплаты налогов. Таким образом, мне кажется, что хотя рассмотренныйслучай и является спорным, и даже учитывая мнение ученых не согласных смоей точкой зрения, я могу сделать вывод о том, что такой вид преступления,такая схема выведения имущества из налогового залога и придания ему статусалегального, является легализацией, и квалифицировать его необходимо пост.209 «Легализация денежных средств или иного имущества, добытого заведомопреступным путем». ВЫВОД Легализация по своей сути – преступная деятельность по выведениюденежных средств («грязных» денег) из сферы «теневого» капитала и введениеих в сферу законного обращения, т.е. придание денежным средствам или какому-либо имуществу статуса законной собственности определенного юридическогоили физического лица. Предметом непосредственного посягательства этого преступленияявляются денежные средства или имущество. По способу совершения легализация как действие по выведениюденежных средств из незаконных доходов, из «теневой» экономики и приданиеим законного статуса осуществляется посредством: 1.финансовых операций; 2.сделок купли-продажи, займа, кредитования; 3.предпринимательской деятельности; 4.подставной экономической деятельности (открытие фиктивных фирм,предприятий). Нередко самым сложным в расследовании легализации становитсяустановлении личности преступника. В настоящее время операции по легализации преступных доходов, какправило, носят международный характер. Профессиональные преступникидействуют на международном уровне не только потому, что стремятся завладетьвсе более масштабными рынками. Риск быть пойманными уменьшается из-засерьезных проблем между правоохранительными органами многих стран и из-заотсутствия правовой базы. Поэтому национальные границы являются элементом,скорее способствующим, чем препятствующим безнаказанному отмыванию денег. Украина уже ввела определенные меры для создания системы борьбы сотмыванием денег, которая соответствовала бы международным стандартам, хотянеобходимо реализовать еще дополнительные меры. Важным шагом на этом пути стало введение уголовной ответственностиза отмывание денег в новом Уголовном кодексе Украины. Украина также приняла новые Законы “О банках и банковскойдеятельности”(от 7 декабря 2000г.) и “О финансовых услугах и регулированиирынка финансовых услуг”(введен в действие 12 июля 2001г.),которые содержатважные положения о борьбе с отмыванием денег. Для создания эффективной законодательной базы для борьбы слегализацией сегодня необходимо уделить особое внимание принятиюспециального закона «О борьбе с легализацией денежных средств и иногоимущества, добытого преступным путем», который бы регламентировал всеположения, касающиеся борьбы с отмыванием денег. Список использованной литературы. 1. Шепітько В.Ю., Злочинні технології легалізації (відмивання) грошових коштів і способи їх викриття, Харків, 2002 р. 2. Салтевский М.В. Основы методики расследования легализации денежных средств, нажитых незаконно, Харьков,2000г. 3. Волженкин Б.В., Отмывание денег, С.-Пбг., 1998г. 4. Апель А., Гунько В., Соколов И., Обналичивание и оффшорный бизнес в схемах, С.-Пбг, 2002г. 5. Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности, М., 1998. 6. Горбунов Н.Р. Налоговое планирование и создание компаний за рубежом, М., 1999. 7. Зорин Г.А., Танкевич О.В. Стратегия борьбы с транснациональной преступностью, Гродно, 1997. 8. Иванов Э.А. Отмывание денег и правовое регулирование борьбы с ними. М., 1999. 9. Кернер Х.-Х., Дах Э. Отмывание денег: Путеводитель по действующему законодательству и юридической практике. М., 1996.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Политология. (реферат)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<