Реферат по истории на тему: «Реформы Никона и раскол Русской Православной Церкви»




Скачать 189.44 Kb.
НазваниеРеферат по истории на тему: «Реформы Никона и раскол Русской Православной Церкви»
Дата публикации23.11.2013
Размер189.44 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Право > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Реформы Никона и раскол Русской Православной Церкви

Новосибирская Государственная Академия Экономики и Управления Реферат по истории на тему: «Реформы Никона и раскол Русской Православной Церкви» выполнила: студентка гр.9131 Некрасова Екатерина Вячеславовна Новосибирск - 1999 год План реферата: I. Вступление. II. Реформы Никона и раскол в Русской Православной Церкви. 1. Предпосылки и причины реформ; 2. Суть преобразований; 3. Патриарх Никон 4. Протопоп Аввакум 5. Старообрядчество III. Заключение. Русская православная церковь, без сомнения, является самой крупнойправославной организацией в нашей стране. Но наряду с ней вне рамок Русскойправославной церкви в течении длительного времени в Российской империи, вСССР и в современной России действовали и продолжают действовать иныеправославные организации, исторически связанные с Русской православнойцерковью. Возникновение этих организаций, в свою очередь, связано сглубокими коллизиями, которые возникали в Российском обществе и захватывалив свою орбиту и церковь. Наиболее значительные потрясения Русская православная церковь испыталав середине семнадцатого века, когда произошел раскол. В религиоведческойлитературе под расколом подразумевают религиозно-общественное движение,приведшее к отделению от Русской православной церкви старообрядчества. Казалось, что более трехсот лет, прошедшие со времени церковной смуты,разразившейся при царе Алексее Михайловиче, были достаточным сроком дляизучения и выяснения причин трагедии раскола, который тяжело отразился насудьбах России. Но, к сожалению, корни старообрядчества и причин Русскогоцерковного раскола еще не полностью раскрыты в исторической литературе иостаются далеко не ясными. К середине семнадцатого века накопились и стали очевидными расхожденияс современной греческой церковной практикой и возникли вопросы по поводуобрядов Русской православной церкви. Особенно горячие споры возникли еще впятнадцатом веке об «аллилуйе» и «посолонном хождении» (от слова «посолонь»- по солнцу). А в шестнадцатом веке было с очевидностью замечено множестворасхождений и недосмотров в церковных книгах, особенно в переводахбогослужебных текстов: одни переводчики плохо знали греческий язык, другие- русский. На Стоглавом Соборе 1551 года, проведенном с целью введенияединообразия в церквах, решено было исправлять книги, сверяя их с «добрымипереводами», но отсутствие единого подхода привело к еще большим искажениямтекста. Одной из попыток введения единообразия в богослужебных книгах былотакже открытие в Москве типографии,. Но вместе с количеством издаваемыхкниг росло и число ошибок. Среди церковных деятелей, озабоченных неразберихой в книгах, а такжепадением авторитета духовенства, особой активностью отличался протопопБлаговещенского Собора в Московском Кремле, духовник и наставник юного царяАлексея - Стефан Вонифатьев. Вокруг него в конце сороковых годовсемнадцатого века сложился «кружок ревнителей древнего благочестия». В егосостав вошли видные церковные деятели: будущие враги Никон и Аввакум,настоятель Московского Казанского собора Иоанн, царский постельничий ФедорРтищев и другие. Наибольшее их возмущение вызывали нравы духовенства. Из многочисленныхжалоб, поступавших к тогдашнему патриарху Иосифу складывалась весьмамрачная картина. Вместо того, чтобы заботиться о душах своих прихожан,священника проводили время в пьянстве и распутстве. Они не только непроизносили проповедей, но и саму церковную службу стремились укоротитьпутем введения «многогласия» - одновременного чтения и пения различныхмолитв и текстов. Как белое, так и черное духовенство отличалосьбесконечным корыстолюбием. Руководящие посты в монастырях приобреталисьвзяткой боярину или архиерею. Народ терял уважение к духовному званию, нежелал ходить в церковь и соблюдать посты. Также особенное огорчение у них вызывали разночтения в