Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Общественный и государственный строй Древней Спарты Донецкий государственный университетИсторический факультетСпециальность: «Всемирная история»




Скачать 341.14 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Общественный и государственный строй Древней Спарты Донецкий государственный университетИсторический факультетСпециальность: «Всемирная история»
Дата публикации15.11.2013
Размер341.14 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Право > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Общественный и государственный строй Древней Спарты

Донецкий государственный университетИсторический факультетСпециальность: «Всемирная история»Общественный и государственныйстрой древней Спарты План Введение. ....... 2 - 4 1. Становление Спартанского государства. ....... 5 - 17 1.1 Географическое положение древней Спарты. ....... 5 - 7 1.2 Миграция дорийских племен и завоевание Пелопоннеса. .. 8 - 12 1.3 Сложение социальных классов. ....... 12 - 17 2. Политический строй Спартанского государства. ....... 18 - 26 2.1 Царская власть. ....... 18 -22 2 Герусия. ....... 23 3 Апелла. ....... 24 4 Эфорат. ....... 25 - 26 3. Общественный строй Спарты. ....... 27 - 31 1 Архаичные черты в общественной жизни спартиатов. .... 27 - 28 2 Воспитание спартиатов. ...... 29 Заключение. ...... 32 Введение Общественный и государственный строй древней Спарты сильно отличаетсяот других полисов. С одной стороны «община равных», внутри которойустановились отношения, схожие с коммунизмом, с другой - эксплуатируемаямасса порабощенного населения. Как сложились такое общество? Что легло в основу институтов еговласти? Под влиянием чего они из родоплеменных органов стали институтамирабовладельческого государства? Можно подымать еще множество различныхвопросов об истории Спарты. Все же самый интересный вопрос - каким образом сохранив во многомпережитки родоплеменной организации в управлении государством и архаичныечерты общественной жизни, в Спарте сложилось сильное рабовладельческоегосударство, занимавшее значительную территорию и державшее в подчинениинаселение, во много раз превосходившее по своей численности «общинуравных». В VI в. до н.э. Спарта завоевала соседнюю плодородную странуМессению, а остальные территории Южной Греции постепенно были вынуждены ейподчиниться и вошли в Пелопоннесский союз, ставший самым сильным военнымсоюзом в Греции. Спарта, гегемон в Пелопоннесском союзе, проводилареакционную политику, поддерживая все антидемократические движения вДревней Греции. «Стоя во главе союзников, лакедемоняне не заставляли ихплатить подати, но заботились, чтобы у тех была всегда выгодная длялакедемонян олигархическая форма правления».[1] Военная мощь и высокая организация спартанских войск не вызывалисомнения, а общественная жизнь Древней Спарты была нацелена на поддержаниепостоянной боевой готовности всего коллектива спартиатов. В конце VI в. до н.э. Спарта представляла собою сильнейшеегосударство Эллады, контролирующее всю территорию Пелопоннеса заисключением, Аргоса и северных городов Аркадии. Сложившееся как военный лагерь завоевателей, оформившее своёгосударственное устройство в условиях постоянной необходимости воевать(подавлять восстания илотов или завоевывать новые территории), создавшееуникальные отношения внутри общества граждан, такое сильное государство,сдерживающее долгое время имущественное расслоение, все же погибло, невыдержав сопротивления естественному ходу исторического развития.Спартанская знать, превратившаяся со временем в плутократическую верхушку,сконцентрировала в своих руках большие денежные средства и земельныевладения, а основная масса граждан тем временем обеднела, потеряла своиклеры и являлась только формально гражданами полиса. Выведение колоний не решило умножающихся проблем. Спартиаты беднели ибыли недовольны сложившимся порядком. Число спартиатов-граждан сильносокращалось в результате обнищания и войн. К III в. до н.э., по даннымБерга, приведенным в книге «Социальные движения в древней Спрате», вСпарте осталось около 600 граждан, остальные являлись ими формально.Процесс разложения классического спартанского строя ускорялся борьбой завласть, цари усиливали свою власть, в результате которой в полисе началисьсмуты, окончившиеся передачей его одним из первых в Греции под контрольРима. Все своеобразие общественной и государственной организацииспартанского общества отразилось в истории Спарты архаического периодаистории Древней Греции. Начиная с IV в. до н.э., когда процессимущественного расслоения набирает силу, Спарта постепенно теряет присущие«общине равных» черты. К сожалению, по истории древней Спарты очень мало источников. ВСпарте литература была неразвита. Из-за военизированного строя государства,приветствующего во всем краткость и четкость, в Спарте отсутствовалоискусство ораторства, политические трактаты и т.д. Только стихи на военно-патриотические темы, дошедшие в отрывках до нашего времени, получилипопулярность среди спартиатов. Археологические материалы по истории ДревнейСпарты тоже довольно скудные, т. к. материальная культура в Лаконике былабедна. О начальном периоде сложения спартанского государства известнонемногое. Вся ранняя история Спарты недостоверна, современных свидетельствтого времени до нас не дошло (вероятно, их и не было), сохранились тольколегенды, смутно отражающие дорийские миграции и установление властиспартиатов. В дошедшей до нас античной литературе спартанская община выступаетпочти сразу как «община равных», в то время как время сложения такой общиныне может быть датировано ранее середины VII - VI вв. до н.э. Главными источниками по истории спартанского государства являютсясочинения древнегреческих историков - Геродота, Фукидида, Ксенофонта,Аристотеля и Плутарха. Геродот (484 - 425 гг. до н.э.) описал в «Истории в 9-ти книгах»,главной темой которой были греко-персидские войны, политический иобщественные строй Спарты уже со спартанскими институтами власти и «общиныравных». Фукидид (460 - 395 гг. до н.э.), автор «Истории», посвященнойПелопонесского войне, упоминает о завоевании полуострова дорийцами иприводит сведения о военной организации спартиатов. Ксенофонт ( 430 - 355 гг. до н.э.) в «Лакедемонской политии» описалгосударственный аппарат Древней Спарты, реформы Ликурга, воспитание детей ивоенной дело спартиатов. Его труд наиболее ценен при изучении историиДревней Спарты. Плутарх (46 - 126 гг. н.э.) в «Сравнительных жизнеописаниях»знаменитых греков и римлян приводит биографию полумифического спартанскогоцаря Ликурга и описывает его реформы, сыгравшие важную роль в социально-экономической жизни Спарты. О Спарте слагал стихи на военно-патриатическую тему поэт Тиртей. Поним хорошо видно, что высше всего в Лакедемоне ценили военную доблесть ихрабрость. Объективность оценки истории Спарты древними авторами невелика, т. к.на один из историков не был спартиатом. А в связи с противоборством Афин иСпарты - демократической и олигархической государственной системы -спартанские порядки или недооценивались, или идеализировались, как этосделал Ксенофонт. Хотя в трудах древних данные отрывочны и не всегдаобъективны, только по их свидетельствам можно составить представления ополитическом устройстве и общественной жизни спартиатов. 1. Становление Спартанского государства. 