Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Государство Платона Проблема государственного устройства. «Государство»




Скачать 174.59 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Государство Платона Проблема государственного устройства. «Государство»
Дата публикации19.11.2013
Размер174.59 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Право > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Государство Платона

1. Проблема государственного устройства. 2. «Государство» Платона: - . Отрицательные формы правления. - . "Разделение труда" в "идеальном" государстве. -. Четыре добродетели лучшего государства. -. Ограничение свободы личности в государстве Платона. -. Единство людей "идеального" государства. 3. Почему государство Платона тоталитарно? 3.1. Возможное понимание автором слов "лучшее государство". 3.2. Теория идей. 4. Тоталитаризм личности.Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самыхсложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множестволюдей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть "видеале". При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособноегосударство с хорошей экономикой, другие -государство, в котором каждыйчеловек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так проблемаобщественного, государственного устройства перерастает в проблемупонимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Этим вопросами посвящен трактат Платона "Государство". Интерес к древнегреческому философу Платону [427 - 347 до н.э.(предположительно)], к его творчеству не ослабевает, быть может дажеусиливается в наше время. Во-первых, мнение даже самого обыкновенногочеловека, жившего две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе.Конечно, интерес многократно усиливается, если этот человек - Платон. "...Платон - один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хужепонимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понималибы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство,поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий исвершений" - писал В.Ф. Асмус. Итак, значение мнения гениальнейшегоафинского философа о важнейших человеческих проблемах очевидно. Платон (427 – 347 до н. э.) – сын афинского гражданина. По своемусоциальному положению происходил из афинской рабовладельческойаристократии. И конечно же был своим человеком в Сократовском кружке. Вмолодости был слушателем кружка сторонника учения Гераклита – Кратила, гдепознакомился с принципами объективной диалектики, на него также оказалавлияние и тенденция Кратила к абсолютному релятивизму. В 20 лет онготовился участвовать в соревновании как автор трагедии и случайно передтеатром Дионисия услышал дискуссию, в которой участвовал Сократ. Онанастолько его увлекла, что он сжег свои стихи и стал учеником Сократа. Былоэто примерно в то время, когда афинский флот одержал последнюю значительнуюпобеду в Перепелонской войне. Платон разделял со всем кружком отвращение к афинской демократии.После осуждения и смерти Сократа, в период, когда демократы снова вернулиськ власти, Платон отправляется к одному из старших учеников Сократа –Евклиду – в Мегару. Однако вскоре он снова возвращается в город и принимаетактивное участие в ее общественной жизни. После возвращения в Афины онпредпринял первое путешествие в Южную Италию и на Сицилию. Он пытаетсяреализовать свои идеи и принял участие в политической жизни на сторонеместной аристократии, возглавляемой тогда Дионом, зятем Дионисия Старшего.Дион был последователем пифагорейской философии и в своей общинепредставлял крайне реакционное крыло. Политическая деятельность Платона небыла успешной. Дионисий выдал его, как военного, послу Спарты. На рынкерабов его выкупили друзья и он возвращается а Афины. В Афинах Платон интенсивно работает в области философии. Во времясвоих странствий он познакомился с Пифагорейской философией, которая вдальнейшем повлияла на него. Диоген Лаэртский считает, что учение Платонаявляется синтезом учений Гераклита, Пифагора и Сократа. В этот же периодПлатон в саду, посвященному полубогу Академу, основывает свою собственнуюфилософскую школу – Академию, которая становится центром античногоидеализма. В период правления в Сиракузах тирана Дионисия Младшего Платон вновьпытается включится в политическую борьбу. И на этот раз его стремлениепровести свои мысли в жизнь не находят ожидаемого понимания. Подавленныйполитическими неудачами он возвращается в Афины где и умирает в возрасте 80лет. Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведенийПлатона: трактат "Государство", диалоги "Законы", "Политик". Все онинаписаны в довольно необычном жанре - жанре диалога между Сократом именее известными греческими философами, например, Главконом, Адимантом,Кефалом. В своих произведениях Платон говорит о модели "идеального",лучшего государства. Эта модель не есть описание какого-либо существующегостроя, системы, а, напротив, модель такого государства, которого нигде иникогда не было, но которое должно возникнуть, то есть Платон говорит обидее государства, создает проект, утопию. Это не значит, что автор непробовал повлиять на государственное управление. В то время на Сицилии, вСиракузах, было правление тиранов, и Платон не раз пытался образумитьразвращенного Дионисия, остановить деспотию и кровопролитие на Сицилии, чтозакончилось весьма плачевно: афинского философа был не раз изгоняли изгорода, а один раз чуть было не продали в рабство. Так бесславнозакончилась попытка устроить государственное управление на основах разума. Идеальное государство трактуется Платоном как реализация идей имаксимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни – в полисе. Конструируя идеальное общество, Платон проводит аналогию междусправедливым человеком и справедливым государством. Так, трем началам(частям) человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему –аналогичны в государстве три схожих начала – совещательное, защитное иделовое, а им соответствуют три сословия – правителей, воинов ипроизводителей (ремесленников и земледельцев). Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своимделом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость требуетсоответствующей иерархической соподчиненности этих начал во имя целого:способности рассуждать (т.е. философам, носителям этой способности)подобает господствовать; яростному началу (т.е. воинам) – быть вооруженнойзащитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началомвожделеющих (ремесленниками, земледельцами и другими производителями),которое «по своей природе жаждет богатства». Идеальное государство Платона – справедливое правление лучших иблагородных. Таким образом, лучший тип государственного устройства – еслисреди правителей выделится кто-нибудь один – монархия, если несколькоправителей – аристократия. Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платонпротивопоставляет четыре других. В трактате "Государство" Платон пишет отом, что главная причина порчи обществ и государств (которые когда-то,во времена "золотого века" имели "совершенный" строй) заключена в"господстве корыстных «интересов", обуславливающих поступки и поведениелюдей. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет всесуществующие государства на четыре разновидности в порядке ухудшениягосударственности, «извращения» совершенного типа, нарастания "корыстныхинтересов" в их строе. Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранилачерты "совершенного" строя. Она появляется, когда появляется частнаясобственность на землю и дома, происходит превращение свободных в рабов.Это ведет к вырождению идеальной аристократии и возникновении тимократии.«Там побоятся ставить мудрых людей на государственные должности, потому чтотам уже нет подобного рода простосердечных и прямых людей…, там будутсклоняться на сторону тех, что яростны духом, а также и тех, что попроще –скорее рожденных для войны, чем для мира, там будут в чести военные уловкии ухищрения, ведь это государство будет вечно воевать». В государстветакого типа правители и воины были свободны от земледельческих иремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям. Люди этого государства отличаются жадностью, грубостью и сребролюбием.Удовольствиям, пишет Платон, они предаются втайне, «убегая от закона, какдети от старого отца, ведь воспитало их насилие, а не убеждение». Платонуненавистны войны, особенно между эллинами. У людей уже заметно стремление к обогащению, и "при участии жен"спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход колигархии. Олигархия. – «строй, основывающийся на имущественном цензе». Волигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (немногочисленный правящий класс) и бедных, которые не участвуют вуправлении и которые делают возможной совершенно беззаботную жизньправящего класса. В этом государстве как бы два государства: одно -бедняков, другое – богачей. У бедных появляется ненависть противбездельников-богатых, приводящая к перевороту в государстве и установлениюдемократии Демократия. «Демократия, на мой взгляд, - пишет Платон, -осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своихпротивников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданскихправах и в замещении государственных должностей, что при демократическомстрое происходит большей частью по жребию». В этом государстве будет«полная свобода и откровенность и возможность делать что хочешь». В такомобществе к власти может придти человек, который не имеет способности куправлению и не добродетелен, но ему оказывается почет, лишь бы онобнаружил свое расположение к толпе. Однако, демократия «опьяняется свободой в неразбавленном виде», онаеще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества,возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести квозникновению наихудшей государственной системы - тирании. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишкомсильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избытоксвободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще неимеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана. «Из крайнейсвободы возникает величайшее и жесточайшее рабство». Тирания – наихудшийтип государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение болееили менее выдающихся людей, подозрение в вольных мыслях и многочисленныеказни под надуманным предлогом предательств, «очищения» государства от всехтех, кто мужественен, великодушен, богат. С позиции своего идеального государства Платон классифицируетсуществующие государственные формы на две большие группы: 1. Приемлемые государственные формы 2. Регрессивные – упадочные. Первое место в группе приемлемых государственных форм - это его“идеальное” государство. К упадочным, нисходящим государственным формам онотносил тимократию. В античной Греции к этому типу больше всего относиласьСпарта V и VI вв. Существенно ниже тимократии стояла олигархия – властьнескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество. Главнымпредметом раздражения. Платона является демократия, в которой он видитвласть толпы, неблагородного демоса, и тирания, которая в античной Грецииначиная с VI в. До н. э. представляла диктатуру, направленную противаристократии. Отрицательные формы государственной власти Платон противопоставляетсвоему видению "идеального" общественного устройства. Огромное вниманиеавтор уделяет определению в государстве места правящего класса. По егомнению, правителями "идеального" государства должны быть исключительнофилософы, для того чтобы в государстве властвовали рассудительность, разум.Именно философы обуславливают благосостояние, справедливость государстваПлатона, ведь им свойственны "..правдивость, решительное неприятие какой быто ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине". Платон считает, чтолюбое новшество в идеальном государстве неизбежно ухудшит его (нельзяулучшить "идеальное"). Очевидно, что именно философы будут охранять"идеальный" строй, законы от всяческих нововведений, ведь они обладают"...всеми качествами правителей и стражей идеального государства". Именнопоэтому деятельность философов обуславливает существование "идеального"государства, его неизменность. По существу, философы охраняют остальныхлюдей от порока, каким является любое нововведение в государстве Платона.Не менее важно и то, что благодаря философам правление и вся жизнь"идеального" государства будет построена по законам разума, мудрости, тамне будет места порывам души и чувствам. Если в государстве Платона существуют люди, которые занимаютсязаконами и устройством государства, то естественно предположить, что в немсуществуют и люди, занимающиеся исключительно земледелием, ремеслом.Действительно, основной закон существования "идеального" государствасостоит в том, что каждый член общества обязан выполнять только тодело, к которому он пригоден. Всех жителей "идеального" государства автор разделяет на трикласса. Низший класс объединяет людей, которые производят необходимые длягосударства вещи или способствуют этому; в него входят самые разные люди,связанные с ремеслом, земледелием, рыночными операция ми, деньгами,торговлей и перепродажей - это земледельцы, ремесленники, торговцы.Несмотря на то, что торговцами и земледельцами могут быть совершенноразличные люди, все они, по Платону, стоят приблизительно на однойступени нравственного развития. Внутри этого низшего класса такжесуществует четкое разделение труда: кузнец не может заняться торговлей,а торговец по собственной прихоти не может стать земледельцем. Принадлежность человека ко второму и третьему классам, а этоклассы воинов-стражей и правителей-философов, определяется уже не попрофессиональным, а по нравственным критериям. Нравственные качества этихлюдей Платон ставит гораздо выше нравственных качеств первого класса. Так Платон создает тоталитарную систему разделения людей на разряды,которая немного смягчается возможностью перехода из класса в класс (этодостигается путем длительного воспитания и самосовершенствования).Переход этот осуществляется под руководством правителей. Характерно, что если даже среди правителей появится человек, большеподходящий для низшего класса, то его необходимо "понизить" без сожаления.Таким образом, Платон считает, что для благосостояния государства каждыйчеловек должен заниматься тем делом, для которого он приспособленнаилучшим образом. Если человек будет заниматься не своим делом, но внутрисвоего класса, то это еще не гибельно для "идеального" государства. Когдаже человек незаслуженно из сапожника (первый класс) становится воином(второй класс), или же воин незаслуженно становится правителем (третийкласс), то это грозит крахом всему государству, поэтому такой "перескок"считается "высшим преступлением" против системы, ведь для блага всегогосударства в целом человек должен делать только то дело, к которому оннаилучшим образом приспособлен. Для обоснования иерархии в обществе Платон ссылается на миф, где Бог,вылепивший людей, в тех из них, кто способен править, примешал при рождениизолота, а в их помощников – серебра, а в земледельцев и ремесленников –железа и меди. Лишь в тех случаях, когда от золота родится серебряноепотомство, а от серебра – золотое, Платон допускает перевод членов одногосословия в другое. Придуманный им миф кончается предостережением, чтогосударство погибнет, когда охранять его будет железный или медный сторож. В трактате "Государство" Платон пишет о том, что "идеальное"государство должно обладать, по меньшей мере, четырьмя главнымидобродетелями: 1. мудростью, 2. мужеством, 3. рассудительностью, 4. справедливостью. Мудростью не могут обладать все жители государства, но правители-философы, избранные люди, безусловно, мудры и принимают мудрые решения.