богослужебныхкнигах, накопившиеся из-за ошибок монахов-переписчиков, и различия висполнении церковных обрядов. Повсеместное распространение книгопечатанияпозволяло ввести единообразие в богослужебные книги. Однако было неясно,по каким же оригиналам исправлять тексты. Для одних это были древнерусскиерукописные книги, для других - древнегреческие оригиналы. Но и те, и другиеисточники оказались небезупречны: в русских книгах не было двух одинаковыхтекстов (из-за ошибок монахов-переписчиков), а греческие тексты подверглисьизменению после падения Византии и заключения унии между византийской икатолической церквами. Еще во второй половине пятнадцатого века в русской церкви утвердиласьмысль о том, что после Флорентийской унии 1439 года и паденияКонстантинополя истинно чистое православие сохранилось только на Руси. А вначале шестнадцатого века оформилась идея о Москве как «Третьем Риме». Еевыдвинул игумен Псковского Елеазарова монастыря Филофей в своих посланиях кВасилию III. Филофей считал, что в истории христианства последовательносуществовало три великих центра. Первый - Рим - пал из-за отступления отистинного христианства; второй - Константинополь - пал из-за Флорентийскойунии. Третий же «Рим» - Москва, а четвертому не бывать. Это утверждениебыло призвано служить возвеличиванию Московских государей, но одновременно- утверждению исключительного значения религии и церкви. Учение о «ТретьемРиме» служило идейным обоснованием враждебности ко всему иноземному,религиозной нетерпимости, самоизоляции. Все, что шло от греков, казалось ложным. Это мнение господствовало и всемнадцатом веке. Понимая всю опасность неосторожного вторжения в областьверы, царь в то же время почитал полезным для государства всеми средствами,в том числе и личным примером, укреплять религиозность своих подданных.Правительство понимало, что отказ от традиций не пройдет безболезненно, нов то же время склонялось к мысли о необходимости пересмотра всех церковныхобрядов и приведение их в соответствие с греческой богослужебной практикой.Это было вызвано, прежде всего, стремлением упорядочить обрядовую практикурусской церкви в условиях роста религиозного вольномыслия и паденияавторитета духовенства. Вместе с тем сближение с греческой церковью должнобыло поднять престиж Российского государства на православном Востоке. Во второй четверти семнадцатого века представители высшего греческогодуховенства постоянно посещали Москву. Они настойчиво указывали русским намногочисленные и часто весьма существенные различия в русских и греческихбогослужениях и церковных обрядах. А разночтения в русских и греческихцерковных книгах приводили порой к настоящим скандалам (например, сожжениев греческом монастыре на Афоне русских печатных книг как содержащихмножество еретических мнений). В 1652 году Никон, став патриархом, с присущей ему страстностьюпринялся проводить в жизнь реформу в обрядовой области, совершенно незатрагивая канонической. В феврале 1653 года он приказал во всех московских церквах запретитьверующим «творить поклоны» стоя на коленях, допускались только поясныепоклоны. Крестное знамение допускалось только троеперстное. Позже патриархрешительно заменил на новые те старинные обряды, которые не совпадали сгреческими: было предписано петь «аллилуйя» не два, а три раза; во времякрестного хода двигаться не по солнцу, а против него; иначе стало писатьсяимя Христа - «Иисус» вместо традиционного «Исус». Отдельные словабогослужения были заменены на новые, все богослужебные книги переписывалисьпо греческим образцам, неисправные подлежали исправлению. Летом 1654 года Никон занялся исправлением икон. По его приказу былиотобраны у населения иконы, отличавшиеся некоторым реализмом. Он приказалвыколоть глаза изображенным на таких иконах святым, или же соскоблить изаново переписать лики. Случилось так, что в это время в Москве вспыхнуласильная эпидемия чумы. В народе поползли слухи о божьей каре за содеянноекощунство. А солнечное затмение 2 августа дало еще большую пищу для толков. Стараясь помешать Никону, «ревнители» подали челобитную царю, вкоторой доказывали незаконность нововведений. В ответ на челобитную, Никондал ход обвинениям и жалобам прихожан на членов кружка. Силы были неравны.