Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Мусульманское право (Доклад)




Скачать 241.06 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Мусульманское право (Доклад)
Дата публикации27.11.2013
Размер241.06 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Право > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Мусульманское право (Доклад)

Мусульманское право Особенности становления и развития мусульманского права. Одним изнаиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке сталомусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временемприобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабскогохалифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабскойгосударственности от небольшой патриархально-религиозной общины в началеVII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших империй VIII—Хвв. придинастиях Омейядов и Аббасидов. После падения Арабского халифата мусульманское право не только непотеряло свое былое значение, но приобрело как бы "вторую жизнь" (подобноримскому праву в средневековой Европе) и стало действующим правом в целомряде средневековых стран Азии и Африки, принявших в той или иной степениислам (Египет, Индия, Оттоманская империя и т.д.). Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующихправовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции,действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях.Так, при Омейядах некоторое время продолжало применяться право сасанидскогоИрана, Византии, а также частично и римское право. Все эти источникиоказали некоторое, хотя внешне и малозаметное влияние на становлениешариата, символизируя тем самым связь восточной и западной цивилизаций. Ноне они определили в конечном счете неповторимость и своеобразие шариата каксамостоятельной и оригинальной правовой системы. Исключительно важную рольв становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех такназываемых праведных халифов, при которых путем толкования заповедей,высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман—Коран и Сунна. Шариат с самого начала сложился и развивался (по крайней мере в первыедва века) как строго конфессиональное право. Оно было органически слито стеологией ислама, пронизано его религиозно-этическими представлениями.Согласно исламу, правовые установления рассматриваются в качестве частицыединого божественного порядка и закона, которым управляется мир. Особеннона первых порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативнаячасть (фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но ирелигиозную догматику и мораль. Такая слитность (синкретизм,нерасчлененность) шариата нашла свое специфическое выражение в .том, чтоего нормы (правила, предписания), с одной стороны, регулировалиобщественные ("человеческие") отношения, а с другой — определяли отношениямусульман с Аллахом (ибадат). Введение в шариат божественного проведения ирелигиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразииправопонимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения.Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение вустановлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавалсяв равной мере правовой и морально-религиозный смысл: обязательные,рекомендуемые, дозволенные, предосудительные, но не влекущие за собойприменения наказания, запрещенные и подлежащие наказанию. Признаниебожественного предопределения в шариате с неизбежностью породило и большуюзначимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. Столкнувшиесяпо этому поводу религиозно-философские школы заняли разную позицию. Так,одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободу воли человека. Для шариата, особенно на первых стадиях его развития, характерновнимание не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению кАллаху. Нормы, содержащие такие обязанности, достаточно широко представленыв шариате, и они определяли всю жизнь правоверного мусульманина (ежедневноесовершение молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д.). Неслучайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что ониприменяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннемуисламу и шариату были присущи установления (нормы), восходящие еще кобщинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердия, заботы окалеках и иных обездоленных. Но в шариате нашли свое отражение ипредставления о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюдасозерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркиваласьнеобходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: "Терпите,ведь Аллах с терпеливыми" (8.48). Таким же образом в шариате закрепляласьобязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти:"Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти средиВас" (4.62). Мистико-религиозная оболочка шариата обусловила большое своеобразиесоставляющих его собственно правовых конструкций и понятий, тормозилаформирование в нем рационалистических начал и логически обоснованнойвнутренней системы, как это имело место в римском праве. Однако к VIII—IXвв., когда шариат перерастает рамки патриархально-общинного и племенноговосприятия мира и сталкивается с феодализирующимися общественнымиотношениями, он, благодаря активной деятельности мусульманских богословов-правоведов, все в большей степени движется от божественного правопониманияк рационалистическому, от казуальных методов выведения правовых норм — клогико-системным. Мусульманские ученые-юристы, не порывая сосновополагающими и традиционными началами шариата, выработали целую сериюновых правовых доктрин и норм (фикх), имеющих сугубо юридическую природу.