Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Феномен Мировых Религий Буддизм Буддизм-самая древняя из трех мировых религий. Он «старше»




Скачать 295.78 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Феномен Мировых Религий Буддизм Буддизм-самая древняя из трех мировых религий. Он «старше»
Дата публикации27.11.2013
Размер295.78 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Право > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Феномен Мировых Религий

Буддизм Буддизм—самая древняя из трех мировых религий. Он «старше»христианства на пять веков, а ислам «моложе» его на целых двенадцатьстолетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских странбуддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы иАмерики. Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой он следует, ивы получите ответ, что более двух с половиной тысяч лет назад ее возвестиллюдям Шакьямуни (отшельник из племени шакьев). В любой посвященнойбуддизму книге вы найдете основанный на религиозной традиции рассказ ожизни странствующего проповедника Сиддхартхи, прозванного Шакьямуни иназвавшего себя Буддой (санскр. buddha), что означает «просветленныйвысшим знанием», «осененный истиной». После бесконечного множества перерождений, накапливая в каждом из нихдобродетели, Будда явился на землю, для того чтобы выполнить спасителинуюмиссию—указать живым существам избавление от страданий. Он избрал длясвоего воплощения образ царевича Сиддхартхи из знатного рода Готама(отсюда его родовое имя—Гаутама). Род этот входил в племя шакьев, жившее за500—600 лет до н. э. в долине Ганга, в среднем его течении. Как и боги других религий, Будда не мог появиться на земле, подобнодругим людям. Мать Сиддхархи—жена правителя шакьев Майя увидела однажду восне, что к ней в бок вошел белый слон. Через положенное время она родиламладенца, покинувшего ее тело также необычным путем через подмышку.Немедленно изданный им клич услышали все боги Вселенной и возрадовалисьприходу того, кому удастся пресечь страдания бытия. Мудрец Асита предрекноворожденному свершение великого религиозного подвига. Младенца назвалиСиддхартхой, что значит «выполнивший свое назначение». Повелитель шакьевШуддходана не желал сыну религиозной карьеры. Он оаружил ребенка роскошью,скрывая от него все теневые стороны жизни, дал ему блестящее светскоевоспитание, женил на прелестной девушке, которая вскоре подарила ему сына. Но однажды во время прогулки по городу Гаутама встретил покрытогоязвами больного, сгорбленного годами дряхлого старика, погребальнуюпроцессию и погруженного в раздумья аскета. Так он узнал о неизбежных дляживых существ страданиях. И в ту же ночь он тайком покинул дворец, чтобы вотшельничестве искать путь, ведущий к избавлению от страданий. В течениесеми лет он безрезулбтатно предавал истязаниям свою плоть и размышлял надтекстами священных книг жрецов є брахманов. И лишь перестав голодать иотказавшьсь от ложных премудростей,ГАутама путем внезапного озарения,достигнутого долгим глубоким созерцанием, открыл путь к спасению. Этослучилось на берегу речка Наиранджаны, в местечке Урувилва, в теперешнейБодхГае (штат Бихар). Сидя под священным деревом бодхи он познал «четыреблагородные истины». Демон зла, бог смерти Мара пытался заставить «просветленного»отказаться от возвещения людям пути спасения. Он запугивал его страшнымибурями, своим грозным воинством, посылал своих прекрасных дочерей, чтобысоблазнить его радостями жизни. Но Будда победил все, в тим числе и своисомнения, и вскоре произнес в «Оленьем парке», недалеко от Варанаси первуюпроповедь, ставшую основой вероучения буддизма. Ее слушали пять его будущихучеников и два оленя. В ней он кратко сформулировал главнейшие положенияновой религии. После провозглашения «четырех благородных истин», окруженныйвсе умножающимися учениками последователями, Будда ходил сорок лет погородам и деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение.Умер Будда, согласно легенде, в 80 лет в Кушинагаре, который, как полагают,соответствует нынешней Касие, расположенной в восточний части штата УттарПрадеш. Он лег под деревом бодхи в «позу льва» (на правом боку, правая рукапод головой, левая вытянута вдоль выпрямленных ног)и обратился ксобравшимся около него монахам и мирянам со следующими словами: «Теперь, омонахи, мне нечего больше сказать вам, кроме того, сто все созданноеобречено на разрушение! Стремитесь всеми силами к спасению». Уход Будды ихжихни буддисты называют «mahaparinirvana» великим переходом в нирвану.Эта дата почитается так же, как и момент рождения Будды и момент«прозрения», поэтому ее называют «трижды святым днем». Современная наука не дает однозначного ответа на вопрос обисторичности Будды. Однако многие исследователи считают Шакьямуниисторической личностью. Но следовать при этом буддийской традиции, котораясчитает его единоличным «основателем буддизма», нет оснований. «Современноесостояние изученности вопроса, пишет известный советский ученый Г.Ф.Ильин,позволяет считать, что Будда как единоличный создатель известного намвероучения личность неисторическая, ибо буддизм складывался в течениемногих веков, но Шакьямуни основатель буддийской монашеской общины (илиодин из первых ее основателей), проповедник, взгляды и практическаядеятельность которого имели большое значение при возникновении буддийскоговероучения, вполне мог существовать реально». Задолго до возникновения буддизма Индия имела оригинальныерелигиозные учения, культуры и традиции. Сложные общественные отношения ивысокая городская культура, включавшая в себя и письменность и развитыеформы искусства, существовали здесь одновременно с такими древними очагамимировой культуры, как Месопотамия и древний Египет, в ряде отношенийпревосходя последние. Если уже в религии энохи харрапской культуры(середина 3 тысячелетия до н.