Кто и как поддерживает развитие интеллекта в мире




Скачать 98.18 Kb.
НазваниеКто и как поддерживает развитие интеллекта в мире
Дата публикации28.11.2013
Размер98.18 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Право > Документы
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Кто и как поддерживает развитие интеллекта в мире

Обучение детей

Основную нагрузку по воспитанию и обучению детей в развитых странах берет на себя государство. Для поддержания государственной системы образования в США тратится 5.6%, в Скандинавских странах около 7%, а на Кубе 13% годового бюджета1. В современном мире отслеживаются не только количественные, но и качественные показатели общего образования.

Осознание того, что развитием умственных способностей и социальных навыков необходимо заниматься с раннего детства, по некоторым исследованиям с 8-12 месяцев2,3, привело к созданию специальных исследовательских организаций и благотворительных фондов, целью которых является не только изучать процесс развития, но и предлагать реальную помощь для поддержки программ развития интеллекта и социальных навыков у детей. Особенно актуальной такая деятельность является в местах, где государство не справляется с подобной функцией на достаточно высоком уровне.

Для родителей создаются сайты с подробным инструктажем как необходимо развивать интеллект ребенка4 Популярными во всем мире являются скаутские организации и другие организации, направленные на развитие социальных навыков ответственности и умения к сосуществованию у детей5,6,7,8.

Там, где забота о ребенке имеет приоритетное значение, работают программы на всех этапах развития. Для мотивированных студентов и их учителей есть доступ к стипендиям и грантам для осуществления проектов и реализации идей9, существует также организованная помощь10. А с теми, кому трудно осваивать понятийные навыки, работают профессиональные психологи и психиатры11. Опыт работы с детьми накапливается, осмысливается и трансформируется в педагогические методики и теории.

В целом, современное образование обеспечивает базовый уровень развития детей и подростков, который измеряется по успешности прохождения тестов на умение читать, писать и считать. Следующий уровень образования призван развивать эти базовые навыки через углубленное изучение различных специализированных предметов и наук. Этот процесс может быть обеспечен как в средней школе, так и в колледжах. Различные системы образования по-разному решают эту задачу. Например, в США после окончания последних 4-х лет 12-летней школы выдают документы 4-х уровней и, соответственно, обеспечивают 4 программы обучения. Ознакомительный уровень не дает права на диплом, а лишь на справку, поскольку ученик не берет полную программу курсов. Основным дипломом, который дает право на поступление в колледж является Риджентс (Regents Diploma), который может быть стандартным для учеников со средним балом 65 из 100 возможных на всех экзаменах. "Риджентс с отличием" (Rеgents with Honors) - обозначение добавляется к любому варианту Риджентс для учеников со средним баллом 90 и выше на всех необходимых экзаменах регентов. Четвертая программа обучения предполагает прохождение дополнительных курсов более высокого уровня преподавания (даже на уровне колледжа – Advanced Placement), а ученики должны сдать больше экзаменов (среди которых две научные дисциплины – из физических наук и наук про жизнь) и иностранный язык со средним балом 65 и выше. Тогда их диплом будет называться «Риджентс с расширенным предназначением» (Regents with Advanced Designation)12.

Финляндия, начав школьную реформу 40 лет назад, достигла великолепных результатов. Усилия поколений учителей проявились в 2000 году, когда были получены первые результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). В этом году было проведено стандартизированное испытание 15-летних учеников в более чем 40 глобальных центрах. Финские ученики оказалась лучшими юными читателями в мире. Три года спустя, они победили в математике. К 2006 году Финляндия была первой из 57 стран (и нескольких городов) в науке. В 2009 году страна заняла второе место в науке, третье по чтению и шестое по математике среди почти полумиллиона студентов со всего мира. Секрет успеха финской школы заключается в том, что учителям позволено использовать самые разнообразные методы для мотивирования учеников к занятиям и поддержания их энтузиазма в обучении. При этом минимизирована была формальная бюрократия и отчетность учителей. В финской школе, где учатся дети с различными способностями и различного происхождения, каждый ученик получает персонализированное внимание преподавателя13.

