Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине «Инновационный менеджмент»




Скачать 370.53 Kb.
НазваниеМетодические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине «Инновационный менеджмент»
страница1/3
Дата публикации02.08.2013
Размер370.53 Kb.
ТипМетодические указания
uchebilka.ru > Право > Методические указания
  1   2   3
Украинско-российский институт

(филиал) в г. Чернигове Государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный открытый университет»

Кафедра менеджмента

Методические указания

для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы

по дисциплине
«Инновационный менеджмент»

для студентов специальности «Менеджмент организации»


Составители: Полякова О.В.,

к.э.н., доцент,

Басенко К.А.,

преподаватель,

Горшенина А.Л.,

преподаватель


Чернигов, 2010

Украинско-российский институт

(филиал) в г. Чернигове Государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный открытый университет»
Кафедра менеджмента
Методические указания

для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы

по дисциплине
«Инновационный менеджмент»

для студентов специальности «Менеджмент организации»


Утверждено

на Ученом совете

УРИ (филиала)

в г. Чернигове

^ ГОУ ВПО «МГОУ»

Протокол № 9

от 21.12.2010 г.
Чернигов, 2010
Методические указания проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине «Инновационный менеджмент» для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» / Сост.: Полякова О.В., Басенко К.А., Горшенина А.Л. – Чернигов: УРИ (филиал) в г. Чернигове ГОУ ВПО «МГОУ», 2010 г. – 29 стр.

Составители: Полякова О.В.,

к.э.н., доцент,

Басенко К.А.,

преподаватель,

Горшенина А.Л.,

преподаватель.
Рецензент: Клименко Е.М.,

к.э.н., доцент.
Корректор: Горшенина А.Л.


Одобрено и принято решением заседания кафедры «Менеджмент» факультета «Менеджмент и экономическая политика» УРИ (филиал) в г. Чернигове ГОУ ВПО «МГОУ» к изданию в качестве методических рекомендаций для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине инновационный менеджмент для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации».

ВВЕДЕНИЕ
Задачи изучения дисциплины «Инновационный менеджмент» определены требованиями государственного стандарта и квалификационной характеристики специальности «Менеджмент организации» и включают решение следующих основных вопросов:

  • освоение теоретических основ инновационного менеджмента;

  • выявление проблем и умение их решать при разработке инновационных проектов;

  • расчет экономической эффективности инновационных проектов современными методами;

  • оценку целесообразности участия организации в инвестиционных проектах;

  • анализ инновационной деятельности организации.

Методические указания для проведения практических занятий составлены в соответствии с рабочей программой курса «Инновационный менеджмент».

Методические указания составлены таким образом, чтобы студент мог используя теоретический материал эффективно овладеть основами инновационного менеджмента, а также сформировать практические навыки с помощью решения задач.

Выполнение конкретных экономических расчетов по оценке экономической эффективности инновационных проектов требует от студентов знания основ экономики и планирования предприятий данной отрасли, финансовых аспектов составления бизнес-плана, умения пользоваться нормативно-справочной литературой.

Изучение дисциплины «Инновационный менеджмент» предполагает изучение нормативных и законодательных актов, регламентирующих инновационное развитие участников предпринимательской деятельности.


^ Тема 1. Основы инновационного менеджмента
Цель занятия: изучить основы инновационного менеджмента и его особенности развития в Украине и зарубежем.
Вопросы для обсуждения:

  1. Предмет, объект и функции инновационного менеджмента.

  2. Понятие и сущность инновации и нововведения.

  3. Инновационная деятельность, как объект исследования инновационного менеджмента.


Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Что изучает инновационный менеджмент?

  2. Что такое новация и инновация?

  3. В чем сущность волновой теории Н.Д. Кондратьева?

  4. Дайте определение инновационной деятельности.

  5. Что такое жизненный цикл инновации?

  6. Назовите основные этапы и характеристики жизненного цикла инновации.

  7. Назовите основные факторы развития рынка инвестиций.

  8. Назовите основные факторы рынка чистой конкуренции нововведений.

  9. Что входит в понятие инновационная инфраструктура?

  10. В чем сущность стратегии активного вмешательства государства в научную и инновационную деятельность?

  11. В чем сущность стратегии децентрализованного регулирования научной и инновационной деятельности?

  12. Перечислите проблемы повышения активности инновационной деятельности в Украине.

  13. Дайте характеристику государственной политики Украины по поддержке научной и инновационной деятельности.



