Реферат По дисциплине «Философия» На тему: «Идеальное государство Платона»




Скачать 147.31 Kb.
НазваниеРеферат По дисциплине «Философия» На тему: «Идеальное государство Платона»
Дата публикации31.12.2013
Размер147.31 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Право > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Идеальное государство Платона

Реферат По дисциплине «Философия» На тему: «Идеальное государство Платона»Выполнил студентДневной формы обученияСпециальности менеджмент организацииСпециализации предпринимательство2 курса 1 группы_________ , Новгородцев А. А.Руководитель работыКрицкая Н. Л. Москва 2002 г. Содержание О Платоне 2 «Государство». Введение. 4 Теория идей. 6 Идеальное государство. 8 Заключение. 12 Список литературы 13О Платоне Платон и Аристотель были самыми влиятельными из всех древних,средневековых и современных философов; из них наибольшее влияние напоследующие эпохи оказал Платон. Самыми важными проблемами в философии Платона являются: во-первых, егоутопия, которая была самой ранней из длинного ряда утопий; во-вторых, еготеория идей, представлявшая собой первую попытку взяться за до сих порнеразрешенную проблему универсалий; в-третьих, его аргументы в пользубессмертия; в-четвертых, его космогония; в-пятых, его концепция познания.Нижу будет рассмотрен вопрос построения идеального государства. Платон родился в Афинах в 428 - 427 гг. до н.э. Его настоящее имя –Аристокл, Платон – псевдоним, которому он обязан своим мощным телом; подругим сведениям, он получил его, благодаря размашистому стилю и широкомулбу («платос» по-гречески означает полноту, широту, просторность). Отец егоимел среди предков царя Кодра, мать гордилась своим родством с Солоном. Инам понятно, что для Платона с младых лет открывалась поистине идеальнаяперспектива политической жизни: рождение, образование, личные склонности,все продвигало его в одном направлении. Все эти биографические данныесущественны, ибо вошли в ткань его мышления. Аристотель сообщает, что Платон поначалу был учеником Кратила(последователя Гераклита), и лишь позже – Сократа (встреча с учителемпроизошла в возрасте около 20 лет). Ясно, что Платон последовал за Сократомпервоначально по тем же соображениям, что и другие юноши, т.е. не за тем,чтобы сделать философию целью своей жизни, а чтобы лучше приуготовить себяк политической жизни. Однако события придали жизни Платона совсем инойсмысл. Первое непосредственное включение Платона в политическую жизньотносится к 404 - 403 гг. до н.э., когда аристократия пришла к власти, идвое его родственников – Хармид и Критий – оказались на первых ролях волигархическом правительстве. Однако это был, без сомнения, опыт горький;разочарование вызвали методы интриг и насилия, пущенные в ход теми, к комуПлатон всегда питал доверие, Кульминационным событием, приведшим к полному разочарованию впрактической политике Афин стало осуждение Сократа к смерти в 399 году,ответственность за которое легла на демократов, вновь пришедших к власти.Итак, Платон решает держаться подальше от политики воинствующих невежд. После 399 г. Платон удаляется в Мегару вместе с другими ученикамиСократа, где они были приняты Евклидом, но не задерживается там слишкомдолго. В 388 г., в свои 40 лет, он посетил Италию. Ранее он побывал также вЕгипте и в Кирене, но об этих путешествиях он умалчивает в своейавтобиографии (Письмо VII). И этого Письма мы узнаем, что в Италии онзнакомится с пифагорейцами, в частности, с Архитом. Затем он отправляетсяна Сицилию, в Сиракузы по приглашению тирана Дионисия I. Понятно егожелание внушить тирану идеал правителя-философа, который он основательноразработал в диалоге «Горгий» еще до путешествия. Однако очень скоровозникли неприязненные отношения с тираном и его, зато, напротив,завязалась дружба и понимание с Дионом, родственником тирана, в ком Платонпо-прежнему не отчаивался найти достойного ученика и в будущем философа натроне. Между тем гнев Дионисия достиг такого накала, что он как раба продалПлатона спартанскому послу в Эгине. Возможно, все было проще: высаженный вЭгине, находившейся в войне с Афинами, Платон почувствовал себя рабом потому, как с ним обращались. Но, по счастью, скоро он был освобожденАнникеридом из Кирены, который нашел его в Эгине. По возвращении в Афины Платон основывает Академию (в гимна-сии,расположенной в парке, посаженном в честь героя Академа), о чем впервыезаявлено в диалоге «Менон». Академия утвердилась очень быстро и сталасобирать множество молодых и не очень молодых талантливых людей. В 367 г. до н.