Скачать 174.26 Kb.
|
Андрианова В.В. ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РОЛИ ПРОФСОЮЗОВ УКРАИНЫ В НАКОПЛЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА. Анализ возникновения и развития профсоюзов Украины дает основания для условного разделения их истории на три взаимосвязанных, но достаточно различных по экономической роли периода: первый – с начала ХХ века до февральской, а затем октябрьской революции; второй – весь послереволюционный период вплоть до распада СССР; третий – настоящее время, когда Украина развивается как самостоятельное государство. Исследуя первый период, следует учесть, что к началу ХХ века, т.е. ко времени создания профсоюзов Украины, был накоплен более чем вековой мировой опыт деятельности профессиональных союзов (начиная с тредюнионов Англии), с одной стороны, а с другой – в России, в т.ч. и на Украине, уже существовали политические партии, деятельность которых оказывала существенное влияние на характер и содержание профсоюзного движения. Первыми профобъединениями рабочих Украины были выборные заводские комиссии, комиссии уполномоченных, депутатские комиссии или делегатские собрания. Многие из этих органов возникли на основе закона о фабричных старостах, рамки которого под воздействием рабочего движения были значительно расширены. Уже в феврале 1905 г. состоявшееся в Харькове совещание представителей горнопромышленников, обсудив требования рабочих, признало за ними право проводить рабочие собрания для обсуждения своих нужд, а также право иметь своих выборных от рабочих. Первое письменное соглашение о создании заводской комиссии (комиссии уполномоченных) было заключено 1 февраля 1905 г. между рабочими и директором Харьковского паровозостроительного завода. Выборная рабочая комиссия по этому соглашению имела право разбирать конфликты между рабочими и администрацией, выяснять причины увольнения рабочих, наблюдать за правильностью поступления и расходования штрафного капитала, участвовать в рассмотрении вопросов об изменении расценок сдельных работ, при необходимости вести переговоры с директором завода. Это соглашение по существу являлось коллективным договором между рабочими и предпринимателями. К концу 1905 г. были созданы профсоюзы во многих городах Украины: в Николаеве к этому времени существовало 8 профсоюзов, в Екатеринославе - 11, Харькове - 13.[1] Созданы были союзы металлистов, строителей, столяров, кровельщиков, портных, печатников и т.д. В результате активных действий они добились сокращения продолжительности рабочего дня (на железных дорогах, на многих предприятиях был установлен 9-ти или 8-ми часовой рабочий день), повышения заработной платы, отмены штрафов, улучшения условий труда и быта, материального положения рабочих в целом. В ответ на очевидные успехи профсоюзного движения царское правительство России решило изменить тактику отношения к профсоюзам от репрессивной к разрешительной: оно перевело союзы в законное русло легальных, ограниченных жестокими правилами, подконтрольных полиции организаций. В результате 4 марта 1906 г. были утверждены “Временные правила о профессиональных обществах”, которые фактически являлись законом, ограничившим круг профессий рабочих и служащих, которым разрешалось объединяться в союзы (этой возможности были лишены железнодорожники, работники почты и телеграфа, служащие банков и других государственных учреждений, сельскохозяйственные рабочие). Профсоюзам запрещалось организовывать стачки, их экономическая деятельность ограничивалась “выяснением” положения рабочих и “согласованием” с администрацией предприятий мер по улучшению условий труда и быта рабочих. Закон от 4 марта 1906 года, с одной стороны, носил явный антипрофсоюзный характер. Он ограничивал права зарождающихся профессиональных союзов, резко сужая их возможности в существенном влиянии на важную экономическую сторону положения рабочих в условиях индустриализации производства, а с другой, создавал условия для легализации союзов. В середине 1907 года на Украине насчитывалось уже около 230 легальных профессиональных союзов, которые, обладая урезанными возможностями, все же защищали права работающих. Таким образом, в 1905-1907 г.