Целью дипломной работы является исследование международного опыта организации механизмов по противодействию легализации (отмыванию) незаконно полученных доходов




НазваниеЦелью дипломной работы является исследование международного опыта организации механизмов по противодействию легализации (отмыванию) незаконно полученных доходов
страница1/3
Дата публикации16.12.2013
Размер0.78 Mb.
ТипДиплом
uchebilka.ru > Право > Диплом
  1   2   3


Аннотация
Целью дипломной работы является исследование международного опыта организации механизмов по противодействию легализации (отмыванию) незаконно полученных доходов для внесения предложений по дополнению законодательства соответствующими нормами и проведению специальных мероприятий, направленных на повышение эффективности организации работы по этому вопросу в российских банках.

В первой главе дипломной работы раскрыто понятие легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, приведены методы легализации, показана история возникновения понятия отмывания средств и борьбы с этим явлением.

Во второй главе освещен опыт борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, на примере Франции. Проанализированы международные договоры, регулирующие вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Процессу формирования системы борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем в Российской Федерации, посвящена третья глава дипломной работы. Рассматривается механизм борьбы с легализацией (отмыванием) доходов и финансированием терроризма. Проанализированы проблемы, выявленные инспекционными проверками Банка России и предложены пути их решения.

Содержание:

Введение………………………………………………………………………...5

Глава 1. Противодействие отмыванию «грязных» денег – основная задача участников экономических связей

1.1. Понятие легализации денежных средств, полученных преступным путем ………...………………………………………………….……….……………..7

1.2. История возникновения понятия «отмывание» денежных средств, полученных преступным путем путем………………….………………….....9

1.3. Способы легализации (отмывания) денежных средств, полученных преступным путем………………….………..………………………………..12

^ Глава 2. Международные опыт борьбы в противодействии легализации доходов, полученных преступным путем

2.1 Международные инициативы в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем …………………..………………………………………………………………18

2.2. Опыт борьбы с легализацией (отмыванием) денежных средств, полученных преступным путем (на примере Франции)

2.2.1 Особенности французского законодательства по борьбе с легализацией (отмыванием) «грязных» денег …………………..………………………………………………………………27

2.2.2 Организация надзора за кредитно-финансовыми институтами во Франции….…………………………………………………………………….30

2.2.3 Организация борьбы во французских кредитных институтах с проникновением грязных»денег…………………………………………...…36

^ Глава 3. Формирование системы борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем в Российской Федерации

3.1 Становление российского законодательства, направленного на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем……………...………………………………………………..…………..43

3.2 Система противодействия легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем в России ……………………………….………………………………………………….55

^ 3.3 Российская практика противодействия легализации незаконно полученных доходов ……………………………………………….60

Заключение………………………………………………………………….…68

Список использованной литературы…………………………….............…...73

Введение

В последнее время в мире все больше внимания уделяется проблеме легализации преступных доходов и негативного влияния этой деятельности на макроэкономические показатели, распределение финансовых ресурсов и кредитоспособность финансового сектора.

По оценке Организации экономического сотрудничества и развития, коррупция, организованная преступность и отмывание денег тесно связаны между собой. Желание получить прибыль является мотивацией вступления в коррупционные отношения как для отдельных лиц, получающих взятки, так и для лиц или компаний, их предлагающих. Преступник, получающий коррупционные платежи, прежде, чем он сможет получить какую-либо выгоду от них, обычно должен "отмыть" эти деньги. В связи с этим, борьба с отмыванием преступных доходов, а также повышение прозрачности финансовых потоков является одним из существенным элементом в борьбе против коррупции.1

В отчете о стратегии международной борьбы с распространением наркотиков, подготовленном Государственным департаментом США, отмечается, что Россия предпринимает активные усилия для борьбы с отмыванием денег и финансированием террористической деятельности. Однако, эксперты отмечают, что Россия остается уязвимой для преступной финансовой деятельности. Этому способствует ряд факторов, среди которых распространенность организованной преступности, географическое положение России между Европой и Азией и недостаточная охрана границ страны, высокий уровень коррупции и слабая банковская система, и как следствие невысокое доверие к российским банкам, а также недостаточное финансирование правоохранительных органов

Целью дипломной работы является исследование международного опыта организации механизмов по противодействию легализации (отмыванию) незаконно полученных доходов для внесения предложений по дополнению законодательства соответствующими нормами и проведению специальных мероприятий, направленных на повышение эффективности организации работы по этому вопросу в российских банках.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

- определение понятия, целей и основных способов легализации доходов, полученных преступным путем;

- на основании исследования международного опыта выявить положительные аспекты, а также трудности, которые возникают при создании и функционировании национальных систем противодействия легализации преступных доходов;

- проанализировать положительный опыт и проблемы с учетом российского законодательства;

- обосновать предложения по устранению недостатков в системе противодействия легализации преступных доходов в Российской Федерации, с учетом положительного опыта функционирования аналогичных систем в развитых зарубежных странах;

- анализ исполнения законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем кредитными организациями, полученного в ходе инспекционных проверок.

