Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей




НазваниеСовременное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей
страница1/61
Дата публикации01.08.2013
Размер7.83 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Пензенский государственный университет

Педагогический институт имени В. Г. Белинского

Факультет педагогики, психологии и социальных наук
Физико-математический факультет
Посвящается 350-летию г. Пензы

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ, ОПЫТ,

ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ

(ПО ИТОГАМ ix всероссийской научно-практической

конференции с международным участием

«Артемовские чтения»)

Пенза 2013

^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Пензенский государственный университет

Педагогический институт имени В. Г. Белинского

Факультет педагогики, психологии и социальных наук
Физико-математический факультет
Посвящается 350-летию г. Пензы

^ СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ, ОПЫТ,

ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ

(ПО ИТОГАМ ix всероссийской научно-практической

конференции с международным участием

«Артемовские чтения»)

Пенза 2013

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Пензенского государственного университета

^ Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: Сборник научных статей по итогам IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Артемовские чтения» (16-17 мая 2013 года) / Под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора М.А. Родионова – Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета, 2013. – 292 с.
Ориентация современного образования на «свободное развитие человека», на формирование готовности к проявлению творческой инициативы, самостоятельности, мобильности и конкурентноспособности выпускников разных типов и уровней образовательных учреждений вызывает необходимость реализации нового подхода к проектированию целевого, содержательного, процессуально-технологического и результативного компонентов образовательного процесса. Такой подход, основанный на компетентностной модели учащегося применительно к различным дисциплинам и профилям обучения, положен в основу большинства материалов настоящего сборника.

Сборник адресован учителям, преподавателям вузов и научным работникам в области педагогики и методики обучения различным дисциплинам.

^ Редакционная коллегия: к. п. н., доцент Л. Д. Мали; к. п. н., доцент Н. Н. Осипова (зам. гл. ред.), д. фил. н., доцент И. В. Замятина, к. фил. н., доцент Е. Л. Бабичева, к. п. н., доцент С. А. Климова.


Рецензенты:

Гребенев И. В. – д.п.н., профессор ГОУ ВПО "Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского";

Боликова Л. Ю. – к.п.н., доцент ГОУ ВПО "Пензенский государственный университет".

ISBN

© Пензенский государственный университет, 2013

^ КЛЮЧЕВЫЕ ДОКЛАДЫ

«СУМЕРКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ» ИЛИ ПОИСК СМЫСЛА ОБРАЗОВАНИЯ?

В. В. Сохранов-Преображенский (Пенза)

В последние двадцать с лишним лет жизнедеятельность каждого человека, являющегося гражданином России, изменилась кардинально. Существовавшая в ХХ веке система образования проходит очередной период существенных преобразований. Изменились все компоненты образования: от целеполагания до его результатов. На смену специалистов приходят бакалавры и магистры. Информатизация, бально-рейтинговые модели аттестации, внешний и внутренний аудит и так далее – новые термины, новое содержание самоопределения и самореализации личности. В чем суть образовательного ковчега, плывущего между «Сциллой» и «Харибдой», между культурой духовности и культурой полезности? Иметь или быть? Спасет ли наше образование идея Э. Фромма: «Быть, но, имея!». Или же совершается деяние, не осмысленное по цели, содержанию и результатам содеянного? Ответы на эти и другие вопросы даст время. Однако, многовековой опыт отечественной школы, психолого-педагогической науки и собственный многолетний опыт педагогической деятельности позволяют высказать некоторые предположения.

Изменение парадигмы образования взаимосвязано и осуществляется в контексте инновационных подходов к его структуре и содержанию. В Законе об образовании 2012 г. отмечается, что «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Представленное понимание ключевой дефиниции формирования и развития личности на современном этапе функционирования высшей профессиональной школы раскрывает стремление власти к учету происходящих в обществе изменений [1; 3].

С другой стороны, одним из главных принципов реализации принятого Закона об образовании является «свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания»[1; 4].Тем самым провозглашается субъектность образования личности, предполагающая ее готовность к компетентному осознанию и реализации акмеологического варианта получения знаний и саморазвития необходимого для самореализации опыта учебной, социальной и профессиональной деятельности.

Осуществление названного принципа встречается с объективными трудностями образования обучающихся. В их число можно включить маркетизацию, медикализацию и маргинализацию связей и отношений. Человек попадает в ситуацию дефицита социального и профессионального опыта. На протяжении жизни одного поколения происходит смена ценностей, стереотипов самовыражения и социальных правил, определяющих комфортное соотнесение индивидуального и признанного обществом типа поведения и стиля деятельности. Фактически личность попадает в ситуацию, когда знание предыдущих поколений не помогает ей. В этом случае, по мнению М. Мамардашвили, она идет в направлении смысла. В этом и состоит основное назначение современного образования. Оно должно развить готовность каждого человека к смыслообразующей познавательной деятельности в процессе образования, которая подтверждает индивидуальные характеристики человека, способствует нравственно-этической и гуманной самореализации универсальности каждой личности и позволяет ей состояться в образе самодостаточной и результативной личности, выступающей в социально и профессионально признанной роли компетентного работника, порядочного семьянина и ответственного гражданина.

