Контрольная работа по дисциплине: «Правоведение»




Скачать 361.47 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по дисциплине: «Правоведение»
Дата публикации25.12.2013
Размер361.47 Kb.
ТипКонтрольная работа
uchebilka.ru > Право > Контрольная работа
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Контрольная работа

Государственный университет управления Институт заочного обучения Специальность – менеджмент Кафедра права КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: «Правоведение»Выполнил студент 1-го курсаГруппа № УП4-1-98/2Студенческий билет № Москва, 1999 г. Содержание.1. Причины и формы возникновения государства у разных народов 32. Судебная власть и формы ее осуществления 63. Основные принципы и функции права 94. Систематизация нормативно-правовых актов 125. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды 156. Личные права и свободы человека и гражданина 187. Особенности уголовной ответственности 21Список литературы 24 Причины и формы возникновения государства у разных народов Более полутора миллионов лет назад, выделившись из мира животныхчеловек жил в условиях первобытного общества. В тех суровых природныхклиматических условиях индивид мог выжить только в коллективе, т.к.используя примитивное оружие, одному или небольшой группой, не возможноубить на охоте крупное животное, загнать к обрыву стадо животных. Подобныйспособ жизни был под силу только общине или группе дружественных общин,связанных тесными брачно-семейными узами. Основной формой социальной организации был род, отличавшийсяпоследовательным коллективизмом в производстве, управлении и уравнительномраспределении добываемых благ. Чем не благоприятнее среда обитания, чемненадежнее источник пищи, тем сплоченнее первобытная община, тем болеенеобходимой становилась взаимопомощь ее членов и коллективность впотреблении. Для координации отношений между индивидами необходима былавласть как отношение между властвующим и подвластным, в которых властвующийподчиняет себе волю подвластного и направляет его поведение. Высшей властью в первобытном обществе было народное собрание всехвзрослых членов рода, выполнявшего еще и функции судебного органа.Постановления народного собрания были, безусловно, обязательны для всехчленов рода. Властными полномочиями наделялись советы старейшин, а такжестарейшины, вожди, военноначальники, жрецы, которые не обладали никакимипривилегиями и избирались на основании их личных качеств. На советахстарейшин предварительно рассматривались вопросы, которые затем выносилисьна народное собрание. Со временем, по мере усложнения межродовых отношений, систематическогопроведения совместных акций появляются более крупные объединения родов,управляемых едиными органами власти. Возникают племена и союзы племен. Исчезновение к концу верхнего палеолита крупных животных вызвалорасформирование больших родовых охотничьих коллективов на небольшиесемейные производственных группы, которые мигрировали вместе со стадамимелких животных. Это обстоятельство, с одной стороны, вело к ослаблениюродовых связей, а с другой – к объединению в составе общины людей изразличных родов, кочующих по соседству. Уменьшение общей биомассы животных, в связи с изменением климатическихусловий и усиленной высокоэффективной охотой, вынудило людей расширить свойпитательный рацион за счет растительной пищи. Многие племена стализаниматься преимущественно земледелием. Кроме того, люди стали замечать,что в некоторых районах легче разводить, одомашнивать животных, чемохотиться на них. Занятия скотоводством и земледелием уже не требовали широкомасштабныхколлективных усилий, как прежде. Производственный результат в значительнойстепени стал зависеть от качеств отдельной личности. Специализацияобщественно необходимого труда сопровождалась совершенствованием орудийтруда, их разнообразием. Ремесло выросло в самостоятельную отрасльпроизводства. Разделение труда стало требовать от индивидов обменарезультатами своего труда. Процесс обмена стал представлять целую отрасльобщественно полезной деятельности, которым стала заниматься весьмазначительная часть населения – купцы. Индивидуальный труд и получение избыточного продукта стали основойкардинальных изменений в отношениях собственности. Она дифференцироваласьна частную (созданную личным трудом) и общую собственность, полученную отпредков (земля). Основная масса частной собственности накапливалась у лиц,осуществляющих властные полномочия, что поначалу связывалось снеобходимостью должностного выполнения управленческих функций и носилоэпизодический характер. Со временем это превратилось в систему. Кромеэтого, все лица, наделенные публичной властью, приобрели различного родаличные привилегии (на часть военной добычи, на добавочный надел и т.д.). Всвязи с усложнением и возрастанием объема управленческой деятельности,повышалась численность родоплеменной верхушки. Ее лидеры предпочиталисамолично готовить преемников, которых они специально обучали. Чаще всегоэто были ближайшие родственники. Увеличение объема производства в скотоводстве и земледелии постояннотребовало дополнительной земли и рабочей силы, которая пополнялась за счетнабегов на другие племена. Если раньше пленников просто убивали, то теперьэкономически выгодно стало превращать их в рабов и извлекать из этогопользу. Таким образом, разделение труда, ознаменовшее переход общества к«производящей» экономике, частной собственности и классам, сталонесовместимым с первобытнообщинной организацией общества. Оно дало толчок кформированию государства как особому проявлению публичной власти, стоящейнад обществом и регулирующей проходящие в нем процессы с позиций различныхсоциальных групп. Однако сам процесс формирования государства в различных странах шел по-разному. В работе «Происхождение семьи, частной собственности игосударства» Ф. Энгельс выделяет три основные формы возникновениягосударства: афинскую, древнеримскую и древнегерманскую. Возникновение государства в Афинах шло классическим путем, т.е. извнутренних противоречий. Этапное значение в этом процессе имели реформыТезея, Солона и Клисфена. Тезей учредил центральную власть и поделил население на три класса,вне зависимости от родовой принадлежности: эвпатридов (благородных),геоморов (земледельцев) и демиургов (ремесленников). При этом благородныенаделялись исключительным правом замещения должностей. Солон в основу деления граждан на четыре класса положил имущественныйценз, т.