Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Бюрократизм и номенклатура»




Скачать 378.1 Kb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Бюрократизм и номенклатура»
Дата публикации26.12.2013
Размер378.1 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Право > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Бюрократизм и номенклатура

Вологодский Государственный Педагогический Университет Юридический факультет Кафедра конституционного, международного права и политологии Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Бюрократизм и номенклатура» Студента II курса дневного отделения, группы «А» (бюджет) Калиной Анны Анатольевны Научный руководитель – Морина Л.Г. Дата сдачи:___________________________________ Дата рецензирования:________________________ Дата защиты:____________Оценка:_____________ Вологда 2004 г. ПЛАН: Введение………………………………………………………………...3 Глава 1. Основные концепции бюрократии...……….…………....4 § 1. Происхождение термина «бюрократия», основные течения………………………………………………………...4 § 2. Появление и характер бюрократии…………………….7 Глава 2. Формы бюрократии; взаимосвязь бюрократии с правом…………………………………………………………9 § 1. Основные формы бюрократии………………………….9 § 2. Советская форма бюрократии………………………….11 § 3. Бюрократия и право………….….……………………...14 Глава 3. Номенклатура, её происхождение и сущность.…..……15 § 1. Рождение и формирование……………………………..15 § 2. Главное в номенклатуре – власть……………………...18 § 3. Паразитизм номенклатуры как класса………………...19 § 4. Будущее номенклатуры………..………………...…......20 § 5. Взаимосвязь бюрократии и номенклатуры…………...21 Заключение………………………………………………….………….23 Библиография……………………………….………………………….24 Введение Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре. Выбранная мною тема – «Бюрократизм и номенклатура» - очень интереснадля исследования и изучения. На сегодняшний день она очень актуальна,потому что практически каждое развитое государство обладает такойструктурой, как бюрократия. Это и страны Европы, и США, и Россия. В каждомгосударстве эта проблема существует со своими особенностями, со своимиположительными и отрицательными чертами. Например, слой номенклатурыприсутствовал в СССР, существует он и сейчас в России, а изучать историюсвоего государства – это всегда крайне интересно и поучительно, особенноследить за тем, что происходит в наше время на политической арене. ИсторияРоссии меня интересовала всегда, я выбрала именно эту тему для написаниясвоей курсовой работы. На данную тему написано множество литературы нормативного, а такжехудожественного характера. Очень много статей и монографий различныхучёных, профессоров высших учебных заведений и даже просто журналистов,интересующихся данной проблемой с обывательской точки зрения. Трудыроссийских учёных датированы в основном 90-ми годами, т.е. они былиопубликованы уже после развала СССР. Отсюда можно сделать вывод о том, чтопроблема бюрократизма и номенклатуры занимала умы различных людей и в концеXIX в., и в веке XX, занимает и сейчас - в XXI веке. Поэтому можно сказать,что практическая значимость проблемы бюрократии и номенклатуры велика.Существует множество точек зрения на данную проблему. Ведь сколько авторов– столько мнений. Некоторые из них совпадают, некоторые кардинальноразличаются. Моя задача в том, чтобы доступно и понятно изложить сутьвыбранной мною темы: исследовать сначала проблему бюрократизма; определитьосновные концепции этой структуры; дать описание формам бюрократии;объяснить суть данного термина, его происхождение и происхождение самойбюрократии; исследовать характер взаимосвязи бюрократии и права. В изучении проблемы номенклатуры моя задача состоит в том, чтобыпоследовательно и поэтапно рассказать о происхождении данной структуры;изложить суть самой номенклатуры: на чём она держится, от чего и от когозависит; выявить все положительные и отрицательные стороны данного класса иего влияния на государство и общество в целом и по отдельности. Такжепроанализировать ситуацию, которая существует в России на сегодняшний день:кто сейчас является номенклатурой, чем она отличается от себя прежней,советской, а также как и с помощью каких средств она действует наполитической арене сегодня; попытаться сделать прогнозы на будущееноменклатуры, на её последующее развитие; выявить взаимосвязь номенклатурыс бюрократией. Целью моего исследования являются: изучение проблемы бюрократизма иноменклатуры; глубокий анализ материалов на данную тему; краткое ихизложение в моей работе; чёткое и детальное описание каждой из названныхпроблем, выявление их сути. Основные задачи изучения мною данной темы – это научитьсясамостоятельно, детально, глубоко исследовать проблему бюрократии иноменклатуры, правильно и обстоятельно изложить главное из усвоенного набумаге, научиться грамотно и логично аргументировать свою точку зрения наизучаемую проблему. Глава 1. Основные концепции бюрократии§ 1. Происхождение термина «бюрократия», основные течения Все, похоже, согласны с тем, что бюрократия - это зло. Но не менеесправедливо и то, что никто никогда не пытался по-настоящему определить,что же в действительности означает слово «бюрократия». Обычно оноупотребляется весьма разнообразно. Большинство людей оказались бы взатруднительном положении, если бы их попросили дать чёткое определениеили объяснение этому термину. Как же они могут осуждать бюрократию ибюрократов, если даже не знают, что означает этот термин? Что в действительности представляет собой бюрократия? Возникаетпутаница, вызванная множеством значений, которые придаются термину«бюрократия». Следующий список этих значений далеко не являетсяисчерпывающим: правление чиновников, система профессиональнойадминистрации, организационная неэффективность, государственноеуправление, нерыночная организация, недемократическая организация. В XIXв. термин «бюрократия» обычно употреблялся для обозначения особого типаполитической системы. Он обозначал систему, в которой министерские постызанимались профессиональными чиновниками, как правило, ответственнымиперед наследственным монархом. Бюрократии при этом противопоставляласьсистема представительного правления, то есть правление выборных политиков,подотчётных законодательному собранию или парламенту. Так, например, Дж.Ст. Милль в своей классической работе «Размышления о представительномправлении» рассматривал бюрократию как «единственную серьёзнуюальтернативу представительной системе», и дал оценку преимуществ инедостатков обеих из них. «В ХХ в. бюрократическое правление может с такойже вероятностью быть признаком военной диктатуры или однопартийногорежима, как и наследственной монархии, но контраст с парламентскойдемократией всё ещё применяется в политологии при сравнении отличительныхчерт различных политических систем».[1] Второй вариант использования этого понятия относится к работам М.Вебера. Для него бюрократия означала вовсе не форму правления, а системууправления, осуществляемого на постоянной основе специальноподготовленными профессионалами в соответствии с предписанными правилами.Вебер указывал на то, что этот тип управления, хоть он и возник в такихбюрократических государствах, как Пруссия, становился всё болеепреобладающим во всех политических системах и, более того, во всехорганизациях, в которых управление осуществлялось в крупном масштабе: напромышленных предприятиях, в профсоюзах, в политических партиях и т.д.Данное понятие относится к социологии организаций, задачей которойвыступает изучение наиболее общих характеристик и типов организаций всовременном обществе. Третий вариант использования термина «бюрократия» характерен длятеории государственного управления. В этой дисциплине бюрократияпредписывает управлять государственным сектором абсолютно не так, каккакими-либо частными организациями. Цель этого состоит в том, чтобывыявить различия между этими двумя сферами и подчеркнуть качественно инойхарактер системы государственного управления, включая обязательность еёрешений, её особое отношение к закону, заботу об общественных, а нечастных интересах, подотчётность её деятельности общественному контролю ит.