Из них особую известность и авторитет в мусульманском мире приобрели АбуХанифа, получивший титул "великого учителя" (умер в 767 году), Малик ибнАнас (умер в 795 году), Мухаммед ибн Идрис Шафии (умер в 820 году), Ахмедибн Ханбаль (умер в 855 году). Доктринальная разработка мусульманского права учеными-юристами, внося внего логико-рационалистическое начало и имея ' своим следствием созданиеогромной массы новых правовых норм (усложнение фикха), не означала разрывас классическим исламом, выраженным в Коране и в Сунне. Наоборот,презюмировалось, что такие новые нормы и доктрины являются истинными,идущими от ортодоксального ислама, если только они не извращены в самойсудебной практике муфтиев и муджтахидов. Таким образом, в шариатесформировались представления о том, что ислам дает нормативные ориентиры навсе случаи жизни и что правильное следование ему исключает возможностьвнутреннего противоречия между правовыми нормами, даже если внешне ониисключают друг Друга. Одной из характерных черт средневекового мусульманского права (особеннов первые века) была его относительная целостность. Вместе с представлениямио едином боге — Аллахе — утвердилась идея единого правового порядка,имеющего универсальный характер. мусульманское право по мере расширенияграниц халифата распространяло свое действие на новые территории. Но оно на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиональныйпринцип. Мусульманин, находясь в любой Другой стране (например, с торговымицелями), должен был соблюдать шариат, сохранять верность исламу. Постепеннос распространением ислама и превращением его в одну из основных религиймира шариат стал своеобразной мировой системой права. Это заметно отличалоего от права западноевропейских средневековых государств, для которого былихарактерны такие черты, как партикуляризм, ограниченные сферы действия,внутренняя несогласованность и т.д. Как конфессиональное право шариат отличался и от канонического права встранах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченныесферы общественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающейи всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азиии Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего иСреднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и частьЗакавказья, на Северную, а также частично Восточную и Западную Африку, наряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь, бурное и широкоераспространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявлениев нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовыхинститутов и решений конкретных правовых споров. Так, со временем сутверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образомпроизошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением(суннизм) возникло и другое направление — шиизм, которое вплоть донастоящего времени имеет доминирующие позиции в Иране, а также частично вЛиване и Йемене. Противоборство между этими направлениями нашло своезакрепление и в правовых нормах, касающихся самых разных сторон жизнигосударства и общества. Так, в шиизме предусматривается правовой порядокпередачи государственной власти по наследству, сосредоточение светского ирелигиозного авторитета в руках духовных лиц — имамов, считавшихсянепогрешимыми. Более того, шииты признавали только те предания о пророкеМухаммеде, в том числе являвшиеся для них правовыми указаниями, которыевосходили к.последнему праведному халифу — Али. Постепенно и сторонники ортодоксального направления шариата (сунниты)сгруппировались в четыре основных толка (маз-хаба), представлявших собой посуществу самостоятельные правовые школы, связанные с именами перечисленныхвыше четырех виднейших мусульманских правоведов: ханифиты, маликиты, ша-фииты, ханбалиты. Наиболее распространенный из них ханифит-ский мазхаб (отАбу Ханифа) имел своих последователей прежде всего в таких странах, какЕгипет. Турция, Индия, а также на территории нашей страны. Деятельность основных школ-мазхабов способствовала дальнейшему развитиюмусульманского права, рациональному осмыслению новых явлений общественнойжизни, выработке целого ряда абстрактных правил, отказу от некоторых явноустаревших ("пережиточных норм"). Но постепенно углублялись противоречия ирасхождения между этими школами по важнейшим вопросам права. Ряд самостоятельных школ возник и на базе шиизма: исмаи-литская,джафаритская, зейдитская