При написании диплома использовались российское и зарубежное законодательство, международные соглашения в сфере борьбы с легализацией денежных средств, работы ученых России, учтены материалы международных конференций.
^ Глава 1. Противодействие отмыванию «грязных» денег – основная задача участников экономических связей.

1.1. Понятие легализации денежных средств, полученных преступным путем
В прошлом столетии получили развитие и в настоящее время сохраняют свое значение идеи повышения эффективного контроля государства над экономической стороной преступной деятельности. Одна из них относится к развитию норм об "отмывании денег".

В зарубежных внутригосударственных документах по вопросам борьбы с преступностью встречаются весьма разнородные, но с другой стороны похожие определения термина «отмывание» денег. Это связано с тем, что данное явление слишком сложно и многосторонне. Однако, в различных формулировках национальных законодательств, понятие легализации (отмывание) доходов, объединяет следующее: воспрепятствование установлению действительного источника происхождения незаконно полученного имущества и обеспечение возможности его инвестирования в легальную и теневую экономику.

Интересно, что на начальном этапе развития международной борьбы с легализацией незаконных доходов, полученных преступных путем, этот термин определял более узкую сферу правонарушений. Так, Венской конвенцией ООН от 20 декабря 1988 г. понятие легализации (отмывания) доходов использовалось применительно к доходам, полученным от незаконного оборота наркотиков. Но постоянное развитие организованной преступности, рост количества преступных организаций, привело к расширению источников получения ими незаконных доходов. Эти доходы, весьма значительные по объемам, стали подвергаться «отмыванию» и инвестироваться в легальную экономику. В связи с этим возникла необходимость расширения и сферы понятия легализации (отмывания) доходов. Повышенное внимание всех высокоразвитых государств к проблеме легализации преступных доходов объясняется тем, что последствия отмывания денег представляют собой реальную угрозу мировой экономике.

Выделим следующие основные опасные тенденции:

1) обеспечение оплаты преступления, что позволяет наркоторговцам, контрабандистам и иным преступникам расширять свою деятельность, а это в свою очередь влечет удорожание правоохранительной деятельности и здравоохранения (например, лечение наркомании);

2) подрыв финансового сообщества ввиду большого размера вовлеченных сумм – мировой объем легализации незаконных доходов от торговли наркотиками, оружием и других видов преступной деятельности составляет от 500 млрд. долл. до триллиона долл. ежегодно 2, соответственно растет потенциал для коррупции в связи с наличием в обращении значительных сумм незаконно полученных денег;

3) уменьшение дохода правительства от налогов (в странах, где к первичным преступлениям относятся и налоговые) и поэтому оно косвенно вредит честным налогоплательщикам, ухудшает возможности для честной деятельности;

4) упрощение проникновения в страну нежелательных элементов из-за границы, понижение качества жизни и увеличение заботы о национальной безопасности.

Следует отметить, что в условиях глобализации, отмывание денег в отдельно взятой стране опасно не только для ее финансово-кредитной системы, но и для мировой экономики в целом. Поэтому страны, успешно создавшие национальные системы противодействия легализации преступных доходов оказывают давление на станы, нежелающих бороться с отмыванием «грязных» доходов.
1.2. История возникновения понятия «отмывание» денежных средств, полученных преступным путем

Соединенные Штаты Америки стали первопроходцами в борьбе на законодательном уровне с незаконным оборотом средств. Так, в октябре 1931 г. лидер организованной преступности Альфонс Капоне был наказан лишением свободы на 11 лет, не за реально совершенные им опасные преступления, а за сокрытие от государства доходов от них, что полностью пресекло его преступную карьеру.

