Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Религиозное возрождение и особенности современного развития религии в Украине «религиозное возрождение»




Скачать 312.53 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Религиозное возрождение и особенности современного развития религии в Украине «религиозное возрождение»
Дата публикации13.12.2013
Размер312.53 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Право > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Религиозное возрождение и особенности современного развития религии в Украине

«РЕЛИГИОЗНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕЛИГИИ. . Введение. . Глава 1 – Зачем нам вера ?. . Глава 2 – Назад к религии . Глава 3 – Куда идти ? . Глава 4 – «Мы пойдем другим путем…» . Глава 5 – Факты, факты, факты … . Глава 6 – Наука и религия. . Глава 7 – А верим ли мы ? . Выводы. . Список использованной литературы. ВВЕДЕНИЕ. Долгое время наша страна была атеистическим государством. С началаустановления советской власти и до развала Советского Союза церковь игосударство были два антагониста. Декретом совета народных комиссаров от23 января 1918г. было установлено ,что: "Церковь отделяется от государства.Школа отделяется от церкви." Церковные и религиозные общества лишались прав юридического лица иправ владения собственностью. Если в годы гражданской войны убийствасвященнослужителей носили неорганизованный характер, то в 20-39 г. ихпреследование приняло формы контролируемых кампаний. Сокрушительный удар поцеркви был нанесен в начале 20-х годов, когда ее обвинили в саботажегосударственных постановлений об изъятии церковных ценностей в пользуголодающих Поволжья. В действительности Церковь не отказывалась от помощи ипротестовала только против разграбления храмов под благовидными предлогамии против надругательства над святынями. Прокатилась первая волна"показательных процессов" над духовенством. Во время этой кампании былоосуждено значительное число иерархов, в том числе патриарх Тихон. В воззвании патриарха от 7 апреля 1925 г. и в декларации 1927 г.Церковь заявила о своей лояльности советской власти в гражданскомотношении, без каких-либо уступок в области веры. Это не остановилорепрессий в период раскулачивания и коллективизации. К 1940г. на территорииСССР осталось лишь несколько десятков действующих церквей. Власти Советского Союза изменили свое отношение к Церкви лишь тогда,когда под угрозой оказалось существование страны. Во время ВеликойОтечественной войны ряд ограничений на религиозную деятельность был снят,прямые гонения затихли. За короткое время открылось около 10 тыс. новыхприходов. В 1943г. Русская церковь вновь обрела Патриарха. В начале 60-х годов власти вновь ужесточили политику в отношенииЦеркви. Даже когда волна преследований спала, число приходов продолжалосокращаться ( с 7523 в 1966г. до 6794 в 1986г.). Отношения Церкви и государства нашли свое отражение в КонституцииУкраинской Советской социалистической республики, Статья 32 которойгласила: " Гражданам Украинской ССР гарантируется свобода совести, то естьправо исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлятьрелигиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды иненависти в связи с религиозными верованиями запрещается. Церковь вУкраинской ССР отделена от государства и школа - от церкви ." В программе Коммунистической партии Советского Союза былозаложено атеистическое воспитания советских людей.Атеистическое государстворазвернуло планомерную борьбу против Церкви. На первый план выдвигалосьатеистическое воспитание граждан. Атеизм представляет собой специфическую область философскогоматериалистического знания. Научный атеизм – это система философско-материалистических знаний о возникновении, эволюции, функционировании иотмирании религии. Одной из главных составных частей предмета научногоатеизма является последовательная, всесторонняя критика религии,несостоятельность которой рассматривается им с философской,естественнонаучной, психологической и исторической точек зрения. Однакосам по себе атеизм, как голое отрицание религии, ничего не представляет ипоэтому сам является религией. Вместо религиозной морали, гражданам сталипроповедовать коммунистическую мораль. ( "Моральный кодекс строителейкоммунизма"). Научный атеизм - был религией правящей партии. Господствующая идеология неизбежно вступала в противоречие срелигиозным сознанием. Именно это и явилось причиной кампании, пришедшейсяна рубеж 50-60 годов. Газеты, радио и телевидение, другие средствамассовой информации были сориентированы на усиление атеистическойпропаганды. Во многих областных и районных центрах создаются атеистическиемузеи и планетарии. В вузах открываются кафедры научного атеизма.. Курслекций по научному атеизму вводится не только в высших учебных заведениях,но и в старших классах общеобразовательной школы. В начале 1962 года были внесены значительные изменения и взаконодательство. Ограничивалось открытие церквей и молитвенных домов.Культовые объекты можно было легко закрыть. Священнослужители лишалисьправа контролировать финансы религиозных общин, не могли руководить ихпрактической деятельностью. Государственные налоги и на религиозные общиныдостигали 80%. Особенно сильным гонениям подвергалась православная церковь. Напротяжении 1957-1964 г. в Украине было закрыто более 46% храмов. Болеевсего это затронуло центральные и юго-восточные районы республики, гдесопротивление населения антицерковным акциям было не значительно. Так, наЗапорожье из 108 храмов осталось 9, на Днепропетровщине всего 26. Запрещение украинской автокефальной в довоенные и греко-католическойцеркви в послевоенные годы, дикая антирелигиозная кампания конца 50 -начала 60 годов вызвали к жизни нетрадиционный вид диссидентства -религиозное. Особенно активно боролись за восстановление своих попранныхправ боролись греко-католики. Формально ликвидированная греко-католическаяцерковь действовала в западно-украинских областях подпольно. В 1976 г. было принято "Положение о религиозных объединениях вУкраинской ССР. "Оно было утверждено Указом Президиума Верховного СоветаУкраинской ССР от 1ноября 1976г. В них регулировались организация идеятельность религиозных объединений, проведение религиозных обрядов икультов, молитвенные здания и имущества культа. Глава 1. ЗАЧЕМ НАМ ВЕРА ? К концу второго тысячелетия современной цивилизации все пятьмиллиардов живущих на земле людей верят. Одни верят в Бога, другие - в то,что его нет, люди верят в прогресс, справедливость, разум. Вера являетсяважнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией,убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой, обычаем, по которым,точнее внутри которых - он живет, действует, мыслит и