Методические указания по выполнению лабораторных работ по теме «Использование пакета bpwin для моделирования бизнес-процессов»




Скачать 97.23 Kb.
НазваниеМетодические указания по выполнению лабораторных работ по теме «Использование пакета bpwin для моделирования бизнес-процессов»
Дата публикации18.10.2013
Размер97.23 Kb.
ТипМетодические указания
uchebilka.ru > Право > Методические указания
Методические указания по выполнению лабораторных работ по теме

«Использование пакета BPWin для моделирования бизнес-процессов»
Цель работ: Ознакомление с основными возможностями пакета BPWin. Построение модели IDEF0. Построение модели IDEF3. Построение модели DFD.
Введение. Описание предметной области и постановка задачи лабораторного практикума
Общее (упрощенное) описание предметной области

Некоторое предприятие приобретает продукцию у различных поставщиков. Приобретение продукции осуществляется партиями и оформляется в виде договоров на поставку. Каждый договор на поставку продукции имеет уникальный номер и может быть заключен только с одним поставщиком. Основанием для поставки является какой-либо документ (предварительный заказ, счет-фактура и т.п.). В документах по каждому договору для каждого вида продукции указываются: наименование, размер поставленной партии и цена (в грв.). Поставленная продукция приходуется на склад, а затем реализуется путем продаж, отпуска на реализацию и т.п.
Анализ предметной области позволил выделить и детализировать следующие основные бизнес-процессы, связанные с поставками продукции.

  1. Формирование заказа на поставку продукции

    1. Определение номенклатуры заказываемой продукции

    2. Определение списка потенциальных поставщиков

    3. Анализ цен прайс-листов потенциальных поставщиков

    4. Анализ возможных сроков поставки

    5. Выбор поставщика

    6. Отправка данных заказа поставщику

    7. Получение подтверждения поставщика о возможности выполнения заказа

  2. Согласование с поставщиком сроков поставки и формы оплаты поставленной продукции

    1. Согласование сроков поставки

    2. Согласование формы оплаты (наличный/безналичный расчет)

    3. Согласование сроков оплаты (предоплата (полная или частичная), последующая оплата и т.п.)

    4. Заключение договора на поставку

    5. Оплата поставки или выдача гарантийного документа

  3. Доставка продукции

    1. Поиск экспедитора

    2. Заключение договора на транспортировку

    3. Оплата услуг по транспортировке

  4. Прием поставленной продукции

    1. Проверка комплектности поставленной продукции

    2. Составление актов (и рекламаций)

    3. Проверка качества поставленной продукции

    4. Составление актов (и рекламаций)

    5. Приходование поставленной продукции на склад


На основе проведенного анализа можно выделить следующие основные составляющие, необходимые для моделирования бизнес-процессов в терминах моделей IDEF0, IDEF3, DFD.

Вход (Input): заказы от клиентов, данные об отсутствии или недостаточном количестве продукции на складе

Выход (Output): сведения о наличии продукции на складе

Управление (Control): правила и процедуры, определяющие процесс формирования заказа и поставки продукции

Механизм (Mechanism): система автоматизированного учета, отдел снабжения, отдел маркетинга

Лабораторная работа 1
Цель работы: Построение модели IDEF0. Декомпозиция модели. Расщепление модели. Построение диаграммы дерева узлов.
Выполнение работы.
1. Создание модели (контекстной диаграммы).

  1. Запустить BPWin и создать новую модель, выбрав пункт New (File -> New)

  2. Введите имя модели «Поставка продукции» (без кавычек) (рис. 1.1) и нажмите кнопку «ОК»

  3. В окне «Properties for New Models» введите (если это необходимо) сведения об авторе (рис. 1.2) и нажмите кнопку «ОК»

  4. В результате будет создана контекстная диаграмма (рис. 1.3)

  5. Для установки основных свойств модели необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши на любом свободном месте модели и в появившемся меню выбрать пункт «Model Properties …»

  6. В окне «Model Properties» на вкладке «General» в поле «Project» ввести имя проекта «Моделирование процесса поставки» (без кавычек)

  7. Открыть вкладку «Purpose» и в поле «Purpose» ввести «Моделировать существующий процесс поставки продукции» (без кавычек), а в поле «Viewpoint» – «Отдел снабжения» (без кавычек)

  8. Закрыть окно «Model Properties», нажав кнопку «ОК»

  9. Перейти на контекстную диаграмму и правой кнопкой мыши щелкнуть по работе. В появившемся меню выбрать пункт «Name…» и ввести имя «Поставка продукции» (рис. 1.4)

  10. Сохранить созданную модель, для чего выбрать пункт меню Save (File -> Save) и ввести имя файла «delivery»(без кавычек)


2. Создание стрелок на контекстной диаграмме

Для создания стрелки необходимо.

