Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Права ребенка московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Права ребенка»




Скачать 371.89 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Права ребенка московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Права ребенка»
Дата публикации08.12.2013
Размер371.89 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Право > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Права ребенка

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ «Права ребенка» Авторизованный реферат по курсу «Права ребенка» Фамилия, имя, отчество студента Номер зачетной книжки Руководитель (преподаватель) проф. Ермолаева Н.А. Рецензент ____________________________ З/О МОСКВА - 2001 годСодержание Содержание 2 Введение 3 Международные документы о правах ребенка. 4 Российские документы о правах ребенка. 8 Основные документы 8 Этапы дееспособности ребенка. 26 Как объяснить ребенку его права. 29 Право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав 29 Права ребенка на семейное благополучие 30 Права ребенка на свободное развитие его личности, образование и культурное развитие 31 Обеспечить здоровье детей 33 Защита детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы 34 Анализ прочитанных отрывков 35 Литература: 36Введение Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостьюими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически неимеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим ираскрывающим данную тему. Особенно остро стоит вопрос в системе школьногоправового образования в России. Мало помощи со стороны государства -считается, что предмет «Права человека» не относится к обязательной дляпреподавания в школе программе. Российские дети, по данным официальной статистики последних лет,находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегоднооколо 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс.детей, около 10% из них погибают. 60% сирот, достигших трех лет попадают вспецинтернаты, диагноз "дебильность" только в 1994 г. поставлен 103 тыс.сирот старше 5 лет, 348 тысяч потенциально безнадежных детей из 148 тыс.семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних (изкомментариев к Российскому государственному периодичному отчету «Пореализации РФ Конвенции по правам ребенка в 1993-1997»). Эти факты еще раз подтверждают необходимость получения, как детьми, таки родителями знаний в области прав ребенка, а помимо них еще ипреподавателями школ, детскими врачами и многими другими. Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться вправе. Несовершеннолетний - уже не ребенок, но еще и не взрослый. Праводолжно не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но изащищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более«сильных» взрослых. В этой связи большое значение для воспитания несовершеннолетних имеютправовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с ихучастием. Подростки должны знать те права (и обязанности), которыезакреплены в действующих правовых актах за ними. В России проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро.Экономический кризис, продолжающийся в стране пагубно влияет, прежде всего,на несовершеннолетних. Это видно из таких показателей, как увеличившегосячисла бедных семей в стране; постоянным увеличением числа правонарушений ипреступлений, совершаемых несовершеннолетними; ростом числа детей,оставшихся без родителей; ростом числа несовершеннолетних убегающих из домаи др.Международные документы о правах ребенка. Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное вниманиемеждународного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскуюдекларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основномв контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства,детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой былипровозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты иблагополучия детей. Однако время и положение детей – будущего всего человечества –потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором непросто декларировались права детей, но на основе юридических нормфиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 годКомиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты измногих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка. По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящихдекларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи,учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положениемребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положенияДекларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственностьза действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию илиприсоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальноезаконодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН.«Конвенция о правах ребенка» была принята и открыта для подписания,ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г. Вступила в силудля СССР 15 сентября 1990 г. Другим документом является «Декларация о социальных и правовыхпринципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передачедетей на воспитание и их усыновлении на национальном и международномуровнях», которая была принята резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи от 3декабря 1986 года. В ней говорится: «Генеральная Ассамблея, ссылаясь на Всеобщую декларацию прав человека,Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,Международный пакт о гражданских и политических правах, Международнуюконвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенцию оликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ссылаясь также наДекларацию прав ребенка, которую она провозгласила в своей резолюции 1386(XIV) от 20 ноября 1959 года, вновь подтверждая принцип 6 этой Декларации,который предусматривает, что ребенок должен, когда это возможно, расти напопечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае, ватмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности, будучи озабоченабольшим числом детей, оставленных родителями или ставших сиротами врезультате насилия, внутренних беспорядков, вооруженных конфликтов,стихийных бедствий, экономических кризисов или социальных проблем,учитывая, что во всех процедурах передачи детей на воспитание или ихусыновления первостепенное значение имеет наилучшее обеспечение интересовребенка, признавая, что в основных правовых системах мира существуютразличные общественно полезные альтернативные институты, такие, как кафалав мусульманском праве, которые предусматривают замену семенное заботы о техдетях, о которых не могут заботиться их собственные родители, признаваядалее, что лишь в тех случаях, когда во внутреннем праве государствапризнан и регулируется какой-либо конкретный институт, будут применятьсяположения настоящей Декларации, касающиеся данного института, и что этиположения никоим образом не будут затрагивать существующие альтернативныеинституты в других правовых системах, сознавая необходимость провозглашенияуниверсальных принципов, которые следует принимать во внимание в техслучаях, когда установлены процедуры, касающиеся передачи ребенка навоспитание или его усыновления на национальном или международном уровнях,учитывая, однако, что изложенные ниже принципы не налагают на государстваобязательства по созданию таких правовых институтов, как передача навоспитание или усыновление» и провозгласила основные принципы, касающиеся: . общего благополучия семьи и ребенка; . передачи детей на воспитание; . усыновления. Частным документом, касающимся определенных аспектов проблемнесовершеннолетних, является также Резолюция 45/112 «Руководящие принципыООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних», принятая 14декабря 1990 года. Это так называемые «Эр-Риядские руководящие принципы»: 1. Предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе. Участвуя в законной, социально полезной деятельности и вырабатывая гуманистический взгляд на общество и жизнь, молодежь может быть воспитана на принципах, не допускающих преступную деятельность. 