Методические подходы, формы и методы регулирования занятости слабозащищенных слоев населения (молодежи)




Скачать 355.96 Kb.
НазваниеМетодические подходы, формы и методы регулирования занятости слабозащищенных слоев населения (молодежи)
Дата публикации13.12.2013
Размер355.96 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Право > Документы
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Методические подходы, формы и методы регулирования занятости слабозащищенных слоев населения (молодежи)

Министерство образования Российской Федерации Восточно-Сибирский государственный технологический университет Институт устойчивого развития 1 Кафедра «Социальные технологии» 1 Методические подходы, формы и методы регулирования занятости слабозащищенных слоев населения (молодежи) (Курсовая работа) 2 Выполнил студент гр. 729-2 _____________ К.А. Дандаров Научный руководитель Доктор социологических наук, _______________П.А. Чукреев Улан-Удэ 2002 ОглавлениеВведение…………………………………………………………………………...3Глава 1. Методологические основы технологий регулирования занятости 1.1. Понятия «занятость» и «рынок труда» как предмет научного исследования………………………………………………………….7 1.2. Нормативно правовые основы регулирования занятости………...121 Глава 2. Технологии регулирования занятости молодежи 2.1. Молодежь на рынке труда…………………….…………………….17 2.2. Технологические подходы в решении проблем незанятости среди молодежи (анализ деятельности городского центра занятости населения города Улан-Удэ)………………………………………..23 2.3. Практическое применение методов изучения субъектов рынка труда (опрос среди посетителей ярмарки-выставки вакантных мест 9 октября 2001 года в городе Улан-Удэ)……….…………………..30Заключение……………………………………………………………………….40Список использованной литературы…………………………………………...42 Введение Актуальность темы исследования. В связи со структурными изменениями,происходящими в экономике, растет доля молодых людей, занятых внепроизводственной сфере, а это требует внесения изменений в их трудовуюподготовку и переподготовку. Выбранные молодежью социальные ориентиры вомногом определяют будущее общество. Составляя 48% общей численностиэкономически активного населения, молодые люди от 16 до 29 лет имеютнаименьшую конкурентоспособность за рабочее место на рынке труда. По даннымпереписи населения в 1989 году, молодежи от 14 до 30 лет насчитывалось вРоссийской Федерации 34,4 млн. человек. За последние 10 лет численностьмолодежи сократилась на 4,8 млн. человек. Падение рождаемости в нашейстране привело к старению населения, увеличилась доля 25-29–летних.[1] Однако, границы молодежного возраста подвижны. Они зависят отсоциально-экономического развития общества, достигшего нужного уровняблагосостояния и культуры. Воздействие этих факторов проявляется впродолжительности жизни людей, в расширении границ молодежного возраста от14 до 30 лет. Нижняя возрастная граница определяется тем, что именно в этомвозрасте подросток впервые получает право выбора в социальном плане:продолжить учебу в школе, поступить в технический или гуманитарный колледжили пойти работать. К 30 годам человек, как правило, достигаетпрофессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, он занимаетопределенное положение в обществе. Незанятость молодых людей ведет к негативным проявлениям, как в сфереэкономики, так и в сфере социальной жизни общества. С ростом числанезанятых складывается «нерациональная структура занятости». На большинствепредприятий сохраняется значительная численность неполностью занятыхработников, что, как правило, ведет к снижению производительности труда иреальных доходов. Также молодежная среда становится опасной «криминогеннойзоной». Так, в 1997 году число совершенных малолетними преступникамиграбежей увеличилась в 2,2 раза; хулиганств в 1,6 раза; мошенничеств на75,8%, вымогательств – 2,2 раза. Из года в год растет число женскихпреступлений. Большую тревогу в России вызывает тенденция к омолаживаниюженской преступности. В воспитательно-трудовых колониях длянесовершеннолетних содержится сегодня 1136 девочек – подростков. Большаячасть осуждена за тяжкие преступления. В 1997 году было зафиксировано 150случаев детоубийства. Как правило, на убийство детей идут молодые матери,не нашедшие себя в жизни, без семьи, без жилья, без работы.[2] Проблемы наркомании, алкоголизма и проституции отчасти являютсяпроизводными безработицы. Отсутствие перспектив на будущее в молодомвозрасте особенно опасно. Именно из этого слоя пополняются рядыпреступников, наркоманов, членов экстремистских политических течений. Также молодежь не может избежать негативного воздействия пороков ииздержек в ходе реформирования системы государственной власти, породившихскептицизм, недоверие, потерю идеалов. Суть преобразований государствадолжна состоять в том, чтобы связать потребности и интересы молодежи спотребностями и интересами общества, включить ее в процесс преобразования.Таким образом, проблема занятости молодежи является актуальной социальнойпроблемой, поэтому требует особого внимания, как со стороныгосударственной власти, так и со стороны общества в целом. Научная разработанность темы. В исследовании данной проблемы заметнопреуспели зарубежные социологи и экономисты. Но и в нашей стране эта темане осталась без внимания специалистов. Уже в двадцатых годах XX века,данная тема рассматривалась такими авторами как: Н.М.Блинов, Зайцев,В.П.Шубин и другими. [3] В конце XX века в связи с реформированием России и резким увеличениемпроблем безработицы, заметно возросло количество работ по социологическим иэкономическим дисциплинам, посвященных проблеме занятости в обще и молодежив том числе.[4] Однако большинство работ имеет относительно поверхностныйхарактер и изучает лишь отдельные аспекты проблем безработицы средимолодежи. К числу наиболее известных и фундаментальных исследователей проблемызанятости молодежи в современной России относится П.А.Чукреев.[5] Целью исследования данной курсовой работы является изучениеметодических подходов, форм и методов регулирования занятости молодежи, какодного из слабозащищенного слоя населения, нуждающегося в государственнойподдержке. Цель работы определяет задачи, которые необходимо решить: 1. Рассмотреть методические основы технологий регулирования занятости. 2. Рассмотреть нормативно-правовые основы регулирования занятости молодежи. 3. Изучить проблему занятости молодежи на современном рынке труда. 4. Выявить технологические подходы в решении проблем незанятости молодежи. 5. Исследовать данные социологического опроса для практического применения методов изучения субъектов рынка труда. Объект исследования – молодежь как социально-демографическая группа,имеющая специфические особенности социального положения и в силу этогонаиболее уязвимая к проблеме незанятости. Предметом исследования – является изучение методических итехнологических подходов к регулированию проблем занятости молодежи. Практическая значимость курсовой работы заключается в возможностииспользования основных положений для написания других курсовых работ ииспользовании их на научно-практических конференциях. Структура и объем курсовой работы. Курсовая работа состоит извведения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Глава 1. Методологические основы технологий регулирования занятости 1.1. Понятия «занятость» и «рынок труда» как предмет научного исследования Для изучения методологических основ социальных технологийрегулирования занятости молодежи, необходимо определиться с понятийно-категориальным аппаратом проблем занятости. Поскольку «занятостьнаселения», очень часто соотносится с понятиями «незанятость» и«безработица», мы остановимся на определении этих терминов. Безработица, определяется как состояние отсутствия занятости по наймуили в собственном деле, даже если человек подготовлен к такойдеятельности.