Скачать 370.53 Kb.
|
Украинско-российский институт (филиал) в г. Чернигове Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный открытый университет» Кафедра менеджмента Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине «Инновационный менеджмент» для студентов специальности «Менеджмент организации» Составители: Полякова О.В., к.э.н., доцент, Басенко К.А., преподаватель, Горшенина А.Л., преподаватель Чернигов, 2010 Украинско-российский институт (филиал) в г. Чернигове Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный открытый университет» Кафедра менеджмента Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине «Инновационный менеджмент» для студентов специальности «Менеджмент организации» Утверждено на Ученом совете УРИ (филиала) в г. Чернигове ^ Протокол № 9 от 21.12.2010 г. Чернигов, 2010 Методические указания проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине «Инновационный менеджмент» для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» / Сост.: Полякова О.В., Басенко К.А., Горшенина А.Л. – Чернигов: УРИ (филиал) в г. Чернигове ГОУ ВПО «МГОУ», 2010 г. – 29 стр. Составители: Полякова О.В., к.э.н., доцент, Басенко К.А., преподаватель, Горшенина А.Л., преподаватель. Рецензент: Клименко Е.М., к.э.н., доцент. Корректор: Горшенина А.Л. Одобрено и принято решением заседания кафедры «Менеджмент» факультета «Менеджмент и экономическая политика» УРИ (филиал) в г. Чернигове ГОУ ВПО «МГОУ» к изданию в качестве методических рекомендаций для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине инновационный менеджмент для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации». ВВЕДЕНИЕ Задачи изучения дисциплины «Инновационный менеджмент» определены требованиями государственного стандарта и квалификационной характеристики специальности «Менеджмент организации» и включают решение следующих основных вопросов:
Методические указания для проведения практических занятий составлены в соответствии с рабочей программой курса «Инновационный менеджмент». Методические указания составлены таким образом, чтобы студент мог используя теоретический материал эффективно овладеть основами инновационного менеджмента, а также сформировать практические навыки с помощью решения задач. Выполнение конкретных экономических расчетов по оценке экономической эффективности инновационных проектов требует от студентов знания основ экономики и планирования предприятий данной отрасли, финансовых аспектов составления бизнес-плана, умения пользоваться нормативно-справочной литературой. Изучение дисциплины «Инновационный менеджмент» предполагает изучение нормативных и законодательных актов, регламентирующих инновационное развитие участников предпринимательской деятельности. ^ Цель занятия: изучить основы инновационного менеджмента и его особенности развития в Украине и зарубежем. Вопросы для обсуждения:
Вопросы для самостоятельного изучения:
Задания для индивидуальной работы Рефераты на тему: 1. Особенности становления и развития инновационного менеджмента в современных условиях развития экономики Украины. 2. Проблемы повышения активности инновационной деятельности в Украине. 3. Государственная политика Украины по поддержке научной и инновационной деятельности. 4. Факторы рынка чистой конкуренции нововведений. 5. Теория деловых циклов Й. Шумпетера. Тесты: 1. Первое практическое применение нового научно – технического, организационно-технического, производственного или иного решения – это… а) инноватика; б) инновация; в) новшество. 2. Кто считается родоначальником теории инновационных процессов? а) Й. Шумпетер; б) Г. Менш; в) Жан Кондорсен. 3. Кто выделил 4 стадии конкурентоспособности в национальной экономике? а) Н. Кондратьев; б) Й. Шумпетер; в) М. Портер. 4. Новое техническое решение – это … а) улучшение; б) изобретение; в) новшество. 5. Что относится к основным группам инновационного процесса в сфере предложения? а) научно-технические, организационно-экономические, социально - культурные; б) стратегические, реактивные; в) основные, дополняющие. 6. Соотнесите определения: а) инновация – процесс; б) инновация – сервис; в) инновация – рынки:
