Тема урока: «Мир униженных и оскорбленных и бунт личности против жестоких законов социума» Цели урока




Скачать 76.89 Kb.
НазваниеТема урока: «Мир униженных и оскорбленных и бунт личности против жестоких законов социума» Цели урока
Дата публикации15.11.2013
Размер76.89 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Право > Урок

Тема урока: «Мир униженных и оскорбленных и бунт личности против жестоких законов социума»

Цели урока.

  • Проанализировать лоцию «Закон»

  • Формировать личностное отношение к данной лоции с активным переосмыслением собственных представлений о соблюдении закона, ответственность человека за свои поступки.

Развивающие цели:

  • Умение сотрудничать и работать в группе

  • Умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

  • Умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений

  • Аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные цели:

  • Воспитывать правильное отношение к проблеме «Соблюдение закона»

  • Способствовать воспитанию гуманизма, ответственности человека за свои поступки.

Тип урока: урок-диспут

Оборудование:

  • Материалы из критических статей

  • Фотоматериалы, портреты Ф.Стендаля, Ф.М. Достоевского, М.А.Булгакова.

  • Информационно- компьютерный комплекс

  • Фрагмент из к/ф «Преступление и наказание».

Прогнозируемые результаты:

Научить учащихся анализировать лоцию Закона и выработать правильное отношение к проблеме «Человек и закон».

^ Эпиграф к уроку

При всем своем к закону уважении

По улицам хожу не так, как все:

Поправ собой все правила движения

По встречной пешеходной полосе

Тому я вижу лишь одну причину,

Простую, как колумбово яйцо:

Идя в потоке, видишь только спины,

Идя навстречу, смотришь всем в лицо…

^ Ход урока

Учитель ставит тему и цели урока.

Определяет задачи: определить соблюдение Закона в литературных произведениях Стендаль «Красное и черное», М.Булгаков «Мастер и Маргарита», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

^ Актуализация знаний:

  1. Дайте определение понятию «Закон».

(Закон- это общественные нормы, созданные для нормального существования государства и граждан).

Закон- это общеобязательное правило, регламентирующее поведение и деятельность членов общества, и их отношение с государством (запись понятия в тетрадь).

^ Работа с текстом:

Как соблюдаются Законы в романе Ф.Стендаля «Красное и черное», М.Булгакова «Мастер и Маргарита», Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Индивидуальное задание по группам (6)

Приводят примеры из текста о нарушении закона, о нарушении человеческого Закона жизни (запись конспекта в тетрадь).

Аналитическая беседа о социальных и философских истоках, нарушение закона и последствия этого.

^ Вступительное слово учителя

«Основная тайна нарушения закона лежит не в преступлении, а в мотивах преступления»,- писал В.Шкловский. Поэтому главные вопросы урока - не вопрос о самом преступлении, а почему оно совершено и что толкнуло героев на этот путь?

Лоции

Закон-нарушение закона-суд-совесть-грех-справедливость

Провести обоснованное исследование от нарушения закона до восстановления справедливости.

^ Индивидуальные задания по группам.

1 группа.Закон. Что такое закон? Это общепринятая норма нравственного поведения, которая обязательна для исполнения. В человеческом обществе закон составляют высшие правительственные органы. Так же есть не установленные законы принятые только в обществе людей, которые не наказуемые уголовно, но это уже не закон, а общественные нормы. За эффективное исправление, частное и общее предупреждение, если оно справедливо. Так справедливо ли оно?

^ 2 группа. Нарушение закона. Человечество всегда переступает закон только по причине того, что вечно пытается найти ответы на вопросы, волнующие сердца многих людей: почему одни, умные, добрые, благородные должны влачить жалкое существование, в то время как другие, ничтожные и подлые, глупые живут в роскоши и довольстве? Почему страдают невинные дети? Как изменить этот порядок? Кто такой человек- «тварь дрожащая»- или владыка мира, «право имеющий» преступить моральные устои? Не могущий ничего или всемогущий, прозревший людские законы и творящий свои?

