Академия мвд республики беларусь кафедра конституционного и международного права курсовая работа по предмету «конституционное право» политические права и свободы граждан республики беларусь 2 «А»




Скачать 352.22 Kb.
НазваниеАкадемия мвд республики беларусь кафедра конституционного и международного права курсовая работа по предмету «конституционное право» политические права и свободы граждан республики беларусь 2 «А»
Дата публикации15.12.2013
Размер352.22 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Право > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Политические права и свободы граждан Республики Беларусь

АКАДЕМИЯ МВД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО» ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН рЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 2 «А» КУРСА ФАКУЛЬТЕТА ПРАВА СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ – ХОЗ. ПРАВО РОДЬКО ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА Г. МИНСК, ПР-КТ Г-ТЫ «ИЗВЕСТИЯ», 14/4-12 З/К №695 План: Введение Курсовая работа посвящена различным политическим правам. Более подробнобудут рассмотрены виды политических прав в Республике Беларусь и гарантииих обеспечения в Республике Беларусь. В своей работе я постараюсь осветитьданные темы. Проблемы сущности человека, гражданина, личности, взаимоотношения ихмежду собой, а также с государством и обществом волнуют цивилизованный мир.Над этим задумывались великие мыслители прошлого. Но, мечтая о счастливомбудущем человечества, они не сумели дать ответ о путях освобождениячеловека от эксплуатации, угнетения, о становлении личности. Некоторые изних надеялись на проявление справедливого отношения к народу со сторонымонархов, буржуазных парламентов, на издание ими законов, устанавливающихблага для всех, и не готовили народ к борьбе со своими угнетателями, кборьбе за свободу и счастье людей[1]. Институт прав и свобод является центральным и в конституционном праве.Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произволагосударственной власти. В XVIII в. происходит документальное закреплениеестественно-правового понимания свободы. Термин «свобода» употребляется вдвух значениях, хотя и неразрывно связанных. В общем смысле он обозначаетсостояние народа и отдельного человека, которое характеризуетсявозможностью действовать по своему усмотрению. Этот термин в Конституциииграет роль основополагающего философского принципа, который реализуетсячерез весь комплекс конституционно-правовых норм. Иное дело свобода каксубъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия(например, свобода совести, свобода слова и др.). В этом смысле термин«свобода» по существу тождествен термину «субъективное право», а различиеобъясняется только тем, что такая юридическая лексика сложиласьисторически. Но нельзя не учитывать, что свобода в субъективном смысле (каксубъективные права) является юридической формой реализации свободы народа иотдельного человека в общем, философском смысле этого слова. На путисвободы всегда стоит государство, создаваемое людьми для поддержанияусловий реализации свободы. Государство через законы закрепляет права исвободы человека, и тогда они становятся мерой возможного, т. е. обретаютграницы дозволенного. Под конституционными правами и свободами понимаются наиболее важныеправа и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояниесвободы и получающие высшую юридическую защиту. Конституционные права исвободы являются главным элементом конституционных правоотношений. Этиправоотношения возникают между человеком (гражданином) и государством,порождая обязанность государства защищать и охранять основные и другиеправа и свободы каждого отдельного человека (гражданина). 1. Понятие политических прав и свобод, их особенности. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права, аправа человека и его свободы должны признаваться высшей ценностью и цельюобщества и государства, которым принимаются все необходимые меры пореальному воплощению гражданских, политических, экономических, социальных икультурных прав личности в жизнь. Можно согласиться с мнением А.М.Абрамовича и В.А. Кучинского, что, несмотря на то что разными авторами воснование классификации прав и свобод кладутся, на первый взгляд, различныекритерии, в конечном счете ими признается единая, по сути дела, группировкаэтих прав и свобод[2]. В Беларуси обеспечивается безопасность граждан, их право на достойныйуровень жизни и постоянное улучшение необходимых для этого условий. Правачеловека в государстве носят явно выраженный социальный характер иорганично вплетены в социальную деятельность людей, общественные отношения,способы бытия индивида. Под политическими правами и свободами подразумевают группу основныхправ и свобод граждан, осуществляемых в сфере политической жизни,управления государственными делами[3]. Политические права выражаютвозможности индивида на участие в политической жизни и осуществлениегосударственной власти. К числу данной категории прав относятся:* право на свободу искать, получать, хранить и распространять информацию;* право на мирные собрания;* право на свободу ассоциаций;* право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей;* право избирать и быть избранными;* право подачи заявления в государственные органы;* право равного доступа к любым должностям государственных органов и др. В отличие от личных политические права и свободы нацелены на активноевключение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Этиправа и свободы создают условия для закрепления связей между человеком иобществом, гражданином и государством. От того, какого состояниеполитических прав и свобод, во многом зависит прочность устоевконституционного строя, реальность его демократизма, уровень политическойкультуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваютсяне в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними ипрежде всего при опоре на уважение к человеку. Система политических прав и свобод граждан состоит из двухвзаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан,содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства иего органов. Сюда относятся избирательное право, право на референдум, правона равный доступ на государственную службу. Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в системуполитических прав, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемыеправа граждан, целью реализации которых является активное участие индивидав жизни общества. Сюда относятся свобода слова и печати, свобода союзов,свобода собраний. Основные политические права начинают действовать непосредственно смомента достижения гражданином совершеннолетия. Именно с достижением 18-летия гражданина устанавливается полная дееспособность гражданина.