Тульский филиал




НазваниеТульский филиал
страница1/8
Дата публикации07.03.2013
Размер0.85 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
uchebilka.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8


МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ


Конституционное (государственное) ПРАВО

российской федерации




Учебно-методическое пособие
Блок 7


Федеративное устройство Российской Федерации

ТУЛА, 2008

Разработано преподавателем ТФ МАКБ Хоревым В.В.

Одобрено методическим советом МАКБ
Дисциплина: Конституционное (государственное) право Российской Федерации
Блок 1. Конституционное право как отрасль национального права

Блок 2. Конституционные правоотношения

Блок 3. Конституция и личность

Блок 4. Конституционные права, свободы и обязанности граждан

Блок 5. Избирательное право в РФ

Блок 6. Избирательный процесс в РФ

Блок 7. Федеративное устройство РФ

Блок 8. Система органов государственной власти РФ.

Президент РФ. Исполнительная власть РФ.

Блок 9. Законодательная власть РФ

Блок 10. Судебная власть РФ. Прокуратура РФ.

Блок 11. Конституционные основы местного самоуправления в РФ.

БЛОК 7
Изучаются формы государственно-территориального устройства. Государственное устройство РФ. Основные модели и этапы федеративного развития России. Современная модель федеративного устройства РФ и её конституционное закрепление. Конституционные принципы федеративного устройства российского государства. Предметы ведения Российской Федерации. Предметы ведения РФ и её субъектов. Соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов РФ. Конституционно-правовой статус РФ. Субъекты РФ, их виды и конституционно-правовой статус. Административно-территориальное устройство субъектов РФ.


(С), ТФ МАКБ, 2008

Блок 7



Федеративное устройство Российской Федерации
^
Содержание блока


Государственное устройство РФ: понятие и формы государственно-территориального устройства.

Содержание и правовое закрепление российского федерализма: становление и развитие федерализма в Российской Федерации. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.

Административ­но-территориальное деление в Российской Федерации. Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения.

Автономия в России. Конституционно-правовой статус автономной области, автономного округа.

Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.
Литература


  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года

  2. Баглай М.В. Конституционное право РФ: учебник для вузов / М.В. Баглай. М., 2005

  3. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства / Л.М. Карапетян. М., 2001

  4. Козлова Е.И. Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. М., 2005

  5. Конституционное право: конспект лекций / отв. ред. В.Д. Мазаев – план выпуска издательства « Айрис ». 2006

  6. Российский федерализм: конституционные предпосылки и политическая реальность: сб. докладов / под ред. Н.В. Варламовой, Т.А. Васильевой. М., 2000

  7. Сравнительное конституционное право. М., 1996

  8. Федерализм: теория и история развития: учебное пособие / под ред. М.Н. Марченко. М., 2000
^

Курсовое задание



Задание к практическому занятию:

  1. Составьте логическую схему базы знаний по содержанию блока.

  2. Составьте терминологический словарь и перечень персоналий.

  3. Выполните все пункты, перечисленные в разделе подготовительного этапа практического занятия.


^ Практическое занятие (деловая игра)
Тема: Федеративное устройство РФ.

Цель: Закрепить особенности государственно-территориального устройства РФ.

Время: 160 минут.

Участники: 3 подгруппы студентов

Первая подгруппа: теоретики – ученые,

Вторая подгруппа: практики – политики,

Третья подгруппа: коллегия судей Конституционного Суда РФ.

1. Подготовительный этап (домашняя работа):

  1. Подготовьте сообщения и запишите тезисы в рабочую тетрадь по следующим вопросам:

1.1. Проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ.

1.2. Договорный процесс и асимметричность Российской Федерации.

1.3. Национальный и территориальный принципы построения федерации. Проблемы правового регулирования национальной политики в России.

1.4. Российская Федерация как унитарное государство: возможно ли это в перспективе?

1.5. Взаимоотношения края, области с входящими в их состав автономными округами.

1.6. Механизмы обеспечения соответствия конституций, уставов и законов субъектов РФ с федеральным законодательством.

1.7. Формы влияния Российской Федерации на её субъекты. Институт федерального вмешательства.

1.8. Права личности в России через призму федеративных отношений.

  1. Решите ситуационные задачи, мотивированные ответы запишите в рабочую тетрадь:


Вопросы



Ваше решение


Ссылки на нормативные акты

Задача 1







Задача 2







Задача 3







Задача 4








Задача 1.

Реализуя положение части 1 статьи 5 Конституции РФ, руководитель высшего исполнительного органа власти Ханты-Мансийского автономного округа издал указ о выходе из состава Тюменской области и непосредственном вхождении в состав РФ.

Вправе ли автономный округ выйти из состава края, области?

(Задача решается на основе Конституции РФ, Постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П «По делу о толковании содержащегося в части 4 ст. 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области»).
Задача 2.

Федеральные органы государственной власти заключили с органами государственной власти Приморского края договор о разграничении предметов ведения и полномочий. Предметом договора была передача субъекту РФ права решения вопросов внешней политики и международных отношений с Японией до 2010 года.

Вправе ли федеральные органы передавать региональным органам предметы ведения, установленные в статье 71 Конституции РФ?

Допустимо ли в договорах о разграничении перераспределять предметы совместного ведения, предусмотренные в статье 72 Конституции РФ?

(Задача решается на основе Конституции РФ, Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»).

Задача 3.