1.1. Географическое положение древней Спарты. В формировании и развитии любого древнего государства важную рольиграло географическое положение и климат на его территории. Спарта не былаисключением, поэтому ее изучение начинают с описания занимаемых земель. Спарта, или Лакедемон, занимала южную часть Пелопонесскогополуострова, являющегося южной оконечностью Балканского полуострова. Сосредней Грецией и всей остальной частью Балкан Пелопонес соединен узкимперешейком в несколько десятков километров шириной. Горные районы центральной части полуострова, его северное побережье,отчасти восточный берег, представляет систему замкнутых трудно доступныхгорных долин, образованных пересечением высоких горных хребтов. Береговая линия почти на всем протяжении не образует удобных гаваней,что сильно затрудняло развитие мореплавания. Лишь восточное побережье (поберегам Аргосского залива) было издавна включено в систему морскихсношений. Здесь находились Микены и Тиринф, крупнейшие центры крито-микенской культуры. Этот район получил в древности название Арголиды, поназванию главного центра этой территории - Аргоса. К морским берегам Арголиды прилегает холмистая местность, легкодоступная с моря и вполне пригодная для земледелия. На западе Арголида примыкает к центральному горному районуПелопонеса, где высокие горные цепи отделяются друг от друга глубокимиущельями, образуя во многих местах замкнутые горные районы. Эта территорияносила название Аркадии. На севере, где высокие нагорья центрального Пелопонеса доходят досамого моря, образуя довольно высокий горный хребет, располагалась областьАхайя. На северозападе центральные нагорья Пелопонеса спускались к широким ихолмистым пространствам, доходившим до моря и занимавшим весьсеверозападный угол полуострова. Эта местность называлась Элидой. Самый юг Пелопонеса - две долины - Лаконская и Мессенская,разделяющиеся горным хребтом Тайгета, идущим с севера на юг. Лаконскаядолина, орошенная рекой Эвротом, которая летом сильно мелела, была основнойтерриторией древней Спарты. Северный конец Лаконской долины замыкается высоким хребтом -водоразделом между Эвротом и Алфеем. Долина здесь трудно доступна, аместность суровая и дикая. Далее к югу долина постепенно расширяется и образует большуюкотловину. Здесь и был расположен центр Спарты. В этом месте Тайгетобрывается со стороны Эврота отвесными стенами в 500 метров высотой. Уподножия суровых отвесов располагаются высоко поднятые над самой долинойтеррасы, покрытые лесами с массой дикорастущих фруктовых деревьев,многочисленными речками и ручьями. Ближе к реке, по дну котловины, тянутсяплодородные и хорошо орошаемые пространства, удобные для земледелия, а ввосточной части этой котловины, преобладают известковые почвы, бедныеводами и мало пригодные для земледелия. С юга котловина замыкается цепями холмов, образующих плодородные ихорошо орошенные земли. Таким образом, основная черта этой, весьма ограниченной вестественных ресурсах долины - ее замкнутость: на севере - высокие инедоступные хребты отрогов Тайгета и нагорий Аркадии, с запада - самТайгет, с востока - хребет Парнона, на юге - заболоченные берега Лаконскогозалива, а за заливом - на десятки километров лишенное островов морскоепространство. По другую сторону Тайгета, на запад, до самых морских береговпростирается обширная долина - Мессения, с рекой Памизом. С севера нагорьяАркадии замыкают Мессению, отделяя ее естественными преградами отостального Пелопонеса, но широко открывая на юг и запад к морю. Почвыэтой страны пригодны для земледелия, но она еще больше чем Лакония удаленаот главных центров средиземноморских стран восточной части Средиземноморья.[2] Наличие таких природных условий способствовало торможению развитиякультурной и политической жизни на описываемой территории. Естественнаязамкнутость страны, поддерживаемая в дальнейшем искусственно, привела кдлительному сохранению архаических черт в общественной жизни населения. 2. Миграция дорийских племен и завоевание Пелопоннеса. О захвате дорийцами Лаконики и первоначальном этапе формирования иразвития Спартанского государства сохранились лишь фрагментарные, не всегдаубедительные свидетельства древних историков, которые к тому же базируютсяна более древних источниках. Сведения чаще всего даны в форме мифов илегенд о героях. О том, откуда пришли дорийские племена и как маршрутом двигались оник Пелопоннесу существуют разные мнения: Фукидид в «Истории», описываявторжение фокидян в Дориду, пишет: «... и фокидяне совершили вторжениев Дориду, древнюю родину Лакедемонян."[3] (I,107 (2)), а Геродот всочинении «История в 9-ти книгах» упоминает длительную миграциюдорийских племен: «... дорийское же, (племя) очень долго странствовало. Ибово времена царя Девкалиона оно обитало в земле Фтиотида, а затем у подножияОссы и Олимпа в области по названием Гистиеотида. После изгнания изГистиеотиды кадмейцами дорийцы поселились у Пинда и назывались теперьмакеднами. Отсюда это племя переселилось в Дриопиду, а затем в Пелопоннес,где приняло имя дорийцев»[4] В XIII - XII вв. до н. э. на Балканском полуострове и в Малой Азиипроисходят крупные передвижения племен, в ходе которых подверглись разгромуМикенское и Критское царства, была разрушена Троя и произошли глубокиесоциально - экономические и культурные изменения в странах бассейнаЭгейского моря. Толчком к перемещению племен в бассейне Эгейского моря, принявшему вовторой половине II тысячелетия до н. э. значительные размеры, послужилопереселение дорийских племен, обитавших первоначально на северной периферииэгейского мира и двинувшихся отсюда на юг, тесня ахейцев и критян. Причинойэтого миграционного движения был рост производительных сил, вызвавшийкрупное общественное разделение труда, социальное расслоение, появлениечастной собственности и стремление к захвату земли, скота и другогоимущества. Таким образом, массовое передвижение дорийских племен происходило вобстановке разложения в их среде первобытно-общинного строя, когдазахватнические войны стали неизбежными. Современные исследователи полагают, что передовые отряды дорийскихпереселенцев продвигались, возможно, морским путем на юг, чемуспособствовало изобилующее островами Эгейское море. Выделяют два примерныхнаправления расселения дорийских племен: из Южной Македонии по морю наострова Крит и Родос и сухопутным путем в Фессалию и Эпир. ПройдяФермопильское ущелье, они заняли Дриопиду, переименованную позднее вДориду, откуда направились на Пелопоннес. Античная традиция объясняет эти массовые переселения борьбоймогущественных героев, предъявляющих свои наследственные права на принадлежавшие им когда-то земли. В частности, предания о нашествии дорийцев наПелопоннес тесно переплелись с рассказами о возвращении Гераклидов,продолживших борьбу своего родоначальника, Геракла, за обладаниеПелопоннесом. Потомки полубога встали во главе греческих племен - дорийцев.Причем источники отделяют дорийцев от Гераклидов. Согласно аркадским преданиям, первая попытка завоевателей пробитьсяна полуостров сухим путем через Истм была неудачной. Во второй раз,благодаря измене союзников ахейцев - локров, дорийцы переправились черезКрисейский (Коринфский) залив из Навпакта к мысу Рий и двинулись вглубьполуострова. Прошли, не останавливаясь, Ахайю и Аркадию и заняли наиболееплодородные и густонаселенные части Пелопоннеса: Арголиду, Лаконию,Мессению, а также Истмский перешеек.[5] Около 1100 г. до н. э., после вторжения дорийцев в Арголиду иразрушения дворца в Микенах, часть дорийских племен вторглась в долинуЭврота. Это были лаконские или спартанские дорийцы, представлявшие позднююволну переселенцев на Пелопоннес, поэтому им пришлось занять территориюпочти отрезанную от моря и расположенную внутри полуострова.