э. Платон снова отправляется на Сицилию, где вслед заумершим Дионисием I воцаряется его сын Дионисий II, который, по мнениюДиона, куда более отца благорасположен к проектам Платона. Впрочем, скоровыясняется, что одним лыком шиты и сын, и отец. Дион по обвинению взаговоре сослан, Платона ждала участь узника. И лишь по причине своейзанятости военными приготовлениями Дионисий, в конце концов, позволилПлатону вернуться на родину. В 361 г. предпринят третий вояж на Сицилию. В Афинах Платон нашелбежавшего туда Диона, которого ему удается убедить принять настойчивыеприглашения Дионисия. Тиран снова возжелал иметь при дворе философа, дабыукрепить себя в познаниях и мудрости. Платон едет с Дионом, надеясьутвердиться в Сиракузах. И вновь его ждет расплата за наивную веру визменение природы тирана, на этот раз едва ли не ценой жизни. И лишьблагодаря Архиту и тарантинам Платону удалось спастись. В 357 г. Дионпришел все же к власти, однако править Сиракузами долго ему не довелось, в353 г. он был убит. В 360 г. Платон вернулся в Афины и не расставался с Академией до своейсмерти, наступившей в 347 г. до н.э.«Государство». Введение. Самый важный диалог Платона «Государство» состоит в общем из трехчастей. В первой части (до конца пятой книги) обсуждается вопрос опостроении идеального государства – это самая ранняя из утопий. В этойчасти результатом рассуждения является мысль, состоящая в том, чтоправителями в идеальном государстве должный являться философы. Определениюслова философ посвящена вторая часть – книги шестая и седьмая. В третьей части обсуждаются различного рода государственныеустройства, их достоинства и недостатки. Формальная цель «Государства» заключается в том, чтобы определить«справедливость». Но уже на ранней стадии было решено, что поскольку легчеувидеть любую вещь в большом, чем в малом, то будет лучше исследовать то,что составляет справедливое государство, чем то, что составляетсправедливого индивида. И, поскольку справедливость должна иметь местосреди атрибутов самого лучшего воображаемого государства, надо сначалаобрисовать такое государство, а затем решать, какие из его совершенствследует назвать «справедливостью». Прежде чем рассмотреть «идеальное» государство Платона, необходимопонять, какие государства он относил к отрицательному типу, что в ужесуществующих государствах не устраивало автора принципиально. В трактате«Государство» Платон пишет о том, что главная причина порчи обществ игосударств (которые когда-то, во времена «золотого века» имели«совершенный» строй) заключена в «господстве корыстных интересов»,обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этимосновным недостатком Платон подразделяет все существующие государства начетыре разновидности в порядке увеличения, нарастания «корыстныхинтересов» в их строе. 1. Тимократия – власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранилачерты «совершенного» строя. В государстве такого типа правители и воиныбыли свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое вниманиеуделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление кобогащению, и «при участии жен» спартанский образ жизни переходит вроскошный, что обуславливает переход к олигархии. 2. Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкоеразделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможнойсовершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, потеории Платона, приводит к ее перерождению в демократию. 3. Демократия. Демократический строй еще более усиливаетразобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания,кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновениюнаихудшей государственной системы – тирании. 4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишкомсильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь:избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства,вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана. Отрицательные формы государственной власти Платон противопоставляетсвоему видению «идеального» общественного устройства.Теория идей. Как уже было отмечено выше, одним из выводов в ходе рассужденияплатоновского Сократа является мысль о главенстве философов в государстве.Чтобы понять в полной мере смысл, который вкладывается в это понятие,следует затронуть теорию идей Платона. Этой теории посвящена часть диалога с середины пятой книги и до концаседьмой. Именно здесь содержится ответ на вопрос кто такой философ ввидении Платона. Согласно этимологии, философ – это человек, любящий мудрость, что,однако, не равнозначно любящему знание, то есть любознательному человеку –вульгарное любопытство не делает человека философом. Дополняя это, Платонговорит, что философ – это человек, который любит «созерцать истину». Далеераскрывается и это понятие – «созерцать истину». Например, человек, который любит прекрасные вещи (слушает музыку,знает живопись) не является философом, потому что он любит лишь прекрасныевещи, тогда как философ любит прекрасное само по себе. Человек, которыйлюбит лишь прекрасные вещи живет во сне, тогда как человек, который