Мужеством обладает большее количество людей, это не только правители-философы, но и воины-стражи. Если первые две добродетели были характернытолько для определенных классов людей, то рассудительность должна бытьприсуща всем жителям, она "подобна некой гармонии", она "настраивает насвой лад решительно все целиком". Под четвертой добродетелью -справедливостью - автор понимает уже рассмотренное деление людей наразряды, касты: "...заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие - этоесть справедливость". Следовательно, разделение людей на классы имеет дляПлатона огромное значение, определяет существование "идеального"государства (ведь оно не может быть несправедливым), и тогданеудивительно, что нарушение кастового строя считается высшимпреступлением. Так государство Платона незаметно, ради лучшей цели,приобретает те недостатки, которые рассматривал сам автор, описывая"порочные" государства (например, расслоение общества в олигархическомгосударстве). Характерно, что Платон, живший во времена всеобщего рабовладельческогостроя, не уделяет рабам особого внимания. В "Государстве" всепроизводственные заботы возлагаются на ремесленников и земледельцев.Здесь же Платон пишет, что в рабство можно обращать только "варваров", неэллинов, во время войны. Однако он же говорит, что война - зло, возникающеев порочных государствах "для обогащения", и в "идеальном" государстве войныследует избегать, следовательно, не будет и рабов. Как писал В.Ф. Асмус, втрактате «Государство" "...класс рабов как один из основных классовобразцового государства не предусматривается, не указывается, неназывается". Это не значит, что автор выступает против угнетения человекачеловеком, просто, по его мнению, высшие разряды (касты) не должны иметьчастной собственности, чтобы сохранить единство. Тем не менее, в диалоге"Законы", где также обсуждаются проблемы государственного устройства,Платон перекладывает основные хозяйственные заботы на рабов ичужестранцев, но осуждает воины. В связи с рассмотренным разделением людей на разряды возникаетвопрос: кто же возьмет на себя ответственность определения способностичеловека к некоему делу, и только к нему? По-видимому, в "идеальном"государстве эту функцию возьмут на себя мудрейшие и справедливейшие люди -правители-философы. При этом они, естественно, будут выполнять закон , ведьзакон - важнейшая составляющая "идеального" государства, и его выполняютвсе без исключения (доходит до того, что дети должны играть (!) позаконам государства). Таким образом, правители-философы вершат судьбы всехостальных людей. Они не только определяют способности человека, но иосуществляют регламентацию брака, имеют право (и должны) убивать малолетнихдетей с физическими недостатками (здесь, как и в некоторых других случаях,Платон берет за образец государственное устройство современной ему Спарты). Философы, на основах разума, управляют остальными классами,ограничивая их свободу, а воины играют роль "собак", держащих в повиновениинизшее "стадо". Этим усугубляется и без того жестокое разделение наразряды . Например, воины не живут в одних местах с ремесленниками, людьмитруда. Люди "низшей" породы существуют для обеспечения "высших" всемнеобходимым. "Высшие" же охраняют и направляют "низших", уничтожаяслабейших и регламентируя жизнь остальных. Можно предположить, что такая всесторонняя мелочная регламентацияважнейших поступков человека, которые он, по современным понятиям, долженрешать сам, приведет к разобщению людей, недовольству, зависти. Однако в"идеальном" государстве этого не происходит, напротив, единство людейПлатон считает основой такого государства. Во времена древности, "золотоговека", когда сами боги управляли людьми, люди рождались не от людей, каксейчас, но от самой земли. Люди не нуждались в материальных благах и многовремени посвящали занятиям философией. Во многом единство древнихобуславливалось отсутствием родителей (у всех одна мать - земля). Платонхочет достичь того же результата, "обобществив" не только людскоеимущество, но и жен, детей. Автор хочет, чтобы никто не мог сказать: "Этомоя вещь", или "Это моя жена". По идее Платона, мужчины и женщины недолжны вступать в брак по собственной прихоти. Оказывается, браком тайноуправляют философы, совокупляя лучших с лучшими, а худших - с худшими.После родов дети отбираются, и отдаются матерям через некоторое время,причем никто не знает, чей ребенок ему достался, и все мужчины (в пределахкасты) считаются отцами всех детей, а все женщины - общими женами всехмужчин. Как писал В.