2. Для того чтобы предупреждение преступности среди несовершеннолетних было эффективным, необходимы усилия всего общества в целом в целях обеспечения гармоничного развития подростков при уважении к их личности и поощрении ее развития с раннего детства. 3. Для целей толкования настоящих Руководящих принципов должна проводиться ориентация на нужды детей. Молодые люди должны играть активную роль в обществе и быть его полноценными участниками и не должны рассматриваться лишь как объекты для подготовки к жизни в обществе или контроля. 4. При осуществлении настоящих Руководящих принципов в соответствии с национальными правовыми системами в центре внимания любой программы предупреждения преступности должно быть обеспечение благосостояния молодежи с раннего детства. 5. Следует признать необходимость и важность осуществления прогрессивной политики предупреждения преступности среди несовершеннолетних, а также необходимость и важность систематического изучения и выработки мер. При этом следует избегать криминализации и наказания ребенка за поведение, не причиняющее серьезного ущерба развитию самого ребенка или вреда другим. Такая политика и меры должны предусматривать: . обеспечение возможностей, в частности возможностей в области получения образования, для удовлетворения различных потребностей молодежи и создания системы поддержки, обеспечивающей развитие личности всех молодых людей, и особенно тех, кто явно находится под угрозой или в социально опасном положении и нуждается в особой заботе и защите; . специальные теории предупреждения преступности среди молодежи и подходы к этому вопросу, основанные на использовании законов, процессов, учреждений, средств и системы услуг, направленных на сокращение причин необходимости и возможности совершения правонарушений или ограничение условий, ведущих к этому; . вмешательство официальных органов, которое должно осуществляться, в первую очередь, с учетом общих интересов несовершеннолетнего и на основе беспристрастного и справедливого подхода; . обеспечение благополучия, развития, прав и интересов всех молодых людей; . учет того, что поступки молодых людей или поведение, которое не соответствует общим социальным нормам и ценностям, во многих случаях связаны с процессом взросления и роста и что, как правило, по мере взросления поведение большинства индивидов самопроизвольно изменяется, . осознание того, что, по преобладающему мнению экспертов, определение молодого человека как "нарушителя", "правонарушителя" или "начинающего правонарушителя" во многих случаях способствует развитию устойчивого стереотипа нежелательного поведения у молодых людей. 6. Для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, особенно в тех местах, где еще не создано никаких учреждений, необходимо разрабатывать общинные службы и программы. Официальные учреждения социального контроля должны использоваться лишь в крайних случаях.Российские документы о правах ребенка.Основные документы Основным документом в нашей стране является федеральный закон от 24июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РоссийскойФедерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренныйСоветом Федерации 9 июля 1998 года. Он состоит из 5 глав и 25 статей: . Глава I. Общие положения (ст.ст. 1-5); . Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации (ст.ст. 6-15); . Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка (ст.ст. 16- 22); . Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона (ст. 23); . Глава V. Заключительные положения (ст.ст. 24-25). Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересовребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целяхсоздания правовых, социально-экономических условий для реализации прав изаконных интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детствоважным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетностиподготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественнозначимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственныхкачеств, патриотизма и гражданственности». Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейнымкодексом РФ. Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп: . К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п. . Ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие. . К третьей группе относится права ребенка на свободное развитие его личности. . Четвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей. . Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством). . И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы. При рождении ребенка между ним и его родителями сразу возникаютопределенные отношения. Один из этих отношений регулируются нормами моралии правилами совместного проживания людей, другие - нормами права, вчастности, нормами семейного права, которое устанавливает условия и порядоквступления в брак и его прекращения, регулирует личные имущественные иимущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями идетьми, другими родственниками, а также определяет формы и порядокустройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, могут бытьличными и имущественными. Личными являются такие права детей, как право нажизнь и воспитание в семье, насколько это возможно, право знать своихродителей и право на их заботу, право на совместное с ними проживание,право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов ребенка иуважение его человеческого достоинства. За ребенком закреплено и такоеправо, относящееся к личным, как право на общение с обоими родителями,дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейногокодекса РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчествоприсваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей. К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту (ст. 56Семейного кодекса РФ). Праву ребенка на защиту своих прав и законныхинтересов корреспондирует (соответствует) обязанность родителей, а вслучаях, предусмотренных законом, органов опеки и попечительства,прокуроров, судей защищать права детей. В соответствии с ч.2 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право назащиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их замещающих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе приневыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них)обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотребленииродительскими правами, ребенок имеет право самостоятельно обращаться за ихзащитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет, тов суд. Закон обязывает должностных лиц и граждан, которым стало известно обугрозе жизни или здоровья ребенка, о нарушении его прав и законныхинтересов, сообщать об этом в органы опеки и попечительства по местуфактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки ипопечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законныхинтересов ребенка. Действующее семейное законодательство РФ предусматривает право ребенкавыражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении всемьи любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушаннымв ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мненияребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, кроме случаев, когдаэто противоречит интересам ребенка. Более того, законом предусмотрено, что изменение имени и фамилииребенка возможно только с согласия ребенка, достигшего возраста десять лет. Мнение ребенка, достигшего 10 лет, является обязательным при решении всуде вопроса о восстановлении в родительских правах. Согласие ребенкаявляется обязательным условием для подготовительного решения этого вопроса. Согласие ребенка, достигшего возраста десять лет, требуется и длярешения вопроса об усыновлении, решении вопроса об имени, отчестве ифамилии усыновленного ребенка, о производстве записи усыновителей вкачестве родителей усыновленного ребенка, при решении вопросов, связанных сотменой усыновления и передачей ребенка на воспитание в приемную семью. Таким образом, можно говорить о том, что в действующем семейномзаконодательстве РФ представлен широкий спектр личных прав ребенка, подкоторым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцать лет(совершеннолетия). Статья 60 Семейного кодекса РФ закрепляет имущественные права ребенка.В частности, ребенок имеет право на получение содержания от своих родителейи других членов семьи, а последние (родители) обязаны содержать своихнесовершеннолетних детей. В случае если родители не предоставляют содержание своимнесовершеннолетним детям, средства на содержание детей взыскиваются сродителей в судебном порядке. Каждый ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им,имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любоедругое имущество, приобретенное на средства ребенка. Право ребенка распоряжаться принадлежащим ему на праве собственностиимуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса РФ,определяющим дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет идееспособность малолетних. В частности, статья 26 ГК предусматривает, что несовершеннолетние ввозрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своихзаконных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. Несовершеннолетний может заключить какую-либо сделку, а затем законныепредставители письменно должны одобрить ее, если этого не происходит, тосделка признается недействительной. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно,без согласия родителей, усыновителей или попечителей: 1) распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; 2) осуществлять права автора произведения науки, литературы илиискусства, изобретения или охраняемого законом результата своейинтеллектуальной деятельности; 3) в соответствии с законом вложить вклады в кредитные учреждения ираспоряжаться ими; 4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки. По достижении 16 лет несовершеннолетние вправе быть членамикооперативов. По всем сделкам, заключенным в соответствии с законом,несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несутимущественную ответственность. А при наличии достигших основанийнесовершеннолетний в этом возрасте может быть ограничен или лишен правасамостоятельного распоряжения своим заработком, стипендией и иными доходамии будет иметь возможность делать это лишь при согласии своих законныхпредставителей. Необходимость такого ограничения может быть вызванаразличными причинами: неразумная трата средств, расточительство, увлечениеазартными играми и т.п. Однако сделать это может только суд, по ходатайствуродителей, усыновителей или попечителей либо органов опеки ипопечительства. Статья 28 Гражданского кодекса предусматривает дееспособностьмалолетних, т.е. несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет. Пообщему правилу, сделки за этих лиц могут совершать от их имени только ихродители, усыновители или опекуны. Малолетние в возрасте от шести до 14 летвправе самостоятельно совершать: 1) мелкие бытовые сделки; 2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, требующиенотариального удостоверения либо государственной регистрации; 3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законнымпредставителям или с согласия последнего третьим лицом для определеннойцели или для свободного распоряжения. Таким образом, малолетний в возрасте от 6 до 14 лет сам может получитьв дар имущество, если исходя из стоимости подарка, соответствующий договорне должен быть нотариально удостоверен или пройти государственнуюрегистрацию. Следовательно, только родители (усыновители, опекуны) имеютправо принять в дар от имени ребенка земельный участок, дом, квартиру,другое недвижимое имущество, поскольку в соответствии с действующимгражданским законодательством (ст.ст. 164, 57У ГК РФ) такие сделки подлежатобязательной государственной регистрации. Вместе с тем малолетний имеет право заключить договор на безвозмездноепользование любым имуществом на срок до одного года, поскольку заключениетакого договора требует лишь простой письменной формы; взять напрокатвелосипед (самокат) или другую вещь и доплатить за это деньги, подаренныеему кем- либо; фактически принять наследственное имущество, тем, чтосвидетельство о праве на наследство от его имени получит у нотариуса егозаконный представитель. В семейном законодательстве РФ закреплено правило, в соответствии скоторым, ребенок не имеет права на имущество родителей, а родители не имеютправа собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающиесовместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимномусогласию (ст. 60 Семейного законодательства РФ). Наличие личных и имущественных прав несовершеннолетних необходимо длянадлежащего процесса их воспитания в семье. Воспитание понимается нами какпроцесс взаимодействия между взрослыми и детьми, и чем в большей мере будетосуществляться такое взаимодействие, тем эффективнее будет проходитьпроцесс воспитания, а действующие правовые нормы можно рассматривать какнеобходимые условия для надлежащего (эффективного) процесса воспитанияребенка в семьи. Именно поэтому действующее семейное законодательство исходит изположения, в соответствии с которым родители имеют право и обязанывоспитывать своих детей. Именно родители несут ответственность завоспитание и развитие своих детей. Именно родители обязаны заботиться оздоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своихдетей (ст.63). В первую очередь на родителей действующее законодательство возлагаетобязанность по защите прав и интересов детей. Родители являются законнымипредставителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов вотношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах.Для осуществления функций по защите прав и интересов детей родителям ненужно никаких специальных полномочий. Следовательно, именно к родителям необходимо обращаться в случаях,нарушения прав и интересов несовершеннолетних. Однако на практике могутиметь место случаи, когда между интересами родителей и детей имеютсяпротиворечия. В этом случае несовершеннолетний должен уведомить орган опекии попечительства об имеющемся противоречии, а последний обязан назначитьпредставителя для защиты прав и интересов детей. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Этотребование закона чаще всего выполняется большинством родителей, которыедобровольно предоставляют средства на содержание своих детей, наобеспечение их всем необходимым для жизни. Если же эта обязанностьдобровольно не исполняется, то родители принуждаются к уплате алиментов наосновании решения суда. Обязанность по содержанию детей возлагается на обоих родителей.