Курсовая работа || ||на тему «Приватизация: западный опыт»




Скачать 265.3 Kb.
НазваниеКурсовая работа || ||на тему «Приватизация: западный опыт»
Дата публикации17.11.2013
Размер265.3 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Право > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Приватизация: западный опыт

| ||МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ || ||ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ||ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ || ||КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ||УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ || || ||КУРСОВАЯ РАБОТА || ||на тему «Приватизация: западный опыт» || ||Исполнитель: |Руководитель: ||студент 3-го курса |Шевченко Н. С. ||специальности 0608 | ||Константинов С. С. | || || || ||г. Южно-Сахалинск ||2001 г. | План курсовой работы:|Введение |4 ||1. Понятие разгосударствления и приватизации |6 ||1.1. Разгосударствление |7 ||1.2. Приватизация |10 ||2. Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и |14 ||сроки приватизации | ||2.1. Подходы к рассмотрению приватизации |14 ||2.2. Принципы приватизации |17 ||2.3. Модели приватизации |19 ||2.4. Сроки приватизации |21 ||3. Приватизация в странах Западной Европы |22 ||3.1. Приватизация во Франции |22 ||3.2. Приватизация в Германии |25 ||3.3. Приватизация в Испании |28 ||Заключение |32 ||Список использованной литературы |35 |Введение Тема моей курсовой работы «Приватизация: западный опыт». Я выбрал данную тему, потому считаю, что она в настоящее время оченьактуальна, т.к. приватизация в России в 90-е годы прошла не совсем так, какзадумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд грубейшихошибок, наша страна не учла положительный опыт и результаты приватизации вдругих развитых странах. Поэтому Россия должна изучить и проанализироватьдопущенные ошибки, еще раз изучить опыт, результаты, механизм приватизациив других странах. И после этого, учитывая специфику нашей страны,необходимо исправить допущенные ошибки в приватизации. Поэтому в работе я хочу раскрыть ряд вопросов: 1. Понятие приватизации 2. Подходы к рассмотрению приватизации, принципы, модели и срокиприватизации 3. Приватизация в странах Западной Европы – во Франции, в Германии, вИспании. Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения исписка литературы. В первой главе я решил рассмотреть понятие разгосударствления иприватизации. Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованиюгосударственной собственности, направленных на устранение чрезмерной ролигосударства в экономике. Разгосударствление означает снятие с государствабольшинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующихполномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связейгоризонтальными. Однако разгосударствление не означает, что государствоперестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются лишьмасштабы государственного предпринимательства, а государство остаетсяструктурным элементом смешанной экономики. Также необходимо сказать, что в настоящее время в экономической теориии практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации. Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности,заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан июридических лиц. Во второй главе говориться о подходах к рассмотрению приватизации,принципах, моделях и сроках приватизации. Возможны несколько подходов к рассмотрению приватизации: традиционный,«трудовой», «субъектный», «западный». Основным принципом приватизации должен являться генеральный принципвсех реформ – «не навреди!». Но также существует еще 6 принциповприватизации. Можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Один из серьезных вопросов касающийся приватизации – это сроки еёпроведения: или она должна быть быстрой или быть растянутой на несколькодесятилетий. В третьей главе я изучил приватизацию в странах Западной Европы. Для примера я взял Францию, Германию и Испанию.1. Понятие разгосударствления и приватизации В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлениии развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую рольиграет собственность. Отношения собственности составляют основу любойэкономической системы[1]. Истории человеческого общества известны самые разнообразные формысобственности, из которых наибольшее значение имеют государственная ичастная собственность. В современном мире нет ни одной страны, где бы государство активно незанималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формысобственности в экономике страны ведет к возникновению государственноймонополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя,населения и чрезвычайно выгодна производителю. Огосударствление всейобщественной жизни означает, что государство занимает монопольноеположение, а сама система общественной жизни выступает в качествеавторитарно-бюрократического государства. Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к мономорфизмусобственности, окостенению предпринимательских структур, препятствуетфункционированию рыночных механизмов. Именно поэтому необходиморазгосударствление и приватизация.1.1. Разгосударствление Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованиюгосударственной собственности, направленных на устранение чрезмерной ролигосударства в экономике[2]. Кроме того, разгосударствление означает снятие с государствабольшинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующихполномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связейгоризонтальными. Разгосударствление не означает, что государство перестает играть важнуюроль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственногопредпринимательства, но государство остается структурным элементомсмешанной экономики. Процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, т.