д. Четвёртый вариант применения понятия «бюрократия» присутствует вполитической экономии. На первый взгляд, он не отличается от вышеопёисанного, очень с ним совпадая. Бюрократия определяется как нерыночнаяорганизация, которая финансируется за счёт субсидий, в отличие оторганизации, живущей за счёт продажи своей продукции на рынке. Хотябольшинство подобных организаций являются государственными, некоторые изних не относятся к сфере государственного управления (например, церкви,благотворительные фонды, добровольные объединения и т.д.), тогда какнекоторые принадлежащие государству предприятия продают свою продукцию нарынке и, следовательно, в прямом смысле не являются «бюрократиями». Если сравнивать позиции Гегеля и Маркса, то обнаруживается, что,несмотря на во многом противоположные представления о бюрократии, ониблизки в При анализе проблем бюрократии можно выделить два самыхвлиятельных в данной области течения. В рамках одного из них возник и сам термин «бюрократия». Автор понятия– француз Винсент де Гурне. Бюрократия понималась им как новая формагосударственного правления. Сущность и значение её как раз и состоит втом, что работа правительства оказывается в руках правителей по профессии.Г. Гегель, Д. С. Милль, Р. Михельс, Г. Моска рассматривали такжебюрократию как правление профессиональных чиновников. К первому же направлению следует отнести классовые теории и теории,определяющие бюрократию в качестве нового класса (К. Маркс, В.И. Ленин, М.Джилас, Д. Бернхем). В этом случае речь идёт о том же господстве«профессиональных чиновников», но делается это в терминах собственности насредства производства. Бюрократия, являясь господствующим классом,безраздельно владеет двумя присущими ей основными функциями – управления исобственности, которые в нерасчленённом виде присутствуют на каждом уровнебюрократической иерархии. Основные вопросы здесь: кто правит? в чьихинтересах? Наиболее часто цитируемые положения, соответствующие классовомуподходу в анализе бюрократии, принадлежат К. Марксу. Его взгляды набюрократию формируются в период его философского самоопределения и связаныс критикой гегелевской теории государства, когда он поставил теорию Гегеляс «головы на ноги». По Марксу, государство не выражает интересы граждан, асамо их задаёт. Задача чиновников в обществе – только по формеподдерживать всеобщий интерес. Для Маркса бюрократия представляет собой«волю государства», «сознание государства», «могущество государства». Атакже «содержанием деятельности бюрократии главном, так как подошли кточному описанию места и роли бюрократии в политической системе. Гегельнедооценивал те негативные аспекты бюрократии, которые внутренне присущилюбой организации, но он в целом был прав в том, что бюрократия должнасоставлять основную часть среднего сословия, характеризующегосястабильностью, развитым интеллектом и правовым сознанием. По Гегелю,государство, в котором нет среднего сословия, ещё не стоит на высокойступени. Он считал, что его конструкция неприемлема к России, в которойодни составляют массу крепостную, а другие – правящую. Эффективностьбюрократического управления, согласно Гегелю, может быть гарантированачерез действительное равенство гражданского общества и государства. Слабость подхода К. Маркса заключалась в том, что он, во-первых,подчинил разработанную им теорию бюрократии проблеме социализма, во-вторых, преувеличил проблему отчуждения и разделения труда для всехгосударств, вставших на путь капиталистического развития, и недооценилпозитивные факторы разделения труда. Второе течение по вопросу бюрократии представлено формально-правовымитеориями (М. Мертон, Ф. Селзник, П.М. Блау, М. Дюверже). Выделим основныепроблемы, которые рассматриваются данными теориями: функционированиевласти; структура бюрократии; внутриорганизационные законы; интересы;связь её со средой; способы и формы ограничения бюрократии. В этой группе теорий особое место принадлежит М. Веберу. Для негополитика – это совокупность человеческих поступков, предполагающихгосподство одних над другими. Он рассматривал его как деятельность,связанную с организационным аспектом господства и обеспечивающуюупорядоченное существование общества как целого, что необходимо не толькодля людей сферы управления, которые непосредственно реализуют господство,но и для всех членов данного общества.§ 2. Появление и характер бюрократии Как бы нам ни казалось, что бюрократизм – явление совсем недавнее, насамом деле это не так. Бюрократия существует уже очень и очень давно.Зародилась она ещё в Древнем Египте, затем существовала в Древнем Китае,Великой Римской Империи и в ряде других древних государств. Просто насегодняшний день мы не представляем себе ни одного мало-мальски развитогогосударства без влияния и власти политической элиты – иным словом,бюрократии. Да, сейчас она существует в любой стране, и, я думаю, будетсуществовать и в будущем. Как видно из вышеизложенного, выделяются две основные формыбюрократии: «восточная» и «европейская». Несмотря на то, что становлениерусского государства происходило практически во время становленияевропейских государств, наша страна всё-таки развивалась преимущественно вформе «восточной» деспотии. Литературные и иные памятники Древней Руси оставили совсем немногоинформации о её политической системе, поэтому рассказать о политической«верхушке» тех времён можно крайне мало. В X в. правительственный класс или слой людей назывался боярами. Втечение столетий Боярская Дума претерпела множество изменений. Онанаходилась во главе княжеской, а затем царской администрации до эпохиреформ Петра I. Формирование русской бюрократии совпало по времени состановлением единого российского государства. Петровские реформы надолгопокончили с внешними формами московской государственности. Например,административные реформы наглядно устранили общественные союзы от участияв управлении, передав его в основном в руки бюрократии. Многие элементыполитической системы видоизменялись, и даже появлялись новые, нопроисходило это случайным образом, путано, бессистемно.[2] Возникший же вXV – XVI вв. слой бюрократии прошёл впоследствии долгий путь консолидации.Весь XVII в. статус бюрократии неумолимо рос. «Созданная Петром Iсамодержавная империя была ничем иным, как превращённой формойевропейского государства-бюрократии Нового времени, но сама Россия доэтого времени – в смысле развития общества – ещё не дошла».[3]Самодержавная Россия, будучи по своей природе государством-бюрократией,выступала в превращённой форме государства-класса, государства земельнойаристократии. Это сочетание признаков как государства бюрократии, так игосударства-класса обусловило силу и слабость Российской империи».[4] Спросвещением приходит в русское общество не только образованность, но иевропейский дух свободы. Дальнейший процесс становления гражданственностивплоть до реформ 60-х гг. XIX в. происходит в рамках «свободы длянемногих». Империя продемонстрировала значительный потенциал устойчивостина протяжении долгого времени благодаря опосредывающему влияниюгосударства (короны и бюрократии), которое поглотило общество, ввергнувего в определённый «застой», но не дало ему развалиться вследствиепостоянных столкновений внутренних сил. Итак, осуществив преобразования в начале XVIII в. в обществе и самомгосударстве, Пётр I создаёт восточный вариант системы власти и управленияс элементами западной её формы, контроля и структуры карательных органов.Хочу отметить, что высшая элита правящего класса ещё и в XVIII в. несоставляла «завершённую» форму бюрократии, так как не существовалоформальных правил, регулировавших карьеру в рамках политического аппарата,хотя «Табель о рангах» уже существовал. Движение по «карьерной лестнице» вте времена определяли вовсе не заслуги перед Отечеством, а срок службы. Апо правилам 1809 г. карьера управленца высшего уровня предполагала наличиеу него высшего университетского образования. Как раз с этого времени можносчитать, что пошёл процесс усиления бюрократизации высшего политическогоаппарата, который появился с введением в систему государственных органовминистерств (1802 г.) и был реорганизован в 1811 г. Чиновничество же,реорганизовавшись в правящий класс, стало осуществлять функции управленияи некоторые политические функции. Правящее сословие было объединено не подначалом профессионализма, а под началом наличия власти над населением,лишённым любых политических прав. Становлению и развитию бюрократии в России способствовали многиефакторы: это и огромнейшие территории, и рассредоточенность населения, ито, что не было на тот момент каких-либо тесных связей с Западной Европой,и т.