  1. Щелчком мыши нажать кнопку с символом стрелки («Precedence Arrow Tool») на панели инструментов

  2. Перенести курсор к одной из сторон экрана (например, к левой, если вносится стрелка входа), пока не появится темная полоска

  3. Щелкнуть один раз по полоске (откуда выходит стрелка) и еще раз в той части работы, где заканчивается стрелка (в левой части работы для стрелки входа)

  4. В панели инструментов выбрать опцию редактирования, для чего щелкнуть по кнопке «Pointer Tool»

  5. Щелкнуть правой кнопкой мыши по линии стрелки и в появившемся меню выбрать пункт «Name…», ввести имя стрелки (рис. 1.5) и нажать кнопку «ОК»


Перечень стрелок, которые необходимо создать, приведен в таблице 1.1

Таблица 1.1 –

Стрелки контекстной диаграммы

Имя стрелки

(Arrow Name)

Определение стрелки

(Arrow Definition)

Тип стрелки

(Arrow Type)

Заказы клиентов

Сведения о продукции, интересующей клиентов

Input

Данные о количестве продукции на складе

Данные о имеющейся на складе продукции до поставки

Input

Данные о наличии продукции на складе

Данные о имеющейся на складе продукции после поставки

Output

Система автоматизированного учета

Учет и обработка заказов клиентов, формирование данных о складских остатках и т.д.


Mechanism

Отдел снабжения

Выбор поставщика, определение сроков поставки и т.д.

Mechanism

Отдел маркетинга

Формирование данных о потребности в продукции

Mechanism

Правила и процедуры

Правила обработки заказов клиентов, формирования заказа на поставку и т.д.

Control


В результате создания стрелок внешний вид контекстной диаграммы должен соответствовать виду, приведенному на рис. 1.6.
3. Декомпозиция диаграммы

  1. Щелкнуть мышью по кнопке «Go to Child Diagram» в панели инструментов

  2. В появившемся окне «Activity Box Count» установить количество работ в диаграмме декомпозиции равное 4 (рис. 1.7)

  3. В результате проведения декомпозиции должна появиться диаграмма, вид которой соответствует рис. 1.8

  4. Щелкнуть правой кнопкой мыши по работе, в появившемся меню выбрать пункт «Name…», ввести имя работы (рис. 1.5) и нажать кнопку «ОК». Имена работ – «Формирование заказа на поставку», «Согласование с поставщиком сроков и формы оплаты», «Доставка продукции», «Прием поставленной продукции».

  5. Связать граничные стрелки и нарисовать на диаграмме внутренние стрелки. Для внутренних стрелок ввести имена, как показано на рис.1.9.

  6. Сохранить созданную модель


4. Расщепление модели

  1. Щелкнуть правой кнопкой мыши по работе «Формирование заказа на поставку», в появившемся меню выбрать пункт «Split Model…» и в окне «Split Options» ввести имя модели – «Формирование заказа на поставку» (без кавычек)

  2. Переключиться на новую модель (используя окно «Model Explorer»)

  3. Сохранить созданную модель, для чего выбрать пункт меню Save (File -> Save) и ввести имя файла «dlvr_dfd»(без кавычек)

  4. Щелкнуть правой кнопкой мыши по работе «Согласование с поставщиком сроков и формы оплаты», в появившемся меню выбрать пункт «Split Model…» и в окне «Split Options» ввести имя модели – «Согласование с поставщиком сроков и формы оплаты» (без кавычек)

  5. Переключиться на новую модель (используя окно «Model Explorer»)

  6. Сохранить созданную модель, для чего выбрать пункт меню Save (File -> Save) и ввести имя файла «dlvr_idef3»(без кавычек)

  7. В результате в окне «Model Explorer» можно будет увидеть исходную модель и модели, появившиеся в результате расщепления (рис. 1.10)

  8. Исходящие из работ «Формирование заказа на поставку» и «Согласование с поставщиком сроков и формы оплаты» граничные стрелки, появившиеся в результате декомпозиции, можно удалить.

  9. Закрыть созданные в результате расщепления модели.


