Педагогические аксиомы православного воспитания




Скачать 53.43 Kb.
НазваниеПедагогические аксиомы православного воспитания
Дата публикации28.12.2013
Размер53.43 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Право > Документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АКСИОМЫ ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ

(Из десятилетнего опыта Азовского педагогического лицея)
А.А. Остапенко
Азовский государственный педагогический лицей – ровесник Кирилло-Мефодиевских чтений и через месяц отмечает своё десятилетие. Сегодняшний Азовский педлицей – это детсад с разновозрастными группами, это общеобразовательная школа с профильными педагогическими классами, это представительство государственного педагогического вуза с очным и заочным отделениями и аспирантурой, это школа искусств с музыкальным, художественно-прикладным и хореографическим отделениями, это разветвленная сеть спортивных секций и клубов, это филиал в райцентре с дошкольной студией «Грамотей» и основной однокомплектной школой, это краевая научно-исследовательская лаборатория непрерывного образования, это региональное представительство крупнейшего в стране журнального педагогического издательства «Народное образование».

Все эти годы коллектив лицея связывает узы сотрудничества сначала со Свято-Скорбященским храмом Краснодара и его настоятелем протоиереем Алексием Касатиковым, потом с епархиальным научно-методическим миссионерским центром и его руководителем А.Э. Шпаковым. А сегодня лицей неразрывно связан с созданным четыре года назад православным приходом Свято-Георгиевского храма нашей станицы Азовской и его настоятелем иереем Сергием Беликовым. Священник в стенах лицея – явление привычное. За годы сотрудничества была проведена огромная работа по созданию православно-ориентированной образовательной среды, по воцерковлению учителей, учеников и их родителей.

В лицее стали традиционными богословские встречи и дискуссии для учителей, старшеклассников, их родителей и прихожан. Гостями лицея за последние годы были известный богослов диакон Андрей Кураев, известный православный педагог протоиерей Евгений Шестун. Совместно с епархиальным научно-методическим миссионерским центром проводятся регулярные встречи у школьного камина. Это и диалоги об иконе с художником Ю. Н. Найдёновым, это и вечера духовной песни с диаконом Михаилом Околотом, это и телепаломнические вечера-путешествия по святым местам Кубани с В.И. Лихоносовым, это и научно-богословские дискуссии с протоиереем Алексием Касатиковым, это и вечера русской и сербской духовной песни с А.Э. Шпаковым и многое другое, что вошло в дух и деятельность лицея. Для студентов, обучающихся на базе лицея обязательно читается спецкурс «Основы православного мировоззрения». Что это даёт?

В первую очередь православная ориентация лицея дала возможность руководству и педагогическому коллективу лицея выработать ясные и чёткие цели и ориентиры воспитательной работы. А для этого пришлось разобраться с тем, в чём мы принципиально не согласны с официальными воспитательными установками. А именно:

  1. Отказ государства от идеологии в воспитании, на наш взгляд, привёл к потере идеалов, которые должны быть образцами для нравственных устремлений воспитанников. Данная брешь тут же была заполнена другими образцами. И сейчас уже никого не удивишь тем, что десятилетний ребёнок мечтает быть похожим на Рембо или хочет стать рэкетиром. Произошло смещение понятия нормы добра и зла, и, увы, не в сторону добра.

  2. Зачастую воспитательная деятельность педагога является бесцельной для воспитанника. Это происходит либо по причине навязанности цели воспитаннику педагогом, либо по причине того, что цель педагога, взрослого сводится к тому, чтобы «занять», «заполнить» досуг, «охватить» какой-либо деятельностью. Часто мероприятия проводятся для детей и не становятся событиями их жизни. Их «отбывают», «отсиживают» (или «отстаивают») а не проживают. Их цель в лучшем случае известна только педагогу.

  3. Антихристианская установка на воспитание конкурентноспособной личности почти заменила установку заботы и доминанты на другого, установка потребления заменила установку даяния. Это привело, с одной стороны, к инфантилизации общества, которую мы понимаем как утерю роста ответственности, а значит взросления, и, с другой стороны, к замене понятных установок любви, дружбы, заботы и уважения лукавой установкой толерантности и лояльности.

  4. Педагогика толерантности с её основным лозунгом «Мы все равны!» порождает, на наш взгляд, ложное с православной точки зрения понимание справедливости как равного отношения к разным людям.

  5. Абсолютное большинство воспитательных программ (а соответственно и средств, выделяемых на них) направлены на борьбу с пороками (наркоманией, преступностью и пр.), а не на поддержку добродетелей, на борьбу со злом, а не на возделывание добра. Акцент, на наш взгляд, должен преобладать не на фиксации результатов борьбы с пороками, а на фиксации результатов достижения добродетелей.

Православное понимание воспитание позволило сформулировать основые педагогические аксиомы воспитательной работы. Может быть кому-то они могут показаться спорными, но для нас они являются очевидными, а поэтому действенными. Они таковы.

  1. ^ Целенаправленная деятельность есть условие наполненности жизни событийностью, бесцельная деятельность есть источник суеты или скуки.

  2. Принятая душой и/или самостоятельно сформулированная цель (мечта, план) является обязательным условием стремления к её достижению, в то время как навязанная цель освобождает от ответственности за её достижение.

