Организация как объект менеджмента




Скачать 110.11 Kb.
НазваниеОрганизация как объект менеджмента
Дата публикации25.02.2013
Размер110.11 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Право > Документы
Тема 2: Организация как объект менеджмента
2.1 Определение понятия и классификация организаций

2.2 Внутренняя и внешняя среда организации

2.3 Модели организаций как объектов управления
2.1 Определение понятия и классификация организаций

Организация – совокупность людей (групп), объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры; общественное объединение, государственное учреждение.

При рассмотрении организаций как объектов управления большую роль играют их назначение, размеры, строение и другие характеристики.

Главные параметры, с помощью которых может быть описана организация:

– целевое назначение;

– правовая и нормативная основа;

– ресурсы;

– процессы;

– структура;

– разделение труда и распределение ролей;

– внешняя среда;

– система внутренних социальных, а также экономических связей и отношений, отражающих организационную культуру.

Классификация организаций.

1. По формализации:

а) формальные организации (имеют четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы);

б) неформальные организации (работающие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми).

2. ^ По формам собственности:

а) частные;

б) государственные;

в) муниципальные и т.д..

3. По отношению к прибыли:

а) коммерческие (основная цель – получение прибыли);

б) некоммерческие (не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствуют этим целям).

4. ^ По размерам:

а) крупные;

б) средние;

в) малые.

В качестве классификационных признаков чаще всего используют число занятых работников, объем продаж, балансовую стоимость активов.

5. ^ По участию в различных секторах производства

организации делят на четыре типа, в каждый из которых входит несколько отраслей, однородных по своему месту в технологическом цикле:

– отрасли первичного цикла, занимающиеся добычей сырья (включают организации и предприятия сельского, лесного и рыбного хозяйств, угольной промышленности);

– отрасли вторичного цикла, в который входят организации и п\п обрабатывающей промышленности (машиностроение, металлообработки и т.д.);

– отрасли третичного цикла, в который входят организации и п\п услуги которых необходимы для нормальной трудоспособности отраслей первых двух секторов (банки, отраслевые компании, образовательные учреждения, турагенства, внешняя торговля и др.)

– к четвертому сектору относят все организации и институты, которые занимаются информационными технологиями.

2.2 Внутренняя и внешняя среда организации

Внутренняя среда организации (рисунок 2.1) – это ее организационное строение и ситуационные факторы внутри нее (внутренние переменные).



Рисунок 2.1 – Внутренняя среда организации
К основным переменным внутренней среды организации относятся структура, цели, задачи, технология и люди.

Все организации (за исключением самых маленьких) разделены на горизонтальные специализированные функциональные области и вертикальные уровни управления.

^ Структура организации – логическое соотношение функциональных зон и уровней управления, используемых для достижения целей организации.

Задача – работа или часть ее, которая должна быть выполнена определенным способом в определенный период.

Конечный результат или желаемое состояние называется целью.

Все внутренние переменные взаимосвязаны и в своей совокупности рассматриваются как социо-технические подсистемы.

Внешняя среда организации (рисунок 2.2) – это силы, внешние по отношению к организации, которые воздействуют на ее результативность.

Рисунок 2.1 – Классификация внешней среды по ее свойствам и средам воздействия

^ Взаимосвязанность факторов внешней среды – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.

Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.

Подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации.

Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации.

Значение внешних факторов меняется от организации к организации и от подразделения к подразделению в одной и той же организации.

Факторы, оказывающие немедленное влияние или воздействие на организацию, относятся к среде прямого воздействия; все другие – к среде косвенной.

Руководитель должен учитывать внешнее окружение в целом, т.к. организация является открытой системой, зависящей от обмена вводимыми ресурсами и результатами деятельности с внешним миром.
2.3 Модели организаций как объектов управления

Выделяют четыре типа моделей организаций, которые отражают эволюцию теоретических концепций, определяющих сущность организации, роль и доминирующие функции менеджмента, критерии эффективности.

