Курсовая работаТема: Основные правовые системы современного мира. Работу




Скачать 291.95 Kb.
НазваниеКурсовая работаТема: Основные правовые системы современного мира. Работу
Дата публикации25.12.2013
Размер291.95 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Право > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Основные правовые системы современного мира

Национальный институт имени Екатерины Великой Курсовая работаТема: Основные правовые системы современного мира. Работу выполнила: студентка первого курса юридического факультета вечернего отделения- Лебина Н.В. Работу проверил: Золотарев В.В. Москва 2002г. Содержание; 1.Введение…………………………………………………2 2.Понятие правовой системы…………………………….2 3.Англо-Саксонская правовая система………………….4 а) Английская правовая система………………………4 б) Правовая система США……………………………...7 4.Романо-Германская правовая система…………………9 а) Правовая система Франции…………………………9 б) Правовая система Германии……………………….11 5.Мусульманская правовая система…………………….12 6.Система обычного права………………………………15 7.Социалистическая правовая система…………………18 8.Заключение…………………………………………….21 9.Библиография………………………………………….22 1.Введение. Каждая страна строит правовую систему, беря во внимание своииндивидуальные особенности исторического развития. Право разных странсформулировано на разных языках, использует различную технику для обществ свесьма различными структурами, правилами и вероисповеданиями. Поэтомуправовые системы различных государств отличаются друг от друга и имеют своихарактерные черты. Эти черты бывают очень значительными. Но также следуетзаметить, что отдельные страны оказывают на другие государстванепосредственное влияние, имеющее как политическое, так и экономическийхарактер. Целью моей работы является изучение особенностей правовых системсовременности, закономерности их становления и развития.Так как правовые системы отражают социально-экономическое, политическоеразвитие и уровень культуры народа, то их изучение позволяет восстановитьпонятие об общественных отношениях, понять механизм общества исходя из прави обязанностей. 2. Понятие правовой системы. Правовая система - это основанная на государственной волегосподствующего класса или всего общества совокупная связь права,правосознания и юридической практики. Правовая система – это вся “правоваядействительность’’ данного государства. Одна из самых популярных классификаций правовых семей, дана РенеДавидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии включающуюрелигию, философию, экономические и социальные структуры, и юридическойтехники, включающие в качестве основной составляющей источники права. РенеДавид выдвинул идею трихотомии - выделение трех основных семей; романо-германской, англо - саксонской и социалистической. К ним примыкает весьостальной юридический мир, который получил название “религиозные итрадиционные системы”. Другая классификация была предложена К.Цвайгертом иГ.Котцем в книге "Введение в правовые сравнения в частномправе", вышедшей в 1971 году. В основу этой классификацииположен критерий "правового стиля”. "Стиль права" по мнению авторов, складывается из пятифакторов: происхождение и эволюция правовых систем, своеобразиеюридического мышления, специфические правовые институты, природа источников права и способы их толкования, идеологические факторы. На основе этого различаются следующие правовые системы;романская, германская, скандинавская, англо - американская,социалистическая, право ислама, индуистское право. Так же существует марксистко-ленинская типология в основе,которой лежит критерий общественно-экономической формации(рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право,социалистическое право). А.Х.Саидов полагает, что только единствоглобальной марксистка - ленинской типологии и внутри типовойклассификации правовых систем, дает возможность составить целостноепредставление о правовой карте мира. Он выделяет внутри буржуазного типаправа восемь правовых семей: романо-германскую, скандинавскую,латиноамериканскую, правовую семью "общего права", идальневосточную правовую семью. Они рассматриваются наряду с семьейсоциалистического права. В пределах социалистической правовой семьи,теперь уже в историческом аспекте, существовали относительносамостоятельные группы: советская правовая система, правовые системысоцстран Европы, правовые системы соцстран Азии, и правовая системареспублики Куба. Таким образом, существует несколько точек зрения на классификациюправовых систем настоящего и недалекого прошлого. Рассмотрим более подробно современные основные правовые системы. -Англо-Саксонская правовая система.-Романо-германская правовая система.-Система Мусульманского права.-Система обычного права.-Социалистическая правовая система. 3.Англо-Саксонская правовая система. а) Английская правовая система. Это правовая система является одной из наиболее распространенных вмире. Она охватывает такие государства как Англия, США, Канада, Австралия,Северная Ирландия и многие другие. Почти третья часть населения земли внастоящее время живёт по принципам, заложенным в данной правовой семье, вособенности в английское право. Англосаксонскую семью очень часто называют семьёй общего права. Отдругих правовых семей она отличается, прежде всего, тем, что в качествеосновного источника права в ней признаётся судебный прецедент. Подобная система берёт своё начало в средневековой Англии. Политикапервых Нормандских королей, начиная с Вильгельма Завоевателя, также быланаправлена на соблюдение «старинных и добрых англосаксонских обычаев». Вэто время, таким образом, уже зарождается традиция стойкой историческойпреемственности английского права, а роль главного гаранта соблюдения егонорм переходит к сильной королевской власти, к складывающейся системеобщегосударственных королевских судов. С деятельностью на постоянной основе королевских разъездных судей приГенрихе II (XII в.) и было связано формирование «общего права» страны. Онорассматривало прежде всего «тяжбы короны», то есть дела, представляющиепрямой интерес с точки зрения возможных доходов казны : о феодальных правахмонарха, об обнаружении кладов, о подозрительных смертях и нарушенияхкоролевского мира, о злоупотреблениях королевских должностных лиц. Кроме того рассматривались ими и «общие тяжбы» или «тяжбы народа» пожалобам, поступающим к королю. Разъездные суды начали унифицировать нормы местного обычного права исоздавать «общее право» с помощью королевской канцелярии, которая издаваласпециальные приказы, как правило по заявлению потерпевшей стороны. Со временем в приказах стал чётко формулироваться вид требования, иска;приказы стали классифицироваться по определённым видам правонарушений.