5. Декомпозировать работу «Формирование заказа на поставку»

  1. Выбрать работу «Формирование заказа на поставку» и щелкнуть мышью по кнопке «Go to Child Diagram» в панели инструментов

  2. В появившемся окне «Activity Box Count» установить количество работ в диаграмме декомпозиции равное 7

  3. В результате проведения декомпозиции должна появиться диаграмма, вид которой соответствует рис. 1.11

  4. Для работ на диаграмме ввести следующие названия: «Определение номенклатуры заказываемой продукции», «Определение списка поставщиков», «Анализ прайс-листов», «Анализ сроков поставки», «Выбор поставщика», «Отправка данных заказа», «Получение подтверждения заказа» (без кавычек)

  5. Граничную стрелку «Данные о наличии продукции на складе» переименовать в «Заказ на поставку» и связать с работой «Получение подтверждения заказа». Все остальные граничные стрелки связать с работами так, как показано на рис.1.12

  6. Нарисовать на диаграмме внутренние стрелки, как показано на рис. 1.12.


6. Декомпозировать работу «Согласование с поставщиком сроков и формы оплаты»

  1. Выбрать работу «Согласование с поставщиком сроков и формы оплаты» и щелкнуть мышью по кнопке «Go to Child Diagram» в панели инструментов

  2. В появившемся окне «Activity Box Count» установить количество работ в диаграмме декомпозиции равное 5

  3. Для работ на диаграмме ввести следующие названия: «Согласование сроков поставки», «Согласование формы оплаты», «Согласование сроков оплаты», «Заключение договора на поставку», «Оплата поставки или выдача гарантийного документа» (без кавычек)

  4. Нарисовать на диаграмме стрелки, как показано на рис. 1.13.

  5. Необходимо отметить, что на данной диаграмме появляется дополнительная граничная стрелка «Бухгалтерия», отражающая участие бухгалтерии предприятия в процедуре оплаты заказа или выдачи гарантийного документа в случае последующей оплаты


7. Сформировать диаграмму дерева узлов.

  1. Для создания диаграммы дерева узлов нужно выбрать в меню пункт «Diagram» и в появившемся вертикальном меню выбрать пункт «Add Node Tree…». В результате на экран будет выведено окно «Node Tree Wizard»

  2. Следует нажать кнопку «Готово», в результате чего на экран будет выведена диаграмма, внешний вид которой приведен на рис.1.14.


8. Сохранить созданную модель и закончить работу.

Требования к отчету:

  1. кратко описать основные этапы выполнения работы;

  2. привести внешний вид созданных в процессе выполнения работы диаграмм.

Лабораторная работа 2
Цель работы: Построение модели IDEF3.
Выполнение работы.
1. Открыть модель, созданную в результате расщепления исходной модели и сохраненную в файле «dlvr_idef3.bp1». Внешний вид модели приведен на рис. 2.1.
2. Выполнить декомпозицию модели, указав при этом тип модели – IDEF3 и количество работ в декомпозированной диаграмме – 5. Внешний вид декомпозированной диаграммы приведен на рис.2.2.
3. Формирование диаграммы

  1. Для работ на диаграмме ввести следующие названия: «Согласование сроков поставки», «Согласование формы оплаты», «Согласование сроков оплаты», «Заключение договора на поставку», «Полная оплата поставки» (без кавычек)

  2. Добавить две новые работы – «Частичная оплата поставки» и «Выдача гарантийного документа о последующей оплате» (без кавычек). Для добавления новой работы щелкнуть мышью по кнопке «Activity Box Tool», а затем щелкнуть по тому месту диаграммы, где требуется разместить новую работу

  3. Работы на диаграмме разместить так, как показано на рис. 2.3.

  4. Создать на диаграмме перекрестки. Для добавления перекрестка щелкнуть мышью по кнопке «Junction Tool», а затем щелкнуть по тому месту диаграммы, где требуется разместить перекресток. Типы перекрестков и их размещение на диаграмме показаны на рис.2.3. Выбор типов перекрестков определялся следующими соображениями:

    • заключить договор на поставку можно только после того, как будут согласованы форма оплаты и сроки оплаты (причем одновременное завершение согласования не обязательно);

    • оплата поставки производится только после завершения договора, причем, в зависимости от условий договора, может быть выбран какой-либо один вариант оплаты.

  5. Разместить на диаграмме внутренние и граничные стрелки, как показано на рис. 2.3.

  6. Сохранить диаграмму.



Требования к отчету:

  1. кратко описать основные этапы выполнения работы;

  2. привести внешний вид созданных в процессе выполнения работы диаграмм.

