Ярослава Мудрого Крымский юридический институт Кафедра социально-экономических дисциплин




Скачать 93.07 Kb.
НазваниеЯрослава Мудрого Крымский юридический институт Кафедра социально-экономических дисциплин
Дата публикации14.03.2013
Размер93.07 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Право > Документы
Национальная юридическая академия Украины им. Ярослава Мудрого
Крымский юридический институт
Кафедра социально-экономических дисциплин

Задания

по дисциплине «Политология»

для студентов 4 курса заочной формы обучения

На 4 курсе в 8 семестре студенты заочной формы обучения сдают экзамен по дисциплине «Политология».

Экзамену предшествуют лекции - 4 часа, семинарские занятия - 4 часа.

Для подготовки к семинарским занятиям и экзамену студенту необходимо выполнить следующие задания.


Задание №1
Прочитать и сделать контент-анализ следующих работ:

1. Вебер М. Политика как призвание и профессия. См. в кн.: Вебер М. Избранные произведения. М.,1990. – С.689-706.

2. Ильин И.А. О сущности правосознания. Аксиомы власти. Соч. в 2 т. Т. 1.Философия права. Нравственная философия. М.,1993.

3. Парламентаризм и правительственная система. Определение и разграничение //

Полис. – 1992 . – №3.
Задание № 2


  1. Определите тип политической системы современной Украины. Мотивируйте свой ответ, используя материал «Парламентаризм и правительственная система. Определение и разграничение». // Полис. – 1992 . – №3.

  2. «Политическая наука – возможно, самая уязвимая из всех академических дисциплин, так как объектом её исследования является именно государство. Режим, допускающий существование настоящей политической науки, уже обладает многими качествами, необходимыми для демократии. В свою очередь, политическая наука, которая не выказывает и не отстаивает независимого и критического взгляда на режим, дискредитирует последний…».

Как вы полагаете, можно ли согласиться с профессором Корнельского университета (США) Теодором Лоуи?

3. С какими характеристиками социального государства вы согласны?

    1. Социальное государство выступает гарантом обеспечения достойного человека уровня жизни в таких сферах как уровень доходов, обеспеченность жильём, здравоохранение, доступное образование и культура;

    2. Социальное государство – это государственная благотворительность, имеющая целью поддержку малоимущих слоёв населения;

    3. Социальное государство формирует новый тип социальных связей в обществе, основанный на гарантии принципов социальной справедливости, социального мира, гражданского согласия;

    4. Социальное государство поддерживает стабильное социально-экономическое положение своих граждан, гарантирует правовую и социально-политическую безопасность в соответствии с принятыми стандартами качества жизни.


Задание № 3

1. Как Вы понимаете приведенное высказывание М. Дюверже: «Все – или почти все – имеет политический аспект, и ничто – или почти ничто – не принадлежит политике целиком».

2. Охарактеризуйте возможные варианты соотношений легальности и легитимности власти. Приведите примеры подобных соотношений, заполнив таблицу.


Легальность

Легитимность

Примеры

+

+




+

-




-

+




-

-






  1. Английские учёные Ф. Норманн и Т.Тимоти в работе «Состояние государства благоденствия. От социальной безопасности к социальному равенству», вышедшей в Лондоне в 1977 г. определили три разновидности «государства благоденствия».

  • «позитивное государство» - государство социальной защиты, основанное на идеологии индивидуализма и охране корпоративных интересов и не гарантирующее высокий уровень защиты всем слоям общества;

  • «государство социальной безопасности», обеспечивающее полную занятость населения с доходами не ниже прожиточного минимума и, гарантирующее равенство социальных возможностей, но не материальное равенство;

  • «социальное государство всеобщего благоденствия». В нём реализуются принципы равенства, солидаризма, корпоративизма, активно проводится социальная политика через государственные и общественные службы, выравнивая различия в доходах;

Какие страны, на Ваш взгляд, являются прототипами указанных разновидностей?
Задание № 4


  1. Можно ли согласиться с мнением Карла Ясперса: «Политика существует лишь при свободе, а там, где уничтожается свобода, остается одна частная жизнь»?




  1. В Конгрессе США 100-го созыва (1987 – 1988гг.) средний возраст конгрессменов составил 51,5 года. Средний возраст членов палаты представителей – 50,7 года, сенаторов – 54,4, самому молодому исполнился 31 год, старшему было 87 лет.

По профессиональному признаку 247 законодателей были юристами, 170 членов Конгресса – специалистами банковского дела и бизнесменами, 50 – работали в сфере образования, 25 – специализировались в области сельского хозяйства, 28 – бывшие журналисты, 5 – инженеры, 1 – оптометрист, 1 – ветеринар. Какие выводы Вы делаете на основе анализа приведенной статистики?

