Национальная юридическая академия Украины им. Ярослава Мудрого Крымский юридический институт Кафедра социально-экономических дисциплин
Задания
по дисциплине «Политология»
для студентов 4 курса заочной формы обучения
На 4 курсе в 8 семестре студенты заочной формы обучения сдают экзамен по дисциплине «Политология».
Экзамену предшествуют лекции - 4 часа, семинарские занятия - 4 часа.
Для подготовки к семинарским занятиям и экзамену студенту необходимо выполнить следующие задания.
Задание №1 Прочитать и сделать контент-анализ следующих работ:
1. Вебер М. Политика как призвание и профессия. См. в кн.: Вебер М. Избранные произведения. М.,1990. – С.689-706.
2. Ильин И.А. О сущности правосознания. Аксиомы власти. Соч. в 2 т. Т. 1.Философия права. Нравственная философия. М.,1993.
3. Парламентаризм и правительственная система. Определение и разграничение //
Полис. – 1992 . – №3. Задание № 2
Определите тип политической системы современной Украины. Мотивируйте свой ответ, используя материал «Парламентаризм и правительственная система. Определение и разграничение». // Полис. – 1992 . – №3.
«Политическая наука – возможно, самая уязвимая из всех академических дисциплин, так как объектом её исследования является именно государство. Режим, допускающий существование настоящей политической науки, уже обладает многими качествами, необходимыми для демократии. В свою очередь, политическая наука, которая не выказывает и не отстаивает независимого и критического взгляда на режим, дискредитирует последний…».
Как вы полагаете, можно ли согласиться с профессором Корнельского университета (США) Теодором Лоуи?
3. С какими характеристиками социального государства вы согласны?
Социальное государство выступает гарантом обеспечения достойного человека уровня жизни в таких сферах как уровень доходов, обеспеченность жильём, здравоохранение, доступное образование и культура;
Социальное государство – это государственная благотворительность, имеющая целью поддержку малоимущих слоёв населения;
Социальное государство формирует новый тип социальных связей в обществе, основанный на гарантии принципов социальной справедливости, социального мира, гражданского согласия;
Социальное государство поддерживает стабильное социально-экономическое положение своих граждан, гарантирует правовую и социально-политическую безопасность в соответствии с принятыми стандартами качества жизни.
Задание № 3
1. Как Вы понимаете приведенное высказывание М. Дюверже: «Все – или почти все – имеет политический аспект, и ничто – или почти ничто – не принадлежит политике целиком».
2. Охарактеризуйте возможные варианты соотношений легальности и легитимности власти. Приведите примеры подобных соотношений, заполнив таблицу.
Легальность
| Легитимность
| Примеры
| +
| +
|
| +
| -
|
| -
| +
|
| -
| -
|
|
Английские учёные Ф. Норманн и Т.Тимоти в работе «Состояние государства благоденствия. От социальной безопасности к социальному равенству», вышедшей в Лондоне в 1977 г. определили три разновидности «государства благоденствия».
«позитивное государство» - государство социальной защиты, основанное на идеологии индивидуализма и охране корпоративных интересов и не гарантирующее высокий уровень защиты всем слоям общества;
«государство социальной безопасности», обеспечивающее полную занятость населения с доходами не ниже прожиточного минимума и, гарантирующее равенство социальных возможностей, но не материальное равенство;
«социальное государство всеобщего благоденствия». В нём реализуются принципы равенства, солидаризма, корпоративизма, активно проводится социальная политика через государственные и общественные службы, выравнивая различия в доходах;
Какие страны, на Ваш взгляд, являются прототипами указанных разновидностей? Задание № 4
Можно ли согласиться с мнением Карла Ясперса: «Политика существует лишь при свободе, а там, где уничтожается свобода, остается одна частная жизнь»?
В Конгрессе США 100-го созыва (1987 – 1988гг.) средний возраст конгрессменов составил 51,5 года. Средний возраст членов палаты представителей – 50,7 года, сенаторов – 54,4, самому молодому исполнился 31 год, старшему было 87 лет.
По профессиональному признаку 247 законодателей были юристами, 170 членов Конгресса – специалистами банковского дела и бизнесменами, 50 – работали в сфере образования, 25 – специализировались в области сельского хозяйства, 28 – бывшие журналисты, 5 – инженеры, 1 – оптометрист, 1 – ветеринар. Какие выводы Вы делаете на основе анализа приведенной статистики?
Кто и когда ввёл в научный оборот понятие «социальное государство»
Лоренц фон Штайн во второй половине XIX века;
П.И. Новгородцев (1866-1924), во второй половине XIX века;
Карл Велькер, Роберт фон Моль, Рудольф Гнайст, в первой трети XIX века;
Ф. Норман, Т.Тимоти во второй половине ХХ века.
Задание № 5
Один из членов Финляндского парламента рассказывает: «У нас запрещено аплодировать выступающим, запрещены нападки на оппонентов. Нельзя, например, сказать: «Господин Н. врет». Предпочтительнее будет: «Господин Н., к сожалению, мало использует правду в своей речи» и т.д. Когда мы выступаем, то не персонально против человека, а против его линии». Как Вы полагает, о чем свидетельствует данный отрывок?
Кто и когда ввёл понятие « правовое государство»:
Платон, Аристотель, IY – Y века до н.э.;
Н. Макиавелли, XYI век;
Карл Велькер, Роберт фон Моль, Рудольф Гнайст, в первой трети XIX века;
Лоренц фон Штайн во второй половине XIX века;
Ф. Норман, Т.Тимоти во второй половине ХХ века.