д. Но эти же факторы и сдерживали развитие бюрократии. Ведьбюрократическая централизация так и не произошла, а российскийбюрократический аппарат был невелик и, к тому же, малоэффективен.[5]Специфика русской государственности состояла не только в том, чтоуправление было монополизировано бюрократией, а традиции общественныхсоюзов и самоуправления не получили должного развития, но и в том, чтоуправление строилось по своеобразной откупной системе, имевшей мало чегообщего с бюрократической централизацией. В российской политической системе государь и правящий класс – классбюрократии – связаны были взаимными обязательствами. Всякие попыткиослабить правящую элиту вели к дестабилизации всей социальной системы, иботолько власть абсолютного правителя, решения которого были непререкаемы,могла предотвратить беспорядки и анархию в целом. Подобное убеждениеориентировало самодержавие на деспотизм по отношению к имевшимсясословиям. В силу этого класс бюрократии и стал господствующим надостальным населением.[6] Говоря о российской властвующей политической элите сегодня, в первуюочередь, нельзя не заметить, что груз исторических традиций политическойкультуры во многом, если не во всём, определяет методы политическойдеятельности, политического сознания и поведения новой волны «российскихреформаторов», по природе и сущности своей не воспринимающих иных методовдействий, кроме тех, которые были успешно использованы как ими самими, таки их предшественниками. Фактом, не подлежащим сомнению и много разисторически доказанным, является то, что политическая культураскладывается веками, и изменить её за короткое время невозможно. Именно поэтому политическое развитие сегодняшней России приняло такойпривычный всем нам характер, лишь с небольшими оттенками либеральнойдемократии, тогда как в настоящий момент существует ярко выраженнаяпотребность в новом пути развития политических отношений. В данный момент в России государственная власть характеризуется тремяосновными признаками: - первое — власть неделимая и не смещаемая (фактически, можно сказать, «наследственная»); - второе — власть полностью автономна и полностью неподконтрольна обществу; - третье — традиционная связь российской власти с обладанием и распоряжением собственностью. Глава 2. Формы бюрократии; взаимосвязь бюрократии с правом§ 1. Основные формы бюрократии «Сфера бюрократии с позиции Вебера расширяется вместе с исчезновениеммелкого и разрозненного производителя, ростом образования, подъёмом уровняобщей культуры, растущей взаимозависимостью различных областей экономики.Позиция и роль бюрократии усиливаются с появлением у государства иобщества глобальных внешнеполитических интересов. По Веберу, господствокак узаконенное насилие бывает 3-х типов: рациональное, традиционное ихаризматическое. Рациональное основано на вере в обязательность легальногоустановления и легальность носителей власти, осуществляющих господство.Традиционное господство основывается на вере в священный характер старыхтрадиций и легитимность тех, кто в силу традиций призван осуществлятьвласть. Харизматическое (от греч. «милость», «благодать») господствопредполагает выходящую за позиции обыденной личную преданность, вызваннуюналичием особых качеств у лидера, и доверие к установленному импорядку».[7] Вебера занимала не столько проблема эффективности управления, сколькопроблема расширения власти бюрократии и её последствий. С этой точкизрения он осуществил теоретический анализ бюрократии, который был дополненмногими другими исследователями на протяжении ХХ в. Вебер не оставил послесебя сложившейся школы последователей, но многие социологи испытали насебе прямое или косвенное влияние его идей. «На сегодня в научном плане выделяются две основные формы развитиягосударственности, соответствующие двум основным линиям возникновения иразвития социальности: более ранняя «азиатская» и более поздняя«европейская». Причины, породившие различие этих форм, исследуются не одностолетие и коренятся, по всей видимости, в геоклиматическом,цивилизованном, геополитическом и прочем многообразии земногосообщества».[8] Азиатская форма социальности возникла как своеобразное продолжение идополнение родовых отношений. А европейская форма социальности появляетсяи эволюционирует в противовес естественным отношениям, разрушая и вытесняяих. Поэтому азиатская (восточная) государственность возникает из системыестественных отношений как их продолжение, а европейская – в процессеразрушения и замещения таких отношений. В Европе и Северной Америкесовременные государства развивались постепенно, достигая способностиконтролировать бюрократию относительно одновременно и даже до того, какпоявились сильные бюрократические структуры. «Рациональный» бюрократотличается от «традиционного» чиновника как раз степенью независимости,которую он приобретает в политической системе на основе договора. Общимпризнаком деятельности «традиционных» чиновников являлось то, что при ихпомощи происходило огосударствление большинства сторон жизни общества.Бюрократия приобретала в силу различных причин возможность оказыватьзначительное влияние на область политики и экономики, держать во «всеобщемрабстве» всё население страны. При азиатской форме правления и азиатскомспособе производства (вспомним Маркса) государство становится сильнееобщества, потому что коллективным трудом управляют государственныеслужащие. Социальная структура подобных восточных империй былаодновременно проста и прочна. Государство забирало себе все руководящиефункции. «Когда управление возлагается только на государство, обществооднородно и в то же время иерархизировано. Социальные группы различаютсяпо образу жизни, но ни одна из них не обладает собственной властью, т.к.все они – составные части государственной структуры».[9] Бюрократия«восточной формы» почти не допускает улучшения административногоуправления. Она укрепляет своё положение до такой степени, что влияниеперерастает в «бюрократическое господство», «бюрократический абсолютизм» ит.п.§ 2. Советская форма бюрократии Построение «нового» бюрократизма в России началось с деятельности В.И.Ленина. Он видел причины многих невзгод советской власти прежде всего встарых чиновниках, несущих в «новый» аппарат традиции имперскогобюрократизма. Однако же эта проблема имела более глубокие корни. Оназаключалась в реальной собственно бюрократической политике революционеровв вопросах государственного строительства, приведшей к появлению двухначал: диктаторского, обусловленного стремлением одарить всех счастливойжизнью, и анархического беззакония, ставшего нормой нового правительства.Все властные функции оказались в руках одной партии.[10] Лидер большевиков частично скрыл, а также довольно запутал сутьпроблемы, - в виде вопроса о бюрократизме и бюрократических извращениях.Бюрократия и сам бюрократизм не только сохранился, но и начал набиратьмощь, которая превзошла прежний «бюрократический аппарат».[11] Политические ошибки большевиков вытекали из их представления огосударстве и месте бюрократии в системе властей, выраженном в ленинскойконцепции слома государственной машины и преодоления бюрократии. Ещё одинважный аспект возрождения бюрократии сразу же после революции, поТроцкому, связан с отсталостью России по многим параметрам общественнойжизни. Экономическая, социальная и политическая отсталость стала тойсущественной причиной, которая привела к появлению бюрократии в её самыхпримитивных и грубых формах.