и др. Таким образом, к концу средневековьяшариат, доктринальная и нормативная основа которого усложнилась ипретерпела существенные изменения, стал чрезвычайно сложным и необычнымправовым явлением. Источники мусульманского права. Важнейшим источником шариата считаетсяКоран — священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей,приписываемых пророку Му-хаммеду. Исследователи находят в Коране положения,которые заимствованы из более ранних правовых памятников Востока и изобычаев доисламской Аравии. Составление Корана растянулось на несколькодесятилетий. Канонизирование его содержания и составление окончательнойредакции произошло при халифе Омаре (644—-656 гг.). В самом Коране егоправовая значимость определяется следующим образом: "И так мы ниспослалиего как арабский судебник". Коран предписывает арабам также покинуть"обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом (2,165—166). Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята).Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман.При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые(в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаютсярелигиозного ритуала и обязанностей. Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляетсобой конкретные толкования, данные проро- ком в связи с частными случаями.Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретатьразный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. Впоследующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине врезультате достаточно свободного толкования разными мазхабами они получилисвое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовыхпредписаниях. Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником правабыла Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов(хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можновстретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальныхотношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов былоосуществлено в IX веке, когда были составлены 6 ортодоксальных сборниковсунны, наибольшую известность из которых получил сборник Бухари (умер в 870году). Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного,доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы Сунны,несмотря на их обработку, содержали много противоречащих друг Другуположений, и выбор наиболее "достоверного" из них всецело относился кусмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь техадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммеда, причем, в отличиеот суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которыевосходили к халифу Али и к его сторонникам. Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма,которая рассматривалась как "общее согласие мусульманской общины". Наряду сКораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата.Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным иправовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда (числокоторых насчитывало более 100 человек) или впоследствии наиболеевлиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями,муджтахидами). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана илиСунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались сМухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения истановились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев илимуджтахидов. Такой способ развития норм мусульманского права получилназвание "иджтихад". Правомерность иджмы как одного из основных источниковшариата выводилась из указания Мухаммеда: "Если вы сами не знаете, спроситетех, кто знает". Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволялаправящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовыенормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества,учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источникаправа, дополняющего шариат, примыкала и фетва — решения и мнения отдельныхмуфтиев по правовым вопросам. В VIII—IX вв. в связи с широкимраспространением метода "иджтихада" мусульманское право активно развивалосьдоктринальным путем в трудах указанных выше основателей главных правовыхшкол, а позднее в работах их ведущих последователей и учеников. В Х в.рядом авторитетных теологов-юристов были проведены работы по систематизациинакопленного к этому времени обширного правового материала. С XI в. в связис обострившимися противоречиями между главными течениями в исламе и разнымиправовыми школами (мазхабами) мусульманское право фактически несуществовало как единая система. Внутренние расхождения в нем приобрелисущественный характер. Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывавшимострые разногласия между разными направлениями, был кияс — решение правовыхдел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне илииджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этихисточниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новыеобщественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целомряде моментов от теологического налета. Но в руках мусульманских судей киясчасто становился и орудием откровенного произвола. Наиболее широко данныйметод был обоснован Абу Ханифа и его последователями — ханифитами. Наиболеерезко против кияса выступили ханбалиты и особенно шииты, которые вообще непризнавали его в качестве источника права. В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местныеобычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период егостановления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этомпризнавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф),а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабскихзавоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманскогоправа (адаты), в частности у народов, населявших нашу страну. Наконец, производным от шариата источником мусульманского права былиуказы и распоряжения халифов — фирманы. В последующем в другихмусульманских государствах с развитием законодательной деятельности вкачестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающуюроль законы — •кануны. Фирманы и кануны также не должны были противоречитьпринципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующимидеятельность государственных органов и регулирующих административно-правовые отношения государственной власти с населением. Правовое регулирование имущественных и семейных отношений. Хотя шариатне знал как такового деления права на отдельные отрасли, гражданско-правовые отношения, в частности право собственности, договорное и деликтноеправо, получили нем заметное развитие. Особое внимание в шариате уделялось "праву личного статуса". В Арабскомхалифате, как и во многих других государствах средневекового Востока, несложился особый сословный строй с присущей ему иерархией неравноправныхсословно-корпоративных групп. По мусульманскому праву юридическое положениелица определялось его вероисповеданием. Полноправный личный статус пошариату имели только мусульмане. Лица, исповедовавшие христианство илииудаизм (так называемые зиммии), находились в приниженном положении и былиобязаны уплачивать тяжелый государственный налог (джизья). Нормы шариатаприменялись к ним лишь в тех случаях, когда они заключали сделки смусульманами или совершали преступления. Развитие социальных отношенийоказало влияние на положение рабов. Они не признавались субъектами права „но могли с согласия своих хозяев вести торговые операции и приобретатьимущество. Отпуск рабов-мусульман на волю рассматривался как богоугодноедело. Характерной чертой правового статуса личности по шариату являлосьтакже неравенство мужчины и женщины. Поскольку согласно религиозным представлениям шариата субъектом праваявлялся лишь Аллах, то мусульманин рассматривался как носительустановленных богом обязанностей. Лишь в той мере, в какой он соблюдал свойрелигиозный долг, следуя велениям ислама, он получал право напредусмотренные шариатом притязания и на другие юридические возможности.Поэтому мусульманские правоведы разрабатывали не столько вопрос оправоспособности, сколько о дееспособности лица, то есть о его возможностиучаствовать в сделках и в иных правовых актах. Гражданская дееспособностьрассматривалась в качестве необходимого условия для приобретенияимущественных прав. В полном объеме дееспособность предоставлялась лицам,достигшим совершеннолетия и находившимся в здравом рассудке. Правоустанавливать факт достижения совершеннолетия в каждом отдельном случаеосуществлялось судьей, который решал этот вопрос по своему усмотрению. Былоизвестно также понятие ограниченной дееспособности для малолетних,слабоумных, лиц, находившихся в состоянии опьянения и т.д. Важное место в мусульманской правовой доктрине занимали нормы,регламентирующие имущественные отношения. Прежде всего в правовой доктринебыло закреплено представление об имуществе как объекте вещных прав. Особуюкатегорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться всобственности мусульманина. Это — воздух, море, пустыня, мечети, водныепути и т.п. Не признавалась собственность мусульман и на так называемые"нечистые вещи" — вино, свинину, книги, противоречащие положениям ислама, ит.д. Нередко в ходе арабских завоевательных походов эти вещи подвергалисьуничтожению, хотя вопрос о праве на истребление имущества, принадлежащегоневерным, был спорным и трактовался по-разному в различных мазхабах.Мусульманскому праву было известно также деление вещей на движимые инедвижимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся индивидуальнымипризнаками и не имеющие таковых и т.д. Большое внимание мусульманскиеправоведы уделяли классификации земельных имуществ. В особые группывыделялось государственное имущество, земли, принадлежащие частным лицам,брошенные земли, земли/непригодные для обработки и т.п. В шариате подробно определялись способы возникновения правасобственности, причем по некоторым из них правоведы, представители разныхмазхабов, высказывали разноречивые мнения. Завоевательные походы арабов сбольшой остротой поставили вопрос о правомерности военных захватов, о самомпорядке возникновения права собственности на захваченное имущество.