Вскоре многие «ревнители древнего благочестия» были арестованы, сосланы. Анекоторые лишены сана. Заточенные, униженные они лишь укреплялись в своем«подвиге», впадали в религиозный экстаз, пророчествовали. Убедившись, что одной своей властью он не сумеет поставить делореформы на прочное основание, Никон весной 1654 года созвал в Москвеобщерусский церковный собор, на который прибыло более двадцати видныхдеятелей русской церкви. Патриарх, в присутствии царя, обращаясь к Собору,перечислил многие неточности и отступления от греческих церковных порядков,имевшиеся в практике Русской церкви. Однако предусмотрительный патриарх невынес на обсуждение наиболее «скользкие» моменты, вопросы - в первуюочередь о «троеперстии». В результате длительного обсуждения решено было«достойно и праведно исправить книги против старых харатейных (то естьписанных на пергаменте) и греческих». А во избежание новых ошибокпосоветоваться с константинопольским патриархом Паисием. Положительныйответ был доставлен в Москву в 1665 году в виде очень важной и знаменитойвпоследствии грамоты. Тогда же в Москву прибыли два восточных патриарха -Антиохейский Макарий и Сербский Гавриил. В связи с этим в 1656 году былсозван новый Собор. На нем рассматривались такие русские церковные обряды,как лития, литургия. Проскомидия и другие. Также был утвержден русскийперевод греческого церковного Служебника и «Троеперстия». В результатепреследуемая Никоном цель была достигнута - он заручился поддержкой видныхиерархов. Но постепенно реформаторский пыл Никона Стал остывать. ПридворныеИнтриги и чрезмерное самовластие привели к тому, что тщеславный АлексейМихайлович стал тяготиться патриархом. Конфликт произошел в 1658 году,после которого оскорбленный Никон отказался быть патриархом на Москве иуехал в строящийся по его проекту Ново-Иерусалимский монастырь. Столица, даи все Московское государство были в великом смятении, Со всех сторонприходили челобитные на «многомятежного» Никона. Старую веру поддерживалиширокие массы народа, часть духовенства. Влиятельные московский семьи(такие, как Морозовы, Урусовы). Церкви оставались пустыми. Поэтомусвященники вынуждены были вернуться к службе по старым книгам. Но царьАлексей Михайлович был ярым сторонником реформы и не желал, чтобы всевернулось к старым обычаям. В 1666 году царь созвал Собор для суда над противниками реформы.Своими решениями этот Собор практически полностью поддержал действия царя.Патриарх был осужден и сослан в отдаленный монастырь, Вместе с тем всекнижные исправления были одобрены. Собор вновь подтвердил прежниепостановления: произносить «аллилуйю» трижды, творить крестное знамениетремя первыми перстами правой руки, печатать просфоры четырехконечнымкрестом, крестные ходы проводить против солнца. Всех, кто не признал этихуложений, церковный собор назвал раскольниками и еретиками, предали анафемеи отлучили от церкви. Всех сторонников старой веры позднее предалисветскому суду. А по действовавшему тогда гражданскому закону запреступление против веры полагалась смертная казнь. Решения Собора 1666 года встретили серьезное сопротивление со стороныдуховенства и мирян. Верующие не могли понять логику обвинений старогообряда и старых книг. Выходило так, что на протяжении семи веков послеКрещения Руси в русской церкви процветали «злые ереси», приверженцамикоторых оказывались и общепринятые святые. Следовательно, Москва не моглабыть достойной славы «Третьего Рима». Приверженцы «старой веры» в свою очередь объявили «еретикамиреформаторов. Даже написание имени «Иисус» с двумя «и», исправлениеорфографии и грамматики славянских текстов, их приближение к нормамрусского языка того времени трактовались как «ересь». Поначалу властидействовали больше уговорами. От противников реформ требовали отказаться неот старых книг и обрядов, а от обвинений в адрес своих оппонентов-реформаторов в отступлении от правой веры. Но сопротивление «староверов»становилось все более упорным. Тогда от увещеваний и ссылок власти сталипереходить к заключениям и жестоким наказаниям. Все события - заключение о «неисправности» книг, отлучение сторонниковдвуперстного знамения, появление большого числа новоисправленных