[6] Более подробнее, категории «занятость» и «безработица»определены в работах Чукреева П.А. в том числе «Социальные технологиирегулирования занятости в условиях регионального рынка труда». Международное стандартное определение безработицы базируется на трехкритериях, которые должны удовлетворяться одновременно: "без работы","сейчас готов приступить к работе" и "ищет работу". Соответственно"безработные" включают всех лиц старше возраста, установленного дляизмерения экономически активного населения, которые в течение отчетногопериода: а) были "без работы", то есть не работали за плату по найму или насобственном предприятии, как это предусмотрено международным определениемзанятости; б) были "сейчас готовы приступить к работе", то есть, готовы начатьработать за плату по найму или на собственном предприятии в течениеотчетного периода; в) "искали работу", то есть предпринимали конкретные шаги в конкретный(прошлый) период с целью найти оплачиваемую работу по найму или насобственном предприятии. Согласно международному определению к "занятым" причисляются все лицастарше возраста, установленного для измерения экономически активногонаселения, которые в течение одной недели относились к следующимкатегориям: - занятые по найму: 1) "работающие", лица, которые в течение отчетного периода выполнялиопределенную работу за заработную плату или жалование деньгами или натурой; 2) "имеющие рабочее место, но не работающие", лица, которые ужеработали на своем последнем рабочем месте, но временно не работают втечение отчетного периода, хотя формально сохраняют за собой рабочее место; - занятые на собственном предприятии: 1) "работающие", лица, которые в течение отчетного периодавыполняли определенную работу для получения прибыли или семейного доходаденьгами или натурой; 2) "имеющие предприятие, но не работающие", лица, имеющие предприятия,которые временно в отчетном периоде не работали по той или иной причине.[7] В целом, занятость населения предполагает степень участиятрудоспособного населения в общественном труде, деятельность граждан,связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, непротиворечащая законодательству Российской Федерации и приносящая, какправило, им заработок (трудовой доход). Занятыми считаются граждане: . работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу); . временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами; . самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также члены производственных кооперативов; . избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; . проходящие службу в Вооруженных Силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел; . обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально- технических училищах, а также проходящие очный курс обучения в высших, средних специальных и других учебных заведениях, включая обучение, по направлению Федеральной государственной службы занятости населения. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своимиспособностями к производительному и творческому труду. Принуждение (в какой-либо форме) к труду не допускается, за исключением случаев, особоустановленных законодательством. Незанятость граждан не может служитьоснованием для их привлечения к административной и иной ответственности.[8] Регулирование занятости и решение проблем безработицы осуществляется,прежде всего, на рынке труда. В определение «рынок труда» в основном включают следующее содержание:рынок труда это система экономических отношений между субъектами рынка,покупателями (нанимателями) и продавцами (работниками) рабочей силы.[9] Таким образом, рынок труда можно определить как процессы движениярабочей силы, ее включения в общественное производство, высвобождения,использования, распределения и перераспределения.[10] Теоретические основы исследования проблем занятости населения, какизвестно, заложены в классической экономической теории А.Смита и Д.Рикардо,предполагавших, что обеспечение труда определяется его стоимостью – уровнемзаработной платы. Что касается процессов регулирования рынка труда имеющегостихийный характер, то здесь, по их мнению, происходит самокоррекция спросаи предложения, и рынок труда во вмешательстве государствах не нуждается. Однако, период длительных спадов экономики во всем мире и высокийуровень безработицы, способствовали созданию «кейнсианской концепции»занятости населения. Дж.Кейнс показал, что данные процессы не всегдасаморегулируются и правительство должно противодействовать длительнымспадам, а так же гарантировать полную занятость, посредством управлениявалютной и финансовой политикой, то есть увеличением правительственныхрасходов во времена спада и уменьшения в период полной занятости. Проблемы регулирования рынка труда и занятости слабозащищенных слоевнаселения, в том числе молодежи, стали актуальными для изучения в 70-егоды, в так называемых моделях двойного рынка труда, состоящего из двухсекторов: первичного и вторичного. Модель была разработана Доурингеном и Фларом. Предприниматели платиливысокую заработную плату и предлагали хорошие перспективы карьеры лишьпостольку, поскольку стремились сохранить устойчивую группу рабочихпервичного сектора, обладающих необходимой квалификацией и гарантиейсохранить конкурентоспособность фирме путем адаптации к любымтехнологическим изменениям. Именно по этой причине первичный секторнаходится в крупных корпорациях, вкладывающих капитал в поддержание ихпреобладания на рынке через применение технологических новшеств. Однакополитика сохранения ядра рабочих первичного сектора дорогостояща и длясвоей жизнеспособности другие группы рабочих должны иметь более низкуюзаработную плату или менее хорошие условия занятости. Во вторичном секторепредприниматели могут допустить намного более высокие коэффициентытекучести рабочей силы, ибо выполняемые ими задачи в целом считаются менееквалифицированными и менее важными для процесса производства. Как правило,он характерен для более мелких фирм, находящихся в отношениях субподряда скрупными корпорациями. Модель двойного рынка ограниченно объясняет некоторое непостоянствоусловий на рынке труда, поскольку основана на технологическидетерминистском предположении, согласно которому политика фирм в даннойобласти направлена исключительно на поддержание своего экономическогопреобладания путем применения технологии (Рабери, 1978). Модель не всостоянии объяснить и социальные группы, связанные, с двумя частямидвойного рынка труда, например, почему молодежь имеет тенденцию получатьработу во вторичном секторе.[11] Таким образом, мы попытались рассмотреть стандартные определения«безработица», «занятость» и «рынок труда», для того чтобы оперироватьэтими понятиями в дальнейшем. Поскольку работа имеет скорее социологическийхарактер, мы очень коротко остановились на теоретических основахисследования проблем занятости населения в классической экономическойтеории. 1.2. Нормативно-правовые основы регулирования занятости Принцип занятости, господствовавший в государственной политике нашейстраны в течении многих лет, опирался на закрепленном в Конституциях СССР1936 и 1977 годах сочетании права на труд и всеобщей обязанности трудиться,что прикрывало фактически скрытую безработицу. Этот принцип вел к уровнюраспределения доходов, снижая заинтересованность в результатах труда. Незанятость несет с собой не только бедность значительным слоямнаселения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтомурешение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших,первоочередных задач в любой цивилизованной стране. Этот вывод нашел свое юридическое закрепление в 1948 году во «Всеобщейдекларации прав человека», где закреплено право на труд, свободный выборработы, справедливые и благоприятные условия труда и на защиту отбезработицы.