е. размер и доходность землевладения. Управленческие должностимогли занимать лишь представители трех высших классов, а наиболееответственные – только представители первого класса. Четвертый класс имелправо только выступать и голосовать на народном собрании. Клисфен разделил всю территорию Аттики на сто самоуправляющихся общин-округов (демов), во главе которых стояли старейшины (демархи). Формированию государства древних римлян способствовала борьба междупатрициями, составлявшими коренную римскую аристократию, и плебеями,бесправным пришлым населением, не допускавшимся к управлению обществом. Возникновение государства древних германцев ускорилось завоеваниемогромной территории Римской империи, для управления которой органы властиродового строя не были приспособлены, т.к. для этого была необходимапубличная власть, располагавшая разветвленным аппаратом управления. Степень влияния факторов разделения труда, частной собственности иклассов на формирование государства различных народов проявляется по-разному. В Афинах их совокупное воздействие было максимальным, а в странахАзии и Дальнего Востока ни частная собственность, ни классы не оказалисущественного влияния на строительство государства. Напротив, оно самостало мощным катализатором формирования привилегированных групп и слоев. В этих странах основным условие выживания родоплеменных общин былоскоординированное выполнение ими грандиозных и ирригационных и иныхобщественных работ. Межобщинные органы управления этими работами исоставили основу складывающегося аппарата государственной власти. Своеобразие факторов, обусловивших возникновение государства,сказалось на формальных и типологических особенностях появившихсягосударств. Это и доклассовые древневосточные деспотии Египта и Малой Азии,и первичные города-государства Месопотамии, Месоамерики и Горного Перу, ирабовладельческие государства Балканского полуострова, островов Эгейскогоморя и Аппенин, и феодальные государства Западной и Восточной Европы. Существует множество теорий происхождения государства. К наиболееизвестным относятся: 1. Теологическая (Ф. Аквинский) – широкое распространение получила при феодализме, сейчас представляет официальную концепцию Ватикана – государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. Народ должен беспрекословно повиноваться государственной воли, как продолжению воли божественной. 2. Патриархальная (Аристотель, Филмер, Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство – наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха – естественное продолжение власти отца, который заботиться о членах своей семьи и обеспечивает их послушание. 3. Патримониальная (Галлер). Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственника на землю. Из права владения землей власть автоматически распространяется на проживающих на ней людей. 4. Договорная (Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев). Представители этой теории считают, что государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания, по которому люди часть своих прав, присущих им от рождения, передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Если условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию. 5. Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Сторонники этой теории считают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. По их мнению, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным, и при дальнейшем развитии общества, государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Эта теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии. 6. Психологическая (Л.И. Петражицкий). Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повиливать и подчиняться. 7. Марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов). Согласно этой теории, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддерживания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство. Существуют и иные, менее известные теории происхождения государства.Не все они могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая из нихявляется лишь определенной ступенькой к познанию истины. Судебная власть и формы ее осуществления Судебная власть – это одна из самостоятельных ветвей власти,действующая независимо от законодательной и исполнительной властей.Призвана осуществлять контроль за исполнением законов, привлекать кответственности за их нарушение. Согласно Конституции и Федеральному конституционному закону «Осудебной системе Российской Федерации», правосудие в Российской Федерацииосуществляется только судом посредством конституционного, гражданского,административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы иподчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Судебная система в нашей стране охватывает три разновидности органовсудебной власти: Конституционный Суд России, Верховный Суд России иподнадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суди поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды. Конституционный Суд РФ – является судебным органом конституционногоконтроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную властьпосредством конституционного судопроизводства. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свободчеловека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действияКонституции Российской Федерации на всей территории Российской ФедерацииКонституционный Суд Российской Федерации: 1. Разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: a) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; b) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; c) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; d) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; 2. Разрешает споры о компетенции: a) между федеральными органами государственной власти; b) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; c) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации; 3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; 4. Дает толкование Конституции Российской Федерации; 5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; 7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля. Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросыправа и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживаетсяот установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях,когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Верховный Суд РФ – является непосредственно вышестоящей судебнойинстанцией по отношению ко всем федеральным окружным судам – верховнымсудам республик, краевым (областным) судам, городским судам городовфедерального значения, судам автономной области и автономных округов. Наделе это означает, что Верховный Суд Российской Федерации обладает полнотойюрисдикции, т.