Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Государственное регулирование предпринимательства Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России Предмет: «Предпринимательство и безопасность деятельности»




Скачать 316.77 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Государственное регулирование предпринимательства Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России Предмет: «Предпринимательство и безопасность деятельности»
Дата публикации08.12.2013
Размер316.77 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Право > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Государственное регулирование предпринимательства

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России Предмет: «Предпринимательство и безопасность деятельности» СОДЕРЖАНИЕВведение 2 История вопроса 5 Правовое регулирование предпринимательства 7 Проблемы лицензирования предпринимательства 12 Налоговое регулирование предпринимательства 16 Государственная поддержка предпринимательства 19Заключение 23Литература 25ВВЕДЕНИЕ В настоящее время Россия находится на переломном этапе своегоразвития. Судьба проводимых преобразований поставлена под вопрос, ответы наэтот который во многом зависят от состояния и тенденций развитияпредпринимательства. Становление предпринимательства происходит в сложных условиях выбораконцептуальных путей становления рыночной экономики и формирования новойправовой системы в России в целом. Практическое решение многих проблемразвития предпринимательства осложняется отсутствием их теоретическихразработок. К числу таких проблем относится правовое регулированиепредпринимательства. Российское законодательство далеко от состояния, отвечающеготребованиям современного этапа развития предпринимательства. Сегодняобщество несет огромные экономические и нравственные издержки из-занецивилизованных отношений в сфере предпринимательства. Назреланеобходимость в исследовании публично-правового межотраслевого имежсистемного механизма регулирования предпринимательства Кроме того, сегодня даже в концептуальном плане не решен вопрос овеличине допустимого в стране риска для деятельности предпринимательскихструктур. До настоящего времени сосуществуют две точки зрения: перваясостоит в том, что обеспечение своей деятельности - это имманентно присущаяпредпринимательству черта, а вторая сводится к необходимости регулированияи контроля вопросов предпринимательства государством. Вместе с тем пределытакого вмешательства не имеют достаточного теоретического обоснования. В силу этого представляется актуальным теоретическое исследованиепроблем государственно-правового регулирования предпринимательства иразработка рекомендаций по его совершенствованию. Проблема предпринимательства молода. Происходящий в последнее времявзрыв интереса к этой проблеме обусловлен лавинообразным нарастаниемпротиворечий в развитии предпринимательства в России. До настоящего времениотсутствуют специальные комплексные исследования вопроса государственногорегулирования предпринимательства, учитывающие действующую в Россииорганизацию власти. Это обстоятельство тормозит дальнейшеесовершенствование системы безопасности в целом. Государство является основным субъектом обеспечения безопасностипредпринимательства. Исходя из этого, безопасность предпринимательстваследует понимать также как готовность и способность институтов властисоздавать механизмы регулирования и защиты интересов предпринимателя.Государство осуществляет регулирование всей совокупности отношений,опосредствующих предпринимательскую деятельность в той мере, в какой этонеобходимо для согласования интересов общества, предпринимателя и человека. Государственное регулирование предпринимательства осуществляется всоответствии с принципами, являющимися частью объективно существующих общихпринципов управления государством, закрепленных в действующемзаконодательстве: законность, гуманность, целесообразность, справедливость,сочетание государственного регулирования и независимости субъектовпредпринимательства, взаимная ответственность государства и хозяйствующихсубъектов, соблюдение баланса интересов государства и предпринимателя,ограниченность числа субъектов государственного регулирования. Повышение эффективности деятельности государственныхправоохранительных органов по обеспечению безопасности предпринимательстватребует усиления их взаимодействия с не-государственными службамибезопасности по следующим направлениям: совместная разработка необходимойправовой базы; взаимный обмен информацией; сотрудничество в созданииорганизационной системы мониторинга безопасности предпринимательства:совместные разработки технических систем охраны, национальных стандартов потехнической защите; разработка и осуществление совместных учебных программподготовки и переподготовки кадров. Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность вРоссии, находится в стадии становления. Существующая правовая системаРоссии не может обеспечить прав и интересов предпринимателей. Официальноеправо оказалось оторванным от реальных процессов, поэтому большая частьпредпринимательской деятельности осуществляется за ее пределами. Отсутствиеэффективных правовых норм ведет к правовому нигилизму и незаконным методамведения деятельности и разрешения споров. Методы государственного макроэкономического регулирования включают всебя экономические и административные. Административные методыпредполагают: ограничение необоснованной рисковой деятельности,ответственность за нарушение процессуальных норм; отзыв лицензий; текущийнадзор и аудит; законодательное внедрение механизмов адаптации к рискам.Экономические методы подразделяются на нормативные (прямые) и регулирующие(косвенные). Регулирование предпринимательства как экономико-правовая категорияприсуща рыночной экономике, правовому государству. В условияхадминистративной системы хозяйствования, где вся экономическая жизньпротекала в рамках государственной собственности, этой проблемы несуществовало, поскольку не существовало самого предпринимательства. Впроцессе реформирования российской экономики произошли крупномасштабныеизменения собственности, и решающим элементом экономической системы странысегодня являются субъекты предпринимательской деятельности. Разрешение противоречий в сфере предпринимательства предполагаетактивную роль государства, проявляющуюся в выработке и осуществлениицеленаправленной политики регулирования предпринимательства. Задача происходящих преобразований в экономической и политическойсистемах, с точки зрения регулирования предпринимательства, должна состоятьв том, чтобы государство из силы, господствовавшей в