^ 3 группа. Суд- это орудие справедливости, осуществляемой через бездушный закон. Однако для Достоевского понятие юридической справедливости- всего лишь частный вариант равенства: перед законом все равны. Этому бездушному, языческому идеалу революции он противопоставляет образ вселенского братства, которое исключает понятие вины и потому не нуждается в справедливости. Для Булгакова- любой суд не прав – кроме одного - Страшного. Противоречия между судом и Страшным судом составляет генеральный и гениальный конфликт всего творчества. Стендаль сумел слить два этих несовместимых понятия в одно. Суд в его книгах - беспристрастный анализ психологической действительности, рассмотрение мотивов и поступков. Но суд это ещё и разоблачение неправильных идей ради одной правильной. Это путь к истине, который совершается через преодоление лжи.

^ 4 группа. Совесть. Понятие совести не может быть приемлемо к человеку, поступившемуся своими принципами ради какой- либо цели только Бог, считает Достоевский, имеет право распоряжаться судьбами людей. Ставить себя на место Бога- это ли не величайшее из преступлений, ведь следствие этого полная безнаказанность, вседозволенность и потеря человеком всех моральных норм. А для того, чтобы оставаться человеком среди людей, необходимо чтобы в каждом из нас всегда побеждало духовное «я» человека, побеждала совесть. Нарушать закон несложно. Нарушение законов стало жизненной тенденцией. Однако не уголовное наказание страшно, страшен «личный суд». Суд внутреннего закона. И есть вещи, гораздо страшнее тюрьмы, есть совесть и раскаяние, преследующее и терзающее на долгие годы… - так раскрывает совесть М. Булгаков в образе Понтия Пилата.

^ 5 группа. Грех- это не нарушение уголовного кодекса, а причиняемый себе вред. Ошибка- это и есть грех. К счастью, у нас есть способ это дело победить. Покаяться и больше так не делать. Грехи прощаются Богом. Но это прощение нужно заслужить, пройти испытания, осознать ошибки. Пилат проводит в одиночестве двенадцать тысяч лун вместе со своим верным псом Бангой, вынужденным разделить участь со своим хозяином, прокуратор вынужден мучаться бессонницей каждое полнолуние, он мечтает о лунной дороге и о встрече на ней с бродячим философом Иешуа. Но Мастер прощает его, закончив свой роман словами: «Свободен! Он ждет тебя!» По убеждению Достоевского нарушение закона- это грех. «Всякий, поступающий греховно, поступает и беззаконно». Жить по закону, значит жить в согласии с общественной моралью и всегда помнить о суде совести. Следование Евангелию - вот путь подлинно нравственной, живущей законами личности, утверждает писатель.

^ 6 группа. Справедливость- это понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния. В частности, это соответствие прав и обязанностей, труда и вознаграждения заслуг и их признания, преступления и наказания. Пройдя через

нарушение закона, суд, осознание своего греха, Жюльен Сорель, Раскольников, Понтий Пилат, приходят к выводу, что закон, совесть и грех неразрывны, а соблюдение одного сохраняет в спокойствии другое. «Совесть есть закон законов». Эта фраза принадлежит французскому писателю и оратору Ламартину. Итак, мы рассмотрели взаимосвязь закона и совести и выяснили, что все законы построены на принципах моральных норм, а это значит, что совесть, грех и справедливость можно смело считать самым важным законом, существующим на данный момент.

Обобщение.

Как раскрывается данная лоция в произведениях литературы XIX-XX веков

^ Ф.Стендаль «Красное и черное»?

«Основной закон для всего существующего - это уцелеть, выжить, даже если нарушить закон - такая основная мысль романа «Красное и черное».

^ Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Достоевский дает право читателям самим судить, соблюдался ли Закон и что есть им?

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

Справедливо сказать, что роман Булгакова - об ответственности человека за все добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, предательству и бесчеловечью.

Просмотр фрагмента к/ф по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Рефлексия. Работа по группам с использованием интерактивного приема «микрофон» по теме: «Путь от страдания к состраданию лежит через преступление… к возрождению и восстановлению справедливости».

Составление кластера из ключевых слов (записать в тетрадь)


вызов обществу



желание восстановить справедливость

дерзость посягнуть на место в высшем свете

нарушение закона

желание славы

желание помочь близким


^ Заключительное слово учителя

… мотивы несоблюдения закона - это оправдание или нет?

…роль Наполеона в жизни героев.