Завоеванные земли по общему правилу рассматривались как собственностьгосударства и поступали в распоряжение халифов и эмиров. Правовой статусиного имущества, добытого у неприятеля, определялся прежде всего взависимости от того, было оно получено насильственным или ненасильственнымпутем. Имущество, захваченное силой, делилось на несколько частей, размеркоторых по-разному определялся в отдельных мазхабах. Одна из них переходилав собственность добытчика, вторая должна была быть передана государству,третья — мечетям и т.д. Шариату были известны и такие способы приобретенияправа собственности, как наследование, договор, находка вещи. В последнемслучае своеобразным было то, что владелец земли, нашедший на своем участкечужую вещь, становился ее собственником. Сложившийся в мусульманских государствах строй отношений собственноститщательно регламентировался и охранялся нормами шариата. Праву частнойсобственности приписывалось божественное происхождение, оно рассматривалоськак постоянное и неограниченное, а собственник имел абсолютную свободураспоряжения своим имуществом. Незыблемость частной собственностивыводилась непосредственно из Корана, где говорилось: "И не простирай своихглаз на то, чем мы наделили некоторые пары" (20, 31). Особый правовой режим имели земли, составлявшие первоначальнуютерриторию мусульманской общины (Мекка с прилегающей территорией), которыеназывались хиджаз. На этих землях могли селиться только мусульмане, здесьнельзя было рубить деревья, охотиться и т.п. Население покоренных земель,как правило, теряло свои собственнические права, которые переходилигосударству. Землевладельцы же рассматривались теперь как арендаторы иобязаны были платить тяжелый налог (харадж). Частная феодальная собственность в Арабском халифате (мульк) имелаподчиненное значение по сравнению с государственной собственностью иобщинным землепользованием и не получила широкого распространения. Вотличие от феодальной собственности в странах Европы она не имелаиерархической структуры, не связывалась условиями службы. С ростомгосударственного земельного фонда и развитием феодальных отношений получилираспространение и условные формы земельных владений. Часть захваченныхземель стала предоставляться отдельным представителям феодальной верхушкиза военную или государственную службу (икта). Владелец такой земли(иктадар) получал право собирать в свою пользу подат”; с подвластногонаселения. Поскольку икта со временем стала передаваться по наследству, посвоему фактическому положению она приближалась к землям, закрепленным поправу собственности. Согласно первоначальному толкованию Корана преснаявода, также как и воздух, считалась общим достоянием. Но постепенноколодцы, пруды и мелкие озера переходили в собственность крупныхземлевладельцев. Лишь значительные реки и озера по-прежнему входили в общуюсистему общинной и государственной собственности, что определялосьнеобходимостью проведения совместных ирригационных работ, осуществляемыхпод контролем должностных лиц. Своеобразным институтом шариата, связанным с вещными правами, былвакуф, представлявший собой имущество (обычно недвижимое), переданноесобственником на какие-либо религиозные или благотворительные цели(мечетям, медресе и т.д.). Лицо, установившее вакуф, теряло правособственности на данное имущество, но сохраняло за собой право выступать вкачестве управляющего вакуфом и резервировать определенный доход с вакуфадля себя и своих наследников. Имущества, составляющие вакуф, не могли бытьпредметом купли-продажи, залога и т.д. Вакуфные земли, однако, моглисдаваться в аренду или обмениваться на равноценное земельное имущество.Данный институт широко использовался богатой верхушкой с целью уклонения отуплаты высоких налогов, поскольку имущество, составляющее вакуф,освобождалось от государственного обложения. В шариате в отличие от римского права не формулировалась общаяконцепция обязательства, но практические вопросы договорного права,опосредовавшего торгово-денежный оборот, получили всестороннюю разработку.Обязательства делились на воз-мездные и безвозмездные, двусторонние иодносторонние, срочные и бессрочные. Характерным для мусульманскогообщества было распространение специфических односторонних обязательств —обетов. Договор по шариату рассматривался как связь, возникающая из взаимногосоглашения сторон, которое, однако, в условиях имущественного неравенстваимело чисто формальный характер. Условия договора могли быть выражены влюбом виде: в документе, в неофициальном письме, устно. Заключенныедоговоры рассматривались как незыблемые. Обязанность соблюдать "своидоговоры" рассматривалась в Коране (23,8) как священная. Недействительнымисчитались договоры, заключенные с безнравственными целями с использованием"нечистых" или изъятых из оборота вещей. Мусульманские правоведы не ставили жестких условий, касающихся формывыражения воли сторон в договоре. Согласие сторон на вступление в договор,условия договора могли быть выражены в документе, устно и в виденеофициального письма. В шариате подробно регламентировались различные видыдоговоров: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение,товарищество, союз и т.