Курсовая работа по дисциплине: «Размещение производительных сил Украины и зарубежных стран»




Скачать 263.6 Kb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине: «Размещение производительных сил Украины и зарубежных стран»
Дата публикации30.11.2013
Размер263.6 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Право > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Развитие предпринимательства и рыночной инфраструктуры Украины

Министерство образования Украины Донецкий государственный университет Кафедра развития и размещения производительных сил Курсовая работа по дисциплине: «Размещение производительных сил Украины и зарубежных стран» на тему: «Развитие предпринимательства и рыночной инфраструктуры Украины»Консультант:Гавриленко Светлана Николаевнастудента I курсаучетно-финансового факультетаспециальность бухгалтерский учет и аудитгруппа 0106 УкрЕфремова Святослава Алексеевича Донецк 1999 СодержаниеВведение 3Глава 1. Предпринимательство и рыночная инфраструктура: общая характеристика 4 1. Предпринимательство: определение, сущность функции 4 2. Рынок и рыночная инфраструктура: определение, сущность функции 5Глава 2. Предпринимательство и рыночная инфраструктура в мире и на Украине. Транснациональные корпорации 7Глава 3. Характеристика условий и факторов, влияющих на развитие предпринимательства и рыночной инфраструктуры в Украине 9Глава 4. Становление и деятельность предпринимательства Украины. Функционирование рыночной инфраструктуры Украины 12 1. Формирование предпринимательства: 90-е годы. Работа сегодня 12 2. Становление институтов рыночной инфраструктуры. Функционирование рыночной инфраструктуры в Украине 15Глава 5. Проблемы и перспективы развития предпрринимательства и рыночной инфраструктуры Украины 2 1. Государственная поддержка малого предпринимательства 2 2. Создание свободных экономических зон 2Заключение 2Список использованной литературы 2 Введение Рыночная экономика базируется на трех основных «китах»: правовойсистеме (праве собственности), рыночной инфраструктуре ипредпринимательстве. Она представляет собой непревзойденный поэффективности хозяйственный механизм, в котором человек воспринимаетсятаким, каким он есть: с одной стороны, преследующим собственные интересы, сдругой ( творческой личностью, создающей материальные ценности для других.Еще Адам Смит в своем знаменитом произведении «Исследования о природе ипричинах богатства народов», а также в других работах показал, чтособственный интерес каждого отдельного человека как члена общества,основанного на разделении труда, ведет к получению максимально возможныхблаг всем обществом в целом. Предпосылки для этого ( собственность,конкуренция, рынок и предпринимательская среда. В данной работе рассмотрено развитие в Украине двух составляющихрыночной экономики – рыночную инфраструктуру и предпринимательство, условияи факторы, влияющие на их развитие а также проблемы и перспективы ихдальнейшего развития. Глава 1. Предпринимательство и рыночная инфраструктура: общая характеристика1.1. Предпринимательство: определение, сущность функции Крупный банкир и владелец небольшого магазина, обладательконтрольного пакета акций акционерного общества и дилер по недвижимости,фермер и один из собственников страховой компании… Всех перечисленных лицобъединяет принадлежность к особому слою общества – предпринимателям. Родих занятий можно, соответственно, определить как предпринимательство. Предпринимательство – это свободная инициатива людей в хозяйственнойдеятельности, это способ организации экономических сил. Иными словами, этоиспытанный в мировой практике способ эффективной организации производства.Существование предпринимательства – обязательное условие функционированиярынка.Сущность предпринимательства Современная экономическая теория определяет предпринимательство какинициативную, самостоятельную хозяйственную деятельность людей,направленную на получение прибыли посредством организации и использованияресурсов в целях производства и реализации товара. С одной стороны, предпринимательство выступает как особый видхозяйственной деятельности, в основе которой лежит ряд условий и требований(свобода в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельность впринятии решений, ответственность за принимаемые решения, ориентация надостижение коммерческого успеха). С другой стороны, предпринимательство ( это определенные стиль и типповедения, составляющие которого ( инициатива, поиск нетрадиционныхрешений, масштабность и риск, деловая хватка. С третьей, предпринимательство ( это особая функция, выполняемая вэкономике: обеспечение развития и совершенствования хозяйственногомеханизма, постоянное обновление экономики, создание инновационной сферы.Функции предпринимательства1. Ресурсная функция. Она реализуется в мобилизации капитала, трудовых, материальных, информационных и других ресурсов для их производительного использования. Нацеленность предпринимателя на динамическую эффективность вынуждает его к постоянному поиску дополнительных ресурсов. Множество потенциальных ресурсов общества были бы невостребованы, не занимайся предприниматели их мобилизацией.2. Организаторская функция. Мобилизованные ресурсы могут принести пользу их собственнику, предпринимателю и обществу в целом лишь в том случае, если они будут должным образом использоваться. Поэтому предприниматель берет на себя функцию организации производства, сбыта, исследования рынка, научных разработок и т. п.3. Творческая функция. Предприниматель постоянно нацелен на поиск новых решений. Стремление максимизировать прибыль или другой результат, признаваемый предпринимателем в качестве цели своей деятельности, не дает ему довольствоваться сложившимся положением. Он постоянно ищет, как улучшить свое дело. Появлением множества оригинальных научно-технических, экономических и организационных решений человечество обязано творческой функции предпринимательства. Предпринимательство – один из ключевых элементов рыночныхпреобразований, перед необходимостью которых встала Украина послепровозглашения независимости и процесс его становления в молодомгосударстве очень актуален сегодня.1.2. Рынок и рыночная инфраструктура: определение, сущность функции Понятие «рынок» используется в разных значениях. Экономисты этоттермин понимают прежде всего как категорию обмена, его характеристику.