знаетабсолютно прекрасное, живет наяву. Первый обладает лишь мнением, второй –знанием. Разница между этими двумя понятиями выражается в следующем: человек,обладающий знанием, имеет знание о чем-то, то есть о чем-то, чтосуществует, так как то, что не существует, есть ничто. Таким образом,знание непогрешимо, поскольку логически невозможно, чтобы оно былоошибочным. Но мнение может быть ошибочным. Как же это возможно? Не можетбыть мнения о том, чего нет, потому что это невозможно; не может бытьмнения о том, что есть, так как это было бы знанием. Поэтому мнение должнобыть одновременно о том, что есть и чего нет. Но тогда возникает вопрос, как такое может быть? Ответ гласит, чтоотдельные предметы всегда включают в себя противоположные свойства: то, чтопрекрасно, является также в некоторых отношениях безобразным; то, чтосправедливо, бывает в некоторых отношениях несправедливым и т.д. Всеотдельные чувственные объекты, как утверждает Платон, обладают этимпротиворечивым характером; они являются, таким образом, промежуточнымимежду бытием и небытием и пригодны в качестве предметов мнения, но незнания. Таким образом, можно заключить, что мнение о мире представленочувствам, тогда как знание относится к сверхчувственному вечному миру;например, мнение относится к отдельным прекрасным предметам, знание жеотносится к прекрасному самому по себе. Единственный выдвинутый аргумент состоит в том, что будетпротиворечием самому себе предполагать, что то или иное явление может бытьодновременно прекрасным и непрекрасным или одновременно справедливым инесправедливым и что, тем не менее, отдельные явления, по-видимому,сочетают такие противоречивые свойства. Поэтому отдельные вещи нереальны. Итак, собственно теория идей. Эта теория является частично логическойи частично метафизической. Логическая часть ее имеет дело со значениемобщих слов. Имеется много отдельных животных, о которых мы можем точносказать: «Это кошка». Обычно люди подразумевают под словом «кошка» нечтоотличное от каждой отдельной кошки. По-видимому, какое-либо животноеявляется кошкой потому, что оно разделяет общую природу, свойственную всемкошкам. Язык не может обойтись без таких общих слов, как «кошка», и такиеслова, очевидно, не являются бессмысленными. Но если слово «кошка» означаетчто-либо, то оно означает что-то, не являющееся той или этой кошкой, апредставляющее собой нечто вроде универсальной кошачности. Она не родилась,когда родилась отдельная кошка, и не умрет вместе со смертью отдельнойкошки. На самом деле она не имеет места в пространстве или времени: она«вечна». Это логическая часть теории, независимая от метафизической частиэтой теории. Согласно метафизической части, слово «кошка» означает некоторуюидеальную кошку, кошку, созданную Богом и единственную в своем роде.Отдельные кошки разделяют природу кошки, но более или менее несовершенно.Только благодаря этому несовершенству может быть много кошек. Идеальнаякошка реальна; отдельные кошки являются лишь кажущимися. Так вот только об этой одной кошке, созданной Богом, возможно знание,но в отношении многих кошек может быть лишь мнение. Философа как таковогобудет интересовать лишь одна идеальная кошка, а не многие кошки,обнаруживаемые в чувственном мире. Он будет испытывать некоторое равнодушиек обыкновенным мирским делам. Таким образом, юноша, способный стать философом, будет выделятьсясреди своих товарищей как справедливый и кроткий, любящий ученье,обладающий хорошей памятью и, естественно, гармоничным умом. Такой юношадолжен быть воспитан, чтобы стать философом и стражем.Идеальное государство. Итак, Платон начинает с того, что решает разделить граждан на трикласса: простых людей, воинов и стражей. Только последние должны обладатьполитической властью. Стражей должно быть значительно меньше, чем людей,принадлежащих к первым двум классам. По-видимому, в первый раз они должныизбираться законодателем; после того их звание обычно переходит понаследству; но в исключительных случаях подающий надежды ребенок можетвыдвигаться из одного из низших классов, тогда как среди детей стражейребенок или молодой человек, не отвечающий требованиям, может быть исключениз этого класса. Основной проблемой по мнению Платона, является обеспечение того, чтобыстражи осуществляли намерения законодателя. С этой целью он вносит разныеПредложения, касающиеся образования, экономики, биологии и религии. Невсегда ясно, насколько эти предложения относятся к другим классам, кроместражей; ясно, что некоторые из них относятся к воинам, но Платон восновном интересуется лишь стражами, которые должны являться обособленнымклассом. Прежде всего следует рассмотреть образование, которое делится на двечасти – музыку и гимнастику. И та, и другая имеют у Платона более широкийсмысл, чем в настоящее время: «музыка» означает все, что входит в областьмуз, «гимнастика» означает все, что связано с физической тренировкой иподготовкой. «Музыка» почти так же широка, как то, что мы называем«культурой», а «гимнастика» представляет собой нечто более широкое, чем то,что мы называем «атлетикой». Воспитание должно, по-видимому, прежде всего развивать у детей такиекачества, как серьезность, соблюдение внешних приличий и мужество. Должнасуществовать строгая цензура над литературой, которую молодежь могла читатьс самого раннего возраста, и над музыкой, которую ей позволялось слушать.