Лидеры преступного мира были поставлены, казалось, в безвыходное положение - совершение корыстных преступлений вовсе могло бы стать бессмысленным, если бы не сопровождалось "отмыванием денег" т.е. созданием видимости существования мнимых легальных источников доходов, что позволяло уплатить налог и избежать ответственности за уклонение от его уплаты. Изобретенное простое и эффективное средство борьбы с организованной преступностью лишало эффективности практику "отмывания денег", что сделало актуальным вопрос о борьбе уже с самим "отмыванием денег".3

Одна из схем, практиковавшаяся американскими гангстерами еще в годы "сухого закона", дала и само название явлению "отмывания денег" (точнее - их "стирке", money laundering): была открыта сеть прачечных, в кассы которых под видом платы за стирку вносились деньги, вырученные от продажи алкоголя, эксплуатации проституции и иных видов рэкета, что позволяло уплатить налог с этих доходов и открыто использовать их в дальнейшем. Однако перспективы "отмывания" доходов по этой схеме весьма ограничены как в отношении сумм отмываемых денег, так и в связи с возможностью контроля за деятельностью "прачечных" и иных подобных предприятий со стороны национальной полиции (что и показало дело Капоне). Те же недостатки характерны и для других подобных схем, связанных, как правило, с совершением крупных фиктивных и неэквивалентных сделок (например, с недвижимостью), с мнимыми выигрышами в разрешенных азартных играх и лотереях и т.п.

Поэтому отмывание денег приобретает характер международных финансовых операций, когда становится выгодным вывести денежные средства, полученные от преступной деятельности, на территорию государства с правовыми нормами, направленными на охрану банковской тайны, где впоследствии эти средства отмываются.

Следует отметить, что в странах Европы правовые нормы об отмывании денег формировались во многом под влиянием американской политики в сфере борьбы с "отмыванием денег", но с учетом своих национальных традиций. Представляется возможным отметить характерные особенности европейского законодательства в этой области права (Приложения 1 и 2):

1) на развитие в Европе норм об отмывании денег большое влияние оказала Страсбургская конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г.;

2) европейские нормы отличаются большим уровнем обобщения от американской формализованной системы;

3) часто в понятие «отмывание денег» не включатся выгоды от уклонения от уплаты налогов и т.п.;

4) наказания за "отмывание" денег по сравнению с американским значительно ниже и не превышает 10 лет лишения свободы, широко применяются штрафы.

5) многие европейские государства криминализировали отмывание денег не в связи с естественным развитием национального правового сознания, а под влиянием морального (а иногда и не только морального) давления извне, во многом благодаря активной деятельности FATF.

Интернациональный характер отмывания денег повлек необходимость международного сотрудничества в борьбе с такой деятельностью, с инициативой которого первоначально выступило США.

Некоторые государства откровенно наживались, создавая благоприятные условия для отмывания денег в национальных банковских системах. Ныне необходимость сотрудничества в борьбе с отмыванием денег осознается почти повсеместно, хотя некоторые государства вынуждены были уступить моральному давлению со стороны мирового сообщества и экономически развитых стран. Законы об ответственности за отмывание денег приняты и активно применяются даже в странах с традиционно жесткой системой охраны банковской тайны (например, в Швейцарии и Люксембурге).

Активную борьбу с отмыванием денег ведут такие авторитетные международные организации, как ООН, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейский Союз и ОАГ. Сильным и жестким инструментом международного сотрудничества в борьбе с отмыванием денег является учрежденная в 1989 г. "большой семеркой" Финансовая специальная рабочая группа по "отмыванию" денег (FATF).

FATF не только активно дает рекомендации по вопросам борьбы с отмыванием денег и проводит регулярные проверки соответствия законодательств и политики стран-участниц этим рекомендациям (по результатам которых делает регулярные отчеты), но и активно вовлекает в сотрудничество государства, не участвующие в ее работе. Сильным средством в такой деятельности FATF является ведение "черного списка" стран, "не сотрудничающих" (non cooperatif) с ней в борьбе с отмыванием.

Эксперты FATF в 2000г. провели оценку законодательства Российской Федерации с точки зрения его соответствия 40 рекомендациям, которая выявила несоответствие данным рекомендациям по одиннадцати критериям.

На основании этого в июне 2000г. Россия была включена в «черный» список стран и территорий, не участвующих в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации преступных капиталов. Принятые меры по выполнению рекомендаций FATF в адрес России по созданию действующей системы противодействия легализации преступных доходов в банковском секторе были оценены на XIV пленарном заседании 18 - 20 июня 2003 г. в г.  Берлине и Россия была принята в члены данной международной организации. Таким образом, Россия наконец стала общепризнанным членом международной системы противодействия легализации преступных доходов, что позволило повысить имидж нашей страны в мире и снизить криминализацию экономики. Следует отметить, что борьба с отмыванием денег осложняется тем, что процесс легализации связан со множеством этапов и способов, которые будут рассмотрены в следующем параграфе.

1.3. Способы легализации (отмывания) денежных средств, полученных преступным путем
Под способом легализации (отмывания) денежных средств можно назвать систему действий, включающую предварительное отмывание (легализацию) денежных средств, отделение преступных доходов от источника их происхождения, интеграцию их в экономику, направленную на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению этим имуществом.