Истец, таким образом, получал уверенность, что если нарушение его прав,нашедшее выражение в соответствующем приказе, будет доказано в суде, то онвыиграет дело. Другим источником формирования норм общего права стала сама практикакоролевских судов. Записи по судебным делам, сначала в форме краткого, азатем подробного заявления сторон и мотивировки судебного решения, велись смомента возникновения института мировых судей. С начала XIII века судебныепротоколы стали публиковаться в «Свитках тяжб». Содержащиеся в нихматериалы, мотивировки удовлетворения иска, подтверждали наличие того илииного обычая и могли были быть в дальнейшем использованы в судебнойпрактике в качестве прецедента. Однако, хаотичный характер записей крайнезатруднял возможность судей отыскать в них необходимые им записи. Ссередины XIII века эти сведения о наиболее важных судебных решениях судьистали черпать из официальных отчётов – «Ежегодников». В 1535 году им насмену пришли систематизированные судебные отчёты частных составителей. Английская буржуазная революция, которая завершилась компромиссом междупредставителями буржуазии и так называемого нового дворянства с однойстороны и крупными землевладельцами с другой так и не изменила соотношениемежду прецедентами и законодательными актами, сохраняющими своё значение ипо сей день. Среди этих законодательных актов большое значение имеют “Habeas CorpusAct” о правах 1679 года. В этих актах сформулированы отдельныепринципиальные положения, относящиеся к государственному управлению,деятельности судов, провозглашены права обвиняемого в уголовном процессе имногое другое. Лишь начиная с 30 годов ХХ века английское законодательство подверглосьпоследовательным преобразованиям во многих отраслях. В этот и последующиепериоды издаются законодательные акты, которые разграничивают правовыенормы по наиболее значительным институтам гражданского и уголовного права.При издании подобных актов законодатель не ставил перед собой задачукодифицировать целые отрасли права: они вобрали в себя нормы, которыепрежде были рассредоточены в многочисленных, изданных ранее законодательныхактах, а также наиболее важные положения, сформулированные в нормахпрецедентного права. В результате к концу 19 – началу 20 веказаконодательным регулированием было охвачено большинство отраслейанглийского права (законы о семейных отношениях 1857 года, о партнёрстве1890 года, о продаже товаров 1893 года и другие). В результате законодательство стало более важным источником права,нежели нормы, сформулированные в прецедентах. Однако, возрастание ролизаконодательства отнюдь не означает, что судебный прецедент утратил своёзначение в качестве полноценного источника английского права. До сих порсохраняются определённый круг правовых вопросов, который регулируетсянепосредственно нормами общего права (некоторые виды договоров, вопросыответственности за нарушение обязательств и многие другие гражданскиеправонарушения). Ко всему прочему, одной из основных черт английскойправовой системы является то, что все вновь изданные законодательные актымгновенно обрастают огромным количеством судебных прецедентов, без которыхакты просто не могут нормально функционировать, так как прецеденты уточняютразвивают и очень подробно детализируют законодательные формулировки. На протяжении 20 века среди источников английского права существенноповысилась роль делегированного законодательства, особенно в такихобластях, как здравоохранение, образование, социальное страхование, а такжеотносительно некоторых правил судопроизводства. Высшей формойделегированного законодательства является «приказ в Совете», издаваемыйправительством от имени королевы и Тайного совета. Многие актыделегированного законодательства издаются министерствами и другимиведомствами по уполномочию парламента. За последние годы английское законодательство приобретает всё болеечётко систематизированный характер. В 1965 году была Правовая комиссия дляАнглии и такая же комиссия для Шотландии, которым было поручено подготовитьпроекты крупных законодательных актов в различных отраслях права, с темчтобы провести реформу всего права Англии вплоть до его кодификации.Параллельно с комиссиями действуют комитеты по пересмотру гражданского иуголовного законодательства, а также различного рода королевские комиссии,которым поручается подготовка отчётов о состоянии законодательства поопределённому вопросу и внесение предложений по его совершенствованию. Врезультате проведения ряда крупных последовательных реформ в областизаконодательства актами в Англии теперь регулируется подавляющеебольшинство правовых институтов, хотя до сих пор ни одна отрасльанглийского права не кодифицирована полностью.Такова история формирования английского права. При этом я хочу подчеркнуть,что следует применять термин английское право, а никак не британское, таккак оно не является ни правом Соединённого Королевства, ни правомВеликобритании (Северная Ирландия, Шотландия, острова Ла-Манша и остров Мэнне подчиняются английскому праву). Однако, «английское право действительнозанимает доминирующее место в англосаксонской системе права, и не только всамой Англии, где исторически сложилось общее право, но и во многих другихстранах английское право продолжает быть образцом, от которого можноотклониться в ряде вопросов, но который в целом принимается во внимание ипочитается.»