книг иизъятие в связи с этим прежних изданий - вызвали недоумение в народе. Людичасто не могли отличить, что допустимо, а что действительно нарушаетцерковные догматы. Объяснить же суть происходящего зачастую не способныбыли и сами священники, многие из которых не понимали стремительного ходареформ и часто оказывались в числе решительных противников изменений. НаРуси, где грамотность и тем более книжная ученость были достижениемнемногих, главным источником научения вере были богослужения. Определенныежесты сопровождали человека с первых дней жизни до последних, сливаясь всознании с его ощущениями и переживаниями. Замена одних символов,выражавших связь человека с высоким и священным никогда не бываетбезболезненной. А в данном случае эта замена осуществлялась еще и весьмагрубо. Народное смятение усиливалось и из-за внезапно обрушившихся на странустрашных бедствий - голода, моровой язвы. Причину их стали усматривать висправлении священных книг, а виновником считать патриарха Никоном. Чтобы лучше понять природу церковного раскола, остановимся наличностях главных участников этих событий. В мае 1605 года, когда в Московском государстве начиналась Смута, вмордовском селе Вельдеманове Нижегородского уезда у крестьянина Миныродился сын Никита. В раннем возрасте он лишился матери , все детствопровел под нестерпимым гнетом мачехи. От природы весьма одаренный, онвыучился дома грамоте. Чтение книг увлекло его к аскетической жизни. Вдвенадцать лет он ушел в Макарьев Желтоводский монастырь. Но вскоре роднявызвала его в мир и заставила жениться. Но семейная жизнь отца Никиты небыла счастливой. В одночасье он лишился всех своих детей. Сочтя это событиеза знак свыше, Никита решает вернуться к монашеской жизни. По егоубеждению его жена уходит в Алексеев монастырь, а сам Никита уходит наБелое море в Анзерский скит. Вскоре основатель и настоятель скитапреподобный Елеазар постриг тридцатилетнего Никиту в монашество под именемНикона (это имело немаловажное значение, так как Никита означает«побеждающий», а Никон - «победитель»). Никон вошел в число близких илюбимых учеников Елеазара, но со временем между наставником и ученикомвозникли разногласия и в 1635 году Никон был удален из Анзерского скита.После долгих скитаний он останавливается в Кожеозерской обители, гдестановится игуменом. По делам монастыря в 1646 году Никон приехал в Москву.Тогда и состоялась встреча Никона с молодым царем. На которого онапроизвела огромное впечатление. Необыкновенный ум, светлый взгляд напредметы, природное красноречие, величавая наружность не могли не остатьсянезамеченными. Сближение царя с Никоном продолжалось, а после того, какНикон усмирил бунт в 1650 году, любовь царя к Никону значительноувеличилась. Чем объяснить необычайное расположение юного Романова к игуменуглухого монастыря, мужицкому сыну Никону? Несомненно, большую роль сыгралиличные качества царя и Никона. Воспитанный в духе «древнего благочестия», сдетства окруженный глубоко религиозными людьми, Алексей был глубокорелигиозен. Для такого человека особе значение имело то обстоятельство, чтооба они, царь и Никон были духовными детьми одного отца - анзерскогоотшельника Елеазара. Что касается Никона, то он. Пройдя тяжелую школу жизни, закалившую еговыдающуюся натуру. Стал одним из тех ярких людей. Которых однажды увидев,тяжело забыть. Годы молчания накопили в его душе огромный запас духовнойэнергии. Однако расположение царя к Никону объясняется не только личнымимотивами. Никон появился в Москве очень вовремя - был момент, когда спросна незаурядных людей из числа духовенства был очень велик. Еще в правлениеМихаила Романова в высших кругах распространилась мысль о необходимостиосновательной «чистки» рядов духовенства, введения «благочинного»,единообразного богослужения. Повышение авторитета церкви, сильнопошатнувшегося в первой половине семнадцатого века, было необходимой частьюработы по укреплению феодальной государственности в целом. Оно имелобольшое значение и для упрочения позиций новой династии. Так что, когдаумер престарелый патриарх Иосиф, неудивительно, что его преемником сталНикон. Вступление на патриарший престол доставило Никону средства развитьсвой преобразовательный дух в служении истине и благу церкви и отечества. При Никоне патриаршья власть усилилась до высшей степени. Патриарх былдействительным, а не номинальным только «великим государем», окружил себяцарской пышностью и величием. Выстроил себе новый дворец, употребляя всесредства того искусства для украшения соборов и благолепия богослужения.