Дееспособность – юридическая возможность своими действиями создавать илиизменять права и обязанности. В этом и есть отличие от правоспособности,которая присуща человеку с рождения и является неотъемлемой частьючеловеческого статуса. Достигнув совершеннолетия, гражданин осуществляетправа во всех областях политической, экономической и личной жизни и несетответственность за результаты своих действий. Следует отметить, что, хотя политические права и свободы широкодекларировались в прошлом и даже служили украшением на фасаде советскойвласти, их реализация была затруднена. В частности, монополия наопределение состава Советов у партийного аппарата искажала смыслизбирательных прав. Многопартийность на практике не допускалась, профсоюзыи другие общественные организации рассматривались как придатки партийно-государственной машины. В таких условиях политические права и свободыспособствовали отторжению государства от народа и рождению у последнегонедоверия к институту демократии. Принятию Конституции Республики Беларусь 1994 г. предшествовалиобновление общественного строя, начало перехода экономики на рыночнуюсистему, допущение разнообразных форм собственности, развитие плюрализма,непосредственная реализация власти народом, расширение безопасности исотрудничества с мировым сообществом. Конституция 1994 г. — принципиальноновый документ, в котором закрепляется гуманная ориентация развития нашегообщества. Приоритет отдается личности и общечеловеческим ценностям. Этачерта качественно отличает новую концепцию прав человека, отказ отхарактерного для социалистической теории принципа приоритетагосударственных интересов над интересами личности. Обоснованием такогоподхода являлось положение, что государство призвано выражать общественныеи личные интересы. Считалось, что у личности, как и общества в целом, неможет быть политических интересов, противоречащих государственным,олицетворяемым в политике КПСС, поскольку «воля партии — это воля народа».Если же такие интересы формировались, то в зависимости от формы ихвыражения они либо игнорировались, либо вызывали соответствующую реакциювласти вплоть до принятия репрессивных мер со стороны государства[4]. Теперь политические права составляют одну из сторон совокупности прав исвобод человека и гражданина, гарантируемых Конституцией РеспубликиБеларусь. Вместе они составляют систему, охватывающую все сферысуществования человека и гражданина. Каждое право касается определеннойобласти жизни, чем и вызвана необходимость классификации прав и свобод.Наиболее распространенным способом стало разделение прав и свобод на группыпо важнейшим сферам жизнедеятельности гражданина. В статье 21 Конституции Республики Беларусь 1994 года (с изменениями идополнениями 1996г.) устанавливается, что высшей целью государства являетсяобеспечение прав и свобод его граждан. Однако законодательство РеспубликиБеларусь еще нуждается в доработке этих положений. Конституционный СудРеспублики Беларусь до сих пор не наделен правом рассмотрения вопросов осоответствии Конституции нормативным актам по индивидуальным жалобамграждан, связанным с нарушением прав человека. Следовало бы изменить данноеположение и предоставить право гражданину Республики Беларусь обращаться вКонституционный Суд в том случае, если нормативным актом нарушены егоправа, закрепив соответствующее положение в Законе Республики Беларусь 1994года «О Конституционном Суде Республики Беларусь». Конституция Республики Беларусь в статье 59 дает абстрактнуюформулировку: «Государство обязано принимать все доступные ему меры длясоздания внутреннего и международного порядка, необходимого для полногоосуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренныхКонституцией». Нынешнему парламенту Республики Беларусь необходимопересмотреть текст данной статьи Конституции, внести изменения и закрепитьправо граждан, не находящих защиты в рамках государства, на реализациюсвоего конституционного права в рамках международного сообщества. Более50 % статей Конституции Республики Беларусь посвящены определению правовогостатуса человека и гражданина. Эти статьи сконцентрированы в разделе II«Личность, общество, государство», отдельные статьи имеются в разделе I«Основы конституционного строя», в разделе III «Избирательная система.Референдум», в главе VI — «Суд» и в разделе V — «Местное управление исамоуправление». В отличие от основных личных прав, которые по своейприроде неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку от рождения,политические права и свободы связаны с обладанием человеком гражданствагосударства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права«каждому», а политические «гражданам». Политические права и свободы являются выражением принадлежности властинароду, реализацией народовластия. Особенность их заключается в том, что осуществляются они неиндивидуально, а в сообществе с другими гражданами. 2. Характеристика политических прав и свобод граждан РеспубликиБеларусь в соответствии с действующим законодательством. 2.1. Свобода объединений. Право на объединение – одно из самых всеобъемлющих политических правграждан, затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан, включаяправо создавать профсоюзы, политические партии для защиты своих интересов.Конституция предоставляет каждому право на это. Однако «судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутреннихдел, Комитета государственного контроля, органов безопасности,военнослужащие не могут быть членами политических партий и другихобщественных объединений, преследующих политические цели»[5]. Настоящиеограничения соответствуют нормам международного права и установлены дляобеспечения независимости и объективной деятельности указанных должностныхлиц. Согласно Закону «Об общественных объединениях» от 4 октября 1994 годаобщественным объединением является добровольное формирование граждан,которое они образовали на основе общности интересов для совместнойреализации гражданских, экономических социальных и культурных прав (ст.1)[6]. Право на объединение — одно из политических прав, цель которогообеспечить возможность участия каждого в общественной и политической жизни,а также юридически установить создание разного рода общественныхобъединений. Это право дает гражданам возможность использовать в указанныхцелях различные формы совместной организованной общественной деятельности,объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач. Рассмотрим теперь механизм создания, организации и деятельностиобщественного объединения, но для начала рассмотрим их виды. Законпредусматривает 5 различных форм организационно-правовой формы ихфункционирования.* Общественная организация – совместная деятельность для защиты общих интересов и уставных целей объединившихся граждан.* Общественное движение – массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые его участниками.* Общественный некоммерческий фонд – формирование имущества на основе добровольных взносов и иных незапрещенных законом поступлений и использование его на общественно-полезные цели.* Общественное учреждение – оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников.* Целью органа общественной самодеятельности является совместное решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Допустимо создание международных, республиканских и местныхобщественных объединений. Они создаются по инициативе не менее 10 гражданРеспублики Беларусь, достигших возраста 18 лет. Граждане, достигшие 16 лет,могут создавать молодежные и детские общественные объединения. Вместе с тем законы устанавливают и ряд ограничений права на свободуассоциаций. Прежде всего эти ограничения связаны с запрещением создания идеятельности ассоциаций, цели и действия которых направлены на свержениеили насильственные изменения конституционного строя, нарушение целостностии безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжиганиенациональной, религиозной и расовой вражды (ст. 5 Конституции). Порядок создания и деятельности политических организаций определяетсяспециальным Законом «О политических партиях» от 5 октября 1994 года.