[1] б) Правовая система США Другим ярким представителем англосаксонской правовой семьи являетсяамериканская правовая система, которая в своих основных чертах началаскладываться в колониальный период, т.е. в 17 – 18 веках. В каждой из 13 британских колоний в Америке применялись английскиезаконы и нормы общего права, однако со значительными ограничениями, чтобыло обусловлено специфическими климатическими и геополитическими условиями(чрезвычайно низкая стоимость земли, удалённость многих поселений отнемногочисленных административных центров, отсутствие профессиональныхюристов и др.). в большинстве колоний были изданы собрания действовавших вкаждой из них законодательных актов. Первое из этих собраний, изданное в Массачусетсе в 1648 году,отличалось от остальных тем, что правовые институты были расположены в нёмв алфавитном порядке, что послужило образцом для многих последующихпубликаций американского законодательства. После борьбы за независимость и образования Соединённых Штатов в нихсохраняли своё действие английские законы, действовавшие на моментпровозглашения независимости, но лишь в том случае, если они непротиворечили конституции и новым законам. Вместе с тем продолжалидействовать и нормы английского общего права, сформулированные в решенияхбританских королевских судов. На базе этих норм в штатах складывались своисистемы общего права, сходные между собой, но в чём-то различающихся,поскольку в каждом штате силу обязательного судебного прецедента имеютрешения, вынесенные федеральными судами всех инстанций и верховным судебныморганом штата, а решения судебных органов другого штата имеют силу лишь«убеждающего прецедента». Однако при необходимости американские судыотказываются следовать «устаревшим» прецедентам. Важнейшее отличие американской правовой системы от английской состоит впредопределяющей роли конституции в качестве основного источника права.Соотношение же законодательных актов, издаваемых Конгрессом и властямиштатов, и норм общего права на протяжении всей истории США не разизменялось. Основная тенденция в развитии американского права – возрастаниероли законодательства при сохранении принципиального значения решенийВерховного суда США. Законодательство штатов, расположенных на территориях, отторгнутых отМексики (Техас, Невада и др.), обнаруживает влияние испанской правовойсистемы. В США, в отличии от Великобритании, законодательство приняло взначительно большей мере кодифицированный характер. Так ещё в 1776 годуштат Виржиния поручил Джефферсону подготовить проект уголовного кодекса,который был принят в 1796 году. Соотношение федерального законодательства с законодательством штатовбыло определено в конституции США, однако оно не раз подвергалосьсущественным изменениям. Федеральное законодательство ныне имеет особенноважное значение в качестве источника права в регулировании вопросовэкономики, финансов, обороны, трудовых отношений, охраны природы и другихобщегосударственных проблем, а также таможенных правил, торговли междуштатами, авторских прав и др. Возрастанию роли федеральных законов запоследние десятилетия в существенной мере содействовали различныесоциальные программы, например, по образованию, помощи малоимущим,строительству дорог и т.д. Федеральное законодательство США сейчас публикуется всистематизированном виде в качестве Свода законов США, состоящего из 50разделов, каждый из которых посвящён определённой отрасли права либокрупному правовому институту(раздел 7 – «Сельское хозяйство», раздел 40 –«Патенты»). По своему составу Свод неоднороден: некоторые его разделыпредставляют собой просто собрание близких по содержанию актов, изданных вразное время и мало связанных между собой; другие, наоборот, включают всебя кодексы законов по соответствующей отрасли права. Свод законов СШАпереиздаётся каждые 6 лет. Принимая очередной закон, американский Конгрессуказывает, какое место должен занять он в Своде законов США и какиеизменения должны быть в связи с этим внесены в соответствующие главы,разделы и параграфы действующего Свода. «Несмотря на повышение роли федеральных законов по сравнению сзаконодательством штатов, юристы США всё же в своей практическойдеятельности апеллируют прежде всего к актам местных органовгосударственной власти и законодательству отдельных штатов, а не кфедеральным законам.»[2]Итак, подводя итог по англосаксонской системе права, становится очевидно,что, хотя судебный прецедент и имеет до сих пор место как полноценныйисточник права в этой правовой семье, он всё больше и больше уступает местонормативно-правовым актам. 4.Романо-Германская правовая семья. В романо-германской правовой системе превалирующая роль отдана закону,в отличии от англосаксонской правовой семьи, где одно из лидирующих мест вкачестве источника права принадлежит прецеденту. Эта семья включает страны, в которых юридическая наука возникла наоснове римского частного права. Она «охватывает собой большую часть странАфрики, все страны Латинской Америки, страны Востока, включая Японию, атакже страны континентальной Европы. Правовые системы последних подразделяются на две группы: романскую игерманскую. К первой группе относятся правовые системы Франции, Италии,Испании, Бельгии, Люксембурга и Голландии. Ко второй группе относятправовые системы Германии, Австрии, Швейцарии и ряда других стран.»[3] Теперь попробуем рассмотреть каждую из этих двух групп на конкретномпримере. Возьмём наиболее ярких представителей: от романской группы –Франция, от германской – Германию. а) Правовая система Франции. Современная правовая система Франции в своих основных чертахсформировалась в период Великой французской революции 1789-1794 годов и впервые последовавшие за ней годы, в особенности в период правленияНаполеона в качестве первого консула, а затем и императора. Важнейшие документы этой эпохи, которые предопределили дальнейшееразвитие французского законодательства: 1.Декларация прав человека и гражданина 1789 года. 2.