Поэтому, если, например, дети (ребенок) проживают с матерью, иск овзыскании алиментов предъявляется отцу. Если же дети находятся с отцом, тотакой иск может быть предъявлен матери. Бывают случаи, когда дети находятсяна воспитании у других лиц (у деда, бабушки, тети, дяди и т.п.). В этихслучаях у этих лиц есть право взыскать алименты с обоих родителей. Алименты с родителей на несовершеннолетних детей взыскиваются судомежемесячно в размере: на одного ребенка – одной четверти, на двух детей -одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иногодохода родителей. В соответствии с постановлением правительства РоссийскойФедерации от 18 июля 1996 года N 841 удержание алиментов на содержаниенесовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы(денежного вознаграждения) и дополнительного вознаграждения, как поосновному месту работы, так и за работу по совместительству, которыеполучают родители в денежной и натуральной форме. Закон предусматривает возможность взыскания алиментов нанесовершеннолетних детей в твердой денежной сумме (ст. 83 Семейного кодексаРФ). В этом случае размер алиментов должен быть определен, исходя измаксимального возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспеченияс учетом материального и семейного положения сторон и других обстоятельств,влияющих на условия жизнедеятельности несовершеннолетнего. При установлении размера твердой денежной суммы алиментов судьи должныисходить из учета материального и семейного положения лиц, которые должныплатить алименты. Поэтому размер алиментов должен устанавливаться в сумме,соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда иподлежит индексации пропорционально увеличению установленного закономминимального размера оплаты труда. В соответствии с действующим законодательством средства на содержаниенесовершеннолетних детей, взыскиваемые с родителей в судебном порядке,присуждаются до достижения детьми совершеннолетия. Однако, еслинесовершеннолетний, на которого по судебному приказу или по решению судавзыскиваются алименты, до достижения им возраста 18 лет приобретаетдееспособность в полном объеме (п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 27 Гражданскогокодекса РФ), выплата средств на его содержание в соответствии с п. 2 ст.120 Семейного кодекса РФ прекращается. Иски лиц, с которых взыскивается алименты на детей, а такие иски обизменении размера алиментов подсудны суду по месту жительства ответчика(взыскателя). Многие дети по разным причинам становятся сиротами. Такие дети всегдаволновали общество. Действующее семейное законодательство предусматриваетвозможность воспитания таких детей в приемной семье. Такую семью могутсоздать муж и жена, у которых есть свои дети. Они берут в семью навоспитание сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. По мнениюспециалистов в такой семье общее количество детей не должно быть болеевосьми человек. Возможность создания приемной семьи предоставляется ибездетным родителям. Вместе с тем семьи, в которых отсутствует один изродителей (неполные) не могут создавать приемную семью. Приемная семья - это не усыновление. Родители в данном случае выступаюткак воспитатели, это является их основной работой, за которую они получаютзаработную плату. Родители-воспитатели, желающие взять детей в свою семью должнызаключить договор с органами опеки и попечительства. Этот договор долженпредусматривать срок, на который ребенок помещается в приемную семью,условие содержания этого ребенка, условия воспитания и образования ребенка,права и обязанности родителей, обязанности по отношению к приемной семьеоргана опеки и попечительства, а также основание и последствия прекращениятакого договора. Приемные родители обязаны воспитывать ребенка, заботиться о егоздоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условиядля получения им образования, готовить ребенка к самостоятельной жизни.Приемные родители несут за приемного ребенка ответственность передобществом. Именно они являются законными представителями приемного ребенка,защищают его права и интересы. Права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии синтересами ребенка. В соответствии с Положением о приемной семье в неемогут передаваться дети (ребенок) оставшиеся без попечения родителей: . дети-сироты; . дети, родители которых неизвестны; . дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены; . дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно- профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях. Важно, что при передаче ребенка в приемную семью на воспитание органопеки и попечительства должен руководствоваться интересами ребенка.Обязателен учет мнения ребенка при его передаче в приемную семью, а еслиребенку исполнилось 10 лет, то необходимо его согласие. Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиесяему алименты, именно (по случаю потери кормильца или инвалидности) и другиесоциальные выплаты и компенсации, которые перечисляются в соответствии сзаконодательством РФ на счета, открываемые на имя ребенка в банковскомучреждении. За ребенком сохраняется также право собственности на жилое помещениеили право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения онимеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии сжилищным законодательством. Контроль за использованием и сохранностью имущества (в том числе ижилого помещения) ребенка должны обеспечивать органы опеки ипопечительства. Находясь в приемной семье, ребенок имеет право поддерживать личныеконтакты с кровными родителями, другими родственниками, если это непротиворечит его интересам и нормальному развитию, воспитанию. Контактыродителей с ребенком допускаются только с согласия приемных родителей. Пока в России немного приемных семей. Однако можно предположить, что ихколичество будет увеличиваться по мере создания государством условий для ихнормальной жизнедеятельности, которые предполагают и наличие определенныхльгот, предоставляемых государством, местными органами власти таким семьям. Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФявляется универсальным. Государство гарантирует общедоступность ибесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессиональногообразования в государственных или муниципальных образовательных учрежденияхи на предприятиях. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания иобучения в интересах человека, общества, государства, которыйсопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся)установленных государством образовательных уровней (образовательныхцензов). Под получением гражданином образования понимается достижение иподтверждение им установленного государством образовательного уровня(ценза), которое удостоверяет соответствующим документом. Общественные отношения, связанные с организацией образования иполучением образования регулируются законодательством об образовании.Основными источниками этого законодательства являются Закон РоссийскойФедерации "Об образовании" и Федеральный закон о внесении изменений идополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании, а такие законы ииные нормативные акты субъектов Российской Федерации в области образования. Государство гарантирует возможность получения образования независимо отпола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства,отношения к религии, убеждений и т.