План введение Модели изучения агрессии и агрессивного поведения Теория влечения (психоаналитический подход)




Скачать 391.31 Kb.
НазваниеПлан введение Модели изучения агрессии и агрессивного поведения Теория влечения (психоаналитический подход)
страница1/4
Дата публикации17.12.2013
Размер391.31 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Право > Документы
  1   2   3   4
ПЛАН

Введение

1. Модели изучения агрессии и агрессивного поведения

1.1. Теория влечения (психоаналитический подход).

1.2. Экологический подход.

1.3. Фрустрационная теория (гомеостатическая модель).

1.4. Теория социального научения (бихевиоральная модель).

2. Виды и формы проявления агрессивности личности.

3. Теоретические подходы к изучению эмоционального восприятия

4. Особенности агрессивного поведения у лиц с органическими поражениями головного мозга

5. Особенности эмоционального восприятия у лиц с агрессивным поведением

Список использованной литературы

Введение

Согласно наиболее принятому определению, агрессия — это форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [6].

Проблема агрессивности человека в отечественной психологической литературе представлена малочисленными и довольно противоречивыми по содержанию и выводам публикациями [6], [2, 124], [10], [14, 102.]. Между тем за рубежом интерес к ней очень велик и не ослабевает до настоящего времени [11, 6.], [23, 806.], [24, 83].

Одной из важнейших характеристик действий и поступков, определяющих устанавливаемые взаимоотношения между людьми, а также эффективность индивидуального личностного развития, является агрессивность. Именно агрессивное поведение приводит к возникновению конфликтов во взаимоотношениях между людьми и неконструктивным способам их разрешения. "Мы не хотим сказать, что агрессия - это нечто, противоположное нравственности: некоторые формы агрессии не рассматриваются как аморальные. Но в большинстве случаев агрессия аморальна, поэтому те же механизмы, которые ответственны за нравственное научение, лежат и в основе социализации агрессивных импульсов", - пишут Р. Кратчфилд и Н. Ливсон [19, 68]. Далее они сопоставляют два приемлемых и взаимосуществующих определения агрессии. Первое основано на внешней оценке поведения: "Агрессия - это любой вид поведения, наносящий вред другому". Второе связывается с намерениями человека, т. е. с тем, о чем можно узнать лишь изучая побуждения человека: "Агрессия - это любые действия, имеющие целью причинение вреда другому" [14, 69].

Опираясь на сходные с приведенными определения агрессии, многие из психологов считают агрессию врожденной, неотъемлемой характеристикой поведения в живом мире, связанной с борьбой за выживание. Но они же признают, что над агрессивными импульсами, агрессивными проявлениями в поведении человека возможен контроль, связанный с обучением и воспитанием. "Процесс научения контролировать свои агрессивные устремления или выражать их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации, называется социализацией агрессии" [19, 69]. В отечественной психологии большее значение придается механизмам социализации, формирующему воздействию социальной ситуации развития (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин). Но тем не менее учитывается и возможность реализации природно закрепленных механизмов агрессивного поведения, усугубляемой аномалиями физиологического и психического развития ребенка [5], [13]. Большинство проявлений агрессии разными наблюдателями интерпретируется однозначно, как недопустимое, требующее коррекции поведение человека. Проявления агрессии различны: от прямого физического воздействия (применения силы), словесных оскорблений и запугивания оппонента грядущими неприятностями до косвенных замечаний и скрытых попыток осуществить принудительное управление поведением другого человека. Известны проявления агрессии, переходящие в болезненное состояние, не поддающиеся социализации. Но известны и такие поступки и действия, которые одними участниками группового конфликта интерпретируются как проявления агрессии, а другими - как активность, настойчивость и последовательность в достижении целей.

Классификация проявлений агрессии:

1. Болезненные проявления агрессии (неуправляемые вспышки ярости, гнева, разрушительного возбуждения);

2. Физические, словесные и другие виды агрессии, связанные с усвоением норм и правил, неприемлемых для всего общества (как правило, это бывает связано с особенностями социализации, с закреплением норм антиобщественного поведения);

3. Различные виды агрессии, связанные с недостаточной усвоенностью норм и правил поведения в обществе или с недостаточной сформированностью собственных средств самоуправления в действиях и поступках (недостаточная обученность и воспитанность);

4. Все виды действий, которые одними наблюдателями интерпретируются как агрессивные (вызывают у них подозрение в посягательстве на чьи-то права, попытке причинить вред), а у других наблюдателей связываются с проявлениями активности, настойчивости.