г. в Украине были созданы профессиональные союзы, главной целью которых были борьба за экономические интересы трудящихся (зарплата, нормы выработки, отмена штрафов), за сокращение рабочего дня, улучшение условий труда. Февральская, 1917 г. революция способствовала тому, что сдерживаемое репрессиями рабочее движение вылилось в массовое создание профессиональных союзов, фабрично-заводских комитетов. В этот период шли активные процессы по созданию профсоюзов сельскохозяйственных рабочих. Уже в июле и октябре 1917 года в Киеве состоялись съезды профсоюзов рабочих и служащих сахарной промышленности Украины, а осенью прошла Всеукраинская конференция копщиков и возчиков сахарной свеклы. На Екатеринославщине в августе-октябре прошли уездные и губернские конференции сельскохозяйственных рабочих. К осени 1917 г. профсоюзы и фабзавкомы выработали ряд межотраслевых и отраслевых коллективных договоров, в которых основное внимание отводилось введению рабочего контроля, новых тарифов, зарплаты, 8-ми часового рабочего дня, улучшению условий труда и быта. По своей сути условия коллективных договоров были направлены на удовлетворение основных экономических интересов трудящихся, способствовали созданию возможностей для нормальных работы и быта, что являлось основной целью профсоюзного движения того периода. С победой социалистической революции начался новый этап в развитии профсоюзов Украины. Из гонимых и преследуемых они превратились в одну из самых массовых общественных организаций трудящихся, опору государства. На первое место в деятельности профсоюзов выдвинулась задача созидания социалистического общества. Главнейшей заботой профсоюзов стал подъем и совершенствование производства. Качественно изменились функции, формы и методы деятельности профсоюзов. На смену стачкам и забастовкам пришли организация соцсоревнования, руководство производственными совещаниями и движением рационализаторов и изобретателей, деятельность по обеспечению роста культурно-технического уровня трудящихся, контроля за работой бытовых учреждений, а также работа по организации заработной платы и др. Профсоюзы организовывали работу товарищеских судов, занимались наставничеством, организовывали субботники и воскресники. Профсоюзным членством было охвачено практически все работающее население: рабочие, служащие, колхозники, а также студенты. Права профсоюзов в целом, профсоюзных комитетов, а также членов профсоюзов регулировались нормативно-правовыми актами и документами, в числе которых Конституция, Основы законодательства Союза ССР и Украины о труде, КЗОТ, Положение о правах ФЗМК (затем профкома), Уставы профсоюзов и т.д. Таким образом, с одной стороны, наличие благоприятной в отношении профсоюзов нормативно-правовой базы, накопленный потенциал высококвалифицированных кадров, сложившаяся система работы создавали основательный фундамент для успешной деятельности профессиональных союзов на этом этапе. С другой же – множественность направлений приложения сил профсоюзов, порою далеких от их исконных задач, сложившаяся система общественных отношений в государстве, а также то, что зачастую в число профсоюзных лидеров избирались люди, неспособные охватить тот большой круг вопросов, которые необходимо было решать, либо угодные административно-чиновничьему аппарату, отчасти формализовали их деятельность, отвлекали от решения действительно профсоюзных проблем, снижали эффективность работы по защите прав и интересов трудящихся. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что на этом этапе развития профсоюзов Украины их деятельность по многим из перечисленных направлений способствовала созданию благоприятных условий для формирования человеческого капитала и его рационального использования и воспроизводства, подъему экономики. Следующий этап в развитии профсоюзов Украины приходится, как уже сказано выше, на период становления самостоятельного украинского государства, а также перехода к рыночной экономике. В отношении профсоюзов этот период знаменателен тем, что кроме так называемых «официальных» профсоюзов появились профсоюзы «альтернативные». Стали иметь место случаи, когда на одном предприятии действуют два или более профсоюзов. Кроме того, на предприятиях негосударственной формы собственности зачастую ставится условие: работникам выйти из профсоюза, профсоюзные организации не создавать. Подверглись пересмотру как перечень проблем, которыми занимаются профессиональные объединения трудящихся, так и методы их действий. Приняты законодательные акты, которые сузили сферу влияния профсоюзов. Так, в соответствии с Законом Украины «Об охране труда» от 14 октября 1992 г. это направление ушло из ведения профсоюзов. Лишь в ст.46 Закона за ними признается право осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде «в лице своих выборных органов и представителей». Механизм же воздействия на ответственных за осуществление охраны труда со стороны профсоюзов Законом не определен. Профсоюзы практически отстранены от рассмотрения индивидуальных трудовых споров, они лишены законодательной инициативы. Нельзя признать благоприятной и социально-экономическую и политическую среду, в которой приходится действовать профсоюзам Украины в условиях переходного периода. Материалы исследований отечественных и зарубежных специалистов в области профдвижения дают основание выделить ряд факторов, ослабляющих институциональный статус профсоюзов и