Асмус, для Платона общность жен и детей является высшейформой единства людей. Такая общность описана им для класса воинов-стражей,которым автор уделяет огромное внимание. По его мнению, отсутствие враждывнутри класса стражей повлечет за собой единство низшего класса иотсутствие восстаний. Платон также выступает противником частной собственности: «Ни у когоне должно быть такого жилища или кладовой, куда бы не имел доступ всякийжелающий.» Таким образом, правящие классы государства Платона составляюткоммунистическое единство. Этот коммунизм, как уже говорилось, не допускаетсреди высших классов бедности или богатства, а следовательно, по логикеавтора, уничтожает среди них раздоры. Прообраз власти у Платона - этопастух, пасущий стадо. Если прибегнуть к этому сравнению, то в "идеальном" государстве пастухи - это правители, воины - это сторожевые собаки.Чтобы удержать стадо овец в порядке, пастухи и собаки должны быть едины всвоих действиях, чего и добивается автор. Итак, по выражению К.Поппера,платоновское государство обращается с "человеческим стадом", как мудрый, ножестко сердечный пастух со своими овцами. Этого скрестить с тем-то, этих- на бойню. Видно, что, по нашим представлениям, это тоталитарнаяпрограмма, при которой кучка людей (пусть даже мудрейших) подчиняет"...жалкие вожделения большинства ... разумным желаниям меньшинства". Каким же образом Платон, создавая "идеальное" государство на основахразума, получил одно из ужаснейших тоталитарных государств, примеры которыхмы видим слишком часто, которые описаны в современной литературе в жанреантиутопий (Д.Оруэл, "1984")? Для того, чтобы ответить на этот вопрос,необходимо уяснить, что понимал Платон под словами "идеальное государство". Во-первых, это государство, устроенное лучшим образом, во-вторых, (и этоважнее) это идея государства. Рассмотрим сначала, что мог понимать Платонпод словами "лучшее государство". Видимо, Платон считал, что все бедствия людей происходят из-заотсутствия общности, постоянных раздоров, отсутствия хорошегоначальства. Все это наблюдается во время мира, напротив, во время войнысуществует и единство, и порядок, и общая цель. Во время войны у людеймного общего, и они, благодаря порядку, мудрым начальникам и регламентациижизни могут добиться того, чего невозможно сделать, живя, какзаблагорассудится и занимаясь не своим делом. Единство людей во времявойны замечательно показал Л.Толстой в "Войне и мире", показал ту силу,которая возникает, когда все векторы человеческих стремлений направлены водну сторону, а это возможно только во время социальных потрясений. Когдаже их нет, каждый человек более или менее свободен, и все векторы людскихжеланий направлены в разные стороны, возникает хаос, беспредел, невозможнопровести общую линию действий, как это делается на войне. Так почему бы неустроить жизнь государства таким образом, чтобы люди всегда жили как бы навойне, но, естественно, не погибали? Такой жизнь была в Спарте, которая иногда служила Платону как образецдля построения "идеального" государства. Все государство, безусловно,получит гораздо больше пользы, если плотник останется плотником, а неначнет писать картины, но, по современным представлениям о человеческихценностях и свободах, платоновское государство является квинтэссенциейтоталитаризма. Антииндивидуалистическое государство Платона можно описатьследующей цитатой из "Законов", выражающей суть тоталитаризма: ".никтоникогда не должен оставаться без начальника - ни мужчины, ни женщины. Ни всерьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действоватьпо собственному усмотрению: нет, всегда - и на войне, и в мирное время -надо жить с постоянной оглядкой на начальника и следовать его указаниям.Пусть человеческая душа приобретает навык совершенно не уметь делать что-либо отдельно от других людей, и даже не понимать, как это возможно.Пусть жизнь всех людей всегда будет возможно более сплоченной и общей.Ибо нет и никогда не будет ничего лучшего... в деле достижения удачи, атакже победы на войне. Упражняться в этом надо с самых малых лет...Надо начальствовать над другими и самому быть у них под началом. Абезначалие должно быть изъято из жизни всех людей, и даже животных,подвластных людям". Очевидно, что эти принципы выполняются в "идеальном" государствеПлатона, и действительно, "...нет ничего лучшего... в деле достиженияудачи и победы на войне". Но как же личность? Дело в том, что для Платоналичности с ее целями и интересами как бы не существует, существуют толькообщие интересы. Однако имеется и второй смысл словосочетания "идеальное государство".Дело в том, что для Платона "идеальное" не только "лучшее", но и то, чтоявляется "идеей" предмета. Слово "идея" и близкое к нему "эйдос"обозначает у Платона "сущность", "форму", "вид", "облик" предмета. Этоумопостигаемая, внутренняя форма вещи, а не та, что непосредственно даначувственному восприятию. Идеи-формы бестелесны. Тела пребывают внепрестанно движущемся (все течет), неустойчивом, становящемся, а неставшем мире, постоянно непостоянном. Разум ищет в этом движении ту скрытуюповерхностью вещей сущность, которая не только сохраняется во всехизменениях вещного бытия, но и является исходной причиной этих изменений.Так разум различает сущность и явление. То, что кажется существующим, неесть истинное бытие, но лишь причастно ему - постольку, поскольку являет ("явление") идеальное, совершенное ("идею", "сущность").