Скачать 81.99 Kb.
|
Уважаемый Александр Николаевич! Уважаемые коллеги! До недавнего времени практически все встречи по вопросам жилищно – коммунального хозяйства, в том числе и по вопросам объединений совладельцев многоквартирного дома, подпадали под один сценарий: Представители общественных организаций, органов самоорганизации населения 1) обвиняли власть в бездеятельности, в срыве предыдущих и нынешних попыток реформирования ЖКХ и в нежелании прислушаться к мнению ОСМД во время принятия тех – или иных решений; 2) критиковали предприятия, которые оказывают жилищно – коммунальные услуги за неэффективность и формальное отношение к реформам ЖКХ. ^ критиковали 1) должностные лица или как сейчас везде звучит – чиновников, за низкую ответственность за жилищно – коммунальные услуги; 2) производителей услуг – за низкое качество предоставленных услуг. ^ 1) высказывали свои претензии к власти за отсутствие активных действий в формировании рынка и за невыполнение участниками рынка уже действующих правил; 2) обвиняли население за отсутствие полных и своевременных расчетов за полученные услуги. С 2010 года порядок таких встреч стал меняться, были внесены определенные коррективы, и сделан переход к конструктивному диалогу. Формат сегодняшнего совещания именно такой: каждый может поделиться своим опытом, как положительным, так и отрицательным, обозначить проблемы, которые не решаются на местном уровне и предложить свое виденье решения проблемы. Только тогда, когда отношения между всеми участниками, занятыми в сфере жилищных услуг, будут построены на паритетных началах, начнется работа на потребителей, а не на личные амбиции. Работа должна быть полезной для всех ее участников. При этом необходимо отметить, что в прошедшем году вопросы деятельности ОСМД неоднократно, правда, более узким составом, рассматривались на рабочих совещаниях у заместителя председателя облгосадминистрации Алипова Александра Николаевича. Мы с вами понимаем, что рынок жилищных услуг пока не представляет особого интереса для сколь – небудь значимых частных инвестиций в сферу обслуживания жилых домов и придомовой территории. Но при этом нельзя сказать, что частные компании у нас отсутствуют и не задействованы в обслуживании жилого фонда. Сегодня работает 91 частное предприятие, им передано 18,3 млн.кв.м Как видно на слайде №1, структура обслуживания жилой площади такова: 46,6 % - это предприятия коммунальная форма собственности 36,1 % - предприятия негосударственной формы собственности 14,6 % - ОСМД 2,7 % - ЖСК Реальность такова, что традиционным ЖЭКам становиться сложно жить, а иногда просто приходится выживать. Поэтому в нашей областной Программе реформирования и развития жилищно – коммунального хозяйства нашли отражение ответы на многие вопросы, в том числе и на такие: Как должен идти процесс и каковы должны быть результаты реформирования жилищного хозяйства. И, в общем – то, особых проблем с этими вопросами не должно было бы быть. Логически мыслилось так: на смену сложившимся структурам, которые зачастую не имеют эффективного собственника, должны были прийти новые. И вполне было понятно, что единственную возможность реализовать имущественное право не только на отдельную квартиру, но и на дом в целом, могут дать ОСМД или кондоминиумы, в которых права и ответственность за содержание домов и инфраструктуры берут на себя сами жильцы. Но даже на примере нашей области можно сделать вывод о том, что массовыми ОСМД пока не стали. Слайд №2 В 28 городах и 17 районах создано 2203 ОСМД, ими обслуживается 2562 дома общей площадью 7,4 млн. кв.м. Слайд №3,4. Как видно, задание по созданию ОСМД в основном выполняется за счет ряда городов, а именно: Макеевка - 681, Снежное - 112, Новогродовка - 89, Харцызск - 118, Доброполье – 135, Кировское – 56 (54% от всех созданных ОСМД); по отдельным городам количество ОСМД явно недостаточно: Горловка – 40, Донецк – 300, Краматорск – 75, Мариуполь – 56; где-то создавать ОСМД вообще не спешат: Константиновка – 2, Красный Лиман – 3. То есть, у каждого, наверное, найдется какая – либо причина или причины, из-за чего сдерживается процесс создания ОСМД. Но вместе с тем, итоги нашей работы таковы: Слайд №5 за 2005-2010 года плановое задание по созданию ОСМД областью выполнено на 38,9%. 