По предмету: Культурология. Тема: Ислам в России традиции и перспективы




Скачать 273.84 Kb.
НазваниеПо предмету: Культурология. Тема: Ислам в России традиции и перспективы
Дата публикации26.12.2013
Размер273.84 Kb.
ТипДоклад
uchebilka.ru > Право > Доклад
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Ислам в России: Традиции и перспективы

Доклад по предмету: Культурология. Тема: Ислам в России традиции и перспективы. Докладчик: Воронюк С.С. ВоГТУ группа ЭГУ-11 Ислам (в переводе с арабского "покорность", "предание себя Богу") является одной из наиболее распространенных религий мира. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют более 800 млн. человек. В 35 странах мусульмане составляют большинство население, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией. Среди них Египет, Кувейт, Иран, Ирак, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др. Подавляющее большинство мусульман сосредоточено в Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Северной Африке.Введение.Ислам - вторая во значению и массовости после христианства религия вРоссии. Знакомство предков нынешних россиян с исламским вероучениемначалось в VIII в. Как и во многих других уголках мира, этому способствовалстремительный и успешный ход арабских завоеваний. К началу VIII в. северныеграницы завоеванной арабами территории проходили проходили по ГлавномуКавказскому хребту до Дербента; в Средней Азии были подчинены Мавераннахр,Хорезм и Фергана. В 737 г. более чем 120-тысячное арабское войско во главе с полководцемМерваном продвинулось до границы прикаспийских степей, где в низовьях Волгижили хазары- подданные Хазарского каганата (одного из наиболеемогущественных государств Восточной Европы). Процесс исламизациитюркоязычных племен Нижнего, а затем и Среднего Поволжья завершился в 922г. когда ислам был провозглашен официальной религией волжских булгар-населения Волжской Булгарии, государства с центром в городе Булгар (нынетерритория республики Татарстан) Арабский летописец Х в. Ибн Фадлан, описывая путешествие посольствабагдадского халифа Джафара аль-Муктадира (908-932 гг.) на Волгу, отмечает ,что еще до прибытия послов в Булгарию там уже существовала мусульманскаяобщина численностью до 5 тыс человек и несколько мечетей. Другой арабскийавтор, Абу Али Ахмед ибн Омар ибн Даста, в своем сочинении "Известия охозарах, буртасах, мадьярах, славянах и русах", опирающемся на сведения 903-912 гг. Отмечает: Царь булгар, Алмуш по имени, исповедует ислам... Большаячасть булгар исповедует ислам, и есть в их селениях мечети и начальныеучилища с муэдзинами и имамами". Однако, согласно мусульманскойтрадиционной историографии, официальной датой принятия ислама подданнымибулгарского царя Алмуша, получившего после обращения в новую веру имяДжафар ибн Абдалла, считается 17 мухаррама 310г. по хиджре, т.е 17 мая 922г. Период с VIII по Х в. Можно рассматривать как начальный этаписламизации населения Волжской Булгарии и одновременно образованием втюркском Поволжье североевразийского форпоста средневековой мусульманскойцивилизации. Распространяются популярные на Востоке научно-философские илитературно-художественные идеи, на основе арабской письменностискладывается система обучения и образования, нравственные основы общиннойжизни приводятся в соответствии с моральными нормами и требованиями Корана.Возникает и особая прослойка булгарской знати из числа образованных -факихи и улемы, которым принадлежала роль религиозных просветителей инаставников. Они же способствовали дальнейшей исламизации сопредельных сВолжской Булгарией языческих племен. Из русских летописей известно, что в 986 г. великому князю киевскомуВладимиру прибыли булгарские послы с предложением принять исламскоевероучение. Отвечая на вопрос Владимира, в чем особенность их веры, послыразъяснили, что им как мусульманам возбраняется употреблять в пищу свинину,пить вино, а также необходимо проходить обряд обрезания... По утверждениюлетописцев, Владимир сказал, что обрезание и запрет на свинину ему неподходят, а относительно вина выразился так:"Руси есть веселие пити, неможем без того быти" Какими бы небыли истинные причины отклонения ислама и выбораВладимиром через два года христианства в качестве религии Киевской руси,именно эти родственные по общим монотеистическим корням религиозно-философские учения определили в дальнейшем уникальный характер российскойгосударственности, а их тесное взаимодействие на протяжении многих столетийстало одним из главных факторов российской истории. В последующие столетия, вплоть до завоевания Волжской Булгариимонгольской армией, предки современных казанских татар полностью становятсясоставной частью многоликой, говорящей на разных языках и наречияхсредневековой мусульманской общины. Волжскую Булгарию прямо называютмусульманским государством такие известные ученые и путешественники XI-XIIвв., как Бируни из Средней Азии, аль-Гарнати из Испании, современник ибнФадлана арабский историк аль-Балхи. В это время благодаря деятельностиместных религиозных авторитетов и знатоков книжного знания (например,жившего в середине X в. Историка Иакуба ибн Нугмани, написавшего "ИсториюБулгарии") здесь формируются такие крупные центры мусульманской ученностиПоволжья, как Булгар, Сувар, Биляр, а познее Казань. В них получаютраспростарнение и находят своих почитателей воззрения крупных арабскихфилософов и ученых -Мансура ал-Халладжа (IX в.), Ибн Сины (XI в.), аш-Шахрастани (XII в.) Начиная с XIII в духовную атмосферу этих центров нарядус уже признанными в булгарском обществе суннитского ислама стали определятьи весьма популярные среди городского населения суфийские идеи ученогоаскета из Бухары - Баха ад-дина Накшабанда (1318-1389). Накшабанд известенкак проповедник