к.последняя не сводится к одной приватизации. Процесс разгосударствлениясохраняет государственную собственность и направлен на повышениеэффективности функционирования остающихся в государственном секторепредприятий. Процесс разгосударствления характеризуется деидеологизацией, когда всеболее редкой становится ситуация, при которой демократические партиивыступают за расширение государственного сектора, а их политическиепротивники – за частный. Основными способами разгосударствления являются: 1) либерализация рынков; 2) коммерциализация; 3) стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанныхпредприятий (государственно-частных); 4) денационализация. Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для ихосвоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формированияконкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которыххарактерна полная монополия государства. Речь идет о: 1) снятии различного рода запретов и устранении барьеров,препятствующих доступу на тот или иной рынок новых конкурентов; 2) о диверсификации производства и продаж, в результате чего растетчисло многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разныерынки. Государство поощряет также малый бизнес (через налоговые льготы),снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает мерыпо демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными.Либерализация рынков означает разгосударствление без изменениягосударственной собственности. Коммерциализация государственных предприятий заключается в их переводена коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам рыночногомеханизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагаетустранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство либосокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяетльготное налогообложение, оказывает влияние в списании кредитнойзадолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основекритериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственныхобъектов приводит к решению параллельной проблемы государства – сокращениюдефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как отсубсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Этов свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижениюуровня инфляции. Еще одним способом разгосударствления является создание смешанныхпредприятий с участием государства и субъектов иных форм собственности,которое могло бы сопровождаться льготным кредитованием и налогообложением.Речь в данном случае идет не только и не столько о создании предприятий сучастием иностранного капитала, сколько о вкраплении в структурыгосударственной собственности других форм собственности отечественногопроисхождения. И еще один способ разгосударствления – это денационализациягосударственной собственности, которая в подавляющей своей части носитнепосредственный приватизационный характер. При этом собственностьгосударственных предприятий может переходить не только в частные руки, но ик банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам. Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменениисобственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночнойэкономики.1.2. Приватизация В экономической теории и практике современный процессразгосударствления адекватен приватизации. Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности,заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан июридических лиц[3]. Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна статьэлементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а сдругой, – инструментом государственного регулирования долговременногохарактера. Непосредственными целями приватизации являются: 1) сокращение задолженности государственного сектора; 2) развитие рынка; 3) стимулирование предпринимательства; 4) формирование слоя мелких и средних собственников; 5) расширение индивидуальных свобод; 6) развитие народного капитализма; 7) ослабление профсоюзов. Достижение социальной справедливости, повышение экономическойэффективности производства, рост доходов государственного бюджета невыступают собственными целями приватизации. Она может способствоватьразвитию данных процессов только в долгосрочном периоде. Разгосударствление и приватизация могут осуществляться на основе: 1) бесплатной передачи собственности; 2) выкупа предприятий на льготных условиях; 3) продажи акций; 4) сдачи предприятий в аренду; 5) продажа мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него. Формы приватизации в развитых странах: 1) продажа предприятий непосредственно в частные руки; 2) выкуп акций государственных предприятий менеджерами; 3) продажа акций работникам предприятий; 4) распространения акций предприятия среди населения; 5) сдача государственных предприятий в аренду; 6) заключение контракта на управление предприятием. Продажа государственных предприятий в частные руки осуществляется путеморганизации аукционов и конкурсных торгов. Аукцион позволяет статьвладельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившемунаибольшую цену. С помощью аукциона государственные предприятияприватизируются в относительно короткие сроки и с существенной финансовойприбылью