[12] В отличие от Троцкого, М. Джилас оказалсяближе к истине в характеристике бюрократии «нового» общества. Суть егоклассовой теории заключается в том, что после победы пролетарскойреволюции коммунистический партийный аппарат превращается в новый правящийкласс – класс партийной бюрократии. Становление, развитие и трансформация советской формы бюрократиипредставляет собой поучительный пример эволюции политико-бюрократическойсистемы управления. Как всякое социальное явление, бюрократия имеет каквнешние, так и внутренние причины развития. Проблема «правящего класса» - политбюрократии - не являетсяизобретением большевиков. Она появилась гораздо раньше, о чём я сказаланесколько выше. Советский правящий класс не сразу проявил свою элитарность послеоктябрьского переворота. Этот класс на то время ещё не являлся слаженнымсоциальным строем, был разнороден, психологически противоречив. Но впроцессе стабилизации советского строя в формировании правящего классаначинает прослеживаться определённая тенденция. Элитарность в СССР, как ив эпоху Российской империи, является изначально прерогативой власти.Принадлежность к «высшему свету» определяется занятием соответствующейдолжности во властной структуре. «Советская элита рождается какноменклатура».[13] Для ленинской эпохи характерно не наличие элитарности вправящем слое, а начало бюрократизации этого слоя и всей общественнойжизни. Советская элита произрастала из уже бюрократических институтов, чтои отличало её от буржуазной европейской элиты. Вызванная условиями гражданской войны, система повышенноговознаграждения старых специалистов, а затем и остальных советскихслужащих, начинала выделять новый слой управленцев в привилегированноесословие, но были и другие причины возникновения советской бюрократии.Одна из них – это стремление переделать всю жизнь общества. Лишь внешняя сторона исполнения приказа, особенно партийного, сталанормой общественной жизни и вызвала количественный рост партийно-государственной бюрократии. Формировался всё более и более обособленныйслой общества. Все сложные социальные проблемы решались с помощью созданиякаких-либо новых организаций и преобразования старых. Если в 1913 г. на 15рабочих приходился 1 чиновник, то в советской стране в 1920 г. – уже 1 на7 пролетариев, т.е. за 7 лет количество чиновников увеличилось вдвое.[14] С началом в СССР индустриализации и коллективизации сельскогохозяйства происходило расширение партийных рядов, в том числе ипартбюрократии. Таким образом, новый толчок в своём развитиибюрократическая система правления получила в 30-е гг. Сталин сталопираться на бюрократию, как на основной инструмент построения социализма.В советах была сведена на нет самостоятельность, где главную роль игралипартийные комитеты. Это является ещё одной особенностью советскойбюрократической системы. Партийные органы тем временем фактически ужеосуществляли властные функции, абсолютно не неся никакой ответственностиза свои действия. Система партийного контроля охватывала все органы властии управления, как и все общественные организации, что в совокупности сподчинением силовых структур исключительно Политбюро и лично генеральномусекретарю дало возможность Сталину и его окружению создать бюрократическийрежим, в ряде своих черт сравнимый с тем, что появился в то же время вГермании.[15] Бюрократизм в СССР и в других странах социализма означал отчуждениебольшой массы рабочих от власти, от управления общими делами. Вместе сэтим отчуждением расцвели все характерные для бюрократизма явления:корпоративность, формализм, ведомственность, карьеризм, тщеславие,авторитарность. Бюрократизм в первых странах социализма приобрел большойразмах из-за разбухания государственного аппарата в результате чрезмерногоогосударствления средств производства и установления жёсткогогосударственного контроля над экономикой и всей общественной жизнью. Еслидаже считать такое огосударствление необходимым для решения задачпервоначального социалистического накопления, следует всё же признать, чтооно означало формальное обобществление производства. Но отчуждение рабочихот управления общими делами нельзя приписывать лишь своекорыстныминтересам, намерениям и деятельности самой бюрократии. Данное отчуждениебыло, в первую очередь, следствием реальной неспособности массы трудящихсяуправлять общими делами. Оно было следствием того, что общие деласоциалистического общества были для многих рабочих формально, а не реальнообщими.[16] Итак, можно сказать, что созданная советским режимом система льгот ипривилегий для высшего и среднего чиновничества, которая предоставлялачётко определённые блага в зависимости от места, занимаемого в иерархиивласти, стала неотъемлемой частью советского образа жизни. Такаябюрократическая система правления обеспечивала с переменным успехомвыполнение поставленных перед нею задач на многие годы. Основанный в 50-е гг. наиболее развитой в своей форме советский типполитической системы напоминал прежние бюрократические империи:государство стало единственным управляющим коллективным трудом,государственная бюрократия превратилась, по существу, в единственноепривилегированное сословие. В обществе советского типа образ жизни иуровни доходов различались по группам, но ни одна из них не являласьавтономной и не могла противопоставить себя другим.[17] И вот, приблизительно в 60-х гг. XX в. внешне незаметное, но активноевнутреннее разложение явилось неизбежным логическим следствием эволюциисоветской бюрократической системы правления. Она показала как недостаткивсех бюрократических систем мира, так и специфику российского путиразвития данной системы. Власть же по-российски в условиях радикальных изменений 90-х гг. –это, в определённой степени, малоэффективный процесс политического участия«масс», сопоставимый с советским периодом влияния граждан на системувласти. Сегодня такое положение дел в нашем обществе объясняетсяскачкообразными и быстрыми изменениями последних лет в социальной сфере,быстрым вовлечением разных общественных сил в политику, в то время какмедленно развиваются такие политические институты, которые адекватны этимсилам. Социальные отношения стали более сложными, но недостаточносвязанными между собой. Стремительным становлением «новых» сил были подорваны «старые»источники власти и старые политические институты, а «новые» на данныймомент находятся в стадии формирования.§ 3. Бюрократия и право Казалось бы, понятия «бюрократия» и «право» понятия вообщенесовместимые, но давайте рассмотрим данную проблему поближе. «Концепцияправа начинает означать постоянство, предсказуемость и равенство вприменении правил и решений. Вне зависимости от политического типаправления принцип верности закону в том или ином виде становится впередовых индустриальных демократиях общенародным требованием».[18] Изчего, таким образом, и вытекает взаимосвязь между правом и государством,правом и бюрократией. Однако мы знаем, что государственные власти невсегда опираются на закон, регулирующий и ограничивающий деятельностьостальных граждан. Даже современная история нашего государства даёт наммножество примеров, когда законы пишутся одними, а исполняются другими,хотя должны бы исполняться всеми. Имея возможность при помощи современных технических средствмоделировать массовое сознание и поведение (телевидение, СМИ, Интернет идр.), бюрократическая власть стремится превратить общество в свойпридаток. Право же в данных условиях становится произвольным творениемполитической элиты, а правосудие и политика уже выступают на её стороне, ане на стороне народа. Политбюрократическое право целесообразно, но крайненесовершенно. Рациональные идеи переделываются в иррациональные. Положениеполитики и суда противоречиво: они обязаны действовать в соответствии сформой закона, но вынуждены работать «целесообразно». В силу того, чтоцель – это не есть закон, а средство использования, то и целесообразное невсегда оказывается правовым. Здесь для бюрократического творчества открытывсе дороги. В России сейчас тоже не все элементы законодательства соответствуютновой Конституции. В таких случаях господствуют организационнаяцелесообразность или бюрократический произвол. Эти понятия близки посвоему значению. Ныне изменились лишь масштабы целесообразности, преждевсего, при распределении всей «государственной собственности» междуконкретными органами и лицами. Именно так целесообразность вырождается впроизвол. Он начинает господствовать там, где отсутствует возможностьобратиться к частному и позитивному праву.