аскетической идеи канагат - умения при всех жизненныхобстоятельствах довольствоваться самым необходимым. Суфийское братствонакшбандийа, существовавшее в Среднем Поволжье и Сибири в XIV-XV вв.,явилось одним из главных форм бытования ислама. С середины XIII до середины XV в. в период существования крупнейшегосредневекового государства Евразии - Золотой орды, исламское вероучение,заметно расширяя свои позиции, становится идейной основой не только длябулгарского общества, но и для других тюркских и тюркизированных народовВосточной Европы и Западной Сибири (кипчако, огузов, остатков хазар и др.). Господствующее положение ислама как официальной религиизолотоордынских правителей не означало, однако, тотальной исламизациипредставителей других религий. В период правления самого могущественногоордынского хана Узбека (1312-1342 гг.) и его преемников приверженцыхристианских конфессий - православия и католичества - имели гарантированноеправо не только исповедовать, но и активно распространять свои вероучения,в том числе и среди ханского окружения. Более того, любое оскорблениерелигиозных чувств не мусульман каралось смертной казнью, а христианскоедуховенство было освобождено от всех видов дани. О духе веротерпимостизолотоордынских правителей говорит и такой показательный факт, как открытиееще в 1261 г. в столице Золотой Орды Сарае подчиненной митрополитуКиевскому православной епархии. На протяжении долгого времени Русь существовала в качестве улусаЗолотой Орды- подотчетного территориально-административного образования,что в определенной степени способствовало с исламом других народов, жившихв Москве и близ нее (так , например в одной летописи о мусульманах НижнегоНовгорода впервые упоминается в 1365-1366 гг.) По мнению известногорусского историка Н.М. Карамзина, Москва "обязана своим величием ханам".Русские давно знали об арабо-исламском мире. Однако подлинное знакомство сисламом, оставившее заметный след в истории Московской Руси, произошло в1406 г. Именно тогда своевременная помощь татарского хана Шадибека и еговойска позволила московскому князю Василию I отбить нападение литовскихзавоевателей. С этого времени и особенно со второй половины XV в. в Москве,а также в Кашире, Серпухове, Коломне, Звенигороде, Юрьеве-Польском и другихгородах начинали возникать поселения, жизнь в которых регламентироваласьсогласно мусульманскому укладу и традиционным предписаниям этоговероучения. Одной из главных характеристик "татарского" периода Российской историиможно справедливо считать мирное сосуществование различных конфессий,основанное на взаимном уважении и широкой веротерпимости. Падение Казанского ханства в 1552 г. и последовавшее за этимзавоевание Московской Русью обширной, раскинувшейся от Волги до Сибиримусульманской ойкумены - Астраханского, Сибирского, Касимского и, наконец,Крымского ханств - стали поворотным в истории народов этого огромногорегиона. Прцесс централизации Руси вокруг Москвы, начатый еще "собирателемземли Русской" Иваном Калитой, во второй половине XV в. завершаетсяобразованием Московского государства .Его официальной идеологией сталаопирающаяся на антично-византийское наследие православно=церковнаядоктрина. Вскоре после этого началась ликвидация всех форм мусульманскойгосударственности (включая и религию), которая сопровождалась внедрением вхристианскую среду идей борьбы с инаковерием. Например, в богословскихтрактатах писателя-публициста первой половины XVI в. Максима Грекасодержалась изобилующая нападками и искажениями полемика с исламскимвероучением. С приходом к власти династии Романовых отношение православной Руси кисламу официально закреплялось в царском указе от 16 мая 1681 в которомнетерпимость к магометанству приобретает характер государственнойполитической установки. В Петровскую эпоху политика гонений в отношенииислама, состоявшая в насильственной христианизации тюркоязычного населения,уничтожении мусульманского духовенства и мечетей, привела к тому, что ислампрактически был исключен из активной социальной и культурной жизни народов,некогда его исповедавших. Религиозные преследования заставляли мусульманискать спасения в бескрайних сибирских просторах, где они на освоенныхземля сохранить свою веру, либо переселяться по ближе к единоверцам - вСреднюю Азию (Бухару, Самарканд и Хиву) , на Северный Кавказ, в Крым иМалую Азию. Через "окно, прорубленное Петром I в Европу", Россия кроме всегопрочего, впервые ознакомилась с Кораном. По приказу Петра I в 1716 г. вПетербурге был напечатан первый перевод Петром Посниковым с французскогоперевода дипломата и востоковеда Андре де Рие, французского консула вЕгипте и Константинополе. Пугачевское восстание 1773-1775 гг., в котором активное участиеприняли татары и башкиры, вынудило Екатерину II изменить свое отношение к"инородцам" магометанам. Первым, глубоко символичным шагом,свидетельствующим о наступлении новой эпохи для российского мусульманства,стало строительство новой мечети в Казани. В 1784 г. восстановили в правахтатарских вельмож - мурз и беков, затем всем татарским купцам, торговавшимс Туркестаном, Персией и др странами Востока, были представлены необходимыедля ведения коммерческих дел полномочия. Императорским указом от 22сентября 1788 г. было учреждено Магометанское духовное собрание вОренбурге, аналогичное по своим функциям Синоду (в 1878 г. оно былопреобразовано в Духовное Управление по заведованию лицами мусульманскойверы). В Крыму в 1794 г. духовным главой мусульманской общины былофициально признан муфтий Бахчисарая. Фактически эти шаги означалипризнание религиозных прав уцелевшего мусульманского духовенства РоссийскойИмперии.Ислам и современность.