Задания для индивидуальной работы

Рефераты на тему:

1. Особенности становления и развития инновационного менеджмента в современных условиях развития экономики Украины.

2. Проблемы повышения активности инновационной деятельности в Украине.

3. Государственная политика Украины по поддержке научной и инновационной деятельности.

4. Факторы рынка чистой конкуренции нововведений.

5. Теория деловых циклов Й. Шумпетера.
Тесты:

1. Первое практическое применение нового научно – технического,

организационно-технического, производственного или иного решения – это…

а) инноватика;

б) инновация;

в) новшество.
2. Кто считается родоначальником теории инновационных процессов?

а) Й. Шумпетер;

б) Г. Менш;

в) Жан Кондорсен.
3. Кто выделил 4 стадии конкурентоспособности в национальной

экономике?

а) Н. Кондратьев;

б) Й. Шумпетер;

в) М. Портер.
4. Новое техническое решение – это …

а) улучшение;

б) изобретение;

в) новшество.
5. Что относится к основным группам инновационного процесса в сфере предложения?

а) научно-технические, организационно-экономические, социально -

культурные;

б) стратегические, реактивные;

в) основные, дополняющие.
6. Соотнесите определения:

а) инновация – процесс;

б) инновация – сервис;

в) инновация – рынки:

  1. инновации, связанные с продажей и использованием их другими организациями;

  2. технические, производственные и управленческие усовершенствования, снижающие стоимость производства существующего продукта;

  3. инновация, связанная с обслуживанием процессов использования;

  4. продукты за пределами предприятия.


7. Инновации, приводящие к устареванию существующих технологий и

продуктов, а также рыночно-потребительских связей, – это…

а) революционные инновации;

б) архитектурные инновации;

в) реактивные инновации.
8. Сколько форм инновационного процесса различают?

а) 2;

б) 3;

в) 4.
9. Какие из субъектов инновационного процесса не относятся к

имитаторам?

а) отстающие;

б) раннее большинство;

в) новаторы.
10. К видам инновационных структур относятся:

а) твердая, мягкая;

б) жесткая, мягкая;

в) жесткая, гибкая.
11. Фирмы, которые занимаются крупносерийными и массовыми вы-

пусками продукции для широкого круга потребителей, предъявляющие средние запросы к качеству и удовлетворяющие средним уровнем цены – это:

а) коммутанты;

б) патиенты;

в) виоленты.
12. Девизом какой компании является: «Лучше и дешевле, если

получится»:

а) патиенты;

б) виоленты;

в) эксплеренты.
13. С увеличением доли чистой конкуренции увеличивается:

а) доля эксплерентной стратегии;

б) доля виолентной стратегии;

в) доля коммутантной стратегии.
14. Какой вид инновационной структуры предполагает наличие строгой, ранее установленной системы разработки и внедрения инновации, основан на принятии решений высшим руководством и их исполнением низовыми звеньями?

а) жесткая;

б) мягкая;

в) твердая.
15. В каком году вышла работа Шумпетера «Экономические циклы»?

а) 1938;

б) 1939;

в) 1940.
Рекомендуемая литература:

1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб: Питер, 2001 – 304 с.

2. Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001- 343 с.

3. Гунин В.Н. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. – М.: ИНФРА-М, 2000 – 272 с.
Тема 2. Организация инновационной деятельности
Цель занятия: раскрыть особенности организационных форм инновационной деятельности.
Вопросы для обсуждения:

  1. Организационные формы инновационной деятельности.

  2. Функции специалистов в инновационной деятельности.

  3. Формы малого инновационного предпринимательства.

  4. Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных процессах.


Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Назовите организационные формы инновационной деятельности.

2. Дайте характеристику роли архетипов в инновационной деятельности.

3. Раскройте сущность ролей «вольных сотрудников» и «золотых воротничков».

4. В чем заключается сущность бригадного новаторства и временных творческих коллективов?

5. Что понимается под рисковыми подразделениями?

6. Дайте характеристику «фирмы-инкубатора».

7. Раскройте сущность «инкубаторных программ» и «сети малых фирм».
Задания для индивидуальной работы

Рефераты на тему:

  1. Формы малого инновационного предпринимательства.

  2. Региональные научно-технические центры и финансово-промышленные группы.

  3. Особенности организационных форм инновационной деятельности в Украине.


Тесты:

1. Какому типу компании характерна повышенная гибкость?

а) виоленты;

б) коммутанты;

в) патиенты.
2. Инновации, возникшие на основе крупных изобретений:

а) системные инновации;

б) базисные инновации;

в) регулярные инновации;

г) революционные инновации.
3. В чем причина того, что украинские компании не используют

современные методы управления инновационными процессами?