Высказывания учащихся.

  1. Через наказание грядет очищение, а следовательно перерождение героя. Это очищение, но оправдывает ли оно его?

  2. В жизни героев большую роль играл Наполеон. Он выступал как идол, которому нужно слепо следовать. Раскольников считал, что нужно равняться на сверхлюдей, которым всё дозволено, которые двигаясь к цели не выбирают средства, готовы даже пойти на преступление, как Наполеон.

Этот человек, который перевернул мир, смог осуществить невозможное, громко и свободно заявлял на весь мир о стремлении его завоевать, стал кумиром юношей в его делах. Всё могло бы быть не так трагично, если бы они выбрали путь добрых дел, а не крови, убийств и насилия.

Выводы

Юристы руководствуются только сухими правилами, а люди руководствуютя своими чувствами и учитывают вину, которая будет, обязательно будет их преследовать после. Так что невозможно сказать, что весомее: суд совести или юридический суд, ведь, объединяясь, они создают преступнику невыносимые условия, в которых тот либо ломается, не выдержав давления, либо кается и умоляет о пощаде. Недаром говорят, что оставить жизнь человеку иногда страшнее, чем дать ему умереть. Для некоторых смерть – милость, а отмена в современных странах смертной казни с заменой пожизненным заключением похожа не на сострадание, а на жестокую иронию людей, глубоко разбирающихся в психологии человека.

Домашнее задание.

Написать эссе «Нарушение закона – закон жизни?»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Мир униженных и оскорбленных и бунт личности против жестоких законов социума» Цели урока iconЛитература Урок №1 Тема урока: «Всю душу выплещу в слова». (Жизнь...
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и судьбой С. А. Есенина, дать представление о личности поэта посредством исторических данных...

Тема урока: «Мир униженных и оскорбленных и бунт личности против жестоких законов социума» Цели урока iconТема урока: Кисть рябины
Цели урока: содействовать формированию эстетического отношения к действительности

Тема урока: «Мир униженных и оскорбленных и бунт личности против жестоких законов социума» Цели урока iconТема, цели и задачи урока
Организационное начало урока: готовность учителя (внешний вид, наличие конспекта, наглядные пособия, и т д.)

Тема урока: «Мир униженных и оскорбленных и бунт личности против жестоких законов социума» Цели урока iconУрок – тренинг по основам здоровья в 1 классе. Тема: Дорога в школу....
Цели урока: закрепить правила дорожного движения; научить детей выбирать безопасный путь в школу; воспитывать культуру поведения...

Тема урока: «Мир униженных и оскорбленных и бунт личности против жестоких законов социума» Цели урока iconТема урока : Биология – наука о животных Цель урока
Цель урока: рассмотреть и изучить такие вопросы как – что такое биология, органический мир, признаки живого. Развивать логическое...

Тема урока: «Мир униженных и оскорбленных и бунт личности против жестоких законов социума» Цели урока iconТема урока: Общая характеристика Типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Цели урока
Отвечая на задания кроссворда, при правильном заполнении в выделенных клетках должно выйти слово «Хордовые»

Тема урока: «Мир униженных и оскорбленных и бунт личности против жестоких законов социума» Цели урока iconУрока литературы в 5 классе. Тема урока: Г. К. Андерсен и его сказочный...
Андерсена – сказочника; понимать сюжет сказки; уметь устанавливать ассоциативные связи эпизодов текста с иллюстрациями

Тема урока: «Мир униженных и оскорбленных и бунт личности против жестоких законов социума» Цели урока iconКонспект урока тема урока
Задачи урока: развитие двигательных качеств, силы, выносливости, координации движений, быстроты, воспитание товарищества, чувство...

Тема урока: «Мир униженных и оскорбленных и бунт личности против жестоких законов социума» Цели урока iconУрока: урок изучения нового материала Ход урока
Цели урока: Формирование понятий преобразования подобия, гомотетии, подобных фигур; формирование интереса к математике; развитие...

Тема урока: «Мир униженных и оскорбленных и бунт личности против жестоких законов социума» Цели урока iconУчебник. Ход урока I. Организационный момент
Цели урока: познакомить учащихся с признаками сложноподчинённых предложений с придаточными причины и цели, научить находить в тексте...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<