Рынок ( это способ взаимодействия экономических субъектов основанный наценовой системе и конкуренции. Это особенный механизм координацииэкономических действий. Как и всякая объективно существующая система, рынок обладаетсобственной инфраструктурой. Термин «инфраструктура» был впервыеиспользован еще в начале нынешнего столетия в экономическом анализе дляобозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельностьвооруженных сил. В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали пониматьсовокупность отраслей, способствующих нормальному функционированиюпроизводства материальных благ и услуг. В экономической литературе бывшегоСССР изучение проблем инфраструктуры началось лишь в 70-е годы.Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляетсобой совокупность организационно-правовых и экономических отношений,связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое – системагосударственных, частных и общественных институтов (организаций иучреждений) и технических способов, которые обслуживают интересы субъектоврыночных отношений, обеспечивают их эффективное взаимодействие. Среди нихвыделяются брокерские фирмы, различные биржи, инвестиционные компании,банки, лизинговые компании, центры занятости, страховые организации и др.Сущность рыночной инфраструктуры Экономика предполагает создание товаров и их доведение допотребителей. Последнее требует организации сферы обращения товаров.Инфраструктура рынка – это совокупность институтов, обеспечивающихобращение различных товаров. Обслуживание взаимоотношений производителейтоваров и их непосредственных потребителей – основное предназначениеинститутов инфраструктуры.Функции рыночной инфраструктуры Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга. Услуга – этоособый товар, существующий только в момент его производства. Оказываяразличные посреднические услуги предприятиям и домашним хозяйствам,учреждения инфраструктуры выполняют ряд важных функций, среди которых можновыделить следующие:1. Доведение товара до непосредственного потребителя. Институты инфраструктуры помогают товару найти своего потребителя. Важно организовать производство продукции, но не менее важно обеспечить ее реализацию. Специализация на посреднических операциях позволяет сократить время на реализацию товара, уменьшить издержки обращения, ускорить оборот фондов предприятия, в большей степени учесть запросы потребителей.2. Обеспечение обратной связи между производством и потреблением. Инфраструктура ощущает на себе воздействие как производителя (предложение товара), так и потребителя (спрос на него). Анализируя продвижение того или иного товара на рынке, посредник может обнаружить тенденции, учет которых позволит лучше ориентировать производство на интересы потребителей.3. Перераспределение ресурсов между различными отраслями и внутри них. Эта функция обеспечивается как через переориентацию на выпуск новой продукции, так и через обслуживание рынка ценных бумаг. Меняющийся курс акций приводит к перемещению капиталов из одной отрасли в другую, поддерживая тем самым определенный уровень пропорциональности в развитии экономики.4. Аккумуляция временно свободных денежных средств, регулирование денежного обращения. Банковские учреждения инфраструктуры рынка, занятые кредитным предпринимательством, осуществляют мобилизацию свободных денежных средств населения и предприятий. В результате формируется рынок денег, расширяются инвестиционные возможности предприятий, ускоряется товарообмен. Кроме того, через изменение ставки банковского процента финансово-кредитные учреждения могут воздействовать на структуру инвестиций, обеспечивая их перераспределение между отраслями, ускоряя или замедляя темпы экономического роста. Таким образом видно, что рыночная инфраструктура оказываетсущественное влияние на функционирование экономической системы в целом. Глава 2. Предпринимательство и рыночная инфраструктура в мире и на Украине Становление национального рынка и предпринимательской деятельности вовсех странах начинается с момента их перехода к капиталистическим рыночнымотношениям. Развитые страны Западной Европы и продолжают этот процесс многодесятилетий, в Украине он начался совсем недавно, но нигде еще он непотерял своей актуальности. Для удобства и ускорения этого процесса на Западе давно уже вошли впрактику методы международного кооперирования – создания совместныхпредприятий. Недавно и Украина смогла присоединиться к этим процессам. Поскольку отличительной чертой современного мирового развитияявляется рост взаимозависимости государств, порождаемыйинтернационализацией экономики в соответствии с объективными потребностяминаучно-технического прогресса, то этих условиях главным инструментоммеждународного разделения труда стали прежде всего крупные фирмы,осуществляющие предпринимательскую деятельность как в своей стране, так иза пределами национальных границ. Формы международного предпринимательства весьма многообразны. Онивключают создание дочерних фирм и филиалов за рубежом, совместныхпредприятий с фирмами других стран, смешанных компаний с участием местногогосударственного и частного капитала. Однако общим для всех видовмеждународного предпринимательства является выход экономическойдеятельности за рамки национальных границ, ее транснационализация. С этой точки зрения проблема международного предпринимательстваявляется, по существу, проблемой транснациональных корпораций (ТНК).