недалеком прошлом надхозяйствующим субъектом, превратилось в орган, выражающий и защищающийинтересы последнего. При такой постановке вопроса вся совокупностьотношений, опосредствующих предпринимательскую деятельность, безусловно,нуждается в правовом упорядочении со стороны государства, но лишь в тоймере, в какой это необходимо для согласования интересов общества, субъектапредпринимательства и личности, субъекта предпринимательства и региона. Необходимо определить основные функции государства в этой сфере. Оноосуществляет регулирующие функции в этой области через органызаконодательной, исполнительной и судебной властей. Регулированиепредпринимательства достигается проведением единой государственнойполитики, системой мер экономического, политического, правового,организационного характера.1. ИСТОРИЯ ВОПРОСА Учитывая развитие предпринимательства в России, можно сказать, чтороль государства традиционно всегда была определяющей в стимулировании ирегулировании предпринимательства. Связь предпринимательства с деятельностью государственного аппаратачетко прослеживается на всех этапах развития российской экономики. Мысль опопечительстве предпринимательства можно найти еще в известном изреченииВладимира Мономаха о "необходимости и учить купечество и поддерживатьего".[1] И постепенно, шаг за шагом, поддержка предпринимательства в Россиипревратилась в одну из основных экономических функций государства. Мероприятия отдельных монархов, проводимые в целях поддержкипредпринимательства, принимаемые по этому поводу законодательные акты поройне отличались преемственностью и системностью. Результатом явилисьскачкообразный характер развития предпринимательства в России, большоевлияние субъективного фактора, сложность определения основных тенденцийстановления и генезиса российского предпринимательства. С XIV века предпринимательская деятельность попадает в почти полнуюзависимость от правительства, начинает складываться поощрительная ипокровительственная системы, приведшие к созданию монополий и деформацииэкономического развития. Особенностью допетровского периода развитияявилось господство мелкого производителя. Формирование крупного торговогопредпринимательства происходило естественным путем благодаря неправительственным мероприятиям, а преимуществу крупной торговли передмелкой. Совершенно иными путями шло развитие в России крупногопредпринимательства в сфере производства в период Петровскихпреобразований. В этот период именно государство, а не частный капитал,выступало главным инициатором развития большинства направленийпредпринимательской деятельности. В целях стимулирования расширениядействующих производств использовались различные льготы. Сбыт изготовленныхизделий вновь созданными предприятиями обеспечивался главным образомприобретением товаров казной. А в тех случаях, когда товары не требовалиськазне, сбыт фабричных изделий обеспечивался высокой привозной (таможенной)пошлиной, а иногда прямым запрещением ввоза иностранных товаров того жерода или даже монополией производства и продажи, предоставленной отдельнымфабрикантам. Отличительной чертой методов государственной поддержкипредпринимательства Петровского периода является их сугубо именнойхарактер. Более всего на развитие предпринимательства повлияло введение в 1721году посессионного права,[2] заключавшегося в дозволении фабрикантам изаводчикам (принадлежавшим в основном к купеческому сословию) приобретатьдеревни с крестьянами для своих предприятий. Благодаря труду крепостныхлюдей, которым могли пользоваться фабриканты, создавались условия дляперехода российского предпринимательства на качественно иной уровеньразвития, сравнимый по значению лишь с реформами второй половины XIX века. В послепетровское время арсенал правительственных мер поддержкипредпринимательства пополнился новыми видами льгот. Использованием новыхметодов и средств государственной поддержки предпринимательствахарактеризуется первая четверть XIX века - реформы Александра 1. Это -появление первых профессиональных журналов для предпринимателей ("Севернаяпочта" и "Журнал мануфактур и торговли"), способствовавших распространениюполезного опыта предпринимательства и издававшихся за счет казны, а такжеоткрытие специальных школ, готовивших специалистов в областипредпринимательства (Горный кадетский корпус-1804 г., Технологическийинститут-1826 г.). [3] Дальнейшая деятельность государства в дореформенный период (1860-хгодов) проявлялась, прежде всего, в поддержке мануфактурного капитала,отраслей, обслуживающих непосредственно нужды казны, при этом усиливаяответственность предпринимателей за расходование и возврат кредитов,выделяемых из государственного казначейства. Отмечаются реформы 1860-хгодов (отказ в рамках всего государства от принудительного труда и переходк труду вольнонаемному) привели к резкому оживлению частной инициативы, ивместе с тем казна продолжала покупку малорентабельных предприятий, а такжестратегически важных для казны объектов частного предпринимательства. С конца XIX века в России начинается восстановление значениягосударственного предпринимательства; усиливается с его сторонывмешательство в предпринимательскую деятельность; проводятся крупные,прежде всего финансовые, мероприятия для обеспечения поддержки и защитынационального предпринимательства (в первую очередь, используя политикупротекционизма в отношении ведущих предприятий).2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Вопрос о правовых основах государственного регулированияпредпринимательства не может быть раскрыт без характеристики содержанияпринципов осуществления такой политики. Принципы государственногорегулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи,закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется ифункционирует механизм российской государственности в сферепредпринимательства. Эти принципы являются частью объективно существующихобщих принципов управления государством, которые закрепляются в действующемзаконодательстве и используются в процессе управления страной.[4] Принцип законности - всеобъемлющий правовой принцип. Онраспространяется на все формы правового регулирования, адресован всемсубъектам права. Главное в содержании этого принципа - требованиестрожайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов.Законность государственного регулирования предпринимательства означает, чтоего меры соответствуют действующему законодательству, применяются вустановленном законом порядке. Достаточное количество качественных правовыхнорм, наряду с высоким уровнем их исполнения всеми субъектамиправоотношений, является основой для обеспечения режима законностидеятельности хозяйствующих субъектов. Принцип законности - основафункционирования как государства в целом, так и предпринимательскойдеятельности в частности. Принцип целесообразности государственного регулированияпредпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться толькотогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитиипредпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия егоприменения не превосходят достигаемого с его помощью положительногоэффекта. Целью применения государственного регулирования является созданиепрепятствий нарушениям правовых норм. Содержание мер государственного регулирования подчинено принципусправедливости. Справедливость относится к числу общих принципов права,является руководящим началом правового регулирования. Справедливостьгосударственного регулирования обеспечивается тем, что нормы правазакрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом и выражается всоответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, вих соразмерности. Следующий принцип государственного регулирования предпринимательства -взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов. При этомосновным субъектом обеспечения безопасности предпринимательскойдеятельности юридически признается государство, осуществляющее функции вэтой области через органы законодательной, исполнительной и судебнойвластей. Государство должно обеспечивать не только безопасность каждогочеловека, но и давать гарантии в обеспечении безопасностипредпринимательской деятельности. Сегодня положения Конституции РФ обеспечивают гарантиипредпринимательской деятельности. Определяющее значение имеют нормы ст. 35в Конституции, поскольку в ней содержатся сразу три важнейшие гарантиипредпринимательской деятельности: никто не может быть лишен своегоимущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имуществадля государственных нужд может быть произведено только при условиипредварительного и равноценного возмещения; право наследованиягарантируется. Конституция решает главную экономико-правовую проблему-проблему собственности. Термин “собственность” и ее формы в Конституциипонимаются как формы хозяйствования, осуществляемые различными субъектами.Кроме того, ряд конституционных положений обеспечивают единое экономическоеи правовое пространство в стране. Принципиальное значение имеют положения Конституции, провозгласившиеРоссию социальным государством, политика которого, в том числе и в областиэкономики и предпринимательства, служит созданию условий для достойнойжизни и свободного развития человека, а его права и свободы объявляютсявысшей ценностью. Важное значение имеет принятие ряда таких законов, как Закон “Обакционерных обществах”, новые редакции законов “О Центральном банкеРоссийской Федерации”, “О банках и банковской деятельности”, установившиесовременные основы регулирования банковской системы страны, новая редакцияТаможенного кодекса (1995 г.), федеральные законы о международныхдоговорах, соглашениях о разделе продукции и ряд других нормативныхактов.[5] Для развития конкуренции, как одного из главных направленийстановления цивилизованных условий предпринимательской деятельности важнымявляется правовое обеспечение развития конкурентной среды и борьбе снедобросовестной конкуренцией. Постановление Правительства РФ “Огосударственной программе демонополизации экономики и развитии конкуренциина рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередныемеры)” определило два направления работ: правовое обеспечение конкуренции иразработка программ демонополизации и развития конкуренции.[6] Следуетотметить, что законодательство России отображает особенности ее экономики,специфику правовой системы: . наряду с ограничениями монополистической деятельности предпринимателей - хозяйствующих субъектов предусматриваются меры к пресечению государственного монополизма - монополистических действий (актов, соглашений) органов государственной власти и управления, . наряду с запрещением совершения монополистических действий и введением ответственности за это предусматриваются различные меры по поддержке развития мелких и средних предприятий, разукрупнения монополистических структур. С началом проведения реформ неотложной практической задачей сталапроблема создания нормативно-правовой базы несостоятельности хозяйствующихсубъектов. Значение института несостоятельности заключается в том, что наего основе из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты,а это ведет к оздоровлению рынка, повышению безопасности функционированиясубъектов хозяйствования. Соответствующий механизм дает также возможностьпредприятиям и предпринимателям реорганизовать свои дела и вновь достичьфинансовой стабильности, а также определяет порядок равномерногораспределения имущества должника между всеми его кредиторами. Первые шаги вэтом направлении были сделаны принятием Закона “О предприятиях ипредпринимательской деятельности” (1990), а затем Закона “Онесостоятельности (банкротстве) предприятий” (1993).[7] Практикаиспользования последнего закона выявила его слабые стороны: он моральноустарел с принятием нового Гражданского кодекса, который ввел во многомновый понятийный аппарат; ряд базовых положений закона оказалисьтрудноприменимыми на практике. Решительно изменить среду обитания субъектов предпринимательскойдеятельности, сделать ее более безопасной, призван Закон “Онесостоятельности (банкротстве)”, вступивший в силу с 1 марта 1998 г. В тоже время продолжают оставаться неурегулированными отношения, касающиесянесостоятельности (банкротства) хозяйствующих субъектов в отдельных ивесьма важных сферах экономики, в частности казенных предприятий.