Поэтому легализация денег или иного имущества представляет собой сложный, и, как правило, продолжительный процесс. Принято выделять в нем несколько этапов, учитывая разработки зарубежных авторов, с учетом специфики совершения этого преступления в России.

В соответствии с определением, предложенным группой FATF, процесс отмывания делится на следующие этапы:

1) размещение (вложение денежных средств в легальную экономику или их контрабандный вывоз из страны);

2) наслоение (отделение от источника путем создания сложных прикрывающих структур);

3) интеграция (помещение отмытых средств вновь в экономику).4

Наличие всех трех этапов не является обязательным для каждого преступления. Однако в наиболее сложных случаях она включает в себя совокупность действий по прерыванию непосредственной связи легализуемых средств с источником их происхождения, отделению преступных доходов от источника их происхождения (маскировка следов), окончательному приданию правомерного вида владению, пользованию или распоряжению преступно приобретенными средствами.

Рассмотрим указанные этапы легализации подробнее.

На первом этапе процесса легализации происходит преобразование преступно приобретенных другими лицами средств в иностранную валюту, купюры иного достоинства или иные имущественные ценности - ценные бумаги, золото, недвижимость, при этом широко используются подставные физические или юридические лица. Целью данного этапа является прерывание связи легализуемых доходов с преступлением, для воспрепятствования в дальнейшем их идентификации и конфискации со стороны государства.

Среди способов, характерных для первого этапа легализации, можно назвать следующие:

а) перечисление денег на подставных лиц (родственников либо через посредников)

б) продажа наличных денег за безналичные.

Продажа легальным предприятиям "черных" наличных денег за безналичные, за комиссионные в размере 1 - 8% от обналиченной суммы. В качестве руководителей таких фирм используются подставные лица, либо фирмы регистрируются по утерянным документам. Фиктивные фирмы функционируют обычно не более 3-х месяцев до момента возникновения обязанности сдачи отчетности и уплаты налогов.

в) многократный перевод денег на счета фирм-посредников.

Крупная сумма переводится по цепочке расчетных счетов фиктивных фирм, максимум в течение нескольких месяцев, затем переводится за границу. После выполнения подобного рода действий фирмы-посредники прекращают все операции по своим счетам и поэтому трудно проследить всю цепочку по передаче денег, чтобы выйти на реальных лиц, получивших деньги;

г) платежи небольшими суммами на один банковский счет;

д) организованный обмен денег на купюры иного достоинства или другую валюту без использования банковских счетов (так называемые обменные сделки);

е) причисление легализуемых средств к легальной выручке предприятий с большим наличным оборотом (таксопарки, рестораны, кафе, торговые точки по продаже фруктов и овощей, казино) и пр.

Если первый этап легализации прошел успешно (т.е. он не был обнаружен), то в дальнейшем преступную деятельность по легализации становится более сложно выявить.

Вторым этапом отмывания денег является маскировка (запутывание) следов преступления, в результате которого были получены легализуемые доходы. На этом этапе происходит размещение их при помощи ряда способов в кредитно-финансовые учреждения и/или перевод таких средств за пределы страны. Это происходит путем комплекса финансовых и иных мероприятий. В результате обрывается цепочка следов и обеспечивается анонимность имущественных ценностей. Этот этап собственно называют процессом отмывания денег.

Для осуществления операций на втором этапе широко используются подставные лица и фиктивные фирмы, выставляющие фиктивные счета, служащие основанием для перевода денег. Рассмотрим подробнее, какими путями размещаются преступниками легализируемые доходы:

а) перевод наличных денежных средств в кредитные учреждения;

Впоследствии денежные средства переводятся в облигации, акции и иные ценные бумаги, аккредитивы, платежные поручения, а затем снимаются со счетов или переводятся из одного банка в другой

б) перевод приобретенного за наличность имущества в иные формы активов с последующей продажей;

Физическое лицо (лица) может легализовать преступные доходы, приобретая, а затем перепродавая дорогие машины, яхты или билеты на транспорт дальнего следования. У организации на подобные разрозненные действия уйдет слишком много времени, поэтому она обычно занимается крупными приобретениями недвижимости, пакетов акций или сырьевых товаров.

После продажи и перепродажи имущества внутри страны и за ее пределами правоохранительным органам становится сложнее вычислить личность покупателей и изъять имущество;

в) электронный перевод денежных средств;

Перевод средств с помощью электронной системы является одним из наиболее быстрых и широко применяемых способов маскировки следов преступления.

г) перевод средств в компании, зарегистрированные в оффшорных зонах;

Операции второго этапа нередко носят международный характер. Действия по легализации внутри страны применяются прежде всего как предварительная ступень к международной легализации.