Рассмотрение международного предпринимательства прежде всего сквозь призмуТНК вызвано как их ведущей ролью в мирохозяйственных связях, так и тем, чтоименно в подобных корпорациях наиболее полно концентрируются все типическиечерты и самые передовые формы современных международных экономическихотношений. Такое сотрудничество дает Востоку массу преимуществ. Известно, чтодоля неудач при образовании таких предприятий Восток-Запад очень мала. Пооценкам ЕЭК ООН, она составляет 5%. Это, конечно, неплохой признак. Вместес тем известно из мировой практики, что смешанные общества могут годами идесятилетиями не функционировать, находясь фактически в замороженномсостоянии. Нечто подобное наблюдается в настоящее время. Проблема здесь,однако, состоит несколько в другом: реально работают не более 1/3 иззарегистрированных обществ, т.е. «замораживание» произошло уже на стадиирегистрации совместных предприятий. Те же предприятия, которые заработали,сосредоточены в основном в непроизводственной сфере. Причин,обусловливающих подобную ситуацию, несколько. Среди них:1. Ошибки в выборе партнеров, объекта сотрудничества и другие просчеты, часто вызванные неопытностью сторон.2. Инвестиционный климат в восточноевропейских странах не особенно благоприятен. Это вынуждает партнеров, особенно западных, вложив часто минимальный капитал и зарегистрировав общество, занять выжидательную позицию.3. Процесс от регистрации до работы совместного предприятия достаточно длителен, а большинство совместных предприятий, как известно, созданы в последние годы. В совместные предприятия всех восточноевропейских стран в начале 1989г. было вложено лишь 2,2 млрд долл., из которых около 40% приходилось наиностранный капитал. Это составляло десятые доли процента стоимостиосновных производственных фондов стран ( членов СЭВ и капитальных ресурсов,привлеченных этими странами с международных кредитных рынков. Совместные предприятия в большинстве стран Востока невелики поразмерам. Так, в Польше их величина составляла от 45 до 50 тыс. долл., вВенгрии ( 700 тыс. долл. Смешанные общества, возможно, в перспективе вообще не будут игратьтой самодовлеющей роли, которую они во многом искусственно приобрелисегодня. Иностранные инвестиции, в которых 100% капитала принадлежитзарубежной фирме, в форме филиалов, представительств, концессий могутзанять в будущем значительно большее место. В любом случае представляетсяочевидным, что значительное углубление хозяйственного сотрудничества Восток-Запад и эффективное включение экономики стран восточноевропейского регионав мирохозяйственную систему не может осуществляться без более широкогосоздания сети компаний восточноевропейских стран на Западе, а также безболее масштабного инвестирования фирм промышленно развитых стран вэкономику восточноевропейских государств. Вышеприведенный анализ дает представление о непрестанно расширяющемсяи углубляющемся международном разделении труда, о поступательном развитиимирохозяйственных связей как все более важной составной части современнойэкономики, о растущей роли в этом процессе международногопредпринимательства, совместных фирм и транснациональных корпораций;свидетельствует о высокой адаптационной способности и мобильностисовместных компаний и транснационального капитала, об их умениииспользовать новейшие достижения научно-технического прогресса дляповышения экономической эффективности, гибко и оперативно приспосабливатьсвою стратегию и тактику к меняющимся условиям мирового рынка. В этом,видимо, и состоит главный практический урок рыночных методов хозяйствованиякак внутри страны, так и между странами. Глава 3. Характеристика условий и факторов, влияющих на развитие предпринимательства и рыночной инфраструктуры в Украины Для появления такого общественного феномена, как предпринимательство,а тем более для превращения его в основную организационную формупроизводства, необходимы определенные условия. Для стран с рыночнойэкономикой существуют общие условия развития предпринимательства: - стабильность государственной экономической и социальной политики; - положительное общественное мнение отношение к предпринимательству; - льготный налоговый режим; - наличие развитой инфраструктуры предпринимательства; - эффективная система защиты интеллектуальной собственности. В Украине и большинстве постсоветских стран особую актуальностьприобретают нижеперечисленные условия: 1. Наличие соответствующих имущественных прав на условия и результаты производства, поскольку предприниматель обязательно должен быть собственником произведенного продукта и дохода, полученного в результате его реализации. Только при этих условиях возникает должная заинтересованность для осуществления предпринимательской деятельности. 