[6] Захват Лаконики сопровождался долгой борьбой, занявшей не менее 150 -200 лет Северная часть долины Эврота была захвачена после победы наднаселением города Терапны, разрешенного до основания. По соседству с ней,на том же левом берегу реки, примерно в IX в до н. э. из-за удобногостратегического расположения начал формироваться полис Спарта, состоявшийиз 5-ти близко расположенных друг к другу поселков «комай».[7] После покорения северной долины Эврота продвижение дорийцев на югбыло приостановлено сопротивлением Амикл, которое, по преданию, длилось досередины VIII в. до н.э. Современные же ученые считают, что борьба дорийцевс Амиклами в Лаконике закончилась примерно в IX в. до н. э.[8] Завоевание происходило постепенно. Сухопутное нападениеподдерживалось кораблями, крейсировавшими в Эгейском море. Так, при захватеАргоса опорным пунктом дорийцев был морской город Темений, шаг за шагомбыла освоена и Арголида, мирным путем присоединены Флиунт, Трезен и Сикион.Жители этих городов смешались впоследствии с пришельцами. Окончательное завоевание Пелопоннеса дорийцами датировано у древнихисториков по-разному. Фукидид в «Истории» указывает 1104 г. до н. э.: «На80-том году после падения Трои дорийцы вместе с Гераклидами, захватилиПелопоннес.» «Даже и после Троянской войны в Элладе все ещё происходилиперемещения жителей, так что страна не знала покоя и потому непреуспевала»[9] (I, 12.1). Исократ дает другую дату - 1069 г. до н. э.[10] В западной части Пелопоннеса была заселена Мессения, достоверныхсведений о чем почти не сохранилось. Возможно, что утверждение дорийцев тампроизошло только после завоевания Мессении спартиатами в XI в. до н. э. Так на начальном этапе складывалась территория Спарты. ЗавоеваниеМессении завершило этот процесс. Павсаний указывает, что война с Мессенией шла в VIII в. до н. э. прицарях Феопомпе и Полидоре.[11] По свидетельству Геродота спартиатампомогали жители острова Самоса: «... лакедемоняне снарядили [войско] ивыступили в поход на Самос из чувства признательности, как говорят самосцы,т. к. самосцы прежде послали им корабли на помощь против мессенцев.»[12](3,47) Греческие писатели III в. до н. э. Риан и Лирон изображаютМессению государством, в котором правит династия Эпитидов в лице царяЭвфая. Война идет сначала с успехом для мессенцев, через 14 лет борьбы онивсе же покорены, часть их эмигрирует, а оставшиеся порабощаютсяспартиатами. Вторая Мессенская война, по сведениям Тертея, носила ужеобщепелопоннесский характер, в ней участвовали маленькие племена: аркадцы,пилийцы, пизаты. Самая же крупная сила Пелопоннеса - Аргос - из-заобострения внутренней классовой борьбы не смогла вмешаться. Упорное сопротивление мессенцев после победы спартиатов приняло форму партизанской войны, в дальнейшем тоже подавленной Спартой. Земли Мессении были поделены спартиатами на участки, а населениепревращено в илотов. В ходе территориальных изменений Спарта заняла юг Пелопоннеса, абольшая часть полуострова находилась в руках родоплеменных союзов: Ахайя,Элида, Аркадия, Арголида. Их политическая организация не создавалаопасности Спарте, а природная защищенность не позволяла завоевать. Итак, полис Спарта изначально складывался как военный лагерьзавоевателей, которым необходимо было удержать в повиновении покоренноенаселение, численно превышавшее их во много раз. К.М. Колобова в книге«Древняя Спарта в Х-VI вв до н.э.» приводит данные Аристотеля, по которымчисло спартиатов - мужчин первоначально достигало 10 000 человек, а поданным ученых, после завоевания Мессении под их властью оказалось не менее200 000 рабов - илотов и 32 000 периэков[13] Для управления такой массой подневольного населения требовалсясильный аппарат власти и боеспособная армия. В Спарте вся жизнь гражданинабыла направлена на поддержание сложившейся системы землевладения иприобретение новых территорий. 1.3 Сложение социальных классов в Спарте Социальные классы в спартанском обществе формировались в ходетерриториальных захватов. Завоёванное население становилось рабами -илотами или же, сохраняя личную свободу, облагалось налогом и другимиповинностями, становясь периэками. В Спарте, тем временем, формировалась«община равных». Илоты были, скорее всего додорийским населением, которое врезультате завоевания утратило основное средство производства - землю -ставшую собственностью спартиатов. На этом основывалось порабощение. Всяземля после завоевания Мессении была разделена на примерно равные наделы икаждая семья спартиатов получила свой положенный по жребию земельныйучасток - «клер» - размером около 25 - 30 га. «... он [Ликург] разделилЛаконику между периэками, или, иначе говоря жители окрестных мест, на 30000 участков, а земли, относящиеся к самому городу Спарте - на 9 000участков, по числу семей спартиатов. Каждый надел был такой величины, чтобыприносить по семидесяти медимнов ячменя на одного мужчину и по двенадцатьна женщину и соразмерное количество жидких продуктов»[14] До периодаразложения спартанского строя (конец IV-III вв до н.э.) клеры тольконаследовались, продавать или дарить их запрещалось. Существованиестабильной системы землевладения, основанной на сторогом соответствии междучислом полноправных граждан и числом наделов, способствовало оформлению«общины равных», существование которой стало одной из характерныхотличительных черт спартанского государства. Изменение такой системыземлепользования (в IV в до н.э. эфор Эпитадей узаконил свободную предачуклеров, хотя только по завещанию и только среди спартиатов) привело кобогащению одних спартанских родов и обнищанию других, что послужиловыделению деклассированного элемента и разложению спартанского строя. К участку прикреплялись илоты, местные жители - непосредственныесельхозпроизводители, которым, под контролем специально уполномоченных лиц,надлежало вести хозяйство на клере. Так как спартиатам длительноепребывание на участке было запрещено - они находились постоянно в состояниибоевой готовности в Спарте - илоты продолжали вести своё хозяйство,отдавая определенную часть продукции - апофору - государству, не считалисьчастной собственностью спартиатов и не подвергались непосредственнойэксплуатации. Сначала размер подати составлял половину урожая. После второйМессенской войны была установлена определенная норма. Ежегодная подать ввиде масла, вина, плодов и сыра указывает, что часть клера была занятакультурами, которые требовались государству. Кроме того, илоты выпасалискот и иногда участвовали в военных действиях: охраняли провиант, строилилагеря, выносили мертвых и раненых с поля боя. В бою их выставляли вкачестве заслона впереди войска, подставляя по первый удар врага. [15] Только государство обладало властью над жизнью и смертью илотов. Право собственности на землю и население было основано на завоевании.В целях подавления сопротивления илотов организовывались криптии - дни, вкоторые самые сильные из илотов умерщвлялись спаритатами. «Днем они[спартанская молодежь] отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью,покинув свои убежища, умерщвляли илотов, каких захватывали по дорогам.Нередко они обходили поля, убивая самых крепких и сильных илотов.»[16] Цельтаких тайных убийств - подавление возможного сопротивления илотов. Ежегоднокаждому из илотов полагалось определенное количество палочных ударов, дажеесли он не совершил ни какой провинности. Более того, когда они переходилинорму физической силы, которая подобает рабу, их наказывали смертью и на иххозяев налагали штраф за то, что они не сумели задержать физическоеразвитие илотов.