а) отсутствие достаточно полного представления о роли инновации в экономическом развитии;

б) неэффективность использования современных методов;

в) невосприимчивость к новшествам российских предприятий.
4. Потенциальная инновация, новое решение до его коммерциализации – это:

а) улучшение;

б) инновация;

в) новшество;

г) изобретение.
5. Фирмы, работающие на узкий сегмент рынка и удовлетворяющие

потребности, которые сформированы под воздействием моды, рекламы и других средств:

а) эксплеренты;

б) патиенты;

в) виоленты;

г) коммутанты.
6. Недостатком матричной структуры управления организацией

является:

а) невозможность вернуться к основной работе в случае неудачи проекта;

б) нарушение принципа единоначалия;

в) возможность искажения информации при передаче от высшего звена к низшему;

г) предвзятое отношение руководителя к сотруднику.
7. К постинновационным реабилитационным мероприятиям относят:

а) предложение занятия вакансий других подразделений;

б) систему поощрения работников;

в) выплату долга;

г) сокращение работников.
8. К принципам заинтересованности в новшествах относят:

а) принцип зависимости от результата;

б) принцип поощрения инициативы;

в) принцип ощутимости;

г) все ответы верны.
9. Соотнесите тип компании и фирму:

1) эксплеренты;

2) патиенты;

3) виоленты;

4) коммутанты:

а) сельский магазин;

б) Apple;

в) Nestle;

г) Chevrolet.
10. По сфере приложения инновации бывают:

а) базисные;

б) системные

в) социально – культурные;

г) инновация – продукт.
11. Что из предложенного не является формой инновационного процесса:

а) простой внутриорганизационный;

б) простой межорганизационный;

в) расширенный;

г) диффузионный.
12. Скорость диффузии нововведений определяется следующим

фактором:

а) формой принятия решения;

б) способом передачи информации;

в) свойствами социальной системы;

г) все ответы верны.
13. Область науки, изучающая закономерности развития инновационных процессов:

а) логистика;

б) инноватика;

в) менеджмент.
14. Кто создал работу «Экономические циклы»?

а) Н. Кондратьев;

б) Й. Шумпетер;

в) Ж. Кондорсе.
15. Основные группы инноваций по характеру связи с научными знаниями:

а) восходящие и нисходящие;

б) применяемые в одной отрасли и применяемые во всех или многих

отраслях;

в) стратегические и реактивные;

г) базисные и системные.
Рекомендуемая литература:

  1. ИвановИ.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. – Ростов-на-Дону, БАРО-ПРЕСС, 2005 – 288с.

  2. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008- 446 с.

  3. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учеб. пособие / Под ред.П.Н.Завлина и др. – М.: Экономика, 2007 –475 с.

  4. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. - 2-е изд., перераб. и доп.-М.:ИНФРА-М, 2008.-669 с.

  5. Баранчеев В.П., Гришин В.Н., Гунин В.Н. и др. Рабочая тетрадь к учебнику «Управление организацией» : Раздел 4. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2006 – 128 с. (Серия Инструментарий. Задания. Тесты).


Тема 3. Стратегическое управление инновациями
Цель занятия: изучить особенности этапов разработки стратегий управления инновациями в различных областях народного хозяйства.
Вопросы для обсуждения:

  1. Сущность инновационной стратегии.

  2. Общая инновационная стратегия организации.

  3. Этапы разработки стратегии.

  4. Формы и способы повышения эффективности производства.


Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Что является объектом стратегического инновационного планирования на предприятии?

2. Что такое инновационная стратегия организации?

3. С чего начинается разработка стратегии развития организации?

4. Какова главная цель разработки стратегии организации?

5. Назовите этапы разработки стратегии развития организации.

6. Какое место занимает анализ в системе стратегического инновационного менеджмента?

7. Что такое имитационная стратегия?

8. Назовите способы и пути повышения эффективности производства.

Охарактеризуйте их эффективность.
Задания для индивидуальной работы

Рефераты на тему:

1.Стратегическое планирование инновационной деятельности на предприятии.

2. Особенности разработки инновационной стратегии развития организации.

3.Основные этапы разработки стратегии развития организации.