чувствует. Вера - универсальное свойство человеческой природы. Украина трижды на протяжении своей истории переживала процесснационального возрождения, которое не только активизировало деятельностьразличных конфессий, а в целом разрушило вопросы о месте религии в жизнинации. Та реабилитация религии, которая сложилась в общественном мнении загоды независимости Украины, изменение оценки ее роли в духовном инациональном возрождении есть скорее всего реакцией на пропагандурелигиозной духовности средствами массовой информации, своеобразноюиллюзиею желаемого, чем отображением реальных процессов в церковно-религиозной жизни. В целом религиозные процессы характеризуются глубокимкризисом, что выражается в обострении межцерковных и внутриконфессиональныхпроцессов, в снижении влияния традиционных религиозных течений,овладением религиозным полем Украины различными зарубежными миссиями, вотсутствии глубокой веры. Когда летом 1991 г. произошел распад СССР, и вместо него на карте мирапоявился ряд новых независимых национальных государств, вместе с прежнимгосподствовавшим в стране политическим режимом пала и его официальнаяидеология - коммунистическая. Тогда же произошла и значительнаядеидеологизация общества в целом. Поэтому сегодня в Украине фактически нетни официальной государственной, ни вообще любой другой социальнойидеологии, которая признается и разделяется подавляющим большинствомграждан страны. Конечно, с одной стороны, деидеологизацию (то естьосвобождение государства и общества от засилья и диктата прежней единойтоталитарной идеологии) следует рассматривать как очень положительноеявление. Вместе с тем, в любом достаточно стабильном обществе всегдасуществует некая общепризнанная социальная "философия жизни", или системамировоззрения, которая основывается на общности определенных политических ииных интересов, целевых и ценностных установках. Прежняя официальная идеология, несмотря на все ее известныенедостатки, все-таки играла очень важную социальную роль в жизни советскогообщества. Во-первых, она объединяла граждан страны вокруг общей, единой(пусть даже во многом и мифической) цели построения коммунизма, котораяморально принималась и одобрялась большинством. Во-вторых, она снабжалаобщество и каждого советского человека видением позитивной историческойперспективы, указывала четкие социальные ориентиры, а также пути и способыпрактической реализации идеала. В-третьих, она являлась как быквазирелигией (со своими собственными культом святых и обрядностью). Как илюбая религия, она выполняла в обществе компенсаторную психотерапевтическуюфункцию, давая народу оптимистическую веру в "светлое будущее", ощущениестабильности существования и чувство уверенности в завтрашнем дне. Hаконец,в-четвертых, эта идеология способствовала социализации индивидуумов ивыступала своеобразным нравственным регулятором межличностных иобщественных отношений. Cледовало бы также признать, объективности ради,что коммунистическая идеология представляла собой довольно сложную, цельнуюи хорошо разработанную мировоззренческую систему, которая постоянносовершенствовалась и модернизировалась (не затрагивая, конечно, ее основныхположений) на протяжении всего времени правления прежнего политическогорежима. Исторически сложилось так, что к моменту приобретения Украинойнезависимости в запасе у нее не оказалось собственной новой конструктивнойсистемы мировоззрения, которая смогла бы равнозначно заменить прежнююкоммунистическую, была бы сравнима с ней по масштабу и, что самое главное,была бы так же принята большинством граждан страны. Вначале казалось, чтоидеи национального освобождения и создания независимого украинскогогосударства смогут как-то сплотить народ Украины; и это действительнопроизошло на какое-то непродолжительное время Hо с приобретением Украинойнезависимости и суверенной государственности, перед ней объективно всталисовершенно новые исторические задачи экономического, политического икультурного преобразования общества на новый лад в соответствии ссовременными общемировыми стандартами. Они, естественно, потребовали исовершенно новых конструктивных идей, подходов и принципов, призванныхидеологически обеспечить начавшийся в стране этап государственного исоциального реформирования. Украинское общество остро нуждалось в новойобщественной идеологии, которая отвечала бы новой для нее историческойреальности и могла бы на деле объединить разные социальные силы вокругнекоей общей для всех идеи-цели и общих интересов. Однако и до сего временив Украине не нашлось ни одной социально-политической силы, которая была быспособна своими идеями заинтересовать и сплотить большинство членовобщества, побудив их тем самым к активной созидательной деятельности. Глава 2. НАЗАД К РЕЛИГИИ. История религии неразрывно связана с историей государства. Когдапроизошел развал Советского Союза , то и религия коммунистов - научныйатеизм- перестала соответствовать потребностям нового государства.Необходима была новая религия , или старая, но обновленная. В Украиненачинается бурное развитие различных религиозных конфессий, которые , вборьбе за паству часто вступают в противоречия. Духовное раскрепощение сопровождалось в Украине возрождениемзапрещенных и уничтоженных сталинским режимом религиозных конфессий ипрежде всего Украинской греко-католической церкви. В 1987-1989гг. украинские греко-католики провели ряд массовых акций,направленных на легализацию и восстановление своего статуса. Они имелихарактер преимущественно самовольного захвата храмов, в свое время,принадлежавших им. Летом 1988г. вопрос о судьбе УГКЦ был поднят в письмепапы римского Иоанна-Павла к М.Горбачеву, с которым на празднование 1000летия крещения Руси прибыл кардинал Каразоли. Однако Советскоеправительство и особенно Московский патриархат оказывали отчаянноесопротивление предоставлению украинским греко-католикам легального статуса.Лишь в декабре 1989г., после встречи М.Горбачева с папой Иоанном-Павлом П,многочисленных массовых демонстраций и акций наметились определенныесдвиги в легализации униатской церкви. В апреле 1990г. по требованию УГКЦЛьвовский городской Совет передал греко-атоликам собор Святого Юрия воЛьвове. Признанным лидером церкви выступил Мирослав Иван кардиналЛюбачивский. Логичным продолжением возрождения религиозной жизни стало проведение4 июня 1990 г. первого Собора Украинской автокефальной православной церкви(УАПЦ). Церковь объединила приходы преимущественно западных и центральныхобластей республики. Патриархом Киевским и всей Украины был провозглашенМстислав (Степан Скрипник). До этого святейший патриарх проживал в США. Русская православная церковь в лице Московской патриархии пошла нарасширение прав своих епархий в Украине. В январе 1990г. Собор Русскойправославной церкви решил, что епархия, приходы и монастыри на территорииУкраинской ССР будут канонично составлять Украинский экзархат Московскогопатриархата и официально будут называться Украинской православной церковью.