[12] С переходом к рынку в нашей стране открылись многие проблемы, в томчисле и незанятость молодежи и других категорий населения, и все онитребуют разработки прочной нормативно-правовой базы, которая гарантировалабы трудовые права работникам. В условиях перехода Российской Федерации к цивилизованному рынкутруда, объединение национальной экономики в мировую систему, важной задачейстановится реформа трудового законодательства. Формально началомобразования рынка труда в России следует считать 1991 год, когда был принятЗакон «О занятости населения РСФСР». Формирование рыночных отношений в сфере труда связано с изменениямиприоритетов в политике. Начав преобразования в отношении собственности,государство, прежде всего, признало право собственности на рабочую силу.Это право впервые зафиксировано в Законе «О занятости населения РоссийскойФедерации» от 20 апреля 1996 г., но уже с внесенными в него изменениями идополнениями.[13] Среди источников трудового права – Конституция Российской Федерации от12 декабря 1993 года является основным законодательным актом, которыйносит юридическую силу и гарантирует добровольность труда, когдагражданин вправе как работать, так и не работать, выбирать ритм работы, ееобъем и нагрузку.[14] Кроме Конституции Российской Федерации, следует отметить КодексЗаконов о труде (КЗоТ), который за всю историю развития трудового праваявляется третьим. Первый КЗоТ был принят в 1918 году и просуществовал 4года. Второй КЗоТ был принят 1922 году и действовал 50 лет. Действовавшийдо 2002 года КЗоТ был принят 1971 году и введен в действие 1 апреля 1972года. С тех пор в него неоднократно вносились изменения и дополнения.Однако самые крупные были внесены 5 февраля 1988 года и 25 сентября 1992года. Последние изменения были внесены 18 января 2001 году.[15] Данный Кодекс Законов мы рассмотрим только относительно проблемытрудоустройства молодежи, так как это необходимо для раскрытия темыкурсовой работы. В КЗоТ есть отдельная глава, посвященная труду молодежи, гдесодержится комплекс основных норм, которые образуют систему охраны трудамолодых людей, особенно несовершеннолетних (до 18 лет). В эту главупомещены специальные нормы – льготы по труду молодежи, относящихся кразличным институтам трудового права. В статье 173 указан возраст, с которого допускается прием на работу.Как правило, это лица старше 15 лет. Для подготовки молодежи кпроизводительному труду допускается прием на работу учащихсяобщеобразовательных школ профтехучилищ, средних специальных заведений длявыполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не мешающегопроцессу обучения.[16] Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 3 июля 1993года утверждены основные направления государственной молодежной политики вРоссийской Федерации, закрепившие общие принципы этой политики, средикоторых есть две, касающихся труда молодежи: 1. Обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан. 2. Предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовки и трудоустройства.[17] В статье 174 определены права несовершеннолетних в трудовыхотношениях, где они приравниваются в трудовых правах к совершеннолетним, ав области охраны труда, рабочего времени пользуются льготами. Трудовыельготы направлены на охрану неокрепшего организма физически и нравственно -психически, от производственных вредностей. Они предусмотрены статьями43,64,174-183 КЗоТ.[18] Льготы и особенности регулирования труда молодежиможно условно разделить на следующее: - льготное предоставление работы; - запреты и ограничения, направленные на сохранение здоровья и трудоспособности; - льготные нормы выработки; - льготы в оплате труда; - льготное представление отпусков; - гарантии при расторжении трудового договора.[19] В настоящее время действует пока союзный «Список тяжелых работ, свредными и опасными условиями труда», выполнение которых может причинитьвред нравственному развитию молодежи, запрещенных для несовершеннолетних.По указанному списку определяется около 500 видов тяжелых, вредных иопасных работ, на какой бы форме собственности и организационно-правовойформе производства они не производились. Даже если сам подросток просит использовать его труд на этих видахтруда, администрация не имеет право его принять на работу.[20] Как показывают медицинские осмотры при призыве в армию, здоровьемолодежи резко ухудшилось. Многие выпускники средних образовательных школимеют пониженный слух, зрение, увеличилось число нервных и другихзаболеваний. Чтобы работа по предлагаемому виду труда еще больше не вредилаздоровью юноши или девушки и не стала причиной их увольнения понесоответствию состояния здоровья – введены обязательный предварительныймедицинский осмотр для лиц моложе 21 года. Статья 181 отстаивает квотирование рабочих мест для трудоустройствамолодежи, которая обязывает работодателя принимать выпускниковобщеобразовательных учреждений, а также лиц моложе 18 лет, особонуждающихся в социальной защите и поиске рабочего места.[21] Отказ в приеме на работу может быть обжалован в суде. Необходимоотметить, что старая редакция статьи 181 КЗоТ, то есть до ее измененияЗаконом Российской Федерации 18 июля 1995 года, говорила лишь обустановлении квоты приема на работу и профессиональном обучении молодежи напроизводстве после окончания общеобразовательных, профессиональныхучреждений, а также других лиц моложе 18 лет и запрещала отказ в приеме наработу этим лицам, направленным в счет квоты, представляя им правообжалования в суде. Новая редакция значительно расширила категориюмолодежи, которую работодатель обязан принять на работу, направляемыхслужбой занятости в порядке трудоустройства в счет квоты.[22] Также хорошо отражено обеспечение работой лиц, окончивших учрежденияначального, среднего и высшего образования в статье 182, где предусмотрено,что лица, окончившие образовательные учреждения, обеспечиваются работой пополученной специальности, квалификации по заключенным с работодателямидоговорам.[23] Таким образом, вместо десятилетиями существующей реформы обеспеченияработой в правовом порядке (что ныне упразднено), всех выпускниковобщеобразовательных, профессиональных учреждений, готовивших молодыхквалифицированных рабочих и специалистов введена договорная основа. Рассмотрев нормативно-правовую базу, мы увидели, что некоторые моментынедостаточно отражены, хотя совершенство - это необходимое условиезаконодательной базы. Не все статьи исполняются. Например, обязательствоработодателя обеспечивать рабочие места молодым специалистам – этотребование закона не выполняется. Существует много других неточностей инедостатков в нормативно-правовой базе. Поэтому, следует обратить особоевнимание на действующий Закон о труде, так как без хорошейзаконодательной базы невозможно и построение хорошей государственнойполитики. Глава 2. Технологии регулирования занятости молодежи 2.1. Молодежь на рынке труда В условиях структурной перестройки экономики большую роль играетизучение проблем, связанных с повышением занятости трудоспособногонаселения и прежде всего - молодежи, как наименее защищенной категориирабочей силы. Ее низкая конкурентоспособность на рынке труда объясняетсяотсутствием достаточного производственного опыта и необходимого стажаработы по специальности. При этом молодые люди нередко первыми попадают подсокращение при реорганизации предприятий или становятся безработными сразуже после окончания учебного заведения. По данным Госкомстата РоссийскойФедерации на долю работников в возрасте от 16 до 29 лет в настоящее времяприходится более одной трети общей численности трудоспособных, а удельныйвес молодежи среди безработных колеблется по регионам страны в среднем от25 до 40 %.