Определите основные характеристики парламентского и президентского политических режимов. Используйте статью М. Уоллерстайна «Избирательные системы, партии и политическая стабильность» // Полис. – 1992. – №5-6.
Задание № 6
В современной политической практике наблюдается несколько вариантов сочетания парламентских и президентских форм правления с мажоритарной или пропорциональной системой представительства:
парламентская форма правления с мажоритарной системой;
президентская форма правления в сочетании с системой относительного большинства;
парламентская модель с системой пропорционального представительства;
президентская система с избирательным законом, предусматривающим пропорциональное представительство в парламенте.
Проанализируйте названные модели с точки зрения устойчивости политического режима.
Охарактеризуйте политический режим современной Украины.
Вопросы для подготовки к экзамену
Предмет, методы и функции политической науки.
Научный статус политической науки.
Основные исторические этапы становления политологии.
Социально-исторические и гносеологические предпосылки возникновения политологии как самостоятельной науки.
Структура современного политологического знания.
Понятие и основные функции политики как социального явления.
Контент-анализ лекции М.Вебера «Политика как призвание и профессия».
Понятие, сущность и предназначение политической власти.
Характеристика структуры политической власти: субъекты, объекты, ресурсы.
Классификация и характеристика основных видов политической власти.
Качественные характеристики политической власти: легитимность, эффективность, стабильность.
Взаимодействие политической и государственной власти.
Концепция легитимности политической власти М.Вебера и современность.
Право как инструмент реализации политической и государственной власти.
Контент-анализ работы И.А.Ильина «Аксиомы власти».
Понятие и структура политической системы общества.
Основные особенности и функции политической системы общества.
Типология политических систем современности.
Сущность и характерные черты тоталитарных политических систем.
Основные черты и особенности возникновения авторитарных политических систем.
Тоталитарные и авторитарные политические системы: сравнительный анализ.
Сущность и характерные черты демократической политической системы.
Демократия как способ функционирования современного гражданского общества: понятие, принципы.
Характеристика основных политологических концепций демократии.
Плюралистические и монистические политические системы: сравнительный анализ.
Этакратические и представительные политические системы: сравнительный анализ.
Характеристика политической системы современной Украины.
Политический режим как способ функционирования политической системы: понятие, критерии определения.
Типология политических режимов современности.
Сущность, характерные черты и разновидности демократического политического режима.
Сущность, особенности функционирования и разновидности авторитарного политического режима.
Условия возникновения и особенности функционирования тоталитарного политического режима.
Сравнительный анализ президентского и парламентского политических режимов.
Особенности и характерные черты «смешанных» политических режимов.
Характеристика политического режима современной Украины.
Влияние электоральной и партийной систем на стабильность политического режима.
Субъекты политики: понятие и характеристика видов.
Группы интересов как политический институт гражданского общества: понятие, функции, типология.
Лобби как субъект политики.
Понятие и функции политического лидерства.
Типология политического лидерства.
Характеристика основных политологических концепций лидерства.
Особенности и роль в политическом процессе харизматического лидерства.
Стиль политического лидерства как детерминанта эффективности лидерства.
Понятие, сущность и социальные функции политической элиты.
Статус и роль политической элиты в современном политическом процессе.
Механизм формирования и функционирования политической элиты.
Политическая элита современной Украины: основные тенденции формирования и трудности развития.
Понятие, признаки и функции гражданского общества.
Государство как главный институт политической системы: понятие, функции, типология.
Понятие, сущность и характерные черты правового социального государства.
Взаимообусловленность развития гражданского общества и правового социального государства.
Роль права в формировании и функционировании гражданского общества и правового государства.
Формирование гражданского общества и правового государства в Украине.
Политические партии как институт гражданского общества: понятие, функции, структура.
Типология политических партий современности.
Понятие и характеристика партийных систем.
Характеристика партийной системы современной Украины.
Понятие и роль в политическом процессе политической идеологии.
Классификация и характеристика политико-идеологических течений современности: консерватизм, либерализм.
Современная социал-демократическая идеология.
Понятие, функции и структура политической культуры.
Типология политической культуры.
Понятие, сущность и структура политического процесса.
Политические кампании как формы политического процесса.
Избирательная политическая кампания как форма политического процесса.
Выборы как форма легитимации политической власти: понятие и типология.
Сущность и особенности мажоритарной избирательной системы.
Пропорциональная избирательная система: сущность и особенности.
Характеристика избирательной системы современной Украины.
Плебисцитарные политические акции как форма политического процесса.
Политико-правовые характеристики выборных кампаний в Украине.
Политическое поведение: понятие, сущность, виды.
Политическое участие: понятие, функции, содержание.
Формы политического участия.
Политические технологии: понятие, типы, юридический механизм формирования.
Нации, этносы как субъекты политики.
Конституционные основы и особенности этнополитики в Украине.
Современная концепция прав человека: политический анализ.
Защита прав и свобод гражданина как функция современного правового государства.
Политико-правовой институт омбудсмена: предназначение и принципы деятельности.
Организация и деятельность политико-правового института омбудсмена в Украине.
Понятие и сущность международной политики. Национальные приоритеты Украины во внешней политике.
Механизм формирования и функционирования международной политики.
Политическая глобалистика как наука и международная практика.
Роль политического консенсуса в глобальном диалоге народов и государств.
Геополитика: понятие, возникновение и сущность.
Современные геополитические стратегии: континентализм, атлантизм, евразийство, панамериканизм.
Особенности современной внешнеполитической стратегии Украины.
Роль политологии в процессе формирования личности гражданина.
Значение политологического знания для профессиональной деятельности юриста.
Доцент Лешукова Л.А.
|