Особенности и проблемы приватизации объектов санаторно-курортного и туристского комплекса Крыма




Скачать 87.25 Kb.
НазваниеОсобенности и проблемы приватизации объектов санаторно-курортного и туристского комплекса Крыма
Дата публикации11.08.2013
Размер87.25 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Право > Документы


Штофер Г.А.
Особенности и проблемы приватизации объектов санаторно-курортного и туристского комплекса Крыма.

Санаторно-курортная и туристическая деятельность является приоритетной в развитии Крыма. Экономика Крыма, развиваясь вокруг этой отрасли, сможет достичь уровня, устанавливаемого требованиями мировой конкуренции.

Одним из направлений достижения данной цели должна стать приватизация объектов санаторно-курортного и туристского комплекса Крыма.

I этап приватизации в Украине начался в 1992 году с принятием Государственной программы приватизации и продолжался до 1997 года. Данный этап характеризуется разработкой нормативной базы, проведением массовой приватизации, осуществлением малой приватизации, а также началом подготовки к приватизации крупных предприятий.

В настоящее время в Украине проходит II этап приватизации (вторая половина 1997 года – первая половина 1999 года), т.е. осуществляется переход к индивидуальной приватизации с получением денежных средств на развитие предприятий и экономики в целом.

Неотъемлемой частью приватизации в Украине является приватизация государственной собственности в Крыму, где она значительно отличается по своим темпам и объемам от приватизации в Украине в целом. Это обусловлено введением моратория на приватизацию в Крыму, который был снят только в 1995 году. В результате в течение трех лет предприятия Крыма не обновляли средств производства, производство продукции постоянно снижалось.

В настоящее время приватизация в Крыму набирает темпы. Однако при ее проведении следует учитывать следующие особенности Крыма:

  • Крым при приватизации следует рассматривать как регион, где курортно-туристская отрасль является приоритетной.

  • Большинство крымских предприятий не имеют законченного цикла производства ни в Крыму, ни даже в Украине.

  • Крым – Автономная Республика.

  • Необходимо также учитывать национальные особенности Крыма (большое количество депортированного населения)1.

Таким образом, одним из важных направлений приватизации в Украине и в Крыму является приватизация объектов санаторно-курортного и туристского комплекса Крыма.

За весь период проведения приватизации в Автономной Республике приватизировано 54 предприятия и учреждения, специализирующихся на предоставлении услуг по санаторно-курортному назначению и отдыху.

Однако только в 1998 году Законом Украины "О Государственной программе приватизации на 1998 год" от 12.02.98 было выделено в отдельную группу (группа Ж) имущество санаторно-курортных учреждений, профилакториев, домов и лагерей отдыха. То есть в 1998 году появилась нормативная база приватизации этих объектов.

Однако к приватизации объектов санаторно-курортного и туристского комплекса Крыма следует подходить очень осторожно. Прежде всего, необходимо определить перечень объектов, которые будут приватизированы. Затем очень важным является этап предприватизационной подготовки предприятий, которая может включать следующее:

  1. инвентаризацию объектов социально-культурной и бытовой сферы, передачу в установленном порядке этих объектов соответствующим органам;

  2. выявление государственного имущества, не подлежащего приватизации;

  3. разработку проекта плана развития санаторно-курортного или туристского предприятия (включая анализ рынков сбыта туристских услуг, предоставляемых этими предприятиями, в случае необходимости составляется проект инвестиционной программы с обоснованием объема, срока и видов внесения инвестиций). Данный вопрос очень важен, так как без конкретной программы развития предприятий не удастся привлечь инвестиции в экономику Крыма;

  4. подготовку предложений реструктуризации долгов предприятия за счет целевого льготного кредитования из средств Государственного внебюджетного фонда приватизации. Многие предприятия имеют огромные суммы задолженностей по результатам деятельности за предыдущие периоды. В итоге не может идти речь о нормальном функционировании предприятия (начисляются штрафы, пени)2.

Далее важным моментом является определение цены объектов санаторно-курортного и туристского комплекса и способов их приватизации. Приватизацию данных объектов следует проводить только за денежные средства (не считая льготной доли трудового коллектива). Поэтому эти предприятия должны быть приватизированы именно по рыночной стоимости, а не на основании валюты баланса, а Фонд государственного имущества должен определить конкурентные способы их приватизации.