[17] Хотя государство всеми силами старалось предотвратить восстанияилотов, проводя ежегодные криптии, запрещая им ночью выходить из своейхижины и под угрозой наказания смертью приближаться к Спарте, сопротивлениезахватчикам продолжалось. Таким образом, в Спарте сложился отличный от других греческих полисов,использовавших труд привозных рабов, механизм эксплуатации зависимогонаселения, большое численное превосходство которого требовало наличиясильного аппарата принуждения и постоянной боевой готовности от всех членовполиса. Другой вид зависимого населения - периэки - жители автономных общинторгово-ремесленного характера, расположенных на морском побережье и позападному склону Парнона, а также в области Скиритис - в северной частиЛаконской долины. Земли периэков были ограничены от земель населенныхилотами. Эфор пишет, что первоначально периэки были равноправны соспартиатами, но царь Агис лишил их политических прав и сделал данниками.Возможно, они были не сразу включены в состав Спартанского государства инаходились до этого на положении союзников спартанской военной общины,которая позднее подчинила их себе.[18] Периэки продолжали вести своёхозяйство и сохранили личную свободу, но, кроме уплаты податей, должны быливыставлять военные отряды тяжело вооруженных гоплитов. Кроме домашнегохозяйства периэки занимались ремеслами. До второй Мессенской войны срединих было много ювелиров и золотых дел мастеров. Однако после VII в. до н.э., после запрета изготовления предметов, связанных с роскошью, имиизготавливались в основном орудия труда, несложные предметы быта и оружие,которое в виде подати, собираемой царями, периэки поставляли спартиатам,получая за это железные деньги, имевшие только внутреннее хождение.[19] Прибрежные местности Лаконии, заселенные главным образом периэками,были экономически более развиты, чем внутренние долины. Многие центрыпериэков позднее имели ярко выраженный ремесленный характер.[20] Состав пеиэков был смешанным: ахейским и дорийским. Позже в их числопринимались племена, получившие право жительства в Спарте. Илоты, получившие за какие-либо заслуги освобождение, также включалисьв состав периэков.[21] Поселения периэков располагались в пограничных районах Спартанскогогосударства, создавая естественную защиту на подступах к центральнымрайонам, населенным илотами. Среди самих завоевателей шел процесс имущественногорасслоения.«Господствовало страшное неравенство, толпы неимущих и нуждающихсяобременяли город, а все богатства перешли в руки немногих»[22] Ахейскаязнать, вошедшая в состав спартанского государства, владела большимибогатствами, прежде всего золотом и серебром. Дорийская верхушка в процессезавоевания должна была тоже обогатиться, сосредоточив в своих руках большуючасть военной добычи. Плутарх, рассказывая о реформах Ликурга, пишет: «...он вывел из употребления всю золотую и серебряную монету ...»[23] После реформ проведенных Ликургом: «зажиточные граждане потеряливсесвои преимущества, поскольку богатству был закрыт выход на люди...»[24] С того же времени гражданином Спарты считался только тот человек,который происходил от родителей граждан, имел клер с илотами, прошел школуспартанского военного обучения, полностью подчинялся законам спартанскогогосударства и представителям государственной власти.[25] Наличие ремесла и обмена способствовало социальному расслоению внутриспартанской общины. «... Ликург изгнал из Спарты бесполезные и лишниеремесла...».[26] В этот период, по-видимому, чтобы ослабить социальную борьбу,выводится колония на остров Феру. Геродот описывает колонизацию довольноподробно, указывая как одну из основных её причин - вражду между минийцами,поселившимися на землях спартиатов после изгнания пеласгами со своих родныхземель. «... лакедемоняне решили принять минийцев ... дали им земельныенаделы и распределили по филам. После этого минийцы тотчас же взяли себе вжены [спартанок], а привезенных с собой с Лемноса дочерей и сестер выдализамуж за лакедемонян. Спустя немного времени минийцы стали держатьсявысокомерно, требовали себе долю в царской власти и совершали другиенедостойные поступки».(IV, 146 - 147)[27] Но кроме пришлых племен вколонизации участвовали и «... люди из разных спартанских фил...»[28] Ноколонизация не решила всех проблем. Примерно в то время была проведена реформа, приписываемая такжеЛикургу, полумифическому правителю и герою Спарты (по легенде, приведеннойПлутархом, пифия в Дельфах назвала его «боголюбезным, скорее богом, нежеличеловеком». (V)) [29]. Ликург, как передает традиция, ввел нового деления на «обы».«Разделить народ на филы и обы»[30](VI) - гласил дельфийский оракул. Древнее родовое деление на три дорийских филы: диманов, памфилов игиллеев, было заменено делением на «обы», в основе которого лежалтерриториальный принцип. Вся территория Лаконии разделилась на большое количество «обов»,представлявших собой небольшие административно - территориальные округа. Такая система была связана с новым, пятичленным делением самихспартиатов, Спарта состояла из пяти поселков («комай»). Которые так и необразовали единого целого. Замкнутость родовых группировок, в связи с медленным развитиемпроизводительных сил, почти не разрушилась, что препятствовало оформлениюСпарты как рабовладельческого полиса. Над усложненным родовым строем надстраивалась примитивнаягосударственная организация.[31] Таким образом, на классобразование в Спарте сильное влияние оказалозавоевание территорий. Процесс разложения родовой общины у спартиатовзамедлился, сдерживаемый походной жизнью. Основной же причиной замедленияэтого процесса явилась необходимость держать в повиновении илотов. Для этой цели старым родоплеменным органом управления нужно былоприспособиться к сложившимся условиям. Реформы Ликурга, приспособив многие стороны жизни спартиатов кпостоянной боевой готовности, помогли решить основную задачу - сохранитьприблизительное равенство в коллективе завоевателей (во избежание расколавнутри него) и удержать в повиновении покоренные массы. Изменения вэкономике Спарты: изъятие золотой и серебряной монеты, запрет ремёсел,упразднение внутренней торговли, позволили сформироваться «Общине равных»схожих по материальному положению граждан. Государство заботилось об обеспечении сограждан всем необходимым, но втоже время контролировало размер взимаемой с илотов продукции, не даваявозможности разбогатеть кому-либо из спартиатов, лишив их права продажиземли, илотов и осуществляя время от времени передел клеров. Деление земли после II - ой Мессенской войны на клеры, приписываемоетому же царю остановило рост имущественного расслоения и отодвинуло периодвыделения обезземеленных граждан - гипомейонов. Таким образом, в результате завоевания в спартанском обществеклассического периода (VII - V вв до н.э.) сложилось три основные класса. Класс порабощенного населения - илотов, положение которых отличалосьот положения рабов в других полисах с точки зрения экономической, но вполитическом отношении соответствовало. Периэки представляли зависимое население - схожее с классом мелкихземлепользователей и ремесленников соседних полисов. Аристократическая «община равных», не участвовавшая в производствематериальных ценностей, представляла класс эксплуататоров, пользовавшихсяпродуктами труда илотов и периэков. Основная цель «равных» - завоеваниеновых земель и удержание в повиновении уже завоеванных масс населения. В итоге можно сказать, что Спарта обрела свои характерные черты вполитической и общественной жизни в процессе завоевания земель иожесточенной непрекращающейся борьбы между илотами и гражданами. 