Современное западное исламоведение стремится рассматривать исламские страныкак единое целое, в основе которого лежит общность религии. Причиныширокого распространения и усиления влияния мусульманской религии на всесферы жизни этих стран они объясняют спецификой ислама как религиознойсистемы. Согласно концепциям ряда европейских и американских ученых,"мусульманское возрождение", резкое усиление роли ислама в экономической,политической. Духовной жизни восточных народов объясняется следующимипричинами:1. Молодость ислама. Мусульманская религия возникла значительно позжедругих религиозных систем и в отличии от них не исчерпала своихвозможностей. Ислам находится в расцвете своих сил, играя активную роль всовременном мире.2. Жизненность и гибкость мусульманской религии. Жизнеспособность ислама,по мнению некоторых западных специалистов, проявляется в том , что онвыстоял, не сдал своих позиций, не смотря на длительный период колонизациивосточных стран. Его гибкость связывается ими и с отсутствиемцентрализованной организации духовенства, мешающей оперативному исовременному решению назревших проблем.3. Тотальность ислама. Под тотальностью ислама западные ученые понимаютширокий охват исламской религией всех сфер жизнедеятельности верующих. Этоне только вера, но и экономическое и социальное устройство, и управление, исемья, и быт. Шариат определяет как правовые, так и нравственные отношения.Все это в совокупности приводит к тому, что ислам выступает как образжизни, всецело определяющий мировоззрение и поведение людей.4. Простота и доступность этой религии. Простота ислама проявляется в егодогматах и культе, которые менее сложны, чем в других религиях. Доступностьмусульманской религии исследователи объясняют тем, что ислам максимальноучитывает местные условия, не запятнал себя колониальной политикой и т.д.По их мнению, в силу этих причин ислам широко распространился в последнеевремя в Африке и других местах.5. Фанатизм и воинственный характер ислама, его стремление к мировомугосподству. Именно такими свойствами мусульманской религии западные авторыпытаются объяснить борьбу восточных народов за свое национальноеосвобождение.6. Идея "завершения пророчества". В трактовке мусульманских теологов этаидея означает, что пророк Мухаммед был последним посланником Бога на землеи принес человечеству окончательную истину. Это свидетельствует обисключительности мусульман как избранного народа и об особом положенииислама сравнительно с других религиями.7. Аутентичность ислама личности мусульманина. Аутентичность по мнениюзападных исламоведов, - это полное выражение мусульманской религии вличности верующего. Мусульмане всех стран одинаковы. Это люди,сформированные исламом, составляющие единую общность - "умму" . Поэтомумусульмане независимо от страны, в которой они живут, тянутся друг к другукак братья по вере. Отсюда различные панисламские концепции,пропагандирующие объединение всех мусульман мира в единое государство.Оценивая современную ситуацию и процессы в исламе, следует учитывать, чтообретение мусульманскими народами независимости поставило перед нимипринципиально новые проблемы, связанные с выбором путей социально-экономического и политического развития. В исламском мире появилисьмногочисленные концепции так называемого "третьего пути". Апеллируя ктрадиции и практике раннеисламской государственности, общественные деятелисветской и не исламской ориентации выдвигают тезис об "исламском пути"развития как единственно приемлемом для стран распространения третьеймировой религии. На его основе создаются разнообразные концепции"исламского государства", "исламской экономики", "исламского социализма" ит.д. которые в целом представляют собой модернизацию политических исоциально-экономических доктрин классического ислама с учетом спецификиконкретных стран.Демократия и судьбы Ислама в России.Положительные изменения в жизни мусульманских организаций, непосредственносвязанных с демократией:1. Многократно увеличилось число мечетей. Сегодня практически во всехнаселенных пунктах, где проживают мусульмане, действуют религиозныеобъединения. Действуют открыто, во многих случаях пользуясь поддержкойместных органов власти.2. Религиозные деятели получили возможность свободно выступать спроповедями, вести пропаганду учения своей религии. Содержание ихпроповедей никем не контролируется, предварительно не рассматривается.3. Религиозные организации, родители получили свободно воспитыватьподрастающее поколение в духе ислама, обучать детей основам религии. С этойцелью при многих мечетях организованы медресе, в которых обучаются многиедесятки тысяч детей и подростков.4. Мусульманские организации получили возможность готовить кадры служителейислама. Давайте не будем забывать, что за последние 60 лет существованияСоветской власти на территории России не действовало ни одно мусульманскоедуховное учебное заведение. Сейчас имеется несколько учебных заведений, гдеготовятся служители ислама. Мусульмане России получили и другуювозможность: высоко образованных служителей ислама готовить вмусульманских странах, где никогда не прекращалась деятельность религиозныхучебных центров, постоянно развивалась богословская мысль. В настоящеевремя в Египте, Сирии, Саудовской Аравии, Марокко, Турции, Пакистане,Малайзии и других странах обучается более 800 юношей5. Немаловажное значение имеет и то, что мусульмане России, стали по-настоящему чувствовать себя частицей мусульманского мира. Это выражается нетолько в том, что они получили возможность направлять регулярно тысячипаломников к святыням ислама - в Мекку и Медину. Дело в постоянно растущихэкономических, политических связях России с мусульманскими странами,возможность десяткам тысяч наших мусульман посещать эти страны. Дело врастущих научных и культурных связях на всех уровнях. И ,конечно, в связяхмежду