Очень существенным отличием американских и финских школ от большинства похожих систем в мире является тот факт, что все преподаватели имеют уровень образования не ниже магистерского, а высокий уровень преподавания и специализации в математике и естественных науках обеспечен преподавателями со степенью Доктора философии (Ph.D.). Такое отношение к образованию подрастающего поколения отражает уровень стратегического инвестирования в будущее страны и ее конкурентоспособности в мире. Не удивительно, что один из наиболее престижных фондов в мире – Билла и Мелинды Гейтс, открыли программу грантов для поддержания и развития сетей и организаций учителей и преподавателей14 для потребностей образования 21-го века.

Не явилось сюрпризом и то, что развитые образовательные системы мира, особенно усилиями США, начали формировать глобальную тенденцию в последние годы по выкладыванию в Интернете курсов самых лучших преподавателей таких знаменитых университетов, как Гарвард, Массачусетский Технологический Институт, Стэнфорд, другие15,16,17. Создаются даже подобия Академий, которые существуют исключительно в виртуальном пространстве. Среди них уже успевшая прославиться Академия Хана18, в которой используются уникальные методики обучения.

Каждый уважающий себя университет начинает предлагать дистанционное обучение в виде, как отдельных курсов, так и целых образовательных программ там, где это не требует прохождения лабораторных практик и стажировок в реальных условия для обретения практических навыков (например, бухгалтерский учет). Не отстает в этом процессе и Украина, где не только государственные университеты стали самостоятельно инициировать программы дистанционного образования19, но и частный фонд начал стимулировать создание курсов, доступных через Интернет20.

Если удается приучить детей к систематическим занятиям и решению проблем, многие из них выбирают путь профессиональных исследователей и ученых. Для стимулирования научной деятельности работает система государственного финансирования и специализированные частные фонды. Принято считать, что 2-3% ВВП должно идти на поддержание и развитие науки. Развитые страны стараются придерживаться такого уровня финансирования. На помощь приходят благотворительные фонды, основные усилия которых направлены на решение проблем биомедицины и качества жизни21,22. В Украине финансирование исследований составляет не больше 0,67% от ВВП и не существует ни одного частного фонда, который поддерживал бы серьезные исследования и тратил деньги на развитие научной инфраструктуры или создание наукоемких производств/ стартапов. Средний грант от Государственного фонда фундаментальных исследований составляет приблизительно 10 тысяч долларов США на год. Такое положение дел приводит к постоянному оттоку молодых мотивированных исследователей из страны. Стареет поколение ученых и отсутствует положительная ротация кадров в науке, ухудшается уровень подготовки новых исследователей. Усилия программ «Завтра.UA»23 и «Всемирные студии»24 фонда Виктора Пинчука направлены на поддержку мотивации студентов в возрасте 20-25 лет заниматься исследованиями и проходить обучение в лидирующих ВНЗ мира. По факту, это единственный частный фонд, который старается инвестировать в развитие интеллекта в Украине.

Изучение и прогнозирование будущего.

Традиционно в будущее стараются заглянуть мыслители, писатели-фантасты, философы и аналитики. Не одно поколение молодых людей в ХХ-том веке увлекалось книгами Жюля Верна, Айзека Азимова, Рея Бредбери, Станислава Лема, Аркадия и Бориса Стругацких. Их произведения, посвященные проблемам стремительного развития человеческого общества в его технологическом и социальном аспектах, изменили способ мышления всех людей, для которых не безразлично будущее человеческой цивилизации.

Пророчества фантастов сбывались одно за другим. Это обстоятельство вдохновило многих аналитиков на выделение отдельной области поиска под названием «футурология», а тех, кто стал серьезно заниматься изучением будущего стали называть «футурологами». С развитием коммуникационных технологий стало возможным собирать, обрабатывать и распространять информацию и знания на уровне, невиданном доселе. Сегодня каждая отрасль человеческой деятельности обязана иметь своих аналитиков-прогнозистов. Подобная работа требует доскональных знаний не только про состояние дел в отрасли, но и представления об основных мировых трендах движения и развития общественных интересов.

Футурологи озабочены не только отдельными аспектами развития общества и экономики. Их основной интерес направлен на прогнозирование развития общества в целом. Футурологи теперь имеют собственные организации25,26,27,28, периодические издания29,30,31,32 фонды33,34. Вокруг подобных организаций собираются неравнодушные профессионалы из различных областей знания. Организации приглашают выдающихся мыслителей и людей, чьи работы перевернули представление о фундаментальных процессах в природе, технологии, обществе, существенно повлияли на мировоззрение35,36. Основными донорами таких организаций и фондов являются прозорливые бизнесмены, политики и само интеллектуальное сообщество.