[19] Бюрократический режим неустанавливает правовых пределов ни для человека, ни для общества, ни длясебя, чем, собственно, и подготавливает своё разложение. Итак, теперь можно сказать, что вне зависимости от наличиясоответствующих норм Конституции чиновники играют важную политическуюроль. Но когда рушатся установленная правовая и политическая системы,администраторы становятся как бы «остаточными» её наследниками, создаваятем самым бюрократический абсолютизм, и это – ярко выраженный«современный» феномен.[20] Глава 3. Номенклатура, её происхождение и сущность§ 1. Рождение и формирование Номенклатура так же, как и бюрократия, не является явлением, неимеющим никаких исторических корней. Как Пётр ( не «изобрел» «Табель орангах», взяв готовые табели в Швеции, Дании и, частично, в Пруссии, такне «выдумал» номенклатуру и Сталин - номенклатурные положения были списанысо старых российских установлений. Так у дореволюционного чиновничестваможно заметить характерные номенклатурные признаки. Советскоечиновничество, помимо жалования, добилось некоторых прибавок к зарплате(«авоська» или столовая (( Главного управления, затем «квартирных»(чиновникам (-(( классов «казённая квартира с дровами, горничной...»), азатем - прогонных (транспортных) или «казённый выезд с кучером за счётказны»).[21] Но можно ли считать номенклатуру синонимом чиновничества илибюрократии? Действительно, в номенклатурной системе, как и вбюрократической, «каждый приписан к своему месту, каждый должен оставатьсятам до тех пор, пока это считают нужным».[22] Однако тогда не вписываетсяв представление о бюрократии, если говорить о ней с точки зрения Вебера,такое качество, как безответственность. Если бюрократия в идеале должнаобладать профессиональными навыками (знаниями, точностью и быстротойуправленческого процесса), то номенклатура ими не владеет вовсе. Ещё больше усугубляет разницу определяющая сила этих двухявлений. Чиновничество выполняет приказы государственных органов, тогдакак номенклатура сама диктует свою волю этим органам через решения,мнения и указания руководящих партийных инстанций. К тому же вноменклатуре нет характерной для бюрократии жёсткой иерархии рангов,обеспечивающей сравнимость чиновничьих постов в различных сферахгосударственной структуры. Но главное - в номенклатуре нет составляющегосуть чиновничества планомерного перемещения всех чиновников вверх поступенькам иерархической лестницы. Легко меняются специальности, кабинеты,но незыблемой остается принадлежность к номенклатуре.[23] Эта незыблемостьгарантируется самим особым порядком формирования номенклатуры. Итак,«номенклатура» - это буквально латинское слово «ном» (перечень имён илинаименований). Первоначально, при Сталине также, этим терминомобозначалось распределение функций между различными руководящимиорганами.[24] Таким образом, номенклатура - это перечень руководящихдолжностей в государственном аппарате и общественных организациях,замещение которых производит не начальник данного ведомства, а вышестоящийорган. В то же время этот термин обозначает и перечень лиц, которые такиедолжности замещают или же находятся в резерве для их замещения. После революции 1917 г. стало резко не хватать профессиональныхуправленцев. И тогда во власть двинулись все те, кто был недворянскогопроисхождения и вступил в правящую партию – это были главные условия длятого, чтобы запросто попасть во власть. Люди отбирались также по«политическим признакам». Эти признаки стали твёрдой и неизменной основойназначений на все ответственные посты в СССР. Следование при назначении«политическим признакам», на первый взгляд, нелогичное, объясняетсяследующей закономерностью назначать на посты людей, которые для работы наэтих постах абсолютно не подходят, чтобы каждый чувствовал, что занимаетместо не по праву, а по милости его руководства. «У нас незаменимых людейнет!» - это тезис товарища Сталина. Именно он стал так называемым«хозяином» «нового» класса – номенклатуры. Сталин вместе со своимаппаратом централизовал в своих руках дело назначения на наиболееответственные руководящие должности в стране своих людей. Сложившуюся новую обстановку в партийном аппарате Троцкий называет«бюрократизацией партии» и констатирует: «Партия живет на два этажа: вверхнем решают, а в нижнем только узнают о решениях».[25] Отношения междуСталиным и номенклатурной иерархией не исчерпывались преданностью своемувождю. Каждый старался выслужиться, причём, далеко не всегдабеспрекословным и отличным исполнением приказов. Сталин же мог вотдельности выгнать и ликвидировать любого, но пойти против всейноменклатуры в целом Сталин никак не мог.[26] Несмотря на то, что номенклатурный механизм уже был приведён вдействие, закрепления в нормативных документах он ещё не имел. Датойоформления номенклатуры можно считать 12 июня 1923 г., когда Оргбюро ЦКприняло постановление «О назначениях». В октябре 1923 г. ЦК партии вынесрешение об основных задачах учётно-распределительной работы, 16 ноября1925 г. Оргбюро приняло новое развёрнутое положение о порядке подбора иназначения работников.[27] Так называемые номенклатурные списки - это документы, скрывающиесущность механизмов господства и воспроизводства касты «руководителей», иоснованная на них система, запускающая эти механизмы. Создание такихдокументов не было обычной организационно-технической процедурой.[28] Онопредставляет собой важнейшую политическую и социальную акцию - рождениезамкнутого слоя власть имущих, «канонизированных» начальников всех уровнейвласти. Работа по совершенствованию процедуры пополнения номенклатуры иперемещения в ней продолжалась и далее. Про неё вспомнили сразу же послеВторой мировой Войны. Но в целом это были уже дополнения и уточнения,процесс рождения нового господствующего класса уже завершился.Номенклатура прочно взяла в свои руки власть в обществе и до 80-х гг.только модернизировалась. После 1970 г. постепенно исчезает в биографических данных высшейноменклатуры графа «социальное происхождение», такие сведениязасекречиваются. Скорее всего, это связано с появлением нового класса«служащих», разнородной смеси больших социальных групп. Это образование,оказавшееся между высшей номенклатурой и работниками материального идуховного производства, являлось непосредственным хранителем материальныхценностей, распорядителем рабочей силы и учётчиком рабочего времени. Этипризнаки и многочисленность позволяют говорить именно о классе. Показательны и изменения в образовательном уровне номенклатуры.Брежневская номенклатура, в основном, имеет техническое, военное илисельскохозяйственное образование. Хочу заметить, что юристы в рядахноменклатуры были большой редкостью. Их профессионализм был крайне опасенустановившемуся корпоративному режиму. Положение номенклатурного работника в 70-е гг. было более комфортным,чем в 30-е. Он ведь уже не жил в постоянном страхе за свой пост. Всталинское время насколько легко люди оказывались на вершине власти,настолько легко они могли быть от неё отстранены. Очень частым явлениембыли «чистки» как партийных рядов, так и госаппарата. При всех неудачахбыло традицией искать виновных – это «врагов народа», «вредителей» и др.«Перетряхивание» парт-, госаппарата, кооперативных и общественныхорганизаций проводилось в период с 1925 по 1932 гг. специальнымикомиссиями из представителей партийных, профсоюзных и советских органов.