религиозными организациями. Таков краткий перечень положительных изменений, которые произошли вжизни мусульман России за последние годыДля повышения роли ислама в решении ряда актуальных для общества проблем,укрепления межнационального мира и межконфессионального согласия в страненеобходимо совершенствовать отношения мусульманских организаций с органамивласти, с другими религиями, средствами массовой информации. Начинать эту работу надо с того, чтобы общество имело правильноесоответствующее действительности представление об исламе, характере еговоздействия на умы и поведение мусульман. А пока, к великому сожалению,немусульманская часть населения страны, как правило имеет об исламеискаженные представления. К сожалению, и это является плохой, но традициейРоссии. Как писал один из виднейших мусульманских реформаторов прошлоговека Исмаил Гаспринский, в отношении русского мусульманства русскоеправительство не держалось какого-либо намеченного принципа и пути, адействовало так, как полагало лучшим и необходимым в данное время и вданном месте. А данное время и данное место оказывались в основном связаныс завоеванием территорий, населенных мусульманами, борьбой последних засвою независимость, восстаниями, вызванными во многих случаях неправильнымидействиями царских властей по отношению к исламу и образу жизни егопоследователей. Немалое значение в формировании негативного отношения кисламу имели и геополитические интересы России, прежде всего ее длительноепротивостояние с мусульманской Турцией. Если внимательно присмотреться к современной действительности, тоувидим нечто схожее с прошлым: на отношение к исламу, в основномнегативное, чувствуется явное влияние событий в Афганистане, Югославии,Алжире, Таджикистане и в других районах. И, конечно же, в Чечне. Выход из ситуации видится в одном - Россия должна иметь всестороннеобоснованную, учитывающую все реалии современной действительности политикупо отношению к исламу и мусульманским организациям, политику, основукоторой должны составить объективная оценка ислама, учет интересов инастроений мусульман, установления межнационального и межконфессиональногомира и согласия в обществе. Причем совет муфтиев России готов принять самоеактивное участие в разработке в реализации такой политики. Ислам займет подобающее ему место в жизни общества лишь тогда, когдапо достоинству будут оценены его духовно-нравственный потенциал,возможности благотворного воздействия на умы не только мусульман, но иобщества в целом. А потенциал этот огромен. И, что очень важно, в полноймере соответствует потребностям российского общества. Наше общество, каквсем хорошо известно, страдает от бездуховности, засилья насилия ипреступности, и многих других человеческих пороков. Оставляет желать много лучшего отношение людей к труду, к роднымместам, мера их ответственности за судьбы стариков и детей. Не миновали этинедуги и мусульман. Однако, по сравнению с последователями других религий,мусульман в меньшей степени коснулись разрушительные силы. Среди мусульманзначительно меньше (на душу населения) алкоголиков и наркоманов, а многиммусульманским народам вообще чужды женский алкоголизм и наркомания. Умусульман, практически нет брошенных на произвол судьбы стариков и детей,очень мало детей состоящих на учете в детской комнате милиции. Меньше,наконец, больных венерическими болезнями, в том числе и СПИДом. Вы нигде невстретите заброшенные мусульманские селения, заколоченные дома, незасеянныеземли. Статистические данные свидетельствуют и о другом: среди мусульман вцелом значительно ниже преступность, особенно на бытовой почве и на почвеалкоголизма. О нравственной устойчивости последователей исламасвидетельствует и то, что среди них намного меньше, если не исключительноредки, случаев самоубийств. Сегодня целесообразнее, на мой взгляд, поставить вопрос: почемуислам, обладающий колоссальным духовно-нравственным потенциалом, которыйдоказывался и доказывается на протяжении почти 14 веков, остаетсяневостребованным. К великому сожалению, ислам в общественном мнениипредстает консервативной, чуждой нововведениям религией, воспитывающейвраждебность к последователям других религий. Религией которая являетсяпервопричиной войн и межнациональных конфликтов, бандитизма и экстремизма.Общество, которое, неверно оценивает религию почти двадцати миллионов своихсограждан, обречено на неустойчивость, бесконечные раздоры ипротивостояние. А государство, которое не может покончить с этим, может линазываться демократическим, считать себя цивилизованным? Всем, кто имеетдело с исламом и мусульманами, надо помнить вот о чем мусульманами многовеков тому назад стали не татары и башкиры, не современные народы СеверногоКавказа, а их предки объединенные в роды и племена. Именно принятие ислама,вера в общего для всех Аллаха объединило их и привело к формированиюнародов, которые сегодня известны нам. Этот факт многое разъясняет впрошлых и настоящих событиях из истории. Ислам стал этнообразующимфактором, превратился в основу менталитета нации, его сознания и поведения,образа жизни. Уже в зародыше он оказал влияние на становление национальнойкультуры. Надо ли после этого удивляться, что личные и межнациональныеинтересы воспринимались через ислам, что любое общественное движение, оченьдалекое от ислама, не преследующее религиозные цели, принимало очень частои принимает сегодня религиозный характер. И еще: любое неосторожное слово,сказанное об исламе, воспринимается как оскорбление национального,национальных чувств и традиций. Без учета сказанного трудно понятьмусульманина, правильно оценить события происходящие в их жизни.