д. В связи с широким развитием торговли одним изнаиболее разработанных договоров была купля-продажа. О правомерноститорговли "по взаимному согласию" говорилось еще в Коране (4,33). Договор купли-продажи допускался лишь в отношении реально существующихвещей, и только в ханифитском мазхабе признавалась продажа вещей, которыедолжны быть произведены в будущем. В случае обнаружения скрытых недостатковв купленных вещах (болезнь у раба, животного и т.п.) покупатель мограсторгнуть договор. В шариате содержались положения, которые формально осуждалиростовщичество. Еще в Коране говорилось, что "Аллах разрешил торговлю изапретил рост" (2,276). Но на практике этот запрет часто нарушался.Запрещалось обращать должника в рабство за неуплату долгов, но его можнобыло заставить отработать свой долг кредитору. Такая форма расчета скредитором соответствовала развитию феодальных форм эксплуатации. Большое внимание в мусульманском праве уделялось отношениямимущественного найма, прежде всего аренде земли. Было известно нескольковидов найма, причем первостепенное внимание уделялось вопросам размера ипорядка взимания арендной платы в пользу собственника. Широкоераспространение в арабском обществе получили договоры союза и товарищества.Эта правовая форма использовалась для совместного орошения земли,снаряжения торговых караванов и т.д. Мусульманская религия и шариат рассматривают безбрачие какнежелательное состояние, а брак как религиозную обязанность мусульманина.Но на деле брачный договор нередко выступал как своеобразная торговаясделка. Формально для заключения брака требовалось согласие сторон, в томчисле и невесты (только ша-фииты не считали такое согласие обязательным).Но поскольку считалось, что волю невесты вправе выразить родители, брачныйдоговор часто превращался в замаскированную форму продажи девушки.Фактически отец распоряжался брачной судьбой своих дочерей, стремясь приэтом получить максимально высокий выкуп. Так как согласно преданию Мухаммедженился на Айше, когда ей исполнилось девять лет, этот возраст был признанкак достаточный для вступления в брак женщин. У шиитов допускался временныйбрак, заключенный на определенный срок. По шариату мусульманин не имелправа вступать в брак с неверующими и отступниками от ислама. Браки,заключенные с нарушением этих условий, расторгались. Но мусульманинуразрешалось жениться на женщинах, исповедующих другую религию, посколькупредполагалось, что муж обратит свою жену в мусульманскую веру. Женщине-мусульманке было запрещено выходить замуж за иноверца. Коран признавал за мусульманином право иметь до четырех женодновременно. Кроме того, можно было иметь наложниц из числа рабынь. Но мужобязывался предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которыесоответствовали его положению. На практике содержать нескольких жен, а темболее специальные гаремы с невольницами могли лишь представители верхушкифеодального общества. Мусульманская религия обосновывала приниженное и зависимое положениеженщины в семье. Превосходство мужа обосновывалось следующим указанием вКоране: "Мужья стоят выше жен потому, что бог дал первым преимущество надвторыми, и потому, что они из своих имуществ делают траты на них" (4,38). Жена не участвовала в расходах по дому, которые возлагались на мужа, нобыла обязана вести домашнее хозяйство, воспи-тывать детей. Ее правоучаствовать самостоятельно в имущественном обороте было крайне ограниченно.Маликиты, например, считали, что жена без согласия мужа может распоряжатьсяне более чем третьей частью имущества. Коран разрешал мужу применять к женам различные наказания, включаятелесные: "А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте, и покидайте ихна ложах, и ударяйте их" (4,38). В мусульманском праве подробно определялись поводы к разводу и егопроцедура. Любой из четырех браков мог быть расторгнут, число последующихбраков и разводов не регламентировалось. Шариат знал несколько видовразводов, различавшихся как по самому порядку, так и по его юридическимпоследствиям. Например, был возможен временный развод, предусматривающийсвоеобразный испытательный срок. Хотя поводы для развода были точноопределены (отступничество от ислама и т.д.), муж мог развестись с женой ибез объяснения причин в упрощенной форме (талак), произнеся одну изустановленных фраз: "ты отлучена" или "соединись с родом". В случае разводамуж должен был выделить жене необходимое имущество "согласно обычаю".