для государства. В то же время аукционная торговля ограничиваетчисло вероятных собственников, так как только действительно богатые лицамогут позволить себе участвовать в аукционах. Владелец предприятия,купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороныгосударства, поэтому волен поступать со своей собственностью, как емузахочется (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересамиобщества. Преодолеть этот недостаток аукционных торгов можно с помощью конкурсныхторгов. Конкурсные торги – это продажа государственной собственностичастным лицам в соответствии с требованиями и условиями, выдвинутымигосударством. Но проведение конкурсов увеличивает текущие расходы(содержание специальных комиссий), снижает доходы (более низкая ценаприватизации) и требует более длительного времени. Выкуп акций государственного предприятия менеджерами осуществляется нетолько за наличные средства управляющих, но и за счет банковских кредитов,средств пенсионных и страховых фондов. Поэтому «управленческие выкупы»выступают своеобразным видом кредитования менеджеров под залог имуществапредприятия. При этом доходы от функционирования таких предприятий с лихвойпокрывают взятые в кредит ссуды. Приватизация в форме продажи акций работникам предприятия означаетразвитие рабочей акционерной собственности. Продажа акций рабочим являетсяэффективным средством повышения их заинтересованности в результатах своейработы, росте производительности труда и прибыльности предприятий. Одна из наиболее распространенных форм приватизации – публичная продажаакций населению, при которой государственное предприятие превращается вакционерное общество открытого типа. Продажа акций населению осуществляетсяпо фиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по фиксированнойцене возможны завышение и занижение стоимости имущества. При конкурснойцене достигается более точная оценка имущества государственных предприятий. Публичная продажа акций ориентируется на сбережения населения. Ееглавное преимущество состоит в открытости и доступности для всех желающих. Приватизация не всегда сопровождается продажей государственногоимущества. Нередко государственная собственность «разбавляется» частнымкапиталом, образуя смешанные предприятия. Практиковалась также аренда,когда физические или юридические лица приобретали часть государственногоимущества в пользование на определенный период и за определенную плату.Арендатор получает возможность самостоятельно организовать производственныйпроцесс, нанимать персонал, осуществлять контроль за производством и нестифинансовую ответственность за хозяйственную деятельность предприятия. Какправило, аренда использовалась для малорентабельных предприятий с цельюповышения эффективности их работы. В этих же случаях могла использоватьсятакая форма, как заключение контракта на управление предприятием.Подписание контракта представляет управляющим полный контроль надфункционированием предприятия и все необходимые полномочия для эффективногоуправления предприятием. Соглашение об аренде и контракты на управление зачастую являютсявременными мерами для улучшения экономических показателей деятельностигосударственных предприятий или переходной ступенью к полной приватизации. При проведении приватизации нужна большая подготовительная работа поразукрупнению монополистических объединений, созданию ряда компаний,эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было быболее достоверно оценить стоимость предприятия. Чтобы государственная собственность не досталась криминальным кругам, сточки зрения экономической теории важно создать много конкурентов.2. Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и срокиприватизации 2.1. Подходы к рассмотрению приватизации Возможны несколько подходов к рассмотрению приватизации[4]. В соответствии с традиционным подходом общественная и частнаясобственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности.Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование вэкономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкаячастная собственность, основанная на собственном труде, считаласьантагонистичной общественной. Поэтому приватизация представляетсяизменениями в структуре частной собственности. Второй подход – «трудовой» – на первый план выдвигает такой критерий,как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие«трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, ичастную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. Впринципиальном отношении «трудовой» и «традиционный» подходы весьма близки,так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствиеэксплуатации. Значительно отличается от предыдущих третий подход, который по егособственному критерию можно было бы назвать «субъектным». Он тяготеет котождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно ктипу и способу производства. Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с нимнегосударственная собственность является частной (хотя и не вся – отдельновыделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимаетсякак разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственностигосударства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов,индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора. Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулированияэкономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, онапредставляет собой элемент государственного регулирования долговременногохарактера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видовгосударственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется втом, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах каксубъекты предпринимательской деятельности. Массовый характер приватизация может принять только при использованииразных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи).Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации идеприватизации – двух возможных методов государственного воздействия наформирование экономической структуры общества, границ приватизации,взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий. Различные способы приватизации приводят к передаче государственногоимущества в «частную», «общую долевую» или «акционерную» собственность. Припродаже предприятия происходит реальная приватизация государственнойсобственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можноназвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшегогосударственного предприятия членами трудового коллектива остальные акцииостаются в государственной собственности, и требуется время, пока их невыкупят другие инвесторы. Важным средством приватизации является перераспределение доходов иимущества. Однако приватизация имущества, капитала вовсе не означаетравноценную приватизацию доходов. Последняя происходит как благодаряизменениям в структуре собственности, так и одновременному изменению (врезультате приватизации) уровня и структуры цен. Приватизация в развитых западных странах имеет ряд существенныхотличий: - многообразие форм приватизации; - индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса; - использование в качестве постоянного элемента государственногорегулирования экономики.2.2. Принципы приватизации Приватизация является тем звеном экономической реформы, котороеодновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы.Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановкипри переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к«неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессомдеприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационногопроцесса как инструмента государственного регулирования. Основным принципом приватизации должен являться генеральный принципвсех реформ – «не навреди!»[5] На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой можносформулировать ряд принципов: 1. Приватизация не должна являться догмой или капризом моды,государственная собственность необходима как дополнение к рыночномумеханизму, поэтому отбор приватизируемых предприятий должен быть оченьтщательный, для необходимого обеспечения общественных благ. 2. Приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушениенеоправданных монополий, мешающих конкуренции для повышения эффективности идоступности для более широкого слоя населения. 3. Изменения структуры собственности должны носить постепенныйхарактер, чтобы не нарушить установившиеся экономические связи. 4. Обязательными условиями приватизации должны быть новые инвестиции,совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости исоциального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев. 5. Приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности. 6. Каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным идоступным народному контролю.2.3. Модели приватизации Можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная.Каждая из них опирается на определенные доводы и аргументы. 2.3.1. Бесплатная приватизация Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как пригосударственной монополии каждый гражданин являлся совладельцемсобственности, то его надо превратить из формального в реальногособственника наделив его частью государственного имущества. Таким образомдолжны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат иболее рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практическиреализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками –«ваучерами»[6]. Противники бесплатной модели приватизации выдвигают несколькосущественных контраргументов. Во-первых, известно, что все доставшеесябесплатно не ценится людьми и соответственно мало шансов, что появятсясобственники способные эффективно использовать собственность. Во-вторых,каким образом определить долю каждого в процессе раздела государственногоимущества? И, в-третьих, каким образом оценить всю государственнуюсобственность? Выдвигая эти аргументы они предлагают другую модель –платную приватизацию.2.3.2. Платная приватизация В этом случае государственная собственность подлежит продаже поразличным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах заденьги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, азатем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, чтотолько в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, онаприводит к увеличению доходной части бюджета[7]. Однако противники указывают, что у широких слоёв населения нет средствдля выкупа государственной собственности. В целом денежная приватизацияприведет к ещё большему расслоению общества и обострению проблемысоциальной справедливости.2.4. Сроки приватизации Один из серьезных вопросов касающийся приватизации – это сроки еёпроведения: или она должна быть быстрой или быть растянутой на несколькодесятилетий. Один из ведущих экономистов Кеннет Эрроу считает, чтонаходящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможноприватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно бытьмедленным по трем основным причинам: 1. Сбережения, необходимые для приобретения в частную собственностьобъектов промышленности, накапливаются медленно. 2. Требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определилрыночную стоимость предприятий. 3. Монополизированную социалистическую промышленность необходимореструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бывыставить на продажу[8]. Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатыесроки создать новый класс частных собственников – основную базу социальныхреформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилогофонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна измоделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит кожидаемому эффекту. Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономическойреформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, – инструментомгосударственного регулирования долговременного характера.3. Приватизация в странах Западной Европы Я хочу рассмотреть приватизацию на примере некоторых западноевропейскихстран. 3.1. Приватизация во Франции Госсектор Франции формировался под воздействием сменявших друг другаволн национализации (1936, 1945, 1982 годов) и приватизации (конец 60-х ипервая половина 70-х годов, 1986-1988, 1993-1996 годов). Выборправительствами той или иной стратегии в каждый конкретный историческиймомент обусловлен многими экономическими, идеологическими политическими идругими мотивами. Однако главную роль во Франции, глубинную первопричинуизменений в политике правительств в отношении госсектора игралиэкономические императивы[9]. В 1982 году правительством левых сил была проведена масштабнаянационализация. Анализируя эту национализацию можно сказать, что онапротиворечила потребностям экономического развития страны, привела кувеличению числа неэффективно работающих, убыточных государственныхпредприятий. Правительству не удалось доказать, что государство способноуправлять ими эффективно. В отличие от национализации 1982 года приватизация 1986 года не сталаединовременным актом, связанным исключительно с приходом к властиправоцентристского правительства. Она приобрела характер долговременногостратегического курса, которого придерживались все правительства Франции, воткрытой форме или де-факто, независимо от их политической ориентации. У этой приватизации существует внутренняя противоречивость:приватизация вовсе не означает «ухода» государства из экономики, хотяформально приводит к сокращению размеров государственной собственности. Припроведении приватизации правительства разной политической ориентации всегдастарались сохранить в своих руках (или даже увеличить) рычаги контроля иуправления экономическими процессами. Это очень важно для соблюдениязаконов ее проведения, так как соблазн расхищения государственнойсобственности во время приватизации особенно велик. Все мероприятия поприватизации тщательно и порой долго готовились, просчитывались различныеварианты и возможности, а в послеприватизационный период государствопродолжало наблюдать за деятельностью переданных в частные руки предприятийс тем, чтобы не допустить их перепродажи. Государством принимались меры,ограничивающие сосредоточение капитала приватизируемых компаний в однихруках, а также ограничивающие участие в их капитале иностранных инвесторов. Политика приватизации имела свои плюсы и минусы. Далеко не всегда, каксвидетельствуют приведенные факты, она способствовала повышениюэффективности и нередко приводила к обострению социальных конфликтов. По-видимому, проблема неэффективности хозяйственного механизма, которуюпытались решать через приватизацию, отнюдь не зависит напрямую от масштабовгосударственной собственности, степени административного вмешательства ирегулирования. За пять лет было приватизировано 29 промышленных фирм и банков.Приватизация во Франции охватила, прежде всего, конкурентные,высокорентабельные отрасли. Работникам приватизируемых предприятийдосталось по льготной цене лишь 10 % капитала. Приватизация во Франции имела четко выраженный фискальный характер.Государство продавало свою собственность по значительно более высоким ценампо сравнению с компенсационными платежами при национализации. В итогегосударство выручили 71 миллиардов франков, значительная часть этой суммыпошла на погашение государственного долга. Французская приватизация привелак росту численности акционеров – к концу 80-х годов она достигла 6миллионов, т.е. собственником акций стал каждый шестой житель страны старше18 лет[10].3.2. Приватизация в Германии Возрождение предпринимательства в первый период времени после Второймировой войны шло в восточных землях в нескольких формах. Это и созданиеновых фирм, и реприватизация, и организация совместных предприятий приучастии западного капитала и бывших народных предприятий. Своего родапереходной мерой является децентрализация управления в рамках бывшихкомбинатов, в результате чего прежние государственные предприятия начинаютдействовать как свободные производители в рыночной среде[11]. Сразу же после объединения Германии было подано около 6000 заявок овыкупе предприятий их бывшими владельцами. При полном выкупе хозяйствапредприятия имели возможность получить кредит у Немецкого кредитного банкапод залоговую стоимость земельного участка. Кредиты на модернизацию можнобыло получить по линии «Программы возрождения Европы». Хозяйство ГДР структурно было организовано в 250 комбинатов, в которыхв свою очередь входило около 8000 предприятий. После объединения Германиивсе они были переданы под управление ведомства по реорганизации