Политической партией является независимое, образованное на основеиндивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее врамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлениюи выражению политической воли граждан и участвующее в выборах (ст. 1). Если членами общественных объединений могут быть как гражданеРеспублики Беларусь, так и иностранные граждане, лица без гражданства, топраво на объединения в политические партии имеют только граждане РеспубликиБеларусь. В качестве учредителей политических партий имеют право выступатьграждане Республики Беларусь, которые достигли 18-летнего возраста,обладающие избирательным правом, не ограниченные судом в дееспособности ине находящиеся в местах лишения свободы[7]. По мнению А.А. Головко, при такой демократической ситуации государстводолжно быть заинтересовано в реальном обеспечении прав и свобод граждан иих объединений, которые являются политической базой его объема власти, атакже направлений и форм ее функционирования[8]. По Закону на территории Республики Беларусь могут создаваться тригруппы общественных объединений:* местные, деятельность которых распространяется на территорию одной или несколько АТЕ;* республиканские, деятельность которых распространяется на территории всей Республики Беларусь и которые имеют учредителей в большинстве областей;* международные, деятельность которых распространяется на территорию Республики Беларусь (одной или нескольких территориальных единиц) и территорию одного или нескольких иностранных государств, имеющих соответствующие организационные структуры[9]. В соответствии с политическими целями общественные объединенияоказывают большое влияние, и им предоставлена свобода действий вполитической жизни общества. В частности, за ними закреплено правораспространять информацию о своей деятельности, проводить демонстрации,шествия и пикетирования. Им предоставлено право направлять и вноситьпредложения в органы государственной власти, участвовать в выработкерешений органов государственной власти, право защищать членов своихорганизаций в суде и иных органах местного самоуправления иправоохранительных органах. В частности, большое значение имеет действиеобщественных объединений в предвыборной и выборной компании, если такое импредоставлено, а именно: они должны быть зарегистрированы и иметьсоответствующие указания в уставах об участии в выборах. 2.2. Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций ипикетирования. Свобода манифестаций как важный элемент правового статуса гражданинапредставляет собой взаимосвязанное с другими правами, свободами иобязанностями граждан субъективное право, имеющее целью воздействовать нагосударственные и общественные органы путем согласования и формированиямнения граждан и его выражения по различным вопросам общественной жизни,участия их в управлении жизнью общества и решении конкретных вопросовповседневной жизни. Правовое регулирование механизма реализации права граждан на свободусобраний как нельзя лучше иллюстрирует нелегкий путь юридической науки ипрактики от формально-догматического подхода к объективно-реалистическому.Конституция СССР 1977г. и вслед за ней Конституция РСФСР 1978г. впервоначальной редакции не устанавливали каких-либо ограничений на способыреализации названной свободы. При формальном закреплении политических правграждан этого не требовалось. Никто и не помышлял о том, что граждане могутреально воспользоваться этим правом. Если же и происходило нарушениетрадиции, виновного ждала суровая кара. До недавнего времени в нашем государстве действовали подзаконные акты,регулирующие проведение этих мероприятий (Указ Президиума Верховного СоветаРеспублики Беларусь 1998 года). В настоящее время порядок организации ипроведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций ипикетирования установлен Законом «О собраниях, митингах, уличных шествиях,демонстрациях и пикетировании» от 30 декабря 1977 года. Законом установленразрешительный (а не уведомительный) порядок проведения массовыхмероприятий. Главная трудность реализации перечисленных свобод содержится всовместимости публичных мероприятий с общественным правопорядком, посколькушествия, митинги, демонстрации проходят на городских улицах и площадях, чтосоздает трудности для граждан и нормального функционирования городскогохозяйства (в частности транспорта). Поэтому гарантированная Конституциейсвобода их проведения может быть ограничена, но лишь «в случаях,предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности,общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав исвобод других лиц»[10] (часть первая ст. 23 Конституции). В законе даныопределения публичных мероприятий:* собрание – совместное присутствие группы граждан, собравшихся для публичного обсуждения и выражения их отношения к действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни, а также решения вопросов, затрагивающих их интересы;* митинг – массовое собрание граждан для публичного обсуждения и выражения их отношения к действиям лиц и организаций, событиям общественно- политической жизни, а также решения вопросов, затрагивающих их интересы;* уличное шествие – организованное массовое движение граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических, религиозных настроений либо протеста;* демонстрация – организованное массовое движение граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических, религиозных настроений либо протеста с использованием плакатов, транспарантов и иных средств;* пикетирование – публичное выражение гражданином или группой граждан общественно-политических, групповых, личных и иных интересов или протеста (без шествия), в том числе путем голодовки, по каким-либо проблемам с использованием или без использования плакатов, транспарантов и иных средств. Согласно закону организаторами собрания, митинга, уличного шествия,демонстрации и пикетирования могут выступать граждане Республики Беларусь,постоянно проживающие на ее территории, достигшие восемнадцатилетнеговозраста и обладающие избирательным правом. Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование могутпроводиться в любых пригодных для этих целей местах, за исключением мест,использование которых запрещено решениями местных исполнительных ираспорядительных органов, принимаемыми в соответствие с настоящим Законом(Декрет Президента Республики Беларусь от 9 сентября 1999 года №36 «Онекоторых мерах по предупреждению чрезвычайных происшествий при проведениимассовых мероприятий»). Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование могутпроводиться с 8 до 22 часов[11]. 