Курсовая работа по Теории государства и права на тему: «Форма государства»




Скачать 367.85 Kb.
НазваниеКурсовая работа по Теории государства и права на тему: «Форма государства»
Дата публикации09.12.2013
Размер367.85 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Право > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Форма государства

Министерство Образования РФ Архангельский Государственный Технический Университет Институт Права Юридический факультет Кафедра конституционного права. Курсовая работа по Теории государства и права на тему: «Форма государства» Студента I курса 2 группы дневного отделения ____________________________ Дата сдачи работы 26.02.2004 Проверила: _________________ Оценка 5 Работа защищена Итоговая оценка 5 Архангельск 2004 г. Содержание.Введение. 1. Форма правления. 1. Монархия. 1. Абсолютная (неограниченная) монархия. 2. Ограниченная монархия. 2. Республика. 1.2.1. Президентская республика. 1.2.2. Парламентская республика. 1.2.3. Смешанная «полупрезидентская» республика. 1.2.4. Нетрадиционные республики. 2. Форма государственного устройства. 2.1. Унитарное государственное устройство. 2.2. Федеративное государственное устройство. 2.2.1.Территориальная федерация. 2.2.2.Национальная федерация. 2.2.3.Симметричная федерация. 2.2.4.Ассимметричная федерация. 2.2.5.Нетрадиционные федерации. 2.3. Конфедеративное государственное устройство. 2.4. Нетрадиционные формы государственного устройства. 3. Форма политического (государственного) режима. 3.1. Деспотический режим. 3.2. Тиранический режим. 3.3. Тоталитарный режим. 3.4. Фашистский режим. 3.5. Авторитарный режим. 3.6. Либеральный режим. 3.7. Демократический режим. 4. Заключение. 5. Список использованной литературы. Введение. Для постижения такого сложного социального института, как государствов отечественной теории государства и права особое место выделяется изучениюформы государства . Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла вформе государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления,форму государственного устройства и политический режим. Если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит,осуществляет государственную власть в государственно-организованномобществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), то форма государственногоустройства раскрывает способы объединения населения на определеннойтерритории, связь этого населения через различные территориальные иполитические образования с государством в целом. Политический же режимхарактеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть вконкретном обществе, с помощью каких приёмов и методов государствовыполняет своё социальное назначение - обеспечивает экономическую жизнь,общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные задачи. Нетрудно заметить, что содержание такого понятия как «формагосударства» - три указанных выше блока, весьма четко привязывается к трёмосновным характеристикам государства как особой политической, структурной итерриториальной организации общества, раскрывают предметно, где,собственно, эти характеристики можно наблюдать и, соответственно, изучать. Вот почему форму государства можно определить как такое «устройство(строение) государства, в котором проявляются его основные характеристики икоторое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственнойвласти, территориальную организацию населения»[1]. Учитывая все большеевнимание, уделяемое государством социальной сфере жизни необходимо такжеотметить то, что серьезное влияние на форму государства оказываеткультурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозныхмировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания идругие факторы. Специфику формы государства определяет также характервзаимоотношений государства и его органов с негосударственнымиорганизациями партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью идругими организациями. В настоящий период вопрос формы государства является весьмазлободневным для нашей страны и юридической науки. В обществе все чащеслышны заявления о формировании авторитарного государства в России, обусилении централизации власти и уменьшении роли местных властей. В связи сэтим подробное рассмотрение вопроса формы государства, его всестороннееизучение и осмысление позволит сформировать наиболее достоверные выводы осовременном положении Российской государственности. 1. Форма правления. Форма правления является одной из важнейших частей формы государства.Понятие формы государство зародилось еще до нашей эры. Аристотель писал оразграничении формы правления в зависимости от того, «осуществляется ливерховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц(аристократия), всем населением (демократия)»[2]. В принципе вплоть досегодняшнего времени указанный критерий остался: формы правленияразличаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть однимлицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. Форма правления «раскрывает способ организации верховнойгосударственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействиямежду собой и с населением, степень участия населения в их формировании»[3]показывает, как образуется высшие органы, что они собой представляют, накаких началах взаимодействуют, какой принцип лежит в основе взаимоотношениймежду высшими и другими государственными органами. Под этой формойпонимается организация власти, характеризуемая ее формальным источником, тоесть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. Такжесвидетельствует, участвует ли население в формировании высших органовгосударства, то есть демократическим или недемократическим способом ониобразованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органыгосударства при наследственной монархии. Таким образом, под формой правления подразумевают организациюверховной государственной власти, в особенности высших и центральных ееорганов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов,длительность и объем их полномочий, взаимоотношения с населением, степеньучастия последнего в их формировании. В связи с этим выделяют монархическиеи республиканские формы правления. 1.1. Монархия. Монархическая форма правления (греч. monarchia - единовластие) –весьма древняя форма правления. В этой форме правления «высшаягосударственная власть принадлежит единоличному главе государства –монарху, который престол по наследству и не несет ответственности переднаселением»[4]. Основными признаками классической монархической формы правленияявляются: . существование единоличного главы государства, пользующего своей властью пожизненно; . наследственный порядок преемственности верховной власти; . представительство государства монархом по своему усмотрению; . независимость монарха от мнения населения государства; . монарх не может быть принудительно смещен с должности (кроме революционного переворота); . юридическая безответственность и независимость монарха, которую подчеркивает институт контрасигнатуры (порядок, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра, реже одного из министров, ответственного за исполнение данного закона). Монархическая форма правления возникла еще при рабовладельческомстрое и продолжала развиваться со временем. При феодализме она сталаосновной формой государственного правления. В буржуазном же обществесохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархическогоуправления. Тем не менее монархии существуют и поныне, существенноотличаясь от начальной формы они все же сохраняют (часто «только набумаге») свои основные черты. Теоретически монархии делятся на два основных вида: неограниченные(абсолютные) и ограниченные. 