3434 ОСМД – это наше отставание на 01.01.2011. В 2011 году мы должны создать 966 ОСМД, следует отметить, что 52% всех ОСМД должно быть создано в городах: Донецк, Горловка и Мариуполь. В сложившихся условиях, все причастные до процесса создания ОСМД, и, прежде всего, органы местного самоуправления, четко понимают, что создание ОСМД и передача владельцам домов прав и ответственности за содержание жилья и его инфраструктуры снимает если не все, то значительную часть вопросов. При этом ОСМД не подпадает под очень простое и проверенное правило о том, что хочется, но нельзя все и всех реформировать по одному лекалу. На сегодня альтернативы ОСМД, со всеми их преимуществами и проблемами, пока нет. Тогда логически возникает вопрос: почему взятые темпы создания ОСМД снизились, и каковы перспективы развития этого направления. Подтверждением тому, что не все так благополучно в вопросах создания и деятельности ОСМД являются обращения и жалобы. Слайд №6,7. 57 обращений за 2010 год поступило в главное управление жилищно – коммунального хозяйства облгосадминистрации. Пусть это только 4% от общего количества обращений, но они есть. Основная тематика обращений: Капитальный ремонт, Законодательная база, Претензии к работе председателей, Балансовая принадлежность домов, Коммунальные услуги и многое другое. Среди причин замедления процесса создания ОСМД, и, пожалуй, самыми распространенными, являются крайне неблагоприятные стартовые условия начала деятельности, и, в первую очередь – 1 капитальный ремонт. Всем ясно, что создавать ОСМД в старых домах сложно. И при этом также понятно, что только отдельные бюджеты в состоянии выделить средства на капремонт, а средства, которые могут себе позволить выделить остальные исполкомы, скорее можно рассматривать как рекламу передового опыта, а не средства для реального прорыва в местном жилищном хозяйстве. Таким образом, получается не совсем приятная картина – устаревший жилищный фонд с практически «никакой», в плане технического состояния, коммуникацией поглощает большие средства, но при этом уровень обслуживания от таких вливаний почти не повышается. Поэтому так необходимо передавать этот жилой фонд в ОСМД. А в новых домах в обязательном порядке создавать ОСМД. При этом «вменяемые» ЖЭКи переводить на экономически выгодный уровень работы и создавать условия для развития управляющих компаний. Что нужно делать, всем, как бы известно, и, все - таки: - для стимулирования создания ОСМД в устаревшем фонде необходимо решать вопрос первого капремонта, предоставив государственные гарантии или гарантии местных советов. Мы взяли расходы местных бюджетов на капремонт ОСМД за период с 2005 по 2010. Что у нас получается: Всего вложено 48,3 млн.грн. или в среднем 8,1 млн. в год. За это время создано 2184 ОСМД. В среднем в одно ОСМД вложено 22,1 тыс.грн., при этом по городским бюджетам – 22,6 тыс.грн., по районным – 11,9 тыс.грн. На 2011 год планируется вложить 13,9 млн.грн. Помощи государства хватило только на 2010 год, когда мы получили средства Стабилизационного фонда для финансирования ОСМД (22,1 млн.грн.). В среднем на 1 дом пришлось 91,3 тыс.грн. Справочно: Это позволило капитально отремонтировать 62 лифта и модернизировать 10 лифтов; отремонтировать внутридомовые сети в 45 домах и в 143 – кровли; где – то провели ремонт фасадов (2 дома), балконных плит (3 дама) и межпанельных швов (4дома). 28домов по лифтам и 214 домов по ремонтам, всего 242 дома. Вопрос был для нас новым, вопросов было очень много, сроки ограничены. Сделать удалось не все. Но все – таки у ОСМД появилась уверенность, что они не один на один со своими проблемами. На 2011 год помощь пока не запланирована. Но надеемся, что какие – то корректировки в бюджет будут вноситься. В противном случае, можно предположить, что особого всплеска в создании ОСМД в 2011 году нам ожидать не стоит. В таких условиях крайне необходимо: - законодательно закрепить право собственников квартир на вспомогательные, технические помещения и придомовую территорию путем внесения в правоустанавливающие документы соответствующих записей. И при этом - освободить от налогообложения средства ОСМД, полученные от аренды совместного имущества и придомовой территории. Это хоть как – то позволит нашим ОСМД развиваться, получать дополнительные средства и направлять их на содержание домов и придомовых территорий. Поэтому, есть Закон Украины «Об объединениях совладельцев многоквартирного дома». Как показало время, он не совсем совершенен, есть несостыковки с другими нормативными актами, их крайне важно устранить, а что – то и добавить, доработать. Следует сказать, что проект изменений в закон, нашим Министерством был подготовлен, но до настоящего времени не принят. Появляется определенное опасение, что и в направлении с ОСМД нас ожидает то же самое, что и с тарифами – пока мы их рассматриваем и принимаем, они становятся снова убыточными. Так и с законами - ситуация меняется каждый день, и если мы реально заинтересованы в создании ОСМД нам и разворачиваться необходимо оперативно. Кроме того, к не менее весомым причинам замедленного создания ОСМД необходимо отнести также и неинформированность нашего населения о том, что такое