Никона боялись сами бояре, которых он обличал без всякого стеснения,поступая с ними самовластно. Патриарх на свои богатые средства увеличилсвои домовые богадельни, раздавал богатую ручную милостыню, делалпожертвования на тюрьмы. В разное время основал три монастыря, самыйзнаменитый из которых - Новый Иерусалим в окрестностях Москвы. С самых первых дней пребывания у власти, Никон повел себя отнюдь нетак, как ожидали многие из его прежних единомышленников. Он порвал всесвязи с ними, не велел даже пускать их в приемную своего патриаршегодворца. Но не столько личная обида, сколько принципиальные соображенияпревратили многих «ревнителей благочестия» в непримиримых врагов новогопатриарха. От Никона ожидали действенных мер, направленных на укреплениевнутренних порядков, унификацию книг и обрядов. И патриарх приступил кисправлению церковных порядков, но не по древнерусским (как ожидали«ревнители»), а по древнегреческим, считая, что это поможет превратитьРусскую церковь в центр мирового христианства и противопоставить«латинству» (католичеству). Однако скоро реформаторский пыл Никона стал постепенно угасать.Главным для него становилось его собственное исключительное положение вгосударстве. Никона вдохновлял образ патриарха Филарета, обладавшего нетолько церковной, но и высшей государственной властью. В своих притязанияхна неограниченную власть Никон чувствовал за собой поддержку высшегодуховенства, которое было сильно раздражено мерами правительства ,направленных на ограничение привилегий и доходов церкви (согласно Соборномууложению 1649 года в руки государства перешли все городские «белые» слободыи дворы монастырей, а церкви было запрещено приобретение новых земель). Каки многие иерархи, Никон был недоволен решениями Уложения, Он считал, чтоего главная задача состоит в том, чтобы подчинить себе царя и бояр,остановить наступление государства на позиции церкви. Стремительно, и как бы беспричинно вознесясь из самых низов общества квершине власти, Никон утратил чувство реальности. Он не хотел понять, чтосвоей головокружительной карьерой он обязан не столько своим личнымкачествам, сколько видам боярства, нуждавшегося в нем как в энергичномреформаторе церковной жизни. Обстоятельства довольно долгоблагоприятствовали развития властолюбия Никона. В связи с войной с РечьюПосполитой, царь долгое время отсутствовал в Москве, и патриарх практическиоказался главой государства. Однако, вернувшись в столицу воином-победителем, царь уже не хотел находиться под постоянной опекой патриарха.Недовольство государя разжигали многочисленные враги самого Никона и егореформ. Летом 1658 года стали заметны признаки скорой опалы на патриарха. Егоперестали приглашать на торжественные царские обеды, бояре стали задеватьего слуг, царь перестал бывать на патриарших богослужениях. Окончательныйразрыв произошел 10 июля 1658 года, когда царь, несмотря на многочисленныеприглашения Никона, не явился в собор. В глазах патриарха это было прямымоскорблением патриаршества, как духовной власти, которую он ставил вышецарской. В ответ на царскую опалу Никон принял свои меры, торопливые инеосмотрительные. Добровольный уход Никона с патриаршего престола был событиемневиданным и воспринимался в обществе трагически. Но примирения,ожидавшегося Никоном после его демонстративного ухода и затворничества вмонастыре не последовало. Царь с неприличной поспешностью принял егоотставку. Никон. Думавший лишь попугать Алексея Михайловича, попыталсявернуть свой пост, но было уже поздно. И на Соборе 1666 года патриарх быллишен сна и сослан в отдаленный монастырь. Другой, не менее яркой, значительной фигурой этого историческогопериода, без которой картина раскола была бы неполной, был протопопАввакум. Глава поборников древнего благочестия, он был самым известнымнепримиримым врагом Никона. Как и Никон, Аввакум родился в Нижегородскихземлях, рано выучился грамоте и пристрастился к чтению. Однако с самогоначала их жизнь, несмотря на внешнее сходство, пошла по разным колеям.