Скачать 87.25 Kb.
|
Штофер Г.А. Особенности и проблемы приватизации объектов санаторно-курортного и туристского комплекса Крыма. Санаторно-курортная и туристическая деятельность является приоритетной в развитии Крыма. Экономика Крыма, развиваясь вокруг этой отрасли, сможет достичь уровня, устанавливаемого требованиями мировой конкуренции. Одним из направлений достижения данной цели должна стать приватизация объектов санаторно-курортного и туристского комплекса Крыма. I этап приватизации в Украине начался в 1992 году с принятием Государственной программы приватизации и продолжался до 1997 года. Данный этап характеризуется разработкой нормативной базы, проведением массовой приватизации, осуществлением малой приватизации, а также началом подготовки к приватизации крупных предприятий. В настоящее время в Украине проходит II этап приватизации (вторая половина 1997 года – первая половина 1999 года), т.е. осуществляется переход к индивидуальной приватизации с получением денежных средств на развитие предприятий и экономики в целом. Неотъемлемой частью приватизации в Украине является приватизация государственной собственности в Крыму, где она значительно отличается по своим темпам и объемам от приватизации в Украине в целом. Это обусловлено введением моратория на приватизацию в Крыму, который был снят только в 1995 году. В результате в течение трех лет предприятия Крыма не обновляли средств производства, производство продукции постоянно снижалось. В настоящее время приватизация в Крыму набирает темпы. Однако при ее проведении следует учитывать следующие особенности Крыма:
Таким образом, одним из важных направлений приватизации в Украине и в Крыму является приватизация объектов санаторно-курортного и туристского комплекса Крыма. За весь период проведения приватизации в Автономной Республике приватизировано 54 предприятия и учреждения, специализирующихся на предоставлении услуг по санаторно-курортному назначению и отдыху. Однако только в 1998 году Законом Украины "О Государственной программе приватизации на 1998 год" от 12.02.98 было выделено в отдельную группу (группа Ж) имущество санаторно-курортных учреждений, профилакториев, домов и лагерей отдыха. То есть в 1998 году появилась нормативная база приватизации этих объектов. Однако к приватизации объектов санаторно-курортного и туристского комплекса Крыма следует подходить очень осторожно. Прежде всего, необходимо определить перечень объектов, которые будут приватизированы. Затем очень важным является этап предприватизационной подготовки предприятий, которая может включать следующее:
Далее важным моментом является определение цены объектов санаторно-курортного и туристского комплекса и способов их приватизации. Приватизацию данных объектов следует проводить только за денежные средства (не считая льготной доли трудового коллектива). Поэтому эти предприятия должны быть приватизированы именно по рыночной стоимости, а не на основании валюты баланса, а Фонд государственного имущества должен определить конкурентные способы их приватизации. Имущество приватизированных предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса (54 объекта) оценено примерно в 51 млн. грн., из них фактически оплачено 25,7 млн. грн.3 На практике же не все так гладко, как в теории, и проблемы с приватизацией объектов санаторно-курортного и туристского комплекса начинаются с определения ведомственной подчиненности этих объектов. В Крыму расположено 636 объектов санаторно-курортного и туристского комплекса, которые находятся в сфере управления около 38 министерств и ведомств Украины и Крыма (см. табл. 1). Таблица 1. Ведомственная подчиненность объектов санаторно-курортного и туристского комплекса Крыма4.