э.) обнаружены элементы, вошедшие в болеепоздние религиозные представления, то в 2 тысячелетии начали складыватьсяте важные религиозные традиции, которые к началу 1 тысячелетия получилилитературное оформление, именуемое в истории индийского мировоззрения иритуальной практики ведами. Ведизм, или ведийская религия, уже содержалчерты, характерные для более поздних индийских религий, в том числе ибуддизма. К ним можно отнести представление о том, что все существующее живоесвязано между собой во времени постоянными переходами из одного телесногосостояния в другое (переселение душ или перевоплощение), учение о карме,как о силе, определяющей форму этих переходов. Устойчивы оказались составпантеона богов, а также вера в ад и рай. В более поздних религиях былиразвиты многие элементы ведийской символики, почитание некоторых растений иживотных, большинство бытовых и семейных обрядов. В ведийской религии ужеотражалось классовое расслоение общества. Она освящала неравенство людей,объявляя, что деление людей на Варны (касты в древней Индии) установленовысшим божеством Брахмой. Социальная несправедливость оправдывалась учениемо карме тем, что во всех несчастиях человека виноваты грехи, совершенные имв прежних перерождениях. Она объявляла государство институтом, созданнымбогами, и приравнивала поаорность властителям к выполнению религиозногодолга. Даже обильные жертвоприношения, доступные лишь богатым и знатным,свидетельствовали якобы о большей близости последних к мору богов, а длянизших варн многие обряды были вообще запрещены. Ведизм отражал сравнительную неразвитость антагонистическихпротиворечий в индийской общине, сохранение значительных элементовплеменной раздробленности и исключительности. К середине 1 тысячелетия дон.э. эти черты патриархальности приходят во сверх более резко выраженноепротиворечие с тамикими крупными сдвигами в общественных отношениях,которые и являлись основной причиной возникновения буддизма. В 65 вв до н.э. делаются попытки укрупнить рабовладельческоехозяйство, использовать труд рабов более рационально. Законодательные меры,несколько ограничивающие произвол хозяина по отнешению к рабу, показываютначало изживания существующей системы и отражают страх перед острымиклассовыми столкновениями. Высшей фазой развития рабовладения в Индии был период объединения ееимперией Маурья. «Именно в маурийскую эпоху возникли и оформились многиеосновные черты социальной стуктуры, сословно кастовой организации,важнейшие институты древнеиндийского общества и государства. Получилразвитие ряд религиозно филососких течений, в том числе буддизм, которыйпостепенно из сектанского монашеского учения превратился в одну из трехмировых религий. «Появление буддизма на исторической арене, пишет К.К.Жоль,`совпадает повремени со значительными изменениями в социально политической иэкономической жизни древнеиндийского общества. Весьма активно ачинают осебе заявлять периферийные районы брахманской культуры, в которых все болеевыдвигаются на первое место кшатрии, притязающие на руководящую роль вжизни общества. Именно в этих районах на базе четырех царств (Кошала,Маганда, Ватса и Аванта) намечаются и происходят существенные сдвиги вобласти экономики, политики, вылившиеся в конечном итоге в образованиеодной из могущественных империй в древней Индии империи Магадхи,основателями и руководителями которой явились представители династииМаурьев. Таким образом на территории современного южного Бихара (СевернаяИндия) примерно в середине первого тысячелетия до н.э. концентрируютсязначительные социальные силы, нуждающиеся в новых принципах социальноговзаимодействия и в новой идеологии». Рейснер полагал, что возникновение буддизма явилось следствием...разложения феодальных отношений и установления господства торговогокапитала (!). Неисчерпаемые бедствия, обрушившиеся на трудящихся при переходе отранних неразвитых форм рабовладения к крупному, охватывающему ипронизывающему воздействием все более широкие сферы бытия, явились реальнойжизненной основой, мистифицированным отражением которой была так называемая«первая благородная истина» буддизма утверждение тождества бытия истрадания. Всеобщность зла, порождаемая все более глубоким порабощениемтрудящихся, негверенностью в завтрашнем дне у средних слоев, жестокаяборьба за власть у классовой верхушки общества воспринимались как основнойзакон бытия. Когда рабовладельческий способ производства стал тормозить дальнейшееразвитие производительных сил, когда перед обществом начала вставать задачасоздания личной заинтересованности работающего в результате его труда,одной из религиозных форм критики старого строя стало утверждения наличиядуши как некоей единой для всех людей внутренней основы бытия.Соответственно появляется идея человека не члена определенной Варны, ачеловека вообще, абстрактного человека. Взамен множества обрядов изапретов для определенной варны выдвигается идея единого морального началакак фактора спасения для любого человека независимо от его националоной илисоциальной принадлежности. Последовательное выражение этой идее далбуддизм, что и явилось одной из причин превращения его в мировую религию. Буддизм в своих истоках связан не только с брахманизмом, но и с др.религиозными и религиозно филисофскими системами древней Индии. Анализ этихсвязей показывает, что появление буддизма было обусловлено и объективнымисоциальными процессами, подготовлено идейно. Буддизм не был порожден«откровением» достигшего божественной мудрости существа, как это утверждаютбуддисты, или личным творчеством проповедника, как обычно считают западныебуддологи. Но буддизм не явился и механическим набором имевшихся идей. Онвнес в них много нового, порожденного именно общественными условиями эпохиего возникновения. Первоначально элементы нового религиозного учения, как утверждаетбуддийская традиция, передавались изустно монахами своим ученикам.Литературное оформление они начали получать сравнительно поздно во 21 вв.до н.э. Сохранился палийский свод буддийской канонической литературы,созданный около 80 г. до н.э. на Шри Ланка и названный позднее «типитака»(санскр. «трипитака») «три корзины закона». В 31 вв. до н.э. и в первых веках н.э. происходит дальнейшее развитиебуддизма, в частности создается связное жизнеописание Будды, складываетсяканоническая литература. Монахи теологи разрабатывают логические«обоснования» главных религиозных догм, нередко именуемые «философиейбуддизма». Теологические тонкости оставались достоянием сравнительнонебольшого круга монахов, имевших возможность отдавать все свое времясхоластическим спорам. Одновременно развивалась другая, морально культоваясторона буддизма, т.