Особое место занимают институты, занимающиеся разработкой глобальных инициатив для будущего, то есть практических шагов и мостиков для перехода в будущее человечества, основой которого является гармоническое развитие каждого человека во всем мире. Яркими примерами таковых являются Теллус Институт37 и Университет сингулярности38.

История «Института Земли» (Tellus Institute, 1976) разворачивалась в контексте ошеломляющих изменений, которые происходили вокруг. Сам словарь, который описывает его работу сегодня - глобальные сценарии, планетарные фазы цивилизации, устойчивое развитие, изменение климата, экологическая эффективность, глобализация, информационные технологии - не существовал в лексиконе исследователей развития цивилизации три десятилетия назад. Так как проблемы стали более сложными, временной горизонт исследований удлинился от нескольких лет до нескольких десятилетий, а перспективы развития расширились и включают глобальную панораму.

Университет сингулярности был основан в 2008 году как рефлексия на исследования Реймонда Курцвейла39, которому удалось продемонстрировать развитие в геометрической прогрессии технологий, связанных с коммуникаций и информацией, что по его предсказаниям будет способствовать решению основных проблем глобального человечества. Задача Университета сингулярности – готовить руководителей для будущего и искать/разрабатывать новые глобальные технологии, способные изменить мир. Университет находится на территории Кремниевой долины в Калифорнии и этим обстоятельством объясняется легкость в доступности к самым передовым исследованиям и блестящим индивидуумам, способным увлечь студентов работой над будущим.

Перед «Фондом будущего Украины» стоят задачи не только разработки оригинальных инициатив для страны, но и включение интеллекта граждан в глобальные сети и процессы исследования будущего в мире.

3 http://aspe.hhs.gov/hsp/strengthenheadstart03/report.htm#Introduction

7 https://www.juniorachievement.org/web/ja-usa/home

18 https://www.khanacademy.org/


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кто и как поддерживает развитие интеллекта в мире iconКнига под названием "Психология интеллекта"
Психология интеллекта, понимаемая как особая форма равновесия, к которой тяготеют все познавательные процессы, ставит такие проблемы,...

Кто и как поддерживает развитие интеллекта в мире iconТесты структуры интеллекта глава развитие интеллекта
Книга предназначена для психологов, педагогов философов и других специалистов в области гуманитарных наук

Кто и как поддерживает развитие интеллекта в мире iconЗаконом интеллектуализации или «оразумления» космоса
Хх и XXI веков автор называет Большим Соционоосферно-кооперационным Взрывом, определяющим качественный скачок в эволюции ноосферы....

Кто и как поддерживает развитие интеллекта в мире icon1 тур конкурс капитанов «Веселые вопросы»
Привитие интереса к математике как элементу общечеловеческой культуры; популяризация среди учащихся занимательных задач, развитие...

Кто и как поддерживает развитие интеллекта в мире icon1. Теоретические основы развития логического мышления младших школьников
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные...

Кто и как поддерживает развитие интеллекта в мире iconСлед его Личности
Личность! Личность в жизни и личность в следах! Именно второе определяет ёмкое понятие Личности. О личности Михаила Фёдоровича как...

Кто и как поддерживает развитие интеллекта в мире iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Целью программы является вовремя отреагировать на развитие политическогопроцесса, как в странах снг, так и во всём мире

Кто и как поддерживает развитие интеллекта в мире iconИнструкция по эксплуатации введение
Четырехканальный видеорегистратор поддерживает разрешения cif, hd1, и с его помощью можно производить запись и воспроизведение видео....

Кто и как поддерживает развитие интеллекта в мире iconНекоторые аспекты философии искуственного интеллекта
В настоящее время в развитии философии искусственного интеллекта обсуждению подлежат два основных аспекта

Кто и как поддерживает развитие интеллекта в мире iconЛекция Мадана-Гопала даса, прочитанная 7 октября 2006
Господь захочет проявиться. А также поговорим о нашем развитие в этом мире как духовных личностей. Перед тем, как перейти непосредственно...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<