Ряд конституционных актов периода революции и кодификация важнейшихотраслей права - пять кодексов Наполеона: Гражданский кодекс 1804 года,Гражданский процессуальный кодекс 1906 года, Торговый кодекс 1807 года,уголовно-процессуальный кодекс 1808 года и уголовный кодекс 1810 года. Большинство названных актов сохраняют свою юридическую силу и поныне.Так например, Декларация прав человека и гражданина считается основнойчастью действующей конституции 1958 года, а из пяти наполеоновских кодексатри (ГК, Торговый, УК), хотя и подверглись значительным изменениям в связис объективной необходимостью, признаются по-прежнему действующими. В дореволюционный период важнейшую роль среди источников права игралиофициально издававшиеся с 16 века собрания правовых обычаев, среди которыхнасчитывалось около 700 собраний местных обычаев и около 60 общих,действовавших на территории одной или нескольких провинций, ведущая роль вних отводилась «Обычаям Парижа». Французские правовые обычаи, записи которых сохранились с 5 века,формировались под сильным влиянием римского и канонического права либообычного права древнегерманских племён. Однако со временем французскиеобычаи приобрели самостоятельный и противоречивый характер, что и привело кпопыткам объединения правовых обычаев, если не на всей территории Франции,то по крайней мере на территории её больших исторических областей. Наряду с правовыми обычаями среди источников права в 17-18 векахполучают роль законы, издававшиеся королевской властью. Среди них огромноезначение имели ордонансы, подготовленные правительством Кольбера.Известное, хотя и значительно меньшее, влияние на кодификацию французскогоправа в период правления Наполеона, а тем самым и на дальнейшее развитиезаконодательства во Франции оказали нормы обычного права, прежде всегособранные в «Обычаях Парижа». Составители наполеоновских кодексов удачно использовав многовековойопыт французского права совершили в сфере правового регулирования большиепреобразования, которые оказались настолько адекватными экономике исоциальным условиям капитализма, что были воспроизведены в законодательстведругих стран либо послужили ориентиром при подготовке соответствующихкодексов. В современной системе источников права центральное место занимаютКонституция Французской Республики 1958 года, Декларация прав человека игражданина 1989 года, а также содержащаяся там преамбула к Конституции 1946года. Среди законодательных актов, издаваемых французским парламентом, особуюроль играют «органические» законы, которые дополняют важнейшиеконституционные положения. «Обычные» законы – акты парламента – регулируютлибо отрасли права, либо отдельные правовые институты. К числу «обычных»законов относятся и кодексы, выполненные в традиционной наполеоновскойманере. Изменения в эти кодексах также вносятся посредством изданиясоответствующих законов, если законодательство не предусматривает иного. Действующая конституция 1958 года допускает широкие возможностиправового регулирования путём издания актов исполнительной властью. Наряду с классическими кодексами в 20 веке получила широкоераспространение практика издания «консолидированных» законодательных актовпо отдельным крупным отраслям правового регулирования. Эти нормативные актытакже именуются кодексами, они отличаются от «классических» тем, что могутвключать нормы, изданные не только в законодательном порядке, но ипосредствам «регламентарных» актов. Сейчас во Франции насчитываетсянесколько десятков таких кодексов – о труде, дорожный, налоговый,таможенный и др. Определённую роль в качестве источников права во Франции в наши днииграют правовые обычаи, прежде всего в области торговли, и судебнаяпрактика, в особенности постановления Кассационного суда. В определённыхслучаях эти постановления носят не только рекомендательный, но иобязывающий характер при решении конкретных вопросов, по которым имеютсяпробелы в законодательстве. б) Правовая система Германии. Основы правовой системы Германии были заложены после объединения в 1867году ряда государств под главенством Пруссии в Германскую империю. При этомдовольно длительное время, до издания соответствующих обще германскихзаконов, в Германской империи продолжали действовать законодательные акты иправовые обычаи вошедших в неё княжеств. За основу были взяты законыПруссии, Баварии и Саксонии. Большое влияние на развитие законодательстваоказали Прусское земельное уложение 1794 года и Баварский уголовный кодекс1813 года. На оккупированные в своё время Наполеоном территории государств,вошедших впоследствии в состав Германской империи огромное влияние оказалГражданский кодекс Франции. При подготовке проектов обще германскихзаконов их составители учитывали также нормы общего права, ведущих своёпроисхождение от римского, канонического права и правовых обычаев древнихгерманцев. Определяющее значение в системе действующего законодательства Германииимеет конституция ФРГ 1949 года. В этом документе подробно регулируютсявзаимоотношения федерации и всех входящих в её состав 16 земель, а такжеопределена система и структура органов власти. В законодательной сфере решающая роль принадлежит федерации, а на долюземель остаётся регулирование вопросов в соответствии со своейкомпетенцией, относящейся к культуре, к образованию и т.д. При толковании законов в Германии в отличие от многих других странбольшое значение придаётся материалам комиссий по подготовкесоответствующих актов. Наряду с законодательными актами важными источниками права признаютсяпостановления, издаваемые на основании закона федеральным правительством,федеральными министрами или правительствами земель. Судебная практика в Германии традиционно не считалась источником права.Ныне в Германии признаётся важная роль Федерального конституционного суда идругих высших судебных инстанций, решения которых рассматриваются вкачестве источника права как при применении закона, так и в случаеобнаружения неточностей или пробелов в законодательстве. Теперь можно подвести итоги по романо-германской правовой системе.