Государственное регулирование экономики




Скачать 130.59 Kb.
НазваниеГосударственное регулирование экономики
Дата публикации12.11.2013
Размер130.59 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Право > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Государственное регулирование экономики

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕФЕРАТ На тему: «Государственное регулирование экономики» Выполнила: студентка 2 курса Группы № 21 Зумберова Наталья Станиславовна Санкт-Петербург, 2003 год. Содержание:1. Сущность государственного регулирования экономики 32. Серы государственного регулирования 6 Государственное регулирование банковской деятельности 6 Государственное регулирование в сфере инвестиций 7 Государственное регулирование цен 9 Валютное регулирование 10 Государственное регулирование в сферах естественной монополии 113. Возможности и границы государственного регулирования экономики 124. Список использованной литературы 14 Сущность государственного регулирования экономики Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать безгосударственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессыразрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чемлюбая иная, нуждается в регулировании. В этом свете термин «регулируемая рыночная экономика» обладаетвыраженной избыточностью, таким образом, подобная экономика не может бытьнерегулируемой. Прибавление эпитета «регулируемая» не лишена смысла, еслимы подчёркиваем, что экономика в значительной степени регулируется состороны государства. Роль регулирующего центра может выполнить только государство –институт, представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономическоговмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найтиоптимальную меру и наиболее эффективные формы государственногорегулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то жевремя обеспечили бы рыночной экономики максимальную социальнуюэффективность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельствпревращают эту задачу в «вечную» проблему. Как правило, в государственном регулировании рыночной экономикипроявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимое для самогорынка, представляющее неотъемлемое условие для надёжной работыорганизующее, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется вгосударственном формировании свода правил и ограничений рыночнойдеятельности, его поддержке и обновлении, контроле за соблюдением.Организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют ихорганичному встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынокбыл бы отторгнут политической и социальной структурами. Государственноерегулирование рынка осуществляется посредством законодательства, черезгосударственное планирование, на основе выпускаемых правительствомнормативных актов. С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляетсяпосредством изъятия части прибыли, дохода, через действия системыналогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства,необходимые для общегосударственных нужд и определённым образом распределяяих, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобыодновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения. Во всех общественных системах государство играет весомую экономическуюроль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальныхфункций. Поскольку наиболее совершенным образом такая деятельностьорганизована в странах с развитой рыночной экономикой, проблемыгосударственного регулирования экономики рассматриваются на примере этойгруппы государств. Государственное регулирование экономики в условиях рыночногохозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного,исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочнымигосударственными учреждениями и общественными организациями в целяхстабилизации и приспособления существующей социально-экономической системык изменяющимся условиям. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялисьэкономические и социальные проблемы, которые не могли быть решеныавтоматически на базе частной собственности. Появилась потребностьзначительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрениячастного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства внациональных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массоваябезработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция намировых рынках требовали государственной экономической политики Теория экономической политики как составная часть макроэкономическойтеории объясняет необходимость государственного регулирования экономикиразличными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе.При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях. 1. Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторыхотраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии,которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованиемнаносят ущерб благосостоянию общества. 2. Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу,которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, тов недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг)много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др. 3. Внешние эффекты (экстерналии), типичный пример которых –загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующимисубъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам. 4. Неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынокстраховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных. 5. Несовершенство информации, во многих отношениях представляющейсобой общественный товар, который в более или менее достаточном количествепри соответствующем качестве не может быть произведен без активного участиягосударства. 