Никон с ранних лет попал под власть мачехи, а Аввакум провел детствообычного деревенского мальчишки. Быть может, в эти годы возникли различия вхарактерах и позициях двух людей, которым суждено было сыграть важную рольв политической и церковной жизни России. Никон оказался крут и неуступчив вцерковных делах, однако в личном общении он был добр и даже мягок. ААввакум не делил свою жизнь на официальную и неофициальную, одинаковоревностно относясь к частным и общественным обязанностям. Он никогда нестремился занять высокий пост, но, вместе с тем, был готов до последнегоотстаивать славянскую старину в обрядах и священных книгах. Благодаря своейэнергии, дару убеждения и богословской начитанности, Аввакум сразу же занялвидной место во влиятельном кружке «ревнителей древнего благочестия». Этопочти совпало по времени с началом реформ патриарха Никона, и Аввакум сразустановится самым непримиримым противником нововведений патриарха, хотяранее их объединяли многие воззрения на порядок богослужения и нанеобходимость благочестивого поведения священнослужителей и прихожан.Последовательно выступая против церковных «новин», Аввакум тем не менеепользовался расположением царской семьи, где ценили его искренность иубежденность. Когда Аввакум и его единомышленники были сосланы в Пустозерск, где. Неимея возможности открыто проповедовать, Аввакум проявил себя как яркийписатель и выдающийся полемист. Не без влияния страстного огненного словаАввакума поднялись и соловецкие старцы. Протест которых вылился в открытоепротивостояние властям. Соловецкое восстание длилось восемь лет (1668 -1676); и только когда в живых осталось всего шестьдесят из пятисот человек,предатель-перебежчик открыл ход в неприступный монастырь. После разгромавосстания старцы прокляли царя Алексея Михайловича. Нельзя не отметить то мужество, с которым старообрядцы переносили всегонения и преследования. Чем беспощаднее и суровее становились начавшиесяказни, тем большее упорство они вызывали. На смерть стали смотреть как намученический подвиг. «Чем больше ты нас мучишь, тем больше мы тебя любим» -писал Протопоп царю. А свои взгляды он обосновал следующим образом:«Церковь - православна, а догматы церкви от Никона-еретика во всемпротивны. А государь наш Алексей Михайлович православен. Но только простоюсвоею душою принял от Никона книги. Думая, что они православны, нерассмотрел в них плевел еретических.». 14 апреля 1682 года по указу царя Федора Алексеевича «за великие нацарский дом хулы» Аввакум был сожжен вместе со своими соузниками - попомЛазарем, иноком Епифанием и дьяконом Феодором. На месте его гибелисовременные последователи старой веры установили старообрядческий крест. Втот год совершился окончательный поворот властей к политике подавленияраскольников силой. Собор 1682 года, созванный патриархом Иоакимом,наметил целую систему репрессий против старообрядчества почти в духезападной инквизиции. А в 1685 году царевна Софья издала двенадцать указов,предписывающих конфисковывать имущество «староверов», их самих бить кнутоми ссылать, а перекрещивающих в старую веру казнить. Многие тысячи людей стали уходить в глухие места, где устраивали новыепоселения. Что же заставляло старообрядцев покидать насиженные места?Конечно, прежде всего твердость в вере, уверенность в том, что«никонианство» кощунственно. Для этих людей были характерны фанатичнаяпреданность старине, яростное неприятие всего нового, особенно иноземного,враждебное отношение к любому светскому знанию, отказ от любого общения с«никонианами». Уверенные с воцарении Антихриста и близком конце света,старообрядческие проповедники учили, что спастись можно лишь «вторымогненном крещением» - самосожжением. Вот почему в 1675 - 1695 годах былозарегистрировано 37 коллективных самосожжений, во время которых погибло неменее двадцати тысяч человек. Но откуда такая уверенность в своем праве спорить о вере с патриархоми высшим духовенством? Чтобы ответить на этот опрос, необходимо понять, ктобыли те люди, которые уходили в раскол. Нередко во главе раскола становились служители