е. он правомочен на основании поступающих к нему протестов икассационных жалоб пересматривать дела, рассмотренные на уровне высшихсудебных инстанций субъектов федерации, и выносить по ним окончательныепостановления или определения. Верховный Суд Российской Федерации являетсятретьим звеном общегражданского правосудия, если иметь в виду, что нарегиональном (областном) уровне соответствующие высшие судебные инстанцииосуществляют пересмотр дел, поступающих к ним по кассационным жалобам илипротестам прокуратуры от низшего звена судебной системы. Верховный Суд России действует в составе: a) Пленума Верховного Суда; b) Судебной коллегии по гражданским делам; c) Судебной коллегии по уголовным делам; d) Военной коллегии Акты Верховного Суда РФ, окончательны и дальнейшему обжалованию(опротестованию) в кассационном порядке не подлежат. Высший Арбитражный Суд РФ – является высшим судебным органом поразрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражнымисудами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным закономпроцессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов идает разъяснения по вопросам судебной практики. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации: 1. рассматривает в первой инстанции: a) дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; b) экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ; 2. рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в РФ; 3. пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; 4. обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции РФ законов, иных нормативных актов и договоров; 5. обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции; 6. изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики; 7. разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 8. ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах; 9. осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения; 10. решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ; 11. осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом и другими федеральными конституционными законами. Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право законодательнойинициативы по вопросам его ведения. По вопросам внутренней деятельностиарбитражных судов в РФ и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный СудРФ принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в РоссийскойФедерации. Основные принципы и функции права Принципы права – это основополагающие начала, ключевые идеи права,определяющие и выражающие его сущность. Принципы – объективные свойстваправа, отражающие закономерности общественного развития, потребностиданного общества. Принципы права могут быть закреплены в его конкретныхнормах, но могут и логически выводиться из их совокупности. Общепринятымявляется деление принципов права на общеправовые, межотраслевые иотраслевые. Основными (общими) принципами права являются: 1. Принцип социальной справедливости. Справедливость как многогранная, многокомпонентная категория находит свое проявление во всех сферах общественной жизни. Особенность юридической справедливости заключается в том, что она в правовой сфере носит наиболее четкий, формально-определенный характер, зачастую связана с государственным принуждением. Вся правовая система стоит на страже справедливости, служит средством ее выражения и закрепления, охраны и защиты. Принцип справедливости имеет нормативно-оценочных характер, заложен в самом содержании права и находит свое воплощение в правах и обязанностях, мерах поощрения и наказания и т.п. Все отрасли законодательства: гражданское, трудовое, жилищное, предпринимательское, природоохранительное – призваны проводить справедливость в регулируемые ими общественные отношения. Справедливость имеет парную категорию – «несправедливость». Устранение несправедливости – одно из средств утверждения справедливости. Опережение возникновения несправедливости – важнейшая прогностическая функция юридической науки. На это же должна быть направлена деятельность государства. 2. Равноправие граждан является развитием принципа справедливости и одной из характерных черт демократии. Равноправие как политико- правовой принцип и юридическую категорию необходимо отличать от понятия равенства. Последнее является материальной основой равноправия. Равенство – более широкое понимание, чем равноправие, поскольку не все элементы социального равенства получают закрепление в праве. Равенство всех перед законом закреплено в Конституции РФ. Помимо равенства перед законом и судом принцип равноправия включает в себя равенство прав и свобод человека и гражданина, а также равные права и свободы мужчины и женщины. 3. Единство прав и обязанностей выражается в том, что предоставляемые гражданину права и свободы сочетаются с его обязанностями перед обществом. Любое право может быть реализовано только через чью-то обязанность. Гегель говорил, что права и обязанности «соединены в одном и том же отношении… коррелятивны прежде всего в том смысле, что некоторому праву с моей стороны соответствует в другом некоторая обязанность. Если бы у одной стороны были бы все права, а у другой все обязанности, то целое распалось бы». 4. Гуманизм в широком смысле означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности, ее достоинству и правам. Идея гуманизма пронизывает всю правовую систему демократического общества, законодательство, правоприменительную и правоохранительную деятельность. Принцип гуманизма получил закрепление в статье 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правильно понимаемый гуманизм предполагает применение строгих мер наказания к тем, кто грубо нарушает закон. Реальным и действенным оказывается лишь тот гуманизм, который умеет себя защищать. Право, охраняя общественные отношения, к этому и стремиться. Принцип гуманизма работает не только в уголовном праве, где он наиболее рельефно проявляет себя, но и пронизывает все отрасли права – административное, финансовое, трудовое, гражданское и др. 5. Сочетание убеждения и принуждения в праве – важнейшая форма проявления демократизма, гуманизма и справедливости. Убеждение и принуждение – методы государственного руководства обществом. Главная задача демократического правового государства состоит в установлении их разумного сочетания. Основным, главным методом руководства обществом является убеждение, осуществляемое в различных формах. Его непосредственным выражением выступают сами нормы. К важным формам убеждения относится также правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов. Вместе с тем любое человеческое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая принуждение, которое является не главным, а вспомогательным методом государственного управления, применяемым после убеждения. Принуждение осуществляется в особой процедурной форме, четко зафиксированной в нормах права. Это довольно сложное правовое явление, включающее богатый арсенал воздействия: меры пресечения, восстановление или защиту субъективных прав, предупреждение, юридическую ответственность, санкции и т.