2.3 Право на управление делами государства. В Конституции содержатся нормы, закрепляющие право гражданина науправление делами государства. Граждане Республики Беларусь имеют правоучаствовать в решении государственных дел как непосредственно, так и черезсвободно избранных представителей. Право участия в управлении делами государства адресовано каждомугражданину, а не политически организованной совокупности граждан,ассоциированных как народ, ибо народ не «участвует» в управлении, аосуществляет власть, является субъектом этой власти. Референдум естьголосование по тому или иному вопросу; решения, принятые республиканскимреферендумом, подписываются Президентом Республики Беларусь (ст. 74Конституции). Положение данной статьи непосредственно вытекает из статьи 21 Всеобщейдекларации прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта «Огражданских и политических правах», которая предписывает, что каждыйгражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованныхограничений имеет право и возможность:* принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и посредством свободно выбранных представителей;* голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;* допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе. Право на референдум включает в себя не только право на участие вовсенародном (местном) голосовании, но и право требовать выставления любоговопроса на голосование, а также право требовать, чтобы результатыобщенародного (местного) обсуждения по этому вопросу учитывались припринятии окончательного решения по данному вопросу (если решениепринимается не путем референдума). Следует иметь в виду, что и народные голосования (референдумы), инародные обсуждения как важнейшие институты непосредственной демократиинесмотря на некоторую близость самостоятельны и не могут отождествляться.Общим для них является непосредственное участие народа (граждан) вправотворческой работе государственных органов, то, что они представляютсобой выражение общественного отношения к проблеме. Однако в первом случаерешение обычно является обязательным, во втором (при проведении народныхобсуждений) выявляется лишь мнение, которое юридически не обязательно длявластных структур государства. Если в народных голосованиях могут участвовать лица, обладающиеизбирательным правом, т.е. достигшие 18-летнего возраста, то в народныхобсуждениях вправе участвовать любой гражданин. Власть народа проявляетсятакже во всех элементах и субъектах политической системы общества, ибополитика, по мнению А.А. Головко, – высшая форма самореализации народа[12]. 2.4. Право на получение, хранение и распространение информации. Конституция Республики Беларусь закрепляет большой объем политическихправ и свобод граждан, реализация которых позволяет им более активноучаствовать в осуществлении политической власти. В первую очередь это правона информацию. Каждый человек вправе передавать, производить и распространятьинформацию любым законным способом, т.е. он может сделать ее достояниемобщества под собственную ответственность за ее достоверность, для чегосоздать свою газету, использовать государственный или частный каналтелевидения, выступить с публичной лекцией и др. Распространение информациине должно быть монополией государства – в этом залог полноты иобъективности информации, получаемой обществом. «Монополизация средств массовой информации государством, общественнымиобъединениями или отдельными гражданами, а также цензура недопускаются.»[13] Ни в каких редакциях СМИ (в том числе иправительственных) ни в каком–либо государственном органе не может бытьлиц, надзирающих за работой печатных органов, а тем более обладающих правомснимать с публикации или изменять те или иные подготовленные материалы. Государственные органы, общественные объединения, должностные лицаобязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможностьознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.Пункт II 34 статьи сужает круг субъектов, граждан, которые могутознакомиться с материалами, затрагивающими их права. Пользованиеинформацией ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства,личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав.Необходимо распространить положение этой статьи на всех людей, проживающихна территории республики[14]. Право на информацию — одно из фундаментальных прав человека, призванныхобеспечить не только его личные интересы, но и участие в делах общества игосударства. Оно относится к числу политических прав человека и гражданинаи связано не с отношениями между гражданами, а с их отношениями сгосударственными органами. В деятельности этих органов государства должнаприсутствовать информационная открытость, призванная обеспечить доступностьдля личности информации, представляющей общественный интерес илизатрагивающей личные интересы человека, систематическое информированиеграждан о подготавливаемых и принятых решениях. В государственно-правовойсистеме республики отсутствует эффективный механизм реализации права наинформацию. Необходимо разработать данный механизм в ближайшее время. Деятельность государственных органов, общественных объединений должнапротекать публично. В этих целях и в Конституции, и в других актахпредусматриваются различные права и обязанности субъектов власти. Так,согласно статье 84 Конституции Президент как Глава государства обращается спосланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве иосновных направлениях внутренней и внешней политики; он обращается сежегодными посланиями к Парламенту, где также излагает оценку состояния делв государстве и обществе и перспективы дальнейшего развития. О заседаниях органов государственной власти граждане регулярноинформируются через телевидение, радио, другие средства массовойинформации. Принципиально важным и с точки зрения информирования в деятельностиорганов государства, и с позиций обеспечения реализации гражданами их прави обязанностей является требование Конституции (ст. 7 Конституции) и актовтекущего законодательства о публикации или доведения до всеобщего сведенияиным предусмотренным законом способом нормативных актов государственныхорганов. Актуальным для наших граждан является требование о предоставленииинформации о состоянии окружающей среды. Такая обязанность возлагается нетолько на органы общей, но и специальной компетенции, в частности,Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство здравоохранения и др. Определенные материалы, а значит и информация о них, могут иметьограниченный доступ, например, касающиеся государственной или коммерческойтайны (Закон «О государственных секретах») [15]. 2.5. Право избирать и быть избранным. Право свободно избирать и быть избранными в государственные органы наоснове всеобщего, свободного, равного, прямого или косвенногоизбирательного права при тайном голосовании (ст. 38) — конституционноеправо, которое подробно регламентируется в законах о выборах впредставительные органы государства. В начале закона определены его цели: гарантирование реализациигражданами Республики Беларусь их конституционного права избирать и бытьизбранными в органы государственной власти и органы местногосамоуправления. Демократические свободные выборы в органы государственнойвласти и в выборные органы местного самоуправления являются высшимнепосредственным выражением принадлежащей народу власти. Право избирать предоставляется гражданам с 18 лет, в силу которого онможет выдвигать кандидатов на те или иные посты в соответствии сдействующим законодательством, либо позднее и с наличием особых прав(постоянное проживание на территории Республики Беларусь непосредственноперед выборами, а так же обладание гражданством Республики Беларусь). Выборы – наиболее часто и широко применяемая форма непосредственнойдемократии. Ими охватывается сложный процесс, именуемый избирательнойкампанией, которая начинается с назначения даты выборов и завершаетсяопределением итогов голосования. Выборы – один из важнейших способовформирования государственных органов, замещения должностей. Свободные выборы – важнейшая, широко применяемая форма непосредственнойдемократии, в итоге которой избиратели формируют выборные органыгосударственной власти, в своей деятельности осуществляющиепредставительную демократию. Свобода выборов выражается в том, чтоизбиратели обладают полной возможностью по собственной воле, без всякогопринуждения участвовать в выборах, включая все избирательные процедуры всоответствии с законом. Свободными считаются выборы, которые проводятся без какого-либопринуждения относительно как явки на выборы, так и голосования («за» или«против»)[16]. Наибольшую свободу выбора дает наличие несколькихбаллотирующихся кандидатур. Выборы являются равными: избиратели имеют равное количество голосов, акандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах наравных основаниях. Это обеспечивается тем, что избиратель не может бытьвключен более, чем в один список избирателей, образуются равные почисленности округа и т.