«Вычищено» было примерно 10 % от общего числа проверенных. От «чисток» перешли к более радикальным мерам - репрессиям, которыекоснулись всех слоёв общества. Это были самые сложные годы дляноменклатуры. Репрессии действительно оказались сильным потрясением дляноменклатуры, запомнившей, что власть её не вечна. Поэтому особенно важнойвехой в истории номенклатуры стало подчинение ей КГБ. Верхушканоменклатуры продолжала следить за тем, чтобы органы не вышли из-под еёконтроля, что явилось наиболее важным шагом к неотчуждаемостиноменклатуры. К этому времени в номенклатуре вырастает классовое сознание,она чувствует свою общность. Как замкнутая каста, правящий класс СССРначинает переходить к самовоспроизводству. Номенклатурная должность ненаследуется, но принадлежность к классу номенклатуры становится фактическинаследственной. Ещё одной характерной чертой номенклатуры было обладаниеразличными «благами», недоступными простым советским гражданам. Списокэтих благ довольно обширен: бесплатные или льготные путёвки в дома отдыхаи санатории, предоставление квартир в домах повышенной благоустроенности,спецбольницы и поликлиники, госдачи и т.д.§ 2. Главное в номенклатуре - власть Так как номенклатура – это «управляющие», то функция управления – этостержень номенклатуры. Исторический путь развития этого класса проходит отзахвата государственной власти до господства и в сфере производства.Номенклатура осуществляет в первую очередь политическое руководствообществом, а руководство материальным производством является для неёвторостепенной задачей. Политическое управление – это наиболеесущественная функция номенклатуры. Она обеспечивает всю полноту власти в обществе, все выполняемыерешения в стране принимаются именно ею. Каждый номенклатурщик имеет свойотведённый ему участок властвования. Данная система очень похожа нафеодализм: вассал – сюзерен. У каждого вассала своё владение, на которомон – полноправный хозяин. Ещё раз повторю: главное в номенклатуре –власть, а не собственность. Она стоит над законом. Тот, кто по счастливомустечению обстоятельств оказался в номенклатуре, может считать, чтоостанется в ней прочно. Господство каждого класса всегда было властью незначительногоменьшинства над огромным большинством. Обеспечение устойчивости такойсистемы требует многообразных тщательно продуманных мер. Это и прямоенасилие над недовольными, и угроза его применения в отношениипотенциальных противников, и экономическое давление и поощрение, и не впоследнюю очередь – маскировка, скрывание подлинных отношений в обществе.Господствующий класс всегда стремился скрыть факт своего господства.Трудно сказать, где границы «нового класса». Номенклатура – та организованная Сталиным и его аппаратом «дружина»,которая научилась властвовать. Как происходит принятие решения во властной структуре? А вот как:инициатива его подготовки и принятия может исходить как от какого-либоведомства, которое находится в сфере власти данного парткомитета, так исверху, т.е. от самого бюро, секретариата или вышестоящего органа.Естественно, при разработке решения никто не станет советоваться сюристами – это вовсе не выгодно. К тому же, дефицит юристов в высших слояхвласти ощущался очень сильно. Они были попросту не нужны власти. Решениябыли обязательны для исполнения всеми, причём, даже какое-либо мало-мальски серьёзное дело в организации или предприятии требовало одобрениясверху. Руководящие органы номенклатуры всегда цепко держались за своюмонополию принятия решений. Участие партаппарата в принятии решений шлонамного дальше подготовки проектов. Ведь есть немало вопросов, которыесчитаются слишком мелкими для того, чтобы их решали крупные органы власти.Так зачем же их загружать ими, если многое можно решить быстро, безволокиты, на местах? Номенклатурщики, не входящие в состав бюро,секретариата и в партаапарат, тоже осуществляют власть, но в пределах,очерчённых политическими решениями руководящих органов класса номенклатурыи указаниями аппарата.§ 3. Паразитизм номенклатуры как класса Номенклатура — типичный служилый класс. Такой класс представляло собойв своё время в феодальном обществе сначала боярство, а затем — дворянство.Все члены класса номенклатуры являются формально служащими. Они занимаютопределённые — неизменно руководящие — посты в партийном и государственномаппарате. То, что они выглядят службистами, и позволяет номенклатурщикаммаскироваться под служащих. Номенклатура служит. Но работает ли она?[29] Если она не работает, то в этом виноваты вовсе не люди, а сама системасоциализма. В условиях абсолютной монополии нет нужды стараться иработать. Занятие этих людей – построение своей собственной карьеры,собственной жизни, а вовсе не судьбы людей и всего общества в целом.Паразитизм поражает любой господствующий класс. Класс же номенклатурыособенно подвержен паразитическому перерождению. Исторический опыт показывает, что с течением времени польза,получаемая обществом от деятельности господствующего класса, постепенноуменьшается, а цена, которую общество уплачивает за эту деятельность,возрастает. Однако наступает момент, когда рентабельность становитсянулевой, а затем отрицательной величиной: издержки общества нагосподствующий класс начинают превышать его взнос в благосостояниеобщества. С этого момента нужно говорить уже не о тенденции к паразитизму,а о самом паразитизме господствующего класса. Класс номенклатуры сталклассом-паразитом, наносящим обществу ущерб. История свидетельствует, чтов таком случае общество начинает всё более активно бороться заосвобождение от господствующего класса-паразита, и в конечном счётенепременно добивается успеха. Цена правления класса номенклатуры в СССРвелика и тягостна. Наиболее мрачная часть этой цены — десятки миллионов человеческихжизней, загубленных номенклатурой. Здесь и миллионы истребленныхноменклатурными органами госбезопасности; и миллионы умерших от голода повине номенклатуры; и миллионы погибших в борьбе за её власть. Здесь многиемиллионы человеческих судеб, искалеченных диктатурой номенклатуры. Если быудалось подсчитать все эти миллионы, цифра оказалась бы ужасающей. Немалаядоля в этой части цены — военные жертвы. Я считаю, что неверно также думать, что господство номенклатуры непринесло обществу в Советском Союзе ровно ничего положительного. Возможно,что, не будь номенклатуры, тяжелая промышленность в России оказалась быменее развитой, нежели сейчас. Зато были бы развиты намного лучше, чемтеперь, производство товаров народного потребления, лёгкая промышленностьи пищевая промышленность. Положительно следует оценить также то, что вСоветском Союзе была низка плата за жильё, за пользование транспортом, чтобыло бесплатным медицинское обслуживание, что существовало множество домовотдыха и санаториев, что были относительно недороги книги, билеты в театрыи кино. В Советском Союзе номенклатура неплохо организовала научно-исследовательскую работу. Советские школы — начальная, средняя и высшая —выпускали высокообразованных людей. Система образования была самойпередовой в мире. До сих пор из постсоветской России идёт интенсивноеперекачивание «мозгов» на «просвещённый» и высокотехнологичный Запад, нашинаучные работники практически из всех отраслей науки востребованы по всемумиру. Распад номенклатуры произошёл в два этапа. 15 октября 1989 г. в газете«Правда» было объявлено, что комиссия ЦК КПСС по вопросам партийногостроительства и кадровой политики приняла решение о демонтаженоменклатурного механизма, об упразднении «учётно-контрольнойноменклатуры». С августа 1991 г. высшая партократия была лишенаофициального списочно-номенклатурного принципа власти. Распад номенклатуры проявился, главным образом, в крахе её ядра -уникального образования Партия-Государство, которое потеряло своюважнейшую функцию - организаторскую. Конкретно номенклатура – класс новый, возникший в XX в. Но по сутисвоей это очень древний класс, который, как я уже упоминала, многократносоздавался в разные эпохи в качестве господствующего класса там, гдеприменялись метод тотального управления обществом и его эксплуатация силойгосударства.§ 4. Будущее номенклатуры Невелика историческая продолжительность жизни номенклатуры. Всему насвете бывает конец, не увернуться от него и номенклатуре. К этому концуведут 2 пути: эволюционный и революционный. Первый путь – это перерастание диктатуры номенклатуры впосленоменклатурный строй. Это путь, не связанный с материальными ичеловеческими жертвами. Самым кровопролитным и разрушительным путём к устранению диктатурыноменклатуры была бы война. Этого можно избежать, подтолкнув номенклатурук пути мирной эволюции. А поскольку уговорить её не удастся, надо создатьситуацию, в которой собственные эгоистические интересы номенклатурызаставили бы её предпочесть мирный путь как наиболее приемлемый.