д. 6. Демократизм означает принадлежность всей власти народу. «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, - сказано в статье 3 Конституции РФ, - является ее многонациональный народ». Как многоаспектная категория, данный принцип проявляет себя в политике, экономике. Он реализуется не только через государственные, то и через правовые институты: права, обязанности, их гарантии, правосудие и т.д. Эти общеправовые принципы распространяются на всю систему права. Онитесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга они свойственнывсей системе права, всем ее отраслям, однако проявляются по-разному, взависимости от специфики данной отрасли, сферы ее действия, предметов иметодов регулирования. В юридическое понятие функций права вкладывается двойной, но внутренневзаимосвязанный смысл: «роль, которую осуществляет право или определенныйправовой институт, и конкретные направления правового регулирования(воздействия) на поведение субъектов. Функции права можно определить, какправовую характеристику социокультурной реальности общества и отдельных егокомпонентов. В результате взаимодействия права с процессами, происходящимив общественном менталитете, преобразуются, видоизменяются сами функцииправа, адаптируя правовую систему к новым условиям. Среди общесоциальных функций права выделяются следующие: 1. Культурно-историческая функция. Право как явление национальной и мировой культуры в присущей ему нормативной форме аккумулирует духовные ценности и достижения народа, человечества: права человека, демократию (народовластие), моральные (нравственные) устои общества, социальную справедливость. 2. Воспитательная функция. В качестве социального регулятора, тесно связанного с иными нормативными системами общества – традиционной (обычной), нравственной, религиозной, – право оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов как через отдельные нормы, институты и механизмы (запреты, дозволения, осуществление правосудия, правовой защиты, наказания), так и в целом как самостоятельный фактор духовной жизни страны. 3. Функция социального контроля. Право в этом направлении оказывает воздействие на поведение субъектов, с одной стороны, в качестве средства стимулирования, поощрения (морального, материального), с другой – ограничения (удержания от совершения неправомерных действий) того или иного поведения. 4. Информационно-ориентирующая функция. Право выступает мощным источником моральной ориентации субъектов – организаций, физических лиц в данном конкретном обществе. В этом смысле функция права – формировать социально полезную, положительную направленность субъективной стороны правомерного поведения. Через свои источники – законы, постановления, указы и т.д. – люди получают информацию о социальных возможностях того или иного поведения, что помогает им достигать поставленных целей в рамках существующего правопорядка. Кроме общесоциальных принято выделять собственно юридические функции –направления правового воздействия на общественные отношения, где правореализуется через специальные, присущие только этой нормативной системе,юридические средства. Существуют две основные юридические функции права: 1. Регулятивная. Ее суть заключается в главном социальном назначении права – регулировать общественные отношения: 1. фиксировать субъективный состав правовых отношений; 2. определять круг жизненных обстоятельств (юридических фактов), с которыми нормы права связывают наступление тех или иных юридических последствий; 3. формировать права и обязанности участников (субъектов) правоотношений. В основе регулятивной функции права лежат управомочивающие (дозволяющие) и обязывающие (предписывающие) юридические нормы. Эта функция права реализуется через две свои разновидности: 1. регулятивную динамическую – в ее основе находятся правовые нормы, направленные на обслуживание средствами права тех или иных социальных процессов; 2. регулятивную статическую – реализует ту часть социального назначения права, которая заключается в закреплении тех или иных статусов в обществе, обеспечении стабильности и неизменности социально-правовых ценностей. 2. Охранительная. Ее содержание заключается в правовом воздействии, направленном на охрану (защиту) общественных отношений, образующих наиболее важные социально-экономические, культурно-нравственные и государственно-политические сферы деятельности людей и соответственно на вытеснение и ликвидацию отношений опасных для человека, его жизни, здоровья, нравственности, социального и экономического благополучия. В основе охранительной функции права находится главным образом запрещающие правовые нормы. Содержание охранительной функции права включает установление санкций и составов деяний, образующих основания для юридической ответственности. Систематизация нормативно-правовых актов Все нормативно-правовые акты функционируют как единая система, котораяхарактеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью,специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам. Система нормативных актов в Российской Федерации включает в себяправовые акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, местногосамоуправления, а также акты прямого народного волеизъявления. В зависимости от особенностей правового положения субъектаправотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на: - нормативные акты государственных органов; - нормативные акты общественных объединений (кооперативных, акционерных, профессиональных и т.п.); - совместные акты, принятые в порядке референдума. В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на: - общефедеральные; - акты субъектов Федерации; - акты органов местного самоуправления; - локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, предприятия, учреждения). В зависимости от срока действия различают: - акты неопределенно длительного действия; - временные акты. В зависимости от юридической силы делятся на: - законы – это принятые в особом порядке акты законодательных органов, обладающие высшей юридической силой и направленные на регулирование наиболее важных общественных отношений; - подзаконные акты. Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Ихведущие положение определяется следующими основными признаками: 1. Законы принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или народом в порядке референдума. 2. Законы обладают высшей юридической силой, означающей, что содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам[1]: никто не вправе отменить закон, кроме органа, который его издал. 3. Законы регулируют наиболее важные основополагающие отношения. В них закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д. 4. Законы содержат нормы первичного, исходного характера. Все иные акты, в основном, призваны детализировать и конкретизировать нормативные установления законов. 