2. Политический строй государства Спарта 1 Царская власть В период завоевания дорийцы представляли собой военно-племенныеобъединения, возглавляемые патриархальной знатью и находившиеся еще вусловиях родоплеменного строя. Институты власти, сложившиеся при военнойдемократии и не соответствующие нуждам оформлявшегося рабовладельческогополиса, приспособились к новым требованиям и сохранились в Спарте как в«музее исторических окаменелостей» , по выражению К.М. Колобовой. Государственными институтами Спарты являлись:апелла - собрание граждан полиса.герусия - совет старейшин.эфорат - коллегия 5-ти выборных лиц.два архагета - царя. В Спарте классического периода (VII - V вв до н.э.) сложиласьсвоеобразная система управления государством. Архит Тарентский в сочинении «О законе и справедливости» считает, чтоспартанская государственная организация гармонически сочетает в себеэлементы трех политических режимов: монархии, олигархии и демократии.[32] Монархический элемент - царская власть. Ведущей роли в управлениигосударством она не играла. Оба царя, архагета, как вожди времен военнойдемократии являлись «верховными главнокомандующими» армией и исполнялижреческие функции: «... в походе царь не имеет других обязанностей, кромеобязанностей жреца и военачальника...»[33] Царей чтили как героев. В общественной жизни они пользовалисьпривилегиями и почетом. «Особые же почести и права спартиаты передоставляли своим царям воткакие: обе жреческие должности - Зевса Лакедемонского и Зевса Урания (боганеба) и даже право вести войну с любой страной. Ни один спартиат не смеетим противодействовать, в противном случае подлежит проклятию. Сотняотборных воинов служит им в походе телохранителями. Жертвенных животныхцари могут брать с собой в поход сколько угодно: от каждой жертвы ониполучают шкуру и спинную часть мяса. Таковы были особые преимуществацарей во время войны.(VI, 58)[34] В мирное время царям полагались особые преимущества. Во времяжертвоприношений от имени царь восседал на 1-ом месте на жертвенномпиршестве; по сравнению с остальными участниками им первым подносятугощения и в двойном количестве. При возлиянии царям полагался первый кубоки шкура жертвенного животного. В 1-ый и 7-ой дни начала месяца общинадоставляет отборное животное, а затем лаконский медимн ячменной муки илаконскую четверть вина. На всех состязаниях царям принадлежат особыепочетные места. Им поручают назначить проксенами любого из граждан ивыбирать по 2 пифия (послов в Дельфы, которые обедают вмете с царями наобщий счет). Если цари не являлись на пиршество, то им посылают на дом 2хеника ячменной муки и по котиле вина каждому. А когда они приходят [напир], то им подают все кушания в 2-ном количестве. Такой же почет оказываютим и частный гражданин, приглашая к обеду. Посмертные же почести царей вот какие. О кончине царя всадникисообщали во все концы Лаконии, а женщины ходят вокруг города и бьют вкотлы. Лишь только раздаются эти звуки, в каждом доме 2-е свободных людей -мужчина и женщина - должны облечься в траур. Тех, кто не подчинялся этомуприказу, ожидало суровая кара... Всякий раз, когда умирал царь лакедемонян,на погребении обязано присутствовать, кроме спартиатов, так же определенноечисло периэков. Много тысяч периэков, илотов и спартиатов вместе с женамисобирались [на погребение] они яростно били себя в лоб, поднимали громкиевопли и при этом причитали, что покойный царь был самым лучшим из царей.Если же смерть постигла царя на поле боя, то в его доме устанавливалиизображение покойного на устланное [цветами] ложе, выносили [дляпогребения]. После погребения царя на 10 дней закрыт суд и рынок, а так жене бывают собрания по выборам должностных лиц, но в эти дни вселакедемоняне в трауре. После кончины царя его наследник, вступая на престол, прощаетспартиатам все долги царю или обещания. (VI, 51-60)[35] Ксенофонт в «Лакедемонской политии» описывает примерно ткие жевзаимоотношения между царями и общиной граждан, добавляя некоторыеподробности о отношениях сложившихся между царями и эфорами. «При появлениицаря встают все, кроме эфоров, которые продолжают сидеть на своих стульях.Эфоры же и царь ежемесячно обмениваются клятвами: эфоры присягают от лицаполиса, царь - от своего имени .. клянется править сообразуясь с законами,установленными в государстве, а полис обязуется сохранять царскую властьнеприкосновенной, пока царь верен своей клятве. Таковы почести, воздаваемыецарю в Спарте... Они лишь немного отличаются от почестей, оказываемыхчастным лицам. Действительно, Ликург не желал ни внушать царям стремление ктирании, ни возбудить зависть сограждан к их могуществу. Что касаетсяпочестей, воздаваемых царю после смерти, то из законов Ликурга видно. Чтолакедемонских царей чтили не как простых людей, но как героев.»[36] В обязанности только царей входили решения по некоторым вопросам.«Только одним царям было дано право выносить решения по следующим делам: овыборе мужа для дочери-наследницы и общинных дорогах (охранабезопасности)... если кто пожелает усыновить ребенка, то должен это делатьв присутствии царей. Цари также заседали в совете 28 геронтов... каждыйимел 2 голоса».[37] Однако Фукидид считает неправильным представление о том, чтолакедемонские цари при голосовании имели 2 голоса каждый, по его мнениюдавался на самом деле 1 голос. (I, 20) В герусии цари председательствовали. «Высшая власть в совещанияхдолжна принадлежать богоподобным царям... после них - старцами -геронтам...»[38] Цари Спарты были крупными землевладельцами. Помимо земельныхучастков, выделенных им на землях периэков, они владели плодороднымиучастками, выделенными из государственных земель.[39] Кроме того, имполагались описанные выше приношения «от народа»: жертвенные животные,вино, ячменная мука, т.е. содержание царского дома во многом основывалосьна натуральных поставках спартанской общины. Как военачальникам имполагалась часть военной добычи, в то время как остальная добычастановилась собственностью всей общины.[40] Одновременное правление двух царей, происходивших из рода Агиадов иЭврипонтидов, можно объяснить тем, что знать ахейского общества,поднявшегося до завоевания на более высокий уровень развития культуры,вошла в общину завоевателей. Происхождение власти 2-х царей обычно объясняется результатомсинойкизма дорийской и ахейской общин. Плутарх в биографии Ликурга ведетрод Эврипонтидов от царя Соя, завоевывавшего земли аркадцев. (II, 54)[41]Возможно именно этот род являлся дорийским. Следовательно, Агаиды былиахейским родом. Царская власть переходила по наследству, от отца к сыну. Ноодновременное правление двух царей было обязательным. Таким образом, цари пользовались экономическими привилегиями и ихпочитали как героев, но основной функцией царей были военные полномочия. Вовремя походов цари пользовались неограниченной властью, имея право жизни исмерти любого воина. В походе никто из должностных лиц не имел правовмешиваться в распоряжения царей или не подчиняться им. Все решениявыносились царями совместно и лишь в этом случае были обязательны. Геродот описывает попытку царя Клеомена арестовать жителей Эгины,обвиненных афинянами в сотрудничестве с персами. Некоторые эгинцы оказалиему сопротивление «... заявив, что Клеомен ... действует без разрешенияспартанских властей ... иначе бы он прибыл вместе в другим