церкви. Их давнораздражало властолюбие Никона, оскорбляло его презрительное, высокомерноеотношение к рядовому духовенству. К тому же, многие духовные лица былипросто малограмотны и совершенно не подготовлены к тому, чтобы осваиватьновые тексты богослужебных книг, а потому относились к нововведениям как ктягостной повинности. Среди раскольников было много посадских людей. Отношения посада сцерковными властями осложнились из-за враждебности патриарха Никона кликвидации «белых» слобод. Купцы были недовольны тем, что церковь имонастыри вторгались в торговлю и промысловые занятия. Также средираскольников были и представители господствующего сословия. Особенноизвестны имена боярыни Морозовой и княгини Урусовой. Основную же массу раскольников составляли крестьяне. Скрывавшиеся отбарских и монастырских поборов, произвола властей, искавшие там не толькостарины, но и воли. Гонения на старообрядцев продолжались более двухсот лет. При Петре Iстарообрядцам разрешили жить в городах и селениях, но обложили массойдополнительных налогов и штрафов. При Екатерине II преследования стихли, нооднако в двадцатых годах девятнадцатого века вновь начали набирать силу.Особой жестокости они достигли в царствование Николая I. Лишь после 1905года старообрядцы получили право организовывать общины, устраивать крестныеходы, иметь колокольный звон. В 1971 году на поместном соборе Русскойправославной церкви было признано, что старые обряды «равночестны»послереформенным, то есть также каноничны (правомерны). Таким образом,Московская Патриархия сделала серьезный шаг к преодолению раскола Русскойцеркви, происшедшего три столетия назад. Итак, в 1652 - 1667 годах заметно укрепился союз светской и церковнойвластей. Царь и правительство добились осуществления церковью религиозно-обрядовой реформы, учитывавшей внешнеполитические цели господствующегокласса феодалов, и централизации церковного управления, а затем ипреодоления кризиса, возникшего в связи с уходом Никона с патриаршегопрестола. Заинтересованность царской власти в проведении названных меробусловила уступки в пользу церковной власти и усиление ее политическогозначения, что проявилось в деятельности Никона и в постановке им вопроса осоотношении «священства» и «царства». Падение Никона не сняло этого вопросас повестки дня. Более важным следствием проведения указанной политики быловозникновение в 1650 - 1660 годах движения сторонников «старой веры» ираскола в русской православной церкви, что отразило несовпадение интересовгосподствующего класса и народных масс в церковно-религиозной сфере. Раскол и оформление старообрядческой церкви были главным показателемпадения влияния официальной церкви на народные массы во второй половинесемнадцатого века. Царская власть активно поддержала церковь в борьбе с расколом ииспользовала при этом всю мощь государственного аппарата. Раскол последней трети семнадцатого века - сложное социально-религиозное движение. Но враждебность раскольников официальной церкви игосударству определялась отнюдь не расхождением религиозно-обрядовогохарактера. Ее обусловили прогрессивные стороны данного движения, егосоциальный состав и характер. Идеология раскола отразила чаяния крестьянства и отчасти посадскогосословия, и потому ей были присущи как консервативные, так и прогрессивныечерты. К консервативным чертам можно отнести :идеализацию и защиту старины;проповедь национальной замкнутости;враждебное отношение к распространению светских знанийпропаганда принятия мученического венца во имя «старой веры» какединственного пути спасения души; К прогрессивным сторонам идеологического раскола следует отнести:освящение, то есть религиозное обоснование и оправдание различных формсопротивления власти официальной церкви;разоблачение репрессивной политики царской и церковной властей по отношениюк старообрядцам и другим верующим, не признававших официальной церкви;оценка этой репрессивной политики как действий, противоречащиххристианскому вероучению. Эти черты идеологии движения и преобладание в составе его участниковкрестьян и посадских людей, страдавших от феодально-крепостнического гнета,придали расколу характер социального, антикрепостнического по своей сутидвижения, что выявили