2. Определенная экономическая, правовая и политическая среда. Формальное признание имущественных прав на условия и результаты производства может уживаться с другими правовыми нормами, регулирующими экономическую жизнь общества, но не обеспечивающими на деле достаточной степени экономической самостоятельности для предпринимательской деятельности. Различного рода ограничения, формирующие экономическую среду, должны обеспечивать достаточный «коридор свободы». Для предпринимателя это выражается в получении достаточной самостоятельности при: - выборе вида хозяйственной деятельности; - определении потребителей товаров и поставщиков ресурсов; - определении цен; - распоряжении полученным доходом. 3. Полная экономическая ответственность за результаты деятельности. Этот пункт непривычен Украине как постсоциалистической стране, однако стоит помнить, что отрицательными результатами предпринимательской деятельности могут быть: - убыточность, т. е. превышение расходов над доходами; - существенная потеря имущества; - банкротство (признание полной неплатежеспособности). 4. Этика предпринимательства. Этика предпринимательства является одним из факторов его доходности или прибыльности. Вот морально-этические нормы, утвержденные в среде предпринимателей на цивилизованных рынках: - обязательность; - общая высокая культура и образованность; - контактность, умение общаться с людьми, заинтересовать их, мобилизовать на достижение поставленных целей. Анализ предпринимательской деятельности позволил определить такиесущественные факторы ее успеха: - высокую квалификацию; - обширные личные контакты; - достаточные материальные и финансовые ресурсы; - наличие заказов потребителей. Однако сравнивая данные развития отечественного малогопредпринимательства с показателями иных стран, делаем вывод, что Украиназначительно отстает даже от стран Восточной и Центральной Европы. Длясравнения: в Польше на тысячу жителей приходится 51,3 МП. в Чехии – 12,4. вУкраине ( лишь 2,6. В странах рыночного хозяйства больше половины ВВПсоздают малые предприятия. В Украине пока что малый бизнес не отыграетсущественной роли в обеспечении экономического возрастания, его взнос в ВВПпредставляет лишь 9.0-9.5%.[1] Это происходит благодаря тому, что в своей деятельности отечественноепредпринимательство наталкивается на разнообразные препятствия, которыеможно поделить на макро- и микроэкономические. К первой группе относятсятакие:1. Налоговая политика, отсутствие надлежащего законодательно-нормативного обеспечения. Сегодня налоговая система страны влияет на развитие бизнеса крайне отрицательно. Предпринимательская деятельность не может полноценно развиваться за отсутствия или несовершенства законов, что ее регулируют.2. Административные барьеры. Большое количество законов, нормативных актов, инструкций запутывает предпринимателей; кроме того, предприятия поддаются частым и безосновательным проверкам со стороны разнообразных государственных органов.3. Ограниченность внутреннего спроса и наличие кризиса сбыта на внутреннем рынке. Малый бизнес постоянно теряет главных потребителей своей продукции вследствие ухудшения уровня обеспеченности населения, уменьшения доходов граждан.4. Недостаточная государственная поддержка. На сегодня в Украине еще не составилась эффективная система государственной поддержки и защиты малого предпринимательства. Механизм финансирования и кредитования, информационное и консультационного обеспечения, система подготовки и переподготовки кадров для предпринимательской деятельности несовершенны и приносят очень мало пользы.5. Низкая инвестиционная активность вследствие нестабильности экономики.6. Неразвитость инфраструктуры. Роль объектов инфраструктуры в развитии малого бизнеса очень незначительна. Между различными организациями поддержки МП и предприятиями еще не налажено эффективное сотрудничество и обмен информацией.7. Теневая экономика. Зачастую МП являются вынужденными участниками теневой экономики, которых туда «загоняет» налоговое давление, государственная бюрократия, и тому подобное.8. Неэффективная приватизация. Процесс малой приватизации, имевший место в нашей стране, был подчиненный многим ограничениям. В результате, при нефункционирующем вторичном рынке приватизационных объектов много предприятий находятся в руках тех, кто не в состоянии ими управлять, но не может их продать.9. Неразвитость рынка недвижимости. Малым предприятиям катастрофически не хватает офисных помещений. Арендная плата очень высока, правила аренды запутанные; во многих случаях объект не позволяют приватизировать вместе с помещением. Среди микроэкономических факторов, которые более всего влияют наразвитие малого предпринимательства, можно выделить такие: - способ и время возникновения; - форма собственности; - финансовые возможности предприятия; - ассортимент продукции, ее качество и спрос на нее; - выбранную стратегию деятельности предприятия, его организационную структуру; - кадровую политику; - возможность доступа к коммерческой информации; - степень соблюдения клиентами условий контрактов и платежной дисциплины. Условия развития рыночной инфраструктуры и факторы, влияющие на еестановление в Украине, сходны с условиями и факторами осуществленияпредпринимательской деятельности как по содержанию, так и по наборуположительных и отрицательных черт. Очевидно, что в условиях, приводящихзападных специалистов в ужас и, увы, воспринимаемых украинскими как нечтодолжное и неизбежное, по всем законам ни предпринимательство, ни рыночнаяинфраструктура работать не может. Но ко всеобщему удивлению, они не тольковыживают, но и функционируют, не смотря на все препятствия. Это делаетчесть отечественным предпринимателям, закаленным в тяжелых условиях, ноникак не может служить оправданием руководящим органам. Очевидно, что