5. Законы принимаются в особом процессуальном порядке. Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации, обусловленнойособенностями регулируемых отношений, своеобразием субъектаправотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т.д.Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их значимостив системе действующего законодательства, различают: 1. Конституционные – законы, закрепляющие основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы конкретизирующие ее содержание. 2. Текущие (обыкновенные) – законы, принятые на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической и культурной жизни страны. Особой разновидностью этих законов являются: 1. Органические (кодифицированные) – законы, являющиеся юридически цельными, внутренне согласованными актами, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К таким законам можно отнести Основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства. 2. Чрезвычайные (исключительные) – законы, принимаемые при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами. Носят временный характер. Своеобразие указов и распоряжений Президента Российской Федерациисвязано с его компетенцией. Они не могут противоречить федеральным законам,но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам. Взависимости от характера полномочий Президента все его указы можноклассифицировать на: - указы в границах собственных полномочий; - указы на основе полномочий, делегированных Парламентом; - указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора). По юридической значимости указы делятся на: 1. Нормативные указы – указы, содержащие нормы права и регулирующие разнообразные сферы общественной жизни. Имеют общеобязательный характер. Иногда сопровождаются утверждением положений об органах, выполняющих определенные функции, или о порядке деятельности в конкретной сфере общественных отношений. 2. Правоприменительные указы – указы, носящие индивидуально-разовый характер и принимающиеся по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, о присвоении звания и т.д.) Распоряжения Президента также ненормативны и принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т.д.). Их отличие от ненормативных указов условно и может рассматриваться применительно к каждому конкретному случаю. Президенты республик, входящих в состав РФ, тоже издают правовые актыв форме указов и распоряжений. Очень важны и многообразны по содержанию нормативно-правовые актыроссийского Правительства. Оно разрабатывает, утверждает и реализуетбазовые нормативно-правовые акты и целевые комплексные программы,расчитанные на длительный период действия. Принимаемые ими акты: 1. Оперативно регулируют отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни. 2. Устанавливают правовые ориентиры для деятельности всех органов исполнительной власти, предприятий и учреждений. 3. Вводят нормативно-правовые основы для издания других правовых актов. В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ дляосуществления своих полномочий по управлению обществом принимает: 1. постановления, как правило, нормативны и общеобязательны, разрабатываются и принимаются коллегиально; 2. распоряжения, будучи разновидностью правоприменительных актов, принимаются и подписываются Председателем или заместителем Председателя Правительства на основе единоначалия и адресуется, как правило, узкому кругу исполнителей. Министерства, государственные комитеты и иные федеральные ведомстваиздают правовые акты, в которых, обычно, определяется порядокдействительности отраслевых подведомственных предприятий, организаций иучреждений по решению задач, стоящих перед отраслью. Иногда, в связимежотраслевой, функциональной направленностью министерства (ведомства), этиакты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулироватьмежотраслевые отношения. Различают: 1. Приказы – могут быть как нормативными, так и ненормативными. Будучи разновидностью распорядительных актов, они разрабатываются структурными подразделениями министерств и состоят из констатирующей и распорядительной частей. Подписываются министром или по его поручению заместителем министра. 2. Инструкции – регулируют определенные стороны деятельности министерства, всегда имеют нормативное содержание. Визируются руководителями структурных подразделений и утверждаются министром (замминистра). На уровне субъектов Федерации используются те же формы правовых актов,что и федеральном уровне. Основным нормативным актом, регламентирующим взаимоотношения органоввласти и граждан на уровне области, является устав, выполняющий функциирегиональной конституции. Губернаторы, главы администраций областей, краев,автономных областей, округов, городов федерального значения приосуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения. В рядеобластей, краях и городах федерального значения сформированы правительства,принимающие постановления. Их специализированные министерства и ведомстванаделены правом на издание приказов и инструкций. Представительные органыместного самоуправления (дума, муниципальный совет и др.) по вопросамсвоего ведения принимают коллегиальные решения, а главы органов местногосамоуправления (главы администраций, мэры, старосты) – постановления ираспоряжения. Региональный характер регулируемых отношений позволяет отнести этиакты к категории локальных. Они обязательны для исполнения всемирасположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями иорганизациями независимо от форм собственности. Специфика этих актовзаключается в том, что они имеют локальную, ограниченную сферу действия,регулируя как управленческие, так и непосредственно производственные,коммерческие, научные, учебные и иные отношения, связанные с функциональнымназначением предприятия. Решения, как правило, имеют нормативное содержание и принимаютсяколлегиальными органами управления (общим собранием акционеров, советомдиректоров и т.п.) Приказы нормативного и индивидуального значения принимаютсяруководителями предприятий, учреждений, организаций для регулирулированияотношений внутриорганизационного характера. Распоряжения принимаются директором предприятия, его заместителями ируководителями структурных подразделений, для решения проблем, связанных сисполнением приказов и по иным оперативно-методическим вопросам. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельностивыступают акты применения права, посредством которых закрепляются решениякомпетентных органов по конкретному юридическому делу. Эта разновидностьправовых актов характеризуется определенными специфическими чертами, изкоторых основными можно назвать: 1. Акт применения права – это решение по конкретному делу официального компетентного органа, которого государство уполномочило на реализацию права в определенных сферах общественных отношений. 