1.1.1. Абсолютная (неограниченная) монархия. Абсолютная монархия представляет собой такую форму правления, «прикоторой вся верховная государственная власть по законы принадлежит одномулицу – королю, царю, фараону, императору»[5]. В подтверждение подобнойформулы выступают многие исторические факты. В извлечении из СоборногоУложения 1649 года говорится, что «государь, царь и великий князь АлексейМихайлович, всея Руси самодержавец»[6]. Людовик XIV говорил: «Государство-это я!»[7], подчеркивая этим, что он единственный полноправный правитель.По Законнику Хаммурапи вся власть - законодательная, судебная иисполнительная – принадлежала царю, который являлся «наместником ислужителем Бога на земле»[8]. По Воинскому уставу Петра I государь –«самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать недолжен»[9]. Таким образом, основной признак абсолютной монархической формыправления является отсутствие каких-либо государственных органов(парламента, конгресса и т.п.), ограничивающих полномочия монарха, гдеволя монарха – источник права и закона. Также в абсолютной монархииотсутствует конституция и разделение властей, но обязательна постояннаяармии во главе с монархом. Характерные особенности – разветвленная сетьполиции и огромный бюрократический аппарат. Данная форма правленияхарактерна для последнего этапа развития феодального государства, когдапосле окончательного преодоления феодальной раздробленности завершаетсяпроцесс образования централизованных государств. В настоящее время кабсолютным монархиям относятся Саудовская Аравия и Оман. 1.1.2. Ограниченная монархия. Ограниченная монархия это форма монархии, при которой высшаягосударственная власть рассредоточена между монархом и другим органом(органами). Примерами таких органов в разных странах могут быть Земскийсобор в Российской Империи, Генеральные Штаты во Франции, Парламент вВеликобритании. В результате возникает своеобразная двойственностьгосударственной власти, которая выражалась в том, что «монарх юридически ифактически был независим от парламента (собирательное название органов,ограничивающих монарха)»[10] в сфере исполнительной власти, вместе с темон зачастую был вынужден считаться с деятельностью парламента. Он назначалправительство, которое несло ответственность перед ним, но деятельностьэтого правительства могла подвергаться обсуждению, критике в парламенте.Монарх имел сильное влияние на парламент: мог налагать вето на его законы,имел право назначения депутатов в верхнюю палату, мог распустить парламент.Однако представительное учреждение при монархии приобретает контрольныефункции, выступает законосовещательным органом, с которым вынужденсчитаться монарх. Существуют разновидности ограниченной монархии:парламентская (конституционная) и дуалистическая, также можно выделитьнесколько нетрадиционных монархий. Парламентская (конституционная) монархия – это форма монархии, прикоторой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а висполнительной – правительством. В условиях парламентарной монархии корольне имеет реальной власти и не вмешивается в политику государства. Это неозначает, что король не играет никакой роли в государстве. Его полномочия,которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвычайногои военного положения, право объявления войны и заключения мира и др.),иногда называются “спящими”, поскольку монарх может ими воспользоватьсятолько в ситуации возникновения угрозы существующему государству. Данная форма монархии называется также конституционной, потому чтовласть монарха также может быть ограничена конституцией. Так, поконституции Японской империи 1889 г. власть императора ограничиваласьИмперским парламентом, он рассматривал, одобрял и принимал законопроекты,которые предлагал император[11]. Таким образом, в конституционной монархиивсе исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если ониодобрены парламентом и основаны на конституции, то есть они не могутпротиворечить конституции. Монарх в конституционной монархии играет главнымобразом представительную роль, является своего рода символом, декорумом,представителем нации, народа, государства. Он царствует, но не правит. Парламентская (конституционная) монархия отличается существеннымипризнаками: . парламент избирается населением; . правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент; . лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства; . в сферах законодательной, исполнительной и судебной власть монарха фактически отсутствует, она является символической; . законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; . правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом; . лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством (распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви).В настоящее время парламентскими монархиями являются практически всемонархии Европы: Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Голландия,Дания, Норвегия и другие. Дуалистическая монархия – это своеобразный промежуточный, переходныйвариант от абсолютной к парламентской монархии. В дуалистической монархииразделение власти происходит формально юридически между монархом ипарламентом. То есть законы принимает только парламент, а управляет страноймонарх через назначаемое им и ответственное только перед ним правительство.Если в парламентской монархии монарх лишен законодательной и исполнительнойвласти, то в дуалистической только законодательной. Появление такой формы правления в Европе связано с восстанияминародных масс в XVIII-XIX вв. против абсолютизма, за ограничение правмонарха. Дуалистическая монархия стала воплощением компромисса, где монархпри этом выражает интересы феодалов (дворянства), а парламент представляетинтересы буржуазии и в определенной степени других слоев населения (чащевсего «третьего сословия»). Несмотря на это полномочия монарха были оченьсильны: . своими указами (декретами) он регулировал многие сферы жизни общества, такие указы не требовали одобрения парламента; . монарх имел право вето (но только отлагательного) по отношению к законам парламента; . назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом; . монарх имел право роспуска парламента; . глава государства имел право назначения даты новых выборов. Дуалистическая монархия существовала в Германии (1871—1918 гг.),Турции, Кувейте, Иордании, Ливии, Непале и других стран. До 1990г. Непал иКувейт являлись абсолютными монархиями, однако в силу исторических событий(народное восстание в Непале в 1990 г., война Кувейта с Ираком в 1991 г.)