Разведенная женщина в течение трех месяцев оставалась в доме бывшего мужа,чтобы определить, не является ли она беременной. В случае рождения ребенкаон должен был быть оставлен в доме отца. Жена могла требовать разводатолько через суд, ссылаясь лишь на строго очерченные основания: муж имелфизические недостатки, не выполнял супружеских обязанностей, жестокообращался с женой или не выделял средств на ее содержание. Чрезвычайно сложным и запутанным было наследственное право, которое ктому же имело существенные различия в разных правовых школах. Признавалисьдва порядка наследования: по завещанию и по закону. Завещание не моглосоставляться в пользу законных наследников, затрагивать более третиимущества завещателя, его составление требовало присутствия двухсвидетелей. Особенно разработанным был порядок наследования по закону. Изимущества умершего прежде всего покрывались расходы, связанные с егопогребением, затем выплачивались все его долги. Особенностью шариата былото, что наследованию подлежали только имущественные права умершего, а необязанности, которые не могли переходить наследникам. Оставшееся имущество переходило к законным наследникам умершего; ониделились на несколько категорий, внутри которых устанавливалась свояочередность призвания к наследству. Так, в первую очередь наследствополучали дети умершего, затем его братья, дяди и т.д. Наследственная доляженщин была вдвое меньше доли мужчин. На получение наследства не имели права вероотступники, разведенныесупруги, лица, которые, хотя бы и неумышленными действиями, вызвали смертьнаследодателя. Лишь маликиты признавали право на наследство за убийцей,если он руководствовался справедливыми мотивами, Преступления и наказания. Нормы уголовного права представляли собойнаименее разработанную часть шариата. Они отличались архаичностью, отражалисравнительно низкий уровень юридической техники. Отсутствовало общеепонятие преступления, слабо были разработаны такие институты, какпокушение, соучастие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства и т.п. Еще средневековые мусульманские правоведы разделили все преступления натри группы. Первую из них составляли преступления, которые восходили,согласно мусульманской доктрине, к указаниям самого Мухаммеда. Онитрактовались как посягательства на "права Аллаха" и не допускали прощения.Сюда относилось прежде всего отступничество от ислама, каравшееся смертнойказнью. Столь же сурово карались наиболее дерзкие преступления противпорядка управления — бунт и сопротивление государственным властям. К этойже группе преступлений, объявленных тяжким религиозным грехом, относилиськражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, а также ложноеобвинение в прелюбодеянии. Вторую группу преступлений составляли противоправные действия, которыерассматривались как посягательства не на права всей мусульманской общины, ана права отдельных лиц. Нормы, регулирующие их, восходили к обычаямродоплеменного строя, сохраняли следы непосредственной расправыпотерпевшего с обидчиком. Так, умышленное убийство или смертельное ранениевлекли за собой кровную месть со стороны родственников убитого. В шариате,правда, уже предусматривалась возможность замены кровной мести денежнымвыкупом, если родственники убитого прощали убийцу. За неумышленное убийствоустанавливался выкуп, который сопровождался двухмесячным постом и отпускомна волю раба-мусульманина. Для других преступлений данной группы, вчастности за телесные повреждения, ответственность также возникала попринципу возмездия, т.е. талиона. Этот принцип отчетливо закрепляется вКоране, где предписано: "душа — за душу, и око — за око, и нос — за нос, иухо — за ухо, и зуб — за зуб, и раны — отмщение" (5, 49). Наконец, третью группу преступлений составляли действия, которые нерассматривались как наказуемые в период становле- ния халифата, а поэтомуне упоминались в основных источниках шариата. С развитием правовой доктриныи стремлением имущей верхушки укрепить сложившийся общественный порядокначинают рассматриваться как уголовные преступления и наказываться всудебном порядке такие действия, как неуплата закята, несоблюдение поста,легкие телесные повреждения, оскорбления, хулиганство, обвешивание имошенничество, взяточничество, растрата государственных средств, азартныеигры и т.п. Мера наказания по таким делам зависела от мнения,высказываемого муджтахидами, и от усмотрения отдельных судей. Наказания по мусульманскому праву отразили как архаичные идогосударственные способы возмездия, так и достаточно разработанные мерыцеленаправленной уголовно-правовой репрессии. Преступления первой и второй группы влекли за собой строгофиксированные и суровые наказания (хадд и кисас). Наказания запреступления, относящиеся к третьей группе (тазир), отличались большимразнообразием и гибкостью (от 4 до II видов таких наказаний), но такжеимели ярко выраженный карательный характер. Как отмечалось выше, шариатдопускал и тем самым узаконивал кровную месть (в несколько ограниченных посравнению с доисламским периодом размерах), талион, а также выкуп в вещахили деньгах (до 100 верблюдов или 1 тыс. динаров золота) как компенсациюпотерпевшему или его родственникам, если они отказывались от своего правана кровную месть. В шариате предусматривались типичные для средневековья жестокие иустрашающие наказания. Так, смертная казнь, назначавшаяся по целому рядупреступлений, обычно совершалась публично (путем повешения иличетвертования), а затем тело казненного выставлялось на всеобщее поругание.