2. Акт применения права содержит государственное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемое силой государства. 3. Акт применения права имеет определенную, установленную законом форму. 4. Акт применения права направлен на индивидуальное регулирование общественных отношений. В нем строго индивидуализируются (персонифицируются) субъективные права и юридические обязанности конкретных лиц, исходя из определенной жизненной ситуации. Он регулирует единичное, конкретное отношение. Таким образом, акт применения права – это официальное решениекомпетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащеегосударственно-властное веление, выраженное в определенной форме инаправленное на индивидуальное регулирование общественных отношений. Акты применения права отличаются от других правовых актов, в частностиот нормативно-правовых: 1. Нормативно-правовой акт носит общих характер, регулирует определенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай. 2. Нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, являясь общей нормативной основой правового регулирования. Акт применения права этого делать не может. Он претворяет, реализует общие предписания нормативного акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям. Например, закрепленное Конституцией РФ (нормативный акт) право малоимущих граждан на получение бесплатного жилья превращается в конкретное право, переходит из потенциального права в реальное только посредством акта применения права – решения соответствующего органа о выделении квартиры и выдачи на нее ордера. Правоприменительные акты принимаются практически всеми органамигосударства, в различных сферах общественной жизни, в связи сурегулированием различных жизненных ситуаций, что и обуславливает ихразнообразие. Поэтому классификация правоприменительных актов на виды можетпроизводиться по различным основаниям: 1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на: a) акты государственных органов и общественных организаций; b) акты главы государства – Президента РФ; c) акты федеральных органов власти и управления; d) акты органов власти и управления субъектов РФ; e) акты органов правосудия; f) акты органов прокуратуры; g) акты органов надзора и контроля; h) акты коллегиальные и единоличные. 2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применяемых норм различают: a) акты конституционно-правовые; b) акты административно-правовые; c) акты уголовно-правовые; d) акты применения материального и процессуального права. 3. По форме правоприменительной деятельности можно выделить: a) акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и призванные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения; b) акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению. 4. По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме правового регулирования, выделяют два вида: a) акты-регламентаторы, определяющие субъектов конкретного отношения; указывающие объем их субъективных прав и юридических обязанностей; предусматривающие моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения; b) правообеспечительные акты, которые также выполняют известную роль в индивидуальном регламентировании общественных отношений. Функции актов этого вида состоят главным образом в том, чтобы на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить реализацию правоотношений и, следовательно, достижение целей правового регулирования. 5. По форме внешнего выражения акты применения права подразделяются на: a) акты-документы – это надлежаще оформленное решение компетентного органа, составленное в письменном виде, поскольку требуется строгая определенность в фиксации, например фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и т.д. Все это позволяет точно установить содержание акта, проверить законность и обоснованность его издания. Акты-документы имеют различную структуру, обусловленную положением правоприменительного органа и значением рассматриваемых вопросов, а также юридической силой решения и процедурой его принятия. По структуре их можно разделить на акты-документы: - включающие все четыре его составные части: вводную, описательную (констатирующую), мотивировочную и резолютивную (приговор или решение суда, другие юрисдикционные акты); - состоящие из трех частей: вводной, описательной, резолютивной. Такие акты-документы характерны для следственных и административных протоколов; - содержащие две части: вводную и резолютивную (акты-решения на совершение определенных действий) - содержащие только резолютивную часть (резолюции «утвердить», «оплатить», «исполнить» и т.п., наложенные должностным лицом на соответствующих документах). По наименованию правоприменительные акты-документы подразделяются на указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры, решения, предписания и т.д. b) акты-действия, делятся на: - словесные акты применения права-действия, например, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным; - конклюдентные правоприменительные акты-действия совершаются посредством сочетания определенных жестов, движений и т.п., явно и наглядно выражающих решение субъекта применения права (жесты милиционера, осуществляющего регулирование движения транспорта и пешеходов). Правоприменительные акты-документы и акты-действия обладают властной силой и влекут юридические последствия. Отказ от выполнения или ненадлежащее их выполнение может повлечь дисциплинарную, административную, материальную, уголовную ответственность. 6. По своему юридическому значению акты применения права могут быть подразделены на: a) основные – акты, содержащие завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда); b) вспомогательные – акты, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля, процедурно- процессуальные). 