[24] По данным Городского Центра Занятости Населения (ГЦЗН)города Улан-Удэ на 1 января 2002 года из 3783 безработных 31,5 % составляетмолодежь в возрасте от 16 до 19 лет. Основные показатели занятости и рынка труда варьируют в зависимости отвозрастных характеристик экономически активного населения. Как правило,наибольшие проблемы с трудом возникают у молодежи. Экономическая активность молодежи во многом зависит от того, какая еечасть, обучается с отрывом от производства и какая претендует на рабочиеместа. Поэтому, в составе молодежи можно выделить три основные возрастныегруппы: 1 группа: 15-19 лет, с низким уровнем активности (около 20 %), таккак большинство представителей этой группы обучается с отрывомпроизводства. 2 группа: 20 -24 лет, уровень экономической активности составляет76%, а доля обучающихся с отрывом от производства 19%. 3 группа: 25-29 лет, имеющие высокий уровень экономической активности– 86 %, доля обучающихся - всего 1,5 %.[25] В первой половине девяностых годов была нарушена взаимосвязь динамикиуровня молодежи с динамикой числа обучающихся с отрывом от производства. В отдельные годы численность не росла, а уменьшалась. Между тем, уровеньэкономической активности молодежи тоже снижался, особенно у 15-19-летних,являющихся наиболее «обучающейся» группой среди молодых людей старше 15лет. Главная причина, снижения уровня экономической активности этой группымолодежи в увеличении демонстрируемой занятости. Кроме того, какая-то частьмолодежи 15-19 лет находится на иждивении у родителей в связи снеопределенностью выбора в своем жизненном пути, не работает и необучается. Необходимо иметь в виду, что в целом молодежь в возрасте 16-29 лет,составляет 39 % безработных. Но в составе социально-демографической группысодержится подгруппа несовершеннолетних 16-18 лет, которые имеют все права,предусмотренные Законом о занятости, но испытывают трудности восуществлении этих прав из-за социально-психологических особенностей.[26] С 1995 года численность обучающихся с отрывом от производствастабилизировалась. Число охвата различными формами образования молодеживсех возрастов, особенно 15-19-летних, стало возрастать. В период с октября1992 года по март 1997 года уровень экономической активности молодежи 15-19лет снизился на 10 %. В результате этого относительно уменьшился спрос нарабочие места. Кроме того, недостаток экономической активности молодежи,свидетельствует о недоиспользовании ее трудового потенциала и нарастаниистихийных форм занятости. Негативный характер данной ситуации, преждевсего, относится к 15-19 летним молодым людям, находящихся на этапе выборасвоего жизненного пути, которые в будущем должны обновить кадровый состав в различных отраслях экономики.[27] Несмотря на то, что были значительные потери численности экономическиактивной молодежи, ее положение на рынке труда далеко от оптимального, апреодоление молодежной безработицы связано с определенными трудностями. Высокий уровень безработицы относится к отличительным чертам занятостимолодежи: 32% - среди 15-19-летних, 16% - среди 20-24-летних, 10% - среди25-29 летних при 9,5 % в целом по населению от 15 до 72 лет . Врезультате, доля молодежи 15-29 лет в составе безработных немного превышаетих долю среди экономически активного населения.[28] Небольшое превышение числа безработных женщин над мужчинами имеломесто только в одной возрастной группе: от 15 до 19 лет, их доля составила54%. В этом возрасте завершается учеба в общеобразовательных школах,профессиональных технических училищах (ПТУ), средне-специальных заведениях.Выпускники последних, особенно девушки, с трудом находят рабочие места.Свыше 60% безработных девушек 15-19 лет – это те, кто не устроен послеокончания учебных заведений или прекращения учебы. Безработица 15-19-летних формируется в значительной мере за счетвпервые вступающих в трудовую жизнь, то есть среди молодежи в возрастеот 20 до 24 лет. Среди 25-29-летних высокую долю составляет ранееработавшая молодежь. Причины безработицы молодежи этих возрастов связаны восновном с различными увольнениями и с уходом по собственному желанию.Однако 30% безработных женщин 20-24 лет приходится на окончивших учебу впрофессиональных учебных заведениях против 10% мужчин.[29] По-другому складывается состав безработной молодежи,зарегистрированной в Государственной службе занятости. В 1998 году таковойв возрасте 16-29 лет приходилось 34 %. Во всех возрастных группахнаблюдается преобладание женщин, что свидетельствует о меньшейконкурентоспособности женской молодежи и частично о наличии дискриминацииженщин на рынке труда. Среди зарегистрированных безработных из числамолодежи одну четвертую часть составляют выпускники общеобразовательных иучебных заведений. Среди последних самой крупной группой безработныхявляются выпускники ПТУ. В составе зарегистрированной безработной молодежи(выпускников всех видов учебных заведений) преобладают женщины. Особенновелика их доля среди выпускников ПТУ, что связано, прежде всего, сглубоким кризисом отраслей, где преобладает женская рабочая сила.[30] Как видно, разница в масштабах и структуре безработицы молодежи,складывается за счет молодых мужчин, в том числе выпускниковобщеобразовательных школ, которые в большей мере, чем женщинырассчитывают на самостоятельный поиск работы. Молодежи всегда присуща более высокая текучесть кадров, так как онаутверждается в профессиональной жизни. При переходе к рыночной экономике,когда стали возникать новые сферы деятельности и увеличиватьсядифференциации в оплате труда, складываются предпосылки для усилениядвижения рабочей силы из числа молодежи. Стали меняться профессиональныепредпочтения молодых людей при выборе профессии. Молодежь предпочитает тевиды деятельности, которые раньше для нее были не столь привлекательными(например: финансы и кредит, торгово-посредническая деятельность) ипотеряла интерес к тем, которые еще недавно представляли интерес(машиностроение, наука и научное обслуживание). Как правило, перераспределение занятых по отраслям и профессиямначинается с изменений в распределении молодежи по видам деятельности. Вотраслевой структуре занятой молодежи повышается интерес к таким отраслямкак финансирование, кредитование и страхование, управление, торговля иобщественное питание, а снижается доля занятых в промышленности и науке.Последнее относится к негативным тенденциям в занятости молодежи. Разрывпреемственности молодых и старших поколений в науке может иметь труднопреодолимые последствия (например: потеря научных школ). На отраслевую структуру работающей молодежи оказывает большое влияниев настоящее время, общая динамика занятости населения по всем отраслямэкономики. Кроме того, в возрасте 20-29 лет завершается среднее и высшиепрофессионально образование. Эта молодежь пополняет те отрасли экономики,где требуются лица с указанным уровнем образования. Большую долю среди работающей молодежи, составляют занятые в отрасляхнематериального производства. Прежде всего - за счет повышения долинародного образования, кредитования, управления, финансирования истрахования, где происходит не столько смена поколений при стабильнойчисленности, сколько расширение деятельности, которые позволяют привлечьдополнительное количество молодежи. В группе отраслей материального производства молодежь отдаетпредпочтение только одной отрасли: торговле и общественному питанию.Кроме того, среди 15-19-летних наибольшую долю составляют занятые всельскохозяйственной деятельности, в основном за счет мужской частимолодежи. В 1998 году 16% занятой молодежи работала в сельском хозяйствепротив 12% в целом по всем занятным.