Руководителем УПЦ Московский патриархат назначил митрополита Филарета(Денисенко). В этих условиях активизировались также религиозные общины другихнаправлений: римо-католики, евангелистские христиане-баптисты, христианеевангелистской веры, свидетели Иеговы, адвентисты седьмого дня и т.п. Вконце 80-х годов функционировало около 30 различных конфессий. Провозглашение независимости Украины активизировало элементы Русскойправославной церкви в Украине, стремящиеся к отделению от Московскогопатриархата и консолидации православия на автокефальных началах. В основеэтих стремлений было то обстоятельство, что христианство на Руси беретначало от Киева, а также то, что самостоятельное Украинское государстводолжно иметь свою независимую от Москвы церковь. Исходя из этого часть духовенства УПЦ и УАПЦ пришла к соглашению обобъединении двух православных церквей. В июне 1992 г. состоялсяобъединительный собор. Патриархом Украинской православной церкви -Киевского патриархата (УПЦ- КП так стала она называться после объединения.)был избран Мстислав (Скрипник), а его заместителем - Филарет ( Денисенко). Однако объединения православия в Украине не состоялось. Во-первыхобъединительный собор вызвал недовольство Московского патриархата,теряющего в результате этого одну из самых влиятельных и самых богатыхцерквей. Сторонники Московского патриархата взяли под свой контрольбольшинство украинских приходов - свыше 5 тысяч храмов. Украинскуюправославную церковь Московского патриархата (УПЦ-МП ) возглавилмитрополит Владимир ( В.Сабадан). Во-вторых, не признал объединения провозглашенный патриархом УПЦ -КП92 летний Мстислав, за которым пошла часть автокефальных приходов. Послесмерти Мстислава в 1993г. раскол углубился. Он получил закреплениесоответствующим собором УАПЦ и избранием на нем патриархом Димитрия (В.Ярема), до этого, возглавлявшего одну из автокефальных общих во Львове. В свою очередь на соборе УПЦ - после смерти Мстислава на патриаршийпрестол был избран Владимир (Романюк) - известный богослов, выдающийсяукраинский правозащитник. Его заместителем стал митрополит Филарет . Таким образом украинское православие оказалось расколотым на 3ветви, что оказывало отрицательное воздействие на межконфессиональныеотношения и духовную жизнь в целом. В условиях государственной независимости продолжали распространятьсвое влияние Украинская греко-католическая церковь во главе с МирославомИваном Кардиналом Любачивским, объединявшая 2,9 тыс. общин и Римо-католическая церковь - свыше 600 тыс. Конец 80- начало 90-х годов были характерны ростом влиянияпротестанства на религиозную жизнь республики. Это особенно касаетсяЕванелистских христиан-баптистов, свидетелей Иеговы, Адвентистов седьмогодня и т.п.. Через средства массовой информации - распространяласьмиссионерская деятельность зарубежных протестанских церквей. Глава 3. КУДА ИДТИ. Cам факт существование молодого крупного самостоятельного государстваобъективно подталкивает политическую элиту к мысли о необходимостисуществования "своей" церкви. Именно этой мощной тенденции противостояла ипротивостоит сейчас крупнейшая конфессия — УПЦ МП.Первый этап "приватизации" Церкви украинским государством в 1991-1992 гг.путем "бури и натиска" был сорван благодаря советскому менталитетугосударственных чиновников— которые своим напором и жесткостью вызвалиактивное сопротивление. Внутренние законы Церкви и желания верующих врасчет не принимались. Второй этап, начавшийся несколько лет назад, болеекомпромиссен: власть и конкуренты в борьбе за души верующих (УПЦ КП впервую очередь) предлагают УПЦ МП сохраниться в качестве единойорганизационной структуры, но попросить у РПЦ автокефалию, т.е. полнуюсамостоятельность. Внутри самой УПЦ МП тоже есть сторонники автокефалии.Например, в августе 1997 г. священники Владимиро-Волынской и Ковельскойепархии обратились к митрополиту Владимиру (Сабодану) с письмом онеобходимости добиваться автокефалии. В этих требованиях их поддержал иподдерживает их епископ — Симеон (Шостацкий). Сторонником образованияканонического Патриархата в Киеве является широко известный митрополитПолтавский Феодосий (Дикун). Есть достаточно высокопоставленные сторонникиавтокефалии и в митрополичьей резиденции в Киеве. И хотя еще в конце 1996г. Священный Синод УПЦ МП однозначно заявил, что необходимости вавтокефалии нет, со временем ситуация может измениться. Чем дольше будетсуществовать самостоятельное украинское государство, тем труднее будетобъяснять верующим (особенно Центрального региона) необходимость подчиненияМоскве. Тем более что православие на Руси началось с Крыма и Киева. Пока что претензии части политиков по поводу ненормальностисуществования за пределами Украины "управленческих центров" Церквей,действующих на ее территории (УПЦ МП, РКЦ, некоторых протестантов),парируются ответными обвинениями в национализме и политизации религии.Однако конфессиям труднее оправдаться, когда служащие на Украине священникии архиереи начинают выступать с политическими заявлениями в пользу того илииного государства. Самая крупная церковь, УПЦ МП, испытывает сильное противоречие междупривычным ей унифицированным подходом к верующим, управлению епархиями иприходами и сложной региональной спецификой, присущей современной Украине.Фактически УПЦ МП сейчас объединяет как минимум три "Церкви" — Церковь вбольшей или меньшей степени созревших автокефалистов (западный ицентральный регионы), привычную и единственно законную Церковь дляукраинцев и русских (Юго-Восток, часть Центрального региона), этническуюрусскую Церковь (Крым, Малороссия, Донбасс, русские приходы на Западной иЦентральной Украине). Крайние точки зрения таковы: архиепископ Донецкий Илларион (Шукало) напресс-конференции 7 мая 1999 г. говорил о том, что из-за протестов Союзаправославных граждан он в своих проповедях не может говорить "УкраинскаяЦерковь", а вынужден говорить "наша Церковь", а в то же время в Ивано-Франковской или Львовской епархиях только единицы из нескольких десятковоставшихся там приходов УПЦ МП поминают на литургии Патриарха Московского,поскольку верующие слово "Москва" на дух не переносят. Многоликость УПЦ МП, связанная со столь сложной региональнойситуацией, порождает серьезные трудности при ее общении с внешним миром.