Равноправие, диалог религий - важный фактор устойчивого развития России. Религия обладает силой, способной внести покой в душу каждогочеловека, гармонизировать отношения между людьми разных вероисповеданий иразных национальностей. Тем самым она может придавать устойчивость,стабильность обществу в целом и его дальнейшему развитию. Религия можетбыть также дестабилизирующим фактором если не установленмежконфессиональное взаимодействие, взаимопонимание и веротерпимость(пример Ирландия, Ближний Восток). Усиление роли религии в жизни российского общества идет параллельно сростом явлений, которые подрывают устои государства, ведут его кдестабилизации. По данным авторитетных научных учреждений, у современноймолодежи наблюдается более высокий уровень нетерпимости к последователямдругих религий, другим народам. Среди 16-25 летних- доля отрицательноотносящихся к исламу и католицизму в 2-2.5 раза больше, чем у старшихпоколений. В конце 1994 года в Санкт-Петербурге свыше 70% молодежи выразиланеприязнь к какой-либо национальности. Для многонациональной иполиконфессиональной России тревожен и другой симптом, проявившийся ввыборе одной из двух позиций: "Россия- государство русских" или "Россия -государство всех народов, живущих на ее территории". Из числа молодежипервую позицию выбрали около 40%, в то время как из пожилых лишь каждыйдесятый. Таким образом, ожидания общества, связанные с возрождением религии иее ценностей, не оправдываются. Причин тому немало и их анализ дело большихгрупп ученых и религиозных деятелей. Я же полагаясь на собственный опыт иопубликованные материалы, намерен сосредоточить внимание на проблемах,решение которых, на мой взгляд, может повысить роль религии и религиозныхорганизаций в устойчивом развитии общества. Сто с лишним больших и малых народов, относящихся ко множествурелигиозных направлений, проживают в России. Поэтому устойчивое развитиестраны во много зависит от того, насколько общество глубоко и всестороннебудет учитывать такой немаловажный фактор, сумеет обеспечить равенство всехрелигий и религиозных организаций. Данный фактор приобретает особоезначение в связи с резким возрастанием национального и религиозногосознания. Как представляется, характер воздействия религии на состояние иразвитие общества во многом зависит от отношений, складывающихся междуверующими разных вероисповеданий, их религиозными организациями. Особоезначение будут иметь отношения между православными и мусульманами, РусскойПравославной Церковью и Духовным управлением мусульман. Подчеркну лишьаспекты, указывающие на исключительную важность этих отношений. Почти сорок наций и народностей России, исповедующие ислам, являютсяне пришельцами в России, а живут на своей исторической родине, там, гдепокоится прах их предков. Ислам является неотъемлемой частью их мышления иобраза жизни, основой национальной культуры. Ислам пришел впервые наСеверный Кавказ во второй половине VII в. Татары стали мусульманами вначале Х в. Когда в Сибирь пришли русские войска, то сибирские татары-аборигены этой земли три века исповедовали ислам. Поэтому ничего, кроме вреда, не могут принести раздающиеся впоследнее время все чаще и чаще утверждения о единственном - православном-прошлом, настоящем и будущем России. История и культура, язык и религиямусульманских народов достойны такого же уважения и вниманиягосударственных органов, как история и культура, язык и религия русских,других народов России. Население лишь менее чем 20 областей России состоит в основном изрусских или близких им по культуре, религии и языку украинцев и белорусов.А все остальные территории являются многонациональными (в основном русские+ мусульманские народы) и поликонфессиональными (православие + ислам). Так,по данным переписи населения 1989 года, в 7 из 8 республик, коренноенаселение которых исповедует ислам, русскоязычное население составляетот30% до 75% (только в Дагестане- 10%). В 20 с лишним областях, республикахи городах России проживает от 50 тыс. до полмиллиона мусульман. В Москве,по данным мэрии, живет 800 тысяч представителей народов, исповедующихислам. Русскоязычное население составляет весьма заметную численность нынесуверенных мусульманских государств - 4-х центрально-азиатских Казахстана иАзербайджана. Отношение к этому населению всегда будет носить отголосокправославно-мусульманских отношений в России. Через отношение к мусульманами исламу будут строить свои отношения с Россией многие мусульманские страныдальнего зарубежья.Мусульманская умма в России - составная часть исламской цивилизации Среди ряда многих цивилизаций ныне существующих на планете исламскаяцивилизация занимает одно из видных мест. Ее вклад в развитие человечестваобщеизвестен... За последние полтора тысячелетия некоторые цивилизации"сошли с дистанции". Исламская же цивилизация не просто продолжаетсуществовать, но и бурно развивается. И происходит это потому, что у неемощное духовное основание - наша священная мусульманская религия. Мусульмане нашей страны - а их около 20 миллионов человек - являютсясоставной частью этой великой исламской цивилизации. Российская ветвь исламской цивилизации раскинулась на огромныхпросторах страны - от Северного Кавказа, Москвы и Поволжья до Урала, Сибирии Дальнего Востока. Она объединяет многие десятки народов, спаянных воединодуховно-нравственными ценностями ислама. Ислам способствовал этнической консолидации многих российских народов- будь то татары, башкиры, чеченцы, ингуши, кабардинцы, дагестанцы и многиедругие. В сложнейших, часто весьма неблагоприятных условиях, он помогсохраниться им как особым этносам, сохранить богатства своей самобытнойнациональной культуры, традиции, уберечь от разрушения национальныйхарактер. Все это произошло потому, что исламские духовно-нравственныеценности стали частью народного самосознания и национальной психологиимусульманских народов России. Именно благодаря верности народов своимкорням, благодаря великой национально-охранительной роли, которую сыграл ииграет ислам. Усилия царского самодержавия и коммунистического режима,направленные на подрыв этнокультурной самобытности мусульманских народовРоссии не увенчались успехом. Многие поколения российских мусульман способствовали формированиюисламской цивилизации, ее сохранению и развитию, распространению еедостижений среди соседних народов - казахов, киргизов и других. Во многомблагодаря усилиям российских мусульман эти народы испытали на себецивилизаторскую роль ислама. Вместе с религиозными установками и обрядами кним пришли духовно-нравственные ценности, зафиксированные в священномКоране и хадисах. Они обрели в свое время письменность на арабской графике.