В настоящее время для проведения операций второго этапа легализации большую роль играют оффшорные зоны и иные страны с легким налоговым режимом и слаборазвитой системой финансового контроля.

Третьим этапом процесса легализации денег является последующее включение преступных доходов в легальный гражданско-правовой оборот с целью окончательного приобретения ими видимости легального источника происхождения.

Необходимость в его проведении возникает у виновных лиц в случае, когда для успешного завершения второго этапа им важно иметь в своем распоряжении убедительное объяснение якобы законного происхождения своих средств.

Для осуществления третьего этапа легализации преступных доходов характерно заключение фиктивных сделок. Часто используются следующие сделки:

а) заключение фиктивной сделки по продаже недвижимости.

Например, создается фирма, которая покупает определенное имущество. Затем это имущество продается, а выручка рассматривается как законные денежные средства, приобретенные в результате продажи имущества;

б) заключение фиктивных экспортно-импортных контрактов.

Для реализации данного способа заключаются два договора - реальный, заключаемый с легальной фирмой, и фиктивный (с завышенной суммой сделки), заключаемый с фирмой-посредником. По фиктивному договору деньги переводятся фирме-посреднику, как правило зарегистрированной в оффшорной зоне. Разница между реальной и фиктивной ценой остается на счете фирмы-посредника в качестве комиссионных. Обязательным условием для реализации указанного способа является то, что фирма, переводящая деньги, и фирма-посредник имеют одних и тех же владельцев;

в) заключение договора процентного займа.

Преступное предприятие ссужает само себе свои собственные отмытые средства, путем депонирования денег на счете зарубежной фирмы, под залог которых фирма дает заем предприятию или выступает гарантом по банковскому кредиту. Таким образом, в одном из своих обличий предприятие будет платить само себе проценты с ссуды, а в другом - указывать сумму процентов в налоговых декларациях.

г) декларирование преступных доходов в качестве выигрыша в лотереи.

В этом случае субъекты легализации используют тот факт, что лотерейные билеты не оформляются на чье-то имя, следовательно, выигравший билет может быть обращен любым человеком в деньги, которые декларируются в качестве выигрыша;

д) заключение сделки с завышением цены.

Распространено на аукционах, в операциях с вещами, стоимость которых можно определить лишь условно, и по неоправданно высоким ценам.

е) заключение сделки с занижением цены.

Например, приобретение недвижимости по заниженной цене. Разница с реальной рыночной ценой доплачивается "черными" деньгами. После этого якобы производится ремонт, и объект продается по более высокой цене. Аналогичные операции проводятся и с акциями по условным рыночным ценам.

Целесообразно отметить, что наряду с общими чертами, представленными выше, каждое конкретное преступление в сфере легализации преступных доходов имеет и свои особенности, индивидуальные черты. Участники легализации постоянно ищут и находят новые способы совершения преступления. Поэтому представляется необходимым вести постоянную работу на национальном и международном законодательном уровне по актуализации накопленной информации с целью осуществления адекватной борьбы с легализацией денежных средств, полученных преступным путем.

^ Глава 2. Международные опыт борьбы в противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, на примере Франции

2.1 Международные инициативы в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем

Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества.

Руководствуясь общими целями предотвращения, выявления и пресечения использования преступными элементами финансовой системы, международными организациями были разработаны основополагающие документы, которыми определяются механизмы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также устанавливается порядок обмена информацией и оказания взаимной правовой помощи.

Венская Конвенция ООН от 19 декабря 1988 г. «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» положила начало предпринимаемым в настоящее время мировым сообществом мерам по борьбе с отмыванием капиталов. Конвенцией предусматривается установление уголовной ответственности за совершение конверсии или перевода собственности, полученной в результате проведения незаконных операций с наркотическими средствами или психотропными веществами, а также сокрытие или утаивание подлинного характера указанной собственности. Венская Конвенция ООН устранила принцип соблюдения банковской тайны как причину для отказа предоставлять информацию о движении денег и требует подписавших признать отмывание денег преступлением (ст.3 Конвенции).СССР ратифицировал Конвенцию ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» в 1990г. (Постановление Верховного совета СССР от 9.10.90г. № 1711-I).

Важную роль в международных документах, регулирующих вопросы противодействия отмыванию преступных доходов, занимает Страсбургская Конвенция Совета Европы от 8 ноября 1990 г. «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» (далее – Конвенция), которая была ратифицирована Российской Федерацией в мае 2001г. (Федеральный закон от 28 мая 2001 г. № 62-ФЗ). Правовой предпосылкой к созданию в Российской Федерации системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, явилось подписание данной Конвенции.