затрудняющих выполнение ими своих функций. Назовем их. ^ В условиях экономических реформ для многих предприятий «удержаться на плаву», «выжить» становится задачей номер один, потому упор делается на экономическую эффективность, но не на социальную справедливость. Проблемы социальной защиты, являющиеся прерогативой профсоюзов, оттесняются на второй план, а вместе с ними оттесняются и сами профсоюзы. Превуалирует экономический подход, выражающийся в формуле: «вначале наладим экономику – потом будем решать социальные проблемы». В попытках отстаивать права работников профсоюзные лидеры и активисты часто встречают жесткое сопротивление со стороны работодателей. Следует согласиться с тем, что на слабом экономическом фундаменте не создать надежную систему социальной защиты, равно как и с тем, что функционально и социально слабый работник не создаст крепкой экономики. Поэтому можно считать неприемлемой очередность: экономика и лишь затем человек. Каждый субъект трудовых отношений – предприниматель – профсоюзы - должен действовать в своем пространстве, экономическом и социальном, достигая методом уступок и компромиссов консенсуса, удовлетворяющего обе стороны. Практика показывает, что это единственный разумный подход в разрешении противоречивых интересов. ^ Формирование рынка труда( в отличие от товарного) идет замедленно, с явным запаздыванием, а значит, не включаются еще на полную мощность рыночные механизмы саморегуляции. Рабочая сила не стала еще полноценным рыночным товаром. Заработная плата – основная форма оценки труда – определяется все еще не стоимостью и колебаниями цены рабочей силы на рынке труда, она продолжает выводиться из колебаний цены продукции, производимой на предприятиях. Отсюда явное занижение уровня оплаты труда, во-первых, и нерационально большая дифференциация размеров заработной платы по отраслям и предприятиям, во-вторых. В частности, заработная плата в сельском хозяйстве значительно отстает от заработной платы в промышленности. Профсоюзы в этой ситуации поставлены в сложное положение. Они вынуждены идти на конфронтационные действия с работодателями и администрацией, пытаясь хоть в какой-то мере восстановить справедливость. Подобные действия не могут не вызывать раздражения в отношении профсоюзов. ^ . Масштабная приватизация госсобственности, разукрупнение предприятий, рост числа предприятий сферы услуг, традиционно неактивных в профсоюзном отношении, безработица, увеличение масштабов частичной и неполной занятости - все это сужает социальную базу профсоюзов, влечет за собой ограничение их финансовых и организационных возможностей. На акционируемых предприятиях, в частном секторе профсоюзные организации зачастую вообще не создаются. Боязнь людей пополнить ряды безработных не побуждает их к профсоюзной активности, что также сказывается на эффективности всей профсоюзной работы. Появление большого числа средних и малых предприятий создало дополнительные трудности для профсоюзов, привыкших действовать на крупных предприятиях в рамках традиционно организованных структур. Таким образом, сокращение социальной базы как объективное следствие перехода к многоукладной экономике является серьезным препятствием на пути превращения профсоюзов в полноправного субъекта трудовых отношений. ^ . Трудовые коллективы как основное поле деятельности профсоюзов претерпевают в ходе реформирования значительные изменения. Рвутся под давлением противоречивых интересов некогда устойчивые внутриколлективные связи, усугубляется процесс деколлективизации. Его дополняют и процессы депрофессионализации, когда большие массы работников вынуждены оставлять свои профессиональные группы и заполнять трудовые ниши, где не требуется прежняя специальная подготовка. Значительное количество людей заняты «челночным» промыслом в оптовой и мелкой розничной торговле, их связи с коллективами по основному месту работы являются весьма условными. Бурный процесс маргинализации общества, захвативший прежде всего сферу труда, создает для профсоюзов принципиально новые условия, когда традиционные формы работы зачастую не подходят. Диверсификация производства как условие экономического выживания нарушает «чистоту» профессиональных групп, делает границы между ними все более размытыми. Как следствие, перед профсоюзами возникает проблема поиска новых организационных принципов. ^ . Граждане Украины получили конституционное право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Принят Закон Украины "О порядке разрешения коллективных трудовых споров(конфликтов)". Права профсоюзов зафиксированы в ряде статей КЗОТа. Имеются и другие нормативно-правовые документы. Можно говорить о том, что правовой фундамент, регламентирующий деятельность украинских профсоюзов, заложен, однако правовая база профсоюзного движения еще