4. Место анализа в системе стратегического инновационного менеджмента.
Тесты:

1. Стратегия-это:

а) ежедневный план;

б) план управления фирмой;

в) конкретный долгосрочный план.
2. Выбор стратегии означает:

а) выбор целей;

б) определение философии организации;

в) выбор средств, с помощью которых организация будет решать стоящие перед ней задачи.
3.Стратегия диверсифицированного роста - это:

а) когда фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли;

б) когда фирма не может развиваться на рынке с данным продуктом, в рамках данной отрасли;

в) когда фирма нуждается в перегруппировке сил, в связи с необходимостью повышения эффективности, или когда наблюдается изменения в экономике.
4. При какой стратегии происходит изменение положения фирмы внутри отрасли, путем приобретения собственности и расширения изнутри?

а) стратегия диверсифицированного роста;

б) стратегия интегрированного роста;

в) стратегия концентрированного роста.
5. При какой стратегии развития бизнеса фирма пытается улучшить свой продукт и начать производить новый, не меняя при этом отрасли?

а) стратегия интегрированного роста;

б) стратегия диверсифицированного роста;

в) стратегия концентрированного роста.
6. Какой тип стратегии сокращения осуществляется тогда, когда фирма не может вести дальнейшей бизнес?

а) «сбора урожая»;

б) ликвидации;

в) частичного сокращения.
7. Какая стратегия направлена на рост фирмы за счет усиления контроля над поставщиками?

а) стратегия обратной вертикальной интеграции;

б) стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.
8.Тип стратегии, при которой фирма усиливает позиции на рынке, а также ищет новые рынки для сбыта продукции?

а) концентрированного роста;

б) диверсифицированного роста;

в) сокращения.
9. Какой тип стратегии можно применить, если рынки насыщены продуктом, либо снижен спрос на продукт?

а) диверсифицированного роста;

б) интегрированного роста;

в) концентрированного роста.
10 .Какой тип стратегии сокращения заключается в том, что фирма закрывает или продает одно из своих подразделений?

а) ликвидации;

б) «сбора урожая»;

в) частичного сокращения.
Рекомендуемая литература:

  1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб: Питер, 2007 – 304 с.

  2. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспериментов. г.Железнодорожный.:ТОО НПЦ "Крылья", 2007.-400с.

  3. Тиги и Деванжа М.А. Лидеры реорганизации. М.:Экономика, 2000.-265с.

  4. Рельян Я.Р.Аналитичесие основы принятия управленческих решений. М."Финансы и статистика", 2009.-260с.

  5. Твиес Б. Управление научно-техническими нововведениями. М."Экономика", 2009.-169с.

  6. Ниссинен И. и Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования. М. "Экономика", 2008. - 270с.

  7. Г.Фостер Обновление производства. М."Прогресс",2007.-127с.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине «Инновационный менеджмент» iconМетодические указания для проведения практических занятий, самостоятельной...
Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине: «Инновационный...

Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине «Инновационный менеджмент» iconМетодические указания для проведения практических занятий, самостоятельной...
«Мировая экономика», 080502 «Экономика и управление на предприятиях электроэнергетики»

Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине «Инновационный менеджмент» iconМетодические указания для проведения практических занятий, самостоятельной...
Методические указания для выполнения и защиты курсовых работ по дисциплине «Антикризисное управление» для студентов специальности...

Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине «Инновационный менеджмент» iconМетодические указания для проведения практических занятий, самостоятельной...
«Антикризисное управление» для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» / Сост.: Косач И. А.,Дорош М. С., Миргородская...

Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине «Инновационный менеджмент» iconМетодические указания для проведения практических занятий, самостоятельной...
«Основы менеджмента» для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» / Сост.: Дорош М. С., Свириденко А. И., Волошин...

Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине «Инновационный менеджмент» iconМетодические указания для проведения практических занятий, самостоятельной...
«Бухгалтерский учет» для студентов специальностей «Менеджмент организации», «Экономика и управление на предприятии электроэнергетики»,...

Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине «Инновационный менеджмент» iconМетодические указания для проведения практических занятий по дисциплине «Логистика»
Методические указания для проведения практических занятий по дисциплине «Логистика» (для студентов и слушателей заочной формы обучения...

Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине «Инновационный менеджмент» iconМетодические указания для проведения практических занятий, самостоятельной...
В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической...

Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине «Инновационный менеджмент» iconМетодические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Основы бизнеса»
Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Основы бизнеса» (для студентов, обучающихся по направлению...

Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине «Инновационный менеджмент» iconМетодические указания и задания для практических занятий по дисциплине...
Методические указания и задания для проведения практических занятий по дисциплине «Теория бухгалтерского учета» для студентов специальности...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<