Эта система основана на проверенных временем традициях римского частногоправа и обладает в достаточной степени определённостью исистематизированностью. Российская Федерация также принадлежит к романо-германской правовой системе (хотя некоторые учёные выделяют славянскуюправовую систему и относят к ней и Россию).. 5.Мусульманское право. Главным источником права в мусульманских государствах и по сей день,являются религиозные писания: Сунна, Коран и т.д. Мусульманское право как система образовалось еще в VII-X вв. в АрабскомХалифате. Основное содержание мусульманского права, вытекающие из исламаправила поведения верующих и наказания (обычно религиозного толка) заневыполнение данных предписаний. Мусульманское право распространяетсятолько на мусульман. Но все равно, даже в тех странах, где мусульмане естьосновной частью населения, оно дополняется законами и обычаями,кодифицируется и модифицируется в связи с возникающими новыми общественнымиотношениями. Вследствие этого выполняется религиозное мусульманское право иправо мусульманских государств. В 1869г. в качестве гражданского кодекса Османской империи была изданаАль-Маджала. Она также действовала на территории Турции до 1926 г., Ливанадо 1932 г., Сирии до 1949., Ирака до 1951 г. Сейчас ее действие частичносохранилось в Иордании, Израиле, на Кипре. «Во второй половине XIX века в мусульманских странах были применяемыуголовные, торговые, процессуальные и другие законодательства, частично наоснове рецепции права западноевропейских стран. Мусульманское право игралороль регулятора семейных, наследственных и некоторых других отношений». Отличительной чертой мусульманского права является то, что онопредставляет собой одну из многих сторон религии ислама, котораяустанавливает определенные правила и объект верования, а также указываетверующим на то, что можно делать, а что нельзя. Так называемый путьследования («Шар» или «Шариат») и составляет само мусульманское право, аоно-то уже и диктует мусульманину правила поведения в соответствии срелигией. «В основе мусульманского права лежит четыре источника: 1) Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенныхк последнему из его пророков и посланцев Магомету; 2) Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий ивысказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников; 3) Иджма - конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульман; 4) Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман,которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Такимсуждениям предается законный, общественный характер. Интересным фактом является то, что нормы шариата выполняются населениеммусульманских стран и воспринимаются как обязательные правила поведенияСфера мусульманского права, как идеологического фактора оказываетсязначительно шире, нежели рамки применения его конкретных нормативныхпредписаний. С самого начала ислам определял не только религиозный ритуал,догматические и культовые особенности, но социальные институты, формысобственности, особенности права, философии, политического устройства,этики, морали и социальной психологии, хотя духовная сторона стояла все жена первом месте. В отличие от христианства, которое отделилось отгосударства еще в XVI-XVII веках после буржуазных революций, ислам и по сейдень является государственной религией. Ислам как система общественно-религиозных взглядов соединяет в себе элементы: религиозный культ и своддуховно-этических определений; система норм, регулирующих социально-экономическую структуру общества; общие принципы государственногоустройства. В странах с мусульманским правом конституция не считается основнымзаконом, а эту роль играет Коран, Сунна, принципы консенсуса (Иджма) ианалогии (Кияс). Мусульманские юристы и богословы считают, чторегулированию норм Корана и шариата подлежат как религиозная, так иэтическая стороны общественной жизни, отношения граждан, как между собой,так и с государством. Они также утверждают, что эти нормы, освещенные волейАллаха, гораздо сильнее по своему действию, чем конституционные нормы,написанные человеком. С этим как раз и связано то, что в Саудовской Аравиинет писаной конституции, а ее место занимает Коран. Еще со времен зарождения у мусульман средневековой государственности вее основе лежат два главных принципа: совещательность (бурс, когдаправители принимают решения коллективно), и суверенитет шариатских законов.Принцип совещательности, заложенный в Коране, не получил своегоюридического закрепления в институтах средневекового государства, а потомуи не приобрел обязательного характера. Что касается соблюдения шариатскихнорм или «божественного» законодательства, то это всегда являлосьнепременным условием легитимизма любой государственной власти. Все граждане мусульманских государств имеют одинаковые права в выборахправителя, но основным принципом выборов является принцип «достойныхпредставителей», то есть выборы это идеал «особенно одаренных». Только«охлюль-хальваль-акад», или особая категория знатных в праве советоватьправителям и решать, является ли их политика законной по отношению к норамшариата. Законотворческая функция этой группы заключается в том, что онивыносят решения о соответствии законов главы государства, постановленийправительства и иных нормативных актов принципам шариата. Их деятельностьсхожа с деятельность государственного Совета во Франции, Верховного Суда вСША, в функции которых входит конституционный надзор. Конституционные принципы в мусульманских государствах началискладываться во время англо-французской колонизации, а именно в 1861 былаиздана беем Туниса первая конституция. Сейчас идет период кодификации мусульманского права во многихстранах, среди них Пакистан, Индонезия, а в Турции с 1926 г. вообще от негоотказались. Во многих государствах мусульманское право конституционносчитается основой законодательства. Оно применяется по многим вопросам, ноособенно в гражданских отношениях, до сих пор сохраняются шариатские суды.