Прежде всего надо различать: что всегда существует и никогда не становится,и что всегда становится, но никогда не существует", - писал Платон вдиалоге Тимей. Так Сократ и вслед за ним Платон различают красивые предметы(лира, кухонный горшок, конь, девушка) и красоту, прекрасное само по себе,идея прекрасного; добрый поступок и добро как таковое. "Идея" у Платона это то, что есть: 1. причина , источник бытия вещей, то, что дает им жизнь, волю кжизни, вызывает их бытие. 2. образец , взирая на который, демиург создает вещный мир,подражая "идеальному". 3. цель , к которому надо стремиться как к верховному благу. 4. модель , порождающая структура, принцип вещи. Таким образом, можно предположить, что, создавая диалог"Государство", Платон, в первую очередь, пытается понять, какова идеягосударства в нашем мире, с какого образца создавались существующиегосударства. Проблема познания идеи государства, безусловно, шире, чемпроблема построения "лучшего" государства, поняв идею государства, мыодновременно поймем, к чему надо стремиться. Следовательно, вопрос отом, насколько хорошо государство Платона, вторичен, важнее то, что этоне существующее государство, но его "идея". В связи с этим возникает еще одна проблема. Человек, не знакомый створчеством Платона и впервые прочитавший трактат "Государство", скажет,что Платон создал отвратительное тоталитарное государство, что он был неправ. Современный человек осуждает Платона. Но ведь мы понимаем толькосвои культурные ценности, мы ценим личность, а все притесняющее ее называемтоталитаризмом. При этом мы не хотим понять, что автор имел совершеннодругие понятия о человеческих ценностях. Мало того, мы даже не чувствуем,что, возможно, Платон не собирался воплощать в жизнь именно этот проект,что он писал об идее государства. Обвиняя Платона в тоталитаризме, мысами подавляем его свободу, мы сами становимся тоталитарными людьми,уничтожающими право человека на другие мысли, другую культуру. Не стоитспешить обвинять Платона в тоталитаризме, когда тоталитаризма достаточно внас самих, в каждой личности. Быть может, это изначально заложено в нас,как инстинкт самосохранения, и без него человек перестанет быть человеком.Тем не менее, надо понять, что в любой, даже самой бытовой ситуациичеловек имеет право на собственное мнение. За две тысячи лет мынаучились осуждать тоталитаризм общества. Теперь каждый человек долженстремиться исключить тоталитаризм из собственной души. _Литература 1. Лосев А.Ф. "Жизненный и творческий путь Платона" // Платон, собр. соч., т.1, М, 1990. 2. Платон, собр. соч., т.3, ч. 1, "Государство" // М, 1971. 3. Поппер К. "Открытое общество и его враги", т.1, "ЧарыПлатона", // М, 1992. 4. Асмус В.Ф. "Платон", // К, 1993.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Государство Платона Проблема государственного устройства. «Государство» iconУчение Платона о государствеПлан реферата Проблема государственного...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Государство Платона Проблема государственного устройства. «Государство» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Именно поэтому государство не может находиться в стороне от страховой деятельности, увязывая интересы страховщиков, населения и экономики...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Государство Платона Проблема государственного устройства. «Государство» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Возрождения). Сочинения Платона высокохудожественные диалоги; важнейшие из них: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Государство Платона Проблема государственного устройства. «Государство» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Жизнь и философия Платона...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Государство Платона Проблема государственного устройства. «Государство» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Жизнь и философия Платона...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Государство Платона Проблема государственного устройства. «Государство» iconРеферат По дисциплине «Философия» На тему: «Идеальное государство Платона»

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Государство Платона Проблема государственного устройства. «Государство» iconП л а н
Iv. «Простое государство» и его соотношение с унитарной формой государственного устройства 19

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Государство Платона Проблема государственного устройства. «Государство» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Объединение русских земель завершилось, при сыне Ивана III василии III, который княжил в Москве с 1505 по 1533 год. В восточной Европе...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Государство Платона Проблема государственного устройства. «Государство» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Феодальное государство (экономическая основа, сущность, механизм, функции и формы)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Государство Платона Проблема государственного устройства. «Государство» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
В конце XV – начале XVI вв складывается мощное централизованное Российское государство

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<