в них начались демократические реформы и на сегодняшний день Кувейт и Непалперешли от абсолютных к дуалистическим монархиям. Нетрадиционные монархии – особые виды монархий, которые не подпадают непод одну категорию. Например, выборная монархия в Малайзии, где корольизбирается на пять лет из числа наследников султана из девяти штатов. Такжесуществует коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах, гдеполномочия монархов принадлежат Совету эмиров, объединившихся в федерациюэмиратов. Существует патриархальная монархия в Свазиленде, где монархом,по существу, является вождь племени. Также необходимо отметить квази-монархию в Британском Содружестве. В нем главой государства являетсябританская королева, представленная генерал-губернатором, но фактически всефункции осуществляются правительством. Особо стоит отметить теократию –форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть вгосударстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви являетсяодновременно и светским главой государства. Самым ярким примеромтеократической монархии в современном мире является Ватикан, где РимскийПапа – глава церкви и государства. 1.2. Республика. Республика (лат. respublica – общенародное дело) – это «формаправления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборныморганам, избираемым на определенный срок и несущими ответственность передизбирателями»[12]. Республике присущ демократический способ образованияверховных органов государства. Государственная власть строится на принциперазделения властей. В республике главой государства является президент,избираемый разными способами, но из среды граждан государства. ПоКонституции США 1787 г. президент не может быть «ни одно лицо, неявляющееся по рождению гражданином или не состоящее в гражданствеСоединенных Штатов во время утверждения этой Конституции, не может бытьизбрано на должность Президента; равным образом не подлежит избранию на этудолжность лицо, не достигшее 35-летнего возраста и не прожившее 14 лет впределах Соединенных Штатов»[13]. Согласно части 2 статьи 81 КонституцииРоссийской Федерации «Президентом Российской Федерации может быть избрангражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий вРоссийской Федерации не менее 10 лет». Таким образом, в разных странахвыборы президента происходят по-разному, но во всех странах президентвыбирается народом или его представителями. Можно выделить следующие основные признаки республики: . существование единоличного или коллегиального главы государства; . выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; . осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа; . юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; . обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов; . преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства; . имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. На ряду с монархической формой правления республиканская такжезародилась в рабовладельческих государствах. Одна из первых республиксформировалась в Афинском государстве в VIII в. до н.э. и в V-IV вв. дон.э. была признана демократической республикой. В эпоху феодализмареспубликанская форма правления применялась нечасто. В современностиреспублика переживает расцвет, и становится своеобразным ориентиром дляразвивающихся стран. Современные республики подразделяются на парламентские и президентские.Основной критерий разделения, заключается в том, какой из органов высшейвласти – президент или парламент – формируют и руководят правительством.Отдельной формой принято также выделять смешанные «полупрезидентские»республики, в которых есть признаки и парламентской и президентскойреспублики. Кроме того, в современном мире существуют нетрадиционные видыреспублик. 1.2.1. Президентская республика. Президентская республика – это форма правления, при которой во главегосударства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающийв одном лице полномочия главы государства и главы правительства. Вреспублике этого вида государственное управление строится по принципужесткого разделения властей на три ветви: судебную, законодательную иисполнительную. Президент управляет государством посредствам руководствадеятельностью правительства, парламент же принимает законы, хотя и в этомнаправлении парламент зависим от президента, т.к. любой закон поступает наподпись главе государства. Высшие органы государства не только структурнообособлены, но и обладают значительной самостоятельностью. Таковыотличительные черты президентской республики: внепарламентский способ избрания президента (всенародное голосование); внепарламентский способ формирования правительства; отсутствие ответственности правительства перед парламентом. Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента.Правительство ответственно только перед президентом. Президент чаще всего,лишен права роспуска парламента, но парламент может возбудить противпрезидента процесс его отстранения от власти (импичмент). Это происходиттогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершаетпреступление, грубо нарушает Конституцию. В противовес импичменту президентимеет свое “оружие” против парламента, он может наложить вето на законыпредставленные парламентом ему на подпись. Иной моделью президентской республики является такое устройство формыправления, когда президент является главой государства, но не совмещаетэтот статус со статусом главы правительства. Тогда кроме распределенияполномочий, закрепленных Конституцией, президент, как упоминалось выше,образует систему органов - государственных и общественных - при президенте,которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства,гаранта конституции. Таким образом, в президентской республике при условии соблюденияконституционной законности правительство более стабильно, а парламентобладает более реальными полномочиями. Президентская республика являетсявесьма гибкой формой правления, поэтому она и получила довольно широкоераспространение. В настоящие время к президентским республикам относятсяСоединенные Штаты Америки, Аргентина, Мексика, Бразилия и другие. Вопрос оботнесении в эту же группу России спорен, т.к. согласно КонституцииРоссийской Федерации Президент России обладает, куда большими полномочиямии возможностями, нежели глава государства в классической президентскойреспублике. Однако данный вопрос вынесен в отдельную часть работы и поэтомубудет рассмотрен ниже. 1.2.2. Парламентская республика. Парламентская республика – это форма правления, при которой во главегосударства стоит выборное должностное лицо, но «правительство формируетсяпарламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а неперед главой государства»[14]. Парламентская республика характеризуетсяпровозглашением принципа верховенства парламента, перед которымправительство несет политическую ответственность за свою деятельность.Формальной отличительной особенностью этого вида республики являетсяналичие должности премьер-министра (может именоваться и иначе), которогоизбирает (назначает) парламент. При этой форме правления правительствоформируется только парламентским путем, т.е. из числа лидеров партии,получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, покаоно располагает поддержкой парламентского большинства. Участие президента вформировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяетсябольшими полномочиями (имеет право роспуска парламента), на практике неоказывает никакого влияния на осуществление государственной власти. Любоеего действие может быть осуществлено только с согласия правительства,исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, какправило, только после одобрения правительством или парламентом, которыенесут за них ответственность. Парламентская республика является менее распространенной формойправления, чем республика президентская, но она также существует. Примерамипарламентской республики могут стать Италия, Германия, Финляндия и другие.