е. «путь», который может привести каждого к прекращениюстраданий. Этот «путь» и был собственно тем идейным оружием, котороеспособствовало в течение многих веков удержанию трудящихся масс вповиновении. Христианство Христианство (от греческого слова christos «помазанник», «Мессия»)зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Этоизначальное родство с иудаизмом чрезвычайно важное для понимания корнейхристианской религии проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхийзавет, священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии,Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей).Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианствоуже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев исреди других народов. Возникновение и распространение христианства пришлосьна период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основныхценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся вримском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путьвнутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрьсобственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляетсястрогий аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего»сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены посленаступления Царства Божьего на земле. Однако уже первые христианские общиныприучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира,молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявилсясвойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромномупространству Римской империи, ощущали тем не менее свое единство. Членамиобщин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис «нет неэллина, ни иудея» провозгласил равенство перед Богом всех верующих ипредопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, незнающей национальных и языковых границ. Потребность в единении, с однойстороны, и довольно широкое распространение христианства по миру с другой,породили среди верующих убежденность что если отдельный христианин можетбыть слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает ДухомСвятым и Божьей благодатью. Следующим шагом в развитии понятия «церковь»стала идея ее непогрешимости: ошибаться могут отдельные христиане, но нецерковь. Обосновывается тезис о том, что церковь получила Святой Дух отсамого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины.Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшеедуховенство на так называемые вселенские соборы. На этих соборахразрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировалиськанонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы сересями. Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принялхристианский символ веры краткий свод главных догматов, составляющих основувероучения. Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога,обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютногомогущества. Все существа и предметы являются его творениями, все созданосвободным актом божественной воли. Два центральных догмата христианстваговорят о триединстве Бога и боговоплощении. Согласно первому, внутренняяжизнь божества есть отношение трех «ипостасей», или лиц: Отца(безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющегопринципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын «рождается» отОтца, святой Дух «исходит» от Отца. При этом и «рождение» и «исхождение»имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицысуществовали всегда «предвечны» и равны по достоинству «равночестны».Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель «образа иподобия» Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушилобогоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос,приняв крестные муки и смерть, «искупил» людей, пострадав за весь родлюдской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания,любого ограничения человеком своих желаний и страстей: «принимая свойкрест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Темсамым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается исовершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и естьпредназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этимвзглядом на человека связано характерное только для христианства понятие«таинства» особого культового действия, призванного реально ввестибожественное в жизнь человека. Это преежде всего крещение, причастие,исповедь (покаяние), брак, соборование. Гонения, испытанные христианствомв первые века его существования, наложили глубокий отпечаток на егомировоззрение и дух. Лица, претерпевшие за свою веру тюремное заключение ипытки («исповедники») или принявшие казнь («мученики»), стали почитатьсяв христианстве как святые. Вообще идеал мученика становится в христианскойэтике центральным. Шло время. Условия эпохи и культуры менялиполитикоидеологический контекст христианства, и это вызвало ряд церковныхразделений схизм. В результате появились соперничающие между собойразновидности христианства «вероисповедания». Так, в 311 году христианствостановится официально дозволенной, а к концу IV века при императореКонстантине господствующей религией, находящейся под опекой государственнойвласти. Однако постепенное ослабление Западной Римской империи в концеконцов завершилось ее крушением. Это способствовало тому, что влияниеримского епископа (папы), взявшего на себя и функции светского владыки,значительно возросло. Уже в V VII веках, в ходе так называемыххристологических споров, выяснявших соотношение божественного ичеловеческого начала в личности Христа, от имперской церкви отделилисьхристиане Востока: монофисты и др. В 1054 году произошло разделениеправославной и католической церквей, в основе которого лежал конфликтвизантийской теологии священной державы подчиненного по отношению к монархуположения церковных иерархов и латинской теологии универсального папства,стремившегося подчинить себе светскую власть. После гибели под натискомтурокосманов Византии в 1453 году главным оплотом православия оказаласьРоссия. Однако споры о нормах обрядовой практики привели здесь в XVII векек расколу, в результате которого от православной церкви отделилосьстарообрядчество. На западе идеология и практика папства вызывали напротяжении средних веков все больший протест как со стороны светских верхов (особенно германских императоров), так и среди низов общества (движениелоллардов в Анлии, гуситов в Чехии и др.). К началу XVI века этот протестоформился в движение Реформации. Рассмотрим основные вероисповедальныеформы христианства, образовавшихся в процессе исторического развитияхристианского мира. Православие одно из трех основных направлений христианстваисторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Онораспространено главным образом в странах Восточной Европы, БлижнегоВостока, на Балканах. Название «православие» (от греческого слова«ортодоксия») впервые встречается у христианских писателей II века.Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно былогосподствующей религией в IV XI веках. Основой вероучения признанысвященное писание (Библия) и священное предание (решение семи Вселенскихсоборов IV VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов,таких, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, ГригогийБогослов,Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпалоформирование основных положений вероучения. В дальнейшем философском итеоретическом развитии христианства немалую роль сыграло учение блаженногоАвгустина. На рубеже 5 века он проповедовал превосходство веры над знанием.Действительность, по его учению, непостижима для человеческого ума,поскольку за ее событиями и явлениями скрывается воля всемогущего Творца. Вучении Августина о предопределении говорилось, что в сферу «избранных»предопределенных к спасению, может войти любой уверовавший в Бога. Ибо вераи есть критерий предопределения. Важное место в православии занимаютобрядытаинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходитособая благодать. Церковь признает семь таинств: Крещениетаинство, вкотором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием БогаОтца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение. В таинствемиропомазания верующему подаются дары Святого Духа, возвращающие иукрепляющие в жизни духовной. В таинстве причащения верующий под видомхлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни. Таинствопокаяния или исповеди это признание грехов своих перед священником, которыйотпускает их от имени Иисуса Христа. Таинство священства совершается черезепископское рукоположение при возведении того или иного лица в сансвященнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит толькоепископу. В таинстве брака, которое совершается в храме при венчании,благословляется супружеский союз жениха и невесты. В таинстве елеосвящения(соборования) при помазании тела елеем призывается на больного благодатьБожия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Крещение Киева княземВладимиром и Новгорода Добрыней это первые шаги в истории христианизациивсей Руси. Широкое принятие христианства связано с интенсивным освоениемсеверных территорий в конце 18-го века. На волне переселения христианствораспространялось и утверждалось по всей территории Руси. Чрезвычайно важнымэтапом в православной истории было также и время жизнедеятельности СергияРадонежского. Поднятый Сергием культ Троицы стал одной из главныхсоциальных идей, символом и знаменем национального сплочения, учением опереустройстве жизни на новых нравственных началах. После победы наКуликовом поле Русь быстро крепла экономически и политически. В 1448 годуСобор русских архиереев, независимо от Константинополя, возвел на кафедрумитрополита Московского и всея Руси епископа Рязанского Иону. Тем самымбыло положено начало автокефалии, самостоятельности Русской Церкви.Патриаршество в России было установлено при Борисе Годунове. В 1589 годумитрополит Иов стал первым патриархом на Руси. Православная церковь придаетбольшое значение праздникам и постам. Пост, как правило, предшествуетбольшим церковным праздникам. Сущность поста это «очищение и обновлениечеловеческой души», приготовление к важному событию религиозной жизни.Больших многодневных постов в русском православии четыре: перед Пасхой,перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед РождествомХристовым. Первое место среди великих, главных праздников занимает Пасха. Кней примыкают двунадесятые праздники 12 наиболее значительных праздниковправославия: Рождество Христово, Сретение, Крещение Господне, Преображение,Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Троица (пятидесятница),Воздвижение креста Господня, Благовещание, Рождество Богородицы, Введениево храм Богородицы, Успение Богородицы. Другим крупнейшим (наряду с православием ) направлением вхристианстве является католицизм. Слово «католицизм» означает всеобщий,вселенский. Его истоки от небольшой римской христианской общины, первымепископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособлениякатолицизма в христианстве начался еще в III V веках, когда нарастали иуглублялись экономические, политические, культурные различия между западнойи восточной частями Римской империи. Начало разделения христианской церквина католическую и православную было положено соперничеством между римскимипапами и константинопольскими патриархами за главенство в христианскоммире. Около 867 года произошел разрыв между папой Николаем I иконстантинопольским патриархом Фотием. Католицизм, как одно из направленийхристианской религии, признает ее основные догмы и обряды, но имеет рядособенностей в вероучении, в культе, в организации. Основой католическоговероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священноепредание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считаетСвященным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов,но и всех последующих соборов, а кроме тогопапские послания ипостановления. Организация католической церкви отличается строгойцентрализацией. Римский папа глава этой церкви. Он определяет доктрины повопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов. Причины расколов церкви многочисленны и сложны. Тем не менее можноутверждать, что главной причиной церковных расколов был человеческий грех,нетерпимость, неуважение к человеческой свободе. В настоящее времяруководители как западной, так и восточной Церквей стремятся к тому, чтобыпреодолеть пагубные последствия многовековой вражды. Так, в 1964 году ПапаРимский Павел VI и Константинопольский патриарх Афинагор торжественноотменили взаимные проклятия, произнесенные представителями обеих Церквей вXI веке. Положено начало преодоления греховной разобщенности западных ивосточных христиан. Еще раньше, с начала XX века, получило распространениетак называемое экуменическое движение (греч. «эйумена» вселенная). Внастоящее время это движение осуществляется главным образом в рамкахВсемирного Совета Церквей (ВСЦ). Активным членом ВСЦ является наша РусскаяПравославная Церковь. Единство церквей это прежде всего осознание того, чтовсе христиане читают одно Евангелие, что они все Его ученики и, наконец,что все люди дети Единого Бога, Небесного Отца. Поэтому христиане должныстремиться соединить все лучшее, добытое в истории каждой Церкви. «Почемуузнают вас, что вы мои ученики, говорил Христос, потому как вы будите иметьлюбовь между собою». Ислам Третьей, наряду с буддизмом и христианством, «мировой» религиейявляется ислам, или мусульманство, самая поздняя по времени возникновения.