д. Выборы могут быть как прямыми, так и косвенными (многоступенчатыми).Путем прямых выборов избирается Президент, депутаты Палаты представителейНационального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советовдепутатов. Совет Республики Национального собрания формируется путемкосвенных выборов (ст. 91 Конституции). Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлениемизбирателей в ходе голосования запрещается. В целях исключения внешнегоконтроля за волеизъявлением избирателей им предоставляется возможностьиспользовать кабины для голосования. Бюллетень получает лично избиратель,он же его опускает в ящик[17]. Можно сказать, что всеобщее избирательное право не означает, что несуществует никаких ограничений в этой области. В частности, это касаетсяграждан, которые не способны по своему умственному или же психическомусостоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнятьгражданские обязанности (за ним в судебном порядке признаетсянедееспособность, т.е. они не могут выступать в качестве субъекта правовыхотношений). Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица,содержащиеся в данный момент под стражей, т.е. в отношении которых естьзаконное постановление (решение) суда, которое уже вступило в силу (ст. 64Конституции). Однако лица, находящиеся под следствием, если в отношении ихеще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или иномпреступлении, которое влечет за собой лишение свободы, имеют полныеизбирательные права. Ограничение их избирательных прав во внесудебномпорядке является актом произвола. Конституцией и на ее основе законодательством могут быть установленытакже избирательные цензы, т.е. условия для получения или осуществлениягосударственного права. Например, возрастной ценз (ст. ст. 80, части перваяи вторая Конституции), ценз оседлости (ст. 80, часть вторая ст. 92Конституции), образовательный ценз (часть вторая ст. 116 Конституции),служебный ценз (часть четвертая ст.92 Конституции)[18]. 2.6. Право равного доступа к любым должностям в государственныхорганах. В соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкойграждане имеют право равного доступа к любым должностям в государственныхорганах (ст. 39 Конституции), что нашло закрепление в Законе об основахслужбы в государственном аппарате, законах о прокуратуре, милиции, осудоустройстве и статусе судей и других нормативных актах государства. Право поступления на государственную службу имеют граждане РеспубликиБеларусь, достигшие 18 лет, но не старше 60 лет, если иное не установленозаконами Республики Беларусь. Не допускается установление при приеме на государственную службу каких бы то ни было прямых или косвенныхограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка,социального происхождения, имущественного положения, местажительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности кобщественным объединениям (Международный пакт о гражданских и политическихправах). Но в то же время не следует забывать, что во всем мире уже существуетсистема конкурсов, тестирований, собеседований. Так, Законом «Огосударственной службе в Республике Беларусь» утверждается, что поступлениюна государственную службу может предшествовать проведение конкурса назанятие государственной должности, а также устанавливаться предварительноеиспытание[19] при наличии соответствующего образования, опыта работы,квалификации по государственной должности, если иное не предусмотренозаконом Республики Беларусь, а так же регулярные аттестации государственныхслужащих. Конкурс проводится соответствующим государственным органом,имеющим вакантные должности. Конкурс может быть открытым илизакрытым. Открытый конкурс проводится после опубликования объявления опроведении конкурса в официальных изданиях республиканских средствмассовой информации. В открытом конкурсе имеют право принять участие все граждане Республики Беларусь, соответствующие квалификационным требованиям,предъявляемым при поступлении на государственную службу. Закрытый конкурс проводится среди состоящих в кадровом реестрегосударственных служащих. Государственные служащие, впервые поступившие нагосударственную службу или с перерывом стажа государственной службы неменее одного года, проходят аттестацию по истечении трех летнепрерывного пребывания на государственной службе. Женщины,находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения имвозраста трех лет, подлежат аттестации не ранее, чем через год послевыхода их на работу. Аттестация государственных служащих проводится периодическикаждые три года аттестационными комиссиями, создаваемымисоответствующими государственными органами, в которыхгосударственный служащий состоит на службе[20]. 2.7. Право подачи заявления в государственные органы. Каждому предоставляется право направлять обращения в государственныеорганы, а последние обязаны рассмотреть их и дать ответ по существу вопределенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявлениядолжен быть письменно мотивированным. Данное право можно реализовать череззакон Республики Беларусь «Об обращениях граждан» от 06.06.96 года. Однакоданный законодательный акт не в полной мере регулирует эту областьобщественных отношений. Например, не конкретизирована ответственностьчиновников за нарушение положений закона. «Каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами,ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международныеорганизации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны всеимеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.»[21] Правом наобращение обладает любой человек независимо от возраста. Право на обращение закреплено не только за гражданами, но и заобщественными организациями, в частности, творческими союзами, а так жеучреждениями, предприятиями и должностными лицами в целях защиты своих прави интересов, прав и интересов своих членов. Конституционно закреплено правона коллективные обращения, когда затрагиваются законные интересы группылиц. Обращения граждан имеют значение как способ укрепления связейгосударственного аппарата с населением, как источник информации, которыйнеобходим для решения вопросов общественной жизни, а также является важнымсредством защиты прав и свобод граждан. Впервые в основном законе это правобыло закреплено в Конституции СССР 1977г. Учитывая, что в ст. 40действующей Конституции речь идет о праве на обращение любого лица, а нетолько гражданина Беларуси, оно гарантируется и иностранным гражданам, атакже лицам без гражданства. Подача обращений в государственные органы и органы местногосамоуправления, подразумевает под собой понятия «жалоба», «предложение» и«заявление». Действующее законодательство дает определения понятий «жалоба»,«предложение», «заявление».