[31] Вряд ли возможно изменить положение молодежи на рынке труда вближайшее годы, пока не начнется экономический рост и, в связи с ним,повышение спроса на работников массовых индустриальных рабочих профессий иинженерно-технических кадров. Тем более, что ожидается прирост численности молодежи 15-29 лет вовсех ее возрастах. В последующие годы продолжится увеличение контингентамолодежи 20-29 лет. Вполне допустимо, что экономическая активность молодежи 15-29 летбудет снижаться, в том числе в связи с ростом обучающейся молодежи. Этонесколько снизит предложение рабочих рук молодежи, но не намного. К тому женерегистрируемая занятость будет расширяться так же интенсивно, как и впредыдущие годы. Однако, ситуация с трудоустройством молодежи можетизмениться, если на этапе перехода к экономическому росту повыситсязаинтересованность работодателей в обновлении кадрового состава занятых,которые под влиянием кризисных явлений в экономике заметно устарели вомногих видах деятельности. По видимому потребность в смене кадров появитьсятогда, когда увеличится оплата труда наряду с ростом его интенсивности, атакже с повышением качества продуктов и услуг. 2.2. Технологические подходы в решении проблем незанятости среди молодежи (анализ деятельности, городского центра занятости населения города Улан-Удэ) Для выявления технологических подходов в решении проблем незанятостисреди молодежи целесообразно рассмотреть правовые акты, регулирующиедеятельность ГЦЗН города Улан-Удэ, который и применяет эти подходы.Таковыми являются Закон «О занятости населения в РФ», Положение оФедеральной государственной службе занятости населения, Указы ПрезидентаРоссийской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации,нормативные акты Федеральной государственной службы занятости. Основными задачами ГЦЗН города Улан-Удэ являются повышение уровнязанятости населения, сбалансированности рабочей силы и рабочих мест,предупреждение массовой безработицы на территориальных рынках труда,стимулирование активного поиска работы безработными, развитие кадровогопотенциала путем совершенствования системы обучения, переподготовки иповышения квалификации кадров. Ключевыми направлениями действий по решению проблем занятостиявляются: - стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности; - разработка и реализация программ содействия занятости населения; - оказание социальной поддержки безработным всех групп населения. Безработный, впервые обращаясь в ГЦЗН города Улан-Удэ, проходит черезинформационно-диспетчерскую службу. Ведущейся же службой ГЦЗН являетсяслужба трудоустройства и консультации, которая начала свою работу в 1996году. Через эту службу проходит перерегистрацию основная масса безработных.Специалисты-консультанты подбирают безработным гражданам подходящую работу,дают консультации по трудовому законодательству, разъясняют положенияЗакона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». Занятость молодежи и ее положение на рынке труда регламентируетсяреспубликанским законодательством, в частности Законом Республики Бурятия«О государственной молодежной политике в Республике Бурятия». С 1999 года ГЦЗН города Улан-Удэ организовал работу по программе«Молодежная практика», которая разработана в целях расширения возможностейтрудоустройства безработной молодежи и приобретения ею профессиональныхзнаний, умений и навыков. Также, в состав службы трудоустройства входит сектор по работе сослабозащищенными категориями населения, в том числе с молодежью. Данноеподразделение образовалось в декабре 1998 года и работает в нем 5-6специалистов. Один ведущий специалист занимается трудоустройствоминвалидов, военнослужащих и членами их семей, сокращенными пенсионерами.Остальные специалисты работают с молодежью в возрасте от 16 до 23 лет,освободившейся из исправительно-трудовых учреждений, беженцами ивынужденными переселенцами, сиротами, многодетными родителями и другимислабозащищенными категориями населения. С августа 1999 года согласно Постановления Администрации города Улан-Удэ от 10 августа 1999 года № 304 в работу специалистов подразделениявключен пункт по квотированию рабочих мест для слабозащищенных группнаселения, во исполнение которого ведется целенаправленная работа позаключению договоров на создание рабочих мест для слабозащищенных категорийграждан.[32] Возможности проведения службой занятости активной политики позанятости всегда жестко ограничены нехваткой средств. Поэтому, вдеятельности службы занятости выделены приоритетные направления содействиязанятости населения города. Одним из таких приоритетных направлений является профессиональноеобучение. За период с 1996 по 1999 год на обучение и переподготовку былонаправлено 2370 безработных, из них закончили профессиональное обучение2343 человека, которые смогли получить профессии по сорока наименованиям.Основную часть обучающихся составляют женщины (71%). Также выделяетсямолодежь (56,5%) и инвалиды (1,4%). С каждым годом возрастало количествообучающихся, динамика по которым составляет: 1996 год - 409 человек, 1999год - 817 человек, 2000 год - 856 человек, окончили обучение 800человек.[33] Специалисты центра занятости участвуют в подготовке справочно-информационных материалов по вопросам, связанным с трудоустройствомнаселения. Анализируют результаты своей работы и разрабатывают предложенияпо её совершенствованию. Совершенствование системы обучения выражается в качественных формахработы. В последние два года внедряются новые формы и методы подготовкибезработных граждан, как например, дистанционный метод обучения по блочно-модульной системе в межрегиональном центре повышения квалификации приВосточно-Сибирском государственном технологическом университете. Получилоширокое применение работа после завершения учебы в стажировочном цехегосударственного предприятия «Учебно-курсовой комбинат», что позволяетповышать мастерство и квалификацию. Также в ГЦЗН проводится тестирование выпускников по бланковымметодикам: дифференциально-диагностический опросник (ДДО) «Голланд», атакже компьютерное тестирование по методике «Proft». Стали внедрять новыенетрадиционные и наиболее интересные формы профориентационной работы:внедрение методов саморегуляции, самопрограммирования, освоениеаутотренинга, конкретных упражнений. Для большего охвата безработных, получающих профконсультационныеуслуги проводят групповые методы работы по типу «Клуб ищущих работу»,«Новый старт» которые активно взаимодействуют с безработной молодежью.[34] «Клуб ищущих работу» при ГЦЗН города Улан-Удэ начал функционировать сиюня 1996 года. С самого начала работа клуба заключалась в обучениибезработных граждан поиску работы с использованием определенных навыков иметодов, которые отрабатывались во время обучения. Участникам программыдают установку на умение преподнести себя и активно использовать всеоткрывающиеся возможности трудоустройства. Отрабатываются такие техники каксоставление автобиографии, написание письма потенциальному работодателю,разговор по телефону, прохождение собеседования в отделе кадров. Роль «Клуба ищущих работу» имеет огромное значение в областисодействия занятости безработных граждан и поэтому необходимо дальнейшеесовершенствование работы в этом направлении. Также популярны временныеработы у подростков в возрасте 14-17 лет. В период с 22 октября по 23 ноября 1998 года из группы маркетинга быловыделено подразделение по взаимодействию с работодателями, вакансиями,организациями общественных работ и временной занятости. Основными задачамиэтого подразделения является сбор вакансий и формирование банка вакансий, атак же организация общественных работ. По тем предприятиям, с которыми сотрудничает ГЦЗН в целях сбора банкаданных вакансий, составляется паспорт. Все полученные вакансии заносятся вкомпьютер, и формируется банк данных о вакансии, ежедневно делаютсяраспечатки, которые вывешиваются на стенде для информирования безработных илиц, ищущих работу. Если вакансии длительное время не заполняются, то ссогласия работодателей объявления даются в средства массовой информации(СМИ). В 2000 году 245 организаций-работодателей республики заключили сорганами службы занятости договора на организацию и проведение общественныхработ и создали 2263 временные рабочие места для незанятых и безработныхграждан.