6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резкопроявляющееся в периоды кризисов (рецессии) и депрессий. 7. Излишне неравномерное распределение доходов, которое, еслигосударство не принимает мер для «социальной компенсации» малоимущим иобездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность. 8. Наличие обязательных товаров (например, начальное образование),потреблять которые общество может заставить только государство, но никак нерынок. Из указанных и других проявлений несовершенства рынка вытекает нетолько сама по себе необходимость государственного регулирования, но иэкономические функции государства, которые и реализуются посредством такогорегулирования. Государственное регулирование экономики — процесс воздействиягосударства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальныепроцессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политикагосударства, основанная на определенной доктрине (концепции). Сферы государственного регулирования. Государственное регулирование охватывает различные сферы и областиэкономики. Государственное регулирование банковской деятельности. Государственное регулирование банковской деятельности в рыночнойэкономике осуществляется, прежде всего, в рамках самой банковской системы инаходит свое выражение в воздействии на коммерческие банки ЦентральногоБанка. Оно необходимо для осуществления законодательно определённых задачобщественного воспроизводства. В банковской системе России ЦБ РФ ( ЦБР ) определён какглавный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится вгосударственной собственности и служит основным субъектом государственногорегулирования функционирования коммерческих банков. Центральный банкпризван приводить их деятельность в соответствие с общей экономическойстратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитнойполитики. Одна из ключевых задач ЦБ РФ по управлению денежно-кредитнымиотношениями - обеспечение надежности и поддержание стабильности банковскойсистемы, позволяющие избежать разрушительных для экономики банкротствбанков.Рассматриваемая задача ЦБР достигается в процессе решения таких двухконкретных проблем, как регулирование рынка кредитных ресурсов и защитавкладчиков коммерческих банков от финансовых потерь, весьма вероятных, покабанки эти ещё весьма слабы. Воздействие Центрального Банка на деятельность коммерческихбанков осуществляется по следующим основным направлениям:1. Создание общих законодательных, исполнительных, судебных условий, позволяющим коммерческим банкам реализовать свои экономические интересы.2. Проведение мер денежно-кредитного регулирования, оказывающих влияние на объём и структуру денежной массы в обращении через изменение размеров ресурсов коммерческих банков, которые могут быть использованы для кредитных вложений в экономику. Установление экономических нормативов и надзор за их соблюдением сцелью обеспечение ликвидности банковских балансов. Государственное регулирование в сфере инвестиций. Инвестиции – процесс, затрагивающий интересы не только государства,но и частных компаний, и отдельных лиц. Поэтому, регулируя инвестиционнуюдеятельность, государство должно соблюдать интересы всех участников данногопроцесса, что в частности, способствует привлечению иностранного и частногокапитала в развитие экономики страны и снижает возможные финансовые риски,связанные с инвестированием экономики России в настоящий период. Поскольку, государство играет ключевую роль в финансовойдеятельности, оно не может не использовать инвестиционные вложения вэкономику в своих интересах. А если государство использует в своихинтересах инвестиции, оно будет стремиться регулировать инвестиционныйпроцесс в стране. В целях регулирования инвестиционной деятельностигосударство использует самый доступный для него и самый действенныйрегулятор – право. Следовательно, юридической формой осуществленияинвестиционной деятельности в стране являются финансово-правовые акты. Так как государство должно соединить интересы общества, понимаемые,прежде всего как сохранение его благополучия, с интересамипредпринимательской деятельности, в том числе путем регулированияинвестиционных потоков. В ситуации продолжающегося кризиса, дестабилизации экономики,воздействие государства на инвестиционный процесс приобретает особоезначение, т.к. оживление инвестиционной деятельности – одно из условийвыхода России из экономического кризиса и создания предпосылок дляустойчивого развития. Государственная инвестиционная политика должна быть нацелена насоздание благоприятного инвестиционного климата в стране, на стимулированиепривлечения частного капитала как национального, так и иностранного, а также поиск новых форм совместного (частного и государственного)инвестирования в перспективные проекты. Вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоевобщества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественногопроизводства. Общественное производство может считаться эффективным толькотогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, т.е.когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечиваютнеобходимое развитие социальной, экономической и культурной сферы. Государство определяет инвестиционную политику потому, что только ононаделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волюв правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетномфинансировании и т.д. Инвестиционная политика не может осуществляться сама по себе, в отрывеот социальной и экономической политики государства. Реализация инвестиционной политики по сути своей направлена наулучшение социально-экономического положения в обществе в целом. Решениеэкономических проблем тесно связано с социальными проблемами, поэтомуинвестиционную политику, как считают некоторые специалисты, можно считатьважнейшим направлением социально-экономической политики государства,позволяющим добиться поставленных целей посредством государственногоуправления финансовыми средствами независимо от источников их образования. Важной тактической формой управления инвестиционными потоками являютсягосударственные финансовые ресурсы. Они призваны стимулировать развитиеобщественного производства или решение социальных проблем, возможно путемдолевого участия государства в строительстве предприятий, подготовкиплощадок для строительства объектов производственной и социальнойинфраструктуры с тем, чтобы сделать в дальнейшем регион привлекательным длячастного инвестирования. Кроме того, для повышения инвестиционной активности со сторонынаселения государство должно обеспечить высокий уровень жизни, социальнуюзащищенность граждан, заботиться о благосостоянии нации. Эти меры такжеспособствовали бы созданию благоприятного инвестиционного климата. Государственное регулирование цен. Государственное регулирование цен является попыткой государства спомощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятийвоздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильномуразвитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелироватьциклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости отконкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисныйи антиинфляционный характер. Система цен – один из важнейших элементов рыночной экономики; онавзаимосвязана с другими элементами рыночного механизма и реагирует на ихизменения. Государственное регулирование через изменение бюджетныхрасходов, налогов, процентных ставок за кредит и других экономическихрычагов проявляется и в изменении издержек и цен на продукцию ивоздействует на процессы воспроизводства. Цели государственного регулирования состоят в том, чтобы не допуститьинфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита,резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей,способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей наиспользование достижений научно-технического прогресса. Важной задачей приэтом является достижение определенных социальных результатов, в частности,поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения вдостаточном количестве товаров первой необходимости. Валютное регулирование. Необходимость валютного регулирования заключается в стремлении стран ибанков минимизировать валютные риски. Валютные ограничения — этозаконодательное или административное запрещение, лимитирование ирегламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другимивалютными ценностями. Валютные ограничения — одна из форм валютнойполитики. Они закрепляются валютным законодательством страны, являютсяобъектом межгосударственного регулирования, главным образом, через МВФ.Валютные ограничения преследуют разнообразные цели: выравнивание платежногобаланса, поддержание валютного курса, концентрацию валютных ценностей длярешения государственных текущих и стратегических задач. Содержание валютныхограничений определяется их основными принципами: централизация валютныхопераций в центральном и уполномоченных (девизных) банках; лицензированиевалютных операций, требование предварительного разрешения органа валютногоконтроля для приобретения иностранной валюты; блокирование и введениеразных категорий валютных счетов — блокированных, внутренних (внациональной валюте), клиринговых, свободно конвертируемых и т.д.;ограничение конвертируемости валюты. Государственное регулирование в сферах естественной монополии. В Российской Федерации система регулирования монополий толькоформируется и предусматривает лишь комплексное воздействие на объемыпроизводства, процессы ценообразования и качество продукции в заранееопределенной области, либо функциональное воздействие на отдельные стороныхозяйственной деятельности. Органами регулирования естественных монополий могут применятьсяследующие методы регулирования деятельности субъектов естественныхмонополий: - ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения(установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. - определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и(или) установление минимального уровня их обеспечения в случаеневозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товарепроизводимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетомнеобходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечениябезопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Существует несколько причин экономического регулирования. - обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) ирегулируемые предприятий (финансовые результаты, привлекательные длякредиторов и новых инвесторов) - определение структуры тарифов на основе принципов справедливого иэффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей - стимулирование предприятий к сокращению издержек и излишнейзанятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективностиинвестиций и т.