У них возникла достаточно развитая для своего времени системаобразования... Аргументируя вывод о мусульманах России как составной части исламскойцивилизации мы были бы не правы, если бы на этом поставили точку. Будучичастью исламской цивилизации, мусульмане нашей страны одновременно неперестают быть составным компонентом российской цивилизации. Живя бок о бокс русскими и другими народами России на протяжении многих столетий,взаимодействуя с ними в различных областях жизни, мусульманские народывнесли немалый вклад в развитие экономики и культуры своей Отчизны, вформирование ее социокультурного своеобразия. Для разностороннего взаимодействия с людьми разных национальностей имировоззренческих ориентаций мусульмане черпали и черпают духовныеориентиры в священном Коране. Аят 200 суры 3 "Семейство Имран" призываетмусульман терпеть и быть терпимыми. Аят 13 суры 49 "Комнаты" призываетпоследователей мусульманской религии к позитивному сотрудничеству с другиминародами и последователями других вероисповеданий. В нем говорится, чтоАллах создал людей "народами и племенами", чтобы они взаимодействовали.Коран зовет мусульман верить во "все книги Божии", то есть и Тору, и вНовый завет, почитать всех "посланников Божиих", то есть Авраама, и Моисея,и Христа, дает ориентацию на взаимопонимание между мусульманами и людьминерелигиозными, ибо в нем сказано: "Кто хочет пусть верует, кто хочет,пусть не верует" (Аят 28 суры 18 "Пещеры"). Иудеи и христиане названы вКоране "людьми Писания" (Аят 115 суры 2 "Корова"). Таким образом, в Коране содержится мощный идейный потенциал, которыйсоздает духовную основу для организации доброго сотрудничества международами во имя их общего благополучия. И мусульмане России четкоруководствовались и руководствуются этими священными указаниями Аллаха. Врезультате, они не только дружно сотрудничали и сотрудничают с русским идругими народами нашей страны. Они стали фактически связующим звеном междумиром ислама и миром православия. Более того. Я бы сказал, что ониспособствовали формированию России как особой цивилизации. Об этом хорошои обстоятельно писали русские философы и историки конца XIX - начала XXвеков, особенно те из них, которых стали называть евразийцами.Разработанные ими концепции, высказанные ими идеи сегодня вновьактуализировались. Вот как, например о влиянии мусульман, в частности, татар на Русьписал один из видных евразийцев Петр Николаевич Савицкий: "Действием липримера, привитием ли крови правящим они дали России свойствоорганизовываться военно, создавать государственно-принудительный центр,достигать устойчивости; они дали ей качество - становиться могущественной"державой. Далее он подчеркивал, что именно татары способствовали"государственной организации России", формированию русского духовногосвоеобразия, "стержень которого русское благочестие". Они "своим примеромпривили ей навык могущества", писал П.Н. Савицкий. Другой евразиец князь Николай Трубецкой отмечал, что "в такихважнейших функциях (российского) государства, как организация финансов ипочтовых сообщений татарское влияние было решающим". Похвальное стремлениеевразийцев установить все компоненты российской цивилизации и, в частности,вклад мусульманского и тюркского начала в нее, смущало иных русскихфилософов. "Любовь к исламу, склонность к магометанству слишком велики уевразийцев", - писал, например, Николай Бердяев, и заключал: "Магометанеближе евразийскому сердцу, чем христиане Запада". Сегодня мы не будем спорить о том, кто ближе, русскому евразийскомусердцу. Но можем подчеркнуть, что многовековое сотрудничество мусульман,христиан, людей других вероисповеданий на просторах нашей общей Родины,способствовало взаимообогащению национальных культур различных народов,формированию этнической и конфессиональной толерантности, умения ставитьобщие цели и сообща добиваться их достижения, то есть тех качеств, которыеособенно нужны сейчас нашему обществу, раздираемому социальными,национальными и политическими противоречиями. Обращение к исторической памяти наших народов, раскрытие духовно-нравственных источников их взаимопонимания, приумножение позитивного опыта,накопленного прошлыми поколениями позволит российскому обществу успешнеедвигаться вперед сегодня.Сведения об основах вероучения (Из разъяснения ДУМЦЕР) Ислам - одна из трех мировых религий, внесшая значительный вклад встановление и развитие человеческой цивилизации. Ислам начал распространяться в начале VII в. в Хиджазе среди племенЗападной Аравии и еще при жизни основателя ислама - Махаммада (570 - 632)стал заметным и влиятельным духовным движением эпохи. Исламское вероучение,завершающее монотеистическую миссию основоположника единобожия Ибрагима(Авраама), в концептуальном виде выражено в Коране - главном СвященномПисании мусульман, а также Сунне посланника Аллаха - своде сообщений оземной жизни и учении Мухаммада. Ислам - не только религия, основанная на вере в единого Бога - Творца, но и определенный диктуемый Сунной Пророка образ жизни. Культ исламаопирается на пять "столпов веры", которые составляют нормативную основужизнедеятельности каждого правоверного: 1. Исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммада (даблагословит его Аллах и приветствует). 