^ 1. Модель механистической конструкции организации.

Сформировалась в конце прошлого века и получила широкое распространение в первой четверти ХХ века. Теоретическая база – положения школы научного менеджмента. Оценка эффективности функционирования организации производится по экономическому показателю, определяемому как отношение выпущенной продукции к затраченным ресурсам. Исходят из того, что предприятие – это механизм, представляющих собой комбинацию основных производственных факторов. Его целью чаще всего является максимизация прибыли, рентабельности и т.д. Считается, что менеджмент должен быть ориентирован в первую очередь на оперативное управление, с помощью которого оптимизируется структура производственных факторов и всего процесса производства.

^ Сильная сторона этой модели: позволяет установить технико-экономические связи и зависимости различных факторов производства.

Слабая сторона этой модели: недостаточно учитывается роль и знание человеческого фактора в эффективной работе организации.

Таблица 2.1 – Характеристика внешней среды

Среда

Характеристика

Социальная

Рост населения, развитие культуры и образования определяют характер растущего потенциального рынка; изменение потребностей в количестве и качестве потребляемых благ, изменение стиля жизни приводит к трансформации понятий занятости и отдыха, здорового образа жизни, комфорта жилья, а все вместе – мотивация изменения производства благ и услуг

Правовая

Все бизнес организации работают в юридических рамках, нормы права регулируют поведение бизнес организаций и разрешают споры, конфликты между ними и общества в целом.

Государственная

Государство в экономике может играть различные роли:

– невмешательство в процессы экономики (свободный рынок);

– радикальное вмешательство в экономику;

– прагматическое вмешательство (т.е. согласование поли-тических воззрений, индивидуальной инициативы, прибыльной мотивации рыночных сил (регулируемый рынок)).

Политическая

Внутренний рынок находится под влиянием политических событий и решений; аналогично этому политические факторы могут сказываться на операциях в сфере международного бизнеса.

Технологическая

Динамика спроса и предложения на рынке труда, ресурсов и финансов влияет на темпы инновационных процессов в технологии. Силы конкуренций стимулируют процесс развития технологии.

Экономическая

Процесс производства продукции и услуг всегда находится в конкретной связи с экономической средой: уровнем занятости, платежным балансом, темпами экономического роста и т.д.

Ресурсная

Экономисты считают, что ресурсы, потребляемые человечеством, всегда ограничены. Этот принцип можно считать правильным, если речь идет о ресурсах, не требующих глубокой переработки. В случае, если используются высокие технологии и ресурсами являются квазичастицы и компоненты энергии, то можно утверждать, что ресурсы на земле не ограничены. Проблемами производства является следующий аспект: научиться получать неограниченное количество ресурсов, не нарушая при этом устойчивости и равновесия параметров окружающей среды, которые предопределяют длительность нахождения человека на Земле.

^ 2. Организация как коллектив, построенный на разделении труда.

Главное положение – важнейший фактор производительности на предприятии – человек, поэтому элементами модели являются: внимание к работающим, их мотивация, коммуникация, лояльность, участие в принятии решений.

Главная задача менеджера в этих условиях заключается в организации и управлении персоналом, что в конечном счете должно приводить к выполнению цели организации. При этом организация обеспечивает соответствующие структуры, регулирует отношения между работающими, и координирует процессы, необходимые для выполнения поставленных задач.

Управление означает личное и непосредственное воздействие на сотрудников, необходимое для своевременного принятия решений и успешной реализации намеченных планов. В качестве критерия успешности работы по данной модели принимается повышение эффективности организации за счет совершенствования ее человеческих ресурсов.

^ 3. Организация представляется в виде сложной иерархической системы, тесно взаимодействующей с окружением.

Ее основу составляет общая теория систем. Главная идея – признание взаимосвязей и взаимозависимости элементов, подсистем и всей системы в целом с внешней средой.