7. Инновации, приводящие к устареванию существующих технологий и продуктов, а также рыночно-потребительских связей, – это… а) революционные инновации; б) архитектурные инновации; в) реактивные инновации. 8. Сколько форм инновационного процесса различают? а) 2; б) 3; в) 4. 9. Какие из субъектов инновационного процесса не относятся к имитаторам? а) отстающие; б) раннее большинство; в) новаторы. 10. К видам инновационных структур относятся: а) твердая, мягкая; б) жесткая, мягкая; в) жесткая, гибкая. 11. Фирмы, которые занимаются крупносерийными и массовыми вы- пусками продукции для широкого круга потребителей, предъявляющие средние запросы к качеству и удовлетворяющие средним уровнем цены – это: а) коммутанты; б) патиенты; в) виоленты. 12. Девизом какой компании является: «Лучше и дешевле, если получится»: а) патиенты; б) виоленты; в) эксплеренты. 13. С увеличением доли чистой конкуренции увеличивается: а) доля эксплерентной стратегии; б) доля виолентной стратегии; в) доля коммутантной стратегии. 14. Какой вид инновационной структуры предполагает наличие строгой, ранее установленной системы разработки и внедрения инновации, основан на принятии решений высшим руководством и их исполнением низовыми звеньями? а) жесткая; б) мягкая; в) твердая. 15. В каком году вышла работа Шумпетера «Экономические циклы»? а) 1938; б) 1939; в) 1940. Рекомендуемая литература: 1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб: Питер, 2001 – 304 с. 2. Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001- 343 с. 3. Гунин В.Н. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. – М.: ИНФРА-М, 2000 – 272 с. Тема 2. Организация инновационной деятельности Цель занятия: раскрыть особенности организационных форм инновационной деятельности. Вопросы для обсуждения:
Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Назовите организационные формы инновационной деятельности. 2. Дайте характеристику роли архетипов в инновационной деятельности. 3. Раскройте сущность ролей «вольных сотрудников» и «золотых воротничков». 4. В чем заключается сущность бригадного новаторства и временных творческих коллективов? 5. Что понимается под рисковыми подразделениями? 6. Дайте характеристику «фирмы-инкубатора». 7. Раскройте сущность «инкубаторных программ» и «сети малых фирм». Задания для индивидуальной работы Рефераты на тему:
Тесты: 1. Какому типу компании характерна повышенная гибкость? а) виоленты; б) коммутанты; в) патиенты. 2. Инновации, возникшие на основе крупных изобретений: а) системные инновации; б) базисные инновации; в) регулярные инновации; г) революционные инновации. 3. В чем причина того, что украинские компании не используют современные методы управления инновационными процессами? а) отсутствие достаточно полного представления о роли инновации в экономическом развитии; б) неэффективность использования современных методов; в) невосприимчивость к новшествам российских предприятий. 4. Потенциальная инновация, новое решение до его коммерциализации – это: а) улучшение; б) инновация; в) новшество; г) изобретение. 5. Фирмы, работающие на узкий сегмент рынка и удовлетворяющие потребности, которые сформированы под воздействием моды, рекламы и других средств: а) эксплеренты; б) патиенты; в) виоленты; г) коммутанты. 6. Недостатком матричной структуры управления организацией является: а) невозможность вернуться к основной работе в случае неудачи проекта; б) нарушение принципа единоначалия; в) возможность искажения информации при передаче от высшего звена к низшему; г) предвзятое отношение руководителя к сотруднику. 7. К постинновационным реабилитационным мероприятиям относят: а) предложение занятия вакансий других подразделений; б) систему поощрения работников; в) выплату долга; г) сокращение работников. 8. К принципам заинтересованности в новшествах относят: а) принцип зависимости от результата; б) принцип поощрения инициативы; в) принцип ощутимости; г) все ответы верны. 9. Соотнесите тип компании и фирму: 1) эксплеренты; 2) патиенты; 3) виоленты; 4) коммутанты: а) сельский магазин; б) Apple; в) Nestle; г) Chevrolet. 10. По сфере приложения инновации бывают: а) базисные; б) системные в) социально – культурные; г) инновация – продукт. 11. Что из предложенного не является формой инновационного процесса: а) простой внутриорганизационный; б) простой межорганизационный; в) расширенный; г) диффузионный. 12. Скорость диффузии нововведений определяется следующим фактором: а) формой принятия решения; б) способом передачи информации; в) свойствами социальной системы; г) все ответы верны. 13. Область науки, изучающая закономерности развития инновационных процессов: а) логистика; б) инноватика; в) менеджмент. 14. Кто создал работу «Экономические циклы»? а) Н. Кондратьев; б) Й. Шумпетер; в) Ж. Кондорсе. 15. Основные группы инноваций по характеру связи с научными знаниями: а) восходящие и нисходящие; б) применяемые в одной отрасли и применяемые во всех или многих отраслях; в) стратегические и реактивные; г) базисные и системные. Рекомендуемая литература:
Тема 3. Стратегическое управление инновациями Цель занятия: изучить особенности этапов разработки стратегий управления инновациями в различных областях народного хозяйства. Вопросы для обсуждения:
Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Что является объектом стратегического инновационного планирования на предприятии? 2. Что такое инновационная стратегия организации? 3. С чего начинается разработка стратегии развития организации? 4. Какова главная цель разработки стратегии организации? 5. Назовите этапы разработки стратегии развития организации. 6. Какое место занимает анализ в системе стратегического инновационного менеджмента? 7. Что такое имитационная стратегия? 8. Назовите способы и пути повышения эффективности производства. Охарактеризуйте их эффективность. Задания для индивидуальной работы Рефераты на тему: 1.Стратегическое планирование инновационной деятельности на предприятии. 2. Особенности разработки инновационной стратегии развития организации. 3.Основные этапы разработки стратегии развития организации. 4. Место анализа в системе стратегического инновационного менеджмента. Тесты: 1. Стратегия-это: а) ежедневный план; б) план управления фирмой; в) конкретный долгосрочный план. 2. Выбор стратегии означает: а) выбор целей; б) определение философии организации; в) выбор средств, с помощью которых организация будет решать стоящие перед ней задачи. 3.Стратегия диверсифицированного роста - это: а) когда фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли; б) когда фирма не может развиваться на рынке с данным продуктом, в рамках данной отрасли; в) когда фирма нуждается в перегруппировке сил, в связи с необходимостью повышения эффективности, или когда наблюдается изменения в экономике. 4. При какой стратегии происходит изменение положения фирмы внутри отрасли, путем приобретения собственности и расширения изнутри? а) стратегия диверсифицированного роста; б) стратегия интегрированного роста; в) стратегия концентрированного роста. 5. При какой стратегии развития бизнеса фирма пытается улучшить свой продукт и начать производить новый, не меняя при этом отрасли? а) стратегия интегрированного роста; б) стратегия диверсифицированного роста; в) стратегия концентрированного роста. 6. Какой тип стратегии сокращения осуществляется тогда, когда фирма не может вести дальнейшей бизнес? а) «сбора урожая»; б) ликвидации; в) частичного сокращения. 7. Какая стратегия направлена на рост фирмы за счет усиления контроля над поставщиками? а) стратегия обратной вертикальной интеграции; б) стратегия вперед идущей вертикальной интеграции. 8.Тип стратегии, при которой фирма усиливает позиции на рынке, а также ищет новые рынки для сбыта продукции? а) концентрированного роста; б) диверсифицированного роста; в) сокращения. 9. Какой тип стратегии можно применить, если рынки насыщены продуктом, либо снижен спрос на продукт? а) диверсифицированного роста; б) интегрированного роста; в) концентрированного роста. 10 .Какой тип стратегии сокращения заключается в том, что фирма закрывает или продает одно из своих подразделений? а) ликвидации; б) «сбора урожая»; в) частичного сокращения. Рекомендуемая литература:
|
![]() | Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине: «Инновационный... | ![]() | «Мировая экономика», 080502 «Экономика и управление на предприятиях электроэнергетики» |
![]() | Методические указания для выполнения и защиты курсовых работ по дисциплине «Антикризисное управление» для студентов специальности... | ![]() | «Антикризисное управление» для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» / Сост.: Косач И. А.,Дорош М. С., Миргородская... |
![]() | «Основы менеджмента» для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» / Сост.: Дорош М. С., Свириденко А. И., Волошин... | ![]() | «Бухгалтерский учет» для студентов специальностей «Менеджмент организации», «Экономика и управление на предприятии электроэнергетики»,... |
![]() | Методические указания для проведения практических занятий по дисциплине «Логистика» (для студентов и слушателей заочной формы обучения... | ![]() | В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической... |
![]() | Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Основы бизнеса» (для студентов, обучающихся по направлению... | ![]() | Методические указания и задания для проведения практических занятий по дисциплине «Теория бухгалтерского учета» для студентов специальности... |