народные выступления последней трети семнадцатоговека. Так что борьба царских и церковных властей в то время была преждевсего борьбой против народного движения, враждебного господствовавшемуклассу феодалов и его идеологии. События тех времен показали, что, отстаивая свои политическиеинтересы, церковная власть превратилась в серьезное препятствие на путипрогресса. Она мешала сближению России с западными странами. Усвоению ихопыта и проведению необходимых перемен. Под лозунгом защиты православияцерковная власть добивалась изоляции России. На это не пошли ниправительство царевны Софьи, ни правление Петра I. В итоге на повестку днябыл поставлен вопрос о полном подчинении церковной власти и ее превращениив одно из звеньев бюрократической системы абсолютной монархии. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: - Борисов Н.С. «Церковные деятели средневековой Руси XVIII - XVII вв.» М.; издательство МГУ; 1988 год. - Буганов В.И., Богданов А.П. «Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви» М.; Политиздат, 1991 год. - «Русское православие: вехи истории» (Щапов Я.Н., Волков М.Я. и др.) М.; Политиздат, 1989 год. - Радугин А.А. «Введение в религиоведение» М.; Издательство «Центр», 1997 год. - «История России от древних славян до Петра Великого» Энциклопедия для детей, том 5 часть 1 М.; «Аванта +», 1995 год. - «Религии мира» Энциклопедия для детей, том 6 часть 2 М.; «Аванта +», 1996 год.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по истории на тему: «Реформы Никона и раскол Русской Православной Церкви» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Раскол- отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы Никона 1653-56 гг. Во второй половине...

Реферат по истории на тему: «Реформы Никона и раскол Русской Православной Церкви» iconК вопросу о допущении к Таинствам в Православной Церкви членов Армянской Апостольской Церкви
Еской территории Русской Православной Церкви. Для более широкого освещения данной проблемы автор освещает некоторые эпизоды армянской...

Реферат по истории на тему: «Реформы Никона и раскол Русской Православной Церкви» iconОсвященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви
Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции

Реферат по истории на тему: «Реформы Никона и раскол Русской Православной Церкви» iconЗадачи, формы и структуры катехизации в русской православной церкви...
Святейший Патриарх Алексий II неоднократно подчеркивал, что важнейшей задачей Русской Православной Церкви на современном этапе ее...

Реферат по истории на тему: «Реформы Никона и раскол Русской Православной Церкви» iconРусской Православной Церкви и Российского государства 978 1448 гг
Основные события истории Русской Православной Церкви и Российского государства 978 – 1448 гг

Реферат по истории на тему: «Реформы Никона и раскол Русской Православной Церкви» iconВместе с 27 тысячами приходов Русской Православной Церкви Рождество...
Русской Православной Церкви Рождество в ночь с 6 на 7 января встречают Иерусалимская, Сербская и Грузинская Православная Церкви,...

Реферат по истории на тему: «Реформы Никона и раскол Русской Православной Церкви» iconК проблеме наших взаимоотношений со старообрядцами
Русской Православной Церковью. Наступило время, когда православные двух обрядов должны предпринять усилия для поиска путей восстановления...

Реферат по истории на тему: «Реформы Никона и раскол Русской Православной Церкви» iconЦерковный вестник. Официальное издание Русской Православной Церкви
Русской Православной Церковью. Именно прп. Серафим предсказал эпоху гонений на Церковь Христову, множество мучеников и исповедников,...

Реферат по истории на тему: «Реформы Никона и раскол Русской Православной Церкви» iconУрок о вере и знании
«Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви» является на данный момент главным вероисповедание...

Реферат по истории на тему: «Реформы Никона и раскол Русской Православной Церкви» iconІнспектора Харківської Духовної семінарії протоієрея
Православной Церкви в Киевской Руси и одновременно истории православной культуры, ибо «языческое время», говоря словами протоиерея...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<