Организация рассматривается в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром.

Ключевые факторы ее успеха находятся в двух сферах:

– во внешней (из которой она получает все виды ресурсов);

– во внутренней (сильные и слабые стороны которой создают предпосылки для преобразования ресурсов в продукцию и услуги).

Главным направлением деятельности менеджера является стратегическое управление, т.к. поведение организации в условиях, когда все взаимосвязанные предприятия действуют по собственному усмотрению, не могут быть объектом точного прогнозирования и планирования.

Эффективность организации оценивается как системная целесообразность, учитывающая ее способность к саморегулированию и самоорганизации, а также к достижению целей при изменении внешних условий и факторов.

^ 4. Организации как общественные, в деятельности которых заинтересованы различные группы как внутри, так и вне их границы.

Основа этой модели – теоретическая концепция заинтересованных групп, в соответствии с которой организации должны принимать во внимание разные интересы партнеров, круг которых может быть довольно широким. Такой подход практически означает принятие за основу стратегии ограниченной оптимизации, при которой достижение какой-либо одной цели организации лимитируется требованиями выполнять и другие цели на приемлемом уровне.

Главными функциями менеджмента становятся достижение высокой производительности и эффективности путем укрепления духа сотрудничества и вовлеченности сотрудников в дела организации, а также постоянного балансирования интересов основных групп, вовлеченных в дела организации.

Определение эффективности базируется на выборе ценностей и определение политической ориентации организации.
Таблица 2.2 – Сравнительная характеристика моделей организации

Название модели

Тип модели

Теоретическая

база

Главный вид деятельности менеджера

Критерии эффективности

1

Закрытая система

Школа научного менеджмента

Оперативное управление

Отношение результатов к затратам

2

Закрытая система

Школа человеческих отношений и поведенческих наук

Организация и управление трудом

Экономическая эффективность с учетом факторов управления трудом

3

Открытая система

Общая теория систем

Стратегическое управление

Системная целесообразность

4

Открытая система

Теория баланса интересов заинтересованных групп

Обеспечение сотрудничества и переговорного процесса с партнерами

Социально-экономическая и политическая ориентация (баланс интересов)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация как объект менеджмента iconУчебно-тематический план изучения дисциплины «основы менеджмента»
Менеджмент как специфическая область знаний (как самостоятельная наука и искусство). Предмет науки менеджмент. Методы науки менеджмент....

Организация как объект менеджмента iconКоммуникативный процесс как объект социологического исследования
Краснодонского факультета инженерии и менеджмента Восточноукраинского национального университета

Организация как объект менеджмента iconОрганы сертификации систем менеджмента. Организация работ и функционирование...

Организация как объект менеджмента iconПрограмма тренинга: «Основы эффективного менеджмента»
Функции менеджмента: планирование, организация и координирование, мотивирование, контроль

Организация как объект менеджмента iconПрограмма тренинга: «Навыки эффективного менеджмента»
Функции менеджмента: планирование, организация и координирование, мотивирование, контроль

Организация как объект менеджмента iconЗаказ 11144 Вопросы по экономике
Современная организация как объект управления. Анализ внешней и внутренней среды организации

Организация как объект менеджмента iconОбъектно-ориентированный подход
Того подхода является "объект". Объект это единица программ и данных, взаимодействующая с другими объектам посредством приема и передачи...

Организация как объект менеджмента iconЧто такое «объект ядра» ?
В каких двух режимах может находиться объект «событие» и как установить определенный режим?

Организация как объект менеджмента iconМаркетинг надо рассматривать как интегральную функцию менеджмента....
В зависимости от той или иной функции, выполняемой маркетингом, он трактуется как философия производства, как философия бизнеса,...

Организация как объект менеджмента icon9. организация выполнения управленческих решений как стадия менеджмента
Стратегия фирмы раскрывается в практической политике организации. Она связана с частными политиками фирмы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<