То, что приятно уху приверженца УПЦ МП с Волыни, зачастую столь женеприятно слышать одесситу, и наоборот. Настоятелю или Священному СинодуУПЦ надо иметь большой дипломатический талант, чтобы своими заявлениями наобщенациональном уровне удовлетворить всех: и верующих, и государственныхмужей, и общественность. Третья проблема УПЦ МП касается эффективности управления Церковью, вчастности вопроса церковных финансов. Отсутствие ясных и четких писаныхинструкций, что делать священнику или епископу в той или иной ситуации,приводит к различным злоупотреблениям с той и другой стороны. Разрешить этупроблему чисто административным методами (написать побольше инструкций,кого-то наказать) нельзя. Во-первых, те, для кого писались бы этиинструкции, должны осознать необходимость их соблюдения, что в ситуациинынешней кадровой неразберихи совсем непросто. Во-вторых, в условияхсовременной Украины жесткий нажим может привести к уходу священнослужителяв другую юрисдикцию. На Западной и Центральной Украине достаточно епархий,в которых епископ не может назвать даже точного количества своих приходов,поскольку не уверен, что священник, а то и благочинный, которого онпоследний раз видел два-три года назад, признаёт его своим архиереем. Иерархии УПЦ МП понимают, что Галиция целиком выпала из-под ихвлияния, и не лелеют особых надежд на ее возвращение. Что касается"филаретовских приходов" в других областях, то священнослужители УПЦ МП водин голос утверждают, что туда "не ходят люди" и что это "дутые общины",созданные при содействии местных властей "бандеровцами" (т.е. выходцами сГаличины). В их понимании УПЦ МП воссоединяться попросту не с кем."Анафема" (так именуют анафематствованного Архиерейским собором РПЦ 1997 г.бывшего митрополита Филарета) и его сторонники должны вернуть РПЦзахваченные храмы и монастыри и покаяться. Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет разговор о потенциальном объединении сразу переводит вполитическую плоскость: "На Украине идет процесс образования поместнойЦеркви... На Украине есть левые силы, которые не заинтересованы встабилизации ситуации... Образование единой Церкви — дело первостепеннойгосударственной важности... РПЦ тоже поначалу была неканонична, а затем еевсе же признали... Московская Патриархия учинила на Украине раскол,поскольку с потерей украинской Церкви ее роль в мировом православии резкоснижается... Государство должно оказывать содействие национальной Церкви...Те приходы, которые не пожелают войти в состав национальной Церкви, могутвременно образовать Экзархат РПЦ на Украине. С греко-католиками у насединая позиция на национальной основе, есть тенденция к объединению. УАПЦбыла создана с согласия советской власти для борьбы с греко-католиками наЗападной Украине". Глава 4 "МЫ ПОЙДЕМ ДРУГИМ ПУТЕМ." Национальное возрождение украинского народа активизировалодеятельность различных конфессий. В то же время оно поставило в порядок днявопрос о месте религии в жизни нации. Существуют попытки представить ту илииную христианскую конфессию в качестве единственной выразительницынационального самосознания украинцев, творца их национальной культуры. Одним из новых явлений, которые органично вплетаются в социально-политическую жизнь украинского народа есть нетрадиционная религиозность. Нетрадиционными принято называть религиозные учения, которыеисторически не передавались от предыдущих поколений, которые не укорены наданной территории, или получили значительное расширение вследствиемиссионерства проповедников. Нетрадиционные религии в Украине вместе с традиционнымхристианством создали "искателям истины" альтернативу для выбора “духовногоубежища". Нетрадиционные учения проповедуют своим приверженцам решениеглобальных проблем современного человека , государства и всего мира вцелом. Новорелигиозные течения неоднородны по своему происхождению, формамрелигиозной организации , деятельности и напоминают религиозныйкалейдоскоп. В современной научной литературе все чаще встречается понятие- новые религиозные течения (НРТ). Говоря в целом про новые религии и их расширение на территорииУкраины, следует отметить, что условия для их распространения необычайноблагоприятны. Это объясняется особенностями социально-политической,религиозной, психологической ситуации на Украине. Палитра нетрадиционных религий в современной Украине поражает.Большинство из этих религиозных направлений находятся в зародыше, однакомногие из них уже известны своей деятельностью. Особенностью для Украиныможно считать, что все эти религиозные направления пришли черезпосредников, не с Родины религии, а через западных учеников. В Украине на сегодняшний день представлены почти все формынетрадиционной религии. Среди новых религиозных течений — неохристианство.Эти религиозные течения, которые возникают в рамках традиционногохристианства с учетом требований времени. Основним веропроповедническимисточником неохристианских церквей выступает Библия, центральной фигуройрелигиозных доктрин — Иисус Христос. Неохристианство от историческогохристианства отличается своим пониманием природы Иисуса Христа, Троицы,сущности Святого Духа, ада и рая. В Украине к неохристианським движениямотносятся принесенные из-за границы миссии и новые церкви (Христианскаямиссия “Эммануил”, “Армия спасения”, Церковь Христа СвятихПоследних Дней (мормоны), Церковь полного Евангелия,Международная Церковь Христа, Киевский христианский центр “Новая жизнь”,Христианская церковь “Хвала и поклонение”, пророссийскоенеохристианськое образование Церковь Воскресающейся Богородицы и другие),христианские объединения украинского происхождения —Союз христианскогомежконфессийного договора “Логос” и Собор евангельских церквей и др. Религии ориенталистского направления представлены в Украине неоиндуизмом, течениями буддистского направления, движениямисинтоистской ориентации. Характерным для неоиндуистских течений являетсяопора на древнюю ведическую традицию с использованием достижений другихкультур, ценностей многих религий. Во всех неоиндуистских теченияхпопулярны идеи универсализма, равности всех религий, как разных путей кБогу. В Украине неоиндуизм представлен общинами и центрами МеждународногоСообщества Сознания Кришны, Ошо Раджниша, Шри-Чинмоя, Миссии “Свет души”,Международного сообщества “Мировая чистая религия” (сахаджи), Саи-Бабы,последователями Трансцендентальной медитации и другими. Буддистские течения представлены в Украине преимущественно их модернистскими отраслями, которые в своей совокупности получилиназвание необуддизм. Необуддистские течения претендуют на ортодоксальноетолкование учения Будды, объединяя в своих религиозных системах идеиразличных похожих традиций, включая христианство. Буддизм в Украинепредставлен такими направлениями как, дзен-буддизм, нитерен, различнымишколами тибетского буддизма (карма, кагъю, дзогчен, гелугпа,). Нетрадиционными являются также искусственные религии, которыехотят объединить элементы восточных и западных традиций древних исовременных культур, философских, экзотерических и религиозных учений ивывести некую общую формулу. Синтетические религии рознятся вероучением,философией, социальными установками, однако все они пропагандируютсотворение системы этического оздоровления государства. Объединениеэлементов христианства и буддизма, христианства и ислама, ведическихучений наблюдаются в религиозных новообразованиях , которые действуютсейчас на Украине, как Вера Бахаи, Общество ведической культуры, ЦерковьУнификации (Объединение) Муна, Великое Белое братство. Большой разнообразностью отличаются теософские и изотерическиегруппировки, которые развивают учения Рерихов, О.