Матери и няни должны рассказывать детям только разрешенные рассказы. ЧтениеГомера и Гесиода не следует допускать в силу ряда причин. Во-первых, ониизображают богов, которые время от времени себя плохо ведут, чтонепедагогично: молодежь следует учить, что зло, никогда не исходит отбогов, так как Бог является творцом не всех вещей, но лишь хороших вещей.Во-вторых, у Гомера и Гесиода некоторые вещи рассчитаны на то, чтобывызвать у читателей страх смерти, тогда как воспитание должно любой ценойзаставить молодежь желать умереть в сражении. В-третьих, соблюдение внешних приличий требует, чтобы никогда не былогромкого смеха, однако Гомер говорит о «неистощимом смехе благословенныхбогов». Как школьный учитель будет эффективно порицать веселье, если юношисмогут цитировать этот отрывок? В-четвертых, у Гомера имеются отрывки,восхваляющие богатые пиры, а также отрывки, описывающие вожделения богов;такие отрывки отбивают охоту к умеренности. Не должно быть рассказов, вкоторых дурные люди счастливы, а хорошие несчастливы: моральное влияниетаких рассказов могло бы оказаться самым гибельным для восприимчивых умов.В силу всего этого следует осудить поэтов. Далее идет речь о цензуре музыки (в современном смысле). Лидийские иионийские гармонии следует запретить, во-первых, потому, что они выражаютпечаль, во-вторых, потому, что они расслабляют. Следует допускать толькодорийские (для мужества) и фригийские (для умеренности). Допускаемые ритмыдолжны быть простыми и выражать мужественную и гармоничную жизнь. Тренировка тела должна быть очень суровой. Никто не должен есть рыбуили мясо иначе, как в жареном виде, и не должно быть ни соусов, никондитерских изделий. Люди, воспитанные согласно этим его правилам, говоритПлатон, не будут нуждаться во врачах. Что касается экономики, Платон предлагает ввести для воиноврадикальный коммунизм. Они должны иметь небольшие дома и есть простую пищу;они должны жить, как в лагере, обедая в общих столовых; они не должны иметьчастной собственности, кроме совершенно необходимого. Золото и серебродолжны быть запрещены. Хотя они не богаты, но ничто не препятствует им бытьсчастливыми; целью же города является счастье целого города, а не счастьеодного класса. И богатство, и бедность вредны, и в городе Платона не будетни того, ни другого. Имеется любопытный аргумент о войне: легко будетприобретать союзников, поскольку наш город не захочет брать никакой доли извоенной добычи. С притворной неохотой платоновский Сократ применяет свой коммунизм ксемье. Друзья, говорит он, должны иметь все общее, включая женщин и детей.Он допускает, что это представляет трудности, но не считает ихнепреодолимыми. Во-первых, девушки должны получать точно такое жевоспитание, как и юноши, изучая музыку, гимнастику и военное искусствовместе с юношами. Женщины должны обладать во всех отношениях полнымравенством с мужчинами. Одинаковое воспитание, которое делает мужчинхорошими стражами, сделает и женщин хорошими стражами. Законодатель, избрав в качестве стражей некоторых мужчин и женщин,прикажет, чтобы они жили в общих домах и питались за общим столом. Брак,как сказано выше, будет радикально преобразован. На некоторых празднествахневест и женихов будут соединять, как их учат верить, якобы по жребию втаком количестве, которое необходимо для сохранения постоянной численностинаселения; но на самом деле правители города будут производить манипуляциюс жребиями, исходя из евгенических принципов. Они будут устраивать так,чтобы лучшие производители имели больше всего детей. Все дети будут послерождения отбираться у своих родителей, и будут приняты серьезные мерыпредосторожности, чтобы родители не знали, которые дети являются их детьми,а дети не должны знать, кто их родители. Детей с физическими недостатками идетей худших родителей «станут скрывать как следует в тайном и неизвестномместе». Детей, родившихся от союзов, не санкционированных государством,следует считать незаконными. Матери должны быть в возрасте от двадцати досорока лет, отцы – от двадцати пяти до пятидесяти пяти. Вне этого возрастаобщение между полами должно быть свободным; но принудительными являютсяаборт или детоубийство. Против браков, устраиваемых государством,заинтересованные стороны не имеют права возражать; они