В некоторых странах Центральной и Восточной Африки мусульманское правоиспользуется как обычное право. Хотя мусульманское право и оказываетогромное влияние на правовые системы мусульманских государств, но все равносейчас наблюдается тенденция к применению таких источников права какправовой обычай и нормативно-правовой акт или законодательство. Практическиво всех мусульманских странах влияние мусульманского права ограничиваетсябрачно-семейными и примыкающими к ним отношениями, то есть теми, которыевходят в понятие «личный статус». Египет был первым государством, котороеотказалось еще в конце XIX века от мусульманского права, как отединственного источника права. В качестве примера можно еще привестиСаудовскую Аравию, которая считается страной традиционного ислама. Дажездесь все больше применяются в судопроизводстве и законодательстве «двойныестандарты», а в коммерческом праве приоритет уже отдается «англо-американскому»праву. 6.Система обычного права. Новое право молодых развивающихся государств в результатеособенностей их исторического развития сочетается с мусульманским,индусским правом, а также с обычным правом, которое все еще действует вдостаточно широкой сфере отношений. До настоящего времени многим нормамобычного права следует большинство населения африканского континента. Термин “обычное право” чаще всего используют для обозначениятрадиционного права, существовавшего у африканских народов до колонизации.За исключением весьма немногочисленных примеров письменных источниковотдельных племен, традиционное право представляет собой совокупностьнеписаных правил, изустно передаваемых из поколения в поколение и несформулированных в каких-либо юридических и литературных текстах. Следует отметить большое разнообразие традиций и обычного праванародов Африки и даже племен, населяющих соседние географические районы. Одна из характерных черт обычного права заключается в том, чтоправовые и материальные нормы выступают в неразрывной связи, а при решенииконфликтов стороны руководствуются в первую очередь идеей примирения.Задача суда заключается не столько в том, чтобы устранить причиненное зло,восстановить согласие в общине и обеспечить ее сплоченность. Другая черта обычного африканского права сводится к тому, что онорегулирует отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельныхиндивидов. Так, брачный договор представлял собой скоре соглашение двухсемей, нежели союз двух индивидов; развод был возможен лишь с согласиясемей. Имущество по наследству тоже, как правило, переходило не киндивидам, а к семьям или группам. При возмещении ущерба выплатупроизводила обычно одна семья или клан другой семье или клану. Правами наземлю по обычаю был наделен не индивид, а группа. Хотя отдельное лицо моглопользоваться землей, но в конечном итоге она принадлежала общине илигруппе. Тяжбы в африканском обществе также возникали главным образом междусообществами и группами. И, наконец, принцип коллективизма касался иответственности за проступки: она являлась как бы ответственностью семьиили группы родственников за деяния отдельных ее членов. В Африке существовали два основных типа судов, причем иногда онидействовали одновременно и параллельно. Так, при отсутствии в регионесколько-нибудь централизованной власти дела о браке, опеке над детьми,наследования, землевладения решали арбитражи, состоящие из старейшины идругих влиятельных членов семьи или группы родственников. Если жеразногласия возникали между соседями внутри одной общины, то арбитрамивыступали старейшие члены семей, главы основных линий наследования и др. Суды другого типа функционировали как государственные структуры ссоблюдением юридических формальностей. Они существовали в регионах с болееили менее централизованной властью. Обычно такие суды образовывалииерархическую систему, начиная от низших (например, суды мелких вождей) изаканчивая высшими (суды крупных вождей). Обычное право повсеместно признавало полигамию, а такжеустанавливало выкуп за невесту, призванный подтвердить, что основанный наобычае брак — это покупка жены. Расторжение брака было очень редкимявлением, и получить разрешение на развод стоило больших трудов. Семьи былизаинтересованы в продолжение установленного между ними союза, к тому жерасторжение брака означало возвращение приданого. Развод обговаривалсямежду семьями с привлечением старейшин клана. После колонизации африканского континента в XIX в. английские,французские, португальские и бельгийские власти в основном стремилисьвнедрить в африканских странах право, действовавшее в метрополии, и своюсудебную систему. Французское право внедрялось во французской Африке и наМадагаскаре, бельгийское — в Конго, португальское — в Анголе и Мозамбике,английское — в колониях Англии. Метрополиями был принят также целый рядактов специально для колоний. В то же время колонизаторы проводили политикусохранения той части обычного права и африканского судопроизводства,которая, по их мнению, не противоречила их интересам. Таким образом, врезультате колониального правления возникла тройственная системаколониального права, включающая право метрополий, специальные колониальныезаконы и обычное право. Первые два компонента охватывали по преимуществоадминистративное, торговое, уголовное право. Традиционные области отношений— землевладение, семейное и наследственное право — остались в сфередействия обычного права. Во многих колониях были запрещены некоторыеобычаи, признанные варварскими, например, рабство. В колониях действовали колониальные суды с европейскими судьями,руководствовавшимися правом метрополии и колониальным законодательством, атакже местные суды, где правосудие обычно осуществляли местные вожди,старейшины, а решения принимались в соответствии с обычным правом. Основные тенденции развития права африканских стран в условияхнациональной независимости характеризуются, с одной стороны, преодолениемколониальных наслоений (хотя на первых этапах колониальные законыпродолжали действовать), а с другой — ограничением регулирующего значенияправового обычая по мере того, как расширялся круг отношений, охватываемыхнациональным законодательством. В бывших французских колониях послеполучения независимости принято более ста кодексов. Равным образом принятыкрупные законы в