7. В зависимости от действия во времени различают правоприменительные акты: a) однократного действия, например, наложение штрафа; b) длящиеся, как, например, регистрация брака, назначение пенсии. Личные права и свободы человека и гражданина Прежде чем говорить о личных правах и свободах человека и гражданина,следует выявить их природу. А для этого следует обратиться к естественно-правовой теории происхождения права. Идея естественного права возникла еще в Древней Греции и Древнем Римеи связана с именами Сократа, Аристотеля, греческих и римских стоиков,Цицерона, Ульпиана и других римских юристов. В эпоху средневековья онаполучила развитие в богословских учениях Фомы Аквинского. Однако, как одноиз основных направлений правопонимания и самостоятельной научной школы,естественно-правовая доктрина сложилась в период формирования феодализма,подготовки и проведения буржуазных революций семнадцатого, восемнадцатоговеков. Ее виднейшие представители: Гуго Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Вольтер,Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др. Естественно-правовая школа в своих воззрениях исходила изсуществования двух систем права – естественного и позитивного. Позитивное, или положительное, - это официально признанное,действующее в том или ином государстве право, получающее выражение взаконах и иных правовых актов государственной власти, в том числесанкционируемых ею обычаях. Направляя острие критики против реально существующего в то времяфеодального права, особенно в условиях королевского абсолютизма,представители естественно-правовой школы указывали на его ограниченность,несправедливость, на то, что законы, издаваемые властью, закрепляютугнетение людей, произвол, тиранию. В отличие от позитивного, естественное право проистекает из природычеловека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Поэтомуоно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных государств, араспространяется на все времена и народы. Оно вечно и неизменно, как вечны и неизменны природа и разум человека.Основные нравственные и правовые идеи и принципы, обосновываемые даннойтеорией в качестве естественных законов, - это прирожденные неотчуждаемыеправа человека: свобода, равенство, семья, собственность, безопасность,сопротивление гнету и др. Их охрана должна быть целью любого политическогосоюза, в первую очередь , государства. Поэтому позитивное право, противоречащее требованиям естественного,должно быть заменено (вместе со всеми отжившими отношениями и устаревшимиполитическими учреждениями) на такое положительное право, которое быосновывалось на естественных законах, способствовало реализации идей ипринципов естественного права. Только в этом случае позитивное праворассматривается как разумное и справедливое. Естественно-правовая теория сыграла прогрессивную роль в борьбе сфеодализмом и ее последним бастионом – королевским абсолютизмом,идеологически способствовала переходу общества к более высокой,капиталистической ступени развития. Но демократический потенциалестественной школы права этим не был исчерпан. С особой силой он проявилсяво второй половине нынешнего столетия, став теоретическим фундаментомвсеобщей борьбы за права человека во всем мире. Вместе с тем следует иметь в виду, что само естественное право какнравственные правовые идеи, принципы, идеалы, требования не является правомв юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание,демократические устремления, т.е. ближайшую и необходимую предпосылкуправа. Важная роль в претворении идеалов естественного права принадлежитоснованному на нем позитивному или собственно юридическому праву. При любом демократическом устройстве права и свободы граждан, а такжеих обязанности, составляют важнейший социальный и политико-юридическийинститут, объективно выступающий мерилом достижений данного общества,показателем его зрелости, цивилизованности. Он средство доступа личности кдуховным и материальным благам, механизмам власти, законным формамволеизъявления, реализации своих интересов. В то же время это непременноеусловие совершенствования самого индивида, упрочение его статуса,достоинства. Поиск оптимальных моделей взаимоотношений государства и личностивсегда представляли собой сложнейшую проблему. Главная трудностьзаключается в установлении такой системы и такого порядка, при которыхличность имела бы возможность беспрепятственно развивать свой потенциал(способности, талант, интеллект), а с другой стороны, признавались бы ипочитались общегосударственные цели – то, что объединяет всех. Подобныйбаланс как раз и получает свое выражение в правах, свободах и обязанностяхличности. Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание,соблюдение и защита не являются только внутренним делом того или иногогосударства. Они давно стали объектом международного регулирования. Праваличности не есть принадлежность отдельных классов, наций, религий,идеологий, а представляют собой общеисторическое и общекультурноезавоевание. Это нравственный фундамент любого общества. В России подтверждением этого служит принятая в ноябре 1991 г.Декларация прав человека и гражданина, являющаяся ограниченной частью новойКонституции РФ, базой всего текущего законодательства, касающегосяличности. Эти документы фиксируют широкий спектр основополагающих идей,принципов, прав и свобод, а также обязанностей. Их исходные положениягласят, что права и свободы человека являются естественными инеотчуждаемыми, признаются высшей ценностью и не носят исчерпывающегохарактера. Признание, соблюдение и защита прав человека – обязанностьгосударства. Каждый имеет право на жизнь, здоровье, личную безопасность инеприкосновенность, защиту чести, достоинства, доброго имени, свободу мыслии слова, выражении мнений и убеждений, выбор места жительства; можетприобретать, владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью,заниматься предпринимательской деятельностью, покидать страну ивозвращаться обратно. Закрепляются право граждан на митинги, уличные шествия, демонстрации;право избирать и избираться в государственные органы, получать ираспространять информацию, направлять властям личные коллективные обращения(петиции), свободно определять свою национальность, объединяться вобщественные организации. Предусматриваются соответствующие права всоциальной и культурной областях (на труд, отдых, образование, социальноеобеспечение, интеллектуальное творчество). Утверждается равенство всех перед законом и судом. Никто не обязансвидетельствовать против себя и близких родственников. Обвиняемый считаетсяневиновным, пока его вина не будет доказана в установленном порядке(презумпция невиновности). К личным правам и свободам относятся, в частности, право на жизнь,право на свободу, право на неприкосновенность частной жизни, право насвободу передвижения. При этом подчеркивается, что права и свободы человека и гражданинаявляются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание иприменение законов, деятельность представительной и исполнительной власти,местного самоуправления, обеспечиваются правосудием. Что касается различий между правами человека и гражданина, то этиразличия имеют под собой определенные основания, заключающиеся в следующем: 1. Права человека могут существовать независимо от государственного признания и законодательного закрепления, вне связи их носителя с тем или иным государством. В частности, это естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие каждому от рождения. Права же гражданина находятся под защитой того государства, к которому принадлежит данное лицо. 2. Множество людей в мире вообще не имеют статус гражданина (лица без гражданства, апатриды) и, следовательно, они