  3. Возможности нравственного становления разных людей, разных коллективов различны и неравны, поэтому справедливыми являются разные отношения к разным людям, к разным коллективам. По словам святителя Иоанна Златоуста «Нельзя со всеми обращаться одинаковым образом, так же как врачам нельзя всех больных лечить одним способом, а кормчему знать лишь одно средство для борьбы с ветрами».

  4. Неодинаковость, неравенство возможностей исключает обязательную соревновательность (конкурентность), которая является источником страстей и не способствует нравственному становлению, как отдельного человека, так и коллектива. Добровольность участия воспитанника или коллектива в том или ином событии исключает или в максимальной степени снижает риск ухудшения отношений в коллективе школы, так как возможный неуспех не является в таком случае объектом оценки. При этом любой общественно значимый успех должен быть замечен, положительно оценён, отмечен и признан школьным сообществом.

  5. Нравственное становление человека происходит в условиях даяния (а не потребления) другому, в условиях «доминанты на другого» (А.А. Ухтомский). Следовательно «ведущим видом деятельности» воспитанника, дающей нравственный рост, является забота о другом.

При таком подходе становится понятной и очевидной цель воспитания, которая состоит в восстановлении полноты, исцелении, спасении человека, цельности его душевного и духовного здоровья. А это путь к «здравию как отсутствию недуга, болезни» (В.И. Даль). И тогда трудно не согласиться с профессором МДАиС А.И. Осиповым, утверждающим, что такая цель воспитания обуславливает две простые воспитательные задачи: «а) поверить в то, что человек «болен», и его надо «лечить»; б) научить человека бороться со всем дурным, что есть в нём самом». По его же словам, вся разница в воспитательных подходах состоит в том, что «больной ищет здоровья (а значит, ищет пути, как стать лучше, чище, добрее), а здоровый ищет наслаждений, удовольствий и развлечений (которые вряд ли делают человека лучше)».

Да, человеку (а тем более ребёнку) очень трудно согласиться с тем, что он не вполне здоров, с тем, что он не полноценен. Но, на наш взгляд, это единственный путь для достижения понятной воспитательной цели: восстановления полноты (полноценности) человека, исцеления (восстановления цельности) человека. Наш путь – это путь искоренения ущербности, греховности человека при помощи его собственных волевых усилий. А растущий, восстанавливающий себя человек, становится достойным…

* * *

…На августовской учительской конференции мне довелось встретиться с директором одного из «продвинутых» лицеев края, который гордо говорил о том, что его ученики успешно поступили на престижные факультеты МГУ. В ответ я заметил, что наши выпускники стали поступать в духовные семинарии. Он не понял и недоуменно пожал плечами.

А через день на линейке, посвящённой началу учебного года, учащих и учащихся нашего лицея благословлял настоятель нашего азовского станичного храма священник Сергий Беликов. Я понимал, что, если бы это видел упомянутый директор, он недоумевал бы ещё больше.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагогические аксиомы православного воспитания iconПедагогические риски семейного воспитания
Одной из актуальных проблем в современной психологии является проблема воспитания в семье. Цель данной работы – характеристика воспитания...

Педагогические аксиомы православного воспитания iconПедагогические сочинения. Том 6: Дошкольное воспитание; Вопросы семейного воспитания и быта
Педагогические сочинения. Том 6: Дошкольное воспитание; Вопросы семейного воспитания и быта [Под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова,...

Педагогические аксиомы православного воспитания iconПримерная программа православного воспитания детей дошкольного возраста
Ведущий референт Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата Алексеева Алла Сергеевна

Педагогические аксиомы православного воспитания iconАнтиномии как принципы православного воспитания или основания догматической педагогики
Главный специалист научно-методического миссионерского центра Екатеринодарской и Кубанской епархии, кандидат педагогических наук

Педагогические аксиомы православного воспитания iconКолесник Ю. Л. викладач Донбаського державного технічного університету...
В статье рассматривается проблема морально-экологического воспитания; представлены педагогические технологии морально-экологического...

Педагогические аксиомы православного воспитания iconЗаконодательные акты Украины в области образования и нормативно-правовые...
Методики, прогрессивные педагогические технологии обучения и воспитания учащихся

Педагогические аксиомы православного воспитания iconСравнительная педагогика. Педагогические исследования в великобритании...
Педагогические исследования в Великобритании осуществляются в основном в университетах, частично в научно-исследовательских организациях;...

Педагогические аксиомы православного воспитания iconГуманистическая роль образования: Церковь и воспитание
Новые, небывалые прежде обстоятельства по-иному расставляют акценты, выявляют непривычное и незнакомое в вещах и людях. Однако, как...

Педагогические аксиомы православного воспитания iconИз опыта духовно-нравственного воспитания
Каково содержание деятельности обычного детского лагеря пусть даже в его самом престижном варианте? Это компьютерные и другие игры,...

Педагогические аксиомы православного воспитания iconДоклад по теме: «Теория и методика воспитания»
Понятие методов воспитания. Какая существует система общих методов воспитания? Рассмотрение общих причин, которые определяют выбор...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<