Применялись и такие виды казни, как утопление и закапывание заживо. Широкоиспользовались также членовредительские и телесные наказания — отсечениепальцев, рук и ног, бичевание, битье камнями и т.п. Тюремное заключение вАрабском халифате применялось обычно для содержания преступников до суда,но постепенно стало использоваться и как мера наказания, причем в отдельныхслучаях назначалось пожизненное заточение. Лишение свободы выражалось такжеи в домашнем заключении или в помещении в мечеть. Мусульманское право зналотакже имущественные санкции (конфискации, штрафы и т.п.) и позорящиенаказания — бритье бороды, лишение права носить чалму, публичное осуждениеи т.д., а также ссылку и высылку (за мелкие преступления): Судебный процесс. Процесс по мусульманскому праву носил, как правило,обвинительный характер. Дела возбуждались не от имени государственныхорганов, а заинтересованными лицами (за исключением преступлений,направленных против государственной власти). Различия между уголовными игражданскими делами (в самом судебном процессуальном порядке) практическиотсутствовали. Судебные дела рассматривались публично, обычно в мечети, гдемогли присутствовать все желающие. Стороны должны были сами вести дело, неприбегая к помощи адвокатов. Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не применялось,хотя со времени правления Абассидов по гражданским делам составлялисьсудебные протоколы. Основными доказательствами были признания сторон,показания свидетелей, клятвы. Дело должно было решаться на одном заседаниии не могло откладываться на следующий день. По существу процесс в судепревращался в своеобразное состязание сторон, где, естественно, богатый ибедный не были в равном положении. При вынесении решения судья, заисключением сравнительно небольшой категории дел, обладал большой, свободойусмотрения, что давало ему возможность руководствоваться личными симпатиямии учитывать социальное положение сторон. Особенностью процессуального правашариата было то, что судебное решение не рассматривалось как окончательноеи бесповоротное. В случае установления новых фактов и обстоятельств порассмотренному ранее делу судья мог пересмотреть свое собственное решение.Это открывало простор для злоупотреблений и произвола. При оценкедоказательств в суде господствовал формализм. Так, полным доказательствомпо делу считались показания двух достойных доверия свидетелей-мусульман.Показания женщин рассматривались как половинные доказательства. Приотсутствии достоверных или убедительных доказательств применялась клятва,которую обычно должен был произнести ответчик или обвиняемый. Клятва,произнесенная по особой торжественной форме и с ссылкой на Аллаха,принималась как веское доказательство в судебном процессе. Она освобождалаобвиняемого от ответственности или по крайней мере смягчала наказание(например, при обвинении в умышленном убийстве). Признание обвиняемого,если оно было сделано совершеннолетним, вменяемым, не под влияниемпринуждения, рассматривалось в качестве доказательства, достаточного длявынесения решения суда.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Мусульманское право (Доклад) iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Основные черты афинского права. Источники, право собственности, обязательственное право, брачно-семейное право, уголовное и процессуальное...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Мусульманское право (Доклад) iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Ломоносов М. В. (Доклад)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Мусульманское право (Доклад) iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Трудовое право Уфимский...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Мусульманское право (Доклад) iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Административное право Уфимский...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Мусульманское право (Доклад) iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Инвестиционные банки (Доклад)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Мусульманское право (Доклад) iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Типы государства (Доклад)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Мусульманское право (Доклад) iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Кейнс и кейнсианство (Доклад)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Мусульманское право (Доклад) iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Административное право в...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Мусульманское право (Доклад) iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Народы Европейской части РФ (Доклад)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Мусульманское право (Доклад) iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Гражданское право Тираспольский...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<