такпродолжаться не может, и, если не предпринять срочных мер,предпринимательства (равно как и рыночная инфраструктура) либо вымрут, либополностью перейдут в теневую экономику, превратив Украину в странукоррупции и мафии. Глава 4. Становление и деятельность предпринимательства Украины. Функционирование рыночной инфраструктуры Украины4.1. Формирование предпринимательства: 90-е годы. Работа сегодня Формирование субъектов предпринимательства в принципе возможно двумяпутями (рис. 4.1): Первый путь – эволюционный. Он предполагает постепенное накоплениеденежных и других ресурсов, достаточных для открытия и развития своегодела. Этот процесс может быть довольно длительным. Он ускоряетсяприменением акционерной формы предпринимательства. В Украине возможностиэволюционного пути формирования участников предпринимательства к началу 90-х годов были очень ограничены. К причинам такого положения можно отнести: - отсутствие достаточных сбережений у населения; - недоверие населения к ценным бумагам — акциям, облигациям и пр.; - недостаточная подготовленность кредитной системы; - у людей отсутствовали достаточные психологические, социальные установки на предпринимательство. Рисунок 4.1. Пути становления субъектов предпринимательства в Украине Второй путь предполагает ускоренное формирование субъектовпредпринимательства. Его, как правило, используют страны, осуществляющиепереход от централизованно-плановой к смешанной экономике, и в том числеУкраина. Государство принимает решение о:1) приватизации предприятий;2) смене условий применения государственного капитала путем, в частности, коммерциализации и стимулирования тем самым появления обществ предпринимательского типа. Процесс приватизации в той или иной мере присущ многим странам.Последовательно рыночный способ ее осуществления – выкуп. При этом оченьважно создать конкуренцию среди покупателей, которая позволит осуществитьпродажу по реальной рыночной стоимости. Коммерциализация – это широкое понятие, которое конкретизируетсятакими формами, как аренда, аренда с выкупом и другие. Это способствуетформированию субъектов предпринимательства. Один из путей возникновения частных предприятий – малая приватизация.С 1992 г. к началу 1998 г. было приватизировано свыше 45 тыс. МП. Всплеск появления малых компаний в Украине приходится на 1992-93 гг.(График 4.1) В 1994, 1995 и 1996 гг. наблюдалось некоторое замедлениетемпов. Одними из самых высоких за всю историю малого бизнеса в стране былитемпы возрастания в 1997 году. На начало 1998 года в стране насчитывалосьболее 136200 МП. График 4.1 Рост количества малых предприятий в 1992-1997 годах[2] Таким образом, можно утверждать что предпринимательство в Украине,пройдя первый этап (начального зарождения), начал второй этап (бурногороста) но затормозил свое развитие и начал сворачиваться. Такого явления ненаблюдалось ни в одной стране, осуществляющей реформы и это свидетельствуетоб неудовлетворительной среде не только для расширения сектора малогобизнеса, но и для предприятий, существующих сегодня. Анализ распределения малых предприятий по отраслям народногохозяйства свидетельствует об уменьшении удельного веса МП почти во всехобластях экономики, за исключением торговли, общественного питания иматериально-технического снабжения (Диаграмма 4.1). Малые компанииконцентрируются в областях, где быстро скупается капитал и не нужно большихматериальных затрат и инвестиций для ведения бизнеса. Много МП синхроннозанимается несколькими видами деятельности. Наметилась четкая тенденциясокращения малых предприятий в промышленности и строительстве. В Украине наблюдается очень неравномерное распределение малыхпредприятий по областям (Таблица 4.1). Он обусловлен различнымитерриториальными условиями: экономическим потенциалом, ресурснымобеспечением, специализацией регионов, уровнем инвестиционной активности,состоянием рыночной инфраструктуры, отношениями между государственнымиорганами и предпринимательскими структурами. Эти региональные особенностинадлежит учитывать в процессе разработки мероприятий государственнойподдержки. Диаграмма 4.1 Распределение малых предприятий по отраслям народного хозяйства[3]|Область |1991 |1995 |1996 ||Украина |4326 |13234 |12753 ||Автономная Республика Крым |232 |458 |731 ||Винницкая |88 |252 |287 ||Волынская |134 |142 |142 ||Днепропетровская |302 |1267 |1040 ||Донецкая |565 |2103 |1864 ||Житомирская |50 |200 |193 ||Закарпатская |76 |184 |239 ||Запорожская |220 |796 |805 ||Ивано-Франковская |160 |393 |341 ||Киевская (без г. Киева) |157 |361 |463 ||Кировоградская |58 |123 |166 ||Луганская |213 |624 |672 ||Львовская |182 |748 |715 ||Николаевская |150 |400 |352 ||Одесская |235 |548 |324 ||Полтавская |107 |275 |303 ||Ровенская |108 |256 |251 ||Сумская |123 |217 |194 ||Тернопольская |41 |134 |153 ||Харьковская |309 |1472 |1474 ||Херсонская |65 |112 |107 ||Хмельницкая |88 |256 |243 ||Черкасская |77 |298 |273 ||Черновицкая |75 |212 |224 ||Черниговская |44 |124 |122 | Таблица 4.1. Количество малых предприятий по регионам[4]4.2. Становление институтов рыночной инфраструктуры. Функционированиерыночной инфраструктуры в Украине Путь становления рыночной инфраструктуры в Украине сложен не меньше,чем предпринимательства. В этой главе рассмотрены основные составляющие РИУкраины и их деятельность до сегодняшнего дня. Различают организационно-техническую, финансово-кредитную и научно-исследовательскую инфраструктуры рынка. Остановимся подробнее на каждом извидов. К организационно-технической инфраструктуре рынка относятся товарныебиржи и аукционы, торговые дома и торговые