* Предложение – один из видов обращений гражданина в государственные органы, органы местного самоуправления, в адрес администраций предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, должностных лиц. Предложение вносится тогда, когда гражданин считает, что реализация предложения улучшит порядок дел в государстве, на соответствующей территории, деятельность органа, предприятия, учреждения, организации, общественного объединения[22]. Внесение предложения не связано с нарушением прав граждан, в нем обычно ставится вопрос о необходимости решения конкретной технической, научной, творческой, юридической проблемы.* Заявление – один из видов обращения гражданина в государственный орган или орган местного самоуправления, общественные организации с просьбой о реализации принадлежащего ему права, предусмотренного Конституцией или текущим законодательством (право на получение пенсии, на очередной отпуск, на обмен жилой площади, на выдачу документа); обращение с выражением мнения (в том числе и несогласия) по принятому решению, касающемуся других лиц, общественно значимых вопросов в опосредованной форме – также и лично гражданина (например, изменение расписания транспорта, переименование улицы и др.); обращение с сообщением о фактах, требующих реакции соответствующих органов и должностных лиц (например, о совершении правонарушения, о непорядках в каком-либо учреждении и т.п.)[23].* Жалоба – один из видов обращения гражданина в государственные органы, органы местного самоуправления, в адрес администраций предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, должностных лиц. Жалоба подается тогда, когда ее автор считает, что его право, интересы нарушены состоявшимся решением, действием самого адресата жалобы или иного органа, должностного лица, по отношению к которому адресат жалобы занимает положение вышестоящей инстанции. Цель жалобы – добиться принятия решения, действия, которыми восстанавливались бы нарушенное право, законные интересы гражданина[24]. В отличие от предложений жалобы подаются в инстанции, вышестоящие по отношению к тем, действия которых обжалуются. Закон запрещает направлять жалобы граждан тем органам, на действия которых направлена эта жалоба. Наряду с административным порядком рассмотрения жалоб на незаконные действия должностных лиц и органов государства существует судебный порядок обжалования таких действий. Обращения граждан содержат неодинаковую информацию, не совпадают пообщественной направленности. Они различаются по своей юридическойнаправленности и влекут разные правовые последствия. Термин «обращение»носит собирательный характер. Нормативным актами предусмотрено право граждан (юридических лиц)осуществлять обращения в письменной и устной форме, а за соответствующимилицами закреплена обязанность эти обращения принимать в порядки и сроки,установленные законодательством. Письменное обращение должно содержатьподпись гражданина с указанием фамилии, имени и отчества, данные о местежительства или работы (учебы), изложение существа предложения или жалобы.Обращения, не содержащие таких сведений, признаются анонимными ирассмотрению не подлежат, за исключением тех, в которых содержатся сведенияо преступлении. Обращения, направленные должностным лицам органов, учреждений,организаций и предприятий, в компетенцию которых не входит решениепоставленных вопросов, в срок не позднее пяти дней передаются должностнымлицам соответствующих учреждений, организаций и предприятий с уведомлениемоб этом граждан. Обращения граждан подлежат регистрации и обязательному рассмотрению.Должностные лица органов, учреждений, организаций и предприятий в пределахсвоей компетенции обязаны всесторонне полно рассмотреть обращение, принятьнеобходимые меры для его объективного разрешения и уведомить граждан орезультатах[25]. В частности, предложения граждан рассматриваются в срок до одногомесяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительногоизучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение. Заявления же гражданрешаются в срок до одного месяца со дня его поступления, а те, которые ненуждаются в проверке, – безотлагательно, но не позднее 15 дней со дняполучения заявления. 3. Гарантии обеспечения политических прав и свобод в РеспубликеБеларусь. На территории Республики Беларусь устанавливаетсяверховенство Конституции и законов Республики Беларусь. В статье 7Конституции в действующей редакции устанавливается принцип верховенства права и закрепляется, что государство, все его органы идолжностные лица действуют в пределах Конституции и принятых всоответствии с ней актов законодательства. Признание всеобщих человеческих прав порождает проблему их соотношенияс конституционными правами, разделением прав на фундаментальные, основные ипроизводные[26]. Можно сказать, что все конституционные права являютсяосновными правами. Гарантированность — это один из важных конституционно провозглашенныхпринципов, получивших правовое выражение в различных формах: как общееначало, которое свойственно реализации всего объема прав и свобод личности,так и закрепление конкретных гарантий каждого права и свободы вотдельности. Субъектом, на который прежде всего возлагаются гарантии прав исвобод, является государство. Конституция Республики Беларусь прямо неуказывает на государство как главный гарант прав и свобод человека, однакоэта роль вытекает из ряда статей Конституции республики (ст. 6, 10, 60 идр.). В соответствии с юридическим содержанием политических прав и свободграждане вправе требовать от государства исполнения обязанностей,закрепленных в Конституции. Однако в Республике Беларусь отсутствуетцельный правовой механизм, регулирующий процессуальную форму реализацииполитических прав и свобод. А это весьма важно для расширения формреализации власти народом. Использование разрешительного порядка проведениямитингов, собраний, шествий и т. д. не дает возможности личностиреализовать в полной мере свои конституционные права, приводит кнеобоснованному расширению оснований для безосновательного отказа в ихпроведении, что может в конечном счете привести к падению социальнойактивности граждан, отчуждению их от политических институтов. В то же время государство должно ограничивать проведение массовыхмероприятий, призывающих общество к анархии, нарушению общественногопорядка. В этом вопросе государственными органами должен соблюдатьсяпринцип законности, дополненный тактичностью, гибкостью и т. д. Здесь нужноболее четкое законодательство, определяющее границы проявления свободучастниками массовых мероприятий. Правовую основу государственной службы в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон и иные законодательныеакты. На отношения, связанные с государственной службой, неурегулированные настоящим Законом и иными актами законодательства,распространяется действие норм трудового, пенсионного и иногозаконодательства. Гарантии политических прав и свобод:* Государство обеспечивает сохранение и защиту прав и законных интересов общественных объединений. Государство может оказывать в установленном законодательством порядке помощь общественным объединениям в осуществлении ими уставной деятельности. Законодательство об общественных объединениях состоит из Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь. Защита прав и законных интересов общественных объединений осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено законодательными актами. Надзор за соответствием деятельности общественных объединений Конституции Республики Беларусь и законам Республики Беларусь осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры. Контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставам осуществляют органы, зарегистрировавшие данные объединения.