Нарушениями поведения или социальной дезадаптацией М. Раттер [25] называет такие ситуации, в которых главная проблема личности заключается в проявлении социально неодобряемых форм поведения. К ним относятся: плохие отношения с другими детьми, обнаруживающие себя в драках, ссорах, нетерпимом отношении друг к другу, демонстративное неповиновение, разрушительные действия и лживость. Сюда же включают и антиобщественные поступки: пропуски уроков, срывы занятий, воровство, поджоги. При этом нужно помнить о том, что:

- дети, с раннего возраста агрессивные и задиристые, став старше, обнаруживают большую склонность к асоциальным проявлениям;

- дети с синдромом социальной дезадаптации чаще испытывают трудности во взрослой жизни: неудачная судьба, неудачные браки, низкие заработки, тоскливые однообразные социальные отношения, худшие профессии, большая склонность к употреблению алкоголя, наркотиков;

- синдром социальной дезадаптации чаще встречается у мальчиков.

Под другим углом зрения М. Раттер рассматривает агрессивность как один из факторов происхождения антиобщественного поведения, обозначая ее связь с другими факторами: такими как тяжелая обстановка в семье, многодетность, отставание в усвоении школьных знаний, неблагоприятная школьная атмосфера, стиль воспитания в семье, стиль воспитания и преподавания в школе.

В. Клайн [19], справедливо отмечая негативные аспекты проявления агрессии, считает, что в агрессивности есть и "определенные здоровые черты", которые могут оказаться полезными для активной жизни. Это - настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам и победителям.

Агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к установлению справедливости, - считает Г. С. Хоманс. "В ситуациях разрешения справедливости люди ищут "распределительной справедливости" - беспристрастности в распределении поощрений и наказаний... Как реагируют люди, когда они чувствуют, что справедливость нарушается? Скрытый гнев, возмущение или по крайней мере рост напряженности являются наиболее частыми откликами" [19, 74]. По мнению многих авторов, как адаптивные можно рассматривать и агрессивные проявления, связанные с избавлением от фрустрации и тревоги [19], [25].

Рассматривая проявления агрессии у детей в рамках традиционных условий воспитания, в условиях их обычной жизни, мы прежде всего отметим ту пагубную роль агрессии, которую она играет в становлении личности, превращая ее либо в потенциального агрессора, либо в потенциальную жертву всех настоящих и будущих конфликтов. Менее заметно, но не менее пагубно деформирующее влияние агрессии на общее развитие всех высших психических функций. Более грубые нарушения обнаруживаются, как правило, в специфических заболеваниях: дефектах речи, нарушениях работоспособности, аллергиях, бронхиальной астме, энурезе и т. п. В целом же собственные агрессивные проявления или же постоянное ожидание подобного от окружающих ограничивает активность ребенка, усиливают его тревожность, формируют заниженную или компенсированную самооценку. Неслучайно агрессивных детей, равно как и детей, постоянно опасающихся агрессии, относят к группе детей с аффективным поведением, к группе риска.

Проявления агрессии в их активной форме определяются в первую очередь условиями воспитания, условиями социализации. Р.С. Сирс, Е.Е. Маккоби, К. Левин в своем исследовании выявили два главных фактора, определяющих возможное развитие агрессивности в поведении ребенка: снисходительность (под ней понимают степень готовности родителей и воспитателей прощать проступки, понимать и принимать ребенка) и строгость наказания родителями агрессивных проявлений ребенка. По поводу первого фактора можно встретить согласие у многих авторов. Г. Эберлейн, например, определяет агрессивность как "отчаяние ребенка, который ищет признания и любви". По поводу второго фактора мнения не столь однозначны: одни авторы считают строгость наказания одной из причин агрессивности, другие - приводят примеры того, как в разных культурах строгость наказания приводит к разным последствиям [21].

Изучение различных концепций агрессии дает возможность рассмотреть данное психическое явление с разных сторон. Каждая теория имеет как пози­тивные аспекты, раскрывающие природу агрессии, помогающие понять ее сущность, так и спорные тезисы. Для нас наиболее понятной, отражающей практическую направленность, является теория социального научения.