  1. Кто и когда ввёл в научный оборот понятие «социальное государство»

    • Лоренц фон Штайн во второй половине XIX века;

    • П.И. Новгородцев (1866-1924), во второй половине XIX века;

    • Карл Велькер, Роберт фон Моль, Рудольф Гнайст, в первой трети XIX века;

    • Ф. Норман, Т.Тимоти во второй половине ХХ века.


Задание № 5


  1. Один из членов Финляндского парламента рассказывает: «У нас запрещено аплодировать выступающим, запрещены нападки на оппонентов. Нельзя, например, сказать: «Господин Н. врет». Предпочтительнее будет: «Господин Н., к сожалению, мало использует правду в своей речи» и т.д. Когда мы выступаем, то не персонально против человека, а против его линии». Как Вы полагает, о чем свидетельствует данный отрывок?

  2. Кто и когда ввёл понятие « правовое государство»:

  • Платон, Аристотель, IY – Y века до н.э.;

  • Н. Макиавелли, XYI век;

  • Карл Велькер, Роберт фон Моль, Рудольф Гнайст, в первой трети XIX века;

  • Лоренц фон Штайн во второй половине XIX века;

  • Ф. Норман, Т.Тимоти во второй половине ХХ века.




  1. Определите основные характеристики парламентского и президентского политических режимов. Используйте статью М. Уоллерстайна «Избирательные системы, партии и политическая стабильность» // Полис. – 1992. – №5-6.



Задание № 6

  1. В современной политической практике наблюдается несколько вариантов сочетания парламентских и президентских форм правления с мажоритарной или пропорциональной системой представительства:

  • парламентская форма правления с мажоритарной системой;

  • президентская форма правления в сочетании с системой относительного большинства;

  • парламентская модель с системой пропорционального представительства;

  • президентская система с избирательным законом, предусматривающим пропорциональное представительство в парламенте.

Проанализируйте названные модели с точки зрения устойчивости политического режима.

  1. Охарактеризуйте политический режим современной Украины.



Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Предмет, методы и функции политической науки.

  2. Научный статус политической науки.

  3. Основные исторические этапы становления политологии.

  4. Социально-исторические и гносеологические предпосылки возникновения политологии как самостоятельной науки.

  5. Структура современного политологического знания.

  6. Понятие и основные функции политики как социального явления.

  7. Контент-анализ лекции М.Вебера «Политика как призвание и профессия».

  8. Понятие, сущность и предназначение политической власти.

  9. Характеристика структуры политической власти: субъекты, объекты, ресурсы.

  10. Классификация и характеристика основных видов политической власти.

  11. Качественные характеристики политической власти: легитимность, эффективность, стабильность.

  12. Взаимодействие политической и государственной власти.

  13. Концепция легитимности политической власти М.Вебера и современность.

  14. Право как инструмент реализации политической и государственной власти.

  15. Контент-анализ работы И.А.Ильина «Аксиомы власти».

  16. Понятие и структура политической системы общества.

  17. Основные особенности и функции политической системы общества.

  18. Типология политических систем современности.

  19. Сущность и характерные черты тоталитарных политических систем.

  20. Основные черты и особенности возникновения авторитарных политических систем.

  21. Тоталитарные и авторитарные политические системы: сравнительный анализ.

  22. Сущность и характерные черты демократической политической системы.

  23. Демократия как способ функционирования современного гражданского общества: понятие, принципы.

  24. Характеристика основных политологических концепций демократии.

  25. Плюралистические и монистические политические системы: сравнительный анализ.

  26. Этакратические и представительные политические системы: сравнительный анализ.

  27. Характеристика политической системы современной Украины.

  28. Политический режим как способ функционирования политической системы: понятие, критерии определения.

  29. Типология политических режимов современности.

  30. Сущность, характерные черты и разновидности демократического политического режима.

  31. Сущность, особенности функционирования и разновидности авторитарного политического режима.

  32. Условия возникновения и особенности функционирования тоталитарного политического режима.

  33. Сравнительный анализ президентского и парламентского политических режимов.

  34. Особенности и характерные черты «смешанных» политических режимов.

  35. Характеристика политического режима современной Украины.

  36. Влияние электоральной и партийной систем на стабильность политического режима.

  37. Субъекты политики: понятие и характеристика видов.

  38. Группы интересов как политический институт гражданского общества: понятие, функции, типология.

  39. Лобби как субъект политики.

  40. Понятие и функции политического лидерства.

  41. Типология политического лидерства.

  42. Характеристика основных политологических концепций лидерства.

  43. Особенности и роль в политическом процессе харизматического лидерства.

  44. Стиль политического лидерства как детерминанта эффективности лидерства.

  45. Понятие, сущность и социальные функции политической элиты.

  46. Статус и роль политической элиты в современном политическом процессе.

  47. Механизм формирования и функционирования политической элиты.

  48. Политическая элита современной Украины: основные тенденции формирования и трудности развития.

  49. Понятие, признаки и функции гражданского общества.

  50. Государство как главный институт политической системы: понятие, функции, типология.