[35] В целом по республике трудоустроено на общественные работы 2497человек из числа безработных и ищущих работу граждан, зарегистрированных ворганах службы занятости населения.[36] Основными видами общественныхработ в республике, утвержденными с Правительством Республики Бурятияи органами местного самоуправления по предложениям службы занятостиявляются благоустройство территорий и эксплуатация жилищно-коммунальногохозяйства. По состоянию на 1 января 2002 года сведения о потребности предприятийв рабочей силе сообщили 403 организации и предприятий города на 3252вакантных места. Потребность в вакантных должностях возросла по сравнению ссоответствующим периодом прошлого года в 1,7 раза. Наибольшее числовакансий представлено по таким отраслям, как промышленность - 1218 единиц,строительство - 359 единиц, здравоохранение и социальное обеспечение - 433единиц, торговля и общественное питание - 283 единиц и другие отрасли - 495единиц. На долю рабочих профессий приходится 77,4% вакансий.[37] Одной из основных форм работы для удовлетворения потребности в кадрахявляется проведение мини-конкурсов на заполнение вакансий. За 2001 годпроведено 44 таких конкурса, в которых приняли участие 269 человек.[38] В целях обеспечения дополнительных гарантий занятости для граждан,особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поискахработы, в республике действует постановление Правительства РеспубликиБурятия от 17 июня 1999 года № 220 «О квотировании рабочих мест напредприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности длятрудоустройства инвалидов и молодежи».[39] За отчетный период отделами занятости республики заключено 362договора на 2647 рабочих мест, из них 893 для инвалидов, 580 длянесовершеннолетней молодежи и 1174 для других слабозащищенных категорийнаселения, в зависимости от ситуации на рынке труда. В 2000 годутрудоустроено в счет квот 164 инвалида, 216 несовершеннолетних граждан, 25освобожденных из мест лишения свободы, 23 представителя малочисленныхнародов севера, 170 одиноких и многодетных родителей. В 2000 году в ГЦЗНобратилось в поисках работы 3570 молодых людей в возрасте до 18 лет, из них3442 человека трудоустроены.[40] Работа по временному трудоустройству подростков велась в соответствиис Республиканской Программой содействия занятости населения в РБ на 1999-2000 годов и постановлением Правительства Республики Бурятия от 31 января2000 года № 27 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей иподростков в 2000 году».[41] Виды работ, которые выполняли подростки, различны: посадка ивыращивание саженцев, ранних сортов овощей; ремонт и благоустройство школ,детских площадок, лагерей, населенных пунктов; посадка и прополкасельскохозяйственных культур, стрижка и мытье овец. На организациювременной занятости подростков израсходовано 718,6 тысяч рублей, в томчисле средства местного бюджета - 6 тысяч рублей (0,8%); средстваработодателей - 231,5 тысяч рублей (32,3%). При реализации вышеописаннойпрограммы удалось охватить временной занятостью 390 подростков. Навременную занятость несовершеннолетних заключено 11 договоров. Фактическиза текущий год принимали участие 634 подростка, что по отношению к прошломупериоду в 1,3 раза больше. Подростки были задействованы на полевых работах,на уборке и благоустройстве территорий лесохозяйственных работах, пошиве иремонте одежды.[42] Во временной занятости принимали участие дети, состоящие на учете вподразделениях по делам несовершеннолетних при районных отделах внутреннихдел, а также дети из малообеспеченных и многодетных семей, сироты, из семейбезработных граждан. Приоритетным правом при трудоустройстве пользовалисьдети из числа сирот и лишенных попечения родителей, подростки из семейбезработных граждан, неполных, многодетных и неблагополучных семей, а такжеподростки, состоящие на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних. В 2000 году в рамках программы «Молодежная практика» служба занятостинаселения республики проводила организацию занятости 86 молодых людей ввозрасте 16-26 лет на базе 47 предприятий по следующим специальностям:газоэлектросварщик, электромонтер, токарь, фрезеровщик, столяр-станочник,каменщик, плотник, водитель, электрик, секретарь-референт, бухгалтер,повар, экономист, вязальщица, обувщик.[43] Таким образом, к основным технологическим подходам, применяющихся ГЦЗНв решении проблемы незанятости в молодежной среде относятся реализацияпрограммы «Молодежная практика», групповые методы работы по типу «Клубищущих работу» и «Новый старт», сбор банка данных вакансий, заключениеорганами службы занятости договоров с работодателями Республики наорганизацию и проведение общественных работ, проведение мини конкурсов назаполнение вакансий. 2.3. Практическое применение методов изучения субъектов рынка труда (опрос среди посетителей ярмарки-выставки вакантных мест 9 октября 2001 года в городе Улан-Удэ) При проведении анкетного опроса среди посетителей ярмарки-выставкирабочих мест были сформулированы следующие задачи: - изучение социального положения респондентов по следующим признакам: профессиональный статус, пол, возраст, образовательный уровень; - изучение причин незанятости среди посетителей ярмарки, методов и способов их поиска работы, условий и требований, предъявляемых респондентами к будущей работе, возможностей их социальной мобильности при поиске работы; - эффективность деятельности ярмарки, возможное решение задач трудоустройства. 1. Данные по всем опрошенным посетителям ярмарки. Количествоопрошенных респондентов составляет 330 человек, из них по полу: 147 мужчин(44,5%), 183 женщин (55,5%). По возрасту: от 14 до 16 лет – 1,2%, от 16 до18 - 3,6, от 18 до 29 лет - 58,4%, от 29 до 40 лет - 16,2%, от 40 до 50 лет- 13.6%, от 50 и выше - 6,9%. Таким образом, 63,2% опрошенных это молодые люди в возрасте от 16 до29 лет. По образованию: основное среднее (8-9 классов) - 6,36 %, среднее общее(11 классов) - 20,3%, начальное профессиональное (ПТУ, лицей) - 14,85,среднее профессиональное (техникум, колледж) - 29,7%, высшее - 28,79%. Посоциальному положению: рабочих - 34,55%, служащих -24,85%, учащихся ПТУ-3,94%, техникума - 4,85%, ВУЗа - 20,30%, выпускников учебных заведений 2001-2002 годах - 8,48%, военнослужащих уволенных в запас 1,21%, инвалидов -1,82 %. Наличие той или иной квалификации имеется у 35,75%, и не имеютквалификации - 64,25%. По стажу работы: не имеет стажа работы 29,39%, менее одного годаработы - 9,7%, от 1-4 лет - 16.97%, от 5-10 лет - 11, 21%, от 10-20 лет -14,85%, более 20 лет-17,88% На момент проведения опроса среди респондентов, училось - 28,1%,работало - 17,5%, к незанятым себя отнесли - 54,4% от количества всехопрошенных, из них 15,2 % состоят на учете в службе занятости, 39,2% несостоят на учете в службе занятости. На вопрос о сроках безработицы указали: до месяца - 13,3%респондентов, 1-3 месяца - 17,58%, 3-6 месяца - 10,61%, 7-12 месяца -8,48%, 1-3 года-10, 61%, 3-5 лет - 6,06%, более 5 лет - 8,18%. В качестве причин безработицы указаны следующие причины: - уволились по собственному желанию - 26,36%, - по сокращению штатов - 5,15%, - не трудоустроились после окончания учебного заведения 14,85%, - в связи с переездом из других мест - 6,06%, - в связи с ликвидацией предприятия - 3,93%, - в связи с тем, что предприятие не работает в полном режиме - 3,63%, - временно не заняты, в связи с административным отпуском - 2,72%, - на увольнение по другим причинам указали 10,3%. С целью поиска работы, из числа всех опрошенных: - обращались в службу занятости - 22,72% всех опрошенных, - не обращались в службу занятости - 4,24%, - самостоятельно искали работу - 61,0%, - обращались в коммерческое агентство по трудоустройству - 6,6%. Этот же вопрос, более конкретно о способах поиска работы, по всемреспондентам (можно было выбрать несколько вариантов): - обращались за содействием к своим родственникам, знакомым и так далее - 37%, - давали объявления в газету и другие СМИ - 6,9%, - напрямую обращались к работодателям - 37,3%, - обращались на объявления о найме на работу - 40,6%, - никаких действий не предпринимали - 5,15%. 