должныруководствоваться мыслью о своем долге перед государством, а не какими-либозаурядными чувствами, которые обычно прославляли изгнанные поэты. Поскольку ребенок не знает, кто его родители, он должен называтьотцом каждого мужчину, который по возрасту мог бы быть ему отцом; это такжеотносится к матери, брату, сестре. Предполагается, что чувства, связываемые в настоящее время со словами«отец», «мать», «сын» и «дочь», будут все еще связываться с ними и приновых порядках, устанавливаемых Платоном; например, молодой человек небудет бить старика, потому что этот старик мог бы оказаться его отцом. Основная мысль состоит, конечно, в том, чтобы свести к минимумучастнособственнические чувства и таким образом устранить препятствия,стоящие на пути к господству духа общественности, так же, как и обеспечитьмолчаливое согласие с отсутствием частной собственности. Рассматривая теологический аспект данной системы, Платон ясно говорит,что ложь должна быть исключительным правом правительства точно так же, какправо давать лекарство является исключительным правом врача. Правительство,как мы уже видели, должно обманывать людей, делая вид, что оно устраиваетбраки по жребию, но это не является делом религии. Должна быть «одна царская ложь», которая, как надеется Платон, можетобманывать правителей, но остальных жителей города будет обманывать в любомслучае. Эта «ложь» рассматривается далее с пространными подробностями.Наиболее важной частью ее является догмат, что Бог создал людей трехсортов; самые лучшие сделаны из золота, менее лучшие – из серебра и простаятолпа – из меди и железа. Сделанные из золота пригодны для того, чтобы бытьстражами, сделанные из серебра должны быть воинами, остальные должнызаниматься физическим трудом. Обычно, но ни в ком случае не всегда, детибудут принадлежать к тому же сословию, к которому принадлежат их родители;когда они не принадлежат к этому сословию, их следует соответственноповышать или понижать. Считается едва ли возможным заставить настоящеепоколение поверить в этот миф, но следующее и все следующие за нимпоколения можно так воспитать, чтобы они не могли усомниться в этом мифе. Определение справедливости, которое является формальной целью всегообсуждения, достигается в четвертой книге. Нам говорят, что справедливостьсостоит в том, что каждый выполняет свою собственную работу и невмешивается в чужие дела: город справедлив, когда купец, наемник и страж –каждый выполняет свою собственную работу, не вмешиваясь в работу другихклассов. Слово «справедливость», как оно еще употребляется до сих пор вправе, более подходит к концепции Платона, чем слово «справедливость»,используемое в политических спекуляциях. Под влиянием демократическойтеории мы стали ассоциировать справедливость с равенством, тогда как дляПлатона она не имела такого значения. «Справедливость», в том смысле, вкаком она является почти синонимом «права», как, например, когда мы говоримо «суде», касается главным образом прав собственности, которые не имеютникакого отношения к равенству. Первое определение «справедливости»,предложенное в начале «Государства», гласит, что она состоит в уплатедолгов. Это определение вскоре оставляется как несоответствующее, но кое-что от него остается и в конце.Заключение. Государство Платона, в противоположность современным утопиям, былозадумано для того, чтобы осуществить его на практике. Это не было такфантастично или невозможно, как могло бы, естественно, показаться. Многиеиз его предположений, включая те, которые сегодня должно бы считатьсовершенно неосуществимыми на практике, были фактически реализованы вСпарте. Пифагор пытался осуществить правление философов, а во временаПлатона пифагореец Архит пользовался политическим влиянием в Тарасе(современный Таранто), когда Платон посетил Сицилию и Южную Италию. Длягородов было обычной практикой использование какого-либо мудреца длясоздания своих законов. Солон сделал это для Афин, а Протагор – для Фурии.В те дни колонии были совершенно свободны от контроля своих городов-метрополий, и группа платоников вполне могла бы учредить государствоПлатона на берегах Испании или Галлии. К сожалению, судьба привела Платонав Сиракузы, большой торговый город, который был занят безнадежными войнамис Карфагеном; в такой обстановке никакой философ не мог бы достичь многого.В следующем поколении возвышение Македонии сделало все малые государстваустаревшими, а все политические эксперименты в миниатюре – совершеннобесплодными.Список литературы1. Платон. Собрание сочинений в 3-х тт. — М., 1971 г.2. Бертран Рассел. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трех книгах. Издание 3-е стереотипное. – М. Академический Проект, 2000. – 762 с.3.-----------------------Государственный Университет Управления Институт национальной и мировой экономики Кафедра философии