недостаточна. С другой стороны, профсоюзы сами не проявляют необходимой активности в законотворческом процессе. Так, многие экономические законы, затрагивающие интересы миллионов работников, например, законы о налогообложении должны разрабатываться с непременным участием профсоюзов. К тому же законодательная основа профсоюзного движения в Украине должна быть скорректирована под международные трудовые стандарты. Отсутствие полноценного пакета законодательных актов, а также невыполнение всеми социальными партнерами уже принятых «правил игры» создают дополнительные трудности для профсоюзов в осуществлении ими своих защитных функций. ^ Правительство Украины взяло на себя роль работодателя и ведет переговоры с профсоюзами на национальном уровне, но не вмешивается во внутрихозяйственную жизнь предприятий (не организовывает труд, снабжение, сбыт и т.д.). Работодатели не являются самостоятельными в выражении и отстаивании интересов предприятий, т.к. находятся в зависимости от министерств и ведомств. Украинский союз промышленников и предпринимателей также не может быть партнером профсоюзов, т.к. его деятельность направлена на выработку предложений и проектов для правительства и в интересах правительства, а не предприятий. В Украине нет независимых объединений работодателей. Профсоюзы Украины, не имея достаточного опыта переговорной работы, при достижении своих целей делают акцент на силовые методы давления, причем давления на государство, а не на предпринимательские структуры, хотя именно последние порой повинны в сложившемся положении. Право на забастовку используется профсоюзами достаточно широко, но не очень результативно. Конструктивные переговоры, тщательная колдоговорная работа не стали еще для профсоюзов нормой деятельности. Перечисленные факторы носят объективный характер и не зависят в полной мере от профсоюзов. Вместе с тем принятие 01.07.93 г. Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях», а также изменений, внесенных в него в 1996-97 годах можно отнести к победе профсоюзов в настойчивой борьбе за интересы трудящихся. Так, в настоящее время деятельность предприятий регулируется действием Законов Украины «О предприятиях в Украине» (от 27.03.91 г.), «Об оплате труда» (от 20.04.95 г.), «Об отпусках» (от 15.11.96 г.), «Об охране труда» (от 14.02.92 г.), КЗОТ. В то же время локальным нормативным документом, регулирующим производственные, трудовые и социально-экономические отношения между собственником или уполномоченным им органом (руководителем предприятия, правления, дирекции и др.), с одной стороны, и коллективом наемных работников в лице его выборного органа (в основном, профсоюзного комитета), с другой стороны, на предприятии является коллективный договор. В соответствии с Законом Украины в коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон по изменению в организации производства и труда, по обеспечению продуктивной занятости, по нормированию и оплате труда, установлению формы, системы, размеров заработной платы и других видов трудовых выплат (доплат, надбавок, премий и др.), установлению гарантий, компенсаций, льгот, участию трудового коллектива в формировании, распределении и использовании прибыли предприятия (если это предусмотрено уставом), режиму работы, продолжительности рабочего времени и отдыха, условиям и охране труда и т.д. В настоящее время в Крыму коллективные договоры заключены более чем на 2000 предприятий, ими охвачено около 280 тыс. работников. При общем росте количества коллективных договоров в 1997 году по сравнению с 1996 г. в отдельных отраслях произошло снижение этого показателя на 9,89 %. Так, только за 1 год значительно уменьшилось количество заключенных договоров в строительстве (на 22,4%), заготовках (на 24%), производственных видах бытового обслуживания населения (на 54,7%) и т.д. Самое большое снижение произошло в сельском хозяйстве – почти на 60%, что можно объяснить резким и дестабилизационными процессами в отрасли, разрушением ранее сложившихся хозяйств, с одной стороны, а с другой, – тем, что вновь создаваемые хозяйства, их руководители не торопятся брать на себя обязательства по отношению к наемным работникам. В условиях, подобных монопсонии, они безжалостно эксплуатируют труд проживающих в данной местности крестьян. В новых условиях изменились формы и методы деятельности профсоюзов по защите интересов трудящихся. В их числе можно назвать акции протеста против действий правительства, направленных на ухудшение положения трудящихся (например, в случаях повышения цен и тарифов), пикетирование, переговоры, забастовки. По требованию профсоюзов пересматриваются размеры минимальной потребительской корзины, прожиточного минимума (а они, в свою очередь, лежат в основе определения размеров различных социальных выплат). Вне сомнения