иприватизации, называемого Попечительским или Опекунским советом. Но не всепредприятия могли быть приватизированы. Поэтому параллельно с приватизациейбыли и другие подходы поиска эффективного управления[12]. Первым путем был роспуск комбината: входящие в него предприятияполучали полную самостоятельность, выбирали директоров и действовали насвой страх и риск. Второй путь – превращение комбината в штаб – квартиру скоординационными и поддерживающими функциями, которые предприятию выгодноделегировать такого рода центру. Третий путь – это создание холдинговвместо прежних производственных объединений. В марте 1990 года в ГДР был издан закон об учреждении и деятельностичастных предприятий и об участии в капитале, где определялись условияприватизации. После того как обозначились временные рубежи объединения, понадобилосьпримерно 4 месяца, чтобы завершить формирование правовой базы дляприватизации восточногерманских предприятий. Договор о создании валютного,экономического и социального союза между ФРГ и ГДР от 18 мая 1990 годаучреждал Опекунский совет по управлению государственным имуществом. К немупереходил государственный долг ГДР в том объеме, в каком он мог бытьпогашен будущими доходами от реализации государственного имущества.Оставшаяся задолженность распределялась между новыми восточнымиземлями[13]. При анализе деятельности предприятий выяснилось, что лишь 8 % рабочихмест являются рентабельными, а производительность труда в ГДР составляламенее 30 % от западногерманского уровня. Тем не менее, к концу 1994 года,когда попечительское ведомство завершило свою деятельность, удалосьприватизировать или вернуть прежним владельцам около 20000 предприятий,преимущественно производственных. При этом в договорном порядке былиполучены гарантии создания 1,5 миллиона рабочих мест и выделения инвестицийна сумму 210 миллиардов марок. Как показывает текущая проверка выполнениягарантий, данных предприятиями, в среднем было создано больше рабочих мести вложено инвестиций, чем это предусматривалось договорами[14]. После Попечительского совета были созданы другие организации, которыезанимаются приватизацией оставшихся в руках государства производственныхпредприятий и контролируют выполнение договоров, заключенных с инвесторами.3.3. Приватизация в Испании В Испании государственный сектор экономики за последние 15-20 летзначительно сократился. Если в середине 70-х годов его доля в общем объемевалового внутреннего продукта страны составляла более 90 %, в середине 80-х– 83 %, то сейчас – чуть больше 30 %. Продажа бывших государственныхпредприятий осуществляется уже почти 20 лет[15]. К государственному сектору экономики еще совсем недавно относилосьбольшинство промышленных предприятий Испании – практически вся металлургия,угледобывающие шахты, электроэнергетика, нефтепереработка, газоснабжение,крупнейшие судоверфи, телефонная связь. Вся электроэнергия в странепроизводилась на государственных электростанциях компании «ЭНДЕСА».Государственными были – весь используемый в стране газ, 65 % угля и почти90 % стали. Полностью в руках государства находилась телефонная связь[16]. К государственному сектору экономики относились также сеть лучшихгостиниц, ведущие туристические агентства и даже гольф-клубы. Разумеется,весь общественный транспорт в стране, кроме такси, был государственным. И весь этот гигантский сектор национальной экономики, включавший в себяболее половины всех предприятий Испании, управлялся из одного центра – такназываемого Национального Института промышленности. По сути, это было однограндиозное министерство. Впрочем, такая структура экономики, созданная во времена диктатурыгенерала Франко, вполне соответствовала тогдашнему авторитарному режиму.Франко пришел к власти в Испании в 1939 году в результате военного мятежа итрехлетней гражданской войны. Но лишь в 50-е годы его правительствообратилось к национальной экономике, пришедшей к тому времени в полныйупадок. Частный капитал был весьма слабым, в стране преобладало мелкоепроизводство. Но диктатор особо и не доверял ни частной инициативе своихсограждан, ни иностранному капиталу, и делал главную ставку на своегосударство. В те годы, ведущие промышленные предприятиянационализировались одно за другим. Легкой промышленностью и сельским хозяйством генерал Франко практическине занимался. И сельское хозяйство Испании оставалось традиционным: на югепреобладало крупное частное землевладение, на севере – мелкое. Диктаторский режим прекратился после смерти Франко в 1975 году, затемнаступил «переходный период», когда были заложены основы демократическихпреобразований. Приватизацию государственной собственности в Испании началаСоциалистическая Рабочая Партия, стоящая на позициях социал-демократии иблизкая по идеологии, например, немецким социал-демократам. Эта партиянаходилась у власти почти 15 лет – с 1982 по 1996 годы. Примечательно, чтоименно левая партия начала приватизацию, поскольку даже ее лидерыубедились, что альтернативы не существует. Сменившая социалистов в 1996 году и находящаяся по сей день у власти вИспании правоцентристская Народная Партия продолжила приватизацию. Продажагосударственных предприятий – один из основных пунктов экономическойпрограммы нынешнего председателя правительства Испании Хосе-Мария Аснара.