формально являются обладателями прав человека, но не имеют прав гражданина. Иными словами, права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные. Такое разграничение возникло давно, и сохранилась в большинствесовременных деклараций и конституций. Однако сейчас такое делениеутрачивает смысл, поскольку прирожденные права человека давно признанывсеми демократическими государствами и, таким образом, выступаютодновременно и в качестве прав гражданина Особенности уголовной ответственности Проблема уголовной ответственности рассматривается в рамках уголовно-правовых отношений, возникающих между государством и лицом, совершившимпреступление. В связи с этим выделяются следующие основные позиции впонимании уголовной ответственности: Первая предлагает понимать уголовную ответственность как обязанностьлица, совершившего преступление, претерпеть наказание, заключающееся влишениях личного или имущественного характера, порицающие его засовершенное преступление. Вторая исходит из того, что под уголовной ответственностью понимаетсясамо предусмотренное уголовным законом государственное принудительноевоздействие, которое применяется по приговору суда к лицу, совершившемупреступление, – осуждение его, а также назначение ему наказания, влекущегоза собой судимость. Третья позиция предлагает понимать под уголовной ответственностью всеуголовно-правовое отношение в целом, то есть урегулированное уголовнымзаконом отношение между лицом, совершившим преступление, и государством влице правоохранительных органов. Уголовная ответственность устанавливается нормами уголовного закона,которые указывают, какие общественно опасные деяния объявляютсяпреступлениями, дают их исчерпывающий перечень в Особенной части УК,предусматривают наказания за их совершение. Иными словами, запрещаютсовершать указанные в них деяния под страхом уголовной ответственности.Однако предусмотренная уголовным законом ответственность носит ещеабстрактный характер. Норма закона лишь предупреждает всех и каждого – несовершай предусмотренного в ней деяния, иначе при указанных в ней условияхпонесешь уголовную ответственность, то есть к нарушителю будет примененопредусмотренное данной нормой государственно-принудительное воздействие. Когда совершается преступление, то есть имеет место юридический факт,возникает конкретное уголовно-правовое отношение. Лицо, совершившеепреступление, становится обязанным подвергнуться предусмотренному уголовнымзаконом, который оно нарушило, государственно-принудительному воздействию.Лицо в буквальном смысле сделало себя таким обязанным. А у государства влице правоприменительных органов появилось право применения к указанномулицу такого воздействия. Таким образом, без обязанности лица, совершившегопреступление, не может быть уголовной ответственности. Иначе применениеуголовной ответственности будет незаконным. Однако обязанность подвергнуться государственно-принудительномувоздействию еще не есть сама ответственность, подобно тому, как обязанностьотвечать еще не есть сам ответ. Обязанность может быть нереализована.Например, преступление не было раскрыто, совершивший преступление скрылсяили правоприменительные органы не стали привлекать лицо к уголовнойответственности (латентная преступность). В таких случаях лицо не считаетсяпонесшим уголовную ответственность, хотя бы к нему и применялисьгосударственные принудительные меры, например содержание под стражей вовремя расследования преступления. Чтобы на конкретное лицо возложить уголовную ответственность засовершенное преступление, нужен юридический документ. Таким документомявляется только вступивший в законную силу приговор суда. Это положениеустановлено ст.49 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Каждыйобвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока еговиновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке иустановлена вступившим в законную силу приговором суда». Если не было вступившего в законную силу обвинительного приговорасуда, то и лицо не несло уголовной ответственности. Следовательно, под уголовной ответственностью надо пониматьгосударственно-принудительное воздействие, предусмотренное уголовно-правовой нормой и примененное к лицу, совершившему преступление,обвинительным приговором суда. Анализ законодательства приводит к выводу, что уголовнаяответственность и наказание – это не тождественные понятия. Как прежний, так и новый УК рассматривает уголовную ответственностьбез назначения наказания и судимости и уголовную ответственность сназначением наказания и судимостью. Такой вывод вытекает изст. 92 УК 1996 года, в которой говорится, что несовершеннолетний,осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, можетбыть освобожден судом от наказания с применением мер воспитательноговоздействия, предусмотренных ч. 2 ст. 90 УК. Здесь речь идет обосвобождении несовершеннолетнего только от наказания. Суд в таких случаяхвыносит обвинительный приговор, но не назначает наказание. Вместо наказанияназначаются меры воспитательного воздействия. Но раз есть обвинительныйприговор суда, вступивший в законную силу (ибо в ст. 92 УК говорится обосужденном), то, значит, на лицо возложена уголовная ответственность, хотянаказание

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольная работа по дисциплине: «Правоведение» iconКонтрольная работа по дисциплине: «Правоведение»

Контрольная работа по дисциплине: «Правоведение» iconКонтрольная работа №1 по дисциплине «Политэкономия»
Контрольная работа №1 по дисциплине «Политэкономия» для заочной формы обучения

Контрольная работа по дисциплине: «Правоведение» iconКонтрольная работа по дисциплине «Эргономика»
Социально-экономическое значение улучшение условий труда и охраны труда. Контрольная работа по дисциплине "Эргономика"

Контрольная работа по дисциплине: «Правоведение» iconКонтрольная работа. Контрольная работа по дисциплине «Системы технологий»

Контрольная работа по дисциплине: «Правоведение» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Право собственности московская...

Контрольная работа по дисциплине: «Правоведение» iconКонтрольная работа по предмету: государство и право зарубежных стран...

Контрольная работа по дисциплине: «Правоведение» iconКонтрольная работа по Основам философии студент заочного отделения...

Контрольная работа по дисциплине: «Правоведение» iconКонтрольная работа по предмету уголовный процесс студента третьего...
Окончание предварительного расследования с составлением обвинительного заключения

Контрольная работа по дисциплине: «Правоведение» iconКонтрольная работа по дисциплине «Философия»

Контрольная работа по дисциплине: «Правоведение» iconКонтрольная работа по дисциплине «аудит»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<