палаты, холдинговые и брокерскиекомпании, информационные центры и ярмарки, инжинеринговые фирмы, сервисныецентры, пункты проката и лизинга, государственные инспекции, различногорода ассоциации предпринимателей и потребителей, транспортные коммуникациии способы оперативной связи. Одни из этих учреждений призванные оказыватьсодействие установлению деловых контактов между предпринимателями,предоставлять им информационные, консультативные, расчетные и прочиеуслуги, другие берут на себя функции общей координации рыночных связей,представляют интересы своих членов на региональном, государственном имеждународном уровнях, третьи ( представляют собой специальныегосударственные органы регулирования рыночных отношений. Финансово-кредитную инфраструктуру рынка образуют банки, фондовые ивалютные биржи, страховые и инвестиционные компании, фонды профсоюзов ииных общественных организаций. Это все те, кто способный заниматься изанимается мобилизацией временно свободных денежных ресурсов, превращает ихв кредиты, а потом и у капиталовложения. Научно-исследовательская инфраструктура рынка включает в себя научныеинституты с изучения рыночных проблем, информационно-консультативные фирмы,аудиторские организации, специальные учебные заведения. Теперь рассмотрим важнейшие элементы рыночной инфраструктуры: биржи(фондовую, товарную, рабочей силы) и научно-исследовательские институты. Фондовая биржа ( учреждение, организованный рынок, на которомсобственники осуществляют процесс купли-продажи ценных бумаг. Членами биржиявляются преимущественно ее основатели ( отдельные индивиды и кредитно-финансовые институты. Купля-продажа акций на фондовой бирже осуществляетсяс помощью посредников. Положительными чертами фондовой биржи являются:аккумулирование свободных средств за счет выпуска и продажи ценных бумаг иих направление на развитие отдельных предприятий, областей; межотраслевоепереливание капитала, благодаря которому ослабляются диспропорции вэкономике; создание соответствующих предпосылок для предпринимательскойдеятельности; стабилизация сбережений отдельных слоев населения и ихсоответствующее возрастание и тому подобное. Биржа рабочей силы ( учреждения, которые осуществляют посредническиефункции между работниками и предпринимателями, собирают и предоставляютинформацию о наличии вакансий, оказывают содействие подготовке ипереподготовке кадров, созданию рабочих мест, быстрому перемещению рабочейсилы, обеспечению эффективности занятости трудоспособного населения,частично регулируют процесс занятости. Биржа имеет свои отделения вгородах, районах; их задача состоит в тому, чтобы анализировать,разрабатывать программы занятости, предоставлять консультации, осуществлятьподготовку, переподготовку кадров и трудоустраивать их. Товарная биржа ( постоянно действующие рынки, где купля-продажатоваров осуществляются на основе установленных стандартов и образцов,соответствующих форм документов, которыми регламентируются номенклатура,объем, цены, термины и виды поставки и прочие условия. Товарные биржи делятна международн и национальные, универсальные и специализированные. Институты и организации, образовывающие научно-исследовательскуюинфраструктуру, изучают динамику рыночной ситуации, занимаются разработкойстратегии и тактики поведения предприятий на рынке, прогнозов дляправительства и предпринимателей, моделированием последствий тех или иныхрешений, предоставлением консультаций, улаживанием конфликтов междупартнерами, подготовкой экономистов, менеджеров и специалистов помаркетингу. Динамику развития рыночной инфраструктуры в 1991-1996 годах видно изнижеприведенной Таблицы 4.2. Не смотря на некоторые колебания, основнаятенденция просматривается четко – рост количества бирж, что свидетельствуето постоянном возрастании потребностей Украины в развитии институтоврыночной инфраструктуры.|Тип биржи |1991 |1994 |1995 |1996 ||Всего зарегистрировано |66 |91 |88 |191 ||универсальные |22 |23 |19 |46 ||товарные и товарно-сырьевые |28 |24 |25 |54 ||агропромышленные |4 |8 |9 |23 ||фондовые и товарно-фондовые |2 |14 |14 |24 ||другие |10 |22 |21 |44 | Таблица 4.2. Динамика изменения количества бирж в Украине в 1991-1996 годах[5] Глава 5. Проблемы и перспективы развития предпринимательства и рыночной Украины5.1 Государственная поддержка малого предпринимательства Малая экономика ( крайне противоречивый сектор народного хозяйства.Здесь каждое предприятие, взятое в отдельности, находится в очень сильнойзависимости от многих внешних факторов и условий: источниковфинансирования, материально-технического снабжения, конъюнктуры рынка ипрочих факторов. Незначительный сбой в этом механизме может привести кразорению и ликвидации предприятия. Мелкий предприниматель легко уязвим. Вто же время его потери в случае неудачи не так уж велики, что позволяетопытному бизнесмену довольно быстро возобновить свое дело. Государственная опека самостоятельно развивающихся малых предприятийслужит сильнейшим катализатором, содействует укреплениюпредпринимательства. Главной задачей со стороны государства является четкоеопределение приоритетных направлений развитие экономики, науки, техники,образования, внешнеэкономической деятельности, подкрепление этихприоритетов системой льгот и гарантий, выделение необходимых материально-технических и финансовых ресурсов, организация необходимого обучениякадров. Все остальное ( забота малых предприятий. Малая экономика играет большую роль в народном хозяйстве промышленноразвитых стран, и они имеют соответствующие государственные органыуправления. На такого рода государственные органы возлагаются общиестратегические и координационные функции. Весьма действенным рычагом регулирования деятельности малого бизнесав промышленно развитых странах является налоговая политика, с помощьюкоторой нередко решаются сложные региональные проблемы. Так, во Франциивновь образованная малая фирма на 3 года освобождается от уплаты налога скорпораций, а в течение еще 2 лет уровень процентной ставки снижаетсявдвое. Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям вбольшинстве промышленно развитых стран является система государственныхконтрактов. Данная форма отношений государства и бизнеса позволяетобеспечить последнему гарантированный рынок сбыта, ускорить процесснакопления капитала, расширить производственные мощности, укрепитьконкурентоспособность, модернизировать оборудование, привлечьквалифицированные кадры. Достаточно широкое развитие в последнее десятилетие получилиорганизуемые государственными органами и частными предприятиями специальныеслужбы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям. В условиях современной нестабильной экономической ситуацииотечественный малый бизнес нуждается в протекторате государства. Ксожалению, пока что эффективный механизм поддержки и стимулированияразвития предпринимательства в Украине еще не созданный. Принятыепрограммы, законы, постановления имеют в большинстве своем декларативныйхарактер. Финансовая помощь, которая предоставляют Украинский фондподдержки предпринимательства, Государственный фонд поддержки фермерскиххозяйств и Государственный инновационный фонд, достаточно мизерна.5.2 Создание свободных экономических зон Свободные экономические зоны (СЭЗ) – ограниченные территории, города,морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготныеэкономические условия для национальных и иностранных предпринимателей,способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных,научно-технических и научно-технологических задач. Формирование СЭЗ ( сложный, многоэтапный процесс, включающийразработку законов, указов и постановлений, обеспечивающих правовую основудля отечественного и иностранного предпринимательства; развитиеинфраструктуры рыночных отношений, широкое использование иностранногокапитала, налаживание модели зоны конкретной целевой ориентации с еепоследующей трансформацией в СЭЗ комплексного характера. В настоящее время многие регионы Украины хотят получить статус СЭЗ.Уже есть предложения по созданию около 100 СЭЗ. Целесообразным следуетсчитать создание нескольких СЭЗ на наиболее подготовленных территориях,которые соответствуют основным требованиям зон и перспективны как с точкизрения внутреннего экономического развития, так и конкурентно способностина мировом рынке капиталов. При этом приоритетный интерес для Украиныпредставляют СЭЗ как способ привлечения иностранных инвестиций, доступ кновейшим технологиям и современному западному опыту организации труда ипроизводства. Среди регионов Украины в наибольшей степени заинтересованы вреализации проекта СЭЗ на своих территориях и провели серьезнуюподготовительную работу в этом направлении Одесская, Закарпатская. Донецкаяи Киевская области. В Автономной республике Крым уже функционирует СЭЗ «Сиваш». Онадействует на основании Закона Украины «О некоторых вопросах валютногорегулирования и налогообложения субъектов экспериментальной экономическойзоны «Сиваш»» от 23.02.96 г. N 65/96-ВР. Этим законом предусмотрено рядльгот для субъектов хозяйствования. Например, сырье, материалы,оборудование (кроме подакцизных товаров), которые ввозятся в Украину длясобственного производства субъектами экспериментальной экономической зоны«Сиваш», не подлежат обложению ввозной пошлиной и налогом на добавленнуюстоимость; поступления в иностранной валюте в пользу субъектовэкспериментальной экономической зоны «Сиваш» не подлежат обязательнойпродаже на межбанковской валютной бирже в случае использования их наразвитие этой зоны, и т. д. Таким образом, создание свободных экономических зон на территорииУкраины является одним из важнейших направлений развитияпредпринимательства, поскольку они благоприятно влияют на многие сферыдеятельности человека: стимулируют работу имеющихся предприятий, поощряютсоздание новых, увеличивают количество рабочих мест, повышают поступления вбюджет и улучшают благосостояние населения, проживающего на территории СЭЗ. Заключение Малое предпринимательство и рыночная инфраструктура – неотъемлемыесоставные части любой экономической системы. Сегодня положение отечественного предпринимательства крайне сложное итребует экстренного решения. Малые предприятия вынужденные действовать вреалиях кризисной экономики: они претерпевают от чрезмерногоналогообложения, недостатка кредитных источников, административныхпритеснений, и иных отрицательных явлений. Малое предпринимательство, каксамый уязвимый сектор экономики, не получает надлежащей защиты и поддержкигосударства. Результатом этих препятствий является массовый отход МП втеневой сектор, усиление уголовных тенденций в бизнесе, и тому подобное. Немедленных изменений требует налоговая ситуация. Необходимореформировать налоговую систему для всех предприятий: уменьшить налоговоедавление путем снижения налогов на заработную плату, НДС, таможенных сборовна импортируемую продукцию, уменьшить количество налогов и разнообразныхплатежей; превратить налоговую систему в стимулирующий фактор развитиямалого бизнеса. Звенья рыночной инфраструктуры также находятся в кризисной ситуации.