Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине «Основы менеджмента»




НазваниеМетодические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине «Основы менеджмента»
страница1/8
Дата публикации23.01.2014
Размер0.85 Mb.
ТипМетодические указания
uchebilka.ru > Право > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8
Украинско-российский институт

(филиал) в г. Чернигове Государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный открытый университет»

Кафедра менеджмента
Методические указания

для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы

по дисциплине
«Основы менеджмента»

для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»

Составители:

Дорош М.С.,

к.т.н., доцент,

Свириденко А.И.,

старший преподаватель,

Волошин П.Д.,

старший преподаватель.

Чернигов, 2010

Украинско-российский институт

(филиал) в г. Чернигове Государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный открытый университет»
Кафедра менеджмента
Методические указания

для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы

по дисциплине
«Основы менеджмента»

для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»
Утверждено

на Ученом совете

УРИ (филиала)

в г. Чернигове

ГОУ ВПО МГОУ

Протокол № 7

от 28.09.2010 г.


Чернигов, 2010

Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине: «Основы менеджмента» для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» / Сост.: Дорош М.С., Свириденко А.И., Волошин П.Д. – Чернигов: УРИ (филиал) в г. Чернигове ГОУ ВПО МГОУ, 2010 г. – 62 стр.

Составители: Дорош М.С.,

к.т.н., доцент,

Свириденко А.И.,

старший преподаватель,

Волошин П.Д.,

старший преподаватель.
Рецензент: Кичко И.И.

к.э.н., доцент
Корректор: Горшенина А.Л.


Одобрено и принято решением заседания кафедры «Менеджмент» факультета «Менеджмент и экономическая политика» УРИ (филиал) в г. Чернигове ГОУ ВПО МГОУ к изданию в качестве учебного пособия для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине: «Основы менеджмента» для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации».

ВВЕДЕНИЕ

Основная цель изучения дисциплины - формирование у обучающихся знаний и умений в области теории и практики управления хозяйственными организациями в современных социально-экономических условиях развития.

^ Предмет менеджмента как науки управления охватывает исследование законов и закономерностей жизнедеятельности организаций и отношений между работниками в процессе управления.

^ Задачи изучения дисциплины состоят в следующем:

- дать студенту, будущему специалисту в области менеджмента, глубокие и систематизированные знания о сущности менеджмента и содержании, о внутренней и внешней среде в управлении, организационных формах и структуре управления;

- рассмотреть теоретические основы менеджмента и его современное состояние, цели и функции теории управления, а также проблемы менеджмента в условиях перехода к рыночным отношениям;

- рассмотреть общенаучные методы теории управления, методы управленческого воздействия, методы решения управленческих проблем и реализации функций менеджмента;

- научить студента понимать процессы на предприятии;

- выработать у студента способность комплексно понимать организацию;

- овладение практическими навыками решения наиболее часто встречающихся задач в области менеджмента.

Курс является фундаментом для таких дисциплин, как: «Маркетинг», «Стратегический менеджмент», «Управление персоналом», «Инновационный менеджмент», «Антикризисное управление», «Управление качеством». В свою очередь, качественное освоение менеджмента основывается на фундаменте, который закладывается в социально-гуманитарных и других общепрофессиональных дисциплинах, а именно «Экономическая теория», «Социология», «Культурология», «Философия», которые формируют у студентов понимание основных понятий и категорий, важных для успешного освоения менеджмента.

Методические указания для проведения практических занятий составлены в соответствии рабочей программой курса «Основы менеджмента».


Тема 1. Менеджмент. Основные понятия

Вопросы для обсуждения:

  1. Объект и предмет управленческой деятельности.

  2. Основные элементы объекта управленческой деятельности.

  3. Система управления. Структура управленческой деятельности.

  4. Элементы процесса управления.

  5. Содержание понятия «менеджмент».

  6. Базовые понятия менеджмента.

  7. Виды и функции менеджмента.

  8. Методы управленческой деятельности и принципы их реализации.

  9. Место дисциплины в системе профессиональных знаний специалиста.

  10. Место менеджмента среди научных дисциплин.


Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Содержание понятия «социальное управление».

  2. Менеджмент: наука или искусство?

  3. Роль менеджера в современном обществе.

  4. Отличительные черты управляющего.

  5. Есть ли отличия понятия «менеджмент» и понятия «управление»?


Задания для индивидуальной работы

Темы рефератов:

  1. Менеджмент как наука, практика, искусство.

  2. Социальная ответственность менеджмента.

  3. Предпосылки появления понятия «менеджмент».



Ситуация для анализа:

«Современная этика: дело Э. Ф. Хаттона»

2 мая 1985 г. Уолл-Стрит впал в состояние шока, узнав, что пятая в США по величине брокерская фирма «Э.Ф. Хаттон энд Ко.» признана виновной в 2000 подделок почтовых и телеграфных отправлений. Фирма согласилась уплатить штраф в размере 2 млн. долл., возместить издержки в связи с государственным расследованием и возместить убытки банкам, ставшим жертвами мошенничества. Фирма призналась в систематическом завышении остатков на своих счетах в 400 банках и получении таким путем для краткосрочного использования 10 млрд. долл. без выплаты процентов. Фирма избежала продолжительного судебного процесса, признав себя виновной. Однако широко распространившаяся информация о случившемся повредила прекрасной до того времени репутации фирмы. Вскоре после признания своей вины она начала терять клиентов.

В дополнение к обвинениям в уголовном преступлении, гражданская жалоба была направлена и против процедур, которые, по мнению министерства юстиции, были незаконными и широко применяемыми другими компаниями тоже. Это стало ясным предупреждением министерства юстиции другим компаниям — недопустимо выписывать чеки на неинкассированные суммы.