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат По дисциплине «Философия» На тему: «Идеальное государство Платона» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Жизнь и философия Платона...

Реферат По дисциплине «Философия» На тему: «Идеальное государство Платона» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Жизнь и философия Платона...

Реферат По дисциплине «Философия» На тему: «Идеальное государство Платона» iconРеферат по философии на тему: “философия платона”

Реферат По дисциплине «Философия» На тему: «Идеальное государство Платона» iconУчение Платона о государствеПлан реферата Проблема государственного...

Реферат По дисциплине «Философия» На тему: «Идеальное государство Платона» iconРеферат по дисциплине философия на тему: «Философия Нового времени...

Реферат По дисциплине «Философия» На тему: «Идеальное государство Платона» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Государство Платона Проблема...

Реферат По дисциплине «Философия» На тему: «Идеальное государство Платона» iconКурсовая работа по дисциплине «Философия» На тему «Философия природы»

Реферат По дисциплине «Философия» На тему: «Идеальное государство Платона» iconФилософия и наука
Тимей” и “Государство” (книга 10-я) Платона. "Физика" и "О небе" Аристотеля, рабо­ты Дж. Бруно "О причине, начале и едином", "О бесконечности...

Реферат По дисциплине «Философия» На тему: «Идеальное государство Платона» iconРеферат по дисциплине: «Философия» на тему: «Диалектика сознательного и бессознательного»

Реферат По дисциплине «Философия» На тему: «Идеальное государство Платона» iconРеферат по курсу «Философия» на тему: «Современная западная философия»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<