п. и обеспечивает всем гражданам правона образование путем создания системы образования. Формы получения образования могут быть разные. Законодательствопредусматривает очную, очно-заочную (вечернюю), заочную формы, а такжеформу семейного образования, самообразования и экстернат. Следовательно,право выбора конкретной формы получения образования остается у гражданина. Подавляющее большинство граждан России получают образование вобразовательных учреждениях. Основные типы этих учреждений предусмотренызаконодательством об образовании и включают в себя: дошкольные,общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего(полного) общего образования); учреждения начального профессионального,среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовскогопрофессионального образования и др. Очевидно, что применительно к несовершеннолетним основными типамиобразовательных учреждений являются общеобразовательные - начальногообщего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Именно вих обучается подавляющее большинство детей. Практика показывает, что формы образовательных учебных заведений бываютсамые разные: школы, гимназии, лицеи, колледжи и т.п. И все-таки основнойформой образовательных учреждений для подавляющего большинстванесовершеннолетних является общеобразовательная школа. В соответствии с действующим законодательством образовательныеучреждения по своим организационно-правовым формам могут бытьгосударственными, муниципальными, негосударственными (частными,учреждениями общественных и религиозных организаций и объединений). В действительности, большинство образовательных учреждений в нашейстране являются муниципальными и государственными, по названию органов,которые их учредили. Именно учредители (муниципалитет, государство...) устанавливают порядокприема граждан в образовательные учреждения на ступени начального общего,основного общего, среднего (полного) общего и начального профессиональногообразования. Этот порядок должен обеспечить прием всех граждан, которые проживают насамой территории и имеют право на получение образования соответствующегоуровня. Закон предписывает правило, в соответствии с которым при приемегражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и(или) его родителей (законных представителей) с уставом этого учреждения идругими документами, которыми регулируется образовательный процесс в данномучебном учреждении. Другими словами, если родители (один из них) пришли сребенком в школу, с тем, чтобы записать в нее ребенка, их знакомство сошколой должно начинаться с ознакомления с уставом и другими документами, аобязанность ознакомить - лежит на администрации школы. Те же действияадминистрация должна осуществлять и в случае, когда в школу для решениявопроса о получении образования приходит несовершеннолетний без родителей. Ознакомление с уставом школы родителей и несовершеннолетних имеетбольшое значение еще и потому, что в соответствии с действующимзаконодательством об образовании такие вопросы, как возраст, с которого тоили иное образовательное учреждение осуществляет прием граждан,продолжительность обучения несовершеннолетних на каждой ступени образованияопределяются именно уставом каждого образовательного учреждения. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатностьначального общего, основного общего, среднего (полного) общего образованияи начального профессионального образования. Что же касается среднегопрофессионального, высшего профессионального и послевузовскогопрофессионального образования, которые можно получить в государственных имуниципальных образовательных учреждениях, то их также можно получитьбесплатно, но только на основе конкурса. Однако условия конкурса должныгарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечиватьзачисление наиболее способных и подготовленных. Вне конкурса в соответствиис действующим законом, при успешной сдаче экзаменов принимаются дети-сироты, а также инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующихобразовательных учреждениях. В соответствии с действующим законодательствомгражданам, поступающим в образовательные учреждения предоставленавозможность обучаться на родном языке. Определение языка, на которомведется обучение в образовательном учреждении, должно содержаться в уставеэтого учреждения. Основное общее образование и государственная аттестация (итоговая)являются обязательными для всех учащихся. Однако, действующеезаконодательство об образовании требование обязательности основного общегообразования применительно к каждому конкретному обучающемуся (школьнику,гимназисту, лицеисту и т.п.) трансформирует таким образом, что оно -требование, сохраняет силу до достижения им (школьником, гимназистом,лицеистом и т.п.) возраста пятнадцати лет, если такое образование не былополучено обучающимся ранее. Данное положение позволяет утверждать, чтопосле достижения учащимся возраста 15 лет и его желании покинутьобразовательное учреждение (школу, лицей, гимназию и т.п.) правазадерживать его у администрации образовательного учреждения нет. Инаоборот, если несовершеннолетний не получил основного общего образования,и ему не исполнилось пятнадцати лет, и если несовершеннолетний не имелоснований, указанных в законе, на его исключение из образовательногоучреждения, то администрация школы не вправе исключить его только потому,что ему исполнилось пятнадцать лет. В тоже время законом установленпредельный возраст обучающихся для получения основного общего образованияво всех типах образовательных учреждений по очной форме обучения - 18 лет. Каждый учащийся любого типа образовательного учреждения имеетсоответствующие права и обязанности, что должно быть закреплено в Уставеучебного заведения. Анализ уставов многих образовательных учрежденийпоказывает, что в них чаще всего закреплены следующие права учащихся: правона защиту чести и достоинства, неприкосновенности личности; право наобъективную оценку в соответствии со знаниями, умениями и навыками; правоучащихся принимать участие в управлении учебным заведением через выборныеорганы (например, через участие в совете школы). В школах, гимназиях,лицеях и т.п. могут создаваться на добровольной основе органы ученическогосамоуправления, различного рода ученические организации, которыедопускаются к заседаниям органов управления образовательного учреждения приобсуждении вопросов, касающихся интересов учащихся. Наряду с предоставлением конкретных правомочий учащимся уставыобразовательных учреждений содержат и перечень обязанностей, возлагаемых нанесовершеннолетних. Так, учащиеся должны (обязаны) соблюдать Правила дляучащихся, которые должны быть разработаны в каждом образовательномучреждении и приняты его органом управления (например, Советом школы).Учащиеся обязаны подчиняться требованиям педагогов; обязаны заботиться омладших; обязаны соблюдать правила гигиены, иметь аккуратный вид; обязаныподдерживать чистоту в классах, в других помещениях; обязаны бережноотноситься к имуществу образовательного учреждения. Более того, практически все уставы содержать положения, в соответствиис которыми учащимся запрещается совершать определенные действия. Например,учащимся школ, гимназий, лицеев и т.д. запрещается приносить, передаватьили употреблять в школе спиртные напитки, токсические, наркотическиевещества и оружие, табачные изделия; использовать любые средства, которыемогут привести к взрывам и возгораниям; применять физическую силу длявыяснения отношений; принимать психическое насилие (например, в формеразличного вида угроз); заниматься вымогательством, а также осуществлятьлюбые действия, очевидно влекущие за собой опасные последствия дляокружающих (например, толкать кого-либо, бить кого-либо или бросать в кого-либо предметы и т.