Блаватской, А.Безант,Д.Андреева, О.Бердника. Все теософские учения придают огромное значениемистическому опыту . Достигнуть непосредственного контакта с духовнойреальностью можно с помощью интуиции, медитации, откровения или другихизмененных состояний сознания. Теософия питает большой интерес к оккультнымявлениям. Она признает только одно начало дух или разум. Интересно также неоязычество, которое на Украине представленомногими течениями (Ридна Вера, РУНВера, Ладовера, Ягновера и другие),которые объединены идеею дохристианских верований украинцев. Этирелигиозные направления не реконструируют давние верования украинцев, адают новую модель тех религиозных проявлений, к которым пришли бы украинцыв религиозном развитии без влияния других религий. Среди неоязычниководни проповедуют пантеизм, другие монотеизм. Основной контингентнеоязычников - национально ориентированная интеллигенция, котораярасценивает христианство как чуждую религию, а процесс возрожденияязычества как основную возможность возрождения Украины. Языческие церкви возродились в Украине несколько лет назад, но силунабрали только сейчас. Судя по высказываниям их "отцов", они вполнеуверенно идут к своей основной цели - изгнанию "захватнической христианскойцеркви" со всей исконной территории Киевской Руси. Руководимые из далекогоамериканского центра, они неплохо материально обеспечены и в свои рядыпускают людей с хорошим положением и, предпочтительно, высшим образованием.В их рядах - писатели, художники и прочий цвет интеллигенции страны. Всферу интересов "поборников исторической правды на Киевской Руси" входят иРоссия, и Белоруссия, где они пытаются создать свои представительства.Церковный отец РУНВиры ("Родной украинской национальной веры" такрасшифровывается название наиболее мощной из неоязыческих церквей) писатель и доктор наук Степан Пинчук. Художники, поэты и писатели стали костякомнеоязыческой церкви, сформировавшейся в Киеве на основе Союза писателейУкраины. Еще одним представителем новых религиозных течений на Украине являетсяСаентология (от английского science — наука і греческого logos — учение).Саентология пытается объединить в себе науку и религию. Большинстводействующих на Украине движений (Дианетика-ФондХаббарда, Наука разума,Христианская наука и другие) имеют иностранное происхождение, однаконаходят большое количество последователей в нашей стране , напримердействует, “Международный альянс нового мышления”, в который входитКиевский центр Науки Разума, существуют общества в Донецке, Крыму. Кроме названных нетрадиционных религиозных течений, существующих вУкраине , есть группа верующих, которую тяжело идентифицировать с какой-либо из них. Речь идет о сатанистах. Сатанисты поклоняются не Богу, аСатане, читают Библию превратно, проводят так называемые «черные мессы» сиспользованием черных свечек, перевернутых распятий, ритуальныхжертвоприношений. Моральная программа сатанистов отличается крайниминдивидуализмом, прагматизмом, эгоизмом , утверждают культ силы. Особое внимание надо уделить Белому Братству. "Белые братья" возникликак организация в 199О году в Киеве, создав независимую религиознуюобщину Посвященных.Поставили они себе задачу собрать под свои знамена 144тысячи единоверцев, которые должны противостать грядущему антихристу испасти "заблудших овец". А чтобы не возникало никаких сомнений вправомочности этой организации, они объявили о воплощении среди них самойМатери Мира и Бога Отца. "Действуют они довольно напористо, убежденно.Трудно с ними не согласиться и не принять их:для последователей ученияАгни Йоги бальзамом для сердца звучат слова из Живой Этики, а для церковныххристиан и тут найдутся столь родные и близкие слова об антихристе иСтрашном Суде. В области идеологии Белое братство считает себя "Единой вселенскойРелигией ,белые братья – ярые расисты, антисемиты, проповедующиепревосходство славянской расы, считающие, что "Бог - русский".Организатор этой секты: о том, как кандидат технических наук ЮрийКривоногов с конца 70-х гг. увлекался оккультизмом, психологией ирелигиозными учениями. Кривоногов со своей женой Марией Цвигун объявилисебя божествами и разработали обственное эклектическое религиозное учение"Юсмалос". Важнейшим элементом этого учения стало напряженное ожиданиеконца света, когда "дети Сатаны - эммануиловцы" должны погибнуть, аюсмалиане будут вести бесконечную жизнь в раю, который воцарится наземле. Создавая и формулируя юсмалианское учение, Ю.Кривоноговиспользовал некоторые христианские сюжеты, рериховские, буддийские и кришнаитские духовные практики, которыми сам занимался в течение нескольких лет. Таким образом, учение "Юсмалос" представляетсобой набор из четырех блюд: йоги (диета), кришнаизма (медитационнаяпрактика), учения Рерихов (этика и мифология, связанная с Шамбалой,таинственным Белым братством и с "Матерью мира"), христианства. Изхристианства Кривоногов взял и проэксплуатировал имена собственные и идею троичности, которую наполнил иным смыслом, а также идею Воскресения Богана третий день и Страшного суда. Учение и секта стали расти иразвиваться . За Цвигун закрепилось окончательное имя: Матерь Мира МарияДэви Христос, сокращенно МММ-ДХ. "Божественная дуада" разработала особую"программу", рассчитанную на 3,5 года (1260 дней). Согласно этой"программе", дуада и верные последователи должны были проповедовать втечение этого срока юсмалианское учение, призывать всех к покаянию ипризнанию Марии Дэви "живым Богом". На осень 1993 г., когда Марина Цвигунуже должна была достигнуть полных 33 лет, был назначен конец света. Воктябре 1993 г. практически все члены секты съехались в Киев, гдеожидали встретить конец света, захватили Св. Софию. Кривоногов и Цвигун, атакже наиболее активные члены секты были арестованы киевской милицией.Члены секты вели себя в заключении мужественно, от своих убеждений неотказывались, голодали. Большинство из них было отпущено, а"божественная дуада" была в 1996 г. приговорена к длительным срокамтюремного заключения: Ю.Кривоногов получил 7 лет, а М.