царем». (VI,50)[42] После окончания войны власть царей ограничивалась жреческими функциямии еще несколькими обязанностями. Слабость царской власти, контроль над ней со стороны эфората исоправление царей доказывают, что институт царской власти в Спартеунаследовал много архаичных черт, относящихся ко времени военнойдемократии. Во избежание установления тирании царей в Спарте, одной из задачэфората и геронтов было поддержание постоянной вражды между царями, в товремя как наиболее важные решения были действительны только при одобренииих обоими царями. Так, за царями сохранилась власть военного вождя, но политическиеправа были сильно урезаны. Это обстоятельство позволило приспособитьинститут царской власти к нуждам крупного рабовладельческого государства,основанного на эксплуатации завоеванного населения, а следовательно,нуждающегося в наличии сплоченной армии, с одной стороны, а с другой -заинтересованного в сохранении равенства среди граждан, что невозможно приполной монархии. В связи с этим герусии и эфорату передавалась часть тех политическихправ, которых были лишены цари. 2 Герусия Герусия - совет старейшин. Традиция приписывает создание этого органауправления реформатору Ликургу. Якобы «... первых старейшие Ликург назначилиз числа тех, кто принимал участие в его замысле. Затем он поставил взаменумерших всякий раз выбирать из граждан, достигших 60 лет, того, кто будетпризнан самым доблестным ...»[43](XXVI) Ведущую роль в оформлении герусии вряд ли можно признать только заЛикургом. Подобный орган управления существовал у дорийских племен современ военной демократии, ликургова ретра только узаконила определеннойколичество геронтов, оставив принцип их избрания мало измененным. В герусии, кроме двух председательствующих царей, входили «...28 старейшин... постоянно поддерживающих царей, оказывавшихсопротивлении демократии, но в тоже время помогавших народу хранитьотечество от тирании».[44] (V, 57) Геронты выбирались пожизненно на народном собрании. Причем учетголосов велся весьма условно «...спартанцы выносят решение, голосуя криком,а не камешками..»(I, 87)[45] При том, что силу крика, а значит и победу претендента, оценивалиособые выборные, находившиеся в момент голосования в закрытом помещении,итоги голосования были неточны и субъективны. Первоначально герусия была верховным судом общины и хранителемустного права, одновременно она же являлась и верховным советомгосударства. Её решения касались и внешней и внутренней политики Спарты.Позже государственный суд по уголовным делам и государственнымпреступлениям.[46] Таким образом, разделив полномочия с эфоратом, древний родоплеменнойорган - совет старейшин приспособился к новым условиям рабовладельческогогосударства. 3 Апелла Апелла - народное собрание полноправных граждан-спартиатов.Первоначально функции апеллы были широки. Ей принадлежало право приниматьи отвергать законы, решать вопросы войны и мира, а также решать наиболееважные дела внутри самой общины. Но после ограничения власти апеллы второйретрой наиболее важной функцией апеллы был выбор должностных лиц. Прежниеширокие полномочия апеллы были сильно ограничены. Члены апеллы не имелиправа по своей инициативе предлагать рассмотрению народного собрания какие-либо вопросы, а должны были только выражать свое отношение к вопросам,предложенными им герусией и архагетами. Многие это обычно выражали крикомили, в спорных случаях, расступались по сторонам, и большинствоопределялось геронтами на глаз. Этот способ голосования указывает набольшую древность существования апеллы; он восходит, вероятно, еще кплеменным собраниям дорийцев. Так как в апелле не происходило обсуждения вопросов и от граждан, атакойтребовалось только высказать свое мнение путем голосования, а такойархаический способ голосования допускал злоупотребления, то герусия,конечно, могла проводить любые решения. Если большинство спартиатоввысказывало против предложенного герусией постановления, то герусия имелаправо, во второй ретре, распустить собрание. Таким образом, послеограничения роли народного собрания второй ретрой, апелла перестала игратьактивную роль в жизни спартанского государства и превратилась лишь всовещательный орган при герусии.[47] Подобное положение апеллы позволило ей просуществовать в условияхрабовладельческого государства долгое время, хотя в сущности она являласьархаизмом. Сохранение столь древнего органа, создавало видимость демократиии позволяло сплотить спартиатов. 4 Эфорат Эфорат - должностная коллегия эфоров, состоявшая из 5 человек,ежегодно переизбираемая из состава всей общины спартиатов. «Магистратураэта [эфория] ведёт важнейшие отрасли управления в Лакедемоне, пополняетсяже коллегия эфоров из среды всего гражданского населения, так что в составправительства попадают зачастую люди очень бедные ...» (II,6)[48] Первоначально эфорат был учрежден для ограничения власти царей и ихвлияния на государственные дела. «... Ликург придал государственномууправлению смешенный характер, но приемники его, видя. Что олигархия всееще чересчур сильна ... набрасывает на нее, словно узду, власть эфоров -блюстителей - приблизительно 130 лет спустя после Ликурга, при цареПеопомпе».[49] Об этом же свидетельствует приведенная ранее взаимная клятва царей иэфоров. Согласно преданию, раз в 8 лет эфоры проводили ночь вне дома,наблюдая за небом. Если в эту ночь они не видели звезду, падающую вопределенном направлении, это значило, что один из царей подлежит смещению,как не соблюдающий данной им клятвы. Вторая Мессенская война, сопровождающаяся порабощением всегосвободного населения долин, привело к усилению эфората. «Так власть эфоров чрезвычайно велика и подобна властитиранов...»[50] Важной функцией эфоров стал полицейский надзор за охранойустановленной конституции, в связи с чем и гражданский суд был передан изгерусии эфорам.[51] «В руках эфоров, ... находится власть постановлять своирешения по важным судебным процессам...»[52] Во время войны два члена коллегии эфоров участвовали в походах дляпостоянного наблюдения за деятельностью царей. Во время войны они не имелиправо вмешиваться в распоряжения царей, но после войны могли судить царей.«По возвращению (из Аргоса) [царя] Клеомена привлекли к суду эфоров» (IV,82)[53] Эфорат контролировал «... все магистратуры государства. Но... самспособ, которым должен осуществляться указанный контроль эфоров надгеронтами...не исправлен».[54] Система спартанского воспитания подлежала теперь контролю эфоров.Эфоры же имели право удалять из Спарты иноземцев. В их руки перешло и правоконтроля за распределением военной добычи, установление налогов ипроведение военного набора. Особенно важным были функции эфоров по контролю за илотами ипериэками. Именно они устанавливали время начала криптий. Над периэками ониполучали право уголовного суда. Имея право немедленно наказывать любого гражданина, преступившегообычаи Спарты, сами эфоры не подлежали суду и оставались бесконтрольными«... казалось, эфорат был учрежден в интересах народа, на самом же деле онпослужил к усилению влияния знати».[55] Таким образом, коллегия эфоров стала постепенно самым влиятельнымгосударственным органом. В итоге, описав все органы управления древней Спарты, представлявшихкак упоминалось вначале главы, олигархический, монархический идемократический политические режимы, можно заключить, что реальная властьбыла сосредоточена в руках эфоров. Так, в управлении государством принимали участие цари и герусия - двааристократических института власти. Но по причине уравновешивания другдруга, все три института власти создавали особый, присущий Спарте, типуправления - олигархическую республику. 