Определенное стремление к данной форме правления проявляет Верховная РадаРеспублики Украина, но в связи с нестабильной обстановкой в политических иэкономических вопросах, дело об изменениях в Конституции Украины дальшепарламентских дебатов, перераставших в беспорядки, не пошло. 1.2.3. Смешанные «полупрезидентские» республики. Смешанная форма или полупрезидентская форма республики – эта формаправления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признакипарламентской и президентской республики. Впервые такая форма республикибыла введена во Франции в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля, которыйстремился к сильной президентской власти, но должен был учитывать традициипарламентаризма в стране. Особенности этой формы правления заключаются в том, что, как и востальных формах республики, президент избирается народом, но не являетсяглавой исполнительной власти. Исполнительной властью обладаетправительство, которое несет основную ответственность перед президентом иограниченную – перед парламентом. Таким образом, двойная ответственностьправительства – специфическая черта разделения властей при смешаннойреспублике. Также стоит отметить, что в смешанной республике, президент можетназначать вице-премьеров и министров, независимо от партийного состава ирасклада политических сил в стране. Назначение премьер-министра происходитпо-разному, например, во Франции и Казахстане – самостоятельно, а в Россиии на Украине назначается с согласия парламента. В том числе, президентимеет право уволить премьер-министра, отдельного министра или всеправительство. В России этот признак как никакой другой часто проявлялся вконце 90-х годов. Таким образом, в смешенной республике президент не относится ни кодной из ветвей власти, и правительство несет ответственность передпрезидентом. На данный момент, смешанная форма республики существует вРоссийской Федерации, Казахстане, Румынии, Франции и других странах.Традиционно эта форма прижилась в государствах, где авторитет президента,как главы государства наиболее высок и непоколебим. 1.2.4. Нетрадиционные республики. В современном мире существуют и иные, нетипичные, виды республик.Например, теократические республики. Яркий пример такой формы правления –Исламская Республика Иран. Характерной чертой теократической республикиявляется сочетание светской и духовной власти в руках выборного главыгосударства. По способу выбора главы государства теократическая республикаблизка к парламентской. До недавнего времени теократической республикойявлялся Афганистан, под руководством правительства талибов. Для некоторых стран Африки характерна своеобразная формапрезидентской монократической республики: в условиях однопартийногополитического режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом,парламент же реальных полномочий не имел. Примерами могут стать такиегосударства как Заир и Малави, где при провозглашении республики фактическисуществует абсолютная монархия. Долгое время в отечественной юридической науке особой формойреспублики считалась республика Советов. Ее признаками назывались:откровенно классовый характер (диктатура пролетариата), отсутствиеразделения властей при полновластии Советов, жесткая иерархия последних,право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения срока ихполномочий (императивный мандат), реальное перераспределение власти отэпизодически собиравшихся Советов в пользу их исполнительных комитетов. Нокрах социалистического строя и СССР привел к переоценке характеристическихсвойств данной формы правления и на данный момент республика Советов несчитается таковой. 2. Форма государственного устройства. История существования государства свидетельствует о том, что во всехвека разные государства отличались друг от друга внутренним строением, т.е.способом территориального деления (административно-территориальные единицы,автономные политические образования, государственные образования,обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственнойвласти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципудемократического централизма). Все выше перечисленные явления в современнойюридической теории принято объединять в один термин – формагосударственного устройства, под которой понимается «территориальнаяорганизация государственной власти, соотношение государства как целого сего составными частями»[15]. При всем многообразии форм государственного устройства двумя основнымисреди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственногоустройства – конфедерация, но на современной политической карте мира онафактически не встречается. Также необходимо добавить, что форма государственного устройстваделится на две группы: внутренние и межгосударственные устройства. Квнутренним можно отнести унитарную и федеративную форму государственногоустройства, а к межгосударственным – конфедерацию. Конфедерация государствне рассматривается, как внутренняя форма государственного устройства,потому что является союзом государств, объединением международно-правовогохарактера с международным договором. Также стоит заметить, что многиеавторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством,а всего лишь содружеством, «союзом абсолютно независимых государств,созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общеговрага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.)»[16]. 2.1. Унитарное государственное устройство. Термин “унитарное государство” происходит от латинского слова “unus”,что переводиться как один, единственный. «Унитарное государство – целостноецентрализованное государство, административно-территориальные единицыкоторого не имеют статуса государственных образований, не обладаютсуверенитетом»[17]. Лишь некоторые очень мелкие государства, преимущественно острова вОкеании, Карибском бассейне, не делятся на административно-территориальныеединицы (Науру в Океании, Бахрейн в Азии, Мальта в Средиземном море, Арубав Карибском бассейне, Монако в Европе и др.). Унитарное государство, какправило, более централизованная форма государственного устройства посравнению с федерацией, где государственной властью обладают и ее субъекты. Унитарные государства в свою очередь подразделяются на простые исложные. Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия, Вануату и др.),сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований(Дания, Китай, Украина, Никарагуа и др.). Сложные унитарные государствапринято считать переходной формой к федерации. Унитарная форма государственного устройства имеет место в большинствесовременных государств. Она характеризуется единой структуройгосударственного аппарата на всей территории страны. Парламент, главагосударства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территориювсей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная)ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либоместных органов. Все административно-территориальные единицы имеют одинаковыйюридический статус и равное положение по отношению к центральным органам.Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие изакрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политическойсамостоятельностью. Население унитарного государства имеет единую государственнуюпринадлежность. Никакие административно-территориальные образованиясобственного гражданства не имеют. Для унитарного государства характернойявляется единая система права. Ее базу образует единая конституция -основной закон, нормы которого применяются на всей территории страны безкаких-либо изъятий и ограничений. Также, действует единая судебная система,которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясьобщими для всех государственных образований нормами материального ипроцессуального права. Судебные органы, как впрочем, и все другиеправоохранительные органы, представляют собой звенья единойцентрализованной системы. В унитарном государстве используется одноканальная система налогов.Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разныерегионы. Таким образом, в унитарном государстве осуществляетсяцентрализация всего государственного аппарата и вводится прямой либокосвенный контроль над местными органами власти. 2.2 Федеративное государственное устройство. Федерация (лат. foederatio – объединение, союз) есть «сложное союзноегосударство, части которого являются государствами или государственнымиобразованиями, обладающими суверенитетом»[18]. В строго научном смыслефедерацией называют союз государств, основанный на договоре иликонституции. «При этом федеральные конституции устанавливают, в чем именнополитически срастающиеся малые государства сохраняют свою«самостоятельность» а в чем они ее утратят»[19]. Сейчас в мире 25федераций, существенный рост государств с федеративной формой устройстванаблюдался после окончания Второй мировой войны. Обычно это крупныегосударства, существующие на всех континентах планеты: Германия и Россия —в Европе, Индия и Пакистан — в Азии, Нигерия и Эфиопия — в Африке, США иБразилия — в Америке, Австралия в Океании и др. Среди них есть небольшиевысокоразвитые государства (Австрия, Бельгия), страны среднего уровняразвития (Мексика), отсталые государства (Исламская Федеративная РеспубликаКоморских Островов), есть и совсем малые государства (Федерация Сент-Кристофер и Невис в Карибском бассейне с населением 50 тыс. человек). Федеративные государства возникли по-разному. Некоторые из нихобразовались на основе объединения ранее самостоятельных государств,ставших членами (субъектами) федерации (США в 1787 г. вследствиеобъединения штатов, Танзания в результате объединения Танганьики иЗанзибара в 1964 г., Объединенные Арабские Эмираты в 1971 г.). Таким жеобразом был образован и СССР 31 декабря 1922 г. Элементы объединительногопроцесса имели место в Малайзии. Многие федерации были, однако, созданы припринятии конституций или специальными законами (Индия, Пакистан и др.),другие — сочетали те или иные способы (Россия). Любая федерация — это сложное государство, состоящее из государств-членов или государственных образований. Это отличает федерацию отунитарного государства с одной или несколькими автономиями, занимающимиобычно незначительную часть страны (исключение — КНР). Территориальныеобразования в федерации носят название субъекты и имеют равноправныефункции. Они называются по-разному: штаты, эмираты, провинции, кантоны ит.д. В России же Конституцией предусмотрено 6 различных наименованийсубъектов. Существует ряд признаков, по которым можно отличить федерацию от другихформ государственного устройства: . существует два уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и республиканский (уровень штата, кантона, земли). На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов. В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне; . наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования, и это закрепляется конституциями государств; . функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единстве. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется право принятия собственной конституции, но при этом устанавливается принцип субординации (иерархии законов), где федеральная конституция и федеральные законы стоят на верхней позиции; . высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит общефедеральным органам – федеральному президенту, правительству, парламенту, судам; . субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая модуль для построения судебной системы в субъектах федерации; . используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъекта федерации. Как правило, собранные налоги поступают в общую казну, а потом распределяются по субъектам; . наличие единых вооруженных сил, полиции, служб безопасности, таможни, подчиняющихся центральному аппарату. Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенциимежду союзом и субъектами федерации. Практика федеративных государствпоказывает, что вопрос полномочий федерации и местных органов решается наоснове трех принципов:1. Принцип исключительной компетенции федерации, т.е. определение предметов ведения.2. Принцип совместной компетенции, т.е. установление одного и того же перечня предметов ведения, как федерации, так и субъектов.3. Принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий. В современной юридической теории принято выделять несколькоразновидностей федеративных государств: основанные на национально-территориальном признаке, и иные (территориальные и национальные)федерации; федерации симметричные и асимметричные; договорные иконститутивные (конституционные). 2.2.1 Территориальная федерация. В основу территориальной федерации положен принцип разделения страныпо территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, какправило, в очень больших по территории государств (США, Мексика, Бразилия). Также, федерации делятся по территориальному признаку, потому что число ихсубъектов не соответствует числу национальных групп. «В США нет компактнопроживающих национальностей, но существуют 50 штатов, в Швейцарии четыреязыковые группы (используется французский, немецкий, итальянский,ретороманский языки) и более 20 кантонов, в Германии проживают немцы (естькомпактно проживающее славянское меньшинство — сорбы), но созданы 16 земель(субъектов федерации)»[20]. По территориальному принципу были построенылатиноамериканские федерации (Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла),Австралия, многие федерации в новых государствах, возникших на местепрежних колоний (Индонезия, Ливия, Кения, федерация Египта и Сирии и др.).В основном территориальный принцип лежит в основе федерации в Малайзии,Пакистане. 2.2.2 Национальная федерация. В национальных федерациях субъекты создаются на основе разделенияпроживающего населения по национальности. Тезис о создании федераций толькопо национальному признаку был безусловным требованием марксистско-ленинскойтеории по вопросам государства. Таким образом, строились федерации в СССР иРСФСР, в Югославии (Союз Сербии и Черногории), этот подход был использованв 1968 г. в Чехословакии. Федерация в странах тоталитарного социализмарассматривалась только как средство решения национального вопроса,объединения распавшейся многонациональной страны, преодоления национальныхпротиворечий и установления их сотрудничества. Национальные федерациинаиболее сложные образования. Им присуще все признаки федерации, но кромених имеется множество особенностей. У такого рода федераций можно выделитьряд черт: 1) Субъектами такой федерации являются национальные государства инационально-государственные образования, которые отличаются друг от друганациональным составом населения, культурой, бытом, традициями и обычаями,религией и верованиями. 