Наш опыт взаимодействия с детьми показывает, что, действительно, дети перени­мают агрессивные формы поведения своих родителей. Если в семье преоблада­ет агрессивная модель воспитания (нетерпимость, раздражение, наказание), ре­бенок не овладевает гуманными конструктивными способами взаимодействия с окружающими.

Сущность агрессии и агрессивного поведения в психологической литературе трактуется по-разному. Понимание агрессии зависит от теоретической концеп­ции, в рамках которой разрабатывается данная категория. Можно выделить не­сколько теорий, раскрывающих природу возникновения и формы проявления агрессивности человека: психоаналитическая теория, экологическая теория, фрустрационная теория и теория социального научения. Рассмотрим эти аспекты.

1. Модели изучения агрессии и агрессивного поведения

1. Теория влечения (психоаналитический подход).

Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивно и неизбежно. В чело­веке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и ин­стинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на уп­рочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа на­правлена на разрушение и прекращение жизни. Фрейд утверждал, что все челове­ческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разру­шением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от "Я". А если энергия танатоса не бу­дет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуу­ма. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводит­ся наружу и направляется на других.

Уменьшить вероятность появления опасных действий может внешнее про­явление эмоций, сопровождающих агрессию, то есть агрессия понимается как разрушающее поведение, по своей природе инстинктивное, и возникает потому, что человеческие существа генетически или конституционально «запрограмми­рованы» на подобные действия. Агрессия присуща всем живым организмам, у человека она представлена структурной частью бессознательного [30].

2. Экологический подход.

Новое звучание эта тема получила благодаря работам К.Лоренца [20], который придерживался эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией З.Фрейда.

Согласно Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он предполагал, что инстинкт развился в ходе длитель­ной эволюции, в пользу чего свидетельствуют три его важные функции. Во-первых, борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизация имею­щихся пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетиче­ский фонд вида за счет того, что оставить потомство сумеют только наиболее силь­ные и энергичные индивидуумы. Наконец, сильные животные лучше защища­ются и обеспечивают выживание своего потомства.

В то время как у Фрейда не было однозначного мнения относительно на­копления и разрядки инстинктивной энергии, у Лоренца [20] был совершенно опре­деленный взгляд на эту проблему. Он считал, что агрессивная энергия (имею­щая своим источником инстинкт борьбы) генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией определенного количества накопленной агрессивной энергии и наличия и силы особых облегчающих разрядку агрессии стимулов в непосредственном окруже­нии. То есть, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия «выплесну­лась» вовне.

Рассмотрев теорию, предложенную К. Лоренцом, мы обнаруживаем сход­ство с психоаналитическим подходом и идеями З.Фрейда в том, что агрессия является врожденной и неизбежной функцией и, соответственно, агрессивные проявления невозможно устранить. Никакие позитивные изменения в структуре человеческого общества не смогут предотвратить зарождение и проявление аг­рессивных импульсов.

3. Фрустрационная теория (гомеостатическая модель).

Эта теория возникла как противопоставление концепциям влечений: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основоположником этого направления исследования человеческой агрессивности считается Дж. Доллард. Согласно его воззрениям, агрессия - это не автоматически возникающие в организме человека влечения, а реакция на фрустрацию: попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению по­требностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия.

Рассматриваемая теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации, и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрес­сию, а агрессия понимается как намерение навредить другому своим действием.

В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фак­тора:

Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;

Сила препятствия на пути достижения цели;

Количества последовательных фрустраций.

То есть, чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрес­сивную реакцию большей силы, чем каждая из них в отдельности.

Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Доллард и соавторы [4] пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент фрустрации прежде всего из-за угрозы наказания. В этом случае происходит "смещение", в результате которого агрессивные дей­ствия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием.

Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против фрустатора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих нападок, направляя их на другие мишени - на тех лиц, по отношению к которым у данно­го индивидуума не действует сдерживающий фактор.

4. Теория социального научения (бихевиоральная модель).

Последнее теоретическое направление - это теория социального научения, предложенная А.Бандурой [6]. В отличие от других, эта теория гласит, что агрес­сии представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление, т.е. происходит изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Ос­новные положения теории социального научения, объясняющие усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения представлены в работе в ви­де таблицы 1.