Современный Ислам вторая по численности последователей (послехристианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общаячисленность мусульман на земном шаре около 800 миллионов человек (около 90процентов из них сунниты), из которых более двух третей живет в зарубежнойАзии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты, почти 30процентов в Африке (49 процентов населения континента). Ислам являетсяидеологической системой, оказывающей значительное влияние и намеждународную политику. В современном понимании ислам и религия, игосударство по причине активного вмешательства религии в государственныедела. «Ислам» в переводе с арабского означает покорность, «мусульманство»( от арабского « муслим « ) предавший себя Аллаху. «Свидетельствует Аллах,что нет божества, кроме него, и ангелы, и обладающие знанием, которыестойки в справедливости: нет божества, кроме него, великого, мудрого!Поистине, религия пред Аллахом ислам...» (3: 1617). Ислам зародился вАравии в VII веке нашей эры. Происхождение его яснее, чем происхождениехристианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещаетсяписьменными источниками. Но и здесь много легендарного. По мусульманскойтрадиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед ( Мухаммад илиМагомет), араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд «откровений»,записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран основнаясвященная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелиедля христиан. Согласно преданиям, рождение Мухаммеда было предсказанопророками Ибрахимом ( Авраамом ), Исмаилом, Мусой ( Моисеем ) и Исой (Иисусом Христом ). В этих «двойных» именах нет ничего странного, посколькуислам относится к так называемым авраамическим религиям и мусульмане нарядус иудеями и христианами почитают одних и тех же ветхозаветных пророков, атакже Иисуса Христа как одного из них. Мухаммед был уроженцем Мекки городав западной части Аравийского полуострова, где давно осело сильное племякурейш. Сам Мухаммед ничего не писал: он был, видимо, неграмотен. Посленего остались разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные вразное время. Мухаммеду приписываются тексты и более раннего времени иболее поздние. Из этих записей был сделан около 650 года (при третьемпреемнике Мухаммеда Османе) свод, получивший название «Коран» («чтение»).Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому пророкуархангелом Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены. Коранразделен на 114 глав (сур). Они расположены без всякого порядка, просто поразмерам: более длинные ближе к началу, более короткие к концу. Сурымекканские (более ранние) и мединские (более поздние) перемешаны. Одно ито же повторяется многословно в разных сурах. Восклицания и прославлениявеличия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами иугрозами «геенной» в будущей жизни всем непослушникам. В Коране совсемнезаметно следов такой редакционнолитературной отделки, как в христианскомЕвангелии: это совершенно сырые, необработанные тексты. Другая частьрелигиозной литературы мусульман это сунна (или сонна), состоящая изсвященных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда.Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами Бухари,Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ееназываются суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил около 570632гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел малопоследователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много приверженцев;опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую частьАравии под знаменем новой религии. Биография Мухаммеда лишена особойфантастики (в отличие от евангельской биографии Иисуса). Но истокимусульманской религии нужно искать, конечно, не в биографии отдельных лиц,а в социальноэкономических и идеологических условиях, сложившихся в туэпоху в Аравии. Аравия была издавна населена семитическими племенами,предками теперешних арабов. Часть их жила оседло в оазисах и городах,занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевала в степях ипустынях, разводя верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономическии культурно связана с соседними странами Месопотамией, Сирией, Палестиной,Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию.Один из важных узлов пересечения торговых дорог находился в Мекканскомоазисе, близ побережья Красного моря. Родоплеменная знать обитавшего здесьплемени корейш (курейш) извлекала для себя много выгод из торговли. ВМекке образовался религиозный центр всех арабов: в особом святилище Каабабыли собраны священные изображения и культовые предметы разных арабскихплемен. Были в Аравии и поселения иноземцев, в частности иудейские ихристианские общины. В IV веке в Аравии начался упадок караванной торговли,так как торговые дороги переместились на восток в Сасанидский Иран. Этонарушило экономическое равновесие, державшееся веками. Кочевники,потерявшие доход от караванного движения, стали склонятся к оседлому образужизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилилисьстолкновения между племенами. Стала чувствоваться нужда в объединении. Этоне замедлило отразиться и в идеологии: возникло движение за слияниеплеменных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха; тем болеечто евреи и отчасти христиане подавали арабам пример единобожия. Средиарабов возникла секта ханифов, чтивших единого бога. В такой обстановке иразвернулась проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшаяобщественной потребности. В его проповедях, собственно, не было почтиничего нового по сравнению с религиозными учениями иудеев, христиан,ханифов: основное у Мухаммеда строгое требование почитать только единогоАллаха и быть безусловно покорным его воле. Проповеди Мухаммеда вначалебыли встречены окружающими недоверчиво, даже враждебно, особеннопредводителями его собственного племени корейш. Торговая знать опасалась,что прекращение культа староарабских племенных богов подорвет значениеМекки как религиозного, а значит, и экономического центра. Мухаммеду с егоприверженцами пришлось бежать из Мекки: это бегство (хиджра), совершенноев 622 году н. э., считается мусульманами за начало особого летоисчисления(мусульманская эра). В земледельческом оазисе Медине (Ятриб) Мухаммеднашел более благоприятную почву для пропаганды: мединцы соперничали ивраждовали с мекканской аристократией и рады были выступить против нее.