Министерство юстиции в своих обвинительных материалах не назвало по имени ни одного виновного, хотя, по словам прокурора, в мошенничестве участвовали 25 работников фирмы. По сообщениям, государство решило не наказывать конкретных лиц, поскольку потребовался бы длительный судебный процесс и действовал скорее «корпоративный механизм», а не группа сговорившихся между собою преступников.

Фирма наняла бывшего министра Гриффина Белла для анализа своей практики контроля и регулирования денежных операций. Его отчет был, однако, раскритикован многими сторонними наблюдателями. Отчет, как показалось, дополнительно запутал ответ на вопрос, кто же конкретно в руководящем звене отвечает за злоупотребления. Высшее руководство фирмы побуждало начальников отделений увеличивать доходы от системы контроля и регулирования денежных операций. Тех, кто добивался этого, хвалили. Однако в период расследования высшее руководство утверждало, что начальники отделений действовали так без ведома высшего звена. Внутренняя документация показала, что руководители высшего уровня, в том числе президент фирмы Джордж Болл, могли знать о крупных овердрафтах. Однако в отчете Белла утверждалось, что Болла нельзя считать за это ответственным, поскольку контроль и регулирование денежных операций не были в его ведении, а сам он не сделал ничего противозаконного. Ревизорская фирма «Артур Андерсен энд Ко.» ранее проанализировала систему контроля и регулирования денежных операций на фирме «Э. Ф. Хаттон» и запросила письменное мнение относительно легальности такой системы у поверенного фирмы. От имени компании тот отказал в ответе, но настаивал на законности указанных действий.

У многих возникли сомнения в правоте министерства юстиции, обвинившего фирму в целом, но не ее конкретных работников. Помощник генерального прокурора США Элберт Мюррей, выполнявший длительное расследование для министерства юстиции, сказал: «Оказалось исключительно трудно доказать, что люди из главной конторы знали о происходившем, поскольку руководители региональных и отраслевых отделений наделены значительной свободой в выборе способов ведения своих операций». Он указал также, что не хотел формирования ситуации, в которой «несколько человек понесли бы наказание за методы, ставшие результатом распространившейся в компании философии». Некоторые специалисты министерства считают, что сотрудников корпорации нельзя обвинять в преступлениях, если они не имеют личной выгоды от незаконных операций. Другие же полагают, что таким путем министерство юстиции хочет заключить сделку с теми, кто совершает серьезные корпоративные преступления. Профессор права Ллойд Уэйнреб из Гарвардского университета заявил: «Есть смысл в том, чтобы не судить такие дела слишком сурово, когда их проворачивают люди в тройках и дорогих галстуках».

Дело фирмы «Э.Ф. Хаттон» показывает, что общество обращает внимание и на этику, и на жесткое соблюдение законов, и потому руководителям корпораций следует придерживаться наивысших стандартов ответственности.

Вопросы:

1. Сотрудники министерства юстиции решили обвинить только фирму «Э.Ф. Хаттон», а не хотя бы одного из ее конкретных работников в преступлениях. Согласны вы с таким решением или считаете, что конкретные виновники должны отвечать за свои действия? Поясните свой ответ. Что фактически сообщает принятое решение работникам фирмы «Э.Ф. Хаттон» и других компаний?

2. Согласны ли вы с тем, что Болла нельзя считать ответственным, поскольку контроль и регулирование денежных операций находились вне его ведома и он не контролировал бухгалтерско-ревизорскую систему? Поясните свой ответ.

3. Когда ревизорской фирме было отказано в ответе на запрос о законности установившейся системы, что она могла бы предпринять?

4. По словам Болла, отчет Белла показал, что он ничего не знал о противозаконных действиях. Означает ли это, что отсутствовали неэтичные действия? Какова разница между теми и другими?

5. Какие, хотя бы отдельные, добровольные действия могла бы предпринять фирма «Э.Ф. Хаттон», чтобы стать более социально ответственной организацией?

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине «Основы менеджмента» iconМетодические указания для проведения практических занятий, самостоятельной...
Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине: «Инновационный...

Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине «Основы менеджмента» iconМетодические указания для проведения практических занятий, самостоятельной...
«Мировая экономика», 080502 «Экономика и управление на предприятиях электроэнергетики»

Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине «Основы менеджмента» iconМетодические указания для проведения практических занятий, самостоятельной...
Методические указания для выполнения и защиты курсовых работ по дисциплине «Антикризисное управление» для студентов специальности...

Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине «Основы менеджмента» iconМетодические указания для проведения практических занятий, самостоятельной...
«Антикризисное управление» для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» / Сост.: Косач И. А.,Дорош М. С., Миргородская...

Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине «Основы менеджмента» iconМетодические указания для проведения практических занятий, самостоятельной...
«Бухгалтерский учет» для студентов специальностей «Менеджмент организации», «Экономика и управление на предприятии электроэнергетики»,...

Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине «Основы менеджмента» iconМетодические указания для проведения практических занятий, самостоятельной...
«Инновационный менеджмент» для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» / Сост.: Полякова О. В., Басенко К. А., Горшенина...

Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине «Основы менеджмента» iconМетодические указания для проведения практических занятий по дисциплине «Логистика»
Методические указания для проведения практических занятий по дисциплине «Логистика» (для студентов и слушателей заочной формы обучения...

Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине «Основы менеджмента» iconМетодические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Основы бизнеса»
Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Основы бизнеса» (для студентов, обучающихся по направлению...

Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине «Основы менеджмента» iconМетодические указания для проведения практических занятий, самостоятельной...
В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической...

Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине «Основы менеджмента» iconМетодические указания и задания для практических занятий по дисциплине...
Методические указания и задания для проведения практических занятий по дисциплине «Теория бухгалтерского учета» для студентов специальности...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<