В соответствии с Конвенцией страны должны были предпринять дополнительные меры, т.е. разработать и внедрить законы, соответствующие положениям конвенции:

Объявить преступлением отмывание денег, полученных в результате совершения любого преступления (а не только от торговли наркотиками);

Принять закон о конфискации доходов, полученных незаконным путем;

Укрепить международное сотрудничество (содействовать в расследовании, замораживании активов, признавать судебные решения других стран).

Конвенция ООН о борьбе с финансированием терроризма (1999 г.)

(далее Конвенция) была принята с целью объединения усилий международной общественности по предотвращению террористической деятельности. В этом документе предусматривается установление уголовной, гражданско-правовой и административной ответственности за деяния, связанные с финансированием терроризма. Конвенцией установлено, что государства-участники должны принимать меры по определению, обнаружению, блокировке или аресту любых средств, используемых или выделенных в целях совершения преступлений террористического характера. Кроме того, определяются основные принципы международного сотрудничества и обращается внимание на то, что государства-участники не вправе отклонять просьбы о взаимной правовой помощи, ссылаясь на банковскую тайну. Ратифицировав Конвенцию (Федеральный закон от 10 июня 2002 г. № 88-ФЗ), Российская Федерация подтвердила свою приверженность курсу на бескомпромиссную борьбу с актами терроризма и его финансированием, а также развитию

международного сотрудничества в данной области.

Международные конвенции оказывают существенное влияние на правоохранительную деятельность. В них содержатся положения о признании преступными тех или иных видов деяний, связанных с отмыванием, о порядке экстрадиции преступников, об оказании взаимной правовой помощи.

В июле 1989г. по инициативе Президента Франции и правительств стран «семерки» для координации международных усилий по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем была создана Финансовая специальная рабочая группа по "отмыванию" денег (FATF). В настоящее время членами FATF являются 31 страна мира и 2 международные организации – Европейская комиссия и Совет по сотрудничеству стран Персидского залива.

Россия была принята в FATF на пленарном заседании в июне 2003 года.

FATF приняла новые стандарты по противодействию отмыванию преступных доходов, которые были реализованы в Сорока Рекомендациях FATF. Требования в отношении финансовых институтов и надзорных органов сводятся к следующему.

При помощи двух программ – «Знай своего клиента» (KYC – «know your customer») и «Должная проверка» («due diligence») – финансовые институты документально фиксируют всю информацию о клиентах и об операциях, которые они проводят. При этом повышенные требования по проверке и по документальному фиксированию устанавливаются в отношении подозрительных клиентов, выявленных в результате применения программы «Знай своего клиента». Определяются операции, которые с точки зрения финансового института, в частности кредитной организации, могут быть использованы для целей отмывания.

Каждая из двух указанных программ в свою очередь распадается на две части. Процедура идентификации и изучения клиентов может быть стандартной и повышенной. Как следствие, продолжающееся изучение клиента и проверка его операций («Должная проверка») тоже может быть как стандартной, так и повышенной.

Стандартная идентификация клиента – это установление его личности по предъявляемым документам для физических лиц или на основании учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации – для юридических лиц.

Концепция повышенного знания своего клиента оперирует таким понятием, как конечный выгодоприобретатель (beneficial owner). В случае с физическими лицами выявление конечного выгодоприобретателя означает определение того, действует ли физическое лицо от своего имени и за свой счет либо оно действует от чужого имени и за чей-то счет, т.е. выявляются отношения представительства-посредничества. Система выявления конечного выгодоприобретателя для юридических лиц означает, что в отношении каждого конкретного юридического лица нужно выяснить, какое физическое лицо стоит за юридической конструкцией под названием «юридическое лицо». У юридического лица есть возможность создавать дочерние предприятия, иметь зависимые общества, входить в финансово-промышленную или банковскую группу. За этими многочисленными корпоративными покровами скрываются конечные выгодоприобретатели. Суть повышенного требования по знанию своего клиента сводится к тому, чтобы узнать, кто в итоге заинтересован в извлечении прибыли тем или иным юридическим лицом. Среди тех, кто заинтересован в извлечении прибыли (например, акционеров), есть еще руководящий состав. Всех директоров тоже целесообразно выявить в рамках повышенного изучения своего клиента.

На основании идентификации и изучения клиента оценивается его риск. Если риск небольшой или средний, то мониторинг является стандартным, т.е. требуется комплект документов, сопровождающих операцию, и регулярно, не реже одного раза в три или пять лет, – обновление общей документации о клиенте. Повышенные требования «Должной проверки» означают, что мониторинг операций проводится на постоянной основе: если клиент совершает операции каждый день, то они должны анализироваться ежедневно, причем, применяется комплексный анализ. В рамках филиальной сети (если таковая есть у кредитной организации) выявляются все операции данного клиента и оценивается его деятельность в совокупности - для выявления подозрительных операций, действий.