59,69% от числа всех опрошенных указали на то, что им приходилосьотказываться от предлагаемого рабочего места, 24,24% - не отказывались,12,42% - затруднились ответить на этот вопрос. Из числа тех, кто отказалсяот предлагаемой работы, указали следующие причины (несколько вариантов): - низкая зарплата - 41,8%, - возможные задержки в зарплате - 11,7%, - не устраивают условия труда - 20,4% - в связи с отдаленностью от места проживания - 17,4%, - предлагаемая работа не по специальности - 11,7%, - не имеет перспективы роста - 11,7%, - другие причины - 12,9%. На вопрос «Что для Вас является решающим при выборе места работы?»указали (несколько вариантов); - престижная организация - 9.9%, - интересная работа - 42,4%, - простая и легкая работа - 2,7%, - хорошие условия труда - 8,4%, - высокая зарплата - 5 5,1%, - свободный режим работы -12,6%, - работа с перспективой роста 22,3%, - другое - 2,12%. По мнению наших респондентов, чтобы получить хорошую работу в службезанятости нужно иметь (несколько вариантов). - высшее образование - 35,5, - хорошую специальность и квалификацию - 49,3%, - обладать навыками предпринимательства - 8,4 %, - уметь работать на компьютере - 4,2%, - иметь хорошие манеры и привлекательную внешность - 13,3%, - другое - 6,67%. Кроме того, успешное трудоустройство на работу, по мнению нашихреспондентов, в большей степени зависит от (несколько вариантов) : - эффективной деятельности служб занятости - 19,8%, - от кадровой политики предприятий и организаций - 20,1%, - от уровня квалификации и подготовленности человека - 42,4%, - от активного поиска работы самого человека - 33,4%, - от наличия протекции и связей - 14,1%, - от случайных факторов - 7,2%. Предполагаемая готовность к социальной мобильности респондентовотражается в следующих ответах: 58,4% - однозначно готовы освоить новуюпрофессию, 8,4% - согласны, хотя и без особого желания, 12,9% не станутменять профессию, 14,4% - затруднились ответить на этот вопрос, 49,6%-готовы сменить место жительства, если представиться возможность найтиработу в другом месте, 36,3 % ответили «нет», 13,6% затруднились с ответом. Если попытаться ранжировать ответы респондентов, о цели их посещенияярмарки: - 40,6% -пришли на ярмарку с целью трудоустроиться по своейспециальности, - 23,93% - получить информацию о вакантных рабочих местах, - 14, 24% - найти работу на неполный рабочий день, - 10,6% - найти временную работу, - 6,06% - просто посмотреть, - 2,12% - узнать о возможности переобучиться. В результате посещения ярмарки 14,84% - нашли работу по своейспециальности, 8,48% - нашли работу, но не по своей специальности, не нашлиработу - 70% от числа всех опрошенных респондентов. Один из вопросов анкеты касался проблемы государственного решениязанятости, конкретнее, ощущают ли наши респонденты поддержку властей врешении проблем занятости ответили «да» - 25,25% респондентов, «нет»-41,21%, и затруднились с ответом 30,9%. 80,9% - из числа опрошенных посетителей ярмарки впервые пришли на этуярмарку, тем не менее, 53,93% удовлетворены работой ярмарки в целом, 15,75%не удовлетворены, 27,57 % - затруднились с ответом. Что касается рекламы ярмарки, то преобладающее большинство - 38,48%узнали из TV-рекламы, 20,30% - через неформальную вербальную коммуникациюот знакомых и так далее, из наружной рекламы - 14,55%, по радио - 8,18%, изгазет - 3,05%. 2. Данные по категории незанятого населения, состоящих на учете вслужбе занятости. Возвращаясь к социальной группе безработных, напомним, что от общегоколичества респондентов таковые составляли - 54,4%. Из них 15,2% состоят научете в службе занятости. По этой социальной категории складываетсяследующая ситуация, не работают в течение месяца - 10,64%, 1-3 месяца -27,66%, 3-6 месяца - 21,28%, 7-12 месяца - 8,51%, итого менее года неработают - 68,09%, 1-3 года не работают – 14,89%, более 5 лет – 12,77%. В качестве наиболее часто указанных причин незанятости можно выделитьследующие: - уволились по собственному желанию 38,30%, - не трудоустроились после окончания учебных заведение - 19,15%, - по сокращению штатов – 12,77%, - связи с ликвидацией предприятия – 10,64%, - другие причины - 10,64. Несмотря на то, что представители данной группы состоят на учете вслужбе занятости, тем не менее, ищут работу следующим способом: - по объявлению о найме на работу – 23,40%. - обращаются за содействием к родственникам, знакомым и так далее-17.02%, - прямо обращаются к работодателям – 12,77%, - Самостоятельно ищут работу 14,89%. По мнению этих респондентов для того, чтобы получить хорошую работу вслужбе занятости, нужно, прежде всего, иметь: - хорошую специальность и квалификацию – 29,79%, - уметь работать на компьютере – 6,38%, - высшее образование – 6,38%, - другое – 12,77%. Решающим при выборе работы для этой группы является: - высокая зарплата – 23,40%, - интересная работа – 14,89%, - работа с возможностью перспективы роста – 6,38%, - другое – 4,26%. 59,57% респондентам из этой группы приходилось отказываться отпредлагаемого места работы по причине: - низкой зарплаты – 27,66%, - отдаленности от места проживания – 8,51%, - предлагаемая работа не по специальности – 6,38%, - не устраивают условия труда – 4,26%. Более половины респондентов – 53,19% однозначно готовы сменитьпрофессию, если предложат другую специальность, 10,64% готовы, но безособого желания, также готовы сменить место жительства 31,91%, в то жевремя 51,06% не желали бы сменить место жительства. По мнению этих респондентов, успешное трудоустройство зависит отследующих факторов: - от уровня подготовленности и квалификации человека – 17,02%, - от эффективной деятельности служб занятости – 8,51 %, - от кадровой политики предприятия и организаций – 8,51%, - от активности самого безработного – 6,38%. 3. Данные по категории незанятого населения, не состоящего на учете вслужбе занятости. Оставшиеся из 54,5% безработных – 39,2% не состоят на учете в службезанятости, хотя только 5,3% из них не обращались в эту службу в целяхпоиска работы. Большинство из них не имеют работу на протяжении года–59,85%: в течение месяца 14,39 %, 1-3 месяца - 18,18%, 3-6-13,64%. 