ОСМД и для чего оно вообще нужно. Прямые эфиры, которые проводятся нашей областной теле-радиокомпанией, подтверждают это предположение. То, что органами местного самоуправления делается на местах, явно недостаточно. Недостаточно и той информации, которая систематически размещается и постоянно обновляется на вэб – сайте облгосадминистрации. Сегодня, когда все права и ответственность за принятие решений должно переходить к населению, с полной уверенностью можно говорить о том, что его компетентность в вопросах жилищной политики сопоставима с уровнем подростка, достигшего совершеннолетия, но который продолжает жить со своими родителями: то есть - он уже хочет и может самостоятельно принимать решения (недовольство качеством обслуживания и постоянно растущей квартплатой), но не имеет ни финансовой возможности, ни опыта принятия взвешенных решений. Вот здесь и необходима помощь государства и органов местного самоуправления - не просто разработать правила, в соответствии с которыми собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах смогут принимать коллективные решения по вопросам управления и содержания неделимого имущества многоквартирного дома, находящегося в их совместной собственности, но и обеспечить популяризацию этого направления. А мы в отдельных городах и районах не можем даже обеспечить квалифицированную и своевременную практическую помощь в вопросах реформирования отрасли и создания ОСМД. Я говорю о создании самостоятельных отделов (секторов). Слайд №8 Их у нас всего 25, из них: 23 – в городах, при этом в Макеевке таких отделов 6. Т.е на остальные 27 приходиться 17 таких отделов. В 3 городах (Доброполье, Енакиево, Ждановка) – обязанности возложены на определенных специалистов, а в 7 городах такие отделы вообще отсутствуют (Авдеевка, Дебальцево, Докучаевск, Красный Лиман, Селидово, Торез, Шахтерск). По районам таких отделов создано - 2 (Першетравневый и Тельмановский). В 6 районах - обязанности возложены на определенных специалистов, в остальных 9 – такие отделы отсутствуют. Конечно, нельзя списывать с причин медлительности создания ОСМД и кадровый вопрос. Никем, думаю, не ставится под сомнение тот факт, что эффективная работа ОСМД во многом зависит от компетентности его председателя. Ежегодно облгосадминистрацией при принятии областного бюджета инициируется вопрос о включении расходов, связанных с обучением председателей ОСМД, для того, чтоб хотя бы частично решить кадровую проблему. Основная подготовка ведется на базе Донбасской национальной академии архитектуры и строительства, которая сегодня как наш деловой партнер предоставила свою площадь. Подготовка руководителей ведется в пределах выделяемых средств и по заявкам из городов и районов. С 2008 года подготовлено 256 руководителей (расходы – 730,1 тыс.грн.). И в заключении, всем четко должно быть понятно, что руководство области максимально будет содействовать развитию ОСМД. А отсюда на местах работа по реформированию жилищного хозяйства должна быть каждодневной. Иначе наше желание сделать «как лучше» приведет к результату «как всегда». Главное – не мешать, а помогать. Необходимо сделать так, чтобы в одних случаях переменам не мешали объективные обстоятельства, а в других - субъективные факторы. Спасибо за внимание! |
![]() | Конкурса грантов-2013, направленного на реализацию социально значимых проектов среди инициативных групп граждан, а также общественных... | ![]() | Конкурса грантов-2014, направленного на реализацию социально значимых проектов среди инициативных групп граждан, а также общественных... |
![]() | Целью проведения Конкурса является содействие развитию общественной активности и инициатив среди жителей через проведение открытого... | ![]() | День информирования. В нем участвуют секретарь городского совета, депутаты, заместители городского головы, руководители управлений... |
![]() | График проведения публичных обсуждений проектов бюджетов на уровне территориальных громад, органов самоорганизации населения, в трудовых... | ![]() | «Роль и место органов самоорганизации населения в реализации Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации... |
![]() | Органы самоорганизации населения это выборные органы местного самоуправления, которые создаются частью жителей, постоянно проживающих... | ![]() | Материал к докладу городского головы Мальцева А. Н. «Роль и задачи органов самоорганизации населения в реформировании жилищно-коммунального... |
![]() | Собравшиеся на «круглом столе» представители органов власти и управления, общественных организаций, ученые, педагоги, журналисты... | ![]() | Целью проведения Конкурса является содействие развитию общественной активности и инициатив среди жителей через проведение открытого... |