Существенно отличается от общепринятого механизм банкротства кредитныхорганизаций. Хозяйственным законодательством Российской Федерации в качествеосновополагающих принципов предпринимательской деятельности определеныинициативность и самостоятельность хозяйствующих субъектов. Предприятиесамостоятельно планирует свою деятельность на основе заключенных споставщиками и покупателями договоров, опираясь на спрос и конъюнктурурынка, распоряжается прибылью. Вместе с тем самостоятельность предприятияне может быть безграничной без государственного контроля, регулирования,координирующего воздействия. Большое значение на практике приобретают гарантии предпринимательскойдеятельности. Одна из них - запрещение вмешательства государства и егоорганов в деятельность предприятия, кроме как по определеннымзаконодательством основаниям и в пределах установленных полномочий. В условиях рыночных отношений органы управления вместо планирования"сверху", доведения заданий и жесткого контроля за их исполнениемосуществляют воздействие на экономику через кредитование, систему налогов,политику цен, сертификацию товаров (работ, услуг), недопущение(ограничение) монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке инедобросовестной конкуренции. Предприниматели все более ощущают необходимость четких и легитимныххозяйственных связей с ними. Однако установленный порядок взаимоотношенийзачастую нарушается не только предпринимателями, но и органамигосударственного управления и местного самоуправления. Запреты органам власти и управления вмешиваться в ту сферупредпринимательской деятельности, в которой право принятия решенийпринадлежит исключительно предпринимателям, нередко нарушаются. Принятиевластными органами нормативных актов с превышением своей компетенцииприводит к нарушению прав и законных интересов предприятий. Поэтому всебольше возрастает роль правового регулирования как самойпредпринимательской деятельности, так и контрольных функций государства,органов управления. Законодательством, в том числе и новым ГК РФ, не толькоустановлены запреты на вмешательство в хозяйственную деятельностьпредприятий, но и предусмотрены неблагоприятные последствия таких действийгосударственных органов: признание в судебном порядке властного актагосударственного или иного органа, принятого с нарушением законодательства,недействительным (полностью или частично); непридание судом правовой силытакому акту; взыскание в судебном порядке убытков, причиненныхпредпринимателю неправомерными действиями (бездействием) государственногоили иного органа. Наиболее эффективным способом защиты прав предпринимателей являетсяпредусмотренное ст. 12 ГК РФ признание недействительным противоречащегозаконодательству акта органа государственного управления или органаместного самоуправления. Предприниматель может оспорить неправомерный акт всуде или арбитражном суде как акт, нарушающий государственную гарантиюсоблюдения законных интересов предприятия. Основанием для признаниявластного акта недействительным является издание его соответствующиморганом вне компетенции либо принятие его с нарушением формы, порядка исроков. Порядок обращения в арбитражный суд с заявлением о признании актанедействительным, сроки рассмотрения и принятия решения определеныАрбитражным процессуальным кодексом РФ. Дела по таким заявлениямвозбуждаются без предварительного, претензионного урегулированияразногласий и обращения к вышестоящему органу.3. ПРОБЛЕМЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Предпринимательская деятельность в современных условиях требуетгосударственного регулирования, благодаря которому частные интересы ееконкретных субъектов будут сочетаться с публично-правовыми интересами всегообщества. В системе мер такого регулирования в Российской Федерации широкоераспространение получило лицензирование этой деятельности. Лицензирование предпринимательства – сравнительно новое явление вроссийском законодательстве, однако в применении лицензионного механизманаметились определенные правовые проблемы. Их решение становится условиемего эффективного функционирования. Законодательство не содержит покалегального определения понятия лицензирования предпринимательства, чтопозволяет рассматривать его или как особый правовой режим, или каксвоеобразный способ публичного регулирования предпринимательства, или каквид государственной деятельности. По своей природе лицензирование - это достаточно простая формагосударственного регулирования предпринимательства, а по существу -юридический запрет заниматься той или иной деятельностью без полученияспециального разрешения.По способу воздействия на хозяйствующего субъекта лицензирование следуетпризнать административным инструментом. В отличие от таких экономическихрегуляторов, как налоги или таможенный тариф, косвенно влияющих наповедение субъекта через его интересы, лицензионно-правовые нормы прямообязывают лицо действовать в определенном направлении. Режим прямогорегулирования создает известную зависимость субъектов предпринимательстваот органов, которые выдают соответствующие лицензии. На основании ст. 49 ГКРФ лицензии определяют не только момент возникновения у заявителя права назанятие лицензируемой деятельностью и сроки его действия, но и самувозможность наделения конкретного лица таким правом. Лицензирование способно оказывать значительное, в том численегативное, воздействие на темпы и направления развития предпринимательствав России. Детальная правовая регламентация указанного явления исключительноважна, так как весьма остро стоит проблема единого законодательного подходак формированию перечня лицензируемых видов деятельности. В Российской Федерации практически все основные видыпредпринимательства требуют получения специального разрешения, чему внемалой степени способствовало действовавшее ранее правило (п. 4 ст. 21Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»)[8],относившее вопросы лицензирования как к компетенции федеральногоПравительства, так и правительств республик в составе Российской Федерации,а также уполномоченных ими органов. На практике это привело к изданиюфедеральными министерствами, ведомствами и субъектами Федерации правовыхактов о лицензировании той или иной деятельности. В итоге образовалсяобширный, разрозненный и противоречивый нормативный материал, трудноподдающийся единому учету. При этом нормы о лицензировании оказались как бы«растворены» во всем законодательстве: их можно встретить в документахлюбого уровня - от федерального закона до акта органа местногосамоуправления. Первая и несколько запоздалая попытка систематизировать лицензионноезаконодательство была предпринята постановлением Правительства РФ от 24декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности», вкотором утвержден перечень видов лицензируемой деятельности, а также единыйпорядок выдачи лицензий. Вместе с тем принятое решение касается толькоуровня самого Правительства РФ и не затрагивает, согласно п. 15Постановления, «особого порядка лицензирования видов деятельности,установленного законодательными актами РФ и нормативными актами ПрезидентаРФ».[9] Между тем по таким актам, в том числе по постановлениям бывшегоВерховного Совета РФ и его Президиума, лицензируется еще значительное ихколичество.