Все это сдерживает приватизацию данных объектов. Практика также показывает, что после приватизации здравниц более 50 % акций остается в собственности государства (оздоровительный комплекс "Автомобилист", Ленинский район – 73,35 %; туристско-оздоровительный комплекс "Судак", г. Судак – 95,7%; гостиничный комплекс "Ялта-Интурист" – 79,04% и др.)5. Необходимо правильно определять размер пакета акций (то ли это контрольный, то ли блокирующий пакет), так как может оказаться, что собственниками предприятия станут трудовой коллектив (в размере льготно приобретенных акций) и государство. То есть ни государство, ни предприятие не получат денежных средств, и ситуация не изменится. Кроме того, возникает вопрос о нецелесообразности и несвоевременности приватизации действующих санаторно-курортных учреждений, осуществляющих лечение и реабилитацию больных. Так как если деятельность туристских учреждений регламентируется Законом Украины "О туризме", то Закон Украины "О курортах" находится на рассмотрении ВР Украины с 1993 года, а также нет государственной программы развития курортов Украины. Поэтому осуществлять приватизацию этих важных объектов, когда нет четкой законодательной базы их функционирования, нельзя. В то же время приватизация данных объектов уже начата, и все больше объектов санаторно-курортного комплекса включаются процесс приватизации. Также актуальным становится вопрос управления открытыми акционерными обществами, в уставных фондах которых имеется государственная доля. В настоящее время управление осуществляется путем участия уполномоченных представителей в деятельности органов управления – наблюдательного совета, ревизионной комиссии и общего собрания акционеров. При этом очень часто один уполномоченный представитель курирует сразу несколько объектов, что превращает его функции в чисто формальные. Если рассматривать объекты, находящиеся в сфере управления Министерства курортов и туризма Автономной Республики Крым, то здесь ситуация следующая. За 1995-1998 годы приватизированы:
Все эти объекты являются достаточно крупными целостными имущественными комплексами. В то же время данные о суммах, полученных государством от приватизации этих объектов, и направлениях их использования отсутствуют. Поэтому возникает очень важный вопрос – вопрос использования средств, полученных от приватизации объектов социальной сферы. Распределение этих средств, предусмотренное Государственной программой приватизации на 1998 год, представлено на диаграммах № 1, 2.7 Д ![]() иаграмма 1. Диаграмма 2. Объекты же санаторно-курортного и туристского комплекса Крыма требуют индивидуального подхода. Поэтому необходимо использовать средства от приватизации данных объектов на финансирование социальных программ развития и содержание объектов социальной сферы. Если мы хотим, чтобы наши здравницы работали прибыльно и приносили доходы в бюджет, необходимо создать соответствующие предпосылки для стабильной работы этих объектов. Это, прежде всего, нормативная база и материальная поддержка (хотя бы часть средств, полученных от приватизации соответствующих объектов). Материальная поддержка необходима для повышения конкурентноспособности предприятий по сравнению с аналогичными предприятиями Турции, Греции, Болгарии и другими странами, специализирующимися на индустрии туризма. Основными направлениями использования средств, полученных от приватизации, могут стать:
Учитывая природные условия Крыма, очень перспективными могут стать спортивные туры. Наличие инвестиций, необходимых для строительства горнолыжного курорта в Крыму, позволило бы решить проблему заполняемости здравниц в зимние месяцы.
Таким образом, только после того, когда качество предоставляемых услуг по туризму будет доведено до уровня мировых стандартов, можно будет говорить об эффективности функционирования предприятий отрасли. И средством достижения данной цели должна стать приватизация имущества предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса Крыма. 1 Крымская республиканская программа приватизации на 1997 год. 2 Закон Украины "О государственной программе приватизации на 1998 год". 3 Отчетные данные Министерства курортов и туризма АРК за 9 месяцев 1998 года. 4 Там же. 5 Там же. 6 Там же. 7 Закон Украины "О государственной программе приватизации на 1998 год". |
![]() | Совета министров Автономной Республики Крым Об основных показателях деятельности субъектов хозяйствования санаторно-курортного и... | ![]() | Наша компания уже долгое время эффективно сотрудничает с предприятиями санаторно-курортного комплекса, является партнером Ассоциации... |
![]() | Украины, ближнего и дальнего зарубежья, а также на создание конкурентоспособного санаторно-курортного и туристского продукта на основе... | ![]() | Положением об утверждении порядка подачи и рассмотрения заявлений о приватизации объектов групп А, Д, а также группы ж (которые подлежат... |
![]() | Кос. Данная ситуация дестабилизирует работу учреждений санаторно-курортного и туристического комплекса, объектов сферы обслуживания... | ![]() | Расположение: расположен на территории санаторно-курортного комплекса "Миргород" в парке площадью 45 га |
![]() | Ия 17 объектов коммунальной собственности. С учетом 6-и объектов, переходящих из Перечня объектов, подлежащих приватизации в 2005... | ![]() | Разработка и внедрение научно обоснованной целостной системы регулирования, обеспечивающей реформирование и развитие санаторно-курортного... |
![]() | Разработка и внедрение научно обоснованной целостной системы регулирования, обеспечивающей реформирование и развитие санаторно-курортного... | ![]() | Детский санаторно-оздоровительный центр “маяк” санаторно-курортного объединения Всеукраинского профсоюза работников органов Государственной... |