  51. Понятие, сущность и характерные черты правового социального государства.

  52. Взаимообусловленность развития гражданского общества и правового социального государства.

  53. Роль права в формировании и функционировании гражданского общества и правового государства.

  54. Формирование гражданского общества и правового государства в Украине.

  55. Политические партии как институт гражданского общества: понятие, функции, структура.

  56. Типология политических партий современности.

  57. Понятие и характеристика партийных систем.

  58. Характеристика партийной системы современной Украины.

  59. Понятие и роль в политическом процессе политической идеологии.

  60. Классификация и характеристика политико-идеологических течений современности: консерватизм, либерализм.

  61. Современная социал-демократическая идеология.

  62. Понятие, функции и структура политической культуры.

  63. Типология политической культуры.

  64. Понятие, сущность и структура политического процесса.

  65. Политические кампании как формы политического процесса.

  66. Избирательная политическая кампания как форма политического процесса.

  67. Выборы как форма легитимации политической власти: понятие и типология.

  68. Сущность и особенности мажоритарной избирательной системы.

  69. Пропорциональная избирательная система: сущность и особенности.

  70. Характеристика избирательной системы современной Украины.

  71. Плебисцитарные политические акции как форма политического процесса.

  72. Политико-правовые характеристики выборных кампаний в Украине.

  73. Политическое поведение: понятие, сущность, виды.

  74. Политическое участие: понятие, функции, содержание.

  75. Формы политического участия.

  76. Политические технологии: понятие, типы, юридический механизм формирования.

  77. Нации, этносы как субъекты политики.

  78. Конституционные основы и особенности этнополитики в Украине.

  79. Современная концепция прав человека: политический анализ.

  80. Защита прав и свобод гражданина как функция современного правового государства.

  81. Политико-правовой институт омбудсмена: предназначение и принципы деятельности.

  82. Организация и деятельность политико-правового института омбудсмена в Украине.

  83. Понятие и сущность международной политики. Национальные приоритеты Украины во внешней политике.

  84. Механизм формирования и функционирования международной политики.

  85. Политическая глобалистика как наука и международная практика.

  86. Роль политического консенсуса в глобальном диалоге народов и государств.

  87. Геополитика: понятие, возникновение и сущность.

  88. Современные геополитические стратегии: континентализм, атлантизм, евразийство, панамериканизм.

  89. Особенности современной внешнеполитической стратегии Украины.

  90. Роль политологии в процессе формирования личности гражданина.

  91. Значение политологического знания для профессиональной деятельности юриста.



Доцент Лешукова Л.А.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ярослава Мудрого Крымский юридический институт Кафедра социально-экономических дисциплин iconНациональная юридическая академия украины им. Я. Мудрого крымский...
Цель: Рассмотреть и закрепить у студентов знание и понимание различных аспектов взаимодействия человека с окружающей средой, т е...

Ярослава Мудрого Крымский юридический институт Кафедра социально-экономических дисциплин icon«Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого» Крымский юридический институт
Его выполнение имеет своей целью более глубокое и творческое изучение дисциплин цикла гуманитарной и социально-экономической подготовки...

Ярослава Мудрого Крымский юридический институт Кафедра социально-экономических дисциплин iconЯрослава Мудрого Крымский юридический институт Задания по дисциплине...
На 4 курсе в 7 семестре студенты заочной формы обучения сдают экзамен по дисциплине «Социология»

Ярослава Мудрого Крымский юридический институт Кафедра социально-экономических дисциплин iconВысшего профессионального образования «российская правовая академия...
Красноперова Т. Я. преподаватель кафедры обще-гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ижевского юридического института

Ярослава Мудрого Крымский юридический институт Кафедра социально-экономических дисциплин iconКрасницкий Денис Сергеевич
Незаконченое высшее-Запорожский Юридический Институт Днепропетровского Государственного Университета Внутренних Дел ( зюи дгувд )...

Ярослава Мудрого Крымский юридический институт Кафедра социально-экономических дисциплин iconЮридический институт мвд РФ тульский факультет кафедра гражданско-правовых...

Ярослава Мудрого Крымский юридический институт Кафедра социально-экономических дисциплин iconКафедра "Социально – гуманитарных дисциплин" Ю. Н. Дорошенко, А. С. Луценко, С. Г. Дягелева
...

Ярослава Мудрого Крымский юридический институт Кафедра социально-экономических дисциплин iconНациональный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого»
Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого» г. Харьков − автономное государственное высшее юридическое...

Ярослава Мудрого Крымский юридический институт Кафедра социально-экономических дисциплин iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Этногенез Министерство общего...

Ярослава Мудрого Крымский юридический институт Кафедра социально-экономических дисциплин iconУрок № тема
Ярослава Мудрого, раскрыть её противоречия: рассмотреть изменения произошедшие в государстве в период его правления; установить хронологическую...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<