Имущество приватизированных предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса (54 объекта) оценено примерно в 51 млн. грн., из них фактически оплачено 25,7 млн. грн.3

На практике же не все так гладко, как в теории, и проблемы с приватизацией объектов санаторно-курортного и туристского комплекса начинаются с определения ведомственной подчиненности этих объектов. В Крыму расположено 636 объектов санаторно-курортного и туристского комплекса, которые находятся в сфере управления около 38 министерств и ведомств Украины и Крыма (см. табл. 1).

Таблица 1. Ведомственная подчиненность объектов санаторно-курортного и туристского комплекса Крыма4.

Ведомство

Количество учреждений

1997

1998

1. Совет министров АРК, Кабинет министров Украины, ВР Украины и Крыма

13

13

2. Министерства Украины и АРК

151

147

3. Арендные предприятия

17

16

4. ГНА, таможня, комитет по делам охраны государственной границы, служба безопасности

9

9

5. Гос. комитеты, Республиканские комитеты, Национальная академия наук

35

35

6. Общественные организации, Гос. администрация г. Киева

3

1

7. Коммунальная собственность АРК

13

13

8. Федерация профсоюзов Украины

50

50

9. АПК Украины, министерство АПК

41

41

10. Структурные подразделения предприятий Украины и АРК

110

110

11. Предприятия, имеющие долю гос. собственности в нереализованных акциях

109

110

12. Собственность других государств

91

91

Всего

642

636


Все это сдерживает приватизацию данных объектов.

Практика также показывает, что после приватизации здравниц более 50 % акций остается в собственности государства (оздоровительный комплекс "Автомобилист", Ленинский район – 73,35 %; туристско-оздоровительный комплекс "Судак", г. Судак – 95,7%; гостиничный комплекс "Ялта-Интурист" – 79,04% и др.)5. Необходимо правильно определять размер пакета акций (то ли это контрольный, то ли блокирующий пакет), так как может оказаться, что собственниками предприятия станут трудовой коллектив (в размере льготно приобретенных акций) и государство. То есть ни государство, ни предприятие не получат денежных средств, и ситуация не изменится.

Кроме того, возникает вопрос о нецелесообразности и несвоевременности приватизации действующих санаторно-курортных учреждений, осуществляющих лечение и реабилитацию больных. Так как если деятельность туристских учреждений регламентируется Законом Украины "О туризме", то Закон Украины "О курортах" находится на рассмотрении ВР Украины с 1993 года, а также нет государственной программы развития курортов Украины. Поэтому осуществлять приватизацию этих важных объектов, когда нет четкой законодательной базы их функционирования, нельзя. В то же время приватизация данных объектов уже начата, и все больше объектов санаторно-курортного комплекса включаются процесс приватизации.

Также актуальным становится вопрос управления открытыми акционерными обществами, в уставных фондах которых имеется государственная доля. В настоящее время управление осуществляется путем участия уполномоченных представителей в деятельности органов управления – наблюдательного совета, ревизионной комиссии и общего собрания акционеров. При этом очень часто один уполномоченный представитель курирует сразу несколько объектов, что превращает его функции в чисто формальные.

Если рассматривать объекты, находящиеся в сфере управления Министерства курортов и туризма Автономной Республики Крым, то здесь ситуация следующая. За 1995-1998 годы приватизированы:

  1. санаторий "Голубой залив" на 100 мест (приватизирован в 1997-1998 годах);

  2. санаторий имени Дзержинского на 280 мест (1997-1998 годы);

  3. гостиница "Ялта" на 2518 мест (1996 – до настоящего времени)

  4. дом отдыха "Судак" на 740 мест (1996-1997 годы)6.

Все эти объекты являются достаточно крупными целостными имущественными комплексами. В то же время данные о суммах, полученных государством от приватизации этих объектов, и направлениях их использования отсутствуют. Поэтому возникает очень важный вопрос – вопрос использования средств, полученных от приватизации объектов социальной сферы. Распределение этих средств, предусмотренное Государственной программой приватизации на 1998 год, представлено на диаграммах № 1, 2.7
Д
иаграмма 1. Диаграмма 2.


Объекты же санаторно-курортного и туристского комплекса Крыма требуют индивидуального подхода. Поэтому необходимо использовать средства от приватизации данных объектов на финансирование социальных программ развития и содержание объектов социальной сферы. Если мы хотим, чтобы наши здравницы работали прибыльно и приносили доходы в бюджет, необходимо создать соответствующие предпосылки для стабильной работы этих объектов. Это, прежде всего, нормативная база и материальная поддержка (хотя бы часть средств, полученных от приватизации соответствующих объектов). Материальная поддержка необходима для повышения конкурентноспособности предприятий по сравнению с аналогичными предприятиями Турции, Греции, Болгарии и другими странами, специализирующимися на индустрии туризма.