7-12месяца – 13,64%. От 1-3 лет не работали – 16,67%, 3-5 лет – 10,62%, более 5лет – 9,09%. В качестве причин безработицы среди этой категории указаны следующие: - 38,64% - уволились по собственному желанию, - 13,64% - не трудоустроились после окончания учебного заведения, - 6,82% - переехали из другого города, - 6,06% - по сокращению штатов, - 6,06% - в связи с тем, что предприятие не работает в полном режиме, - 5,30% - в связи с ликвидацией предприятия, - 3,03% -временно незаняты в связи с административным отпуском, - 12,12% - указали другие причины. Ровно половина 50,0% из числа вышеуказанных респондентовсамостоятельно ищут работу, при этом: - прямо обращались к работодателям 24,24% , - обращались на объявления о найме на работу – 17,2%, - обращались за содействием к своим родственникам, знакомым и так далее – 13,64%. - никаких действий не предпринимали - 5,3%. При этом решающим для большинства, при выборе места работы для этойкатегории населения, является: - высокая зарплата – 24,24%, - интересная работа - 20,45%, - работа с возможностью перспективы роста – 9,85%. - свободный режим работы – 6,06%. Более 65% от числа этих респондентов указали на то, что им приходилосьотказываться от предлагаемого рабочего места по причине: - низкой зарплаты – 25,0%, - плохих условий труда –13,64%, - предлагаемая работа не специальности - 9,09 %, - отдаленности от места проживания - 5,30%, - возможных задержек в выплате зарплаты – 5,30%. По мнению этой группы респондентов успешное трудоустройство зависит: - от уровня подготовленности и квалификации человека – 22,73%, - от кадровой политики предприятий и организаций – 9,09%, - от эффективной деятельности служб занятости – 6,82%, - от активного поиска работы самого человека – 6,82%, Поскольку данный опрос имеет пилотажный характер и проводился вцелевой аудитории, то есть среди посетителей ярмарки-выставки вакансийрабочих мест, постольку в конечном итоге информация предоставленная в нейимеет недостаточно видимый характер и может быть использована только вконтексте изучения вопросов эффективности данной ярмарки-выставки. Как мы видим, в основном посетителями ярмарки-выставки являетсямолодежь от 14 до29 лет (69,2%). Вероятно, именно поэтому большинство изпосетителей ярмарки не имеют какой-либо квалификации (64,25%) и почтикаждый третий не имеет стажа работы (29,39%). Не смотря на то, что 28,1% посетителей ярмарки-выставки учились намомент опроса, при этом работало 17,5%. Тем не менее, эти люди находятся впоиске рабочих мест. Чуть больше половины (54,4%), являются действительнонезанятыми. Из них почти половина не более одного года. Необходимоотметить, что эффективность ярмарки может определяться тем, что можновыделить латентный уровень безработицы. На это указывает то, что 39,2% отчисла посетителей отнесли себя к незанятым и при этом не состоят на учете вслужбе занятости. Кроме того, большинство посетителей в достаточной мере не доверяютслужбам и агентствам занятости, поскольку самостоятельно ищут работу (61%),при этом они предпочитают обращаться к родственникам (37%) или на прямую кработодателю (37,3%). Довольно высокий процент (40,6%) из числа опрошенныхоткликается на объявления о найме на работу. Однако 59,7% респондентовуказывает на то, что им приходилось отказываться от работы в первую очередьиз-за низкой оплаты (41,8%) и низких условий труда (20,4%). Таким образом, можно сделать вывод, что большинство опрошенных все-таки предпочитает искать работу с высокой оплатой (55,1%), хотя идостаточно много респондентов указывает на то, что она должна бытьинтересной (42,4%) и с перспективой роста (22,3%). Большинство респондентовсовершенно справедливо полагают, что для хорошего трудоустройства имнеобходимо иметь хорошую специальность и квалификацию (49,3%), а так жевысшее образование (35,5%). Что касается проблем государственного регулирования занятости, томнение респондентов такое: большинство не ощущает поддержки властей ирешения проблем занятости - 41,21%, ощущают – 25,25% и затрудняются сответом - 30,9%. Более того, каждый третий респондент (33,4%) полагает, что«спасение утопающих, дело самих утопающих», то есть успешноетрудоустройство зависит от активного поиска работы самого человека, егоуровня квалификации и подготовки (42,4%) и только 19,8% указывали наэффективную деятельность служб занятости. Наконец, вопросы социальной мобильности указывают на то, чтобольшинство респондентов достаточно готовы к возможности освоения новойпрофессии (58,4%), а 49,6% готовы сменить место жительства. Социологическое исследование было проведено социологическойлабораторией при кафедре «Социальные технологии» ВСГТУ, группой студентовпод руководством кандидата социологических наук, доцента Н.К.Жамсуевой. Заключение Для социально-экономического развития страны в данный период былихарактерны явления, свидетельствующие о медленном, но устойчивом обострениина рынке труда. На фоне спада производства росло число обратившихся запомощью в трудоустройстве. Численность уволенных работников была выше, чемчисленность принятых. Сокращалось число вакансий. Увеличились масштабыдлительной безработицы. Неблагоприятное развитие условий функционирования рынка труда будетусугубляться под влиянием демографической ситуации. Негативные тенденции в воспроизводстве населения отрицательновоздействуют на его возрастную структуру. Со снижением численностинаселения страны лиц в возрасте моложе трудоспособного, будет возрастатьчисло лиц в трудоспособном возрасте за счет вхождения в этот возрастмногочисленного поколения 80-х годов. Для молодежи это несет дополнительные трудности, так как этасоциально-демографическая группа оказывается наиболее многочисленной нарынке труда, что обусло

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические подходы, формы и методы регулирования занятости слабозащищенных слоев населения (молодежи) iconФормы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности
Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений 22

Методические подходы, формы и методы регулирования занятости слабозащищенных слоев населения (молодежи) iconД. А. Губкина методические указания к изучению дисциплины «Формы...
Методические указания к изучению дисциплины «Формы и методы организации проектного дела» (для студентов 5 курса дневной формы обучения...

Методические подходы, формы и методы регулирования занятости слабозащищенных слоев населения (молодежи) iconПрограммы занятости населения за 11 месяцев 2009 года и утверждении...
Программы занятости населения за 11 месяцев 2009 года и утверждении городской Программы занятости населения на 2010-2011 годы», руководствуясь...

Методические подходы, формы и методы регулирования занятости слабозащищенных слоев населения (молодежи) iconОб утверждении Программы занятости населения города Джанкоя на период до 2017 года
А управления труда и социальной защиты населения городского совета, «о программе занятости населения города Джанкоя на период до...

Методические подходы, формы и методы регулирования занятости слабозащищенных слоев населения (молодежи) iconИнформация о выполнении Программы занятости населения города Ясиноватая...
С целью содействия занятости населения и обеспечения социальной защиты граждан от безработицы в городе реализуется Программа занятости...

Методические подходы, формы и методы регулирования занятости слабозащищенных слоев населения (молодежи) iconПрограмма занятости населения Автономной Республики Крым на 2008-2009...
Цель Программы занятости населения Автономной Республики Крым на 2008–2009 годы (далее – Программа) – обеспечение необходимых экономических...

Методические подходы, формы и методы регулирования занятости слабозащищенных слоев населения (молодежи) iconНововведения в сфере занятости населения
С 1 января 2013 года в Украине вступил в силу новый Закон «О занятости населения», который был подписан президентом Украины в августе...

Методические подходы, формы и методы регулирования занятости слабозащищенных слоев населения (молодежи) iconРынок труда и проблема занятости в крыму
Принятые в начале 1991 года и введенные в действие в полном объеме с 07. 1991 г. «Основы законодательства Союза сср и республик о...

Методические подходы, формы и методы регулирования занятости слабозащищенных слоев населения (молодежи) iconПрограмма занятости населения Автономной Республики Крым на 2004...
Цель Программы занятости населения Автономной Республики Крым на 2004 год (далее – Программа) заключается в создании необходимых...

Методические подходы, формы и методы регулирования занятости слабозащищенных слоев населения (молодежи) iconОб утверждении Программы занятости населения Черноморского района на период до 2017 года
Программы занятости населения Черноморского района на период до 2017 года, рассмотрев проект Программы занятости населения Черноморского...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<