* Государство гарантирует также защиту прав и законных интересов политических партий, создание условий для выполнения ими своих уставных целей и задач, в том числе путем пользования государственными средствами массовой информации. Законодательство о политических партиях состоит из Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона и других актов законодательства Республики Беларусь. Надзор за соответствием деятельности политических партий Конституции Республики Беларусь и законам Республики Беларусь осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры. Контроль за соответствием деятельности политических партий Конституции Республики Беларусь, действующему законодательству и их уставам осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь.* «Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством. Порядок проведения указанных мероприятий определяется законом.»[27] Гарантированная Конституцией свобода их проведения может быть ограничена, но лишь «в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц»[28] (часть первая ст. 23 Конституции).* Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определенными законом способами (ст. 37 Конституции). Участие граждан в управлении делами своего государства является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти. Проведение референдумов и народных обсуждений регулируется соответственно Избирательным кодексом Республики Беларусь (ранее Законом «О народном голосовании (референдуме)», а также Законом от 2 февраля 1988 года «О народном обсуждении важных вопросов государственной жизни Республики Беларусь». Гражданам Республики Беларусь в количестве не менее 50 тыс. человеквпервые предоставлено право законодательной инициативы (ст. 99Конституции).* Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 39 Конституции) – важное средство осуществления и охраны прав личности. Лично или через своего законного представителя любой гражданин может обратиться в государственные органы с жалобой заявлением. Рассмотрение обращений граждан гарантируется, что нашло закрепление в Законе об основах службы в государственном аппарате, законах о прокуратуре, милиции, о судоустройстве и статусе судей и других нормативных актах государства.* Статья 34 гарантирует «право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды»[29]. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.* Право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, свободного, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании (ст. 38 Конституции) — конституционное право, которое подробно регламентируется в законах о выборах в представительные органы государства. Закрепление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для ихпретворения в жизнь составляют длительную цепь правовых актов и действий,начало которым кладет Конституция. Для конституционных прав, свобод и обязанностей, которые рассматриваютсяв качестве основных (фундаментальных), характерна их наивысшая юридическаясила, повышенная защита. Они в силу их фундаментальности являются базой длявсей системы прав и свобод. Права человека гарантированы каждому,находящемуся на территории государства, они едины на всей территории. Государственные органы, общественные объединения, должностные лицаобязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможностьознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы. Заключение При подготовке курсовой работы использовалась имеющаяся научная иучебная литература по политическим правам. Вопросы курсовой работырассмотрены с учетом прогрессивных форм и методов практической деятельностиспециалистов в современных условиях. В данной курсовой я попыталась рассмотреть реализацию политических прави свобод граждан, которая неизбежно возникает в процессе жизнедеятельностиправового общества. Надо сказать, что государство не может и не должнораздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, нообязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь.Однако для этого надо разумно ограничить свободу других. Я считаю, что,если государство не сделает этого, то общество будет постоянно раздиратьсяострыми социальными противоречиями и, в конце концов, погибнет. Составляяприоритет демократического государственного и правового порядка,политические права и свободы человека не только определяют содержание исмысл конкретного политического строя, но и призывают превратить человекаиз пассивного наблюдателя в активного участника всех событий и действий,происходящих в мире. Беларусь сегодня является частью мирового сообщества. Она признаетВсеобщую декларацию прав человека, Европейскую конвенцию «О защите правчеловека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года, Устав ООН, Международныепакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных икультурных правах, участвует в договоренностях в рамках ОБСЕ, многихмеждународных конвенциях. Подводя итог, следует отметить, что Беларусь сегодня считается правовымгосударством, хотя в реальности права и свободы человека еще не сталивысшей ценностью. Формирование правового государства и уважение правчеловека – задача чрезвычайно трудная, и ее решение возможно толькоблагодаря усилиям всего общества в течение многих лет, связанных спреодолением как наследия прошлого (исторические традиции Беларуси несовместимы с демократией и свободой), так и просчетов, допущенных впоследние годы. Однако это не умаляет того факта, что в ней заложеногромный потенциал, при реализации которого Беларусь имеет шанс статьправовым и демократическим государством. Как показывает история, каждому поколению необходимо защищать праваличности, а человечеству еще неизвестна ситуация, при которой нетребовались бы усилия для обеспечения и защиты прав и свобод человека,поэтому необходим баланс между заботой общества о человеке и егособственной ответственностью за себя, между свободой и справедливостью. Подавляющая часть перечисленных в Конституции основных прав и свободпредставляет собой не простую совокупность, а определенную научную, глубокопродуманную систему, имеющую логические основания. Систему основных прав исвобод характеризует не только их группировка, но и те приоритеты, которыхпридерживается Конституция в их последовательном расположении. Список используемой литературы: 1. Абрамович А.М. Правовой статус советского гражданина. Мн., 1988. С. 5; Кучинский В.А. Основные права и обязанности граждан Белорусской ССР, Мн., 1978. 2. Василевич Г.А., Конституционное право Республики Беларусь, Мн., 2003. 3. Визер Б. Право человека на информацию в Австрии // Государство и право. 1992. № 4. 4. Головко А.А. Концепция прав человека в новой Конституции Республики Беларусь // Правовое государство: Ежегодник научных трудов. Институт государства и права АНУ. Киев, 1995. Вып. 6. 5. Головко А.А. Проблемы взаимодействия демократии и суверенитета // Право и демократия. Выпуск 7. Мн., 1995. 6. Головко А.А., Человек, личность, гражданин. – Мн., «Беларусь», 1982. 7. Денисов Н.