Мухаммеда поддержало несколько местных племен; он пытался опереться даже ина еврейские общины. Набрав себе много сторонников, Мухаммед в 630 годузахватил Мекку. Мекканские корейши вынуждены были принять новую религию. Собъединением арабских племен, которые одно за другим примыкали к новомуучению, значение Мекки как национальнорелигиозного центра еще болеевозросло. Корейшитская знать, вначале враждебная мусульманскому движению,теперь признала за благо примкнуть к нему и даже возглавила движение. Вмомент смерти Мухаммеда (632 год) новое вероучение было еще совсем неоформлено. Основные его положения можно извлечь из Корана, при всейхаотичности этой книги. Позже они были развиты мусульманскими богословами.Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что естьтолько один бог Аллах; что Мухаммед был его посланникомпророком; что донего бог посылал людям и других пророков это библейские Адам, Ной, Авраам,Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы излые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам издревнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти богаи исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и всеполучат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждатьсяв раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существуетбожественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначилего судьбу. Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческимиморальными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей,то прощает их; одних любит, других ненавидит. В тех же VIIIX вв. в исламевозникло мистическое, полумонашеское течение суфизма (от слова «суфи»грубая шерстяная ткань). Оно зародилось в недрах шиизма, но проникло и всреду суннитов. В суфийском вероучении сказалось влияние идей маздеизма,буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не придавали большого значения внешнейобрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния сбожеством. Некоторые суфии доходили до пантеистического мировоззрения (богво всем мире, весь мир проявление или эмансипация бога) и тем самымудалялись от грубо антропоморфного представления об Аллахе, какое дано вКоране. Суфии придавали особое значение именам божьим, встречаемым вКоране. Мистикопантеистическое течение суфизма сначала подверглось гонениямсо стороны мусульманских фанатиковортодоксов, но постепенно обе стороныпошли на уступки. Последователи суфийского учения стали образовывать орденастранствующих монахов дервишей во главе с шейхами, или ишанами. Эти орденабыли признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они идавали монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов,обирающих и обманывающих народ; руководители же дервишей, ишаны, в своюочередь обирают своих послушников мюридов. С суфизмом было историческисвязано движение тариката. Это понятие первоначально означало благочестивыйпуть жизни для общения с богом (слово «тарикат» поарабски путь). Новпоследствии тарикатом стали называть учение фанатиков, проповедовавших«священную войну» против христиан и других неверных. Под знаменем тарикатавели, например, войну имамы на Кавказе (КазиМулла, Шамиль) против русских.В новейшее время усложнение социальноэкономических и политических условийвызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в XVIII векевозникло течение ваххабитов (последователей Муххамеда ибн Абдель Ваххаба),в котором отразился стихийный протест против богатства и роскоши городскихкупцов и богачей. Ваххабиты требовали возвращения к патриархальной простотежизни первых веков ислама, строгого исполнения предписанных обрядов изапретов, уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурнымивлияниями, не признавали культа святых, поклонялись только одному богу.После жестокой борьбы с противниками ваххабиты к началу ХХ века взяли верхв государстве Неджд (Внутренняя Аравия), а потом подчинили себе Хиджас сгородами Меккой и Мединой. В государстве Саудовской Аравии, объединившемобе области, ваххабитизм сделался господствующей религией. Религиознуюоболочку приняло и массовое недовольство городской бедноты и крестьянПерсии в середине XIX века. Их идейным вождем выступил Мохаммед Али,принявший прозвище «Баб» («врата» в смысле посредника между людьми ибогом). Движение получило название бабистского. Баб проповедовал равенствои братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман. Баб объявилсебя преемником пророка, который призван возвестить людям новый закон.Учение Баба было полно мистических представлений и близко пантеизму.Движение бабистов, широко распространившееся в народных массах, быложестоко подавлено власть имущими; главари подверглись суровой казни (1850год). Однако движение имело своих продолжателей, хотя и лишилось боевогонастроя. Один из бывших последователей Баба Мирза Хусейн Али, принявшийпрозвище «Бехаулла», существенным образом изменил бабистское учение. Онтоже проповедовал равенство всех людей, право всех людей на плоды земли ипр. Но он не признавал насилия, открытой борьбы, провозглашал любовь,прощение, непротивление злу; в этом, может быть, сказалось влияниехристианских идей. Мусульманские догматы и правовые нормы у Бехауллыподверглись смягчению. По имени проповедника новое учение стало называтьсябехаизмом. Оно уже не отвечало настроениям народных масс и распространялосьбольше в интеллигентской среде. Бехаизм, как утонченная, реформированная,модернизированная редакция ислама, нашел себе последователей даже вЗападной Европе и в Америке. Характерная особенность мусульманской религиисостоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. Иличная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь,политика, правовые