Цвигун - 4 года. Таким образом мы видим , что сегодня на территорииУкраины распространен довольно широкий спектр нетрадиционных религиозныхтечений. Они становятся весомым фактором развития государства.. Глава 5. ФАКТЫ, ФАКТЫ, ФАКТЫ… Религиозная ситуация на Украине в корне отличается от российской. Во-первых, за души правоставного населения борьбу ведут три православныхцеркви: УПЦ МП (на 1 янв. 1999 — 7911 приходов, 6568 священников, 105монастырей), УПЦ КП (2178 приходов, 1743 священника, 17 монастырей),Украинская Автокефальная Православная Церковь — УАПЦ (1022 прихода, 543священника, два монастыря), а также административно подчиняющаяся Ватикану,но сохранившая "византийский" обряд Украинская Греко-Католическая Церковь(УГКЦ), также называемая униатской (3198 приходов, 2161 священник, 73монастыря). Во-вторых, на Украине сохранилось, а в последние годы изначительно возросло влияние Римско-Католической Церкви — РКЦ (751 приход,401 священник, 33 монастыря).И, в-третьих, широкое распространение получилопротестантство (всего 4870 общин), которое в последнее время заявило о себеи в качестве политической силы. Катехизация населения возможна только при высоком уровне образованиясвященнослужителей. С этим пока на Украине дело обстоит плохо. В 1988-1998гг. количество общин всех конфессий на Украине выросло более чем в три раза— с 6179 до 19780. В священники приходилось рукополагать людей слабоподготовленных (при этом, правда, 90,4% имеют как минимум диплом о среднемсветском образовании). Только за пять лет, с января 1993 по январь 1998 г.,количество священников всех конфессий выросло на 82% и достигло 17798человек. При этом религиозные учебные заведения не успевали обучать священников-новобранцев. В результате, по данным председателя Госкомитета по деламрелигий Украины В.Бондаренко, с 1990 г. доля священников УПЦ МП, имеющихсреднее и высшее духовное образование, снизилась к 1998 г. с 71,1 до 50,8%.То есть половина священников крупнейшей украинской Церкви, имеющей самуюразветвленную систему духовного образования, не окончили даже заочногоотделения семинарии. Уровень подготовки священников даже в семинариях УПЦМП продолжает оставаться крайне низким. Учебные заведения большинствадругих конфессий находятся в еще худшем состоянии. Казалось бы, остротуситуации могло бы смягчить обучение священников за рубежом. Однако запериод 1989-1993 гг. практически все конфессии, отправлявшие семинаристовна стажировку за рубеж, быстро поняли, что большинство таких учащихся либопытаются разными путями закрепиться на Западе, либо, в случае возвращения,оказываются совершенно неприспособленными к местным условиям. Несмотря на все возрастающее число священнослужителей, оно все ещезаметно меньше необходимого. На один православный приход сейчас приходитсявсего 0,8 священника (для сравнения: у протестантов на одну общину — 1,3пастора). Глава 6. НАУКА И РЕЛИГИЯ. Наука играла в прошлом и сейчас играет большую роль в нашей жизни. Ноесли попытаться оценить место науки в духовной культуре, мы увидим, чтоона нам дает неполные, ограниченные знания и не может быть положена воснову духовной жизни человека и общества. В прошлые годы и сейчас, самопонятие науки нередко фетишизировалось. Науке приписывалось, что только онасодержит в себе абсолютную истину. Это не соответствует действительности. Внауку часто вмешивались идеологические работники, политические силы, вчисло псевдонаук попадали генетика, теория относительности, кибернетика.Наука дает нам знания о свойствах и закономерностях объективного мира, и мыкладем ее в основу нашей деятельности. Но наука - не единственная формапознания. Существует много вненаучных форм познания, и одной из них,несомненно, является религия. Религия - это форма познания мира. Чтоявляется объектом религиозного познания? Если мы обратимся к богословской,теологической литературе, к священным книгам, мы там найдем ответ, чтопрежде всего религия - это познание Бога. Теология - учение о Боге,Богословии. Религия - это связь человека с Богом. Есть путь познания Богачерез откровение, то есть через священные книги. В них мы находим многоистин, ценных в мировоззренческом, нравственном отношении, много знаний омире, которые порой представляют большую ценность, чем все достижениянауки, потому что наука имеет свою нишу познания, за пределы которой она неможет выйти. На такие мировоззренческие вопросы, которыми занимается инаука, и философия, и религия, - как, например, происхождение мира, месточеловека в мире, назначение человека на Земле, происхождение жизни,происхождение человека, человеческого сознания, - наука нам не дала ответа.Но эти ответы есть в религии, в священных книгах, есть в теологии и вбогословии. Мы можем соглашаться с ними, не соглашаться, но ониудовлетворяют нашу любознательность. Они являются духовными ориентирами внашей повседневной жизни, и в значительной мере основой нравственности. Многие ученые обращают внимание на то, что сугубо научный подходнедостаточен для понимания материального мира, космоса, Вселенной, естьнечто духовное, стоящее гораздо выше материальных процессов изакономерностей. К подобной мысли приходили многие отечественные изарубежные ученые. Религия возникла на заре человеческой истории, когда не было ни науки,ни философии, и явилась первой формой духовного освоения мира. Религиознаякартина мира изложена в священных книгах и в богословских науках. Наукавозникла на основе практических потребностей человека. Были периоды, когдавозникали конфликты между наукой и религией. Отдельные деятели церквизлоупотребляли властью, результат - охота на ведьм, гонения еретиков,кострыинквизиции. Это привело к тому, что в эпоху Возрождения в Европейскойкультуре наука отделилась от религии и церкви. Добро это или зло? Конечно,наука получила возможность самостоятельно развиваться. Но в изоляции отрелигии она начала хромать. Она перестала выполнять мировоззренческие,нравственные функции. Более того, она стала силой, которая началаиспользоваться не только для добра, но и во зло. Отрадно, что сейчас нетконфронтации между наукой и религией, а есть взаимный интерес, посколькуэто две формы одного и того же процесса - процесса познания мира. Сегодня некоторые ученые, эволюционисты, немножко по-другому оценилиинформацию, которая заложена в Ведах и в Библии, и, сопоставив ее сполученными научными результатами, пришли к выводу, что имеющиеся знания непротиворечат друг другу. В Библии описан закон эволюции человека, отпростого к сложному. Сначала появились растения, то есть растительнаяклетка как материал для изготовления чего-то живого, затем появилисьживотные, потом появился человек. Сегодня эволюция жизни на Земле сомнениюне подвергается. Вопрос возник другой: а кто за этой эволюцией стоит? Былали в момент эволюции занесена информация и энергия извне? То есть, еслирассматривать, к примеру, нашу Солнечную систему, то была ли информациявнесена из-за ее пределов? Сегодня у нас нет противоречий между государственными организациями,религиозными конфессиями, наукой и обществом в целом. Нас всех объединяетстремление помочь народу Украины, сделать наше государство богатым духовнои материально. Одной из первоочередных задач науки, образования и религииявляется формирование нравственной личности. Категория человек, черезкоторую Бог, по нашему определению, раскрывается в своем существовании,получает в текстах Библии несколько определений. Одно из них позволяетинтерпретировать человека как систему, состоящую из духа, души и тела. Этитри составляющие существуют в человеческой природе в неразрывном единстве.