Основными направлениями использования средств, полученных от приватизации, могут стать:

  1. Разработка нового турпродукта: историко-археологические туры, морские туры, конно-пешеходные маршруты, туры "по царским дворцам", этнические туры, "экологические туры" и зеленый туризм, спортивные туры (альпинизм, спелеологические маршруты, горнолыжные и горновелосипедные туры), научный туризм.

Учитывая природные условия Крыма, очень перспективными могут стать спортивные туры. Наличие инвестиций, необходимых для строительства горнолыжного курорта в Крыму, позволило бы решить проблему заполняемости здравниц в зимние месяцы.

  1. Развитие предприятий, входящих в состав инфраструктуры курортно-рекреационного и туристского комплекса, и многие другие.

Таким образом, только после того, когда качество предоставляемых услуг по туризму будет доведено до уровня мировых стандартов, можно будет говорить об эффективности функционирования предприятий отрасли. И средством достижения данной цели должна стать приватизация имущества предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса Крыма.

1 Крымская республиканская программа приватизации на 1997 год.

2 Закон Украины "О государственной программе приватизации на 1998 год".

3 Отчетные данные Министерства курортов и туризма АРК за 9 месяцев 1998 года.

4 Там же.

5 Там же.

6 Там же.

7 Закон Украины "О государственной программе приватизации на 1998 год".


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности и проблемы приватизации объектов санаторно-курортного и туристского комплекса Крыма iconСфера влияния Виды влияния
Совета министров Автономной Республики Крым Об основных показателях деятельности субъектов хозяйствования санаторно-курортного и...

Особенности и проблемы приватизации объектов санаторно-курортного и туристского комплекса Крыма iconГ. Симферополь, ул. Ковыльная 84/49 тел.: (0652)  
Наша компания уже долгое время эффективно сотрудничает с предприятиями санаторно-курортного комплекса, является партнером Ассоциации...

Особенности и проблемы приватизации объектов санаторно-курортного и туристского комплекса Крыма iconПостановлением Верховной Рады
Украины, ближнего и дальнего зарубежья, а также на создание конкурентоспособного санаторно-курортного и туристского продукта на основе...

Особенности и проблемы приватизации объектов санаторно-курортного и туристского комплекса Крыма iconПоложение о порядке приватизации коммунального имущества территориальной...
Положением об утверждении порядка подачи и рассмотрения заявлений о приватизации объектов групп А, Д, а также группы ж (которые подлежат...

Особенности и проблемы приватизации объектов санаторно-курортного и туристского комплекса Крыма iconСовет министров Автономной Республики Крым обращение внеочередной...
Кос. Данная ситуация дестабилизирует работу учреждений санаторно-курортного и туристического комплекса, объектов сферы обслуживания...

Особенности и проблемы приватизации объектов санаторно-курортного и туристского комплекса Крыма iconСанаторий «Берёзовый Гай», г. Миргород Адрес
Расположение: расположен на территории санаторно-курортного комплекса "Миргород" в парке площадью 45 га

Особенности и проблемы приватизации объектов санаторно-курортного и туристского комплекса Крыма iconРешение №12/1 от 25. 01. 07 (пятый созыв двенадцатая сессия) "Отчет...
Ия 17 объектов коммунальной собственности. С учетом 6-и объектов, переходящих из Перечня объектов, подлежащих приватизации в 2005...

Особенности и проблемы приватизации объектов санаторно-курортного и туристского комплекса Крыма iconПлан мероприятий в сфере курортов и туризма Автономной Республики Крым на 2013 год
Разработка и внедрение научно обоснованной целостной системы регулирования, обеспечивающей реформирование и развитие санаторно-курортного...

Особенности и проблемы приватизации объектов санаторно-курортного и туристского комплекса Крыма iconПлан мероприятий в сфере курортов и туризма Автономной Республики Крым на 2012 год №
Разработка и внедрение научно обоснованной целостной системы регулирования, обеспечивающей реформирование и развитие санаторно-курортного...

Особенности и проблемы приватизации объектов санаторно-курортного и туристского комплекса Крыма iconПеречень
Детский санаторно-оздоровительный центр “маяк” санаторно-курортного объединения Всеукраинского профсоюза работников органов Государственной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<