отношения, суд, культурный уклад все это должно бытьподчинено целиком религиозным законам. В прежние времена в мусульманскихстранах имело место полное сращивание государственной и церковной власти:глава государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшеедуховенство составляло штат его советников, суд находился целиком в рукахдуховных лиц. И уголовное, и гражданское право было построено всецело нарелигиозном законе шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковалиих мусульманские богословы. Поэтому и мусульманское духовенство выполняло ивыполняет больше светские, чем чисто религиозные функции. Мулла, состоящийпри мечети, это, собственно, учитель в церковной школе. Кади это судья,знаток шариата. Муфтий более высокий духовный чин главный авторитет ввопросах шариата. Улем ученый богослов, преподаватель в высшей религиознойшколе; совет улемов давал свои заключения по вопросам религии и права. Воглаве мусульманского духовенства в отдельных странах стоял шейхульисламвидный богослов, он же советник государя. Даваемые шейхульисламомразъяснения по тем или иным спорным вопросам догматики или политики, правасчитались непререкаемым законом. Обучение молодежи в мусульманских странахпрежде было тоже чисто религиозным. Низшие школы мектебы состояли примечетях. Высшие школы медресе представляли собой своего рода духовныеакадемии. В них студенты изучали Коран и прочую религиозную литературу,богословские вопросы. Язык преподавания, язык церковной литературы быларабский. Кстати, арабская система письма была принята и в тюркских, и виранских языках, хотя она для них и мало приспособлена. Мусульманскаяцерковь в странах ислама была обычно и крупной экономической силой.Согласно шариату, церковь может владеть имуществом, и это имуществосчитается неотчуждаемым (вакф, множественное число вакуф). Вакуфные землисостояли из пожалований от халифов (в эпоху завоеваний), из пожертвованийи пр. Они были очень велики: например, в странах Средней Азии до половинывсех обрабатываемых земель принадлежало церкви, и они приносили огромныедоходы; за счет вакуфных имуществ и кормилось многочисленное духовенство.Хотя правоверный ислам не идет ни на какие компромиссы с другими религиями(в отличие, например, от буддизма), но в народных массах мусульманскиеверования очень часто переплетаются с древними, домусульманскими. Почтиповсеместно, особенно в слаборазвитых странах, распространен культ местныхсвятых. Интересно отметить, что в многовековых столкновениях ислама схристианством (точно так же, как с маздеизмом и другими религиями) ислампочти всегда выходил победителем. В большинстве стран Средиземноморья, гдесейчас господствует ислам, он вытеснил преобладавшее здесь преждехристианство (Северная Африка, Египет, Сирия, Малая Азия). На Кавказебольшинство народов до распространения ислама придерживалось христианства,позже многие из них были исламизированы (черкесы, кабардинцы, аджарцы,часть осетин и абхазов). На Балканском полуострове в ислам обращены былинекоторые группы болгар, македонцев, боснийцев, албанцев, бывших преждехристианами. Обратных случаев массового обращения какоголибо мусульманскогонарода в христианство история не знает. Правда, с Пиренейского полуострова(Испания, Португалия) мусульмане в результате христианской Реконкисты(XIIXV вв.) были вытеснены, но это произошло в результате процессанасильственного изгнания исповедующих ислам, а не идейной победы однойрелигии над другой. Религия Мухаммеда так часто одерживала верх надрелигией Христа видимо, вследствие большей простоты, доступности,понятности народным массам, особенно в восточных странах, где преобладалпатриархальнофеодальный быт. Полтора столетия с начала XIX до второй половины XX века явилисьважным переломным моментом в эволюции Ислама. Существенные измененияпретерпела мусульманская судебная система, сложившаяся в средневековье, и вопределенной мере сама система мусульманского права: происходилопостепенное ограничение юрисдикции шариатских судов; к середине XIX века натерритории Османской империи были окончательно разграничены сферыкомпетенции шариатских и светских судов (процесс этот начался значительноранее). Одновременно с этим осуществляется кодификация норм мусульманскогоправа (свод положений ханафисткого права Манджалла был составлен в18691876 годах), в ряде стран вводятся уголовные кодексы и другие правовыедокументы, не предусматриваемые шариатом. Определенные изменения ролиИслама в общественной жизни (хотя и весьма ограниченные) произошли в связис реформами Мухаммеда Али в Египте и политикой танзимата в Османскойимперии. Потребности социальноэкономического развития ставили мусульманскихбогословов и правоведов перед необходимостью нового осмысления целого рядатрадиционных положений Ислама. Однако этот процесс оказался весьмаболезненным и затяжным. Это отразилось, в частности, в полемике по поводудопустимости (или греховности) создания в мусульманских странах банковскойсистемы. Наиболее ярко выраженную форму она приобрела в Египте, где муфтиМухаммад Абдо в 1899 году издал фатву, разъяснявшую, что банковские вкладыи взимание с них процентов не являются ростовщичеством и, следовательно, неотносятся к категории осуждаемого риба. Эта фатва способствовала приведениюсуществовавшей системы в соответствие с интересами национальной буржуазии. В конце XIX и особенно в начале XX века большой размах по всемумусульманскому миру приобретает движение за реформацию Ислама,представители которого вступают в острую полемику и с мусульманскимитрадиционалистами, и со сторонниками светских концепций общественногоразвития. Одновременно начинает складываться и международное исламскоедвижение, основанное на концепции исламской солидарности: в 1926 году быласоздана первая международная мусульманская организация Всемирный исламскийконгресс. Качественно новый этап в истории Ислама вторая половина XX века.Широко развернулась борьба вокруг проблемы выбора пути развитияосвободившимися странами, в ходе которой появляются многочисленныеконцепции так называемого «третьего пути», отличного как откапиталистического, так и от социалистического. Во многих странах распространения Ислама действуют мусульманскиепартии, играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламскойреспублики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайскаяисламская партия в Малайзии, Джамаати ислами в Индии и Пакистане. Концепции«исламского государства» подразумевают воплощение в современных условияхтрадиционной исламской модели политической организации общества, в которомв той или иной форме сочеталась светская и духовная власть (при признанииАллаха в качестве единственного источника власти), осуществлялись быпринципы справедливого распределения доходов, регулирования экономики всоответствии с предписанными шариата и т.