По своим взглядам он близок немецким христианским демократам. Разногласий по поводу приватизации промышленных предприятий в испанскомобществе практически не было. Против этого не возражали даже коммунисты –третья по влиянию политическая партия в Испании. Все ведущие политическиесилы страны, представленные в национальном парламенте, сходились в том, чтороль государства в экономике должна быть ограниченной. Это не значит, впрочем, что разногласий по поводу приватизации несуществует вовсе. Но они затрагивают в основном социальную сферу –здравоохранение и образование. Здесь также давно присутствует частныйсектор: многочисленные частные школы и университеты, развитая сеть частныхклиник и консультаций. Тем не менее, ключевые позиции по-прежнему сохраняетза собой государство. Частный сектор пока не в состоянии решить всех существующих всоциальной сфере проблем. Ведь он всегда ориентирован на получение прибыли,а медицинское обслуживание, также как и общественный транспорт, должны бытьобщедоступны. В Испании и национальная железнодорожная компания «РЕНФЕ» пока остаетсяв полной собственности государства, как и городской транспорт – автобусы иметро. Что касается общественного транспорта, то после многочисленныхпарламентских дебатов, в Испании началась приватизация национальнойавиакомпании «Иберия». Автобусные междугородние перевозки ужеприватизированы. Практически все отрасли топливно-энергетического комплекса и телефоннаясвязь также приватизированы. Например, бывший монополист, государственная нефтегазовая компания«РЕПСОЛЬ», стала полностью частной еще 10 лет назад и сегодняконтролируется, в основном, испанским капиталом. Внутренний рынокнефтепродуктов в Испании контролируют, в основном, три компании: эточастные испанские «РЕПСОЛЬ» и «КАМСА», а также международная «БритишПетролеум»[17]. Что касается других крупных монополий, то, скажем, приватизациянациональной телефонной компании «Телефоника» была полностью завершена ещев 1996 году. Полностью приватизирована и другая крупнейшая государственнаямонополия – национальная энергетическая компания «ЭНДЕСА»[18]. С другой стороны, в собственности государства по-прежнему остаютсясамые крупные в стране угольные шахты «УНОСА», в провинции Астурия, насевере. Их приватизация пока нереальна – шахты убыточны, а просто закрытьих государство не может. Без работы сразу скажутся сотни людей. Поэтомуиспанское правительство считает пока более целесообразным предоставлениедотаций этим шахтам, так как не в состоянии решить проблемупереквалификации и трудоустройства шахтеров в этом угольном регионе. Как же осуществляется контроль за предприятиями стратегическихотраслей? Как правило, государство владеет в этих компаниях так называемой«золотой акцией», дающей право блокировать любое нежелательное, с точкизрения правительства, решение акционеров. Кроме того, ни испанская, низарубежная компания, не может купить сколько-нибудь значимый пакет акцийпредприятия, относящегося к числу стратегических, без специальногоразрешения правительства Испании. Существует специальная, подотчетная парламенту, государственнаяКомиссия по приватизации, которая контролирует весь процесс продажигосударственных предприятий. В среднем крупнейшие предприятия в Испаниипродаются в течение 5-8 лет.Заключение Написав данную курсовую работу можно сделать ряд выводов. В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлениии развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую рольиграет собственность. Отношения собственности составляют основу любойэкономической системы. В современном мире нет ни одной страны, где бы государство активно незанималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формысобственности в экономике страны ведет к возникновению государственноймонополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя,населения и чрезвычайно выгодна производителю. Гипертрофированноеогосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности,окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированиюрыночных механизмов. Именно поэтому необходимо разгосударствление иприватизация. Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованиюгосударственной собственности, направленных на устранение чрезмерной ролигосударства в экономике. Основными способами разгосударствления являются: 1) либерализация рынков; 2) коммерциализация; 3) стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанныхпредприятий (государственно-частных); 4) денационализация. В экономической теории и практике современный процессразгосударствления адекватен приватизации. Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности,заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан июридических лиц. Существует две функции приватизации: 1) она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальныхпреобразований; 2) она должна стать инструментом государственного регулированиядолговременного характера. Приватизация в развитых западных странах имеет ряд существенныхотличий: - многообразие форм приватизации; - индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса; - использование в качестве постоянного элемента государственногорегулирования экономики. Существует две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Прибесплатной приватизации население получает приватизационные чеки –«ваучеры». При платной приватизации государственная собственность подлежитпродаже по различным схемам. Приватизация во Франции Госсектор Франции формировался под воздействием сменявших друг другаволн национализации (1936, 1945, 1982 годов) и приватизации (конец 60-х ипервая половина 70-х годов, 1986-1988, 1993-1996 годов). За пять лет былоприватизировано 29 промышленных фирм и банков. Приватизация во Францииохватила, прежде всего, конкурентные, высокорентабельные отрасли.