Необходимость принятия пакета законов, четко регламентирующих работу бирж,компаний и центров, формирующих РИ Украины, с каждым годом становится всеощутимее. Проведенный анализ показывает критическую ситуацию, сложившуюсясейчас в экономике Украины. Это наводит на мысль, что руководящим органамследует обращать большее внимание на развитие этих двух важнейших элементоврыночной экономики. Список использованной литературы:1. Международное предпринимательство: анализ зарубежного опыта / П.И. Хвойник, Ю.В. Аджубей, И.Е. Артемьев и другие.– М.: Наука, 1992.– с. 165- 1672. Кодник О.В. Малые предприятия.– М.: Экономика и МНПП «ЭСИ», 1992.– с. 30- 323. Исследование условий формирования и развития малого бизнеса в Украине: научный отчет / Клочко Ю.А.– К.: НИИС, 1995г.– с. 2-124. Кубай Н.Е. Становление и развитие частного предпринимательства в переходной экономике (на примере Украины): автореферат диссертации на получение научной степени кандидата экономических наук.– Львов: Государственный университет им. И. Франка, 1999г.– с. 3-105. Щербина О.В. Формирование механизмов реализации государственной поддержки малого предпринимательства в Украине (на материалах субъектов малого предпринимательства): автореферат диссертации на получение научной степени кандидата экономических наук.– К.: Национальный экономический университет, 1999г.– с. 2-56. Основы экономической теории: Учебник. В 2 книгах. Книга 1.: Общественное производство. Рыночная экономика / Евтушевский и др.; под ред. Ю.В. Николенка.– К.: Лыбидь, 1998г.– с. 133-1407. Задоя А.А., Петруня Ю.Е. Основы экономики: Учебное пособие.– К.: Выща школа.– 1998г.– с. 130-1458. Ермошенко Н.Н., Борсученко Э.И. Основные тенденции предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой.– К.: УкрИНТЭИ, 1992г.– с. 1-79. Макогон Ю., Ляшенко В. и др. Региональные экономические связи и свободные экономические зоны: Учебное пособие.– Донецк: ДонГУ, 1999г.– с. 44-4610. Чмырь Е.С. Свободные экономические зоны: подходы и классификация / Организация и регулирования экономики.– 1993, с. 130-13511. Журнал «Галицкие контракты», № 29, 1999г.12. Статистический ежегодник Украины за 1996 год / Государственный комитет статистики Украины: Ответственный за выпуск О.Г. Осадленко.– К.: Украинская энциклопедия, 1997г.– с. 354, 360-----------------------[1] Данные Государственного комитета по развитию предпринимательства,Госкомстата Украины, Мирового банка и Европейского банка реконструкции иразвития: Кубай Н.Е. Становление и развитие частного предпринимательства впереходной экономике (на примере Украины): автореферат диссертации наполучение научной степени кандидата экономических наук.– Львов:Государственный университет им. И. Франка, 1999г.– с. 9[2] По данным Госкомстата Украины: Кубай Н.Е. Становление и развитиечастного предпринимательства в переходной экономике (на примере Украины):автореферат диссертации на получение научной степени кандидатаэкономических наук.– Львов: Государственный университет им. И. Франка,1999г.– с. 8[3] По данным Госкомстата Украины: Щербина О.В. Формирование механизмовреализации государственной поддержки малого предпринимательства в Украине(на материалах субъектов малого предпринимательства): авторефератдиссертации на получение научной степени кандидата экономических наук.– К.:Национальный экономический университет, 1999г.– с. 8[4] Статистический ежегодник Украины за 1996 год / Государственный комитетстатистики Украины: Ответственный за выпуск О.Г. Осадленко.– К.: Украинскаяэнциклопедия, 1997г.– с. 360[5] Статистический ежегодник Украины за 1996 год / Государственный комитетстатистики Украины: Ответственный за выпуск О.Г. Осадленко.– К.: Украинскаяэнциклопедия, 1997г.– с. 357-----------------------[pic][pic]

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по дисциплине: «Размещение производительных сил Украины и зарубежных стран» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Проблемы размещения производительных...

Курсовая работа по дисциплине: «Размещение производительных сил Украины и зарубежных стран» iconКурсовая работа по дисциплине «Размещение производительных сил»

Курсовая работа по дисциплине: «Размещение производительных сил Украины и зарубежных стран» iconКурсовая работа по дисциплине «Размещение производительных сил»

Курсовая работа по дисциплине: «Размещение производительных сил Украины и зарубежных стран» iconКурсовая работа По дисциплине «Размещение производительных сил и экономика районов»

Курсовая работа по дисциплине: «Размещение производительных сил Украины и зарубежных стран» iconКурсовая работа По дисциплине «Размещение производительных сил России...

Курсовая работа по дисциплине: «Размещение производительных сил Украины и зарубежных стран» iconКурсовая работапо дисциплине: «Размещение производительных сил»на...

Курсовая работа по дисциплине: «Размещение производительных сил Украины и зарубежных стран» iconКонтрольная работа по дисциплине: «Развитие и размещение производительных сил в рф»

Курсовая работа по дисциплине: «Размещение производительных сил Украины и зарубежных стран» iconКурсовая работа по учебной дисциплине «Менеджмент» На тему: «История...

Курсовая работа по дисциплине: «Размещение производительных сил Украины и зарубежных стран» iconКурсовая работа по предметам «История государства и права зарубежных стран»
«История государства и права зарубежных стран» и «история государства и права Украины (рекомендации по написанию и оформлению)

Курсовая работа по дисциплине: «Размещение производительных сил Украины и зарубежных стран» iconМинистерство образования Украины вугу кафедра экономики предприятия...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<