Таким образом, в Российской Федерации пока отсутствует полный и единыйофициальный перечень лицензируемых видов деятельности. Чтобы избежать этого в дальнейшем, необходимо издать специальныйФедеральный закон «О лицензировании»[10], в котором должны бытьисчерпывающим образом определены виды лицензируемой деятельности ираспределена компетенция органов государственной власти в вопросахправового регулирования в этой сфере. В таком законе надо также закрепитьнаучно обоснованные критерии для объявления того или иного видадеятельности лицензируемым. Например, излишним было введение лицензированиядеятельности по производству продукции общественного питания, поскольку вданной сфере уже существовал вполне эффективный механизм контроля - черезобязательную сертификацию этой продукции и систему санитарно-эпидемиологического надзора. То же следует сказать и о деятельности позакупке, поставке, переработке, хранению и реализации зерна и продуктов егопереработки для государственных нужд, лицензирование которой при наличиигосударственных контрактов и возможности применения правовых санкций занарушение их условий представляется необоснованным. Таким образом, в основу решения вопроса о применении рассматриваемогогосударственного инструмента должен быть положен принцип - лицензироватьтолько то, что нельзя не лицензировать. Такой вывод вытекает и из основногоназначения лицензирования, состоящего в установлении особогогосударственного контроля за осуществлением таких видовпредпринимательства, которые в силу присущих им особенностей сопряженыс реализацией публичных интересов. При этом существенное значениеприобретает не столько первоначальный (при выдаче разрешения), сколькопоследующий контроль за соблюдением субъектами условий, на которых оновыдано. Вторая стадия контроля является сегодня наиболее слабым звеномлицензионного механизма, хотя именно она позволяет оперативно реагироватьна допущенные лицензиатом нарушения, так как лицензирующие органы имеютвозможность использовать властные полномочия: аннулирование илиприостановление действия выданной лицензии. Отсутствие по каким-либопричинам последующего контроля лишает лицензирование роли государственногорегулятора и придает ему фискальный характер. Рассматривая лицензирование как вид государственной деятельности,следует отметить, что возникающие при этом правоотношения междупредпринимателями и лицензирующими органами являются правоотношениями повертикали, так как складываются в порядке государственного регулированияэкономики. Для оптимизации указанной деятельности весьма важно выявить ееосновные принципы. Действующее законодательство не содержит какого-либо оних упоминания. Вместе с тем практикой лицензирования выработаны некиеобщие подходы, которые лежат в основе осуществления лицензионнойдеятельности любого уполномоченного органа.[11] Они в известной степенизакреплены в самом законодательстве без указания на них как на исходныеначала такой деятельности. Первым и, пожалуй, единственным принципом лицензирования, нетребующим какого-либо пояснения, является принцип возмездности (платности).Нормы об установлении платы за выдачу лицензий или за их переоформлениесодержатся во всех без исключения положениях о лицензировании конкретныхвидов деятельности, утвержденных на федеральном уровне. Вторым основным принципом следует признать непередаваемость права назанятие видом деятельности, предоставленного лицензией. Чаще всего онсформулирован в нормативных актах в виде запрета передавать лицензиюдругому лицу. В то же время сама по себе фактическая передача (вручение)лицензии еще не означает нарушения указанного запрета. Оно могло бы иметьместо при ее передаче другому субъекту в целях осуществления имлицензируемой деятельности от своего имени. Третьим основным принципом лицензирования является его публичныйхарактер. Он проявляется в том, что лицензии выдаются только специальноуполномоченными органами государства в порядке осуществления им своихфункций по регулированию экономической деятельности. В силу данного началаспециальные разрешения могут выдаваться только публичными органами. Далее стоит обратить внимание на такую проблему лицензированияпредпринимательства, как пробелы в правовом регулировании ответственностиза деятельность без лицензий. Безлицензионная деятельность предполагаетприменение уголовных, административных или хозяйственно-правовых санкций.Первый вид ответственности установлен ст. 1624 «Незаконноепредпринимательство» и ст. 1625 «Незаконное предпринимательство в сфереторговли» УК РСФСР.[12] Субъектами такой ответственности могут быть толькограждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образованияюридического лица. При этом привлечение индивидуальных предпринимателей куголовной ответственности за безлицензионную деятельность возможно толькопосле применения к ним мер административного взыскания за такие нарушения.Само же законодательство об административных правонарушениях не содержитпока общей нормы об административной ответственности за деятельность безлицензий. Таким образом, в настоящее время отсутствует четкий и всесторонниймеханизм юридической ответственности за безлицензионную деятельность, чтопровоцирует уклонение предпринимателей от получения необходимых разрешений.Устранение законодательных пробелов в этой сфере, равно как и решениедругих правовых проблем лицензирования, является важной предпосылкойэффективного функционирования данной формы государственного регулированияпредпринимательства в России.4. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. Судьба предпринимательства напрямую связана с существующей в страненалоговой системой. Она создавалась с 1991 года практически заново методом“проб и ошибок” под сильным давлением текущих и весьма неблагоприятныхобстоятельств и характеризуется очевидной фискальной направленностью. Приэтом нарастание проблем формирования бюджетов разных уровней сопровождаетсяусилиями по реформированию налоговых взаимоотношений между различнымиуровнями налоговой системы. В современных условиях, когда уровеньналогового бремени и без того достаточно высок, нельзя повышать долюзакрепленных доходов в местных бюджетах путем введения новых местныхналогов. Также неприемлемы предложения о полном переводе процессаформирования бюджетов субъектов Федерации только на их собственные налоги,ибо эти противоречит задаче сохранения единого экономического пространства. Эффективным средством государственного регулирования экономики,предпринимательства в рыночных условиях является осуществление налоговойполитики в стране. Выполнение налоговых обязательств предпринимателями -налогоплательщиками - важнейшее требование государственной дисциплины.Налоговое законодательство предусматривает меры, обеспечивающие соблюдениепорядка уплаты налогов и других обязательных платежей. За нарушенияналогового законодательства налогоплательщик может нести финансовую,административную, дисциплинарную и уголовную ответственность. 