Работникам приватизируемых предприятий досталось по льготной цене лишь 10 %капитала. Приватизация во Франции имела четко выраженный фискальный характер.Государство продавало свою собственность по значительно более высоким ценампо сравнению с компенсационными платежами при национализации. В итогегосударство выручили 71 миллиардов франков, значительная часть этой суммыпошла на погашение государственного долга. Французская приватизация привелак росту численности акционеров – к концу 80-х годов она достигла 6миллионов, т.е. собственником акций стал каждый шестой житель страны старше18 лет. Приватизация в Германии Сразу же после объединения Германии было подано около 6000 заявок овыкупе предприятий их бывшими владельцами. Хозяйство ГДР структурно былоорганизовано в 250 комбинатов, в которых в свою очередь входило около 8000предприятий. После объединения Германии все они были переданы подуправление ведомства по реорганизации и приватизации, называемогоПопечительским или Опекунским советом. Но не все предприятия могли бытьприватизированы. Поэтому параллельно с приватизацией были и другие подходыпоиска эффективного управления. Первым путем был роспуск комбината: входящие в него предприятияполучали полную самостоятельность, выбирали директоров и действовали насвой страх и риск. Второй путь – превращение комбината в штаб – квартиру скоординационными и поддерживающими функциями, которые предприятию выгодноделегировать такого рода центру. Третий путь – это создание холдинговвместо прежних производственных объединений. В марте 1990 года в ГДР был издан закон об учреждении и деятельностичастных предприятий и об участии в капитале, где определялись условияприватизации. Приватизация в Испании В Испании государственный сектор экономики за последние 15-20 летзначительно сократился. Если в середине 70-х годов его доля в общем объемевалового внутреннего продукта страны составляла более 90 %, в середине 80-х– 83 %, то сейчас – чуть больше 30 %. Продажа бывших государственныхпредприятий осуществляется уже почти 20 лет.Список использованной литературы: 1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций. – М.: 1997 2. Германия – деловой партнер. – Бонн: 1997 3. Германия. Факты. – Франкфурт-на-Майне: 1997 4. Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок имикроэкономический анализ. – М.: 1997 5. Пустовалов А. Р. Приватизация и национализация в Западной Европе. –С.-П.: 1999 6. Райзберг Б. А. Рыночная экономика. – М.: 1995 7. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. – М.: 1998 8. Экономическая теория (политэкономия)/ под редакцией Видяпина В. И.,Журавлевой Г. П. – М.: 1997 9. Патапов А. А. Обеспечение кредитов и инвестиций в ФРГ// Бизнес ибанки – № 5 за 1995 10. Петровская А. С. Прямые зарубежные инвестиции в Германии// Человеки Экономика – № 4 за 1996 11. Радюк А. В. Государственное регулирование экономики: как этоделается в ФРГ// НЭГ № 33 за 1994 12. Эрроу К. Переход к рыночной экономике: темпы и возможности.Проблемы теории и практики управления// №5 за 1995 13. http://www.auditorium.ru/history/texts/annot/vinogradov.htm 14. http://www.derrick.ru/pv/iyun_2000_01.htm 15. http://www.transecon.ru/politek/archive/text3_96.html 16. http://www.svoboda.org/programs/BM/1999/BM.080699.shtml 17. http://geo2000.nm.ru/data/euro/spain/2.htm----------------------- [1] >@8A>2 . $. -:>=><8G5A:0O B5>@8O. C@а ;5:F89.http://www.auditorium.ru/history/texts/annot/vinogradov.htm [2] http://www.derrick.ru/pv/iyun_2000_01.htm [3] http://www.transecon.ru/politek/archive/text3_96.html [4] Германия. Факты. – Франкфурт-на-Майне: 1997, стр. 5 [5] Германия. Факты. – Франкфурт-на-Майне: 1997, стр. 6 [6] Пустовалов А. Р. Приватизация и национализация в Западной Европе. –С.-П.: 1999, стр. 96 [7] http://www.svoboda.org/programs/BM/1999/BM.080699.shtml [8] Пустовалов А. Р. Приватизация и национализация в Западной Европе. –С.-П.: 1999, стр. 101 [9] http://geo2000.nm.ru/data/euro/spain/2.htm

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа || ||на тему «Приватизация: западный опыт» iconКурсовая работа по курсу “макроэкономика” на тему: «Европейский Экономический...

Курсовая работа || ||на тему «Приватизация: западный опыт» iconКурсовая работа по теме: «Северо-Западный Экономический район»

Курсовая работа || ||на тему «Приватизация: западный опыт» iconКурсовая работа студента группы №363 Шушковой О. В. на тему: «Социальная работа с семьей»

Курсовая работа || ||на тему «Приватизация: западный опыт» iconКурсовая работа
На этом этапе студент получает тему из числа предложенных, либо формулирует в рамках дисциплины собственную тему, по которой он хотел...

Курсовая работа || ||на тему «Приватизация: западный опыт» iconКурсовая работа На тему: Мясо

Курсовая работа || ||на тему «Приватизация: западный опыт» iconКурсовая работа по дисциплине «Микроэкономика»
Опыт антимонопольного законодательства в России и в развитых капиталистических странах

Курсовая работа || ||на тему «Приватизация: западный опыт» iconКурсовая работа на тему: “Преднамеренное банкротство”

Курсовая работа || ||на тему «Приватизация: западный опыт» iconКурсовая работа на тему: сон и сновидения

Курсовая работа || ||на тему «Приватизация: западный опыт» iconКурсовая работа на тему: “Функции культуры”

Курсовая работа || ||на тему «Приватизация: западный опыт» iconКурсовая работа на тему: "Гирокомпас Вега"

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<