И. Права человека и действия граждан // Международная научно- практическая конференция «Философия социального действия и перспективы демократии»: Тезисы докладов. Мн., 1994. 8. Законы Республики Беларусь. 9. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учеб. М., 1995.10. Конституционное право. Энциклопедический словарь под редакцией С.А. Авакьяна, М., 2000.11. Конституция Республики Беларусь, Мн., 2002.12. Кунцевич К.Н., Конституционное право Республики Беларусь, Могилев, 2002. 19 сентября 2003г. -----------------------[1] А.А. Головко, Человек, личность, гражданин. – Мн., «Беларусь», 1982.Стр.3[2] Абрамович А.М. Правовой статус советского гражданина. Мн., 1988. Стр.5; Кучинский В.А. Основные права и обязанности граждан Белорусской ССР.Мн., 1978. Стр. 23.[3] Конституционное право. Энциклопедический словарь под редакцией С.А.Авакьяна, М., 2000. Стр. 426[4] Козлова Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учеб. М.,1995. Стр. 183.[5] Конституция Республики Беларусь, Мн., 2002. Стр. 36[6] Василевич Г.А., Конституционное право Республики Беларусь, Мн., 2003.Стр. 361[7] Василевич Г.А., Конституционное право Республики Беларусь, Мн., 2003.Стр. 362[8] Головко А. А. Проблемы взаимодействия демократии и суверенитета //Право и демократия. Выпуск 7. Мн., 1995. Стр. 45[9] Кунцевич К.Н., Конституционное право Республики Беларусь, Могилев,2002. Стр. 41-42[10] Конституция Республики Беларусь, Мн., 2002, Часть первая. Стр. 23[11] Василевич Г.А., Конституционное право Республики Беларусь, Мн., 2003.Стр. 364-365[12] Головко А. А. Концепция прав человека в новой Конституции РеспубликиБеларусь // Правовое государство: Ежегодник научных трудов. Институтгосударства и права АНУ. Киев, 1995. Вып. 6. Стр. 28[13] Конституция Республики Беларусь, Мн., 2002. Стр. 33[14] Визер Б. Право человека на информацию в Австрии // Государство иправо. 1992. № 4. Стр. 112[15] Василевич Г.А., Конституционное право Республики Беларусь, Мн., 2003.Стр.366[16] Конституция Республики Беларусь, Мн., 2002. Стр 65[17] Василевич Г.А., Конституционное право Республики Беларусь, Мн., 2003.Стр. 358[18] Василевич Г.А., Конституционное право Республики Беларусь, Мн., 2003.Стр. 357[19] Закон Республики Беларусь «О государственной службе в РеспубликеБеларусь» от 14.06.2003г. Стр. 27, пункт 3.[20] Закон Республики Беларусь «О государственной службе в РеспубликеБеларусь» от 14.06.2003. Стр. 36, пункты 2, 3.[21] Конституция Республики Беларусь, Мн., 2002. Стр. 61[22] Конституционное право. Энциклопедический словарь под редакцией С.А.Авакьяна, М., 2000. Стр. 468[23] Конституционное право. Энциклопедический словарь под редакцией С.А.Авакьяна, М., 2000. Стр. 225[24] Конституционное право. Энциклопедический словарь под редакцией С.А.Авакьяна, М., 2000. Стр.207[25] Василевич Г.А., Конституционное право Республики Беларусь, Мн., 2003.Стр. 360[26] Денисов Н.И. Права человека и действия граждан // Международная научно-практическая конференция «Философия социального действия и перспективыдемократии»: Тезисы докладов. Мн., 1994. Стр. 6.[27] Конституция Республики Беларусь, Мн., 2002. Стр. 35[28] Конституция Республики Беларусь, Мн., 2002, Часть первая. Стр. 23[29] Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Указ. соч. Стр. 75----------------------- ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН рЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ План: Введение...………………………………...…………..Стр.3 1. Понятие политических прав и свобод, их особенности………….…………………………...Стр.4 2. Характеристика политических прав и свобод граждан Республики Беларусь в соответствии с действующим законодательством…..…...................Стр.7 3. Гарантии обеспечения политических прав и свобод в Республике Беларусь…...………………...Стр.19 Заключение………………………………………….Стр.22 Список используемой литературы………………...Стр.23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Академия мвд республики беларусь кафедра конституционного и международного права курсовая работа по предмету «конституционное право» политические права и свободы граждан республики беларусь 2 «А» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Формы (источники права)...

Академия мвд республики беларусь кафедра конституционного и международного права курсовая работа по предмету «конституционное право» политические права и свободы граждан республики беларусь 2 «А» iconЗакон республики беларусь
Конституцией Республики Беларусь и законодательством Республики Беларусь, общепризнанными принципами и нормами международного права,...

Академия мвд республики беларусь кафедра конституционного и международного права курсовая работа по предмету «конституционное право» политические права и свободы граждан республики беларусь 2 «А» iconЗакон республики беларусь
Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, общепризнанными принципами и нормами международного...

Академия мвд республики беларусь кафедра конституционного и международного права курсовая работа по предмету «конституционное право» политические права и свободы граждан республики беларусь 2 «А» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Право на труд в республики...

Академия мвд республики беларусь кафедра конституционного и международного права курсовая работа по предмету «конституционное право» политические права и свободы граждан республики беларусь 2 «А» iconРеспублики Беларусь Закон Республики Беларусь от 16. 05. 2006 №117-З
Воздушный кодекс Республики Беларусь устанавливает правовые и организационные основы использования воздушного пространства Республики...

Академия мвд республики беларусь кафедра конституционного и международного права курсовая работа по предмету «конституционное право» политические права и свободы граждан республики беларусь 2 «А» iconЗакон Республики Беларусь «О президенте Республики Беларусь»
Настоящий Закон на основе и во исполнение Конституции Республики Беларусь устанавливает правовой статус и полномочия Президента Республики...

Академия мвд республики беларусь кафедра конституционного и международного права курсовая работа по предмету «конституционное право» политические права и свободы граждан республики беларусь 2 «А» iconРеспублики беларусь пастанова постановление
Указу Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2005 г. №546 «О некоторых вопросах налогообложения товаров, перемещаемых через...

Академия мвд республики беларусь кафедра конституционного и международного права курсовая работа по предмету «конституционное право» политические права и свободы граждан республики беларусь 2 «А» iconОб утверждении инструкции о порядке бухгалтерского учета лизинговых операций
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики...

Академия мвд республики беларусь кафедра конституционного и международного права курсовая работа по предмету «конституционное право» политические права и свободы граждан республики беларусь 2 «А» iconВопросы к экзамену по курсу «Сравнительное конституционное право»
Понятие и соотношение конституционного права и сравнительного конституционного права

Академия мвд республики беларусь кафедра конституционного и международного права курсовая работа по предмету «конституционное право» политические права и свободы граждан республики беларусь 2 «А» iconРеспублики беларусь постановление
На основании статьи 19 Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 года «О дорожном движении» Министерство транспорта и коммуникаций...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<