2. Ежедневное ритуальное поклонение Аллаху посредством пятикратноймолитвы. 3. Пост раз в году в течение месяца Рамадан. 4. Добровольная очистительная милостыня (закят). 5. Паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку, совершаемое вдвенадцатый месяц - зу-ль-хиджа мусульманского календаря. Иногда в структуру мусульманской культовой практики в качестве шестогостолпа включают джихад - "усиление" по распространению истинной веры, приэтом оговаривая его сугубо внутренний характер, направленный на искоренениечеловеческих недостатков и пороков. Согласно мусульманскому вероучению религия представляет собойсовокупность веры, исполнения религиозных предписаний, искренности иблагочестия при исполнении религиозных обязанностей. В основе мусульманского вероучения лежит вера в Аллаха - творца иправителя Вселенной, в его ангелов, священные писания, его посланников,Судный день, божественное предопределение добра и зла. Все людиоцениваются с точки зрения следования заветам Аллаха и исполненияканонического закона ислама - шариата. В зависимости от этого они делятсяна правоверных, вероотступников и неверных. Для мусульман смысл бытия вАллахе. Он - начало и конец всего сущего. Исходя из этого формулируютсяосновные догматы веры: - Вера в Аллаха. Ислам утверждает, что бог существует, Он един иединственный, Он творец всего сущего, Он вечен, всемогущ и всезнающ, нетнигде ничего равного или подобного Ему, нет Ему начала и конца, Он неисчезал и не исчезает, живой и бессмертный, "не родил и не был рожден", всеЕго качества вечны и непостижимы, Он совершенен и лишен любых недостатков. - Вера в ангелов - существ иной, чем человек субстанции, созданных избожественного света, исполнителей воли Всевышнего; они безгрешны, всегдапоклоняясь Ему. Существует несколько категорий ангелов: самые влиятельныеиз них - архангел Джабраил, Азраил, Микаил и Исрафил. Общее количествоангелов известно только Аллаху. Кроме того, каждый человек при жизни имеетдвух ангелов, которые фиксируют все его добрые и злые деяния, определяющиеего последующую жизнь - в раю или аду. По исламу Сатана (араб. - Иблис или Шайтан) - самое знающее созданиеАллаха, которое, обуянное гордыней, не подчинилось Аллаху, и былонизвергнуто с небес, чтобы совращать людей с праведного пути. Мусульманскиемолитвы часто начинаются заклинанием против него: "Прибегаю к Аллаху запомощью против Шайтана, проклятого (пробиваемого камнями)". - Вера в Священные Писания. Мусульмане верят, что Аллах черезпосланников ниспослал людям божественные книги в виде откровений, в которыхразъяснены повеления и запреты. Ими являются 100 свитков и 4 книги: Тора(араб. - ат-Таура) ниспослана Мусе (Моисею), Псалтырь (аз-Забур) - Дауду(Давиду), Евангелие (аль-Инжиль) - Исе (Иисусу) и Коран - Мухаммаду. Корансчитается прямым божественным откровением, которое Аллах передавалМухаммаду на протяжении 23 лет. - Вера в посланников от Аллаха. Они были посланы людям для проповедей,разъяснений, увещеваний и предостережений. Имена 25-ти из них упомянуты вКоране: Адам, Идрис, Нух (библейский Ной), Худ, Салих, Ибрагим (Авраам),Лут (Лот), Исмаил, Исхак (Исаак), Йакуб (Иаков), Йусуф (Иосиф), Айюуб(Иов), Шуайб, Муса (Моисей), Харун (Аарон), Зуль-Кифль, Дауд (Давид),Сулейман (Соломон), Ильяс (Илия), Аль-Ясаа, Йунус (Иона), Закария, Яхъя(Иоанн Креститель), Иса (Иисус) и Мухаммад. Согласно исламским убеждениям, среди всех пророков и посланников,которых было на земле около 125 тыс., "печатью пророков" является Мухаммад.Шестеро пророков: Адам, Нух, Ибрагим, Муса, Иса и Мухаммад провозгласилинароду повеления Бога, новые законы, постановления и изменения в вере. Вотличие от предыдущих посланников, каждый из которых был специально послантолько к своему племени или народу, миссия Мухаммада универсальна для всегочеловечества и после него не будет ни одного пророка. Для правоверногомусульманина все предыдущие монотеистические вероучения являются лишьпоследними ступенями на пути человечества к Истине, возвещенной Кораном.Лучшими людьми после пророков считаются сподвижники Мухаммада, особенночетыре праведных халифа - Абу Бакр, Умар, Усман и Али, правившиемусульманами после него. - Вера в Судный день. В определенное богом время наступит Судный день,на котором люди, все вместе, предстанут перед справедливым судом и каждомувоздастся за его деяния на Земле. Людям будут показаны все совершенные имидела, добрые и греховные, после взвешивания их на специальных весах исовершения суда, каждый пойдет по тончайшему и острейшему мосту, через ад -в рай. - Вера в предопределение. Оно означает, что все происходящее воВселенной, как добро, так и зло, обусловлено волей Всевышнего, еготворением и определением. Деятельность людей осуществляется в соответствиис их выбором, их никто не принуждает совершать то или иное деяние, нохорошее и плохое им разъяснены, равно как и последствия того или иногодействия. Ислам представляет собой нерасторжимое единство веры, религии,государственно-правовых установлений и определенных форм культуры. Исламу впринципе чуждо разделение светского и религиозного. Ислам, как религиявсемирного значения духовно и исторически представлен во всех частях свет(более 120 стран), включая Россию и сопредельные с ней регионы.