Духовное начало пребывает либо в проявленном для органов чувств человекасостоянии, либо в непроявленном. Наши органы чувств воспринимают еготолько при определенных условиях. Физическое же тело человека являетсячастью окружающего нас материального мира. Этот мир открывается намнепосредственно в ощущениях, через органы чувств. Чувства, как природнаяспособность души к восприятию впечатлений, являются для нас также и окном вдуховный мир, обособленный от материального. Но этот мир, в отличие отматериального, невозможно зафиксировать научными приборами - дух вообще неможет быть объектом естественнонаучного исследования. Им могут стать лишьтело и душа человека. При этом душа является в своем роде посредником междуфизической и духовной субстанцией. Разумеется, утверждения о душе носят проблемный, с точки зрениясовременной науки, характер. В то же время, некоторые гипотезы всовременнойтеории информации позволяют предполагать возможность экспериментальныхисследований по этой теме. Подобные исследования - дело ближайшегобудущего. Перед исследователями возникла совершенно новая проблема:необходимо формализовать такие, на первый взгляд, неформализуемые понятия,как совесть, нравственность, то есть, записать эти понятия в символьнойформе так, чтобы они стали понятны не только человеку, но и электронноймашине. Реализация этой идеи кажется парадоксальной, безумной, но без неене может быть действительного прогресса. Разработчики интеллектуальныхсистем не могут обойтись без знаний об эволюционном развитии человека. Имнеобходимо изучить модели поведения человека в обычной, штатной обстановкеи в экстремальных условиях. Большое значение имеет для нас изучениерелигиозной морали и психологии, их истории, запечатленной, в частности, настраницах Библии. Мы не можем игнорировать Книгу, которая оказала самоебольшое влияние на ход истории, на жизнь наших предков и эволюциючеловеческой нравственности. Мы против односторонней мистическойинтерпретации Библии, которой ограничиваются недостаточно грамотные люди -как священнослужители, так и миряне. Если же наука и церковь объединят своиусилия в познании истины, то положительные результаты, как мы полагаем,будут гораздо более быстрыми и эффективными. Перед наукой стоит вопрос: существует ли жизнь после смерти или нет.Ответ на него позволит повлиять на решение вопроса о смысле жизни, что, всвою очередь, окажет влияние на нравственность человека и общества в целом.Если человек будут точно знать, что жизнь после смерти существует, то онпостарается жить нравственно, согласно Божьим постановлениям и законам.Если же будет установлено, что со смертью физического тела существованиечеловека прекращается, то выполнение Божьих законов становитсянеобязательным, а смысл жизни по большому счету отсутствует. Перспективаэволюции человека и общественного прогресса утрачивается. Теряют смыслнравственные принципы, идея добра и зла, чувство любви и ненависти, и т.п. Большую роль в сближении науки и религии играют международныенаучно-практические конференции, проводимые с участием ученых,преподавателей, представителей различных религиозных конфессий, органоввласти. Глава 7. А ВЕРИМ ЛИ МЫ ? Сегодня по своему социальному составу украинское общество являетсядостаточно современным, развитым, высокообразованным и светским.Большинство его граждан составляют атеисты или "стихийные верующие" (тоесть люди, верящие в существование Бога-Творца или какой-то Высшей Cилы, ноне относящие себя к какой-либо определенной религиозной конфессии, непосещающие храмов, не соблюдающие соответствующих предписаний и неотправляющие церковных обрядов). Поэтому многих людей, которые внутреннеположительно воспринимают высокое нравственное содержание религиозныхзаповедей (например, того же христианства), часто не устраивает слишком ужфундаменталистско-догматическая, архаичная, и часто примитивно-произвольнаяих трактовка некоторыми представителями различных церковных институций.Вызывают раздражение, отталкивают людей и такие явления, как религиозныефанатизм, исключительность, экстремизм и политико-мирские устремленияопределенных церковных кругов, что объективно несовместимо с истинной веройи служением Богу. В такой ситуации трудно надеяться на то, что общество с радостью ипониманием встретит искусственное и насильственное навязывание ему, вкачестве официально принятых, взглядов и идей какой-либо из существующих вУкраине церквей. Cкорее всего, такой шаг мог бы вызвать решительноенеприятие как со стороны других религиозных конфессий, так и большинстваграждан, тем самым еще больше обострив социальные конфликты. Еще меньшим влиянием в обществе пользуются различные альтернативныепартии и движения (например, партия "зеленых", Украинская духовнаяреспублика, Рериховское общество, последователи П.К. Иванова и т.п.),основой идейных доктрин которых выступают новая постматериальная системаценностей и необходимость первоочередного изменения духовно-нравственногооблика общества. Видимо, это происходит ввиду их малочисленности,недостаточной развитости и слишком уж непривычной для социума идейнойориентации. Однако, несмотря на это, их устремленность в будущее, вера вдобро, разум, справедливость, в необходимость морального и духовногоусовершенствования Человека, его гармоничного единства с природой и т.п., -с сочувствием, пониманием и заинтересованностью воспринимаются людьми. Таким образом, в принципе соглашаясь с отдельными положениями той илииной из предлагаемых сегодня социально-политических доктрин, обществообъективно не может сделать выбор в пользу какой-либо одной из них.