3. Общественный строй Спарты 1 Архаичные черты в общественной жизни спартиатов Военный характер спартанского общества способствовал сохранению всреде спартиатов пережитков доклассовых отношений. Таким пережитком былазначительная обоществленность быта спартиатов, связанная с их полнымустранением от хозяйственной деятельности и со столь же полным превращениемих в военный господствующий класс. В быту спартанцев сохранилось много обычаев, восходящи к глубокойдревности. Например, архаическая система возрастных классов, котораяобнаруживается в недрах спартанского государственного аппарата. В известномсмысле политический режим, существовавший в Спарте в V - IV вв. до н.э.,можно определить как самую настоящую геронтократию. Важнейшими атрибутамиэтого режима были такие обстоятельства, как власть совета старейшин,распространявшаяся на все государственные дела, политическая и дажеэкономическая неправоспособность младших граждан, воспитание подрастающегопоколения в духе беспрекословного повиновения старшим по возрасту ит.д.[56] Общие трапезы - сисситии также можно считать архаичной чертой быта,однако смешение возрастов в этих коллективах, схожих с мужскими домамиродовой общины было по-видимому, результатом коренной перестройкисуществовавшей здесь древней системы возрастных классов. Женщины являлись полными хозяйками в быту. «Их своеволие и могущество- следствие частых походов, во время которых мужья вынуждены бывалиоставлять их полными хозяйками в доме, а потому и оказывали им уважение ...и даже называли «госпожами».[57] Такое положение женщины явный пережитокматриархата. Многие обычаи семейной жизни также восходили к первобытнообщинномустрою. Ярким примером этого может служить обряд заключения брака путемпохищения девушки-невесты. «Невест брали украдом, но не слишком юных,недостигших брачного возраста, а цветущих и созревших.»[58] Семья в Спарте моногамная, но допускались внебрачные отношения и длямужа, и для жены - пережитки группового брака. Рождение женщиной ребенка отдоблестного воина - друга её мужа приветствовалось и государством, иобществом, т.к. «... дети вырастают хорошими, коль скоро происхождение иххорошо.» Плутарх об этом говорит так: «Ликург решил, что дети принадлежат неродителям, а всему государству, и потому желал, чтобы граждане рождались неот кого попало, а от лучших отцов и материй.»[59] 3.2 Воспитание спартиатов Воспитание детей было подчинено одной задаче - подготовить крепкого ивыносливого воина, в любую минуту готового выступить против илотов. По этому воспитание и обучение являлось одной из главныхгосударственных забот и осуществлялось на общественных началах. «Согласнозаконам Ликурга, все новорожденные подвергались специальному осмотрустарейшин филы. Если они находили ребенка крепким и здоровым, то егоотдавали родителям для выкармливания, тут же назначив ему один из наделов.Если же ребенок имел какой-либо недостаток, который мешал бы ему стать вдальнейшем полноценным воином, его убивали, бросая в апофеты, посчитав, чтоего жизнь не нужна ни ему самому, ни государству, раз ему с самого началаотказано в здоровье и силе»[60] Родители были не в праве сами распоряжаться воспитанием ребенка. Едвамальчики достигали семилетнего возраста, их забирали у родителей ираспределяли по отрядам - агелам, где они вместе жили, играли и трудились,причем под словом «трудиться» подразумевалось выполнение гимнастическихупражнений. «Агела» - значит стадо. В этом названии пережиточно сохранилисьследы скотоводческого хозяйства дорийцев до их переселения в Лаконию. Такимобразом, система совместного воспитания, вероятно, восходит еще ко временидо дорийского вторжения в Лаконию.[61] Воспитывали и обучали детей педономы - государственные воспитатели,избранные из числа наиболее достойных спартиатов. Начальниками агел -агелархами - были мальчики старших возрастных групп, отличавшиесярассудительностью, сообразительностью и храбростью в драках. Дети должныбыли во всем равняться на них, исполнять их приказы, молча повиноваться имолча терпеть наказания. Таким образом воспитывалась привычка к строгойдисциплине, которая считалась высшей добродетелью. «Следуйте же за вашимипредводителями, куда бы они вас ни повели, соблюдая превыше всегодисциплину и бдительность, и всегда точно выполняйте приказывоеначальников. Нет ничего прекраснее и надежнее для большого войска, чемподчиняться единой воле и единому порядку».(II, 11)[62] «Самыми же величайшими пороками спартанцы считали глупость, слабостьи нерадение, а также самолюбование».(I,122) [63] Таким образом, все воспитание сводилось к требованиям беспрекословноподчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником.«Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя былообойтись».[64] Детей учили говорить немногословно и метко («лаконизм»), так, что вих словах «едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речивызывали пространные размышления».[65] Так же учили пению и музыке. По достижению 20-ти лет юноши получалиполное вооружение воинов и вступали в члены одной из сисситий. Воспитаниеспартанца длилось и в зрелые годы. Непрерывные тренировки и лагерная жизнь,поддерживаемая в мирное время, продолжались до старости. «Никому неразрешалось жить так как он хочет: точно в военном лагере, все в городеподчинялись строго установленным порядкам и делали то из полезных длягосударства дел, которое им было поручено».[66] Государство заботилось о воспитании не только мальчиков, но идевочек, так как спартанская община была заинтересована в том, что бы детирождались здоровыми и сильными и могли стать в дальнейшем полноправымивоинами. Несмотря на то, что воспитывались девочки матерями, они такжедолжны были выполнять те же упражнения, что и мальчики: бегать, бороться,бросать диск, метать копья, чтобы «.. зародыш в здоровом теле с самогоначала развивался здоровым, и сами женщины рожая, просто и легкосправлялись с муками»[67] Таким образом, вся жизнь спартанцев была подчинена интересамвоенизированного государства, что способствовало сохранению архаичных чертв быту. Заключение В результате изучения доступных источников и учебной литературы можносделать следующие выводы о государственном и общественном строе Спарты. 1. Процессу сложения спартанского государства предшествовал период завоевания территорий, которые к приходу дорийцев-спартиатов были довольно плотно заселены. 2. В связи с тем, что сложение спартанского государства происходило в условиях завоевательных походов, образовалась чрезвычайно военизированное государство, полностью подчиненное целям захвата новых земель и удержания в полном повиновении уже захваченных. 3. Расширение территорий спартанского государства за счет Мессении способствовало созданию стабильной системы землевладения, основанной на строгом соответствии между числом граждан и наделов - клеров. Такая система землевладения и эксплуатация порабощенного населения - илотов стали основой на которой сформировалась социально классовая структура спартанского общества. 