В целях укрепления единой системы исполнительной власти России Президент РФ издал указ об образовании на территории РФ семи федеральных округов и назначил в каждый округ своего полномочного представителя. Второй указ Президента в этом направлении касался укрупнения субъектов РФ. В нем было предусмотрено слияние в один субъект РФ автономных округов с краями и областями, в состав которых они входят.

Допустимо ли в таком порядке преобразование структуры и состава Российской Федерации?

Была ли в данном случае нарушена Конституция РФ?

( Задача решается на основе Конституции РФ, ФКЗ « О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ », Указа Президента « О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе »).
Задача 4.

Одна из республик в составе РФ приняла закон, регулирующий вопросы использования воздушного пространства над её территорией в целях повышения безопасности авиационных полетов.

Вправе ли субъект РФ осуществлять такое законодательное регулирование?

( Ответ мотивируйте, ссылаясь на нормы Конституции РФ).
II. Порядок проведения практического занятия:

  1. Организация занятия (проверка присутствующих и готовности к занятиям, объявление темы и цели занятия).

  2. Разбивка учебной группы на 3 подгруппы.

  3. Определение ролей подгрупп путем жеребьевки.

  4. Решение подгруппами предложенных заданий в п. 1 подготовительного этапа. Первая подгруппа теоретиков-ученых дает мотивированные объяснения по обсуждаемым вопросам. Вторая подгруппа – политики-практики – является для первой оппонентами, в связи с чем пытается на основании норм права опровергнуть предложения первой подгруппы либо дополняет их. Третья подгруппа – судьи Конституционного Суда РФ – выполняет роль экспертов. Её задача – сопоставить объяснения сторон и обосновать законность доводов первой и второй подгрупп, а в необходимых случаях предложить свою току зрения на данный вопрос.

  5. Подведение итогов по обсуждаемому вопросу.

  6. С целью более глубокого закрепления материала и рассмотрения ситуаций с разных точек зрения подгруппы при обсуждении каждого вопроса меняются ролями и выполняют очередное задание подготовительного этапа.

  7. После обсуждения вопросов п. 1 подготовительного этапа подгруппы приступают к решению предложенных в п. 2 правовых задач.

  8. После решения каждой правовой ситуации подводятся итоги с целью выявления общих позиций по поставленным в каждой конкретной ситуации вопросам.

  9. После того, как все предложенные ситуации решены, преподаватель подводит итоги и объявляет оценки студентам группы за отчет.


Вопросы к семинарскому занятию


  1. Российская Федерация – это конституционная или договорная федерация?

  2. Место и роль Федеративного договора, иных внутригосударственных договоров и соглашений в конституционном регулировании федеративных отношений. Порядок заключения и расторжения внутригосударственных договоров и соглашений.

  3. Как отражается федеративная природа России в организации и деятельности федеральных органов государственной власти?

  4. Возможен ли выход субъекта РФ из её состава?

  5. Тенденции развития современной модели федеративного устройства России. Существует ли проблема асимметричности Российской Федерации? Проблема реализации принципа равноправия субъектов РФ.

  6. Могут ли субъекты РФ устанавливать свои государственные языки и гражданство? Обладают ли субъекты РФ суверенитетом?

  7. Каким образом субъекты РФ могут влиять на дела Федерации? В чем заключается роль Государственного Совета?

  8. Бюджетный федерализм. Конституционно-правовые основы межбюджетных отношений в РФ.

  9. Государственная целостность РФ. Территория страны как важнейший элемент конституционного принципа единства РФ и права народов на самоопределение. Проблемы обеспечения единства системы государственной власти.

  10. Правовая основа и порядок разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

  11. Права коренных малочисленных народов России. Правовой статус национально-культурной автономии.

  12. Возможна ли конституционно-правовая ответственность субъектов РФ? Что такое федеральное вмешательство?



  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тульский филиал iconТульский филиал
Сущность и понятие информационной безопасности, характеристика ее составляющих. Значение информационной безопасности для субъектов...

Тульский филиал iconТульский филиал
Изучаются общие положения об обязательствах как разновидности предпринимательских правоотношений. Рассматриваются отдельные виды...

Тульский филиал iconТульский филиал
Место информационной безопасности в системе национальной безопасности. Современная концепция информационной безопасности

Тульский филиал iconТульский филиал
Изучаются правовые основы охраны и защита прав и интересов предпринимателей, разрешения споров, выте­кающих из предпринимательской...

Тульский филиал iconТульский филиал
Изучается правовое регулирование трудоустройства: понятие и виды занятости, понятие безработного и содержание правового статуса безработного,...

Тульский филиал iconТульский филиал
Прекращение трудового договора по инициативе работодателя. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли...

Тульский филиал iconТульский филиал
Федерального Собрания РФ в системе государственных органов. Правовой статус и структура Федерального Собрания РФ. Совет Федерации,...

Тульский филиал iconКнига, которую ждал читатель
Андреевича Рассаднева, видного историка-краеведа, почетного гражданина Тулы широко известно. Многие годы он углубленно изучает историю...

Тульский филиал iconТульский филиал
Рабочее время и время отдыха: изучаются понятие и виды рабочего времени, учет рабочего времени, нормы рабочего времени; понятие и...

Тульский филиал iconЕ. Е. Сапогова (Тульский госуниверситет) Журнал практического психолога. 1997. N с. 3-12

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<