Таблица 1

Теория социального научения Бандуры

Агрессия, приобретается посредством:

Биологических факторов (например, гормоны, нервная система)

Научения (например, непосредственный опыт, наблюдение)

Агрессия провоцируется:

Воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание)

Неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация)

Побудительными мотивами (например, деньги, восхищение)

Инструкциями (например, приказы)

Эксцентричными убеждениями (например, параноидальными убеждениями)

Агрессия регулируется:

Внешним поощрением и наказанием (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия)

Викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощеряют или наказывают других)

Механизмами саморегуляции (например, гордость, вина)

Согласно теории Бандуры, исчерпывающий анализ агрессивного поведения тре­бует учета трех моментов:

Способов усвоения подобных действий.

Факторов, провоцирующих их появление.

Условий, при которых они закрепляются.

Поэтому существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию пер­вичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей аг­рессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций - прямое поощрение та­кого поведения, т.е. получение подкрепления за агрессивные действия повыша­ет вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем. Вместе с тем, существенное значение имеет результативная агрессия, т.е. дос­тижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относится и викарный опыт, т.е. наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии. Самопоощрение и самонаказание - модели открытой агрессии, регулируемые поощрением и нака­занием, которые человек устанавливает для себя сам [6].

Следует отметить, что теория Бандуры оставляет гораздо больше возможностей предотвратить и контролировать человеческую агрессию. Тому есть две важ­ные причины:

Согласно этой теории в целом, агрессия представляет собой приобре­тенную в процессе научения модель социального поведения. В этом качест­ве она является открытой прямой модификации и может быть ослаблена с помощью процедур (устранение условий, поддерживающих агрессивное по­ведение);

Социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях, способствующих подобному поведению.

На наш взгляд, в настоящее время теория социального научения является наиболее эффективной в определении подходов к коррекции агрессивного по­ведения.

2. Виды и формы проявления агрессивности личности.

Э. Фромм считает, что существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачествен­ная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опас­ность исчезает, затухает и данная форма агрес­сии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спон­танной и связанной со структурой личности [4].

А. Басс и А. Дарки выделяют 5 видов аг­рессии, которые схематично можно изобразить следующим образом:

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План введение Модели изучения агрессии и агрессивного поведения Теория влечения (психоаналитический подход) iconВступление
Предложенный подход использует нейросетевой метод самоорганизующихся карт Кохонена, который позволяет в процессе обучения создать...

План введение Модели изучения агрессии и агрессивного поведения Теория влечения (психоаналитический подход) iconПлан введение Истоки и причины отклоняющегося поведения факторы девиантного...
Трансформация российского общества предо­пределила формирование в нашей стране различных видов девиант-ного поведения. Девиантное...

План введение Модели изучения агрессии и агрессивного поведения Теория влечения (психоаналитический подход) iconМодели информационных систем: понятие модели; классификация моделей
Введение в дисциплину: методологический базис учебной дисциплины «Теория информационных процессов и систем»

План введение Модели изучения агрессии и агрессивного поведения Теория влечения (психоаналитический подход) iconДиагностика агрессивного, суицидального поведения и алкогольной зависимости у детей-сирот

План введение Модели изучения агрессии и агрессивного поведения Теория влечения (психоаналитический подход) iconМетодическое пособие для врачей-курсантов
Его стратегический подход имеет несколько источников. Важнейшими из них являются: теория систем, теория коммуникации, разработанная...

План введение Модели изучения агрессии и агрессивного поведения Теория влечения (психоаналитический подход) iconПлан введение. Спор, его цели и подходы. Техника убеждения. Критика...
В последние годы стало очевидно, что каждый, кто стремится не только выжить, но и преуспеть в этом мире, должен и в теории, и на...

План введение Модели изучения агрессии и агрессивного поведения Теория влечения (психоаналитический подход) iconСущность и механизм поведения олигополистических структур в условиях...
Особенности олигополии в краткосрочном и долгосрочном периодах. Модели олигополистического поведения фирмы

План введение Модели изучения агрессии и агрессивного поведения Теория влечения (психоаналитический подход) iconТеория поля левина
Теория поля один из ярких примеров объяснения поведения со второго взгляда. Кроме того, с ее помощью пытаются не только выявить все...

План введение Модели изучения агрессии и агрессивного поведения Теория влечения (психоаналитический подход) iconПсихологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции
Академия педагогических и социальных наук московский психолого-социальный институт

План введение Модели изучения агрессии и агрессивного поведения Теория влечения (психоаналитический подход) icon2 часть Упражнения для коррекции агрессивного поведения. Агрессивность
Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной,неспособной на сознательную...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<