Рекомендации FATF выделили наиболее подозрительные и рискованные области клиентских отношений: это корреспондентские отношения и отношения, в которых клиентом является политически влиятельная фигура. К ним относятся государственные чиновники высокого уровня (главы государств, Правительств, министры); лидеры политических партий; руководители крупных компаний. У этих двух областей повышенный риск возможного отмывания денежных средств. Политически влиятельные фигуры, и это признано во всем мире, весьма подвержены коррупции. Корреспондентские же отношения опасны тем, что через корреспондентский счет прокручиваются деньги не только банка-корреспондента, но и всех его клиентов. Если за собственного клиента банк еще может нести ответственность, то за клиентов своего клиента отвечать очень сложно. Поэтому при установлении корреспондентских отношений клиентов с банком у последнего проверяется наличие и функционирование нормальной системы внутреннего контроля по противодействию легализации, но на этом банк останавливается. Учитывая высокий риск злоупотребления доверием контрагентов, страны приняли решение обозначить корреспондентские отношения в качестве одной из высокорисковых категорий клиентов.

Необходимо отметить, что Сорок Рекомендаций трижды пересматривались FATF: в июне 1996 г. с целью их адаптации к меняющимся мировым тенденциям в области "отмывания" денег, а также к динамике технологического прогресса в сфере финансовых услуг; 30 октября 2001 г. в связи с событиями 11 сентября,
FATF на внеочередном заседании, приняла решение о расширении сферы своей деятельности, одобрив 8 Специальных Рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма; с июня 2003г. и по настоящее время действует новая редакция Сорока Рекомендаций, которую FATF приняла с учетом обобщенного международного опыта в данной сфере.

Кроме Сорока рекомендаций FATF разработала 25 критериев, на основании которых оценивается участие государства в международном сотрудничестве по вопросам противодействия отмыванию преступных доходов. С учетом этих критериев специалисты FATF провели выборочный анализ законодательства некоторых стран, по итогам которого сформировался перечень государств, не сотрудничающих по проблемам отмывания преступных капиталов, – «Черный» список FATF.

Введение в банковскую практику новых требований фактически означает формирование в международном банковском сообществе новой системы взаимоотношении, существенно отличающейся от той, которая складывалась в течение столетий. Это обусловлено значительностью масштаба операций по отмыванию грязных денег и угроз со стороны международного терроризма. Поэтому жесткие стандарты, содержащиеся в новой редакции Сорока Рекомендаций FATF, отражают требования времени.

30 октября 2000г. в Вольфсберге (Швейцария) 11 ведущих банков мира руководствуясь целями защиты мировой финансовой системы от проникновения преступных капиталов, подписали Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (так называемые Вольфсбергские принципы), устанавливающие правила ведения операций с клиентами: получение достоверных сведений о клиенте; выявление, документальное фиксирование и хранение сведений о подозрительных операциях, а также направление их в уполномоченный орган; организация программ обучения сотрудников правилам противодействия отмыванию капиталов; создание системы внутреннего контроля применения указанных принципов.

Вольфсбергские принципы носят рекомендательный характер и открыты для подписания кредитными организациями при соблюдении установленной процедуры. Результатом проводимых в международной финансовой сфере работ по повышению эффективности системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, явились изменения и дополнения по пресечению финансирования терроризма, внесенные в январе 2002г. в Вольфсбергские принципы. В данном документе получили отражение вопросы: применения правила «Знай своего клиента» в целях противодействия финансированию терроризма; выявления деятельности, связанной с повышенным риском финансирования терроризма; мониторинга на постоянной основе в целях выявления необычных операций, которые могут быть связаны с финансированием террористической деятельности; развития сотрудничества с государственными компетентными органами в целях борьбы с финансированием терроризма.

В 1997г. Базельским комитетом по банковскому надзору были приняты Основополагающие принципы эффективного банковского надзора. Принцип № 15 этого документа предписывает органам банковского надзора следить за адекватностью политики, практики и процедурах в банках, что способствует повышению этических и профессиональных норм в финансовом секторе и предотвращают намеренное или непреднамеренное использование банка преступными элементами.

В апреле 2001 г. Базельским комитетом по банковскому надзору был разработан документ «Тщательная проверка кредитными организациями клиентов», в котором особое внимание уделяется проблеме применения кредитными организациями правила «Знай своего клиента», в частности:

• процедуре идентификации клиента, включая дополнительные требования, которые применяются в отношении определенных групп клиентов (в том числе счета трастовых компаний; счета, открытые профессиональным финансовым посредникам; клиенты, идентификация которых не может быть осуществлена в полной мере (non face to face); политические деятели; счета банков-корреспондентов);

• мониторинг счетов и операций клиента на постоянной основе;

• особенности применения правила «Знай своего клиента» при осуществлении деятельности на международном уровне.