п.). Практически все образовательные учреждения содержатв своих уставах положения, которые запрещают сквернословить в учебныхучреждениях, а также запрещают пропускать обязательные занятия в учебномучреждении без уважительной причины. За неисполнение без уважительных причин обязанностей, о которых ясказала выше, а также за нарушение норм запретов к учащимся могут бытьприменены дисциплинарные меры воздействия, которые также содержаться вуставах образовательных учреждений. Что же это за меры? Чаще всего вуставах к мерам дисциплинарного воздействия относят: объявление выговора,возложение обязанности возместить вред или принести публичное извинение,вызов родителей (законных представителей) на собеседование, и самое строгоевзыскание - исключение из образовательного учреждения. В соответствии с действующим законодательством исключитьнесовершеннолетнего из образовательного учреждения возможно, во-первых, засовершение противоправных действий и, во-вторых, за грубые и неоднократныенарушения устава образовательного учреждения. Однако если такие нарушениядопускают учащиеся, которым к моменту совершения нарушений не исполнилосьчетырнадцать лет, то их исключить из образовательного учреждения нельзя. Говоря о возможности исключения за совершение противоправных действий,закон имеет в виду, прежде всего, совершение учащимся преступлений. Пообщему правилу, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее кмоменту совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Вместе с темуголовный закон предусматривает случаи, когда уголовная ответственностьпоступает с 14-летнего возраста. Что же это за случаи? Четырнадцатилетниеподлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинениетяжкого вреда здоровью, изнасилование, кражу, грабеж, разбой,вымогательство и другие деяния, перечень которых содержит в ч. 2 ст. 20Уголовного кодекса РФ. Для нас важно отметить, что за совершение любогопреступления учащегося могут исключить из образовательного учреждения. Очевидно, что под противоправным действием, можно рассматривать исовершенное учащимся образовательного учреждения административногоправонарушения. Административной ответственности подлежат лица, достигшие кмоменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцатьлет. Административное законодательно определяет перечень правонарушений,ответственность за совершение которых наступает с 16-летнего возраста.Данный перечень содержится в ст. 14 Кодекса РСФСР об административныхправонарушаемых и включает в себя: мелкое хищение государственного илиобщественного имущества; нарушение правил дорожного движения пешеходами ииными участниками дорожного движения; управление транспортными средствамилицами, не имеющими права управления ими; мелкое хулиганство; злостноенеповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, илинародного дружинника и т.д. Очевидно, что общественная опасность административных правонарушений,субъектами которых могут быть учащиеся образовательных учреждений,неодинакова. Поэтому вряд ли можно однозначно говорить о том, что в случаесовершения любого административного правонарушения учащегося нужноавтоматически исключать из учебного учреждения. В каждом конкретном случаесовершения учащимся административного правонарушения необходимо разбиратьсяи лишь после глубокого анализа случившегося, принимать решение. Мы считаем, что преступления и правонарушения (административные) должныисчерпывать понятия противоправные действия, с которыми законодательсвязывает основания для исключения несовершеннолетних из образовательныхучреждений. Другими основаниями для исключения учащихся из образовательныхучреждений являются грубые и неоднократные нарушения уставаобразовательного учреждения. Здесь имеется в виду, прежде всего нарушениеучащимися их обязанностей, а также запретов, содержащихся в уставеобразовательного учреждения. Любое из запретов (например, приноситьспиртные напитки, заниматься вымогательством и т.п.) можно рассматривать вкачестве грубого нарушения Устава образовательного учреждения, а,следовательно, и в качестве основания для исключения из него учащегося. Под неоднократностью совершения какого-либо действия имеется в виду егосовершение два и более раза. По действующему законодательству обобразовании решение об исключении учащегося из образовательного учрежденияпринимает орган управления образовательного учреждения (на практике этиморганом чаще всего является педагогический Совет школы, гимназии, лицея ит.п.). Об исключении учащегося из образовательного учреждения последнееобязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления(местные администрации). Это делается для того, чтобы органы местногосамоуправления, совместив с родителями (законными представителями)исключенного несовершеннолетнего, в месячный срок могли бы принять меры поего трудоустройству или продолжению обучения в другом образовательномучреждении. Говоря о правах несовершеннолетних в сфере образования, в основноманализировали эти права применительно к начальному общему, основномуобщему, среднему (полному) общему образованию. Вместе с тем, действующеезаконодательство предусматривает и дополнительное образование, котороевключает в себя дополнительные образовательные программы и дополнительныеобразовательные услуги. Реализация этих программ и услуг осуществляется вцелях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан,общества, государства. К дополнительным образовательным программам относятся образовательныепрограммы различной направленности, которые могут быть реализованы как вобщеобразовательных учреждениях (школах, гимназиях, лицеях) так и вобразовательных учреждениях дополнительного образования (например,музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах и дворцахдетского творчества, на станциях юных техников, натуралистов и иныхучреждениях). Кроме того, дополнительное образование можно получить ипосредством индивидуальной педагогической деятельности (например, врезультате осуществления репетиторства). Если дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительнымобразовательным программам, преподавание социальных курсов и цикловдисциплин, репетиторство, занятия с учащимися углубленным изучениемпредметов и т.п.) не предусмотрены соответствующими образовательнымипрограммами и государственными образовательными стандартами,государственное и муниципальное образовательное учреждение имеет правобрать за эти услуги плату. Очевидно, что несовершеннолетние, которые обучаются в образовательныхучреждениях, где введены дополнительные платные образовательные услуги,вправе сами или с согласия родителей (законных представителей) решатьвопрос о необходимости получать или не получать предлагаемыеобразовательным учреждением дополнительные образовательные услуги. Другимисловами, в данном случае речь идет о праве выбора, которое принадлежитучащимся. Причем платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместообразовательных услуг, которые финансируются за счет средств бюджета.Отсюда следует, что администрация образовательного учреждения не может, неимеет права заставить ученика непосредственно (или через родителей,законных представителей) принимать дополнительные, платные, образовательныеуслуги вопреки их желанию и воле. В тоже время закон предоставляет возможность получать дополнительноеобразование за плату. Для реализации такой правовой возможности существуетширокая сеть музыкальных и художественных школ, домов и дворцов творчестваюных и т.