Шариат. "Мусульманский образ жизни", "законы веры", "правильный путь"- таковсмысл понятия шариат (буквально -"глубокое знание"). Можно сказать и так:шариат- это совокупность закрепленных Кораном и Сунной предписаний,которыми верующие должны руководствоваться во всех жизненных ситуациях,чтобы достичь нравственного совершенства, мирского благополучия и попасть врай. В шариате сведены в единую систему законы, регулирующие всюобщественную и личную жизнь последователей ислама, юридические,нравственные и культурные предписания, определяющие поведение верующих исчитающихся обязательными для всех мусульман. Шариат начал оформляться в VIII в. и включил такие нормы, которыерегулируют государственные, имущественные, семейно брачные, гражданские,бытовые и другие взаимоотношения мусульман. Сначала все действия мусульман разделялись на два вида - запретное(харом) и одобренное (мустахиб). К моменту окончательного формированияшариата действия были разделены на пять категорий: фарз- действия ,выполнения которых считалось обязательным, суннат- выполнение желательно,мухоб - добровольные действия, маккрух - нежелательные действия, харом -строго запрещенные виды действия. По шариату устанавливаются пищевые нормы, запрещается игра намузыкальных инструментах, украшение дома художественными картинами искульптурными изображениями человека и животных, вступление в бракиноверцем, если последний не примет ислам, и т.п. В настоящий момент многиеиз этих запретов утрачивает свою силу. По шариату, основными мусульманскими праздниками (узаконены всего два)является праздник "ит аль-адха" - великий праздник жертвоприношения (тюрк."курбан-байрам") и "ид аль-фитра"- малый праздник разговения (тюрк. "ураза-байрам"). Отмечается также мавлюд (день рождения Мухаммеда), мирадж(вознесение Мухаммеда на небо) и пятница день общественной молитвы. Крометого, у каждого народа в регионе традиционного распространения исламасуществуют и переходят из поколения в поколение специфические обряды иритуалы, а также доисламские обряды и праздники.Джихад. Важным понятием в вероучении ислама является джихад ("усилие")- борьбаза веру. Пророк Мухаммед в разные периоды жизни во исполнение джихадарекомендовал не искать конфликта с язычниками, кто бы они не были, асклонять их к истинной вере "мудростью и хорошим увещеванием"; бороться сневерными всегда и везде; но только не в священные месяцы. Столь разныесмыслы одного понятия отражают этапы становления ислама как мировойрелигии. Позже появились такие понятия как "джихад сердца", подразумевавшийборьбу прежде всего с собственными несовершенствами верующего; "джихадязыка" - верующий одобрительно говорит о богоугодном и при каждом удобномслучае порицает то, что осуждает Коран; "джихад руки" , подразумевавшийнаказание за преступления перед верой, и, наконец "джихад меча", подкоторым понималась уже прямая вооруженная борьба с неверными, сулившаяучастникам райское блаженство. Последний вид джихада называют также"газават" (мн.ч. от газва - "набег") или "фатх"- завоевание победа. В такойвойне запрещалось убивать женщин, детей, стариков и невооруженныхсвященнослужителей любого вероисповедания. Воинам противника можнооказывать пощаду (аман) без каких дальнейших обязательств (ср. С мирнымдоговором сулх), население и движимая собственность могут быть полученыпобедителем как добыча (ганима, фай) В словах Пророка: "Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить кджихаду великому ", под "малым" джихадом понималась война с неверными, апод "великим" - духовное самосовершенствование. Когда начались мусульманские завоевательные войны, имевшие прямуюсвязь с джихадом, взаимоотношения с врагами строились по-разному. Дляязычников выбор был лишь один: переход в ислам или смерть. "Людям Писания"(иудеям и христианам) предлагался иной выбор: принятие ислама, выплатапостоянного налога (джизии) или война. С точки зрения исламского богословия XX века джихад- это борьба ссобственными несовершенствами для более полного принятия веры сердцемчеловека и борьба с неверными (например, джихад часто упоминаетсяисламскими экстремистами в борьбе с Израилем; делались попытки придатьхарактера джихада чеченскому конфликту).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

По предмету: Культурология. Тема: Ислам в России традиции и перспективы iconРеферат по предмету: «Культурология» Тема: «Взаимоотношения религии и искусства»

По предмету: Культурология. Тема: Ислам в России традиции и перспективы iconРеферат по предмету «Культурология» на тему:«Культура речи»

По предмету: Культурология. Тема: Ислам в России традиции и перспективы iconРеферат по предмету «Культурология.» на тему: «Жизнь и творчество...

По предмету: Культурология. Тема: Ислам в России традиции и перспективы iconКонтрольная работа По курсу: «Мировая экономика» Тема: «Иностранные...
Иностранные инвестиции в России: основные доноры, масштабы, направления и перспективы

По предмету: Культурология. Тема: Ислам в России традиции и перспективы iconРеферат по предмету: Сравнительно-прикладная культурология на тему:...

По предмету: Культурология. Тема: Ислам в России традиции и перспективы iconКурсовая работапо предмету: «Экономика предприятия»Тема: «Особенности...

По предмету: Культурология. Тема: Ислам в России традиции и перспективы iconКурсовая работа Тема: «Налоговая система России: сущность, проблемы, перспективы развития»

По предмету: Культурология. Тема: Ислам в России традиции и перспективы iconИсэт ноу ''Санкт-Петербургский институт современной экономики и технологий''....

По предмету: Культурология. Тема: Ислам в России традиции и перспективы iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура Древнего Востока...

По предмету: Культурология. Тема: Ислам в России традиции и перспективы iconIx заочная конференция «Проблемы и перспективы социально-экономического...
Область наук: Экономические; Философские;Юридические; Педагогические; Культурология

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<