д. - создание условий для развития конкуренции (например, обеспечениеоткрытого равного доступа конкурентов к информационным сетям) Органы регулирования выполняют ряд функции, которые определеныФедеральным законом. Органы регулирования естественных монополий вправе: . принимать обязательные для субъектов естественных монополии решения о введении, об изменении, или о прекращении регулирования, и о применении методов регулирования. . направлять субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений Федерального закона, в том числе об устранении их последствий. . принимать решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него. . принимать решения о наложении штрафа на субъект естественной монополии. Возможности и границы государственного регулирования экономики Возможности и границы эффективности госрегулирования не могут получитьточной количественной оценки уже потому, что они имеют много аспектов.Многие проявления эффективности госрегулирования, например социальнаястабильность в обществе, вообще не имеют однозначных количественныхпараметров. Кроме того, практически невозможно вычленить вклад каждого изтрех «слоев» хозяйственного механизма в обеспечение приемлемых темповэкономического роста, увеличение занятости или повышение эффективностиобщественного производства. Вследствие этого можно предложить лишьнекоторые качественные оценки возможностей и границ госрегулирования. Госрегулирование в целом, безусловно, доказало свою высокуюэффективность. После того, как оно было встроено в хозяйственный механизмкапиталистического общества, развитие стран Запада характеризуется высокойэкономической динамикой, быстрым ростом эффективности общественногопроизводства, более или менее умеренной безработицей, заметным повышениемуровня и качества жизни населения, смягчением противоречий и достаточнойсоциальной стабильностью. Всем этим рыночно-государственно регулируемый,социально ориентированный современный капитализм выгодно отличается откапитализма свободной конкуренции. В то же время эффективность госрегулирования далеко не безгранична,Так, оно не может преодолеть цикличность капиталистическоговоспроизводства, порождающую в понижательных фазах цикла (кризис,депрессия) массу тяжелых экономических и социальных проблем. В течениедлительных периодов оно не в состоянии, несмотря на все усилия, обеспечитьприемлемого, социально терпимого уровня безработицы, а тем более полнойзанятости самодеятельного населения. Именно так обстоит дело в последниедва десятилетия XX в., когда сдвиги в технологической базе производства иобострение мирохозяйственной конкуренции привели на Западе к свертываниюпроизводства и уменьшению количества рабочих мест в ряде отраслей иускорению замещения живого труда трудом, овеществленным в дополнительныхэлементах основного капитала (машинах, оборудовании и т.п.). Прибезработице, которая в последние два десятилетия в большинстве стран Западаколеблется в пределах 10-12% и более, неуклонно обостряется проблемафинансирования системы социального страхования и ее поддержания надостигнутом качественном уровне. Список использованной литературы:1. Экономика: Учебник по курсу «Экономическая теория» / Под ред. А.С. Булатов. – М.: БЕК, 1997.2. ЕфимоваЕ.Г. Потапова И.С., Заславская М.Д. Экономическая теория: Учебное пособие. Ч. II 2-е изд., испр. и доп. – М.: МГИУ, 1997.3. Макконел Кемпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1 – М.: Республика, 1995.4. Солнцев В. Государственное регулирование цен и контроль за их применением // Экономист, 1996, №9.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное регулирование экономики iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Государственное регулирование...

Государственное регулирование экономики iconПрограмма семинарских занятий по курсу Государственное регулирование...
Государственное регулирование и планирование российской экономики для балакалавров. 7 семестр. 19 недель

Государственное регулирование экономики icon“Государственное регулирование экономики
Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных...

Государственное регулирование экономики iconВопросы к экзамену по дисциплине «Государственное регулирование экономики»
Сущность государственного регулирования экономики и государственной экономической политики. «Провалы» государства

Государственное регулирование экономики iconГосударственное регулирование экономики

Государственное регулирование экономики iconГосударственное регулирование экономики в странах Восточной Европы

Государственное регулирование экономики iconКурсовая работа по дисциплине: «Государственное регулирование экономики»

Государственное регулирование экономики iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Государственное регулирование...

Государственное регулирование экономики iconРасписание занятий
Государственное регулирование экономики консультация доц. Боровский В. аудитория

Государственное регулирование экономики iconНациональная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики
Согласно Закону Украины "Об электроэнергетике", Указа Президента Украины от 23. 11. 2011 №1059 "о национальной комиссии, осуществляющей...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<