[30] Необходима замена номенклатурно-бюрократического государствагосударством демократическим. Не надо создавать видимость борьбы сноменклатурой, как делал Ельцин в 1990 г. Её необходимо поставить на томесто, где она должна быть в здоровом государстве. Она должна жить жизньюнарода. Порочная на корню вся система жизнеобеспечения, льгот и привилегийдолжна быть отменена. Единственным источником дохода должна быть зарплата,пусть и достаточно высокая. Если хотите жить как в развитых странах,ставьте власть в те же условия. Личные интересы чиновников и депутатовдолжны во многом совпадать с интересами рядовых граждан. Только тогдаможно надеяться на серьёзные улучшение жизни. Дело за появлением таких политических сил, которые возьмут этуцель на вооружение.[31]§ 5. Взаимосвязь бюрократии и номенклатуры И бюрократия, и номенклатура – обе эти структуры принадлежат кполитической элите общества. В советское время официально считалось, чтоэлиты в СССР нет и быть не может, а общество поделено на классы рабочих икрестьян и рекрутируемой из них прослойки интеллигенции, т.е. имело местообщество, не расколотое на враждебные классы. Согласно цитируемым М.Восленским данным, в 1939 г. рабочие и служащие составляли 50,2% (в т. ч.рабочие — 33,7%), колхозное крестьянство — 47,2%, и только 2,6% составляликрестьяне единоличники. В этом трёхчленом сталинском делении оказалисьзатушёванными такие социальные группы как управляемые и управляющие. М.Восленский приводит высказывания философа Н. Бердяева, что «диктатурапролетариата... развивает колоссальную бюрократию, которая... есть новыйпривилегированный класс». Далее он ссылается на опубликованные в 1957 г.исследования югославского политика М. Джиласа: «... в социалистическихстранах правящая элита — это новый господствующий класс партийнойбюрократии». Крах социализма привёл не только к реальным изменениям врежиме, но и к «замене номенклатуры — «передового слоя» всех социальныхячеек, институтов государственной власти и общественнойсамоорганизации».[32] Этапы развития правящей элиты в России были следующие: 1) 1917 — начало 20-х годов. Приход к власти профессиональных революционеров — ленинской гвардии и подмена институтов государственной власти партийными инстанциями, т.е. установление монопольной власти компартии. 2) Начало 20-х — конец 30-х гг. Превращение правящей элиты в господствующий класс советского общества. Развитие института номенклатуры — иерархии должностей, назначение на которые требует согласования с партийными инстанциями. Замена профессиональных революционеров партийной номенклатурой. 3) Начало 40-х — середина 80-х гг. Сохранение однородности политической элиты, постепенное (начиная с середины 60-х гг.) её вырождение, старение номенклатуры, замедление ротации элиты, что сопутствовало к началу 80-х гг. "застою" экономики. 4) Начало перестройки — 1990 г. Обновление союзной политической элиты путем замены номенклатурного назначения легитимной процедурой выборов. Уход компартии на периферию политической жизни. Номенклатура появилась в результате замещения самодеятельности класса-гегемона деятельностью партийных организаторов. Это — принцип организацииноменклатуры, и ведёт, соответственно, к дублированию государственныхорганов, аппаратов, правил. Беспартийные ячейки социалистического обществазамещаются парторганизациями, номенклатурный отбор замещает выборыдепутатов в Советы. Таким образом, советская политическая система строиласьпо принципу «двойного дна», заключающегося в следующем: официальные органывласти исполняли не те функции, которые были заявлены конституцией страны;структуры, действительно принимавшие государственные решения, скрывались заширмой официальных органов власти, прерогативой которых было неосуществление власти, а лишь легитимизация решений высших партийныхинстанций. Весьма точным показателем связи официального государственногооргана с партией является присутствие в нём лиц, одновременно входящих всостав высшего партийного руководства. Осуществление принципа «двойногодна» можно отчётливо увидеть в совмещении постов в советской элите.Политическая элита в целом была однородной как с точки зренияпредставительства секторов, так и с точки зрения отдельных характеристик.Легитимизировавшись в постсталинский период, советская администрация непревратилась в европейскую бюрократию, а создала особый тип чиновничества -номенклатуру, где всё строилось не на деловых качествах, а на личныхсвязях, личной преданности и энергии, с которой нижестоящий выполнялраспоряжения вышестоящего. И поскольку партия стояла над государством, былаего костяком, о законности в строгом смысле слова не могло быть и речи.Восстановлены были худшие черты антиевропейской самодержавной бюрократии.Справедливы слова современного западного правоведа - Альтинга фон Гейзенау:«Под ярмом вездесущей администрации самодержавного или тоталитарного строябыло только две возможности: либо послушание, либо бунт. Лишённаяполитической легитимности, сама администрация могла быть лишь всемогущей ирепрессивной или же бессильной и впадающей в хаос».[33] Номенклатурапредставляет собой специфическую группу в составе правящей элиты, включая ибольшую часть государственной бюрократии, доминантой, идеологическойустановкой которой является использование власти для достижения личногосоциального и материального благополучия. Последний советский период,получивший название «застоя», может быть назван периодом вырождения элиты.Прогрессистки настроенная часть советской номенклатуры и, прежде всего,средние и только начавшие подъём по карьерной лестнице нижние слоигосударственной бюрократии были заинтересованы в скорейшем устранениизакостенелых высших руководящих слоёв. Уже в ходе революционных событий1991 - 1993 гг. начался процесс формирования новой российскойгосударственной бюрократии, которая достаточно быстро стала приобретатьноменклатурные очертания. Представители прогрессистской части советскойноменклатуры, пришедшие во власть вместе с представителями демократическогодвижения, воссоздали в президентских и правительственных структурах,сформированных после избрания Б. Ельцина в июне 1991 г. ПрезидентомРоссийской Федерации, органически присущие им номенклатурные методы имеханизмы межличностных взаимодействий и кулуарного принятия управленческихрешений.[34] Российская номенклатура достаточно быстро освоилась иадаптировалась к условиям новой конституционной модели и, что самоеглавное, достигла своей главной изначальной цели - пришла к власти в странеи практически полностью овладела всеми рычагами управления государством.Новая российской номенклатура, представляющая собой тесное переплетениегосударственной бюрократии и бизнес-элиты и уходящая корнями в советскуюноменклатуру, стала главным политическим актором олигархического типа нароссийской политической сцене в наше время. Заключение Итак, я разобрала проблему бюрократизма и номенклатуры: рассказала опроисхождении терминов этих структур; определила их сущность; изучиламножество точек зрения и взглядов на проблему данных структур; поэтапноизложила их возникновение, развитие; попыталась сделать прогнозы набудущее бюрократии и номенклатуры; определила взаимосвязь между ними. Мною было изучено огромное количество литературы на выбранную тему. Всвоей работе я постаралась максимально ёмко, чётко и качественно изложитьвсе знания, полученные мною в процессе изучения материалов по даннойпроблеме. Практический смысл и ценность исследования проблемы бюрократизма иноменклатуры заключается в том, что на сегодняшний день данная тема оченьактуальна, она прямо относится к государственному строю, а управлениегосударством требует всестороннего изучения и постоянного наблюдения заразвитием данных классов общества. Бюрократия и номенклатура всегда былиочень влиятельными частями общества, поэтому от их деятельности многоезависело и зависит до сих пор, а их изучение, исследования, проводимыеразличными учёными и другими научными ячейками общества, помогают обществуи государству быть в курсе происходящего, дают информацию к размышлению, атакже позволяют официальным государственным структурам следить заразвитием бюрократии и номенклатуры и разрабатывать методы по борьбе сусилением влияния этих классов.