Если это так, то процесс образования должен характеризоваться следующими признаками: акмеологичность, аксиологичность, мотивационная осмысленность взаимодействия участников образовательного процесса; готовность к саморазвитию; критическая и творческая направленность, проектная основа образования.

Каждый из признаков раскрывает определенную структурную и содержательную характеристику инновационных основ образовательного процесса и, прежде всего, имеет смыслообразующее значение. Так, акмеологичность образования предполагает изменение позиции обучающихся и обучающих. Предыдущий социально-исторический этап развития образовательной системы позволял личности получить образование на определенном уровне и на весь период активной социальной и профессиональной деятельности. Современные условия социальной и профессиональной социализации личности побуждают ее к непрерывному образованию и самообразованию на основе саморазвития. Образовательный процесс сопровождает личность на протяжении всего периода ее жизнедеятельности.

Аксиологичность современного образования проявляется неоднозначно. Во-первых, она реализуется на групповом уровне, что не позволяет определить механизм личностного социального и профессионального значения приобретаемого знания и переводит образование на индивидуально смысловой уровень реализации. Во-вторых, ценность образования определяется мотивационной осмысленностью взаимодействия участников образовательного процесса. Внешняя обусловленность перехода общества с культуры духовности к культуре полезности приводит к неполному замещению, к соотнесению внешней и внутренней мотивационной основы взаимодействия участников образовательного процесса на всех этапах его реализации: от постановки цели, до коррекции получаемых результатов.

Обозначенная противоречивость образовательного процесса вуза дополняется проблемой перевода образования от «знаниевой парадигмы» к парадигме «системно-деятельностного осуществления на компетентностной основе». Уровень «владения…» требует готовности участников образовательного процесса к реализации модели «социальный опыт – дидактическое взаимодействие – социально-профессииональное самоопределение» и достигается в случае готовности педагогов и обучающихся к саморазвитию; реализации критической и творческой направленности участия в образовательном процессе и проектной основы образования.

Снятие обозначенного противоречия возможно на культурной основе. В своих работах («Бегство от свободы», «Иметь или быть») Э. Фромм отмечал, что результативность устремлений личности в любом процессе имеет культурную основу и качественно в случае самоопределения человека в информационном потоке, суть которого можно выразить фразой: «быть, но, имея!». В этом и кроется позитивная и деструктивная компонента образования.

Как показывает проведенное исследование, «культурное образование», позволяющее личности преодолеть внутреннюю противоречивость социализации в информационном поле культур, характеризуется следующими особенностями реализации. Оно должно быть опережающим, открытым, информационно насыщенным, саморегулируемым, сопровождающим индивидуальное развитие личности, адаптивным, здоровьесберегающим, независимо сертификационным, инклюзивным и индивидуально пенитенциарным.

Технология обозначенного процесса основывается на мониторинге достижения; постановке операционной цели; реализации модели взаимного саморазвития участников образовательного процесса; индивидуально-адекватном определении набора компетенций; готовности студентов к социально востребованной самопрезентации.

Литература:

1. Закон об образовании (2012 г.). М., РГ. 2013. С. 3-4.

2. Сохранов В.В., Лупанова Н.А., Стенякова Н.Е. Особенности подготовки студентов к профессиональной деятельности в процессе изучения дисциплин педагогического цикла ПГПУ им. В.Г. Белинского, Пенза, 2007.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей iconСборник статей участников планируется издать до проведения круглого...
Антропология права: философское и юридическое измерения (состояние, проблемы, перспективы)”

Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей iconОбложка уда универсальная дезинтеграторная активация сборник научных статей
Уда. Универсальная дезинтеграторная активация. Сборник научных статей (1980 год, 112 страниц, 2000 экземпляров)

Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей iconСборник научных работ по а-г (вып 19 Харьков 1960) история кафедры...
Тезисы Чехословацкого медицинского съезда по случаю 100-летней годовщины образования Общества и Журнала чешских врачей Прага ноябрь...

Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей iconУважаемые коллеги!
Редакция журнала «в мире научных открытий» приглашает к публикации статей в серии: "Гуманитарные и общественные науки", "Математика....

Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей iconПравила представления рукописей статей в сборник научных трудов Донецкого...
Для публикации в сборнике подаются статьи, отражающие новые теоретические и практические результаты исследований в области машиностроения...

Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей iconА. М. Дерибас Сборник статей и публикаций
Дом князя Гагарина ”: Сборник статей и публикаций/Одесский государственный литературный музей. Вып. Одесса:,1997. с

Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей iconIii международная научно-практическая конференция «Информационно-телекоммуникационные...
«Информационно-телекоммуникационные технологии в современном образовании: опыт, проблемы, перспективы»

Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей iconВ традициях предыдущих конференций мы готовы рассмотреть предложения...
В 2011 р среди участников конференции были представители сша, Польши, рф, Казахстана, Узбекистану, Беларуси, Украины. Традиционно...

Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей iconОкончательный срок подачи документов
«Молодой ученый» приглашает Вас принять участие в Международной заочной научной конференции «Юридические науки: проблемы и перспективы»....

Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей iconФахове видання Управление конкурентоспособностью предприятия: микро-...
Проблемы и перспективы развития сотрудничества между странами Юго-Восточной Европы в рамках Черноморского экономического сотрудничества....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<