2) Такого рода федерация строится на принципе добровольногообъединения составляющих ее субъектов. 3) Высшие государственные органы национальной федерации формируютсяиз представителей субъектов федерации, то есть центральная власть создаетсядля решения проблем каждой нации и народности, проживающей на территориифедерации. 4) Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитетбольших и малых наций, другими словами их свобода и самостоятельноеразвитие. 5) В национальной федерации особенностью является правовое положениеее субъектов. В подобных федерациях основополагающий принцип - «право нацийна самоопределение». То есть право национального субъекта по своемуусмотрению выйти из состава федерации, если он более не желает находиться всоюзе с другими субъектами федерации. Причем согласие субъектов федерациина это, как правило, не требуется. Помимо прочего на современной политической карте мира можно встретитьи так называемые смешанные федерации. Они представляют собой особый видфедераций - национально-территориальные федерации, в основу формированиясубъектов которых положен и национальный, и территориальный принципы.Примерами национально-территориальных федераций являются: РоссийскаяФедерация (32 субъекта, которые создана на основе проживающей в нейнациональности, в том числе не имеющей в субъекте большинства, 57 субъектов- территориальные образования, где проживает главным образом русскоенаселение); Федеральная Республика Германия (состоит из 16 территориальныхсубъектов земель, население которых в прошлом представляло собойродственные немецкие народности). Подобный принцип организации государства,несомненно, оправдывает себя в федерациях с обширными территориями иразнородным населением. 2.2.3. Симметричная федерация В идеале для юридически симметричной федерации все образующие еесоставные части одинаковы и равноправны. Такая федерация состоит только изсубъектов федерации, имеющих один и тот же правовой статус. Только субъектыявляются частями федерации в Германии (земли), в ОАЭ (эмираты), Аргентине(провинции), России (применяются разные названия субъектов). Однакоабсолютно симметричных федераций нет, т.к. какие-то элементы различий междусубъектами существуют. В Германии земли имеют неодинаковое число голосов вверхней палате парламента — бундесрате (от трех до шести голосов независимоот численности представителей земли), в однопалатном совещательномНациональном собрании ОАЭ эмираты имеют от 8 до 4 представителей, в Россииодни субъекты имеют свои конституции и называются в федеральной Конституциигосударствами (хотя и в скобках), другие — нет, и т.д. На данный моменттолько в Австрии, Мексике, Бразилии и Аргентине структура федераций с точкизрения правового положения ее составных частей, близка к идеалусимметричной федерации. 2.2.4. Асимметричная федерация Асимметричная федерация состоит из различных частей, неодинаковых посвоему правовому положению (субъектов и не субъектов), да и статуссубъектов в свою очередь может быть неодинаков. В США помимо штатов(субъектов) существуют небольшие территории (владения)— Виргинские Острова,Восточное Самоа, федеральный округ Колумбия, Пуэрто-Рико, которые непользуются правами штатов (их население, в частности, не участвует ввыборах парламента США). В Индии есть шесть “союзных территорий”, статускоторых ниже статуса штатов: штаты имеют местные парламенты, правительства,а территории управляются федеральными властями. Аналогичная ситуациясуществует в Австралии, некоторых других государствах. Как уже было замечено и статус самих субъектов может бытьнеодинаковым. «В Индии некоторые штаты (штат Джамму и Кашмир) имеют болееширокие права по сравнению с другими штатами (для первого штата сделаномного исключений из конституции, законы парламента, относящиеся к Сиккиму,требуют согласования с ним), права мелких штатов (Метхалая, Нагаленд)урезаны, хотя в них с разрешения губернатора может не применятьсяфедеральное законодательство по некоторым вопросам, регулируемым племеннымиобычаями»[21]. В Малайзии главы четырех из 13 штатов не участвуют в выборахглавы государства. В России, как отмечалось, в составе федерации естьтолько субъекты (с разными названиями). Хотя Конституция говорит, что всеони равноправны (ст. 5), по той же Конституции их правовой статус не совсемодинаков. Республики считаются государствами, имеют свою конституцию, могутиметь свое гражданство и государственный язык. Другие пять видов субъектов(области, края, города федерального значения, автономная область иавтономные округа) такими правами не обладают. 2.2.5. Нетрадиционные федерации. Наряду с вышеозначенными федерациями существуют также договорные,учредительные и конститутивные федерации. Договорные федерации создаютсякак результат свободного объединения ряда государств и государственныхобразований, закрепленных в договоре (США, СССР). Учредительные федерациивозникают как результат трансформации унитарных государств и договорныхфедераций, сами создают в своем составе собственных субъектов, наделяя ихчастью суверенитета (Российская Федерация). Конститутивные иликонституционные федерации создаются “сверху”, путем принятия конституции(реформирование федерации в Пакистане в 1973 г.), поправок к ней (в Бельгиив 1993 г.) или закона парламента (реформирование федерации в Индии в 1956г.). 2.3. Конфедеративное государственное устройство. Конфедерация представляет собой «союз суверенных государств,образуемый для достижения определенных целей»[22]. Конфедеративная формагосударственного устройства позволяет создать наиболее благоприятныеусловия для деятельности входящих государств. Эти цели могут носить каквременный, так и постоянный характер. Так, страны Европейскогоэкономического сообщества в своем общении преследуют, прежде всего,экономические цели, причем эти цели относятся к разряду постоянных:обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, переливакапитала, денежного обращения и т.д. Конфедерация в отличие от федерации –это, как правило, союз государств, но вместе с тем конфедерацияпредставляет собой некое государственное образование, объединение. Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимыеорганы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел,объединяются добровольно. Их размер, чаще всего, устанавливается посоглашению. В основном в конфедерациях нет общей армии, хотя и могутсоздаваться силы, для решения военных задач. Каждое государство-членконфедерации обладает собственным полицейским аппаратом. Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяетсявходящими в нее государствами и основан на принципе добровольности исогласии всех ее членов. Выход из конфедерации носит более простойхарактер, нежели выход из федерации. Он может производиться и на основеодностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу. Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеютнестойкий, переходный характер. Конфедерации распадаются весьма быстро,либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбыпротив британского господства. Вскоре конфедерация стала федерацией – США.Так и созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (ОбъединеннаяАрабская республика) распалась моментально. Основными причинами подобнойнестабильности конфедераций является два фактор. Каждый член конфедерацииобладает правом сецессии, т.е. правом одностороннего свободного выходасубъекта из состава конфедерации и правом нуллификации, т.е. правом неподчинения решениям конфедеративных властей. Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельнымигосударствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторондеятельности, которые стали предметом их добровольного объединения. Так жетолько интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут также статьпредметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов. В юридической теории по поводу целесообразности выделения конфедерациив отдельную форму государственного устройства поныне идут споры, т.к.фактически конфедераций сейчас не существует, есть лишь государства(межгосударственные образования) с отдельными признаками конфедерации.Однако, по мнению некоторых деятелей юридической науки «ставить крест» наконфедерации как форме государственного устройства рано, т.к. именноконфедерация может стать «золотой серединой» в деле объединения рядагосударств, таких как бывшие республики СССР; республики, входившие всостав Югославии; Северная и Южная Кореи. 2.4.Нетрадиционные формы государственного устройства. Наряду с унитарными и федеративными государствами в современном миресуществуют и нетрадиционные формы государственного устройства. Среди них:содружество, сообщество и союз. Содружество – это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация,но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемыхналичием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющиеих признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая формасобственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица ид.р.), во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм,сходство имеет и правовой статус гражданина), в-третьих, языка (иногдаязыковое единство имеет лингвистический характер, например, у славянскихстран СНГ, иногда же единство обусловливается его привнесением в результатеколониального господства, как, например, у стран Британского содружестванаций), в-четвертых, культуры (зачастую культурная общность имеет единоепроисхождение, иногда достигается путем взаимообогащения или дажепривнесения и ассимиляции иных, чужеродных элементов), в-пятых, религии (ноне всегда). Однако содружество - это не государство, а своеобразноеобъединение независимых государств. В основе содружества, как и приконфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация,иные юридические акты. Для теории государства и права изучение такой формы организационногообъединения государств, как содружество, стало относительно новым иособенно актуальным делом после распада СССР и образования СодружестваНезависимых Государств некоторыми республиками, ранее входившими в егосостав. В этой связи следует отметить, что Содружество как объединениегосударств может носить и переходный характер. Оно может развиться вконфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешенности,противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужитьэтапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств. Сообщество - является еще одной своеобразной переходной формой вгосударственной организации общества. В основе Сообщества, как правило,лежит межгосударственный договор. Оно в большинстве случаев усиливаетинтернациональные связи государств, входящих в Сообщество, и эволюционируетв сторону конфедеративного объединения (например, Европейские сообщества).В Сообщество могут входить ассоциированные члены - государства, принимающиете или иные правила, действующие в Сообществе. Порядок вступления вСообщество и выхода из него устанавливается членами Сообщества. ВСообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-государств), надгосударственные органы. Сообщество может иметь цельвыровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящихв него, объединить усилия этих государств для достижения глобальных целей,упростить таможенные, визовые и иные барьеры (вплоть до их отмены) и т.д. Союз - это еще одна разновидность государственных соединений сопределенной целью. В теории государства и права определение союза даетсяочень редко, потому что эта форма встречается не часто. Союзныеформирования можно встретить в России, например союз России и Белоруссии.Этот союз является политическим объединением двух суверенных стран, с общейконституцией (в перспективе) и языком (по сути). Среди зарубежных стран наиболее отчетливо элементы союза характерныдля Европейского Союза (ранее — Сообщества). В состав союза входит 15суверенных государств. Союз имеет Европарламент, члены которого теперьизбираются прямым голосованием избирателей в государствах-членах поизбирательным округам, каждое государство имеет определенное числоизбирательных округов в основном в пропорции к численности населения(ранее, члены Европарламента избирались косвенными выборами — парламентамиотдельных государств). Среди органов Союза есть Совет министров, другиеорганы, некоторые из них могут принимать решения, обязательные длягосударств-членов. По ряду вопросов принимаются европейские правовые акты,которые имеют обязательную силу. Некоторые из них действуют непосредственнов государствах-членах. Другие акты обязывают государства-члены привестивнутреннее законодательство в соответствие с актами Европейского союза. В2002 г. в Европейском союзе была введена общая денежная единица – евро. Втеории государства и права Европейский Союз понимается по-разному, каксоюз и, как сообщество. На примере выше означенных форм государственного устройства мы можемвновь наблюдать тенденцию к преобразованию и глобализации развитыхгосударств. Все мощней становится авторитет Евросоюза, что дает основаниясделать предположение о дальнейшем развитии подобных ассоциированныхгосударственных объединений. 3. Форма государственного политического режима. С формой государства тесно связан политический режим, значениекоторого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Такизменение политического режима (даже если форма правления и формагосударственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкомуизменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, чтополитический режим связан не только с формой организации власти, но и с еесодержанием. Политический режим — «это методы осуществления политической власти,итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается врезультате взаимодействия и противоборства различных политических сил,функционирования всех политических институтов и характеризуетсядемократизмом или антидемократизмом»[23]. Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки данноготермина: . Политический режим, прежде всего, зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала. . В каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется. Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которыхгосударство управляет проживающими на его территории людьми, т.е.политического режима, становится также объективно необходимым дляпостижения формы государства. Теория государства и права выделяет несколько основных видовполитического режима, которые применялись в многовековой историигосударственности. Эти виды представляют собой широкий спектр отавторитарного до демократического режима. 3.1. Деспотический режим. Деспотический режим (греч. – despotia - неограниченная власть). Этотрежим характерен для монархической формы правления, а именно дляабсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно однимлицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности ихарактеризовались крайним произволом в управлении, полным бесправием иподчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых иморальных начал в управлении. Для многих государств азиатского способапроизводства с их общественной, государственной собственностью,принуждением к труду, жесткой регламентацией труда, распределением егорезультатов, завоевательными, имперскими тенденциями деспотический режимстановился типичной формой осуществления власти. В деспотическомгосударстве доминируют карательная, жесткая налоговая политика по отношениюк народу. Психологические основы деспотии также своеобразны: страх пронизываетвсе поры в государстве. Деспотия держится на страхе. Характеризуя деспотию,Монтескье пишет о том, что все должны чувствовать ежеминутно вечно поднятуюруку государя. “Если государь хотя бы на мгновение опусти угрожающую руку,если он не может без промедления уничтожить лиц, занимающих первые места вгосударстве, то все пропало, так как страх - единственное начало этогообраза правления - исчез, и у народа нет более защитника”[24]. Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья,на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, вгосударствах азиатского способа производства, рабовладельческих обществах,некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развитиячеловеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал иможет возникать и в некоторых современных государствах в силу историческогосвоеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров,монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавлениепротивников режима. 3.2. Тиранический режим. Тиранический режим - также основан на единоличном правлении. Однако вотличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным,захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощьюгосударственного переворота. Она также лишена правовых и нравственныхначал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. В тирании какполитическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов:осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто заобнаруженный умысел на этот счет; захватчики широко используют ипринуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Тираническиережимы можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековыхгородах-государствах. Тирания, как и деспотия, основана на произволе.Однако если в деспотии произвол и самовластие обрушиваются, прежде всего,на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждыйчеловек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинствесвоем не стремится их создать. 3.3. Тоталитарный режим. Тоталитарный режим является, как признано, порождением ХХ в., этофашистские государства, социалистические государства периодов “культаличности”. Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторыеполитологи стремились отделить социалистическое государство и искали четкоеопределение социалистической государственности. Тоталитарный режим являетсякрайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает каквсеохватывающая, всеконтролирующая и всепроницающая власть. Тоталитарныйрежим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии,которая формируется и задается общественно-политическим движением,политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народав большинстве случаев харизматическим. Тоталитарный режим допускает толькоодну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии,стремится разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляетсяведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы.Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляютсяантинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжиганиесоциальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственногоуправления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов.В результате этого становится массовым явлением одновременное занятиепартийной и государственной должности, а там, где этого не происходит,государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц,занимающих партийные посты. В государственном управлении тоталитарный режимхарактеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит какисполнение команд сверху, при котором инициатива не поощряется, а строгонаказывается. Местные органы власти и управления становятся простымипередатчиками команд. Центром тоталитарной системы является вождь. Егофигура становится сакральной для всех. Он объявляется самым мудрым,непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либокритическое отношение к нему пресекается. Милитаризация - также одна из основных характеристик

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по Теории государства и права на тему: «Форма государства» iconКурсовая работа по Теории Государства и Права на тему: «Функции государства...

Курсовая работа по Теории государства и права на тему: «Форма государства» iconКурсовая работа по теории государства и права на тему «Понятие, классификация...

Курсовая работа по Теории государства и права на тему: «Форма государства» iconКурсовая работа: «теория государства и права»
Ii. Современное состояние теории государства и права как науки и учебной дисциплины 14

Курсовая работа по Теории государства и права на тему: «Форма государства» iconКурсовая работа по теории права и государства на тему: «Формы реализации права»

Курсовая работа по Теории государства и права на тему: «Форма государства» iconКурсовая работа по теории государства и права Тема: «Аппарат (механизм) государства»

Курсовая работа по Теории государства и права на тему: «Форма государства» iconКурсовая работа по «Теории Государства и права» на тему: «Правовые системы в современном мире»

Курсовая работа по Теории государства и права на тему: «Форма государства» iconКурсовая работа по теории государства и права на тему: «разделение...

Курсовая работа по Теории государства и права на тему: «Форма государства» iconКурсовая работа по теории государства и права на тему: «Теоретические...

Курсовая работа по Теории государства и права на тему: «Форма государства» iconКурсовая работа является одной из важнейших форм самостоятельной...
Не «Теория государства и права» предусматривается на первом курсе обучения. Тематика и методические рекомендации по выполнению курсовых...

Курсовая работа по Теории государства и права на тему: «Форма государства» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Основы теории государства...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<