В феврале 2002 г. на конференции Парламентов Европейского Союза была принята Парижская декларация по борьбе с отмыванием денег. Целью конференции являлось принятие декларации для парламентов всех европейских государств с указанием на необходимость срочных действий по борьбе с отмыванием преступных доходов и предложением конкретных мер в этой борьбе. В Парижской декларации отмечены следующие направления повышения эффективности противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансовым преступлениям:

• возможность воспроизведения деталей операции («история движения капитала»). В этой связи первостепенное значение приобретают выяснение личности приказодателя и отслеживание операций;

• установление более жестких требований, предъявляемых к финансовым посредникам, по идентификации бенефициара до установления отношений с физическими и юридическими лицами - резидентами стран и территорий, состоящих в «черном» списке FATF, а также усиление внимания по операциям этих лиц;

• развитие сотрудничества с международными организациями.

В свете системе мер, предпринятых международным сообществом в борьбе с терроризмом после террористических актов 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, 30 октября 2001 г. FATF приняла решение о расширении своих задач, в число которых теперь входит не только борьба с отмыванием денег, но и противодействие финансированию террористической деятельности.

Включение России в группу FATF позволило и российским экспертам принимать участие в разработке международных актов, например в работе Комитета Совета Европы по пересмотру Страсбургской конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года, проект которой будет представлен на заседании Парламентской Ассамблеи Совета Европы в середине 2005 года.

Подписание международных соглашений по вопросам противодействия легализации преступных доходов различными странами не означает создание идентичных национальных законодательств, каждая из стран имеет нормативную базу со своими достоинствами и недостатками. Поэтому для России, только начавшей деятельность в этом направлении, полезно было бы использовать положительный опыт конкретной страны, длительное время занимающейся проблемой проникновения преступных доходов в экономику.




  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Целью дипломной работы является исследование международного опыта организации механизмов по противодействию легализации (отмыванию) незаконно полученных доходов iconО утверждении Программы противодействия легализации (отмыванию) доходов,...
...

Целью дипломной работы является исследование международного опыта организации механизмов по противодействию легализации (отмыванию) незаконно полученных доходов iconПриказ Государственного комитета финансового мониторинга Украины от 3 августа 2010 года n 126
Закона Украины "О предотвращении и противодействую легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию...

Целью дипломной работы является исследование международного опыта организации механизмов по противодействию легализации (отмыванию) незаконно полученных доходов iconО утверждении Программы противодействия легализации (отмыванию) доходов,...
...

Целью дипломной работы является исследование международного опыта организации механизмов по противодействию легализации (отмыванию) незаконно полученных доходов iconПро відділ фінансаового моніторингу
Законов Украины, нормативных актов Национального банка Украины, других нормативно-правовых актов, определяющих деятельность банка...

Целью дипломной работы является исследование международного опыта организации механизмов по противодействию легализации (отмыванию) незаконно полученных доходов iconЙошкар-олинский строительный техникум
Хакимова Г. М. Целью производственной практики является закрепление знаний, полученных в процессе обучения в техникуме, на основе...

Целью дипломной работы является исследование международного опыта организации механизмов по противодействию легализации (отмыванию) незаконно полученных доходов iconПрограмма создание Единственной государственной информационной системы...
Программу создания Единственной государственной информационной системы в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию)...

Целью дипломной работы является исследование международного опыта организации механизмов по противодействию легализации (отмыванию) незаконно полученных доходов iconРаспоряжение
Одобрить Концепцию развития системы предотвращение но противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,...

Целью дипломной работы является исследование международного опыта организации механизмов по противодействию легализации (отмыванию) незаконно полученных доходов iconПриказ Государственного комитета финансового мониторинга Украины...
С целью обеспечения реализации требований статей 14, 18, 23 но 25 Закону Украины "О предотвращении и противодействую легализации...

Целью дипломной работы является исследование международного опыта организации механизмов по противодействию легализации (отмыванию) незаконно полученных доходов iconПостановление от 25 августа в 2010 г. N 747 Киев Некоторые вопросы...
В соответствии с части третьей статьи 12, статьи 13 Закона Украины "О предотвращении и противодействую легализации (отмыванию) доходов,...

Целью дипломной работы является исследование международного опыта организации механизмов по противодействию легализации (отмыванию) незаконно полученных доходов iconИ национальный банк украины постановление
Утвердить план мероприятий на 2008 год из предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<