31 декабря 2001 г. принят Федеральный закон РФ № 198-ФЗ "О внесениидополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и внекоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах исборах".[13] Данным законом внесены существенные изменения, касающиесяналогообложения субъектов малого предпринимательства. Речь идет об индивидуальных предпринимателях, применяющих упрощеннуюсистему налогообложения, а также об индивидуальных предпринимателях иорганизациях, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход. Дляиндивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную системуналогообложения, единый социальный налог теперь придется платить не сдохода, определяемого исходя из стоимости патента, а исходя из суммы,которая равна произведению валовой выручки и коэффициента 0,1. При этомваловая выручка определяется в соответствии с Федеральным законом РФ "Обупрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малогопредпринимательства" № 122-ФЗ от 29 декабря 1995 года.[14] Плюсом данного закона стало то, что ставка единого налога на вмененныйдоход снижена с 20% до 15. Но к списку налогов, обязанность по уплатекоторых, несмотря на переход на вмененный доход остается, добавлен единыйсоциальный налог (ЕСН). Т.е. отныне, индивидуальные предприниматели иорганизации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход,должны платить ЕСН. Федеральный закон № 198-ФЗ вызвал и вызывает сильное недовольствопредпринимателей. Очевидно, что внесенные им изменения усиливают налоговоебремя для налогоплательщиков. Применение упрощенной системы налогообложения для индивидуальныхпредпринимателей означает замену уплаты налога на доходы уплатой стоимостификсированного платежа - патента. Стоимость патента устанавливаетсязаконами субъектов Федерации. До недавнего времени предприниматели,применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивали ЕСН исходя издохода, определяемого из стоимости патента. Т.е. предполагалось, чтостоимость патента - это размер налога. А на основании этой величины методомобратного пересчета можно установить размер дохода, который соответствуетэтому налогу. Назовем такой доход условным. В тех регионах, где стоимостьпатента небольшая, не был большим и размер уплачиваемого ЕСН. Новый порядокуплаты ЕСН ставит вопрос о целесообразности применения упрощенной системыналогообложения в таких регионах под большое сомнение. Дляналогоплательщиков этих регионов новые правила, установленные Федеральнымзаконом РФ № 198-ФЗ, существенно увеличивают налоговую нагрузку. Фактическивведен новый налог со всеми вытекающими отсюда последствиями, включаяобязанность по составлению и сдаче соответствующих налоговыхдеклараций.[15] Данный закон может являться нарушением конституционного принципаподдержки конкуренции (статья 8 Конституции РФ). Индивидуальныепредприниматели, перешедшие на вмененный доход, поставлены в болееневыгодные условия по сравнению с организациями. Кроме того, речь может идти о нарушении принципа, в соответствии скоторым каждый имеет право на свободное использование своих способностей иимущества для предпринимательской деятельности (статья 34 Конституции РФ). Возможно также осуществлять действия, направленные на внесениеизменений в законодательство. Круг субъектов законодательной инициативыограничен: президент РФ, Совет Федерации и его члены, депутатыГосударственной думы, правительство РФ, законодательные органы субъектовФедерации. Обращения в соответствующие органы как самих предпринимателей,так и их объединений могут способствовать тому, что соответствующийзаконопроект будет внесен в Государственную Думу.5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Государственное регулирование и поддержка играют исключительно важнуюроль в развитии предпринимательства. Анализ нормативных актов в этой сферес позиции их влияния на развитие предпринимательства в России позволяетопределить, что механизм государственного воздействия включаеторганизационно-управленческие и экономические меры. Организационные структуры поддержки бизнеса сегодня представлены впервую очередь Государственным комитетом РФ по поддержке и развитию малогопредпринимательства, Федеральным фондом поддержки малогопредпринимательства, региональными фондами, агентствами, центрами и др. Всеболее активно действуют на федеральном и региональном уровнях союзы,ассоциации, и другие общественные объединения малых предприятий.Существенно укрепилась система торгово-промышленных палат, обладающаязначительным потенциалом в сфере поддержки мелких предпринимателей. Вторую группу мер поддержки предпринимательства составляют различныефонды, источники их финансирования, рычаги и стимулы как межотраслевого,так и регионального воздействия. В развитии предпринимательства существенную роль играет региональнаясистема регулирования и поддержки малого предпринимательства. Формы иметоды реализации региональной политики в отношении малогопредпринимательства исходят, с одной стороны, из мер, принимаемых нагосударственном уровне, с другой - определяются задачами развития испецификой каждого конкретного региона. Большое значение в системе управляющего воздействия имеют конкретныеформы и методы взаимоотношений администрации с предпринимательством,механизм его поддержки. Одна из основных форм помощи в развитиипредпринимательства, особенно на начальной стадии, - предоставлениесубъектам предпринимательства кредитов. Кредиты могут предоставлятьсянепосредственно администрацией из бюджета и внебюджетных средств, либочерез банки, в том числе в порядке долевого участия, исходя изцелесообразности развития на территории той или иной сферыпредпринимательства.[16] Важной сферой регулирования является применение финансовых методов вотношении тех рыночных структур, которые работают с предприятиями малогобизнеса. Здесь может применяться снижение ставки налогообложенияорганизаций, кредитующих малые предприятия, предоставление им со стороныместной администрацией финансовых гарантий. В качестве гарантийадминистрацией могут быть использованы финансовые средства бюджета, объектымуниципальной собственности, недвижимости. Деятельность субъектов предпринимательства во многом зависит отдействий федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мергосударственной поддержки развитие предпринимательства невозможно. ФЗ «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в РоссийскойФедерации» от 12 мая 1995 г.: . закрепляет реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности; . определяет общие положения в области государственной поддержки и развитии предпринимательства в РФ; . устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. [17] Государственная поддержка предпринимательства сдерживаетсямакроэкономическими условиями. Основные мероприятия данных программнаправлены, прежде всего, на разрешение проблем, сдерживающих развитиепредпринимательства, таких, как:[18] . несовершенство системы налогообложения; . нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства; . неразвитость механизмов финансово - кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.); . ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий; . отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей; . организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами; . административные барьеры на пути развития малого предпринимательства. Целью программ является обеспечение благоприятных условий для развитияпредпринимательства на основе повышения качества и эффективности мергосударственной поддержки на федеральном уровне. При этом необходимовыделить первоочередные меры, обеспечивающие достижение этих целей:[19]1. открытость как при формировании государственной политики поддержки предпринимательства, так и при ее реализации: наличие полной и гласной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки, установление открытых процедур распределения средств, публичная отчетность об использовании выделенных на поддержку предпринимательства средств и деятельности соответствующих государственных институтов;2. учет национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение ремесел, народных промыслов, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности, самозанятости;3. постепенный переход от государственного регулирования отдельных аспектов деятельности предпринимательства к саморегулированию через предпринимательские союзы и объединения;4. значительное расширение прав и возможностей субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в сфере государственной поддержки предпринимательства при сохранении единства стратегических целей, правовой базы и информационного пространства;5. ускоренное освоение современных кредитно-инвестиционных механизмов - лизинга, франчайзинга, специализированных инвестиционных институтов венчурного инвестирования;6. использование имущества неэффективных и неплатежеспособных предприятий в качестве источника ресурсного обеспечения предпринимательства и создания объектов его инфраструктуры;7. формирование информационной сети, расширение информационного поля для предпринимателя; создание доступной любому предпринимателю глобальной информационной сети, содержащей сведения делового характера о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка;8. организация систематических исследований по проблемам предпринимательства с целью объективной оценки состояния этого сектора экономики, тенденций его развития и подготовки рекомендаций по корректировке государственной поддержки предпринимательства;9. существенное улучшение системы учета и государственной статистики предпринимательства;10. обеспечение защиты предпринимателей от воздействия криминальных структур;11. организация пропагандистской и образовательной кампании, направленной на стимулирование деятельности предпринимательства, подготовку населения к занятию собственным бизнесом, объединение предпринимателей по отраслевым, региональным, профессиональным и другим признакам, формирование соответствующего общественного мнения о предпринимателях.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Существующая правовая система России все еще не может обеспечитьзащиту прав и интересов предпринимателей. Официальное право оказалосьоторванным от реальных процессов, происходящих в социально-экономическойжизни России. Именно поэтому большая часть экономической, в том числепредпринимательской деятельности, осуществляется за ее пределами. “Вакуумправа”, отсутствие эффективных правовых норм, поддерживающих современныесоциально-экономические процессы, с одной стороны, приводят к правовомунигилизму, недоверию людей к государству вообще. С другой стороны, этот“вакуум” быстро заполняется неформальными и, как правило, незаконнымиметодами ведения деятельности и разрешения споров. Для обоснованного определения направлений первоочередного вниманиягосударства к предпринимательству следует обратиться к принципампредпринимательской деятельности. Отталкиваясь от их сути, можно выделитьследующие направления приоритетного приложения усилий:1. стимулирование развития передовых технологий, обеспечивающих конкурентный уровень средств и технологий производства, (включая интеллектуальные управленческие технологии) с целью повышения интенсивности, качества и, в целом, эффективности производственного процесса;2. развитие соответствующих образовательных и обучающих программ, программ информационной и консультационной поддержки;3. развитие конкурентной среды, стимулирующей процессы своевременного запуска процедур санации и банкротства с целью освобождения «места под солнцем» для более эффективных предприятий (т.е. обеспечение необходимых условий для более эффективного разделения труда «по горизонтали» (следствие принципа 2);4. развитие взаимовыгодных и хорошо согласованных отношений между различными уровнями по вертикали (город/район, регион, центр), стимулирующих их взаимно эффективное партнерство в области создания нормативно-правовой базы, исключающей противоречия и разрывы на различных уровнях – для более эффективного разделения труда «по вертикали»;5. развитие комплекса внешних инфраструктурных условий (как физических – коммуникации, связь, производственные мощности, так и не физических – политических, правовых, экономических, социальных, культурных, технологических) Т.о., данные аспекты фокусируются, в первую очередь, на непрямыхстимулирующих формах поддержки. Потому как в условиях привлекательнойстимулирующей среды развития предпринимательства и доверия бизнеса инаселения государству финансовые потоки начнут генерироваться не извне(региона или страны), а из внутренних «точек роста». Соответственно,привлечение уже затем внешних финансовых потоков будет осуществляться не наусловиях подачек и подаяний, но кооперации, партнерства и добросовестнойконкуренции. И в заключении хотелось бы еще раз указать те аспекты, развитиекоторых позволит государству наиболее эффективно регулироватьпредпринимательство и создаст оптимальные условия для его развития вРоссии.1. Формирование инфраструктуры развития предпринимательства;2. Нормативно - правовое обеспечение предпринимательства;3. Развитие прогрессивных финансовых технологий;4. Научно - методическое и кадровое обеспечение предпринимательства (организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий), взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности;5. Создание льготных условий использования субъектами предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок н технологий ;6. Установление упрощенного порядка регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;7. Международное сотрудничество в сфере предпринимательства - поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; ЛИТЕРАТУРА 1. Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства. // Интернет. 2. Безопасность личности и бизнеса. // Справочник информационного агентства AT. СПб.. 1998. 3. Ионова Ж.А. Правовые проблемы лицензирования предпринимательства в России // Интернет 4. Колесникова Л.А. Планирование и оценка эффективности программ развития предпринимательства // Предпринимательство в России. М., 1997 №4(11). 5. Олейник О. Правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности // Закон. 1994. № 6. 6. Очередько В.П. Государственно-правовое регулирование безопасности предпринимательства // СПб., 1998. 7. Трубицина Н. Почему возросло налоговое бремя на малый бизнес? // Деньги 2002 № 5. 8. Федеральная программа поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 гг. // Интернет. 9. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 года // Интернет.-----------------------[1] Безопасность личности и бизнеса. Справочник // Информационное агенствоAT. СПб.. 1998.[2] Очередько В.П. Государственно-правовое регулирование безопасностипредпринимательства // СПб., 1998.[3] Очередько В.П. Государственно-правовое регулирование безопасностипредпринимательства // СПб., 1998.[4] Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства. //Интернет.[5] Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства. //Интернет.[6] Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства. //Интернет.[7] Очередько В.П. Государственно-правовое регулирование безопасностипредпринимательства // СПб., 1998.[8] Олейник О. Правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности //Закон. 1994. № 6.[9] Олейник О. Правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности //Закон. 1994. № 6.[10] Ионова Ж.А. Правовые проблемы лицензирования предпринимательства вРоссии // Интернет[11] Ионова Ж.А. Правовые проблемы лицензирования предпринимательства вРоссии // Интернет[12] Ионова Ж.А. Правовые проблемы лицензирования предпринимательства вРоссии // Интернет[13] Трубицина Н. Почему возросло налоговое бремя на малый бизнес? //Деньги 2002 № 5.[14] Трубицина Н. Почему возросло налоговое бремя на малый бизнес? //Деньги 2002 № 5.[15] Трубицина Н. Почему возросло налоговое бремя на малый бизнес? //Деньги 2002 № 5.[16] Колесникова Л.А. Планирование и оценка эффективности программ развитияпредпринимательства // Предпринимательство в России. М., 1997 №4(11).[17] Федеральный закон «О государственной поддержке малогопредпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 года //Интернет.[18] Федеральная программа поддержки малого предпринимательства вРоссийской Федерации на 2000-2001 гг. // Интернет.[19] Федеральная программа поддержки малого предпринимательства вРоссийской Федерации на 2000-2001 гг. // Интернет.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Государственное регулирование предпринимательства Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России Предмет: «Предпринимательство и безопасность деятельности» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Государственное регулирование...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Государственное регулирование предпринимательства Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России Предмет: «Предпринимательство и безопасность деятельности» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Государственное регулирование...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Государственное регулирование предпринимательства Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России Предмет: «Предпринимательство и безопасность деятельности» iconПонятие аудита и аудиторской деятельности, их сущность, цели и задачи...
Правовое, государственное и общественное регулирование аудиторской деятельности 13

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Государственное регулирование предпринимательства Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России Предмет: «Предпринимательство и безопасность деятельности» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Российские торговые системы, организаторы биржевой и внебиржевой торговли на рынке ценных бумаг и государственное регулирование их...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Государственное регулирование предпринимательства Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России Предмет: «Предпринимательство и безопасность деятельности» iconРеферат Тема: «Государственное регулирование предпринимательской деятельности»
В настоящее время Россия находится на переломном этапе своего развития. Судьба проводимых преобразований поставлена под вопрос, ответы...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Государственное регулирование предпринимательства Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России Предмет: «Предпринимательство и безопасность деятельности» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Правовое регулирование индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Государственное регулирование предпринимательства Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России Предмет: «Предпринимательство и безопасность деятельности» iconНациональная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики
Согласно Закону Украины "Об электроэнергетике", Указа Президента Украины от 23. 11. 2011 №1059 "о национальной комиссии, осуществляющей...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Государственное регулирование предпринимательства Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России Предмет: «Предпринимательство и безопасность деятельности» iconГосударственное регулирование логистической деятельности

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Государственное регулирование предпринимательства Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России Предмет: «Предпринимательство и безопасность деятельности» iconП рограмма курса
...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Государственное регулирование предпринимательства Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России Предмет: «Предпринимательство и безопасность деятельности» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Государственное регулирование экономики как многосторонний экономический процесс

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<