д. В целом эти концепциипредставляют собой модернизацию политической и социальноэкономическойдоктрин классического Ислама с учетом специфики развития конкретной страны.Мероприятия по их реализации и пропаганде, носящие название «исламизации»,осуществляются как «сверху» путем законодательного введения тех или иныхнорм (например в Пакистане введение ушра и заката, исламизация банковскойсистемы, в Иране провозглашение «исламского правления»), так и «снизу» врезультате давления религиознополитических организаций, среди которыхнаибольшую активность в этом направлении проявляют «Братьямусульмане». Под«исламизацией» подразумевается и процесс расширения числа последователейИслама, происходящий в ряде стран Азии и Африки (прежде всего в регионе кюгу от Сахары), который нередко искусственно стимулируется активнойдеятельностью многочисленных миссионерских исламских центров, создаваемыхпреимущественно на средства нефтедобывающих государств Аравии. В конце 70хначале 80-х годов определенную роль в международных делах стали игратьмеждународные мусульманские организации, действующие как направительственном, так и на неправительственном уровне. Наиболеезначительная из них Организация исламской конференции ( ОИК ), созданная в1969 году и объединяющая 44 афро-азиатских государства, а также Организациюосвобождения Палестины. Мусульманские страны представлены в ней главамигосударств и правительств. В ряде стран распространенырелигиознополитические организации (в том числе и находящиеся вне закона,например «Братья мусульмане», Партия исламского освобождения и др.),функционируют многочисленные религиозные учебные заведения (кораническиешколы, мадраса, мусульманские университеты), исламские общества,миссионерские организации, коммерческие предприятия (исламские банки,страховые компании). Среди неправительственных мусульманских международныхорганизаций наибольшую активность проявляют Лига исламского мира (созданав 1962 году в Мекке), Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламскаяорганизация, Исламский совет Европы и др. Характерно, что в деятельностиэтих организаций реакционные, антикоммунистические элементы играютзначительно большую роль, чем в деятельности ОИК. Их усилия направленыпреимущественно на пропаганду и распространение Ислама, организациюмеждународных встреч религиозных деятелей, оказание помощи мусульманскимобщинам в различных странах. Список литературы : 1. Л.Климович, Книга о Коране, М. 1986 2. Религии мира,Энциклопедия,т.6, «Аванта +», М. 1996 3. Ислам в странах Ближнего иСреднего Востока, М. 1982 4. Коран, М. МНПП «Буква», 1991 5. Атеистическийсловарь, из во полит. литер., М. 1986 6. Ислам, краткий справочник, Изво«Наука», М. 1983 2. Библия. Книги Ветхого и Нового Завета. 2. Марченков В.Г. Началаправославия. М.:Петит,1991. 3. Закон Божий (Первая книга о православнойвере) под ред.М.Добужинского, Copyrigt 1956 by YMCAPRESS. Societe aresponsabilite limitee, Paris. 4. Косидовский З. Библейские сказания.Сказания евангелистов.М.:Политиздат,1990. 5. Наука и жизнь N 3,68/М.:Пресса,1993.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Феномен Мировых Религий Буддизм Буддизм-самая древняя из трех мировых религий. Он «старше» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Буддизм религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н э. Входит в Сань цзяо одну из трех главных религий...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Феномен Мировых Религий Буддизм Буддизм-самая древняя из трех мировых религий. Он «старше» iconЖизнь как учение том первый
Подробно освещена учеба Пифагора у основателей мировых религий: Заратустры, Джины Махавиры, Гаутамы Будды, Лао-Цзы, Гермеса Трисмегиста....

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Феномен Мировых Религий Буддизм Буддизм-самая древняя из трех мировых религий. Он «старше» iconХристианство одна из мировых религий. Оно появилось около 2хтысячелетий...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Феномен Мировых Религий Буддизм Буддизм-самая древняя из трех мировых религий. Он «старше» iconИзраиль, Паломнические туры
Иерусалим центр трех мировых религий. Этот святой город и вечная столица Государства Израиль принимает у себя многотысячные потоки...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Феномен Мировых Религий Буддизм Буддизм-самая древняя из трех мировых религий. Он «старше» iconОсновы религиоведения
...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Феномен Мировых Религий Буддизм Буддизм-самая древняя из трех мировых религий. Он «старше» iconСерия: Природоохранная пропаганда
Эта книга представляет собой попытку экологической интерпретации различных мировых и локальных религий, а также защищает право на...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Феномен Мировых Религий Буддизм Буддизм-самая древняя из трех мировых религий. Он «старше» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Буддизм. История возникновения...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Феномен Мировых Религий Буддизм Буддизм-самая древняя из трех мировых религий. Он «старше» icon-
Азование, окончил аспирантуру психологического факультета лгу, работал психологом, много лет занимался изучением измененных состояний...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Феномен Мировых Религий Буддизм Буддизм-самая древняя из трех мировых религий. Он «старше» iconНесовместимость христианства с буддизмом
В отличие от этого, буддизм не верит и не признает Бога как Творца и как личного Бога. Далее утверждает, что человек может спастись...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Феномен Мировых Религий Буддизм Буддизм-самая древняя из трех мировых религий. Он «старше» iconПрограмма тура
В тур включены 5 всеобъемлющих экскурсий в Мини-группах, благодаря которым Вы побываете в Галилее, Назарете и Тверии, в Тель-Авиве...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<