англоязычных странах. В большинстве независимых государствАфрики действуют новые конституции. Законодательная деятельностьохватывает, прежде всего, такие отрасли современного права, какконституционное, обязательственное, уголовное, судоустройство. Во многих государствах принят ряд прогрессивных норм, заимствованныхиз законодательства западных стран. В частности, введен восьмичасовойрабочий день, установлены минимум зарплаты, в том числе и для работниковчастных предприятий, оплачиваемые отпуска, пенсионное обеспечение,бесплатное медицинское обслуживание. Осуществлены серьезные законодательныемеры по эмансипации женщин. В то же время деколонизация сопровождалась декларациями о большомзначении обычного права, необходимости его сохранения. В Мадагаскаре,например, представительная ассамблея приняла в 1957г. решение о кодификацииобычаев, а в Нигерии региональные ассамблеи взяли на себя инициативуподготовки компиляций, придававших обычаям санкционированный властьюхарактер. Таким образом, традиционное африканское право, бесспорно, постепенноутрачивает, а в некоторых случаях уже утратило свое регулирующее значение.Его нормы по своему социальному содержанию плохо согласуются с тенденциямиразвития молодых развивающихся государств, стремящихся идти по путицивилизации и прогресса. Но все же еще многие миллионы африканцев, особеннов сельской местности, продолжают жить по старым обычаям, избегаютобращаться в государственные суды, предпочитая арбитраж и стремясь прийти кпримирению в соответствии с традициями. Отношения, в которые вступают люди, объединения граждан, государствои общество, находятся между собой в тесной взаимосвязи, образуя единоецелое. Соответственно и право, отражая, общественные отношения, ихустойчивые признаки, свойства, представляет собой целостное образование,систему права. Как целостное образование она охватывает все нормы,действующие в той или иной стране, и представляет собой сложныймногоуровневый комплекс. 7.Социалистическая правовая семья Социалистическая правовая семья появилась в 1917г. в России. Еепоявление было обусловлено не особенностями юридического сознания, амарксистка ленинской идеологией, ее принципами политического устройстваобщества. Следовательно, на примере права СССР можно рассмотретьосновные черты, присущие социалистическому праву. Социалистическое право обнаруживает известное сходство сромано-германской правовой системой. Оно достаточно широкосохранило ее терминологию, а также хотя бы по внешнему виду - ееструктуру. Для советского права характерна концепция правовойнормы, которая мало чем отличается от французской или немецкойконцепции. Исходя из этого, многие западные авторы, особенноангличане и американцы, отказываются видеть в советском правеоригинальную систему, и помещают ее в романо-германские правовыесистемы. Социалистические юристы единодушно защищали противоположный тезис.Для них право - это надстройка, отражение определенной экономическойструктуры. Социалистическое право обусловлено ярко выраженнымклассовым характером. Единственным или основным социалистического права являлось вначале революционноетворчество исполнителей, а позднее нормативно-правовые акты, вотношении, которых декларировалось, что они выражают волютрудящихся, подавляющегося большинства населения, а затемвсего народа, руководимого коммунистической партией. Принимавшиеся нормативно-правовые акты, большую часть которыхсоставляли подзаконные (секретные и полу секретные приказы,инструкции и т.д.) фактически выражали, прежде всего, и главным образомволю и интересы партийно-государственного аппарата. Социалистическое право рассматривается как реализациямарксистско-ленинской доктрины. В своих работах советские авторыпостоянно ссылались на основоположников марксизма-ленинизма,труды и речи советских руководителей, программу и решениякоммунистической партии. Такого рода документы, как партийнаяпрограмма и решения, совершенно очевидно, не образуют право всобственном смысле этого слова. Однако их доктринальное влияниедля советского права неоспоримо, ибо в этихдокументахсодержится изложение марксистско-ленинской теории в еесовременном звучании по современным вопросам. Советский юрист,любое другое лицо, желавшее изучать советское право, должны былипостоянно обращаться к ним. Что же касается категорий и институтов, то здесь нельзя непризнать оригинальности советского права. По внешнему виду в немсохранены категории и институты романо-германской системы. Однако посвоему существу они коренным образом обновлены. В обществе новоготипа, основанном на иной экономической системе, и руководствующимсяиными идеалами, возникают совершенно иные проблемы. Советская система права по внешнему виду остается такой жечто и система романо-германского типа. Существуют и существенныеотличия: семейное право отделено от гражданского, исчезлоторговое право, появилось колхозное и жилищное право. Советскиеавторы возражали, чтобы отличия в системах права сводилисьтолько к формальным моментам, без рассмотрения содержанияотраслей права. Конституционное право в высшей степени отличается отконституционного права западных стран. Особенно характерны двечерты: ведущая роль, отведенная коммунистической партией, иосуществление власти и управления советами всех уровней.Оригинальность советского права не сводится лишь кхарактеристике конституционного права, тоже можно сказать и одругих отраслях: административном праве, уголовном, трудовом,гражданском и т.