БиблиографияНормативные акты: 1) Федеральный закон о системе государственной службы Российской Федерации от 27.05.2003 № 58-ФЗ // Российская газета. – 2003. - № 25. – С. 12.Литература: 2) Альтинг фон Гейзенау Франц. Как совершить переход к правовому обществу? / Альтинг фон Гейзенау Франц. - М., 1997. - С. 30. 3) Арон, Р. Демократия и тоталитаризм / Р. Арон. – М., 1993. – С. 251. 4) Афанасьев, М. Н. Правящие элиты и государственность посттоталитарной России / М.Н. Афанасьев. – М., 1996. – С. 239. 5) Битем, Д. Бюрократия / Д. Битем // Социологический журнал.- 1997. - № 4. - С. 68. 6) Восленский, М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза / М.С. Восленский. – М.: Советская Россия, 1991. – 624 с. 7) Давыдов, Ю.М. Вебер и Ленин: кто прав? / Ю.М. Давыдов // Диалог. – 1991. - № 15. – С. 54. 8) Замалеев, А.Ф., Осипов, И.Д. Русская политология: обзор основных направлений / А.Ф. Замалеев, И.Д. Осипов. - СПб.: Мысль. - 1994. – 482 с. 9) Ионин, Л.Н. Конец бюрократической утопии? / Л.Н. Ионин // Знание – сила. - 1988. - № 10. - С. 4. 10) Коржихина, Т.П., Сенин, А.С. История российской государственности / Т.П. Коржихина, А.С. Сенин. - М.: Весть, 1995. – 540 с. 11) Коржихина, Т.П., Фигатнер, Ю.Ю. Советская номенклатура: становление, механизмы действия / Т.П. Коржихина, Ю.Ю. Фигатнер // Вопросы истории. - 1993. - №7. - С. 25. 12) Ледони, Д.П. Правящий класс России: характерная модель / Д.П. Ледони // Сравнительная политология. – 1993. - № 3. – С. 179. 13) Макаренко, В.П. Бюрократия и государство / В.П. Макаренко. - Ростов-на-Дону: Слияние, - 1987. – 209 с. 14) Макарин, А.В. Бюрократия в системе политической власти / А.В. Макарин. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2000. – 156 с. 15) Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд., - Т. 1. - С. 270 - 271. 16) Мизес Людвиг фон. Социализм: экономический и социологический анализ / Людвиг фон Мизес. - М.: Юрист, 1993. – 238 с. 17) Нисевич, Ю.А. Номенклатурный апокалипсис / Ю.А. Нисевич. – М., 2003. – С. 9. 18) Пастухов, В.Б. От номенклатуры к буржуазии: «новые русские» / В.Б. Пастухов // Политические исследования. - 1993. - № 2. - С. 49. 19) Пастухов, В.Б. Три времени России. Общество и государство в прошлом – настоящем – будущем / В.Б. Пастухов. - М.: Юристъ, 1994. – 347 с. 20) Периклис, П. Бюрократизм и социалистические перевороты XX в. / П. Периклис. - М., 1996. - 23 с. 21) Рейсмен, В.М. Скрытая ложь. Взятки: «Крестовые походы» и реформы / В.М. Рейсмен. - М.: Слово, - 1988. – 390 с. 22) Риггс, Ф.У. Непрочность режимов «третьего мира» / Ф.У. Риггс // Сравнительная политология. - 1993. - № 3. - С. 67. 23) Сироткин, В.Г. Номенклатура в историческом разрезе. Через тернии / В.Г. Сироткин. - М., - 1990. - С. 315. 24) Сироткин В.Г. Новое наступление номенклатуры. - http://rosnom.narod.ru/Doc/T31/htm 25) Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова, М.С. Гилярова, П.Н. Федосеева. – М.: Советская энциклопедия, 1982. – 1598 с. 26) Тихомиров, Л.А. Монархическая государственность / Л.А. Тихомиров. – СПб., 1993. – С. 262. 27) Троцкий Л., Преданная революция / Л. Троцкий. – М.: Политиздат, 1991. – 390 с. 28) Троцкий, Л. Новый курс / Л. Троцкий. - М., 1923. - С.12. 29) Философская мысль в афоризмах IV – XVIII вв. / Под ред. Л.Е. Лавренова. – СПб.: Паритет, 1999. – 352 с.-----------------------[1] Битем Д. Бюрократия // Социологический журнал. - 1997. - № 4. - С. 68.[2] См. Тихомиров, Л.А. Монархическая государственность. - СПб., 1993. - С.262.[3] Пастухов В.Б. Указ. соч. - С. 79-80.[4] Там же. - С. 80.[5] См. Сироткин В.Г. Номенклатура в историческом разрезе. Через тернии. -М., - 1990. - С. 315.[6] См. Ледони Д.П. Правящий класс России: характерная модель //Сравнительная политология. - 1993. - № 3. - С. 179.[7] Макарин, А.В. Бюрократия в системе политической власти. - СПб., 2000. -С. 54.[8] Пастухов В.Б. Три времени России. Общество и государство в прошлом –настоящем – будущем. - М., 1994. - С. 63.[9] Арон, Р. Демократия и тоталитаризм. - М., 1993. - С. 251.[10] См. Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. Русская политология: обзор основныхнаправлений. - СПб., 1994. - С. 159.[11] См. Давыдов Ю. Вебер и Ленин: кто прав? // Диалог. - 1991. - № 15. -С. 54.[12] См. Троцкий Л. Преданная революция. - М., 1991. - С. 249.[13] Пастухов В.Б. От номенклатуры к буржуазии: «новые русские» //Политические исследования. - 1993. - № 2. - С. 49.[14] См. Сироткин В.Г. Указ. соч. - С. 306.[15] См. Макарин А.В. Указ. соч. - С. 133.[16] См. Периклис П. Бюрократизм и социалистические перевороты XX в. - М.,1996. - С. 234[17] См. Арон Р. Указ. соч. - С. 252.[18] Рейсмен В.М. Скрытая ложь. Взятки: «Крестовые походы» и реформы. - М.,1988. - С. 23.[19] См. Ионин Л. Конец бюрократической утопии? // Знание – сила. - 1988. -№ 10. - С. 4.[20] См. Риггс Ф.У. Непрочность режимов «третьего мира» // Сравнительнаяполитология. - 1993. - № 3. - С. 67.[21] Сироткин В.Г. Указ. соч. - С. 315.[22] Мизес Людвиг фон. Социализм: экономический и социологический анализ. -М., 1993, - С. 124.[23] См. Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс СоветскогоСоюза. - М., 1991, - С. 132[24] Там же, с.82[25] См. Троцкий Л. Новый курс. - М., 1923. - С.12[26] См. Вослениский М.С. Указ. соч. - С. 89.[27] См. Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. -М., 1995, - С. 245.[28] См. Коржихина Т.П., Фигатнер Ю.Ю. Советская номенклатура: становление,механизмы действия // Вопросы истории. - 1993. - №7. - С. 25.[29] Там же. - С. 489.[30] Восленский М.С. Указ. соч. – С. 610.[31]См. Сироткин В.Г. Новое наступление номенклатуры. -http://rosnom.narod.ru/Doc/T31/htm[32] См. Афанасьев М. Н. Правящие элиты и государственностьпосттоталитарной России. – М., 1996. - С. 239.[33] Альтинг фон Гейзенау Франц. Как совершить переход к правовомуобществу? - М., 1997. - С. 30.[34] Ю. Нисневич. Номенклатурный апокалипсис. – М., 2003. – С. 9.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Бюрократизм и номенклатура» iconКурсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на тему:...

Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Бюрократизм и номенклатура» iconКурсовая работа по дисциплине «теория государства и права» Тема:...

Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Бюрократизм и номенклатура» iconКурсовая работа по предмету теория государства и права на тему: «Теория разделения властей»

Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Бюрократизм и номенклатура» iconКурсовая работа по курсу «теория государства и права» на тему «система права»

Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Бюрократизм и номенклатура» iconКурсовая работа по курсу «теория государства и права» на тему «система права»

Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Бюрократизм и номенклатура» iconКурсовая работа является одной из важнейших форм самостоятельной...
Не «Теория государства и права» предусматривается на первом курсе обучения. Тематика и методические рекомендации по выполнению курсовых...

Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Бюрократизм и номенклатура» iconКурсовая работа по предмету «Теория государства и права» на тему: «Юридическая ответственность»

Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Бюрократизм и номенклатура» iconКурсовая работа по курсу: «теория государства и права» на тему: «государственное устройство»

Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Бюрократизм и номенклатура» iconКурсовая работа по дисциплине «Теория Государства и право» на тему:...

Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Бюрократизм и номенклатура» iconРеферат по дисциплине: «Теория государства и права» на тему: «Методология...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<