п. При желании детей и родителей получать дополнительное образованиеиндивидуально, они могут сделать это, заключив соответствующее соглашение(договор) со специалистом. В заключение отметим, что введение дополнительных образовательных услугобязательно должно соответствовать общим требованиям к содержаниюобразования, которое должно быть ориентировано на: . обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; . развитие общества; . укрепление и совершенствование правового государства. Инвалидность - это беда. К большому нашему сожалению, число детей-инвалидов в России не уменьшается. И в этой связи извечная проблема - какобучать, воспитывать таких детей. В течение долгих лет в странеиспользовали накатанный путь - помещали таких детей в интернаты. Помещениев эти учебно-воспитательные учреждения детей-инвалидов практически сводилок минимуму семейное влияние на этих детей, что, по мнению специалистов, неявляется оптимальным как для развития самих детей, их ближайшего окружения,так и общества в целом. В последние годы, в стране получают распространение негосударственныеучебные заведения для таких детей, поскольку в них стараются максимальноприблизить воспитание к домашнему. Однако далеко не все могут платитьденьги и немалые за помещение своих детей в подобные учреждения. Этоотносится и к возможности оплачивать подобную работу приглашенных педагоговна дому. Учитывая все эти моменты, Правительство РФ в 1996 году принялоПостановление в соответствии с которым, дети-инвалиды получили возможностьполучать образование на дому. Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида являетсязаключение лечебно-профилактического учреждения. Дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья временно или постоянно немогут посещать общеобразовательные учреждения с согласия родителей получаютобразовательные услуги на дому. Обучение на дому осуществляетобразовательное учреждение, находящееся ближе других к месту жительстваребенка. Зачисление ребенка в образовательное учреждение осуществляется наобщих основаниях. Вместе с тем, для эффективной организации процесса обученияобразовательное учреждение должно предоставить ребенку-инвалиду на времяобучения бесплатные учебники, учебную, справочную и другую литературу,имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения. Собственно обучение на дому осуществляют специалисты, из числапедагогических работников конкретного образовательного учреждения. Они жеосуществляют методическую и консультативную помощь, необходимую дляосвоения общеобразовательных программ. Родители (законные представители) могут при обучении ребенка-инвалидана дому дополнительно приглашать педагогических работников из другихобразовательных учреждений. Также педагогические работники подоговоренности с образовательным учреждением могут участвовать совместно спедагогами уже работающими с конкретным ребенком, в проведениипромежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида (прием экзаменов). В соответствии с действующим законом об образовании родители имеютправо самостоятельно осуществлять обучение своих детей в рамкахгосударственных образовательных стандартов. В этой связи важно отметить,что если обучение и воспитание детей-инвалидов осуществляется на дому ихродителями (законными представителями) самостоятельно, то органы управленияобразованием должны компенсировать затраты в размерах, определяемыхгосударственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение ивоспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждениисоответствующего типа и вида. Реализация права получения образования и воспитания на домунесовершеннолетними-инвалидами имеет громадное значение, поскольку касаетсядесятков тысяч человек. Задача государства - создание такого механизма,чтобы каждый ребенок-инвалид, при желании мог бы реализовать это право. В России ответственность за благополучие детей вместе с родителямиразделило государство. Государственная забота проявляется или, по крайнеймере, должна проявляться в различных формах - в выплате детских пособий,бесплатном среднем образовании и т. д. Однако его роль не ограничиваетсятолько лишь предоставлением тех или иных благ, оно берет на себя и охрануинтересов детей, в том числе от корыстолюбия их же родителей. Подавляющеебольшинство споров вокруг недвижимости, права на которую имеют дети,решается в пользу последних. Право собственности в России не носит безусловный характер.Собственник квартиры или другого жилого помещения, в котором проживаютнесовершеннолетние члены его семьи, изрядно ограничен в праве распоряжатьсясвоей недвижимостью. Право собственности здесь не должно вступать впротиворечие с интересами детей. А такое противоречие может настать, есливладелец квартиры решит ее продать, обменять или подарить, то естьсовершить сделку, по которой имущество отчуждается. Решать, насколькопострадают права ребенка при совершении подобной сделки, должен орган опекии попечительства. Без его согласия отчуждение квартиры или другой жилойнедвижимости, где проживают или на которое имеют право несовершеннолетние,невозможно. Даже если сделка состоится, она будет ничтожной, т. е.недействительной с момента заключения. Функции органов опеки и попечительства возложены на органы местногосамоуправления. В Москве этими вопросами занимаются районные управы.Чиновник, пусть даже муниципальный, всегда остается чиновником - онпринимает решение на основе различного рода справок и официальныхдокументов. И если родители вознамерились продать (обменять, подарить)квартиру, в которой вместе с ними проживают несовершеннолетние дети, импридется собрать целый пакет таких бумаг. Прежде чем перечислить все, чтотребуется органу опеки для принятия решения, хотелось бы еще раз напомнить:данная процедура носит не уведомительный, а разрешительный характер,поэтому наличие всех документов и их подлинность отнюдь не гарантируютположительного ответа. Итак, для того чтобы получить разрешение на отчуждение жилогопомещения, в орган опеки необходимо представить следующие документы: . заявление обоих родителей с просьбой о разрешении совершения сделки; . заявление несовершеннолетнего старше 14 лет о согласии на данную сделку; . справку БТИ о балансовой стоимости жилого помещения на момент обращения; . выписку из домовой книги по месту жительства несовершеннолетнего; . копии финансовых лицевых счетов жилой площади отдельно с места продажи и места покупки (обмена) жилых помещений; . копии свидетельств о праве собственности на жилое помещение, отдельно с места продажи и с места покупки (обмена); . согласие несовершеннолетнего старше 16 лет на проживание на жилой площади, приобретенной для него в результате сделки отчуждения; . копию справки из налоговой инспекции, подтверждающей отсутствие задолженности по уплате налога на недвижимость. Кроме того, орган опеки может истребовать письменное обязательствокаждого собственника (заверенное нотариусом) о выписке его и проживающих сним членов семьи с занимаемой жилой площади. В случае если орган опеки даст «добро», собственник отчуждаемогоимущества получит разрешение на совершение сделки, оформленноепостановлением или распоряжением органа местного самоуправления за подписьюего главы. Рассмотрим варианты: «Я имею квартиру в ЖСК, где, кроме меня, прописаны моя жена и двоенесовершеннолетних детей. Сейчас собираюсь продавать эту квартиру. Можно лидо продажи выписать детей к дедушке, чтобы не было проблем с органамиопеки?». Согласно п. 4 ст. 292 ГК РФ, разрешение органа опеки на продажуквартиры необходимо, если в ней проживают несовершеннолетние члены семьисобственника. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет,признается место жительства их родителей (п. 2 ст. 20 ГК РФ). Такимобразом, даже если вам удастся прописать детей к дедушке, местом ихжительства все равно будет считаться квартира, в которой зарегистрированывы и ваша жена. Следовательно, вам в любом случае придется получатьразрешение органа опеки на продажу квартиры. «Мы с мужем приобрели трехкомнатную квартиру, в которой до наспроживала семья с маленьким ребенком. Бывшие хозяева квартиры выписалисьвместе с ребенком, после чего мы с мужем там зарегистрировались. Однакоорган опеки не дает согласия на регистрацию наших несовершеннолетних детейв этой квартире. Орган опеки мотивирует отказ тем, что ребенок был выписанбез их разрешения и прописан в квартиру меньшей площади. Кроме того, воргане опеки говорят, что купля-продажа вообще не могла быть проведена безих согласия. Возможно ли теперь аннулировать такую сделку?» Продажа квартиры, в которой проживал несовершеннолетний ребенок, немогла быть осуществлена без согласия органа опеки и попечительства (ст. 292ГК РФ). Если это все же произошло, то такая сделка противоречит требованиямзакона и является ничтожной (ст. 168 ГК РФ). Это означает, что заключенныйвами договор купли-продажи квартиры не влечет юридических последствий и недействителен с момента его заключения. Суд (по заявлению органа опеки,любой из сторон договора или по собственной инициативе) может применитьпоследствия недействительности ничтожной сделки и обязать каждую из сторондоговора купли-продажи возвратить другой все полученное по этой сделке (ст.166, 167 ГК РФ). «С какого возраста ребенка не требуется согласия органа опеки напродажу квартиры, которая принадлежит мне и ребенку на праве долевойсобственности? Сейчас ребенку 15 лет. Мы оба прописаны в этой квартире, ноуже несколько лет живем в другом городе, имея там временную регистрацию». Разрешение органа опеки требуется при продаже квартиры, в которойпроживают (зарегистрированы) лица, не достигшие 18 лет (т. е.несовершеннолетние). Однако ГК РФ предусмотрено два случая, когда ребенок может приобрестидееспособность в полном объеме и до наступления восемнадцатилетия. Во-первых, несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявленполностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту)или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью.Такая процедура называется эмансипацией. Если оба родителя согласны наэмансипацию ребенка, она проводится по решению органа опеки ипопечительства. Если отсутствует согласие хотя бы одного из родителей,эмансипация может быть произведена по решению суда (ст. 27 ГК РФ). Во-вторых, гражданин, не достигший 18 лет, приобретает полнуюдееспособность со времени вступления в брак (п. 2 ст. 21 ГК РФ). Если ваш ребенок приобретет полную дееспособность, то вы сможетепродать квартиру без согласия органа опеки. При этом нужно будет ссылатьсяна то, что ваш ребенок вправе самостоятельно своими действиями приобретатьи осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданскиеобязанности и исполнять их.Этапы дееспособности ребенка. Гражданский кодекс Российской Федерации является основным источникомгражданских прав, законных интересов и обязанностей гражданина РоссийскойФедерации. Он определяет систему гражданского законодательства нашейстраны, основные механизмы использования различных форм собственности,возможности и условия осуществления права каждого человека участвовать врыночных взаимоотношениях на территории Российской Федерации. Подраздел 2 глава 3 части первой Гражданского Кодекса РФ содержитперечень прав и обязанностей граждан Российской Федерации. В этой частигражданского кодекса содержаться статьи, которые относятся к правам иобязанностям несовершеннолетних детей. Дееспособность несовершеннолетних детей в новом Гражданском Кодексесущественно расширена. Впервые в российском законодательстве установлено,что малолетние дети по достижении 6 лет могут совершать юридическиедействия (ст.28 ГК РФ), в нем предусмотрена эмансипация несовершеннолетних(ст.27). Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, кромеслучаев, когда это противоречит интересам ребенка. Более того, закономпредусмотрено, что изменение имени и фамилии ребенка возможно только ссогласия ребенка, достигшего возраста десять лет. Мнение ребенка, достигшего 10 лет, является обязательным при решении всуде вопроса о восстановлении в родительских правах. Согласие ребенкаявляется обязательным условием для подготовительного решения этого вопроса. Согласие ребенка, достигшего возраста десять лет, требуется и длярешения вопроса об усыновлении, решении вопроса об имени, отчестве ифамилии усыновленного ребенка, о производстве записи усыновителей вкачестве родителей усыновленного ребенка, при решении вопросов, связанных сотменой усыновления и передачей ребенка на воспитание в приемную семью. Дееспособность гражданина - способность гражданина своими действиямиприобретать и осуществлять гражданские права, создавать своими действиямигражданские обязанности и таким образом являться полноправным членомгражданского общества. Когда мы говорим о "правоспособности", мы говорим отом, что это об

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Права ребенка московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Права ребенка» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Права человека московский...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Права ребенка московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Права ребенка» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Педагогика московский экстерный...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Права ребенка московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Права ребенка» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Московское метро московский...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Права ребенка московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Права ребенка» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура майя московский...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Права ребенка московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Права ребенка» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура речи московский...
Жестикуляция 19 Жесты, жесты, жесты 19 Ритмические жесты 20 Эмоциональные жесты 20 Указательные жесты 21 Изобразительные жесты 21...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Права ребенка московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Права ребенка» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Объекты гражданских правоотношений...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Права ребенка московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Права ребенка» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Нейропсихологический подход...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Права ребенка московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Права ребенка» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Возникновение и преодоление...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Права ребенка московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Права ребенка» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Некоторые факторы, влияющие...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Права ребенка московский экстерный гуманитарный университет академия педагогики педагогический факультет кафедра психологии и психологического консультирования «Права ребенка» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Формы (источники права)...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<