д. Юристам западных стран было не понятноадминистративное право, которое не сконцентрировано на охранеличности и судебном контроле над администрацией. Для юристов жесоциалистических стран основным была государственная политикастроительства коммунизма: идея судебного контроля они заменилиновым видом контроля, осуществляемым представителями народа иобщественными организациями. Еще одним важным аспектом социалистического права являетсяОтрицание советскими юристами частного права. Права по мнениютеоретиков марксизма - ленинизма - это не более чем аспектполитики, инструмент в руках господствующего класса. В этойконцепции не остается места для частного права,котороепретендовало бы на независимость, от каких бы то нибылопредвзятых мнений и политических обстоятельств; "право - этополитика, и, наоборот, то, что не является политикой, неявляется правом". Для советской правовой системы остались чуждыми идеягосподства права и мысль о том, что надо изыскивать право,соответствующее чувству справедливости, основанному на примирении,согласовании интересов частных лиц и общества. Право носилоимперативный характер, было теснейшим образом связано сгосударственной политикой, являлось ее аспектом, обеспечивалось партийнойвластью и принудительной силой правоохранительных (карательных)органов. В теории исключалась возможность для судебной практикивыступать в роли созидателя норм права. Ей отводилась лишь рольстрогого толкователя права. Несмотря на конституционный принципнезависимости судей и подчинения их только закону, суд оставалсяинструментом в руках господствующего класса, обеспечивал егогосподство и охранял, прежде всего, его интересы. Процессуальные формы были упрощены и были ограничены праваподсудимых на защиту. Существовала идеализация судебного производства.Произошел отказ от суда присяжных. В настоящее время, в результате перемен произошедших впервую очередь в бывшем СССР, социалистическое право (заисключением некоторых стран) практически перестало существовать.Это очередной раз доказывает, что когда государство ставит себя вышеправа, когда право является "инструментом в руках господствующегокласса или партии" - такое государство заранееобрекает себя на развал и гибель. 8.Заключение. В данной работе были рассмотрены основные правовые чертыосновных правовых систем современного мира. В заключениихотелось бы отметить, что, наверное, не существует идеальнойправовой модели, которая одинаково подходила бы для всех стран. Много плюсов можно отметить у романо-германской правовой системы.Правовые нормы четко кодифицированы. Правоприменителю не составляет труданайти ту или иную норму. Но с другой стороны, доктрина, выражающаятождество права и закона, может сыграть и отрицательную роль. Так было в30 годы в Германии, когда к власти пришел тоталитарный режим, и, изменивзаконы, поставил закон над правом. Плюсом социалистической правовой системы можно считать глубокуютеоретическую и практическую проработку вопросов пользования, владения ираспоряжения государственным имуществом, а так же внедрение в мировуююридическую практику институтов планово-правового регулированияэкономических отношений. Детально были проработаны нормативно правовыеформы защиты наемных рабочих, гарантированного права на труд, бесплатногообразования и так далее. У прецедентного права преимущество в том, что оно ближе кпрактике, но с другой стороны очень затруднен поиск прецедентовпри реализации норм права. В последнее время, в результате развития международного права,торговых и экономических связей между странаминаблюдается тенденция к сближению правовых систем различныхстран. Так в странах "общего права" все большее значениеприобретает кодификация, а в странах континентального праванаоборот судебный прецедент. Также не трудно увидеть, что даже принадлежность стран кодной и той же крупной правовой семье, отнюдь не исключаетсущественных различий между национальными правовыми системами этих стран. 9.Библиография.1.М.Н. Марченко. Общая теория государства и права. Москва.1998г.2.А.Х.Саидов. Введение в основные правовые системы современности. Ташкент, 1988г.3.Рене Давид. Основные правовые системы современности. Москва, Международные отношения.1999г.4.А.Р. Cукиянен. Мусульманское право. Москва 1986г.5.К. Кросс. Прецедент в английском праве. Москва1985г.6.БЭС. Москва,1975г.7.Всемирная история государства и права. Москва , Манускрипт 1994г.8.Правовая система социализма.Москва,1988г. Книга 1, раздел 1.9.Советское государство и право. Издательство Наука№6 1981г.10.М.А. Суптаев. Обычное право в странах Восточной Африки. Москва. Наука 1984г.11.И.Б. Новицкий. Римское право. Ассоциация “Гуманитарное знание” «Теис», Москва 2001г.12.О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинникова. История государства и права зарубежных стран. ”Норма”, Москва,2001г. .-----------------------[1] Рене Давид. Основные правовые системы современности. 1999.[2] М.Н. Марченко. Общая теория государства и права. 1998 г. с. 108[3] М.Н. Марченко. Общая теория государства и права. 1998г. с. 109

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работаТема: Основные правовые системы современного мира. Работу iconКурсовая РаботаТема: Целлюлит

Курсовая работаТема: Основные правовые системы современного мира. Работу iconКурсовая работаТема: Пьезоэлектрики и их свойства

Курсовая работаТема: Основные правовые системы современного мира. Работу iconКурсовая работаТема: Пьезоэлектрики и их свойства

Курсовая работаТема: Основные правовые системы современного мира. Работу iconКурсовая работатема: «Фальшивомонетчество в Российской Империи»

Курсовая работаТема: Основные правовые системы современного мира. Работу iconКурсовая работаТема: «Расчет себестоимости продукции»

Курсовая работаТема: Основные правовые системы современного мира. Работу iconКурсовая работатема: «Строительство отрасль экономики Псковской области»

Курсовая работаТема: Основные правовые системы современного мира. Работу iconКурсовая работа по «Теории Государства и права» на тему: «Правовые системы в современном мире»

Курсовая работаТема: Основные правовые системы современного мира. Работу iconКурсовая работатема: «тема деревни в русской прозе 90-х годов. Рассказы бориса екимова»

Курсовая работаТема: Основные правовые системы современного мира. Работу iconСтруктурные образования политических партий: правовые аспекты деятельности, порядок регистрации
Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии

Курсовая работаТема: Основные правовые системы современного мира. Работу iconРешетников Ф. М. Правовые системы стран мира (справочник), Москва,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<