то, что действующие размеры указанных показателей не могут быть признаны удовлетворительными. Поэтому профсоюзы продолжают вести настойчивую работу по решению этих важных проблем. Профсоюзы ведут переговоры с правительством, местными органами исполнительной власти по проблемам занятости, выплаты заработной платы (а не только ее уровня, как прежде), улучшения условий труда, другим жизненно важным вопросам. Как крайнюю меру при разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов) используют забастовки. Таким образом, положение профсоюзов Украины в постсоциалистический период далеко не однозначно: с одной стороны, они понесли потери в своих правах и полномочиях, в большой степени разрушена их материальная база (если в 1985 г. профсоюзы Крыма располагали 339 культпросветучреждениями-клубами, библиотеками, в которых трудилось 2500 штатных работников, 30 стадионами, 116 спортивными залами, 18 плавательными бассейнами, 2000 футбольных полей, большинство из которых находились в сельской местности и т.д., то сейчас их в ведении профсоюзов остались единицы), а с другой, – достигли определенных завоеваний (в принятии законов о коллективных договорах, о порядке разрешения коллективных трудовых споров и т.д.). Профсоюзы вернулись к традиционным проверенным историческим опытом методам борьбы за интересы трудящихся, а также применяют вышеперечисленные новые формы, вызванные к жизни нынешним положением работающих, новым состоянием общественных отношений. Вместе с тем, в условиях растущей безработицы, создания вместо крупных множества мелких предприятий, роста малочисленных предприятий сферы торговли и услуг, самозанятости населения все больше и больше людей оказываются один на один с предпринимателями, в большинстве случаев жестоко эксплуатирующими труд работников и находящихся вне сферы влияния профсоюзов. Говоря о человеческом капитале и профсоюзах Украины, их экономической роли, можно сделать следующие выводы:
Все вышесказанное в полной мере можно отнести и к профсоюзу работников АПК, осуществляющему защиту социальных интересов работников села. Следует учесть, что эта отрасль пребывает в наиболее тяжелом положении: селяне получают самую низкую по сравнению с другими отраслями зарплату, которая, к тому же, в большинстве хозяйств на продолжении многих месяцев не выплачивается, продолжительность их рабочего дня, условия труда, его организация, охрана и безопасность в значительной мере уступают промышленным отраслям. Социальная сфера села, как уже сказано выше, за годы экономических преобразований понесла огромные потери. Эти и другие факты свидетельствуют о том, что профсоюз отрасли обязан активизировать свою деятельность, бороться за то, чтобы все работники отрасли находились в поле его действия, а экономические интересы членов профсоюза были защищены положениями коллективных договоров, что в конечном счете приведет к подъему сельскохозяйственного производства. Учитывая сложности переходного периода, нестабильность происходящих в стране процессов реформирования, отсутствие необходимых средств как у предприятий, у собственников, так и у государства, профсоюзное движение должно наполниться новым содержанием, поставить государство перед необходимостью принять новые законы, направленные на его экономическое возрождение, на защиту интересов трудящихся с тем, чтобы обеспечить воспроизводство человеческого капитала Украины, ее будущее. Литература.
|
![]() | При оценке инвестиций и эколого-экономической экспертизе необходимо использовать как можно более полные и всесторонние (системные)... | ![]() | Понятие человеческого капитала как суммарной стоимости всех затрат на формирование работника, как отражение процесса расширенного... |
![]() | Украина как индустриальная держава находится на начальной стадии перехода к постиндустриальному типу общества, на этапе которого... | ![]() | П, членскими организациями которой являются 10 национальных профцентров и 29 международных отраслевых объединений профсоюзов, выражает... |
![]() | Педагогический энциклопедический словарь /Под ред. Бим-Бада Б. М. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003] | ![]() | Педагогический энциклопедический словарь /Под ред. Бим-Бада Б. М. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003] |
![]() | Актуальность и необходимость включения информации об использовании природного капитала в бухгалтерский учет, отчетность организаций... | ![]() | Ые финансовые ресурсы, но также заемные и привлеченные. Выбор источников формирования финансового капитала определяется не только... |
![]() | Методологическое значение учения о двойственном характере труда для построения и развития научной теории капитала Ира | ![]() | Лекция Роль банков в накоплении и мобилизации ссудного капитала. Структура кредитной системы 3 |