Происходит это, по-видимому, от того, что ни одна из этих доктрин, взятаяцеликом и сама по себе, не соответствует современному состоянию общества (втом числе уровню развития индивидуального и массового сознания), интересами потребностям его членов, новым историческим задачам, стоящим передУкраиной. Hаверное, как раз поэтому большинство украинских граждан остаетсяравнодушным как к самим этим идеям и взглядам, так и к политическим силам,которые их предлагают. Однако обращает на себя внимание тот факт, что наиболее понятными иприемлемыми для граждан становятся как раз те отдельные элементы всех этихдоктрин, которые имеют четкую гуманистическую направленность,непосредственно ориентированы на человека, его интересы и проблемы илиимеют какое-то отношение к общечеловеческим ценностям. Также в украинскомобществе (даже несмотря на все известные трудности современного бытия)заметны довольно значительные патриотические настроения, которые далеко невсегда зависят от каких-то конкретных политических взглядов или социально-демографических факторов. Безусловно, каждая религиозная организация сталкивается со своимитрудностями, порожденными особенностями ее внутренней структуры илиисповедуемыми догматами, но есть проблемы, общие для всех основныхконфессий. Преимущественно они достались в наследство от десятилетийсоветского атеистического режима. Это низкая религиозная культура народа,особенно в Центральном и Юго-Восточном регионах. Хотя подавляющеебольшинство населяющих эти края людей считает себя верующими, опытацерковной жизни у них нет. Ежегодное, в лучшем случае, посещение храма (наПасху), неумение держать себя в церкви — вот самые отличительные чертытаких верующих. Церквам приходится тратить значительные усилия, чтобыпросто приучить людей, верующих "в принципе", ходить в храм хотя бы повоскресеньям. ВЫВОДЫ. Рассмотрев современное развитие религии в Украине, можно сделатьвывод. В настоящее время Украина очень нуждается в решительной гуманизациивсех сторон общественной жизни и всех общественных отношений. Украиненеобходим свой собственный, новый и оригинальный путь развития, которыйсмог бы на основе интеграции и синтеза совместить в себе наиболеепрогрессивные черты современных социальных систем, обеспечитьпреемственность и непрерывность украинского исторического процесса и, то же время, соответствовать общему направлению развития всего человечества. Сейчас украинское общество испытывает потребность в совершенно новойсветской "философии жизни", которая смогла бы указать ему этот новый путьразвития, четко определить социально важные цели и ориентиры, приемлемыедля граждан и общества способы и методы решения новых историческихзадач. Новая "философия жизни" ни в коем случае не должна представлять собоюпростой, бессвязный, эклектический набор идей и положений, "надерганных" изразличных, часто противоположных и противоборствующих учений. Это поистинедолжна быть новая, прогрессивная, научная идеология (т.е. именно целостнаясистема идей и взглядов на мир, общество и пути его развития),гуманистическая по сути и народно-патриотическая по направленности, котораябы и по своему масштабу не уступала прежней коммунистической идеологии. Все чаще встает вопрос о национальной религии, национальной церкви.Любая официализация религии просто несовместима с понятиями "правовоедемократическое государство" и "гражданское общество", где должны иметьместо подлинные свобода совести, духовный плюрализм, веротерпимость . СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Сучасна релiйна ситуацiя в Украiнi: стан, тенденцii, прогнози. Киiв, 1994р. 2. Украiнське релiгiэзнавство № 3,№2, №4, №6. Киiв 1996р. 3. Шевченко А.Н. " Наука и религия - два способа познания мира." Донецк, 1997г. 4. Белецкий А. "Новая идеология для новой Украины", Киев 1995г. 5. Митрохин Н. "Некоторые аспекты религиозной ситуации в Украине" "Русская мысль", Париж, 1999г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Религиозное возрождение и особенности современного развития религии в Украине «религиозное возрождение» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Возрождение (Ренессанс) Введение.«Возрождение»

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Религиозное возрождение и особенности современного развития религии в Украине «религиозное возрождение» iconЧто такое «религиозное сознание» человека?
Поскольку религиозное сознание – это сторона «человеческая», то среди верующих любой религии мы может встретить все типы. Однако...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Религиозное возрождение и особенности современного развития религии в Украине «религиозное возрождение» iconМеста несвободы в украине
Издание осуществлено при финансовой поддержке Программы «Верховенство права» Международного фонда «Возрождение». Взгляды, высказанные...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Религиозное возрождение и особенности современного развития религии в Украине «религиозное возрождение» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Возрождение России: социально-экономический...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Религиозное возрождение и особенности современного развития религии в Украине «религиозное возрождение» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Позднее Возрождение. Феномен Т. Г. Шевченко в истории украинской и мировой культуры. Картины И. Репина Запорожцы пишут письмо турецкому...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Религиозное возрождение и особенности современного развития религии в Украине «религиозное возрождение» iconВозрождение пространства мир животных
Возрождение пространства. Мир животных. Книга третья. СоСотворение новой реальности, – Донецк, 2011 – 108 с

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Религиозное возрождение и особенности современного развития религии в Украине «религиозное возрождение» iconВозрождение пространства мир животных
Возрождение пространства. Мир животных. Книга четвёртая. Пространство. Связи. Восстановление, – Донецк, 2012 – 144 с

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Религиозное возрождение и особенности современного развития религии в Украине «религиозное возрождение» iconВозрождение пространства мир животных
Возрождение пространства. Мир животных. Книга вторая. Требование мира, – Донецк, 2011 – 112 с

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Религиозное возрождение и особенности современного развития религии в Украине «религиозное возрождение» iconВозрождение пространства мир животных
Возрождение пространства. Мир животных. Книга первая. Обращение, – Донецк, 2011 – 124 с

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Религиозное возрождение и особенности современного развития религии в Украине «религиозное возрождение» iconНаше возрождение. Эта брошюра посвящается всем борцам славянского...
Микола плав»ЮК, винахідник, художник,поет, гіпнолог міжнародної категорії, головний пресвітер релігійної громади християн «Блаженний...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<