Лабораторная работа 3
Цель работы: Построение модели DFD.
Выполнение работы.
1. Открыть модель, созданную в результате расщепления исходной модели и сохраненную в файле «dlvr_dfd3.bp1». Внешний вид модели приведен на рис. 3.1.
2. Выполнить декомпозицию модели, указав при этом тип модели – DFD и количество работ в декомпозированной диаграмме – 7. Внешний вид декомпозированной диаграммы приведен на рис.3.2.
3. Формирование диаграммы

  1. Все граничные стрелки удалить

  2. Для работ на диаграмме ввести следующие названия: «Определение номенклатуры заказываемой продукции», «Определение списка поставщиков», «Анализ прайс-листов», «Анализ сроков поставки», «Выбор поставщика», «Отправка данных заказа», «Получение подтверждения заказа» (без кавычек)

  3. Внести на диаграмму внешнюю ссылку «Заказы клиентов». Для внесения внешней ссылки щелкнуть мышью по кнопке «External Reference Tool» на панели инструментов, а затем щелкнуть по тому месту диаграммы, где требуется разместить внешнюю ссылку (рис. 3.3)

  4. Разместить на диаграмме хранилища данных. Для этого щелкнуть мышью по кнопке «External Reference Tool» на панели инструментов, а затем щелкнуть по тому месту диаграммы, где требуется разместить хранилище данных. Создать хранилища данных с названиями «Продукция», «Поставщики», «Заказы клиентов», «Состояние рынка», «Состояние склада», «Реализация продукции» (без кавычек) (рис. .3.3)

  5. Создать внутренние стрелки. Связать с помощью стрелок объекты на диаграмме так, как показано на рис. 3.3. Обратить внимание на то, некоторые стрелки являются двунаправленными. Для того, чтобы установить двунаправленность стрелки, необходимо щелкнуть по стрелке правой кнопкой мыши, в появившемся меню выбрать пункт «Style» и в появившемся окне «Arrow Properties», в разделе «Type» установить переключатель в положение «Bidirectional».

  6. Сохранить диаграмму.



Требования к отчету:

  1. кратко описать основные этапы выполнения работы;

  2. привести внешний вид созданных в процессе выполнения работы диаграмм.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по выполнению лабораторных работ по теме «Использование пакета bpwin для моделирования бизнес-процессов» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по курсу
Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсу "Технологические основы машиностроения" для студентов специальности...

Методические указания по выполнению лабораторных работ по теме «Использование пакета bpwin для моделирования бизнес-процессов» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине 
Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине Водоснабжение (для студентов 4 курса всех форм обучения специальности...

Методические указания по выполнению лабораторных работ по теме «Использование пакета bpwin для моделирования бизнес-процессов» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Компьютерная графика»
Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсу «Компьютерная графика» (для студентов, обучающихся по направлению...

Методические указания по выполнению лабораторных работ по теме «Использование пакета bpwin для моделирования бизнес-процессов» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «электромагнитная техника»
Методические указания к выполнению лабораторных работ и контрольных заданий по дисциплине "Электромагнитная техника". Раздел "Электромагнитные...

Методические указания по выполнению лабораторных работ по теме «Использование пакета bpwin для моделирования бизнес-процессов» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «прикладная гидроэкология»
Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Прикладная гидроэкология» (для студентов 3 курса дневной формы...

Методические указания по выполнению лабораторных работ по теме «Использование пакета bpwin для моделирования бизнес-процессов» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по курсу «вычислительная...
Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсу «Вычислительная техника и программирование», (для студентов 2 курса...

Методические указания по выполнению лабораторных работ по теме «Использование пакета bpwin для моделирования бизнес-процессов» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по курсу «Физические...
Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсу «Физиче­ские свойства и методы исследования» /Составитель В. А. Пчелинцев....

Методические указания по выполнению лабораторных работ по теме «Использование пакета bpwin для моделирования бизнес-процессов» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ и курсового проекта по дисциплине
Предлагаемое методическое описание представляет собой практическое руководство по созданию информационных систем с помощью эффективных...

Методические указания по выполнению лабораторных работ по теме «Использование пакета bpwin для моделирования бизнес-процессов» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине...
Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине “Физика” для студентов всех специальностей (Разделы: “Механика”,...

Методические указания по выполнению лабораторных работ по теме «Использование пакета bpwin для моделирования бизнес-процессов» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине...
Методические указания предназначены для студентов и преподавателей университета

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<