4. Важную социально - экономическую роль в истории Спарты, сыграли реформы полумифического царя Ликурга, в достоверности личности которого сомневались уже древние авторы. Основательные преобразования, приписываемые ему, приведшие к торможению имущественного расслоения, позволили оформиться «общине равных», силы каждого гражданина которой были направлены на ведение военных действий внутри и вне полиса. Преобразования проведенные, по преданию Ликургом, в государственном аппарате, создали довольно сбалансированную систему, не позволявшую установиться в Спарте ни тирании ни демократии. Старые органы управления, относящиеся к периоду военной демократии, сохранили некоторые свои функции, но круг вопросов, входящих в их компетенцию сузился. Вся система спартанского государств была направлена на подавление сопротивления илотов. Источники1. Геродот История в 9-ти книгах. - Лененград: Наука, 1972. - 599 с.2. Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3 т. - Москва: АН СССР, 1963- Т.2. - 546 с.3. Фукидид История. - Ленинград: Наука, 1981. - 530 с.4. Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Каллистова Д.П. - М: Мысль, 1964. - 694 с. Учебная литература1. Андреев Ю.В. Спартанские «всадники» // ВДИ. - 1969. - № 42. Бергер А. Социальные движения с Древней Спарте. - Москва: Правда, 1936. - 108 с.3. Древняя Греция / Под ред. Струве В.В. - Москва, Наука, 1964. - 503 с.4. Колобова К.М. Древняя Спарта в X - IV вв. до н.э. - Ленинград, Наука, 1957. - 440 с.-----------------------[1] Фукидид История. -[2] Бергер А Социальные движения в древней Спарте.[3] Фукидид История. - Л, Наука,[4] Геродот История в девяти книгах.[5] Древняя Греция / Под ред. Струве В.В.[6] Колобова К.М. Древняя Спарта X-IV вв. до н. э.[7] Бергер А. Социальные движения в Древней Спарте.[8] Колобова К.М. Древняя Спарта X - IV вв. до н. э.[9] Фукидид История.[10] Древняя Греция / Под ред. Струве В.В.[11] Там же[12] Геродот История в девяти книгах.[13] Колобова К.М. Древняя Спарта в Х-IV вв. до н.э.[14] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.[15] Колобова К.М. Древняя Спарта в X - IV вв. до н.э.[16] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.[17] Колобова К.М. Древняя Спарта в X IV вв. до н.э.[18] Древняя Греция / Под ред. Струве В.В.[19] Колобова К.М. Древняя Спарта в X-IV вв. до н. э.[20] Берг А. Социальные движения в древней Спарте[21] Колобова К.М. Древняя Спарта в X IV вв. до н.э.[22] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.[23] там же[24] Плутарх Сравнительные характеристики :В 3-х т.[25] Колобова К.М. Древняя Спарта в X - IV вв. до н.э.[26] там же[27] Геродот История в 9-ти книгах.[28] Геродот История в 9-ти книгах.[29] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.[30] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.[31] Берг А Социальные движения в древней Спарте.[32] Андреев Ю.В. Спартанские «всадники» // ВДИ.[33] Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Каллистова[34] Плутарх Сравнительный жизнеописания: В 3-х т.[35] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.[36] Хрестоматия по истории Древней Греции / По ред. Каллистова.[37] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.[38] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.[39] Колобова К.М. Древняя Спарта в X- IV вв. до н.э.[40] Колобова К.М. Древняя Спарта в Х -IV вв. до н.э.[41] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.[42] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.[43] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.[44] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.[45] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.[46] Колобова К.М. Древняя Спарта в X- IV вв. до н.э.[47] Колобова К.М. Древняя Спарта X -IV вв. до н.э.[48] Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Каллистова.[49] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.[50] Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Каллистова.[51] Колобова К.М. Древняя Спарта X-IV вв. до н.э.[52] Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Каллистова.[53] Геродот История в 9-ти книгах.[54] Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Каллистова.[55] Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Каллистова.[56] Андреев Ю.В. Спартанские «всадники» // ВДИ.[57] Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Каллистова.[58] Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Каллистова.[59] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.[60] Хрестоматия по истории древней Греции / под ред. Каллистова.[61] Колобова К.М. Древняя Спарта в X-IV вв. до н.э.[62] Фукидид История в 9-ти книгах.[63] Фукидид История в 9-ти книгах.[64] Хрестоматия по истории древней Греции /Под ред. Каллистова.[65] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.[66] Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Каллистова.[67] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Общественный и государственный строй Древней Спарты Донецкий государственный университетИсторический факультетСпециальность: «Всемирная история» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Государственный строй Афин в период расцвета рабовладельческой демократии (V в до н э.)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Общественный и государственный строй Древней Спарты Донецкий государственный университетИсторический факультетСпециальность: «Всемирная история» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Обзор книги К. Куманецкого...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Общественный и государственный строй Древней Спарты Донецкий государственный университетИсторический факультетСпециальность: «Всемирная история» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура Древней Индии Государственный...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Общественный и государственный строй Древней Спарты Донецкий государственный университетИсторический факультетСпециальность: «Всемирная история» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua История создания кредитной...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Общественный и государственный строй Древней Спарты Донецкий государственный университетИсторический факультетСпециальность: «Всемирная история» iconI. Государственный и общественный строй Древнего Вавилона
Древневосточная деспотия как форма государственного строя в Древнем Вавилоне

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Общественный и государственный строй Древней Спарты Донецкий государственный университетИсторический факультетСпециальность: «Всемирная история» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Влияние ценовой политики...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Общественный и государственный строй Древней Спарты Донецкий государственный университетИсторический факультетСпециальность: «Всемирная история» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua История распада СССР министерство...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Общественный и государственный строй Древней Спарты Донецкий государственный университетИсторический факультетСпециальность: «Всемирная история» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Научная революция XVII века...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Общественный и государственный строй Древней Спарты Донецкий государственный университетИсторический факультетСпециальность: «Всемирная история» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Тейлор Ф. У. основоположник...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Общественный и государственный строй Древней Спарты Донецкий государственный университетИсторический факультетСпециальность: «Всемирная история» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua История возникновения представлений...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<